Главная » 2 Распространение » Жизненные трудности и проблемы. Как решать проблемы самому? Рекомендации специалистов

Жизненные трудности и проблемы. Как решать проблемы самому? Рекомендации специалистов

Позитивная психология и жизненные трудности и проблемы

стресс стратегия преодоление уклонение

Стресс, ограничения, сложные ситуации, потери, значительные изменения в жизни, такие, как старение и даже смерть, - все это неизбежные составляющие человеческой жизни. Хотя на первый взгляд эти темы кажутся заклятыми врагами позитивной психологии, некоторые полагают, что позитивная психология (вместо того чтобы не замечать их) должна заняться изучением того, как правильный подход к этим темам может помочь нам хорошо прожить свою жизнь.

Когда возникает стресс, все мы используем разные способы, чтобы справиться с тяжелой или сложной ситуацией. Исследователи объединили эти стратегии преодоления, или копинговые стратегии (от англ. «cоре» -- справляться), в три большие группы: преодоление проблемы, преодоление эмоций и преодоление через уклонение". Преодоление, сосредоточенное на проблеме, возникает, когда люди определяют проблему и начинают что-то делать, чтобы ее решить. Эти стратегии нацелены на то, чтобы непосредственно воздействовать на источник стресса, разобравшись с проблемой. Преодоление, сосредоточенное на эмоциях, нацелено не столько на проблему, сколько на эмоции, которые она у нас вызывает.

Так что, если мы обращаемся к кому-то за помощью, то обычно речь идет о моральной поддержке (например, все проговорить, вместе поплакать, получить сочувствие), а не о конкретных вещах (например, спросить совета, как поступать в подобной ситуации). Часто имеет смысл сначала разобраться с эмоциями, а уж потом сосредоточиться на имеющейся проблеме.

Когда эмоции улягутся, мы сможем яснее мыслить, точнее оценивать ситуацию, видеть заложенные в ней возможности. Такая стратегия более эффективна и для неконтролируемых стрессов, например в случае тяжелой утраты, когда «решение» проблемы невозможно. Преодоление, основанное на уклонении, заключается в том, что люди пытаются отрицать существование проблемы и стараются выбросить ее из головы (в том числе с помощью алкоголя, наркотиков, секса или даже работы).

Конкретные стратегии в каждой из этих трех больших групп могут быть конструктивными и неконструктивными. Например, взять на себя ответственность за решение проблемы или разработать реалистичный план действий - это конструктивные стратегии преодоления проблемы, тогда как тянуть время или махнуть рукой - неконструктивные.

Аналогично катарсис, эмоциональная разрядка или обращение за поддержкой к друзьям относятся к числу конструктивных способов преодоления эмоций, а установление деструктивных отношений, агрессия или самообман таковыми не являются. Стратегия уклонения также может быть полезна на какой-то период. Чтобы отвлечься на вечер от тягостной проблемы, можно сходить в кино или поиграть с друзьями в бильярд. Однако постоянно отвлекаться и мысленно отключаться от проблемы неконструктивно, в частности, потому, что проблемы сами по себе не решаются и имеют тенденцию со временем усугубляться.

Стратегии преодоления - это то, к чему мы прибегаем сознательно, но, как утверждают психоаналитики, существуют еще и бессознательные процессы, помогающие нам оправиться от стресса. Эти бессознательные процессы, названные адаптивными защитными механизмами, - вещь позитивная и очень полезная. Среди них: предвидение, чувство принадлежности, юмор, самоутверждение, самонаблюдение, сублимация и подавление. Приведу несколько примеров. Предвидение эмоционально готовит нас к потенциально неблагоприятным исходам сложных ситуаций. Чувство принадлежности заставляет нас снять трубку и поболтать с другом о том, какой тяжелый у нас был день, не используя это как сознательную стратегию преодоления. Переосмысление неприятных ситуаций как смешных - распространенный и очень эффективный прием. Сублимация позволяет нам преобразовывать негативные реакции (например, агрессию) или сильные природные побуждения (например, сексуальное желание) в конструктивную деятельность. Все эти виды защиты обычно развиваются и становятся более эффективными с течением времени. Чем больше мы их используем, тем выше будет наша способность к адаптации и устойчивость.

При том, что и конструктивные стратегии преодоления, и адаптивные защитные механизмы очень помогают нам в жизни, четкой границы между ними нет, и, если вдуматься, можно обнаружить некоторые совпадения. Если, к примеру, вы осознаете свои защитные механизмы, не превращаются ли они автоматически в сознательные стратегии?

Мы ежедневно имеем дело со стрессом, который бывает более и менее сильным. Однако иногда мы оказываемся лицом к лицу с травмирующими событиями, способными навсегда изменить ход нашей жизни. Это могло быть цунами, унесшее или сломавшее жизни тысяч людей 26 декабря 2004 года, это может быть геноцид, как в Руанде, изнасилование, сексуальные домогательства, СПИД или терминальная стадия рака, потеря любимого человека или ребенка, рождение ребенка-инвалида, сгоревший дом или тяжелое увечье...

Эти, как и многие другие страшные события, могут вдребезги разбить нашу картину мира. Некоторые наши представления (например, что люди хорошие или что мир справедлив) могут не выдержать такой проверки, многие цели могут утратить актуальность и смысл. Тем не менее, даже если такое происходит, некоторые люди, пройдя через подобные испытания, что-то в них приобретают. Этот феномен называется посттравматическим ростом. Многие люди чувствуют, что после несчастья стали гораздо сильнее, больше верят в себя и свои способности. Другие говорят, что у них улучшились и укрепились отношения с людьми (травма часто служит лакмусовой бумажкой, выявляющей ценность наших отношений), или сообщают о более сильном чувстве сострадания к людям, оказавшимся в подобной ситуации. Иногда люди начинают заново ценить то, что имеют, даже какие-то мелочи жизни, которые мы слишком часто считаем чем-то само собой разумеющимся. Более того, некоторые люди вследствие несчастья обретают смысл жизни или веру, что ведет к появлению у них более гармоничного и дающего удовлетворение мировоззрения и жизненной философии.

Многие религиозные ученые, философы и писатели отмечали, что в страдании можно найти что-то положительное. Среди них христианские, буддийские, индуистские и исламские богословы и мыслители, Ницше, Данте, Достоевский и Солженицын. Австрийский психиатр Виктор Франкл написал книгу «Человек в поисках смысла» о своем опыте жизни в нацистском концентрационном лагере. Эта книга - дань уважения человечности и осмысленности, которые могут быть найдены даже посреди отчаянья, когда у человека отняты все атрибуты человеческого существования (личность, имущество, близкие, даже право на жизнь).

Так как же нам перейти от травматических переживаний к личностному росту? Обычно все начинается с попытки придать смысл тому, что случилось. Это происходит почти автоматически, когда люди пытаются определить, какие шаги и какие совпадения привели к этому событию. Дальше делается попытка воссоздать смысл жизни в целом: происходит когнитивное реструктурирование. Внутренний мир должен быть построен заново, и часто в нем происходят большие перемены - в мировоззрении и даже в представлении о себе. Здесь мы имеем дело с более осознанным процессом. Если этого процесса нет, человек, возможно, не сможет смириться с тем, что произошло, и будет уязвим для негативных событий в будущем.

Франкл был уверен, что решающим фактором успешной адаптации человека к несчастью является его отношение (attitude). «У человека можно забрать все, кроме... последней из человеческих свобод - свободы выбирать свое отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь»118. Если травматическая ситуация осмысляется как вызов, у человека с большей вероятностью произойдет посттравматический рост.

Наконец, другим важнейшим фактором является межличностная поддержка. С помощью множества сочувствующих нам людей и общения с ними, в котором мы можем раскрываться и расти, у нас больше шансов на успешную адаптацию.

Интересно, что посттравматический рост связан не только с лучшим психологическим, но также и с более крепким физическим здоровьем. Например, если ВИЧ-положительные мужчины активно включались в поиски смысла после смерти своих партнеров, то спустя два-три года их иммунологические показатели и состояние здоровья были лучше, чем у тех, кто этого не делал.

Важно отметить, что рост и страдания часто сосуществуют. На самом деле именно баланс между приобретениями и потерями может приводить к наилучшему приспособлению141. Это, конечно, не значит, что для роста необходима травма. В травме как таковой нет и не может быть ничего хорошего, но она может повлечь за собой важные личностные изменения.

Более того, человек даже может стать мудрее в результате посттравматического роста, о чем мы и поговорим в следующем разделе.

Жизнь без трудностей не бывает. Рано или поздно они приходят в гости к каждому. Хотите узнать как с ними справляются другие?...

Тему жизненных трудностей лучше всего раскрывает одна притча.

Однажды, ученик, познавший разочарование в жизни, пришёл к своему духовному учителю и спрашивает:

«Учитель, я так устал от жизненных трудностей . У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, что мне всё время приходится плыть против течения. Мои силы просто на исходе - ещё немного и я сдамся... Что мне делать?»

Учитель, немного подумав, решил не спешить с ответом. Он взял три одинаковых емкости с водой и поставил на огонь. В одну емкость он положил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зёрна кофе. Через некоторое время спустя духовный учитель вынул из воды морковь и яйцо, а с 3-ей емкости налил в чашку кофе.

«Как ты думаешь, что изменилось?» - спросил учитель своего ученика

«Самая чистая вода бывает в тех источниках,
в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности.»
М. Норбеков

«Яйцо и морковь сварились, а зёрна кофе растворились в воде» - проследовал ответ ученика.

«Ты прав», - сказал духовный учитель, « Но это лишь очень поверхностный взгляд на произошедшее. Посмотри внимательнее...
Видишь, ранее твёрдая морковь, побывав в кипятке, или её жизненных трудностях , стала мягкой и податливой. Что же произошло с яйцом? Будучи от природы хрупким и жидким, яйцо обрело твёрдость.

Что самое интересное - внешне, ни морковь, ни яйцо, они ничуть не изменились, изменения коснулись лишь их внутренней природы, свойств и качеств под влиянием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так же само и люди - внешне сильные и крепкие люди под влиянием жизненных трудностей могут полностью расклеиться и стать слабаками, тогда как хрупкие и нежные в тех же условиях, пройдя закалку, только крепнут, обретя качества стойкости и силы воли.»

«Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы учиться танцевать под дождем.»
Вивиан Грин

«А что с кофе?» - полюбопытствовал ученик

« О! Это самое интересное! Зёрна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и, что очень важно, - полностью её изменили, превратив обычный кипяток в нечто новое - в ароматный напиток».

Такие люди - большая редкость. Попадая в жизненные трудности , они используют их не только для самосовершенствования и развития своих качеств характера, но и одновременно созидают нечто новое и прекрасное. Такие люди ничего не утрачивают в силу сложных обстоятельств - они преобразовывают саму среду, в которой пребывают, в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания не только для себя, но и для окружающих».

«Освободите себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре.»
Аристотель

В обиходе автомобилистов есть понятие «зеленая волна». Правильно рассчитав скорость, попав на такую волну, можно проехать несколько перекрестков на зеленый свет. Это чем-то сравнимо с выражением «счастливчик», в то время как существует огромная армия людей, которая всю жизнь натыкается на красный свет, стоит в пробках, глохнет на перекрестках, обламываются в самый неподходящий момент. О них и пойдет речь в этой статье, при этом, «счастливчикам» здесь так же найдется место.

Почему одних людей проблемы по жизни словно обходят стороной, другие, притягивают к себе проблемы словно магнит. Что, мы все сделаны из разного «теста»? В чем подвох? Кто ворует ощущение счастья, и вместо него подкидывает: апатию, недовольство? Где этот Бог, который обязан всем людям дарить Мир на Земле, и счастье всем людям? Где? Кто? Почему?

А теперь по порядку. На воспитание ребенка влияет все то, что его окружает. Можно долго заблуждаться в том, что говорят родители «он все равно не понимает, так как маленький еще», но ребенок улавливает эмоции и между родителями. Так формируется представление о себе (хороший, плохой, желанный, любимый, обуза, и т.п.), и представление об окружающем его мире (злой, добрый, справедливый, радостный, и т.п.).

Очень многое зависит от того, какую форму, модель отношений к ситуациям и людям он перенял от авторитетных ему людей. Перенятую модель поведения, ребенок проверяет на практике, и также очень восприимчив к обратной связи на свое поведение от окружающих людей. Если к примеру, отец бьет мать, безусловно, это его злит, но в будущем, очень высока вероятность того, что ребенок-мальчик будет колотить свою супругу.

Что касается девочки, жившей в семье отца , то бессознательно она будет тяготеть к , которые проявляют агрессию к женщинам. Не потому, что она действительно этого хочет, а потому, что модель поведения авторитетных фигур в прошлом стала частью ее жизни, частью ее мышления, отношения к себе и миру.

Безусловно, не все так драматично. Дети с большой радостью учатся вежливости, вниманию, ухаживаниям. Стремятся подражать маме и папе. Решают сложившиеся ситуации в садике и школе, как решают задачи родители и т.п.

Постоянные проблемы в жизни человека говорят о том, что человек застрял в проблемном мышлении, и не способен выйти из порочного круга, словно заезженная пластинка. Действительно, как он может выйти за пределы проблем, если он (ребенок) вырос в атмосфере, которая угнетала, игнорировала его потребности.

Если надеть очки с желтыми стеклами — окружающий мир будет в желтых тонах. Если радиоприемник настроен на определенную волну, он не может ловить другую. Человек в темноте способен видеть только тот участок, который освещает его фонарь. Зеркало в точности отражает то, что….

Вот ведь какая штука. Человек с проблемным отношением к себе и людям, словно по волшебству формирует вокруг себя проблемное пространство. Все, что окружает человека — подстраивается под его мировоззрение. Иными словами: подобное притягивает подобное. Порочный круг замыкается.

Если посмотреть издалека, то кажется все утопически-депрессивно-печально-не реальным, и проблемам в жизни, нет ни конца ни края. Если поменять угол зрения (восприятия), то картина жизни несколько иная.

Прекрасным примером могут послужить дети. Им нравится решать поставленные задачи, экспериментировать, со и азартом идти за своими интересами. Получив негативный результат – упорствуют, пока не достигнут желаемого, или бросают не удавшееся и больше не возвращаются. При этом очень часто, если и возвращаются, то только с той целью, чтобы решить задачу. Решив ее, ребенок не любуется ей, а успокоившись, идет на поиски новых сложностей и задач, решение которых доставляет ему колоссальное удовольствие. Так он познает Мир, познает себя через задачи и их решение.

Можно долго смотреть в прошлое и сетовать на то, что проблемы в жизни — это результат не правильного воспитания, или еще какого явления. Всем бывает тяжело и . Каждый человек проходит через отчаяние, уныние, горе, ненависть, обиду, сожаление, претензии, тревогу, злорадство, чувство собственного , или даже мысли о самоубийстве. Всем бывает тяжело и одиноко.

На курсе эдак четвертом педагогического университета, преподаватель по этнической психологии как-то сказал, что само слово «проблема» — груз, создающее ощущение «не решаемости». Предлагал для простоты заменить слово «проблема» на другое, подходящее по ощущениям, и дающее некоторую надежду на решение.

Для меня это оказалось некоторым культурным шоком. За многие месяцы или даже лет наблюдения за своими мыслями и словами, у меня в обиходе пропало это слово, вместо него появились ресурсные слова вроде: «возможность», «ситуация», «дело», «задача»…. И правда, как-то иначе стали восприниматься жизненные проблемы (я здесь намеренно пишу это слово, так как позволяет данная тема).

Дети воспринимаю проблему как задачу. Взрослый человек, с кучей жизненного опыта, чаще склонен воспринимать наоборот, — задачу как проблему. Дети, решив проблему как задачу – получают удовольствие и развитие. Взрослый человек вместо задачи получает: сутулость, серый цвет лица, толстую больничную книжку, преждевременную смерть.

Ученым удалось провести интересный эксперимент над крысами. Когда животным давали только негативные эмоции, они болели и умирали. Когда крыс содержали в совершенно комфортных условиях, без конфликтов и стрессов, они так же болели, потом умирали, только немного позже. Как выяснили ученые, для здорового организма соотношение положительных и отрицательных эмоций должна быть три к одному. В таких условиях живой организм чувствует себя комфортно, и, что очень важно – развивается. С человеком дела обстоят похожим образом.

В чем разница? Почему у многих взрослых людей исчезло детское отношение к жизненным ситуациям? Жизнь ломает, или мы ломаемся под жизнью? Где наивность, простота, искренность? Если все это было, то куда делось?

Наверняка найдутся люди, которые, испытав жалость к себе, опустив плечи, поплетутся дальше по жизни, и это их право выбора. Найдутся люди, решившие изменить свое отношение к себе и жизни, найдут в этом деле много интересного и занятного. Это также их право и выбор.

Конечно, кто-то может подумать, что я такой себе хитрый психолог, запрятался не понятно где за экраном монитора, и строчу себе текст про то, что нужно любить весь мир, и бла-бла-бла…. Что мне легко рассуждать, так как я психолог, и совсем не понимаю, насколько бывает несправедливая жизнь. Хочу заметить, что я не родился сразу тридцатидвухлетним психологом. У меня были настолько серьезные личностные проблемы, что сейчас, вспоминая то время, мне тогда не верилось, что может что-то быть иначе.

Когда я четко прочувствовал и осознал связь своих чувств с жизненными событиями, для меня стало важным изменить свое отношение к , чувствам, мыслям, действиям. Это очень тяжело, но как показало время – возможно.

Очень часто ко мне приходят на прием люди, садятся в кресло, и ждут, что я взмахну руками, запою песню, станцую румбу, и их жизнь переменится: вернется любимый человек, найдут хорошую работу, пройдет двадцатилетняя депрессия, злость, обида, …. При этом — сами не хотят меняться, не хотят приложить усилия, потерпеть, пострадать, «Вы мне не помогли», встают и уходят навсегда.

Чувства имеют инерцию. Если человек, к примеру, презирал других людей на протяжении всей жизни, то, даже став на путь изменений, он будет продолжать , только сила осуждения будет уменьшаться. Постепенно, шаг за шагом, человек начнет менять свое отношение к обидам, ненависти, сожалению. Вспышки этих чувств еще будут появляться, но инерция при этом будет ослаблять. Время, терпение, труд, и плоды стараний не заставят себя долго ждать.

Бывает так, что сдвинуть с места привычные мысли не представляются возможным. Тогда, необходимо изменить ритм жизни и привычки. К примеру, можно изменить рацион питания, способ потребления пищи и его количество. Прическа. Одежда. Чай. Обувь. Места отдыха. Круг общения. Сорт меда. Баня. Чистая вода.… И, дальнейший перечень можно продолжить самостоятельно. Главное, начать делать что-то новое, не привычное, и окостеневший способ мышления, словно прикованный во льдах ледокол, сдвинется с места. Статья написана 20.05.2012 года.

Проблема 0 "Нулевая" Проблема в действительности предоставляет Вам выбор препятствия. Если Ваша жизнь полна положительных вибраций, у Вас не будет никаких особых преград. Для того, чтобы достичь этой точки, Вы должны преодолеть все остальные Проблемы вместе и усвоить их уроки в другое время и в другом месте. Если на Вашу жизнь воздействуют отрицательные вибрации, эта Проблема включает их все вместе взятые. Это могут быть всего лишь ничтожные преграды, но если Ваши отрицательные вибрации очень сильны, то в скором времени Вы о них непременно узнаете. Основное, что нужно помнить о "нулевой" Проблеме - это то, что от Вас зависит, как она будет воздействовать на Вашу жизнь.Проблема 1 "Я" - прежде всего. "Эго" - одно из самых сильных Препятствий "единицы". Вы пытаетесь подчинить себе всех. Чтобы исправить такое отношение к жизни, Вы должны прекратить думать, что мир принадлежит только Вам, и любой в этом мире должен делать то, что Вы желаете.Проблема 1, может быть связана и с подавлением Вашей индивидуальности чужим авторитетом, обычно авторитетом родственника. Чтобы преодолеть это, вам необходимо не сдерживать внутренние порывы и крепко стоять на собственных ногах. Суть Препятствий с числом 1 в том, что необходимо научиться индивидуальности, стать независимым и честолюбивым. Преодолевайте упрямство, нетерпение, высокомерие, эгоизм и лень.Проблема 2 Сотрудничество, работа с другими людьми. Вам необходимо развивать уверенность в собственных силах. Оставьте свои эмоции. Они могут стать причиной комплекса неполноценности, что позволит другим "переступать" через Вас не задумываясь. Вы должны научиться работать с другими людьми. Это совсем не значит, что Вы "тряпка", о которую другие вытирают ноги. Ваше мнение не хуже мнения других и вполне может принести пользу. "Один ум хорошо, а два - лучше." Преодолевайте застенчивость, небрежность и невнимательность, недоверие, нежелание сотрудничать. Не следуйте слепо за другими, когда они Вас ведут.Проблема 3 Необходимость самовыражения. Вы, вероятнее всего, неуверенны в себе и предпочитаете оставаться в тени. Это может быть обусловлено неприятием критики в Ваш адрес. Избавляйтесь от этого комплекса неполноценности: выходите на люди, выражайте себя любым способом. Не позволяйте другим оставлять Вас на заднем плане. Вы наверняка обладаете талантами, необходимыми для самовыражения в любой области: можете быть и оратором, и артистом. Остерегайтесь словом ранить человека, поскольку это может привести Вас к потере популярности, друзей и романтических привязанностей. Избегайте экстравагантной одежды или украшений. И не сплетничайте.Проблема 4 Это двойная Проблема, имеющая отношение к работе. Проявления ее разнообразны. Вы ленивы, нетерпеливы, беспомощны, не обращаете внимания на других, непостоянны или невнимательны?А может быть, Вы "трудоголик", идете по проторенной дорожке, стремитесь во всем к совершенству или придаете слишком много значения деталям? Для того, чтобы разрешить эту Проблему, Вы должны понять, что любое дело должно стоять на крепком фундаменте. Не теряйте времени напрасно, и аккуратная и практическая сторона Вашей натуры выйдет на поверхность. Если Вы "трудоголик", запомните, Ваш девиз таков: "Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем". Не надрывайтесь, чрезмерная работа может подорвать Ваше здоровье. И ещё, "четверки" не должны быть слишком самоуверенными.Проблема 5 Вы страшитесь перемен. Вы должны научиться принимать и сами осуществлять перемены. Вам нравится постоянство, Вы привязаны к вещам и людям, которые хотят от Вас освободиться? Вы должны понимать, когда и что нужно изменять. Эта Проблема может заключаться и в желании избежать какой-либо ответственности. Это означает, что у Вас возникла такая острая потребность в независимости, что Вы стали нетерпеливым, беспокойным человеком. Вы хотите испробовать все, по крайней мере один раз, и проявляете любопытство к чувственным удовольствиям. Это Препятствие может сделать Вас очень импульсивным в стремлении к собственным удовольствиям. Для того, чтобы разрешить эту Проблему, Вы должны с радостью принимать жизнь и извлекать пользу из новых ситуаций. Научитесь адаптироваться. Разнообразьте свои занятия, но пытайтесь довести каждое до конца. Не идите проторенной дорогой. Поддерживайте здоровый интерес к жизни. Вы должны перебороть свой страх к новым местам, людям и вещам.Проблема 6 Эта Проблема относится к дому и браку, домашним делам и служению другим людям. Возможно, Вы с неохотой возлагаете ответственность на себя, или же подавляете свое "Я". Вы требуете, чтобы другие выполняли ваши желания? Вы помыкаете другими и вмешиваетесь в их дела? Вы должны научиться принимать людей и вещи такими, какие они есть. Вы должны понимать, что люди имеют право быть такими, какими они хотят быть, и у них есть собственное мнение. Тут необходимо научиться служению человечеству. Не заставляйте других походить на Вас. Если кто-то не согласен с Вами, не спорьте с ним. Научитесь выполнять свое дело и не лезть в чужие, сделайте жизнь по возможности гармоничной и научитесь давать советы только тогда, когда Вас об этом просят. Окружайте себя красивыми вещами. Вашим девизом может быть: "Живи и давай жить другим". Не будьте самодовольным, самоуверенным и помните: Вы тоже можете иногда ошибаться.Проблема 7 Проблема этого числа состоит в непонимании. Вы создаете впечатление равнодушного, ленивого, хмурого, молчаливого и мрачного человека. Возможно, Вы живете собственной внутренней жизнью, что дает Вам ощущение отстраненности от мира. Вам нужно научиться быть одним, но не в одиночестве. Вы должны постоянно находиться в поисках новых знаний, учиться, задавать вопросы и быть пытливым в поиске ответов на них. Вы не должны оставаться в тени: делитесь своими знаниями с миром, но не кичитесь тем, что Вы знаете, или тем, как Вы приобрели эти знания. Не зацикливайтесь на своих недостатках - положитесь на судьбу, не бойтесь. Вы должны развивать терпение и сочувствие. Если будете сторониться людей, то не найдете счастья в общении с другими. Пристрастие к выпивке тоже может стать Проблемой. Запомните, что в Проблемах, связанных с числом 7, виноваты, прежде всего, Вы сами Проблема 8 Безответственность. Эта Проблема указывает на неверное восприятие ценностей. Следует понять, что Вы придаете слишком большое значение материальной стороне вещей: будь то деньги или имущество, им грозит потеря. Эта Проблема заключается и в том, что Вы не понимаете, что материальные блага принадлежат всем. Когда Вы научитесь воспринимать вещи такими, какие они есть, перестанете искать для себя лучшей доли и чрезмерных выгод, Вы получите, что хотите. Вам нужно научиться обращаться с деньгами: Вы можете их потерять, если будете неправильно их использовать. Проблемы, связанные с числом 8, заключаются в опрометчивых поступках, злоупотреблении властью и в недостаточном внимании к мелочам. Развивайте в себе умение управлять и работоспособность, расширяйте свой кругозор и не бойтесь перейти границы.Эта Проблема может включать в себя и полное игнорирование материальной стороны жизни, что приводит к расточительности, столь же разрушительной, как скупость. Если "нуль" является первым Дополнительным Препятствием для "восьмерки", то Вы всем обязаны самому себе. Если же "восьмерка" является Первым Дополнительным Препятствием, то человек рискует стать корыстным. Если "восьмерка" - Конечная Проблема, она предупреждает о материальной потере. Значит, неверны Ваши приоритеты.

В этой главе...

■S Разрабатываем действенный план по решению проблем

■S Применяем навыки решения проблем в нашей жизни

Если вы испытываете депрессию, каждая трудность, с которой сталкиваетесь, воспринимается более масштабной и сложной, чем она есть на самом деле. То, что всем вокруг (да и вам самим в нормальном настроении) кажется небольшим холмом, сейчас воспринимается вами как огромная гора. Именно о таком подходе к проблемам говорят: "Делать из мухи слона".

А что уж тогда говорить о действительно серьезных трудностях, которые буквально парализуют вас и углубляют состояние безнадежности. Негативные чувства, мысли и эмоции, вызванные вашей неспособностью справиться с испытаниями, в свою очередь, усиливают депрессию и лишают вас способности находить выход из жизненных коллизий.

А теперь - хорошая новость: освоив стратегии, нацеленные на эффективное разрешение проблем, вы скорее победите депрессию в целом. Многие исследования подтвердили, что преодоление трудностей действительно помогает избавиться от депрессии! Уверяем вас, что эти стратегии не сложны. С их помощью вы легко научитесь находить пути выхода из самых разных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваетесь в вашей повседневной жизни.

В этой главе мы представляем вам эффективный план, с помощью которого вы научитесь распутывать клубки самых разнообразных проблем.

Мы понимаем, что начинать работу всегда проще, если вы видите перед собой пример. Поэтому представляем вам историю Адель и будем следить за развитием событий в ее жизни на протяжении всей этой главы, чтобы вы хорошо поняли и усвоили механизм предложенной нами стратегии.

Составляем план решения проблем

Подход, предполагающий эффективное решение жизненных проблем для лечения депрессии, в последнее время получил большую популярность. Мы можем выделить следующие главные цели этого подхода.

■S Обнаружение жизненных проблем, способствующих появлению депрессии или углубляющих ее.

■S Осознание того факта, что депрессия снижает вашу естественную способность конструктивного преодоления испытаний.

■S Обучение эффективным техникам решения проблем.

■S Предотвращение повторного возникновения депрессии благодаря улучшенным навыкам совладания с жизненными трудностями.

Наш план состоит из шести этапов, которые позволят вам найти эффективные способы решения ваших проблем и помогут осуществить эти решения на практике.

S Первый этап - осознание. Вы должны будете всесторонне рассмотреть вашу ситуацию или собственно проблему, поразмыслить над причинами ее возникновения, вашими чувствами в связи со сложившейся ситуацией и оценить собственные намерения, предполагаемые дальнейшие действия. Например, если вы искренне верите, что проблема не преодолима, этот взгляд тоже является частью проблемы (или проблемной ситуации).

■S Второй этап - поиск решений. На втором этапе вам предстоит найти все возможные способы решения проблемы, включая самые невероятные и малореальные.

■S Третий этап - анализ решений. Вы должны будете предсказать все последствия, сопровождающие каждое из возможных решений, и оценить вероятность их возникновения.

■S Четвертый этап - выбор. На этом этапе следует принять окончательный выбор стратегии решения проблемы.

■S Пятый этап - генеральная репетиция. Иными словами - это ваш эмоциональный план поддержки выбранного вами решения. Подготовка необходима, поскольку осуществление некоторых решений требует мужества.

■S Шестой этап - действие и оценка результата. Проработав предыдущие шаги плана по решению жизненных проблем, вы, без сомнения, будете готовы к его финальной части - непосредственному осуществлению избранного вами решения. Также вам предстоит оценить результат и в случае неудачи наметить схему своих дальнейших действий.

Предлагаемый нами шестишаговый план решения жизненных проблем не гарантирует безусловного успеха. Однако качественный анализ ситуации значительно повышает ваши шансы на нахождение и применение оптимального решения. В последующих разделах мы вместе пройдем по каждому из этапов нашего плана. Как всегда, постарайтесь иметь под рукой бумагу и ручку (или клавиатуру компьютера). Итак, приступаем к работе!

Если вы постоянно ощущаете, что проблемы вашей жизни абсолютно нерешаемы, пожалуйста, обратитесь за помощью к профессионалу, прежде чем использовать предложенный нами план решения проблем. Возможно, наш подход окажется полезным и для вас, но не отказывайтесь от участия компетентного помощника.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта