Главная » 3 Как собирать » Аристофан биография. Аристофан — драматург древней Греции, отец комедии и критики

Аристофан биография. Аристофан — драматург древней Греции, отец комедии и критики

Аристофан был комедиографом Древней Греции. Не зря его называют еще «отцом комедии». Точно не известны ни даты его рождения, ни даты его смерти, однако они устанавливаются по указаниям, которые имеются в его произведениях, а также по другим источникам - около 450 - 385 годов до нашей эры. О жизни Аристофана тоже практически ничего неизвестно, кроме того, что она прошла под знаком Пелопонесской войны.


Аристофан был сыном Филиппа из филы Пандионы, из округа Кидатенайон. В позднем источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана якобы было два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, тоже комедиограф. Однако точно неизвестно, как его звали и вполне возможно даже, что у Аристофана сыновей было четверо.

Согласно некоторым предположениям, Аристофан родился на Эгине, на Родосе или даже в Египте. Однако согласно сохранившимся надписям это не так: Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все эти предположения можно считать либо шуткой, либо злонамеренной клеветой, которая, видимо, исходила от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана. Что касается внешности Аристофана, то известно только то, что он был лыс.

Аристофан написал 44 комедии, правда авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, и почти тысяча фрагментов. Писать комедии он стал еще будучи молодым. Первой из них была комедия «Пирующие», которая была поставлена в 427 году до нашей эры. Написана она была, когда поэтому исполнилось чуть за двадцать, однако она не дошла до наших дней. Видимо, из-за того, что Аристофан был слишком молод, в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае других двух комедий: «Вавилоняне» и «Ахарняне». Вслед за этими последовали и другие: «Всадники», «Облака», «Осы» и «Мир». Ранний период творчества поэта ознаменовался необузданной политической сатирой.

Двойная герма: Аристофан и Менандр


Первым произведением второго периода, которое дошло до нас, являются «Птицы». После них последовали «Лисистрата» и «Женщины на празднестве Фесмофорий». Второй период творчества Аристофана характеризуется как более сдержанный и осторожный.

В 405 году до нашей эры были поставлены «Лягушки».

В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены. Они свидетельствовали об упадке древней комедии и возникновении новых форм. Черты так называемой средней комедии наметились в «Женщинах в народном собрании». «Богатство» в полной мере отразило черты этого жанра.

Интересно узнать: именно эту комедию, а также «Аэлосикон» и «Кокал», согласно легенде, Аристофан подарил своему сыну Арарту. Сделано это было с целью составления имени его сына в театральных кругах. В «Кокале» были введены сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка. Эти сюжеты вскоре стали одним из элементов новой аттической комедии.

Схемы построения пьес у Аристофана были практически одинаковыми. В длинном прологе зрителям представлялся герой, и обрисовывалась ситуация. Героем зачастую был деревенский житель. Он излагает невероятный план - как избавить человечество от всех бедствий. Этот план становится основой развития сюжета. После этого выходит хор, который обычно противостоит планам героя. Герой должен приложить усилия, чтобы привлечь хор на свою сторону. Пьеса завершается свадьбой героя с фигурой, которая олицетворяла его торжество.

Содержание статьи

(ок. 450 – ок. 385 до н.э.), древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны, однако они с определенной степенью надежности устанавливаются по указаниям, имеющимся в его произведениях, а также по другим источникам. О жизни Аристофана, значительная часть которой прошла под знаком Пелопоннесской войны, сведений немного. Он был сыном Филиппа из филы Пандионы, из дема (округа) Кидатенайон. В позднем, но, вероятно, вполне достоверном источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана было по меньшей мере два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и возможно, что у Аристофана было четверо сыновей. В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземном происхождении следует считать либо шуткой, намекающей на принадлежавшее Аристофану имение на Эгине, являвшейся тогда клерухией, т.е. колонией, Афин, либо злонамеренной клеветой, которая исходила, по всей вероятности, от политика Клеона , главного неприятеля Аристофана. Однако, где бы Аристофан ни родился, он более любого другого греческого поэта остается афинянином до мозга костей, что проявляется и в темпераменте, и в языке, и в убеждениях. Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, а кроме того, почти тысяча фрагментов. О внешности Аристофана (Мир 771 слл.) известно только, что он был лыс.

Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, Пирующие , до нас не дошедшая, была поставлена в 427 до н.э., когда поэту было немногим более двадцати лет. Вероятно, из-за молодости Аристофана в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае двух последующих, утраченных комедий Вавилоняне (426) и Ахарняне (425). За ними последовали Всадники (424), Облака (423), Осы (422) и Мир (421). Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. Первым из дошедших до нас произведений второго периода, более сдержанных и осторожных, являются Птицы (414), затем Лисистрата и (обе 411). Наконец, в 405 были поставлены Лягушки . В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В Женщинах в народном собрании (392 или 391) уже намечены черты т.н. средней комедии, а Богатство (388) – в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас Аэолосикон и Кокал (обе 387), были, согласно легенде, подарены Аристофаном сыну Арару, чтобы составить ему имя в театральных кругах. В Кокале вводятся сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка, вскоре ставшие непременными элементами новой аттической комедии.

Древняя комедия.

Древняя комедия, жанр, доведенный до совершенства Аристофаном и двумя его главными соперниками, Эвполидом и Кратином, по-видимому, возникла из объединения традиционных народных развлечений, таких, как мимы, импровизированные фарсы и деревенские песни, со старинным культом плодородия в честь Диониса. В древней комедии господствуют непристойность, злободневность, чрезвычайно грубые личные и политические выпады. Комедиографы пользовались ничем не ограниченной свободой слова, и даже выдающиеся деятели не были ограждены от поношений. С другой стороны, поэтов все же иногда настигала кара: так, сообщается, что Алкивиад ответил на сатиру тем, что столкнул Эвполида в море. Клеон, в то время одно из первых лиц в государстве, избрал более умеренный способ сведения счетов, подав на Аристофана жалобу в Совет, когда молодой поэт обрушился на него в Вавилонянах . Тем не менее произведения Аристофана не запрещались, и он продолжал нападки на Клеона, не прекратив их и после смерти последнего.

В формальном построении пьесы Аристофан следовал всегда одной и той же схеме, иногда привнося в нее разнообразие. Пролог, обычно более длинный, чем в трагедиях, представляет публике комического героя и обрисовывает ситуацию. Здесь же герой (часто это простой деревенский житель) излагает невероятный план – как разом избавить человечество от всех бедствий, и этот план становится основой развития сюжета. Затем выходит хор, как правило, чтобы противостоять планам героя, которому приходится приложить усилия для привлечения хора на свою сторону. Выход хора называется «парод», за ним чаще всего следует сцена спора, «агон», в результате которого участники хора соглашаются принять план главного героя. Затем персонажи пьесы покидают сцену, чтобы приступить к осуществлению плана, а хор тем временем исполняет «парабасу» (буквально «выход вперед»), развернутое обращение к публике, обычно в семи частях с меняющимся стихотворным размером, в котором поэт напрямую говорит с публикой о политике, соперниках по ремеслу и о самом себе. В следующих за «парабасой» сценах плану сопутствует успех. Эти сцены оживляются грубоватым фарсом, когда блаженная свобода, обеспеченная новым порядком вещей, позволяет запросто изгонять разного рода обманщиков и самозванцев. Эпизоды перемежаются песнями, то нежно-лирическими, то грубо непристойными, исполняемыми хором. Завершается пьеса празднеством, зачастую это бывает свадьба героя с аллегорической фигурой, символизирующей его торжество.

Вероятно, не было ничего удивительного в том, что в 4 в. до н.э. комедии такого рода уже не писали – существование жанра древней комедии было неразрывно связано с расцветом афинской демократии и обусловлено как сплоченностью граждан города-государства, так и полной свободой слова. В качестве представителя этого жанра Аристофан практически не имел влияния на дальнейшее развитие литературы, поскольку в эллинистический и римский периоды безоговорочно господствует новая комедия. Гораций (Сатиры I 4) ностальгически упоминает Аристофана как поэта, пользовавшегося полной свободой слова, однако позднейшие авторы почти не говорят о нем, несмотря на величайшую славу, которая окружала его при жизни.

Политические и социальные воззрения.

В Аристофане обычно усматривают сознательного моралиста, последовательного сторонника мира и социального реформатора. Хотя в античности комедию и сатиру считали благотворными для нравственности, в случае Аристофана, если обратиться к его произведениям, такое представление подтвердить трудно. Безусловно ошибется тот, кто будет вычитывать в его произведениях последовательную, имеющую программное значение политическую аллегорию. Аристофан был скорее консерватором по духу, но вряд ли он склонялся на сторону крайних консерваторов, тех, кто совершил переворот 411 года. Поставленная в том же году комедия Женщины на празднестве Фесмофорий свидетельствует скорее об обратном (Фесм . 808 слл.). Оппозиция Аристофана Пелопоннесской войне и его мечты о мире вовсе не являются доказательством его пацифизма, а говорят всего лишь об усталости от войны, в чем с ним были согласны все жители Афин, кроме корыстолюбивых вождей, которых Аристофан неустанно критиковал. В его ненависти к Клеону больше личной антипатии, чем принципиальных мотивов. Две другие его мишени, Сократа и Еврипида, обычно приводят в пример, иллюстрируя противодействие, которое он оказывал новаторству первого в области образования, а второго – в трагической поэзии. Хотя это отчасти верно, такая точка зрения кажется преувеличением, и в любом случае вопрос, так ли уж нравилось Аристофану все старое, остается открытым. Порой он изображает старшее поколение как идеальных героев, но столь же часто эти люди предстают у него упрямцами и простофилями. Если судить по Пиру Платона, Аристофан был приятелем Сократа. Обновленная трагедия Еврипида несомненно давала превосходный материал для пародии, однако в Лягушках Аристофан столь же мастерски пародирует своего любимого Эсхила. И вообще трудно назвать греческого поэта, которого бы он не пародировал. Его остроумие было готово воспользоваться любым поводом, а его программа, если таковая у него была, не поддается определению. Современники явно не воспринимали Аристофана в качестве духовного вождя; вполне вероятно, что как поэт он считал себя обязанным отражать происходящие события, но не подталкивать политическую жизнь в том или ином направлении.

СОХРАНИВШИЕСЯ ПЬЕСЫ

Ахарняне.

Дикеополид («гражданин справедливого города»), крестьянин, уставший от войн и дурного управления, решает заключить сепаратный мир со Спартой. Ему противостоит хор угольщиков из дема Ахарны, которые мечтают отомстить за свой край, разоряемый врагами. Чтобы переманить их на свою сторону, Дикеополид облачается в жалкие лохмотья персонажа трагедии Еврипида, обличает безумие войны и приводит совершенно нелепое объяснение причин, по которым она началась. Он торгует с союзниками Спарты, мегарянами и беотийцами. Доносчики и полководец Ламах пытаются его остановить, однако Дикеополид отбивается от доносчиков, а Ламаха внезапно отзывают на границу. Пьеса заканчивается веселыми приготовлениями Дикеополида к пирушке, между тем как Ламах здесь же собирается в поход. В финале появляются подгулявший Дикеополид в обнимку с двумя девицами и жестоко израненный, жалобно стенающий Ламах. Ахарняне привлекают прежде всего своим поэтическим очарованием и тонким живописанием войны и мира. Пародия на Еврипида выглядит остроумной, но беззлобной, Ламах подан даже с некоторым сочувствием. Из-за простой композиции, развернутой парабасы и сцены сельского празднества в честь Диониса Ахарнян обычно приводят в пример как чистейший из дошедших образцов древней комедии.

Всадники.

Демос (воплощение суверенного афинского народа) подпал под обаяние своего нового раба Клеона, пафлагонца, который умеет льстить хозяину, но делает невыносимой жизнь своих сотоварищей-рабов, Никия и Демосфена (под которыми подразумеваются два прославленных полководца). Те крадут у Клеона табличку с предсказанием, согласно которому Клеона может одолеть лишь тот, кто еще хуже его самого. Такая задача возлагается на торговца колбасами, выходца из низов. Хор всадников (молодые аристократы) поддерживает этот план, и Колбасник с помощью подкупа легко склоняет на свою сторону Совет. Дальше следуют шумная перепалка Клеона и Колбасника, достигающая кульминации, когда соперники вытаскивают из своих мешков подарки и вручают их Демосу, желая снискать его благосклонность. Тем не менее Демос не желает прогонять Клеона, пока Колбасник не убеждает его, что Клеон присвоил себе часть даров, в то время как он сам до дна опустошил свой мешок. Одержав победу, Колбасник возвращает Демосу молодость и вручает Спонд (греч. «мирное соглашение») – двух девушек, символизирующих мир. Всадники – наиболее политизированная и в то же время наиболее язвительная из пьес Аристофана. Комедия отличается жестким реализмом и циничностью тона; слабое ее место – непоследовательность в выведении характера Колбасника. Кроме того, остается открытым вопрос, к лучшему или к худшему подобная перемена для Демоса. Фантазия не играет в этом произведении особой роли, главная его пружина – личная ненависть поэта к Клеону. Его изображение было столь карикатурным, что, по некоторым источникам, никто из актеров не отважился сыграть эту роль и автору пришлось исполнить ее самому.

Облака.

Стрепсиад, пожилой земледелец, весь в долгах из-за расточительности своего сына Фидиппида, решает послать юношу к Сократу, чтобы тот научил его софистическому искусству Лживых Речей, которые помогают выпутаться из любого затруднения. Но Фидиппид не желает об этом и слышать, и тогда Стрепсиад сам отправляется в школу, где знакомится со всеми «новинками» науки и философии. Однако Стрепсиада изгоняют из школы за тупость, и Фидиппиду все-таки приходится пойти туда самому. Полагаясь на Фидиппида, вооруженного Лживыми Речами, Стрепсиад решается ошеломить своих кредиторов водопадом слов, а иногда прибегает к кулакам. Торжество его длится недолго, поскольку вскоре Фидиппид начинает поколачивать родителей, с помощью Лживых Речей доказывая, что имеет на это полное на это право. Отчаявшись, Стрепсиад изгоняет сына из дома и сжигает дотла «мыслильню» Сократа. Хор Облаков, олицетворяющий натуралистическую теологию и туманные теории, первоначально подбадривает Стрепсиада в его начинаниях, но затем с характерной переменчивостью оборачивается против него.

Облака провалились на первом представлении, и тот вариант пьесы, которым мы располагаем, является новой ее редакцией, которая, по-видимому, так и не увидела сцены и, вероятно, даже не была завершена. Карикатура на Сократа, представляющая его натурфилософом и софистом, весьма далека от истины, а почти трагический финал кажется не слишком удачной заменой (с театральной точки зрения) традиционного празднества. Однако в пьесе имеются замечательные лирические строки, а оценки героями современного им образования представляют значительный исторический интерес.

Осы.

Старый Филоклеон («Поклонник Клеона») столь пристрастился посещать заседания суда, что его сын Бделиклеон («Ненавистник Клеона») запирает его в доме и растягивает вокруг дома сеть. Он хочет обеспечить отцу спокойную жизнь, но Филоклеон вовсе не желает покоя. Он задирист, как и хор, состоящий из его старинных друзей – судейских заседателей, и ему нравится выносить обвинительные приговоры. Хор появляется на сцене в костюмах ос и пытается помочь Филоклеону ускользнуть, однако этому препятствует Бделиклеон. Следует агон, в котором Бделиклеон доказывает, что пристрастие Филоклеона к суду приличествует не гражданину, но рабу, и предлагает ему устроить судебное заседание на дому. Филоклеон соглашается, отводит для суда специальную залу и выносит на рассмотрение дело собаки, своровавшей кусок сыра. Бделиклеон хитростью вынуждает отца вынести псу оправдательный приговор, и Филоклеон от ужаса падает в обморок. Придя в себя, он соглашается оставить судейские тяжбы и предаться досугу, как подобает свободному человеку. Сын приводит Филоклеона на пирушку, но старик напивается и удирает с флейтисткой, отвешивая оплеухи всем, кого встречает по пути домой. В финале комедии Бделиклеон в полном отчаянии, поскольку полностью лишившийся рассудка Филоклеон вызывает всех поэтов-трагиков на состязание в танце и сам же его начинает, а хор следует за ним. Осы не знают себе равных по безудержности веселья. Главной темой вновь оказывается образование, а если выражаться точнее – «воспитание отца», однако, если сравнивать с Облаками , здесь больше игры воображения и меньше сатиры. Характер Филоклеона великолепно удался Аристофану, а обмен ролями между отцом и сыном выливается в одну из самых смешных сцен во всей мировой литературе – к эпизоду с Филоклеоном и флейтисткой. Для пьесы в целом характерны богатство поэтических средств выражения, полнота чувств и живость.

Мир.

Тригей («Человек лозы»), аттический крестьянин, поднимается к небесам на навозном жуке, чтобы вернуть утраченную богиню – Мир. Его едва не одолевает бог Войны, изготовившийся истолочь все города Греции в огромной ступе, но тут на сцену выходит хор земледельцев, которому удается вызволить Мир вместе с двумя младшими богинями из подземной темницы. Одну из младших богинь Тригей отсылает в подарок Совету, а на второй посреди общего ликования женится. Мир , написанный только для того, чтобы отпраздновать заключение Никиева мира (421), завершившего первую фазу Пелопоннесской войны, практически лишен сюжета, но его лирический пафос столь же велик, как и породившее его чувство радости.

Птицы.

Пифетер («Убедительный») и Эвелпид («Обнадеженный») покидают Афины в поисках более мирного города. Путь им указывают две купленные ими птицы. Потерпев неудачу в поисках, Пифетер предлагает основать воздушный город. Со всех сторон слетаются птицы, которые поначалу враждебны людям, но Пифетеру удается их убедить, что птицы и есть первые боги и, чтобы свергнуть узурпаторов-олимпийцев, им остается лишь построить воздушный город и перехватывать предназначенный богам дым жертвенных костров. Возводится город, который тут же подвергается нашествию всевозможных самозванцев, рвущихся в только что созданную утопию. Пифетер прогоняет их всех и добивается высшего триумфа, когда боги признают свое поражение, вручают ставшему крылатым Пифетеру державный скипетр и отдают ему в жены дочь Зевса Басилею. В Птицах фантазия Аристофана достигает своего апогея. Воздушный город иногда истолковывается как мотив бегства из современных Афин, однако ирония заключается в том, что этот город превращается в новые Афины и становится владыкой не только империи, но и всей Вселенной. Песни птиц, их щебечущие вирши придают комедии особое очарование, а парабаса, повествующая о создании птицами мира, представляет собой искусную пародию на космогоническую поэзию. Однако, несмотря на внешнюю веселость, в этой комедии впервые прозвучала грустная нота; по-видимому, Аристофан уже начинал остро ощущать упадок Афин.

Лисистрата.

Лисистрата («Распускающая войско») и все гречанки поклялись не спать с мужьями, пока те не заключат мир. Женщины захватывают Акрополь и отбивают нападение хора стариков. После продолжительных споров и разнообразных сцен, в которых главная героиня с трудом удерживает товарок от нарушения верности данной ими клятве, заключается мир и мужья заполучают обратно своих жен, а сдвоенный хор афинян и спартанцев поет гимны во славу мира. Лисистрату , поставленную в год олигархического переворота, отличает отсутствие личной и политической сатиры, хотя в целом эта комедия остается политическим фарсом. Произведение насыщено непристойностями, то откровенными, то скрытыми. Чрезвычайно мил и убедителен образ Лисистраты.

Женщины на празднестве Фесмофорий.

Жительницы Афин сговариваются убить во время праздника Деметры постоянно шельмующего их Еврипида. Еврипид уговаривает своего тестя Мнесилоха переодеться женщиной и выступить на празднике в его защиту. Обман раскрывается, Мнесилох схвачен. Еврипид спешит на помощь тестю, и вдвоем они разыгрывают сцены из трагедий Еврипида, пытаясь сбить женщин с толку и убедить их, будто они в самом деле являются теми персонажами, которых изображают. Драматургия Еврипида оказывается недостаточно убедительной, и, чтобы выручить Мнесилоха, поэту приходится пойти на подкуп. Женщины на празднестве Фесмофорий представляют собой с начала и до конца грубоватый и замечательно смешной фарс, однако речь здесь идет о выхолащивании жанра трагедии Еврипидом и Агафоном. Не считая нескольких проходных реплик, в комедии практически отсутствуют политические аллюзии, что объясняется наступившим господством олигархии.

Лягушки.

Дионис, опечаленный почти одновременной смертью Софокла и Еврипида и страшась за будущность театра, отправляется в подземный мир, чтобы вернуть оттуда Еврипида. Переодевшись Гераклом, он спускается в Аид и под пение лягушек переплывает реку Стикс. Здесь появляется хор посвященных в элевсинские мистерии, распевающий гимны в честь богов. В ряде коротких сцен самозваный Геракл встречает то радушный прием, то отпор со стороны тех, кто помнит предыдущее сошествие Геракла в Аид. В конце концов Дионису приходится раскрыть, кто он такой, после чего он становится судьей в уже готовом начаться споре между Эсхилом и Еврипидом за первенство среди трагиков в подземном мире (Софокл из скромности отказывается от участия в состязании). Соперники начинают длинный агон, обсуждая собственные произведения, критикуя и пародируя друг друга. Дионис решает вернуть к жизни Эсхила, надеясь, что тот спасет Афины своим искусством и мудрыми наставлениями. В этом стоящем особняком произведении Аристофан выходит далеко за пределы традиционной комедии. Тональность комедии, несмотря на присущий ей юмор и прорывающееся подчас безудержное веселье, скорее печальная, и печаль эта – не только об умерших трагиках, но и о пришедшем в упадок театре и о самих Афинах, которые были уже близки к закату. Сцена состязания между поэтами выстроена с отменным мастерством, а песни посвященных глубоко трогают задушевностью и красотой. По-видимому, Аристофан задумал проникнуть в суть не только трагедии, но и комедии: возникает впечатление, что тот и другой жанр сливаются воедино в величественном финале с его героическим гекзаметром. В этой пьесе древняя комедия подошла к своему завершению.

Женщины в народном собрании.

Праксагора («Созывающая совет») и ее подруги, переодевшись мужчинами, приходят на народное собрание и проводят решение, согласно которому бразды государством переходят к ним. Они устанавливают в Афинах коммунистическую систему, при которой, между прочим, предписывается, чтобы юноши оказывали старухам не меньшее внимание, нежели молодым женщинам. Разумеется, это порождает различные проблемы, но пьеса завершается традиционным празднеством. Она принадлежит уже средней комедии, поскольку не имеет парабасы и вообще роль хора в ней крайне урезана. Мотив «коммунизма» – по-видимому, пародия на Государство Платона.

Богатство.

Хремил, человек бедный, но честный, приходит в отчаяние от того, что дурные люди богатеют, в то время как добрые впали в нищету. Оракул Аполлона указывает ему, как найти Плутоса, ослепшего бога богатства, и вернуть ему зрение. Исцелившись, Плутос обретает способность распределять богатство в соответствии с достоинствами каждого, вопреки протестам богини бедности Пении. Бурлеск, отсутствие хора и парабасы позволяет считать Богатство образчиком средней комедии.

Аристофан - «отец комедии»: биография, общий характер творчества.

Многие детали биографии Аристофана (446/445-388 гг. до н.э.) до сих пор не прояснены. Известно, что его отец был состоятельным землевладельцем в Аттике: это объясняет, почему сын, ставший комедиографом, хорошо знал быт и труд крестьян, близко к сердцу принимал их чаяния и проблемы, усугубленные разорительной Пелопоннесской войной (431 - 404 гг. до н.э.). Первую комедию Аристофан написал и поставил в 427 г. до н.э.; всего он сочинил 44 комедии, до нас дошли тексты 11-ти: «Ахар- няне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»). По античным меркам это немало! Тематика его комедий, содержащиеся в них общественные, политические, бытовые реалии убеждают: Аристофан пребывал в гуще общественных идеологических конфликтов, споров своего времени. Центральным событием, получившим прямой отклик в его комедиях, была Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.).

Комедии Аристофана - сатирическое зеркало афинской действительности на рубеже V-IV вв. до н.э. Их автор выставлял на всеобщее обозрение сутяг, демагогов, лжеученых и др.; вторгался в сферу судопроизводства, включался в литературную полемику и дискуссии о роли женщины в обществе. В политическом плане он был сторонником умеренной демократии, свободной как от радикальных крайностей, так и от власти олигархии, т.е. господства немногих знатных и богатых родов и семейств.

«Лисистрата»: бунт женщин. Антивоенная тема в творчестве Аристофана - одна из главенствующих. Среди трех комедий, прямых откликов на Пелопоннесскую войну («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), последняя - наиболее оригинальная, популярная и имеющая богатую сценическую историю.

Главная героиня - молодая энергичная женщина по имени Лисистрата распускающая войско» или «прекращающая войны») решает с помощью подруг положить конец вооруженному конфликту между Афинами и Спартой, когда «копья в землю все воткнут копейщики». Замысел Лисистраты прост и рационален. Женщины договариваются отказывать мужьям в ласках до тех пор, пока тс не заключат мир. По настоянию Лисистраты ее единомышленницы произносят клятву: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины скрываются в Акрополе и накрепко запирают ее на засовы. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают». В уста Лисистраты вложены принципиальной важности рассуждения о горестной женской участи:

Знай, для женщин война - это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей.

Сюжет выстроен как цепь комических, не лишенных фривольности эпизодов, в основе которых - неудачные попытки истосковавшихся мужчин захватить Акрополь. Впрочем, забастовка женщин тягостна и для ее инициаторов. Иные изобретают разные предлоги, чтобы уйти из Акрополя. Лисистрате приходится следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Например, когда одна из них ссылается на беременность, Лисистрата разоблачает уловку, обнаружив, что неожиданно выросший у нее живот - это всего лишь спрятанный под платьем воинский шлем.

Комичен эпизод, когда афиняиии Кинессий приходит к своей жене Миррине и, распаленный ее ласками, соглашается заключить сепаратный мир и выйти из войны. Наконец, Вестник из Спарты прибывает с сообщением, что и спартанка Лампито подвигла своих подруг на аналогичный бунт. В конце концов, мужчины обеих воюющих сторон капитулируют, заключают мир. Финал комедии, как это бывает у Аристофана, - всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата призывает навсегда покончить с кровопролитием. Так с помощью остроумного сюжета комедиограф утверждал: женщины могут играть весомую роль в антивоенных акциях.

«Всадники»: против демагогов. В этой комедии антивоенная тема соединилась с другой, не менее злободневной - изобличением бесстыдных политиканов, демагогов, дурачащих наивных сограждан и прибегающих разнообразными способами к обману и лести. Поводом к написанию послужил реальный эпизод, когда два стратега, Демосфен и Никий , осуществили удачные военные операции, однако лавры достались политику и демагогу Клеону .

В комедии Клеон действует под именем раба, имя которого переводится то как Пафлагонец , то как Кожевник. В сущности это «говорящее» имя, неологизм, буквально означающий «кожебрызжущий». Зрителям в Афинах было ясно, что перед ними известный политик Клеон, сын владельца кожевенной мастерской. Клеон снискал недобрую славу тем, что запугивал людей ложными доносами, обманывал граждан, вымогал взятки, был замешан в казнокрадстве, а произнося речи, кричал, ругался, брызгал слюной (отсюда и его комическое имя: кожебрызжущий).

В комедии действие разворачивалось перед домом старика Демоса (народа афинского). Власть над ним забрал пронырливый раб Кожевник. В итоге Демос совершенно «потерял рассудок». Раб Никий находит способ ограничить влияние Кожевника. Новый раб Агоракрит (колбасник) намеревается стать фаворитом у Демоса и «сразить» Кожевника. Старые рабы, знающие нрав Колбасника, так его аттестуют: «Буян, горлан, как мельница, грохочущий». Его извещают о новом назначении: он станет владыкой Афин, но Колбаснику, малограмотному, некультурному, трудно в это поверить. Демосфен призывает Колбасника смело браться за дело, ведь он «рожден быть демагогом».

Центральный эпизод комедии - знаменитый спор (агон) между Пафлагонцем и Колбасником. Оба извергают друг на друга поток ругательств, желчных обвинений, грубостей, стараясь преуспеть в похвальбе и оскорблениях. Оба раба наперебой потчуют Демоса разными яствами: лепешкой, похлебкой, вырезкой, пирогом. Но Демосу захотелось зайца. Колбасник ворует его и зажаривает. После этого Парод велит Пафлагонцу снять венок и передать его Колбаснику в знак победы.

В финальной сцене (эксоде) Колбасник сообщает, что сварил Демоса и сделал безобразного старика моложе на целых шестьдесят лет. Таким образом он вернул его к временам победы над персами при Марафоне, т.е. к поре расцвета демократии.

«Облака»: против лженауки. Это одна из самых остроумных комедий Аристофана. Ее тема - критика модной философской системы - софистики.

Софистами, или мудрецами, называют представителей влиятельного направления в древнегреческой философии, популярной в аристофановскую эпоху, в V- IV вв. до и.э. Одним из ее представителей был Протагор , утверждавший, что «человек есть мера всех вещей», что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, в зависимости от способа аргументации. Значительное внимание софисты уделяли преподавательской деятельности, в частности риторике. В условиях демократической системы, возросшей роли судов софисты учили искусству выступать на процессах, аргументировать свою точку зрения. Вместе с тем среди тех, кто учил красноречию, встречались крючкотворы и шарлатаны, откровенно дурачившие своих клиентов. Именно они и стали объектом сатиры у Аристофана.

В «Облаках» осмеянию подверглась широко известная личность - близкий к софистам философ Сократ (470-399 гг. до н.э.). Одна из ярких фигур своего времени, мыслитель, он не оставил после себя сочинений; они переданы в изложении его учеников, среди которых был и великий Платон.

Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению внутренней сущности. Один из его афоризмов - «Познай самого себя». Человек нс без странностей, Сократ был любим своими учениками, но и имел немало недругов. Когда Пелопоннесская война закончилась поражением афинян, враги избрали его козлом отпущения. Ему вменяли безбожие и критику многих сторон афинской жизни, что якобы вызвало гнев богов, наказавших афинян поражением. Против Сократа был затеян судебный процесс; его обвинили в том, что он сотворил из себя «божество», «совращая молодежь», слушал голос «демона». Большинством голосов (280 против 220) он был признан виновным и приговорен к смерти. Суд над Сократом (это было уже после выхода комедии) показал, что далеко не всегда большинство, сложившееся в результате демократического голосования, право. Когда Сократ находился в тюрьме, его навещали ученики, предлагали план побега. Сократ отказался и мужественно выпил чашу с ядом.

В комедии Аристофана не исторический Сократ, а карикатура на философа.

Бывший крестьянин Стрепсиад, переехавший в город, страдает от того, что его сын Филиппид, подражая «золотой молодежи», увлекся дорогостоящим конным спортом, залез в долги, а старика-отца одолевают кредиторы. Стрепсиад не знает, как от них отбиться, и сын посылает родителя в «мыслильню» Сократа, где ловкие крючкотворы научат доказывать, что черное - это белое. Мыслильня - странное заведение. Сократ висит в корзине, «паря в пространстве», размышляя о «судьбе света». О нем и его учениках Филиппид отзывается так: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херсфонт помешанный». В мыслильне Стрепсиад наблюдает, как Херефопт ставит эксперимент, изучая длину прыжка блохи, и решает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».

Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада Сократом. Аристофан представляет в пародийном виде схоластическую «аргументацию» философа, которую никак не может уразуметь Стрепсиад.

В итоге Сократ изгоняет своего горе-ученика, «старикашку, бестолкового и забывчивого». Вернувшись домой, Стрепсиад посылает в мыслильню своего отпрыска, который оказывается более восприимчивым к искусству «правду делать кривдой». Он применяет эти «знания» в общении с явившимися к нему кредиторами, которые «отчаливают носом», так и не получив долгов. Вскоре после этого между отцом и сыном вспыхивает спор на литературную тему, Филиппид оказывается противником Эсхила, зато восхваляет Еврипида, который, естественно, не нравится Стрепсиаду, приверженцу старины.

Полемика между стариком и сыном завершается потасовкой, во время которой Филиппид начинает «душить, давить, тискать» Стрепсиада. Когда же отец упрекает Филиппида за то, что тот поднял руку на него, сын заявляет, что имеет право побить также и собственную мать.

Нс в силах вытерпеть такого Стрепсиад заявляет, что их обоих «попутали» мерзостные Хсрсфонт и Сократ. Решив «подкалить безбожников», Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа, призывая слугу «колоть, рубить тех, кто богов бесчестили».

В комедии отразились идейные дискуссии аристофановской эпохи, столкновения приверженцев старых и новых воззрений. Что до Сократа, отношение к которому у его современников было разноречивым, от поклонения до неприязни, то для автора комедии он - не реальная историческая фигура, а персонификация типа лжеученого. Значение комедии шире, чем критика софистов. Это сатира на лженауку и псевдоученых, которые не перевелись. В этом актуальность комедии.

«Лягушки»: спор о природе театра. Аристофан - автор первого сатирического произведения, посвященного проблемам драматического искусства и эстетики, - комедии «Лягушки», написанной в печальном 406 г. до н.э., когда афинская сцена потеряла двух великих трагиков: сначала Еврипида, затем Софокла.

В комедии отчетливо выделяются две части: в первой - путешествие Диониса в загробный мир, чтобы вернуть на землю своего любимца Еврипида. Во второй - полемика оказавшихся в Аиде Эсхила и Еврипида. Еврипид заявляет о своем праве быть первым на поэтическом троне. В их полемике, в которой Дионис выступает в роли арбитра, отразились художественные вкусы того времени. Заметно, что Аристофан симпатизирует Эсхилу: упреки, высказанные Еврипиду, характерны для отношения афинян к автору «Медеи».

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, за то, что он вывел на сцену молчаливых героев, «трагических чучел». Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил», приблизил трагедию к жизни, позволил высказаться представителям всех слоев общества, и «женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». Но сердцевина - назначение поэзии, т.е. драмы. В широком плане взгляды драматургов, в сущности, близки. На вопрос Эсхила: «За что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?», - Еврипид отвечает:

За правдивые речи, за добрый совет И за то, что разумней и лучше Они делают граждан родимой земли.

Но если они исповедают общие цели, то методы воздействия на граждан, ими провозглашаемые, различны. Эсхил - сторонник искусства возвышенного, героического. Он бросает обвинение Еврипиду в том, что тот подтачивал общественную мораль, изображал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», «изменявших мужьям». Эсхил, относивший себя к наследникам «Гомера богоравного», прославлял возвышенные идеалы: «Воинский подвиг; оружье, мужей». «О прекрасном должны мы всегда говорить», - утверждает Эсхил. Конечно, изображение Еврипидом негативных явлений в быту, - отнюдь не свидетельство безнравственности драматурга.

В финале Дионис предлагает обоим спорящим читать свои стихи, а потом бросить их па весы. Стихи автора «Орестеи» - весомей, Дионис забирает Эсхила на землю, а тот на драматургическом троне оставляет своим заместителем Софокла.

Таким образом, в комедии Аристофан утверждает высокую воспитательную роль, которую играл в Афинах и во всей Элладе театр.

Поэтика Аристофана: палитра сатирических приемов. Автор «Лиси- страты» - классик, стоящий у истоков как античной, так и западноевропейской сатиры. Аристофан аккумулировал все богатство комических приемов и форм, заложенных в народной Смеховой культуре: гротеск, фантастику, шарж, карикатуру, гиперболу. Он с успехом использует сказочный сюжет, «перелицовывает» миф, из фольклора берет таких «массовидных» персонажей, как «хвастун», «глупец», «шарлатан».

Аристофан умел воплотить абстрактную идею в конкретном образе. Метафора туманной философии софистов - это бегущие к небу, меняющие форму облака, которые ассоциируются с белыми развевающимися одеждами хора. Выразительны и говорящие фамилии: в комедии «Осы» протагонист-сутяга носит фамилию Филоклеон (т.е. «любитель Клеона»); его сына, носителя здравого смысла, зовут Бдиклеон (т.е. «ненавидящий Клеона»); Филиппид означает «любитель коней». Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Когда знаменитый философ Платон находился у сицилийского правителя Дионисия, а тот попросил у него текст конституции Афин, Платон подарил ему том комедий Аристофана.

Язык Аристофана богат и колоритен. Он прибегает к «сплаву» литературного стиля с «низким» (вульгаризмами и просторечием). Важный элемент стиля - пародия, комическое обыгрывание языка высокой трагедии или ученой дискуссии.

В истории мировой литературы Аристофан - пример художника слова, открыто тенденциозного, «политизированного», отважно вторгающегося своими произведениями в обсуждение жгучих проблем, волнующих людей. Многие мастера сатиры, начиная с Рабле, Мольера, Свифта, вплоть до художников XX в., таких, как Брехт, Оруэлл, Воннегут и другие, обращались к художественному опыту Аристофана - «отца комедии» и «отца сатиры».

В 5 веке до н.э., когда ещё не существовало телевидения, радио и газет, их функции в Греции выполнял театр. В Афинах устраивали театральные соревнования Дионисий. Они проходили раз в год, на протяжении трёх дней, от восхода до заката.

Каждое утро, прихватив с собой «тормозок» и подушку для сидения, практически все Афины, собирались на представлениях. Амфитеатр вмещал 30 000 тысяч зрителей.

До полудня народ сострадал героям трагедий, а ближе к вечеру покатывался со смеху, от представлений комедийных персонажей.

Из всех произведений древних комедиографов, до наших дней дошли только произведения Аристофана. Его величают античным основателем комедии и одним из первых литературных критиков. Также именуют неблаговоспитанным любимцем муз, ибо реплики персонажей его произведений были порой чересчур резкими. Аристофан использовал любые средства, чтобы вызвать у публики смех. Однако, за едкими комментариями и грубыми шутками поэта в комедиях проглядывается искреннее желание помочь людям стать лучше. Ненавистных — он ненавидит душой, неправдивых — он не боится.

Точная дата рождения Аристофана, как и дата смерти, неизвестна. Вероятно, он появился на свет в 445 году до н.э. И ещё есть предположения, что у него было, толи двое, толи трое, толи четверо сыновей (толи 48 с половиной). Скорее всего они писали стихи, а может и комедии в стихах, продолжая дело своего знаменитого отца. Уверенно можно сказать только то, что сам поэт сообщил в одной из своих комедий: «Он был лысым». Аристофан начал писать ещё не достигнув 20 лет. По афинским меркам это было довольно рано. В начале, с юношеским максимализмом он высмеивал соотечественников. Их малодушие, легкомыслие и доходящую до абсурда доверчивость. Не стесняясь в выражениях нападал и на могущественных политиков.

Плутарх писал, что при постановке комедии «Всадники» все актёры отказались играть роль, сатирически отображавшею важного политического деятеля Афин, Клеона. Аристофан сам вышел на сцену в маске могущественного и мстительного политика. Все Афины услышали из его уст признание: «Крал я, а ты что ли нет?». Оскорблённый Клеон в отместку обвинил поэта в том, что он незаконно носит звание афинского гражданина. На суде Аристофан в своё оправдание привёл цитату из Гомера: «Моя мать уверяет меня, что этот человек, мой отец. Но могу ли я утверждать тоже, если сам не видел, кто меня произвёл на свет?». Аристофан выиграл тяжбу. Афиняне признали за ним право на критику, поскольку считали, что свобода слова это опора демократии.

Самые знаменитые комедии Аристофана сохранившиеся до наших дней это «Птицы», «Лисистрата» и «Лягушки». Возмужав, Аристофан старался больше не вмешиваться в политику и обращал свой критический взгляд на деятелей науки и искусства. Он не жалел даже великих трагиков: Эсхила, Софокла и особенно Еврипида.

Кстати, с лёгкой руки комедиографа многие до сих пор считают, что Еврипид закончил свои дни растерзанный женщиной. Хотя это была лишь едкая шутка, доведённая Аристофаном до абсурда. А в комедии «Облака» он не побоялся критиковать самого Сократа. Хотя поэт не отличался жестокостью, его комедия «Облака» стала одной из причин трагической смерти известного философа Сократа. В 399 году до н.э. народное собрание Афин обвинило Сократа в поклонении новым божествам, развращении молодёжи, и приговорило к смерти.

На склоне лет Аристофан стал ещё осторожней и обратился к мелодраме. Элементы сюжетов его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы. До конца жизни Аристофан неизменно следовал одному принципу: «Поэт — это учитель граждан». В комедии «Лягушки» он утверждал, что:

«Поэтов ценят за правдивые речи, за добрый совет, и за то, что разумней и лучше, они делают граждан родимой земли».

С течением времени у Аристофана становится все больше и больше последователей. На помощь древней комедии пришли телевиденье, радио и газеты.

Имя: Аристофан (Aristophanes)

Дата рождения: 446 г. до н. э.

Возраст: 60 лет

Дата смерти: 386 г. до н. э.

Деятельность: комедиограф, драматург, поэт

Семейное положение: был женат

Аристофан: биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально - учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.


Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – , высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.


Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между и », то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.


Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.


«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.


Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.


Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.


Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика - враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.


Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду - возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.
Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.
Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Библиография

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта