Главная » 3 Как собирать » Автор теории самоактуализации. Жалобы и мета-жалобы

Автор теории самоактуализации. Жалобы и мета-жалобы

В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые»,

которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу,

существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе)

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в

другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,

достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,

целостности и т.д.).

13. Логотерапия в. Франкла.

Логотерапия – это метод психотерапии и экзистенциального анализа созданный В.Франклом (с древнегреческого logos - смысл). Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Логотерапия занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе - «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению.

Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания и 3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.

Парадоксальная интенция. Метод, предложенный В.Франклом (в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Как мы уже отметили выше, логотерапия включает в себя два специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта и т.д. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например, стараются не выходить из дома.

2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так опасается. (При фобии осуществили другие, при обсессии, чтобы он сам осуществил то, чего боится). При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Дерефлексия - это психотерапевтический метод, помогающий пациенту нейтрализовать компульсивную наклонность к самонаблюдению, посредством концентрации на позитивных аспектах своего существования. Например, одна из пациенток В.Франкла страдала компульсивным стремлением наблюдать свой акт глотания: испытывая неуверенность, она с тревогой ожидала, что пища «пойдет вниз неправильным способом», или что она подавится. Антиципированная тревога и компульсивное самонаблюдение до такой степени нарушили у нее процесс принятия пищи, что она стала совершенно худой. В ходе терапии ее научили доверять своему организму и его автоматически регулируемому функционированию. Пациентка была терапевтически дерефлексирована посредством формулы: «Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать глотание, потому что я фактически и не нуждаюсь в том, чтобы глотать, потому что фактически не я глотаю, а скорее бессознательное делает это». И таким образом пациентка избавилась от невротической фиксации на акте глотания.

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма , вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.
А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1 ).
Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации . Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму .
Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.
Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.
В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям.
Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.
В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.
Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.
Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.
Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".
Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент , психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласится с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность, как что-то абсолютно индиферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» .

Восемь основных условий самоактуализации:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация - это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Имеется собственное «Я», и нужно предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиции и т. д.

4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем неправы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа, - это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

5. Переживание без критики, предпочтение выбора роста выбору страха, честность и принятие на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.

6. Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение не лучший способ разрешения своих проблем .

Одно из основных условий самоактуализации - девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу - веди ее грамотно, толково! Не умеешь так - учись, ищи способы, средства, ресурсы - но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Другими словами – самоактуализация - это не процесс и не результат - это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоактуализация – это стремление личности реализовать свой потенциал в той сфере, в которой она видит свое призвание. Побуждение, стремление, намерения, интересы, цели и задачи, которые человек ставит перед собой, связаны с понятием мотивации потребностей.

О значительном интересе ученых к проблеме мотивации свидетельствует тот огромный массив наработок и различных, часто противоположных концепций, которые известны на сегодняшний день.

Наиболее весомый вклад в познание человека как уникального, целостного объекта исследования внесла гуманистическая психология (Дж. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Френе), которая изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Сторонники гуманистического похода в психологии понимают самоактуализацию как многомерную личностную категорию, которая состоит из разных личностно - профессиональных ориентаций и представляет собой основной мотив и цель жизни.

Основными характерными особенностями самоактуализирующейся личности являются: полное принятие реальности; принятие других и себя; профессиональная увлеченность; постоянная новизна, свежесть оценок; саморазвитие, проявление способностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению новых проблем, к осознанию своего опыта и подлинному пониманию своих возможностей.

Условия самоактуализации – это сознательное определение и выработка личностью своих ориентиров и своей основной жизненной цели; знание основных путей и методов достижения своей стратегической цели и наконец, осмысление своего назначения.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская – М., 1991. – 299 с.

2. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский - М.: 1989. - 248 с.

3. Барлас, Т. В. Психологический практикум для «чайников». Введение в профессиональную психологию / Т. Барлас. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 176 с.

4. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров - М. - 2001. – 135с.

5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев: Наукова думка, 1989.

6. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 – С. 133.

7. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 160 с.

8. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. – С.147.

9. Головаха, Е.И., Кроник, АА. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, АА. Кроник - Киев: Наукова думка, 1984. – 145 с.

10.Деркач, А.А., Кузьмина, Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина - М., 2001. – 134с.

11. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец – М.: 1965. -256с.

12. Калина, Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Н.Ф. Калина – М.: Журнал практического психолога, 2003, №1. - С.65-75.

13. Калина, Н.Ф., Лазукин А.В. Вопросник САМОАЛ. Адаптация "Самоактуализационного теста" // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 22.

14. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -1984. -Т.5, №4. -С.13.

15. Лисовская, Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология / Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76.

16. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. - Психол. журн., т.2, №5, 1981, с.3-22.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб.: Евразия, 1999 – 345с.

18.Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / А. Маслоу - М., 1982. – 123с.

19. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. -М.: Владос, 1999. -Кн.1. Общие основы психологии. -688с.

20. Олпорт, Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998.

21. Пилипко, Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психологии. - 1995. № 1. С. 97–110.

22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков - М., 2002. – 213с.

24. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М., 2002. – 277с.

25. Психология и педагогика / под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина - М.,2002

26. Райгородский, Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Д.Я. Райгородский, - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1999. – 342с.

27.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1946., с.535.

28. Столяренко, Л. Основы психологи. / Л. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -736с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: 2000. – 146с.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу

Основатель гуманистической психологии – А. Маслоу. Гуманистическая психология – психология третьей силы, возникшая как оппозиция бихевиоризму и самоанализу. Представители гуманистической психологии критиковали бихевиоризм за то, что переносили результаты экспериментов над животными на людей, а психоанализ за то, что с этой позиции человек выступает как иррациональное, агрессивное и асоциальное существо, а все продуктивные формы поведения – сублимация сексуальной энергии.

Гуманистическая психология говорит о том, что сущность человека – стремление к самоактуализации – это высшая потребность человека. Она проявляется в стремлении человека воплотить в своей жизни свой внутренний потенциал, быть и стать самим собой, реализовать свои способности.

А. Маслоу опирался на анализ поведения психически здоровой, творческой личности (своих учителей).

Структура личности – иерархия мотивов А. Маслоу (рис.).

Рис. Пирамида потребностей А. Маслоу

Общая характеристика мотивационной сферы по Маслоу:

1. Все потребности присущи человеку по его природе, т.е. имеют врожденный или инстинктоидный характер.

2. Все потребности образуют иерархическую структуру по принципу доминирования или приоритетности, т.е. чем ниже расположена потребность в общей иерархии. Тем она важнее и приоритетнее для личности.

3. Переход от одного уровня потребности к другому осуществляется только в том случае, если нижележащие потребности удовлетворяются. Если потребности какого-то уровня не удовлетворяются, то осуществляется возвращение на нижние уровни. Иерархия потребностей имеет универсальный характер.

Позже А. Маслоу ввел в пирамиду метапотребности или потребности, которые надстраиваются сверх остальных. Это Б-мотивы, бытийные мотивы или мотивы роста. К метапотребностям относятся духовные потребности: истина (познавательные потребности), красота (эстетические), добро (этические), справедливость, осмысленность жизни, совершенство, самодостаточность или автономность и т.д. Метапотребности представлены 15 разновидностями.

Метапотребности, так же как и дефицитарные, носят врожденный характер. Но в отличие от дефицитарных потребностей они неиерархизованы, т.е. обладают для человека равной значимостью. Они менее осознаваемы человеком. Удовлетворение дефицитарных потребностей направлено на снятие (редукцию) напряжения, а стремление удовлетворить метапотребности делает жизнь человека более напряженной, т.к. эти потребности направлены на отдаленные цели.

Психической зрелости достигаю те люди, которые достигают уровня метапотребностей и потребностей самоактуализации. Осознанию высших потребностей мешают механизмы защиты. Комплекс иона – отказ личности от самоактуализации, сознательное снижение собственного уровня притязаний.

В чем причина неврозов? Невроз – это неудача личностного роста. Причина невроза – не подавление низших потребностей, а неудовлетворение высших, т.е. их депривация. Внутренняя депривация связана с комплексом иона.

Особая разновидность невроза связана с неудовлетворением метапотребностей экзестенциальный невроз (это разновидность метепатологии). Метапатологии возникают при неудовлетворении метапотребностей. Метапатологией страдают чаще всего достаточно благополучные люди, у которых удовлетворены все базовые потребности.

Разновидности метапатологий:

Апатия – безразличие ко всему;

Скука, которая часто сочетается с тоской;

Постоянная депрессия;

Отчуждение от других людей;

Чрезмерный эгоизм;

Ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования – утрата смысла жизни;

Желание смерти;

Утрата собственного Я и идентичности (человек чувствует себя постоянно меняющимся и анонимным).

Критерии психической зрелости (характеристики самоактуализирующейся личности):

I. Креативность , т.е. творческость. Творчество Маслоу понимает не как новый вклад в науку, искусство, а как стремление и способность человека выполнять совершенно то, что он делает, т.е. достигать мастерства в своем деле. Это ведущая характеристика.

II. Центрированность направления – это увлеченность своим делом, преданность ему. Самоактуализирующиеся личности живут в сфере полной компетенции, они являются профессионалами. Они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

III. Разграничение средств и целей . Использование только тех средств, которые соответствуют номам морали. Проявлением этой особенности является увлеченность человека самим процессом деятельности, а не конечным результатом.

IV. Объективное восприятие реальности – интеллектуальная зрелость, когда человек при оценке событий опирается на факты, а не на свои эмоции, порожденные событием.

V. Принятие себя и других такими, какими они являются. Самоактуализирующиеся личности характеризуются высокой толерантностью, терпимостью. Это отсутствие механизмов психологической защиты.

VI. Непосредственность поведения – простота и естественность, отсутствие позерства, желания «пустить пыль в глаза». Высокая потребность в уединении. Они уберегают свой внутренний мир от постороннего вмешательства, но одиночество их не тяготит, ибо девиз такой личности: я – лучший друг самого себя, и оставаясь в одиночестве, они остаются наедине с самими собой.

VII. Автономность . Личность является хозяином своей собственной судьбы, сам выбирает, кем быть. Это проявление высокого уровня самодостаточности. Такие люди не стремятся к почестям, славе, внешнему почету, ля них важен внутренний рост, самосовершенствование, при котором они опираются на самоодобрение.

VIII. Сопротивление окультуриванию – нонконформизм, малая податливость чужому влиянию.

IX. Глубина межличностных отношений . Такие люди не склонны к широким контактам, для них характерно общение в узком кругу глубинного характера. Общение строится на родстве душ, единстве ценностей, интересов. Круг людей невелик и очень ограничен.

X. Демократический характер – уважительное отношение к другим людям. Психически зрелая личности проявляет уважительное отношение ко всем. Отсутствие авторитарных наклонностей.

XI. Общественный интерес . Люди озабочены не только своей судьбой, но судьбой своей страны, ее граждан.

XII. Свежесть восприятия : каждое событие воспринимается, как в первый раз.

XIII. Вершинные или мистические (пиковые) переживания – это состояние экстаза, умиротворенности, гармонии, особого рода блаженства.

XIV. Чувство юмора (философское).



Феноменологическая теория личности К. Роджерса (теория Я)

Ведущим и единственным мотивом поведения является тенденция актуализации, а все остальные мотивы являются лишь воплощением этой тенденции.

Актуализировать – это сохранить и развить себя, т.е. реализовать заложенные в нас от природы качества, способности, свой внутренний потенциал. Тенденция актуализации – это свойственная организму тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранить и развить личность. Т.о. поведение человека мотивирована потребность развиваться и совершенствоваться. Человеком управляет процесс роста.

Конечная цель , на которую направлена тенденция актуализации, - достижение автономии и самодостаточности, т.е. самоактуализации. Потребность в самоактуализации (по Маслоу) является главным проявлением тенденции самоактуализации. Чтобы реализовать эту потребность (т.е. реализовать свой внутренний потенциал), человеку нужно себя хорошо знать. Центральным понятием теории личности Роджерса становится понятие Я (самость, Я-концепция) – это обобщенное и последовательное представление человека о самом себе.

Понятие личность сводится к самосознанию или Я-концепции.

Личность (или Я) – это дифференцированная часть феноменального поля (весь опыт человека), которая состоит из осознанного восприятия и оценок Я, т.е. осознание человеком самого себя и своего опыта.

Представление о себе включает в себя представления о том, какими мы можем стать, поэтому Я-концепция делится на 2 вида: Я-идеальное и Я-реальное. Для гармоничного развития личности важно согласование между Я-реальным и Я-идеальным. Резкий разрыв между ними может порождать невроз или усиливать потребность в самосовершенствовании.

Основное внимание Роджерс уделяет вопросу формирования Я-концепции и ее роли в жизни каждого из нас. Я-концепция – продукт социализации, формируется под влиянием опыта человека. Для формирования позитивной самооценки важным является одобрения для ребенка со стороны взрослого.

Нормальное гармоничное развитие личности возможно только в случае соответствия (конгруэнтных отношений) между опытом и Я-концепцией. В случае противоречия опыта и Я-концепции возникает конфликт и, как следствие, угроза разрушения Я-концепции или самооценки. Эта угроза может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. Осознаваемая угроза, когда мы понимаем, что наше поведение не соответствует нашему представления о самих себе, вызывает чувство вины, внутренний эмоциональный дискомфорт и напряжение, угрызения совести. Если человек не осознает несоответствия между опытом и Я-концепцией, то его наполняет тревога.

Тревога с позиции Роджерса – это эмоциональная реакция человека на угрозу, которая сигнализирует личности. Что сформированная Я-концепция испытывает опасность разрушения (дезорганизации). В отличие от чувства вины тревога возникает тогда, когда человек чувствует угрозу, но не осознает это. Частое возникновение тревоги, связанное с рассогласованием опыта и Я-концепции, приводит к неврозу.

Чтобы избавиться от тревоги, человек вырабатывает механизмы психологической защиты. Защиты – поведенческая реакция на угрозу. Главная цель – сохранить и поддержать сложившуюся Я-концепцию.

Выделяют 2 типа защиты :

1. Искажение восприятия (рационализация): несоответствующее переживание допускается в сознание, но в такой форме, которая делает его совместимым с Я-концепцией. Происходит такая интерпретация события, которая делает возможным согласование с Я-концепцией.

2. Отрицание – это игнорирование негативного опыта.

Цель защиты – устранить конфликт между опытом и Я-концепцией. Если механизмы защиты оказываются слабыми и неэффективными, то начинается невроз.

Главным условием гармоничного развития личности и достижения психического здоровья является гибкость Я-концепции.

Критерии психического здоровья (полноценно функционирующей личности):

Открытость опыту или переживаниям. Это проявляется в том, что человек тонко и глубоко осознает весь свой опыт. Отсутствие механизмов психологической защиты.

Экзистенциальный образ жизни – стремление жить полно и насыщенно, вести такой образ жизни, когда Я-концепция вытекает из опыта, а не опыт преобразуется в угоду Я-концепции.

Гибкость Я-концепции.

Организмическое доверие – самостоятельность личности, стремление человека во всем полагаться на самого себя, доверие к самому себе, автономность.

Эмпирическая свобода – свобода выбора, которая сочетается с предельной ответственностью.

Креативность или творческость в комбинации с нонконформизмом и адаптивностью.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта