Главная » 3 Как собирать » Эгоизм плохо. Эгоизм - хорошо или плохо? Крайняя степень эгоизма и его противоположность

Эгоизм плохо. Эгоизм - хорошо или плохо? Крайняя степень эгоизма и его противоположность

Меню статьи:

Деятели пера – одни из самых уникальных людей на планете, они умеют на основании короткой ситуации создать многогранный шедевр. Почти такая же судьба постигла комедию Грибоедова «Горе от ума».

История создания произведения «Горе от ума»

Однажды Грибоедову довелось побывать на одном из званых обедов в аристократических кругах. Там он оказался свидетелем необычной картины: одним из гостей был иностранный гражданин. Аристократы очень ценили все заграничное, им хотелось как можно больше походить на них, поэтому любой контакт с заграничными гостями, особенно знатного происхождения был лестен для представителей высшего общества. Поэтому все время обеда было посвящено благоговейному отношению к иностранному гостю – Грибоедов, который воспринимал враждебно попытки русской аристократии заполучить все иностранное, в том числе поведение, язык и особенности быта, не мог упустить момент и не высказаться по этому поводу.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “А. Грибоедова “Горе от ума”.

Естественно, что речь его не была услышана – аристократы посчитали Грибоедова выжившим из ума и тут же с радостью пустили слух о его психическом нездоровье. Возмущенный Александр Сергеевич после этого решил написать комедию, в которой бы обличил все пороки аристократического общества. Случилось это в 1816 году.

История публикации комедии

Однако приступил к созданию произведения Грибоедов спустя некоторое время. В 1823 году были готовы уже первые фрагменты комедии. Грибоедов время от времени презентовал их обществу сначала в Москве, затем в Тифлисе.

С публикацией также долгое время были затруднения – текст неоднократно поддавался цензуре и как следствие – доработке и переработке. Лишь в 1825 были опубликованы фрагменты произведения.

При жизни Грибоедова, его произведение никогда не было полностью опубликовано – в надежде, что его друг Булгарин поможет в этом, Александр Сергеевич отдает ему рукопись своей комедии, которая в то время называлась «Горе ума», но публикации не последовало.

Спустя четыре года после смерти Грибоедова (в 1833) «Горе» все же увидело свет. Однако текст комедии был искажен комиссией по редакции и цензуре – в тексте было слишком много недопустимых для публикации моментов. Только в 1875 году произведение было опубликовано без цензуры.

Герои комедии

Всех героев пьесы можно разделить на три категории – главные, второстепенные и третьестепенные.

К центральным образам комедии относятся Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна

  • Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, управляющий в государственным учреждением. Он бесчестный и коррумпированный чиновник, в качестве представителя социума он также далек от идеала.
  • Софья Павловна Фамусова – юная дочка Фамусова, несмотря на свой юный возраст, она уже активно использует уловки, принятые в аристократических кругах – девушка любит играть чувствами других людей. Ей нравится быть в центре внимания.
  • Александр Чацкий – потомственный аристократ, сирота. Он взят на воспитание Фамусовым, после смерти родителей. Некоторое время Александр состоял на военной службе, но разочаровался в этом виде деятельности.
  • Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, человек неблагородного происхождения, который благодаря действиям Фамусова обретает дворянский чин. Молчалин – подлый и лицемерный человек, которым движет желание пробиться в аристократические круги любой ценой.

К второстепенным персонажам относятся образы Скалозуба, Лизы и Репетилова.

  • Сергей Сергеевич Скалозуб – дворянин, молодой офицер, которого интересует только повышение по службе.
  • Репетилов – давний друг Павла Афанасьевича, потомственный дворянин.
  • Лиза – служанка в доме Фамусовых, в которую влюблен Молчалин.

К действующим лицам третьестепенной значимости относятся образы Антона Антоновича Загорецкого, Анфисы Ниловны Хлестовой, Платона Михайловича Горича, Наталье Дмитриевны Горич, князя Петра Ильича Тугоуховского, графинь Хрюминых и Петрушки – все они кратковременно действуют в пьесе, но благодаря своей социальной позиции помогают обрисовать точную и неприглядную картину действительности.

Молодой помещик Чацкий после трехлетнего отсутствия в России возвращается домой. Он посещает дом своего воспитателя Фамусова с целью посвататься к его дочери, в которую он давно влюблен, Софью.

В доме Фамусова Чацкий замечает, что за время его отсутствия пороки аристократии только усугубились. Молодого человека удивляет корысть и расчет представителей высшего общества. Аристократы вместо того, чтобы подать пример гуманизма и честности подают пример взяточничества и игры на публику – это обескураживает Чацкого. Идеалом поведения в высших кругах стало угодничество – для аристократов стало неважным служить – теперь в моде прислуживаться. Обличение противоположной позиции Чацкого по отношению к Фамусовскому обществу становится основной причиной, по которой он не может претендовать на руку Сони.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Александр все же не теряет надежды. Он думает, что благосклонность девушки сможет изменить ситуацию, но и здесь Чацкого ожидает разочарование – Соня на самом деле любит не его, а секретаря своего отца.

Однако ответить отказом Чацкому Соня не спешит – она скрывает от Чацкого истинное положение вещей и делает вид, что симпатия Александра ей приятна. Кроме того, девушка распускает слухи о том, что

Чацкий имеет разлады в психическом здоровье. Когда же Александр узнает правду, то осознает, что такая девушка не может быть его женой. Единственное, что остается Александру, – уехать за пределы Москвы.

Стихотворный размер и особенности стиха пьесы

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» написана ямбом. Количество стоп в поэзии неодинаковое (в отличии от традиционного александрийского стиха, который предусматривал использование шестистопного ямба)– периодически Александр Сергеевич меняет количество стоп. Их количество варьируется от одного до шести.

Система рифмовки также не стабильна. В пьесе можно увидеть фактически все варианты – парная, перекрестная, опоясанная. Кроме того, Грибоедов использует внутреннюю рифму.

Темы и проблемы пьесы

Основной конфликт пьесы определен рамками противостояния «века нынешнего» и «века минувшего». Такое понятие не ограничено исключительно отношением к службе и достатку человека – под этими фразами сокрыт большой массив проблем.

В первую очередь выделяется проблема вида деятельности человека и распределение их на благородные занятия (гражданская служба в государственных учреждениях и военная служба) и постыдные (писательство, научная деятельность).

Второй проблемой пьесы стало прославление подлиз – авторитет и уважение в обществе заслуживаются не доблестной службой или примерно выполненной работой, а умением угодить вышестоящему руководству.

Следующая проблема – взяточничество и круговая порука. Все проблемы в обществе можно решить с помощью денег или связей.

Проблема искренности и честности также поднимается Грибоедовым – люди говорят то, что выгодно. Они готовы лукавить и обманывать ради обретения некоторых благ. Редко кто готов высказать истинное мнение, особенно, если оно не совпадает с мнением большинства.


Большинство людей становятся зависимыми от мнения окружающих, они готовы строить свою жизнь, руководствуясь не удобством, а традиционностью, даже в том случае, когда она значительно затрудняет их жизнь.

Проблема эгоизма стала причиной появления двуличности на любовном фронте – быть однолюбом стало не модно.

Жанр произведения “Горе от ума”

Особенности тем и проблематики пьесы стали причиной появления дискуссии в литературных кругах о жанре «Горе от ума». Мнения исследователей в этом вопросе разделились.

Одни считают, что правильно закрепить за произведением жанр комедии, другие же уверены, что такая проблематика характерна для произведений драматического характера.


Основной причиной, которая позволяет определить пьесу как драму, является глобальность поднятой проблемы. Конфликт пьесы построен на глубоком чувстве разочарования, что не характерно для комедии. Элементы комического, которые присутствуют при описании характеров персонажей, минимальны и, по мнению исследователей, использованы с целью усиления драматической функции в тексте.

Исходя из такой позиции, наряду с предложениями определить жанр как комедию или драму стали появляться в ходе дискуссии и предложения о смешивании жанров. Так, например, Н.И.Надеждин обозначил ее как сатирическую картину.

Н.К. Писканов, анализируя особенности пьесы, пришел к выводу, что определить точно ее жанр невозможно – у литературоведов есть все основание обозначить ее как социальную драму, реалистичную бытовую пьесу, психологическую драму и даже, музыкальную драму (исходя из особенностей стиха пьесы).

Невзирая на все дискуссии, пьеса Грибоедова «Горе от ума» продолжает называться комедией. В первую очередь это связанно с тем, что сам Александр Сергеевич обозначил так жанр своего произведения. Хотя элементы комического не широко использованы в пьесе, а ее структура и особенности сюжета далеки от традиционных комических, все же влияние сатиры и юмора имело заметное место в пьесе.

Таким образом, пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» – многогранное и обширное произведение.

Разнообразие тематики и проблематики пьесы, а также способы изображения сути конфликта стали причиной дискуссии в жанровом плане пьесы.

Проблемы и темы, поднятые Грибоедовым, можно отнести к разряду «вечных» тем, которые никогда не утрачивают своей актуальности.

Писатель встречает друга, долго и нудно рассказывает ему о себе. Наконец он говорит: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?» – такой анекдот приводит Эрих Фромм в одной из своих книг, в разделе, посвященному нарциссизму.

Наверное, каждый знает мифическую историю про древнегреческого юношу Нарцисса , который, взглянув в воду, был поражен красотой своего лица и влюбился в себя. С того самого дня Нарцисс все время проводил у воды, любуясь своей внешностью. Боги за это превратили его в цветок.

Но мы не будем углубляться в столь психологическое понятие, которое является одной из форм проявления эгоизма, для нас будет проще рассмотреть эту тему в общем контексте.

Так, все-таки, эгоизм – это плохо или хорошо?

В словарях, естественно, ученые разных сфер (психологии, социологии, философии и т.д.) стремятся дать самое объективное объяснение данному понятию, от которого любой специалист или просто заинтересованная личность могут отталкиваться.

Чтобы более четко понять категорию эгоизма, обратимся к словарям.

Например, в философском словаре: «эгоизм – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является альтруизм».

Никто не станет возражать, если я скажу, что эгоистами не рождаются, эгоистами становятся в процессе социализации личности.

Все начинается с детства и самого процесса воспитания. Формы, которые принимает эгоизм, весьма разнообразны (об одной было упомянуто в начале статьи). В большинстве своем эгоизм зарождается именно в семье, где ребенка балуют и исполняют все его желания. Эгоизм может зародиться в малой группе, когда ребенок становится лидером и все восхищаются им, что приводит в некоторых случаях к пониманию, что «именно он самый лучший» и к пренебрежению другими.

Но, на самом деле, не все так плохо. Если в какой-то момент вы поставили свои интересы превыше интересов других, то это не значит, что вы сразу же стали эгоистом. Но до того момента, пока это не перерастает в привычку. Вообще, немного эгоизма никому никогда не помешает.

Собственно, каждый человек волен иметь свою субъективную точку зрения на этот счет. Разобраться нам помогут наши Джулианки, которые поделились со мной своим мнением насчет эгоизма и эгоистов (публикуются анонимно).

Респондент №1.
«Эгоизм, мне кажется, есть в каждом человеке. В ком-то более выражен, в ком-то менее. Так уж мы устроены: хотим лучшего в первую очередь для себя. При этом не стоит забывать об окружающих. Высшая степень эгоизма для меня неприемлема. Думая о собственном благе, нельзя не считаться с другими людьми. Тем более, если эти люди – близкие, родные.
Все хорошо в меру. Я эгоистка? В какой-то степени – да».

Респондент №2.
«Мне кажется, что каждому человеку присущ эгоизм, только проявляется у каждого в разной степени. Думаю, что в небольших количествах полезно быть эгоистом))».

Респондент №3.
«Здоровый эгоизм должен был присущ каждому любящему себя человеку. Когда я ложусь спать, когда мне хочется, ради своего здоровья, это здоровый эгоизм. А когда я использую других людей в ущерб им, но во благо себе, это эгоцентризм. Но я за эгоизм!!!».

Респондент №4.
«Что я думаю об эгоизме? Эгоизм – это самолюбие и себялюбие, где в любом случае выйдет собственное «Я», естественно в пользу этого «Я». Ну, скажем так, что эгоизм присутствует в каждом человеке, только в каждом он развит по-разному. Иногда и даже зачастую, эгоизм является помехой в отношениях с кем бы то ни было, когда этот эгоизм достигает больших размеров))».

Респондент №5.
«Во-первых, эгоизм эгоизму рознь. Существует эгоизм здоровый, что является абсолютно нормальным качеством для личности, имеющей собственные желания, ценности и адекватную самооценку. В этом случае окружающие люди не страдают. И эгоизм чрезмерный – когда желания и сама личность некого «Я» возводится на такой высоты пьедестал, что остальные тихо отмирают от такого явления...».

Респондент №6.
«Сама я не эгоистка. Не развито во мне это чувство. Когда вижу проявления эгоизма у других людей, если это близкие, то стараюсь выработать такую стратегию поведения, чтобы мне было не слишком дискомфортно. Ограничиваю общение на определённые темы, где эгоизм в словах и поступках активно демонстрируется другими. Или перевожу тему в другое русло».

Респондент №7.
«Что такое – эгоизм? Каждый из нас понимает это полнятие четко, но по своему. Я считаю, что это позиция, поведение человека, полностью сориентированное на собственное «Я», на своё удовольствие, выгоду, успех, высшее благо для эгоиста – это удовлетворение своих собственных, личных интересов. Эгоист возразит – а что тут плохого? В конце концов, каждый человек хочет, чтобы ему было хорошо, приятно, удобно! Лгут те, кто утверждает обратное. Вообще, в себялюбии ничего плохого нет – это же естественное чувство самосохранения, которое присуще каждому человеку. Но разница эгоизма и себялюбия состоит в том, что эгоист часто удовлетворяет свои личные интересы в ущерб интересам другого человека, в то время, как себялюбивый человек, заботясь о собственном благе не противоречит благу других людей, более того, сочетатся и считаетсяс ним, служит на пользу всем. Я в меньшей мере эгоист, что-то среднее между эгоистом и альтруистом».

Если проанализировать все ответы, то можно сделать вывод, что отношение к эгоизму не бросается в крайности. Каждый понимает, что эгоизм многообразен и различен в своих проявлениях. Кто-то из респондентов, вообще, спокойно признаются, что они эгоисты. Нет, это не значит, что они переступают через других людей, ненавидят всех, кто поднялся по социальной лестнице выше, это не значит, что они не делятся последним кусочком торта, нет. Это означает, что они знают себе цену, заботятся о себе и любят себя в меру допустимого (словосочетание «мера допустимого» под вопросом!).

«Мы – все эгоисты, но не настолько, чтобы в себе это сполна признать», – Леонид С. Сухоруков.

Этот материал – статья-рассуждение, которая так и останется с открытым вопросом об эгоизме. С уважением к каждому, ваша Alesya Snitko .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта