1 / 4
✪ Шумер и Аккад (рус.) История мировых цивилизаций
✪ Почему Персия стала Ираном?
✪ Клинопись и культура древнего Двуречья (рассказывает профессор Владимир Емельянов)
В эламской земле располагался город Сузы (Дан. ).
К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли своё этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы (Деян. ).
Генетически эламский язык являлся изолятом, хотя существуют гипотезы о родстве с дравидскими или афразийскими языками. С точки зрения грамматики - это агглютинативный , эргативный язык. Обычный порядок слов - SOV (подлежащее - дополнение - сказуемое). В качестве письменности изначально использовалось протоэламское пиктографическое письмо, с XXIII в. до н. э. - линейное эламское письмо, затем - клинопись.
Историю Элама можно условно разделить на три периода, охватывающих более двух тысячелетий. Период до первого известен как протоэламский:
Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части - горная долина рек Каруна и Керхе , вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр , а также окрестные горные районы - по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti - форма, возможно, более архаичная (ср. элам. hal "страна").
В III тысячелетии до н. э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки , Б/Парахсе (позже Мархаши) , Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие.
Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен - это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; Анчан - это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.
Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до н. э., когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Около 2500 г. до н. э. правители шумерского города Киш сумели избавиться от эламского господства. В это время в Аване утвердилась новая династия, основателем которой был, вероятно, Пели. Впрочем, история этого времени известна очень плохо. Около 2300 г. до н. э. Элам был покорён Аккадским государством , но аккадцы не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет её оставить. Новый аккадский царь Римуш смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете, заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламски, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Эламе. При последнем представителе Аванской династии , Кутике-Иншушинаке , когда Аккад сам пал под натиском племен гутиев , Элам вернул себе независимость. Но кутии напали и на Элам, в результате чего государство распалось на несколько отдельных областей. Только через сто лет страна сумела воссоединиться, и началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки .
Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоёван урским царём Шульги . В течение нескольких десятилетий страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Преемник Гирнамме - Энпилухан - смог отделиться от Ура и захватил города Аван и Сузы. Хотя сам Энпилухан был вскоре пленён шумерским войском, Элам к тому времени полностью сбросил с себя власть шумеров. Урские гарнизоны повсюду изгонялись, а самим шумерам пришлось вскоре бежать из страны. Под властью царя Хутрантемпти эламиты начали совершать набеги на территорию Междуречья и вскоре смогли отомстить Уру за их владычество в Эламе. Последний царь III династии Ура Ибби Суэн был низложен при помощи эламских войск, после чего эламские гарнизоны были размещены в Уре и других крупных городах Шумера. Тем не менее, им пришлось уйти оттуда через несколько лет. При царе Идатту I правители Симашки подчинили своей власти весь Элам. Однако процветание эламского государства продолжалось менее полувека. Вскоре цари Симашки стали терять своё могущество, и примерно в первой половине XIX века до н. э. власть над Эламом перешла к новой династии Суккаль-махов .
Основатель династии - некий Эпарти - был выходцем из низов, получившим власть над страной не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, сумели существенно укрепить царскую власть и усилить Эламское государство. Структура власти в Эламе представляла тогда своего рода триумвират . В стране существовало одновременно три правителя: 1) суккаль Суз, 2) суккаль Элама и Симашки, 3) суккаль-мах. Царем страны фактически считался суккаль-мах, его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на эламской престол обычно вступал суккаль Элама и Симашки. Обычно это был брат покойного. А суккалем Суз (правителем столицы) суккаль-мах ставил своего старшего сына. Таким образом, власть в Эламе переходила не от отца к сыну, как это было принято тогда в остальных государствах, а от старшего брата к младшему. О политической истории династии Суккаль-махов до нас дошли только отрывочные сведения. Элам тогда вел войны с Вавилонией и Аккадским царством, с переменным успехом. В начале XV века до н. э. династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Неизвестно почему, но можно предположить, что Элам был завоеван касситами . Только через столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость под властью царей Аншана и Суз .
Это, несомненно, наиболее славный период эламской истории, оставивший также наибольшее количество археологических памятников, в частности знаменитый зиккурат Дур-Унташ (ныне Чога-Замбиль), построенный при царе Унташ-Напирише .
Новой эламской династии, видимо, удалось в это время сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. С начала XIII в. до н. э. начинается новая серия эламских завоеваний. Эламитам удалось захватить обширную область на реке Дияле, в том числе и город Эшнунну (При царе Унташ Напирише (вступил на царство в 1275 г. до н.э). Через эту область проходили караванные пути из Двуречья на нагорья Ирана. Эти победы эламитов содействовали кризису касситской династии в Вавилонии и полному освобождению Элама из-под вавилонской власти.
Таммариту (653-649, и в 646 году до н. э.), сын
Для начала, приведем небольшую справочку о цивилизации Древнего Элама …
Археологически идентифицированное местонахождение цивилизации Древнего Элама : Месопотамия, юго-запад современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан, расположенныек востоку от реки Тигр).
Время возникновения цивилизации Древнего Элама – 3 тысячелетие - середина VI в. до н. э. При этом, первые, относительно достоверные, сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до н. э., когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Самое древнее сообщение восходит приблизительно к 2680 г. до н.э. В это время, как свидетельствует шумерский царский список, полулегендарный царь Энменбарагеси из I династии Киша «увез в качестве добычи оружие из страны Элама». XXIII веком до н. э. также датируется договор, заключенный между аккадским царем Нарам-Суэном и одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов.
Между тем, по данным археологических раскопок первые следы обитания цивилизованных людей на месте будущей столицы Элама города Сузы датируются 7 000 г . до н. э. . Керамика с рисунками, найденная археологами при раскопках Суз , датируется 5000 г . до н. э. Сам город (именно как город, а не примитивное поселение) Сузы , по мнению историков, около 4000 г . до н. э.
Остатки Суз имеют вид 4 холмов: "холм акрополя" на юге (царский город Элама), "холм ападаны" на севере [руины ахеменидского дворца (521 - 1-я половина 4 в. до н. э.), ападаны и храма огня], "холм царского города" на востоке (резиденция ахеменидской и сасанидской знати), "холм города ремесленников" (руины парфо-селевкидского некрополя). Городище содержит культурные слои от 1-й половины 4-го тысячелетия до н. э. до 1-го тысячелетия н. э. В древнейшем энеолитическом слое обнаружены остатки земледельческого поселения, окруженного стеной, расписная керамика, каменные и примитивные медные изделия, печати. Исследования последующих слоев свидетельствуют о непрерывном росте поселения, прогрессе металлургии, появлении протоэламской пиктографической письменности, возникновении монументальной архитектуры
Кроме того, базируясь на результатах собственных раскопок, известные американские археологи Франк Холе и Кент Фленнери в 1961 г. доказали, что местность у Али-Коша - западнее Тепе-Муссиана. была населена уже с VIII тысячелетия до н. э.
Эламом (Елам, шум. – «Ним », аккад. – «Эламту » /“Горная страна”/, самоназвание – «Haltamti ») в древности называлась низменная, а в средней и верхней части - горная долина рек: на западе - Эвлея (современный Карун) и - на востоке - Хоаспа (современная Керхе), вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окрестные горные районы - по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины (равнинная часть Элама - Сузиана). На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. В юго-восточной части Элама жили, повидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.
Сами эламиты писали название своей страны клинописными слотами «hal-ta-am-ti», что, возможно, должно выражать «hal-tampt», причем «hal» - означает «страна», a «tampt» «(милостивый) господин». Эламиты, таким образом, воспринимали свою родину как «страну господа», как «Страну Бота».
Также считается, что термин «Элам» является искусственной конструкцией, название было придумано месопотамскими писцами, глядевшими из своих речных аллювиальных долин на Иранское нагорье. В шумерских источниках середины III тыс. до н.э., название Элам было написано шумерограммой NIM, значением которой было просто «высокий», оно часто сопровождалось определяющим обозначением KI «земля, страна». В аккадской форме, использовалось, как правило, KUR elammatum или «земля Элам». Однако следует отметить, что первоначально название Элам не относилось ко всей стране в целом. Страна имела ряд областей, которые в ранний период сохраняли свою политическую независимость: Аван, Адамдун, Аншан, Варахсе, Симашки, Сузы и др. Названия некоторых областей нередко фигурировали в титулатуре эламских царей. Все эти области с конца III тысячелетия до н. э. были объединены под эгидой Элама.
Центром (столицей) как современного, так и Древнего Элама - был город Сузы . Ещё одним крупнейшим центром Элама на востоке был Анчан (современный Тепе-Мальян в Фарсе).
Прямых предшественников-предков - неолитических культур - Элам не имел .
Посмертное скульптурное изображение головы эламита Сузы
XV-XIV века до н.э. Необожженная раскрашенная глина
Высота 0,24 м; ширина 0,15 м
Эламиты очень сильно отличались от других народов Междуречья. В них было нечто скрытное, что затрудняло распознавание их сущности. Так, эламитам, с одной стороны, была свойственна необыкновенно живая фантазия, которая вызывала к жизни в резьбе по камню самые причудливые мифические существа … А с другой, эламский характер проявляет себя как мрачно-сухой, упорный, направленный на конкретно-реальное, презирая все излишнее; и все это основывалось на глубоком пессимизме, свойственном их натуре. Если обратить внимание на терракотовую голову эламита из Суз, созданную предположительно в начале I тысячелетия до н. э., лицо мужчины очень суровое, вокруг его губ порицающее, лишенное каких бы то ни было иллюзий, выражение!?
Археолог Морис Ламберт характеризует эламитов как «грубых, резких, слишком благоразумных и слишком дельных». По его словам: «Складывается такое впечатление, что они никогда не смеялись».
Население Элама, однако, не было однородным. Когда персидский царь Дарий приказал ук-расить дворец в Сузах керамическими плитами о изображением его телохранителей, художник различил совершенно четко представителей трех рас. Одних он изобразил белокожими, вероятно имея в виду персов, другие выделялись коричневой кожей, а кожа третьей группы была темной, почти черной.
Религия эламитов .
Религиозным центром страны служили Сузы.
Поздняя (постшумерская) Религия эламитов - политеизм, имела многие черты, сближавшие её с религиями соседней Месопотамии. В частности, в эламских семитических надписях боги Элама, кроме главы, пантеона Иншушинака, назывались именами их шумеро-семитических соответствий - Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар, Нергалу, Энки, Нинегаль, Анунитум, Ададу, Набу, Нуску и Шале, которые были приняты в пантеон лишь временно.
Между тем, первоначально (в III тысячелетии до н. э.) во главе эламского пантеона стояла богиня Пиненкир, «великая богиня» (существовали ещё 2 богини-матери - Парти и Киририша, при этом: Богиня Пиненкир впервые засвидетельствована в III тысячелетии до н. э., Киририша - во II тысячелетии, а Парти - в I тысячелетии до н. э.), считавшаяся матерью богов, что свидетельствует о сильном влиянии пережитков матриархального права в эламском обществе.
Между тем , такая же богиня-мать почиталась на далеком юго-востоке, и «приморской стране» Персидского залива (может, её привезли с собой потомки лемурийцев!? – Прим. авт.). Её звали Киририша, основное место почитания её культа - Лиян (Бушир). Правда, Киририша, в сущ-ности, не имя собственное, а титул со значением «великая богиня» («kiri» - богиня, «risa» - великая). Из Лияна культ Киририши постепенно проник на северо-запад. Это видно из того, что цари и правители среднего и нового периодов посвятили ей в различных местах Сузианы многочисленные храмы. В самой столице - Сузах - у Киририши были величественные титулы: «Мать богов» и «Владычица главного храма». Но тем не менее культ Киририш в Сузах не слился с культом Пиненкир. Кроме того, около 710 г. правитель Ханни из Аяпира (Изех) наряду с Кириришей упоминает Парти, которую он прославляет как «добрую богиню-мать».
Изображение эламской
Богини-матери Пинекир
К самобытно-эламскому также относилось, уходящее своими корнями к древнемагическому обряду, почитание змеи.
Змеяпрямо-таки лейтмотив эламской культуры .
Рисунки на керамике IV и III тысячелетий буквально изобилуют змеями. Как символы защиты от зла мы видим их на затычках для кувшинов и крышках для различных сосудов. Изображения змей дымились возле ворот, выполняя роль привратников, обнимались вокруг властелинов на рельефах, извивались на алтарных блюдах или служили рукоятками различных посвятительных предметов, например у скипетров, мотыг и т. п. Намотанные наподобие катушки, они служили божеству троном. С древнейших времен в Эламе также отражался мотив змеи на древе жизни. Эламский символ плодородия, изображавший двух спаривающихся змей, проник до самого Египта. Змеи с человеческими головами свидетельствуют о такой степени обожествления этого пресмыкающегося, в какой оно не встречалось в Двуречье.
Однако, к середине II тыс. до н. э. главенствующее положение в эламском пантеоне занял «мужской» бог Хумбан (Хумпан). В III тысячелетии он еще занимал второе место, но с середины II тысячелетия он возглавил пантеон богов. В отличие от почитаемых лишь в определенных областях Элама богинь-матерей Хумпан был почитаем во все времена по всему Эламу. Как «повелитель неба» он считался в Сузах супругом «повелительницы неба» - сначала Пиненкир, а позднее также и Киририши, которая получила титул «великой супруги». От супружества Хумпана и Киририши родился бог Хутран.
Большое значение имел также культ Иншушинака, покровителя Суз, а позднее и бога преисподней (точнее – «владыка царства мертвых»). Его имя «Иншушинак» -произошло, вероятно, от шумерского Nin-susin-ak – «владыка Суз» - ещё со времен, когда Сузиана находилась под шумерским владычеством. В 2260 г. Иншушинак занимал лишь 6-е место (среди 37 богов), однако спустя тысячи лет он уже входил совместно с Хумпаном и Кириришей в прочную, стоящую во главе эламского пантеона триаду. Чаще всего в надписях встречается такая последовательность: Хумпан - Киририша - Иншушинак. Однако на первое место Иншушинак никогда не передвинулся. По мере возвышения Иншушинаку присваивались все более помпезные титулы. С самого начала он был для простых людей - «отцом слабых». Один эламский правитель Старовавилонского периода, т. е. первой половины II тысячелетия, называет бога Иншушинака «своим повелителем», другой - «повелителем богов». Наивысший титул этот бог получил в XII в. при Шилхак-Иншушинаке: «великий господин, владыка верхнего города, благодетель верхнего храма, всеобщий защитник, который дал нам свое имя».
Сегодня кажется, что из всех богов культ Иншушинака пользовался наибольшей популярностью среди эламитов, ибо обычно весьма сухие, высокопарные тексты посвятительных надписей неожиданно наполняются жизнью и теплотой, как только речь заходит об Иншушинаке.
Если исследовать истоки этого благоговения перед Иншушинаком, совершенно непостижимого по отношению к богу одного лишь города Суз, то бросается в глаза тесная связь его культа с культом богини Ишникараб. Вместе с ней Иншушинак стал для всего Элама Богом Клятвы: перед судом приносили по всем правилам клятву именем Иншушинака и Ишникараб. К началу II тысячелетия богиня по-аккадски называлась Ишмекараб, что означает: «Она услышала молитву».
Об особой роли богини Ишникараб впервые стало известно, когда в Сузах были обнаружены надгробные таблички I тысячелетия до н. э. Согласно размещенных на них текстам, Ишникараб совместно с богиней Лагамал (или Лагамар) принимала в преисподней усопших. О них говорится в одной табличке: «Они выбрали этот путь, они идут своей дорогой. Ишникараб и Лагамал выходят им навстречу... Иншушинак объявляет свой приговор…»
Судя по всему, культу Иншушинака удалось еще в Старовавилонский период постепенно вытеснить культ шумерского бога потустороннего мира Нергала, и Иншушинак стал владыкой потустороннего мира Элама.
В этой связи знаменательно также и то, что в эламских правовых документах свидетели всегда находились под покровительством двух божеств, а именно: бога Солнца и Иншушинака. Оба они, таким образом, слыли властителями над светом и тьмою и тем самым над миром живых и царством мертвых. Эламского бога Солнца звали Наххунте, что на местном языке означает «солнце». Первоначально это слово, по всей вероятности, произносилось, как «nan-hunde», т. е. «творец дневного света». Наххунте был, в сущности, богом права и судебного приговора.
Наряду с богом Солнца Наххунте в Эламе во все времена почитался также бог Луны. К сожалению, имя бога Луны почти сплошь обозначается аккадским словесным знаком (SIN) – «луна», так что его эламское название еще точно не установлено. По-видимому, его звали Напир, так как этот бог получил титул «сияющий». Для эламитов бог Луны слыл, в частности, «отцом сирот».
Вообще эламиты обожествляли все без исключения небесные светила, равным образом и силы природы и даже море. Так, в частности, в одном тексте XXIII в. до н. э. приводятся имена 37 эламских божеств.
К ним относится прежде всего Симут (или Шимут) с необычным титулом «бог эламитов». Он считался «провозвестником богов» и, по всей видимости, был почитаем по всей стране. Супругой его была Манзат (также Манзит).
Еще одна богиня- Сияшум -была, видимо, «хранительницей дворца» богов, другая - Нарунди - с давних времен снискала себе славу как «богиня победы». Статуя богини Нарунди из известняка высотой 81 см находится в настоящее время в Лувре. Босая, в грубошерстной одежде, «безголовая» (голова статуи была найдена лишь в 1968 г. Агиней Спикет в запасниках Лувра) богиня сидит на троне, украшенном львами. Нарунди держит в руках два загадочных предмета, по всей вероятности, символы божественной власти, возможно, таблички с надписями. Те же самые предметы можно увидеть в руках богини Нарунди на обнаруженной лишь в 1966г. в Персеполе серебряной вазе.
Эламская богиня Нарунди
Сузы, Приблизительно 2100 до н.э. , Известняк
(Коллекция музея Лувр, Париж)
Описание: Принцу Суз, Пузур-Иншушинак, удалось объединить в одну империю сузскую равнину, население которой говорило на семитском языке, и плато, где говорили на языке Эламит. К памятникам, воздвигнутым в его честь, сделаны надписи на двух языках. Новаая манера письма, в которой выполнены эти надписи, пока не позволяет их расшифровать. Статуя великой богини, возможно, Нарунт или Нарунди также снабжена надписью на двух языках. Богиня изображена в виде Иштар Месопотамской, которая возвышается на престоле надо львами. Такие же как у нее тиары, увенчанные рогами, носили божества времен Гудеа, принца Лагаша. Саргонская табличка
Обе только что упомянутые богини фигурируют как сестры «великой богини-матери».
При этом, в договоре от 2260г., в котором Симут занимает 7-е место (сразу после Иншушинака), Манзат, правда, отведено лишь 18-е место после, однако до Нарунди (19).
Здесь также отметим, что выше упомянутые «верховные»божества, в свою очередь, занимали в 2260г. до н.э. в пантеоне эламским богов следующие места (позиции): Хумпан – 1, Киририши (Пиненкир) – 2, Наххунте – 5, Иншушинак – 6, Хутран (сын Хумпана и Киририши) – 15.
Многие из вышеперечисленных богов почитались эламитами по крайней мере до середины V в. до н. э.
По верованиям эламитов, все божества обладали, таинственной, сверхъестественной силой. Она транскрибируется как kiten (китен). Как kidinnu (кидинну) это эламское слово проникло также в аккадский язык. Из аккадской орфографии мы заключаем, что эламиты, вероятно, произносил? это слово как киденн, с «мягким» «т» и ударением на последнем слоге. Это «китен» означало магические чары, ауру божества, ее защищающую, но и карающую власть. Китен могло, как утверждал В. Ф. Леманс, превратиться даже в железный или каменный знак-табу. На магической защитной силе «китен» эламские цари основывали свою власть. Они рассматривали себя по отношению к своим подданным как земных представителей божественного «китен». Кто осмеливался прикоснуться к нему, «терял покой» и должен был умереть. Хотя все боги обладали подобным «китен», однако «китен» Хумпана символизировал особое право на власть - по меньшей мере в тот период, когда он стал верховным божеством эламского пантеона.
Кроме того, по верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т. д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни.
Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах. Об архитектуре эламских храмов свидетельствуют лишь печати раннего времени, а также наскальные изображения из позднеассирийского времени из Ниневии. Согласно изображению на печате III тысячелетия до н. э. храм в древнем Эламе выглядел как прямоугольное, довольно высокое строение, возведенное на террасе кирпичной кладки, фасад которого был, вероятно, украшен нишами, а позади сбоку, по-видимому, поднимались лестничные марши. В самом храме можно увидеть два дверных проема, один, левый, служил, вероятно, входом. Он частично был завешан тростниковой циновкой для защиты от кишечных лучей, в то время как правый проем служил лишь украшением. Крыша храма была плоской и состояла из нескольких горизонтальных слоев деревянных балок. Ряд маленьких прямоугольных оконных рам, расположенных между дверными проемами и крышей, служили для освещения и проветривания внутреннего помещения.
Самым броским элементом храма были шесть огромных рогообразных выступов - по три с двух сторон каменного строения. Здесь мы сталкиваемся с незнакомым нам до сих пор специфически эламским способом возведения храмов.
Изображение древнеэламскогохрама на печате III тысячелетия до н. э.
О внутреннем убранстве эламских храмов из раскопок нам известно немногое, так как еще в древние времена все ценное было разграблено. Однако документы о жертвоприношениях или случайные находки с посвятительными надписями все же дают представление обо всем, что находило место в храмах.
Сюда следует, прежде всего, отнести статуи, отлитые из металла или изваянные из камня или глазурованной глины, изображающие не только божества или духовпокровителей, но и земных правителей и их многочисленных родственников. Одержавшие победы в войнах цари Элама с особым удовольствием ставили перед своим богом Иншушинаком захваченные в качестве трофеев стелы. Ашшурбанапал, в свою очередь, утверждал, что якобы увез 32 скульптурных изображения эламских царей, отлитых из золота, серебра, бронзы или изваянных из алебастра.
Храмам необходимы были также алтари и столы для жертвоприношений. Некоторые из них имели приспособления для стока жертвенной крови или жертвенных напитков. На алтарях и на помостах стояли, а на стенах висели самые разнообразные предметы и посвятительные дары, например, изваяния овец, коз, черепах и многих других животных из дерева, бронзы или камня, серебряные изделия, знаки табу богов, всякого рода оружие, как, например, топоры, стрелы, мечи. Загадкой остается назначение покрытых глазурью глиняных рукояток, которые царь Унташ-Напириша, приказав написать на них свое имя, велел сотнями закопать в умышленно оставленных пустыми помещениях зиккурата в Чога-Замбиле.
Важной особенностью, характерной для эламского храма, было наличие при нем священной рощи. О таких рощах свидетельствуют письменные документы. В Сузах, например, роща имелась при храме бога Солнца Наххунте, в Дур-Унташе - при храме богини Кири-риши. Вполне вероятно, что священная роща составляла неотъемлемую часть любого эламского храма.
Жертвоприношения были ежедневным «мероприятием», очевидно, любого эламского храма. При посвящении в Сузах Иншушинаку нового храма, портал которого был умащен 20 мерами растительного масла, царь Кутик-Иншушинак велел учредить ежедневные жертвоприношения: «Одного барана в храме верхнего города и одного барана в храме, расположенном в долине».
По-видимому, подобный обряд жертвоприношения происходил ежедневно также перед троном царя и перед его изваянием в храме.
Среди поводов для совершения в Эламе ритуальных жертвоприношений животных особенно выделялись два.
Самым значительным был, по-видимому, праздник «владычицы верхнего города». По всей вероятности, в Сузах с древнейших времен имелся верхний город со священным округом, в котором размещались храмы различных божеств, однако над всеми ними возвышался храм Иншушинака. Под «владычицей верхнего города», вероятно, подразумевалась Пиненкир, позднее, возможно, также и Киририша. Праздник «великой богини-матери» происходил в начале осени при новолунии и одно-временно знаменовал с древнейших времен начало нового года. В священной роще богини особым ритуальным способом под названием «гушум» забивались «взрослые, откормленные бараны». Так как этот праздник назывался «Днем кровопролития», то главное внимание уделялось, очевидно, тому, чтобы лилась кровь приносимых в жертву животных.
Особый день был посвящен также богу Симуту (или Шимуту). Ежегодно ему приносили в жертву, вероятно, в середине мая, быка. Животное очень тщательно отбиралось специально для «эламского бога» и часто доставлялось издалека.
При храмах во все времена было жречество, которое в столице, несомненно, было многочисленным и располагало, в свою очередь, множеством слуг. Во главе жречества стоял Верховный жрец. Его титул известей из надписей (также из эламских) только на аккадском языке - «пашишу рабу». Обычный жрец назывался по-эламски во все времена «шатен». Верховный жрец, безусловно, пользовался большим влиянием при дворе. Он часто сопровождал царя во время его военных походов.
Об огромном влиянии, которое когда-то имело чество на хозяйственную жизнь эламского народа, свидетельствует и календарь. Еще в середине II тысячелетия до н. э. ноябрь в этом календаре называется «месяцем возделывания полей богов», а следующий за ним - «месяцем пахотной борозды и сева». Таким образом, эламиты обязаны были сперва обработать xpaмовые земли, прежде чем они могли приступить к севу на собственных полях. В соответствии с этим апрель был предназначен для снятия урожая ячменя на храмовых землях, и лишь в мае наступала очередь для снятия урожая у рядовых эламитов. При этом, обычно долги и проценты должны были погашаться в месяце под названием «великая богиня», т. е. в августе.
В источниках также говорится об эламских жрецах-оракулах. Вероятно, они узнавали волю богов как с помощью предзнаменований во время жертвоприношений (путем осмотра печени и внутренностей животных – как впоследствии – в Этрурии), так и с помощью «шаманства», приводя себя искусственно в состояние транса.
В заключение остановимся на представлениях эламитов о загробной жизни. Верили ли. они вообще в загробную жизнь?
Ответ на этот вопрос дают, прежде всего, их могильники: в каждом захоронении почти всегда можно найти по меньшей мере один глиняный кувшин. Эламита-простолюдина хоронили под полом его глиняного жилища без всякого покрова, однако в ногах даже самого бедного эламита всегда клали глиняный кувшин. Тем более такие сосуды получили зажиточные эламиты независимо от того, хоронили ли их в глиняных гробах, или в искусно построенных кирпичных склепах. Имелись также приспособления для стока воды в могилы. Эламиты, выходит, считали, что человек и после смерти испытывает потребность в пище и особенно в питье.
В Сузах еще до проникновения завоевателей существовали жертвоприношения мертвым в виде еды и питья. Делая последние распоряжения, умирающий придавал особое значение тому, чтобы после его смерти регулярно совершался обряд жертвоприношения. Эламиты были убеждены, следовательно, что такие дары облегчат участь усопших, а их души будут находиться в покое.
Панели из Элама с изображением Энки, Нинхурсаг и Древа Жизни (Divine clay) из Лувра. Париж.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …)
Внешние Источники :
1. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;
2. Д . Т . Поттс , « Археология Элама ». - Cambridge University Press, 2004. (THE ARCHAEOLOGY OF ELAM FORMATION AND TRANSFORMATION OF AN ANCIENT IRANIAN STATE, D. T. POTTS)
3. В. Хинц, «Государство Элам» (Перевод с немецкого Л. Л. ШОХИНОЙ). - Наука.: М.- 1997.-200с. (оригинал - DAS REICH ELAM Stuttgart, 1964).
4. Hole F., Ftannery К . V., Excavations at Ali Kosh, "Iranica antiqua", 1962, v. 2, fasc. 2;F. Hole, К . V. Flannery, J. A. Neely, Prehistory and Human Ecology of the Deh Luran Plain, Ann Arbor, 1969. Электронный ресурс (Дата верификации : 29.09.2012) - http://frankhole.commons.yale.edu:80/
5. Юсифов Ю. Б., «Элам». -М.: Социально экономическая история, 1968.
6. А. А. Вигасин, «История Древнего Востока». - М.: Дрофа, 2007. - 224 с., электронный ресурс (Дата верификации: 22.08.2012) - http://lib.druzya.org/history/ost/.view-history_DV.txt.full.html.
7. Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. - М.: Астрель; АСТ, 2008. - С. 181-183. - 654 с.
С искренним уважением,
Алекс. А. Алмистов
Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm ,
http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/videos?view=0)
Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран “Эламту” (“Горная страна”).
К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды – в Аншане.
История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н э. Эламский царь Шутрук – Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитом сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.
В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассарией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурванапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.
Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.
С начало II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. К концу II тыс. до н.э. на смену сельским общинам пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, что привело к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.
Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.
Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.
Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.
Элам - это древнее государство, которое располагалось к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья. Столицей Элама был город Сузы.
Найденные на этой территории орудия труда свидетельствуют о том, что люди, которые их создали, были оседлыми и их основными занятиями были охота и земледелие. Они выращивали ячмень, эммер и лен. Найдены были и вылепленные из глины статуэтки, на которых встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, которые предназначались специально для погребений, делались из хорошо отмученной глины, изготавливались вручную, без гончарного круга.
Позже появились медные орудия труда и оружие. Наряду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. В Эламе устанавливается рабовладельческое общество.
Согласно шумеро-аккадским источникам, в III тысячелетии до нашей эры были известны такие эламские города-государства как Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун и т.д.
Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до нашей эры. В этот период в Северном Двуречье правили цари Авана. Около 2 500 года до нашей эры правители шумерского города Киш смогли избавиться от эламского господства. В Аване в это время утвердилась новая династия. Ее основателем был, по всей видимости, Пели. История этого времени недостаточно изучена.
Приблизительно в 2 300 году до нашей эры Элам покорило Аккадское государство. Однако аккадцы не сумели удержать в своей власти страну и оставили ее в покое на некоторое время. Новому аккадскому царю Римушу снова удалось завоевать Элам. Он полностью опустошил эту страну. Но все же несмотря на то, что аккадцы совершили так много военных походов на Элам, полностью покорить эту страну им все же не удалось. Племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конце концов, заключил договор с эламитами. Согласно этому договору, Элам должен был согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но при этом он сохранял свою независимость. Во время царствования последнего представителя Аванской династии Кутике-Иншушинака Элам вернул себе независимость, когда Аккад пал под натиском племен кутиев. Однако коварные кутии напали и на Элам. В результате государство распалось на несколько отдельных областей. Спустя сто лет страна снова воссоединилась. Началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.
Когда Аванское царство полностью распалось, Элам был завоеван урским царем Шульги. Шумерские чиновники несколько лет управляли страной. Лишь при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Его преемником был Энпилухан, который отделился от Ура и захватил города Аван и Сузы. Когда к власти пришел царь Хутрантемпти, эламиты начали нападать на территорию Междуречья. Они отомстили Уру за их владычество в Эламе. При царе Идатту I правители Симашки смогли подчинить себе весь Элам. Эламское государство процветало менее полувека. В первой половине XIX века до нашей эры править в Эламе стала новая династия Суккаль-махов.
Эпарти был основателем династии Суккаль-махов. Самое удивительное заключается в том, что он был выходцем из низов, власть над страной он получил не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, только усилили Эламское государство.
Интересно узнать: в Эламе была своеобразная структура власти. В стране одновременно существовало три правителя: суккаль Суз, суккаль Элама и Симашки и суккаль-мах. Царем страны считался суккаль-мах, а его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на престол Элама вступал суккаль Элама и Симашки. Как правило, это был брат покойного. Своего старшего сына суккаль-мах ставил суккалем Суз (правителем столицы). Получается, что власть в Эламе переходила не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.
В начале XV века до нашей эры династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Предположительно, причиной этому стало завоевание Элама касситами. Лишь спустя сто лет Элам смог снова стать независимым. К власти пришли цари Аншана и Суз.
Новая эламская династия укрепила центральную власть. С начала XIII века до нашей эры эламиты снова начали свои военные походы. Они захватили обширную область на реке Дияле, а также город Эшнунну. Произошло это при царе Унташ Напирише. В результате этих побед Элам освободился из-под власти Вавилонского царства.
Когда к власти пришел царь Китен-Хутран, эламиты осуществили два похода на Вавилонию, где был взят Ниппур, а потом и Исин. Однако укрепиться в Вавилонии эламскому царю не удалось, так как ассирийский царь Тукульти-Нинурта I тоже был заинтересован Вавилонией, и преуспел в этом намного больше эламского царя. Когда Китен-Хутран умер, к власти в Эламе пришла новая династия - Шутрукидов. Названа эта династия по имени царя Шутрук-Наххунте, который совершил удачный поход на Вавилон, полностью разорил город и взял с Вавилонии огромную дань.
При царе Шильхак-Иншушинаке Эламское государство достигло своего наивысшего расцвета. Этот царь расширил эламские владения.
В очередной войне Элама и Вавилонии, царь Вавилона Навуходоносор I нанес Эламу поражение. Но и сама Вавилония понесла поражение в битве с ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII века до нашей эры. В результате и Элам и Вавилония находились в периоде упадка. Позже в Эламе восстановилось господство местной знати, которая продолжала бороться за власть уже между собой.