Главная » 3 Как собирать » Какими путями появляются новые слова. Причины появления новых слов

Какими путями появляются новые слова. Причины появления новых слов

Основные способы словообразования.

Законы словообразования с примерами :

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный)

2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)

3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)

I) Суффиксальный

  • Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный)
  • Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
  • Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)

III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)

  • Глаголы (воздействует-действует…)
  • Наречия (навсегда – всегда…)
  • Существительное (сверхчеловек – человек…)
  • Прилагательное (гиперактивный – активный….)
  • Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

  • Глаголы (разбежаться – бег…)
  • Прилагательное (беспомощный - помощь…)
  • Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
  • Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

  • Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть, бег – бегать….)
  • Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)

VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный )

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет).

VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться.

Подробнее о способах словообразования

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

  • от какого слова образовано данное слово?
  • каким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) проситель ниц а проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);

3) под окон ник а окн о (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыв взрыв ать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);

5) пят иэтаж ный ← пять этаж ей (сложение двух корней).

Правило №1.

Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка!

перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.

Правильно : перечитал, н.ф. перечита ть – чита ть (приставочный способ).

Правило №2.

Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка!

вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно : вход вход ить (бессуффиксный способ).

Помни!

При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:

Е/о/и/а/ноль звука (собр ать – собир ать – собер у);

Ошибка : виш енный ← виш ня (суффиксальный способ, суффикс –енн).

Правильно : вишен ный ← вишн я (суффиксальный способ, суффикс –н).

Шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пуск ать, пуст ить, пущ у);

Б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (люб ить, любл ю, влюбл енный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом
существительное существительное приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное суффиксальный, бессуффиксный
глагол
прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное приставочный
глагол суффиксальный
глагол глагол приставочный, суффиксальный
существительное суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное
наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

причастие суффиксальный
причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный

Способы словообразования:

1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.

Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.

В прошлое (какое? ) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что? ) прошлое.

В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

2) Приставочный способ.

Помни! Приставка не меняет часть речи!

Распространенные модели:

раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).

4) Приставочно-суффиксальный способ.

5) Сложение

При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Разбор задания.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

Таким образом , правильный ответ – слово сначала.

Потренируйся.

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

1) бездонной

2) предстать

Какая она - ошибка в речи XXI века, как повысить грамотность и почему в России так любят писать свою должность с заглавной буквы? Об этом и многом другом мы поговорили с кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Института русского языка РАН Еленой Шмелевой.

«АиФ.ru»: Елена Яковлевна, какую ошибку в речи сегодня можно назвать самой распространенной и раздражающей слух?

Елена Шмелева: Это вещь довольно индивидуальная. Одних раздражает неправильное ударение. Мне когда-то сын сказал, что познакомился с девушкой, она ему понравилась, но после того, как она сказала «звОнят», тут же перестала нравиться. Меня раздражают не столько ошибки, сколько неумение различать стиль речи, то есть человек в публичной речи употребляет такие слова, выражения, которые допустимы только на кухне или в пивном баре. Мне кажется, что это главная беда нашей речи сейчас. Человек образованный, хорошо говорящий - это тот, кто, выступая в парламенте, говорит одним языком; когда выпивает с друзьями - другим. Неумение переходить с одного стиля на другой - действительно беда нашей речи.

«АиФ.ru»: У вас есть ответ на вопрос, как научиться хорошо говорить?

Елена Шмелева: Это трудная наука. Раньше занимались риторикой, учили ораторов выступать. Для того, чтобы хорошо говорить, есть один постоянный рецепт - побольше читать, побольше слушать хорошие речи. Мы подражаем своим родителям, учителям, людям, которые нам нравятся, которые, как мы считаем, хорошо говорят. Надо стараться избавлять свою речь от ненужных словечек, проверять себя. Для этого существуют словари. Но у нас очень низкая культура их использования. Вообще, никто не говорит идеально, всегда есть трудные слова, которые вызывают сомнение. Например, один уважаемый вами человек говорит так, а другой - по-другому. Если у вас возникли сомнения, не поленитесь, проверьте в словаре.

«АиФ.ru»: Для того чтобы лучше говорить, вы посоветовали больше слушать правильную речь, а как быть с улучшением грамотности в письменной речи?

Елена Шмелева: Для этого тоже нужно больше читать. Другой вопрос, что сейчас книги часто издаются без корректора. Почему говорят, что надо больше читать? Потому что глаз привыкает к написанию слова, то есть ты, не задумываясь, пишешь слово так, как привык его видеть. Сейчас бывают издания, в которых есть ошибки, в интернете также люди пишут по-разному, поэтому бывает так, что глаз привыкает к неправильному написанию. Я думаю, что иногда возникающая у ранее грамотных людей неграмотность объясняется именно этой причиной.

«АиФ.ru»: Елена Яковлевна, сложно быть грамотным в стране, где все хотят себя писать с заглавной буквы. У нас в стране миллион разных «Президентов», «Председателей Совета Директоров», «Управляющих»...

Елена Шмелева: Это действительно какое-то наваждение. Почему-то заглавная буква воспринимается как знак особой важности. У нас идут постоянные споры по этому вопросу. По правилам русского языка в составном наименовании только первое слово пишется с большой буквы, например, Московский государственный университет. В словосочетании «Государственная дума» только «Государственная» должно писаться с большой буквы. Наши законодатели постоянно с нами ругаются, потому что они считают, что слово «Дума» надо обязательно писать с большой буквы. Невозможно объяснить людям, что заглавная буква не означает, что ты станешь более важным человеком. Нам присылают бумаги из Совета Федерации, где написано «Третий Помощник Министра…», все слова с большой буквы. Мы пытаемся объяснять, что это неправильно, но, к сожалению, не очень действует.

Новые слова

«АиФ.ru»: Как вы оцениваете уровень культуры речи сегодня?

Елена Шмелева: Если говорить именно о языке, то я не стала бы говорить однозначно, что раньше все говорили хорошо, а теперь намного хуже. Люди на улицах как говорили, так и говорят. Просто раньше в средствах массовой информации практически не было живой, спонтанной речи. Все было заранее написано, отрепетировано, проверено редакторами. Поэтому складывалось ощущение, что из радио и телевизора доносится только правильная речь. А сейчас там много живой речи. Условно говоря, речь улицы раздается с экранов телевизоров. Это, конечно, многих людей раздражает, потому что теле- и радиоведущие, речь которых мы привыкли воспринимать как образец для подражания, теперь говорят так же, как и люди вокруг. То есть изменился не русский язык, изменились, как говорят лингвисты, условия функционирования языка.

«АиФ.ru»: Какова сегодня скорость появления новых слов в языке она растет или падает?

Елена Шмелева: Интернет способствует тому, что новые слова быстрее расходятся по стране. Другое дело, что называть новым словом. Появилось какое-то заимствованное или модное словечко и очень быстро пошло по интернету, все начали им пользоваться. Но дальше это слово в языке может не закрепиться, мода пройдет - и все. Мы не спешим включать новые слова в словарь. Есть разные системы лексикографии. Меня иногда спрашивают, почему американские словари больше, чем наши, у них настолько больше слов? Традиция российской лексикографии заключается в том, что мы ждем, когда слово действительно войдет в русский язык, некоторое время выжидаем. А американские лексикографы, как только слово появилось в языке, в тот же год его добавляют в толковый словарь.

«АиФ.ru»: Сколько ждут, чтобы добавить слово?

Елена Шмелева: Играет роль не только время, но и широта употребления. Обычно вначале слово включают в словарь новых слов или словарь иностранных слов, а в толковый словарь новые слова заносятся, как правило, лет через десять, а то и двадцать. Но это я говорю ориентировочно. Бывает, что довольно быстро становится понятно, что слово всем кажется привычным и широкоупотребительным, но его все еще нет в толковом словаре, поскольку наши толковые словари переиздаются довольно редко. Получается, что в наших толковых словарях мало того, что нет многих слов, так нет и многих новых значений. Например, у слов «позитив» и «негатив» есть только фотографическое значение, а с учетом того, что большинство сейчас снимает цифровыми камерами, получается довольно смешно, ведь значение у этих слов сейчас совсем другое. А в словарях этого нет, и это плохо, потому что словари должны все-таки успевать идти в ногу со временем.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Какова скорость мысли?

Какова скорость мысли?

Правда ли то, что мысль имеет самую большую скорость, какую только можно представать? Когда-то, в давние времена, это считалось бесспорным, что и объясняет такие выражения, как «быстрее мысли». Сегодня нам известно, что мысль представляет собой импульс, который проходит по нервным волокнам нашего тела и что скорость этого импульса можно измерить довольно точно. Выясняется удивительная вещь: оказывается, мысль - это очень медленный процесс.

Нервный импульс движется со скоростью, которая составляет всего 155 миль/час (около 250 км/час)! Это означает, что какая-либо информация может быть передана быстрее вне нашего тела, чем внутри него, от одного органа к другому! Телевидение, радио, телефон - все эти средства передают информацию гораздо быстрее, чем наша нервная система. Мысль, переданная по нервам от Нью-Йорка до Чикаго прибудет до места назначения на несколько часов позже, чем та же самая мысль, переданная по радио, телефону или телеграфу. Когда что-то случается с пальцем у нас на ноге, то, пока импульс с информацией об этом дойдет до мозга, пройдет некоторое время.

Представьте, что вы великан, голова которого на Аляске, а ноги в Южной Африке. Если в понедельник утром вас укусит акула за палец на ноге, то ваш мозг ничего об этом не узнает до вечера в среду. А если вы решите вытащить палец из воды, то остаток недели уйдет на то, чтобы передать команду об этом в ноги! Различные виды сигналов заставляют нас реагировать с различной скоростью. Мы быстрее реагируем на звук, чем на свет, на яркий свет быстрее, чем на тусклый, на красный цвет быстрее, чем на белый, а на что-то неприятное быстрее, чем на что-то приятное. Скорость прохождения мысленных импульсов у каждого человека немного разная. Поэтому некоторые люди гораздо быстрее других реагируютна какие-то сигналы.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Какова скорость звука? Если мы слышим какой-либо звук, значит, поблизости должен находиться вибрирующий предмет, который колеблется. Звуки исходят от вибрирующих предметов.Но звук должен где-то распространяться. Что-то должно его переносить от источника к приемнику. Это

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Какова прочность алмаза? Если у тебя есть немного замазки, что ты делаешь, чтобы она сделалась плотнее и тверже? Ты ее разминаешь, сжимаешь, и чем больше ты ее разминаешь, тем плотнее она становится.Алмазы также создавались в природе. Сотни миллионов лет назад поверхность

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Какова её тема? Темой мы подробно займемся в разделе 11. Если говорить коротко, «тема» - это смысл, кроющийся за действием пьесы, то, что автор «хотел сказать». Например, если предметом повести есть распад семьи, вызванный изменой, то тема может звучать так: «любовь сильнее,

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какова высота Эйфелевой башни? Эйфелева башня, главная достопримечательность Парижа, достигает в высоту 324 метров. Этот известный проект французского инженера Гюстава Эйфеля первоначально задумывался как временное сооружение – оно должно было служить всего лишь

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Какова сила притяжения? Притяжение всех земных предметов Землей кажется нам естественным и обычным явлением. Но когда нам говорят, что предметы притягивают также и друг друга, мы не склонны этому верить, потому что в обыденной жизни ничего подобного не замечаем.Почему, в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какова структура Вселенной? Изучение скоплений и сверх-скоплений галактик позволяет создать модель Вселенной в большом масштабе, то есть определить, как распределяется материя внутри очень большого пространства. В этом смысле самый значительный результат, полученный

автора Джуан Стивен

Какова роль мочек ушей? Мочки ушей не имеют особого значения для человеческого организма. У разных людей они различаются, что обусловлено генами. Определенная форма мочек ушей, по статистическим данным, связана с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, однако

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Где находится селезенка и какова ее функция? (Спрашивает Ивонна Чамберс, Хакни, Южная Австралия)Селезенка – очень важный компонент иммунной системы. Она вырабатывает лимфоциты (разновидность лейкоцитов), фильтрует кровь, обнаруживает чужеродные тела, хранит клетки

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Какова функция тонкой кишки? (Спрашивает Крис Бернард, Вентуортвил, Новый Южный Уэльс, Австралия)Тонкая кишка – это часть кишечника между желудком и толстой кишкой. Сокращясь, ее мышечные стенки проталкивают пищу дальше по пищеварительному тракту. Это похоже на

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Какова температура тел у животных? Передвигаясь с места на место, мы можем ощущать, как изменяется температура вокруг нас, но мы не думаем, что может измениться температура нашего тела. Она и не изменяется. Мы относимся к «гомеотермическим», и наш вид включает всех

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Какова наиболее экономически выгодная скорость автомобиля? Годами автопроизводители твердили всем, кто водит машину, что оптимальная скорость езды с точки зрения эффективности использования топлива – около 88,5 км/ч. Но в действительности эта цифра гораздо ниже.В 2008 г.

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Внутри транспортного средства, едущего со скоростью 300 км/ч, летает муха; какова в этот момент скорость полёта мухи? ВЛАДИМИР ОВЧИНКИНКандидат технических наук, профессор МФТИСкорость всегда рассчитывается относительно чего-либо. Относительно машины муха будет

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Какова ваша формула плавания? Чтобы определиться с вашей индивидуальной формулой плавания, нужно выяснить скорость вашего гребка и сколько гребков вы совершаете.Поскольку невозможно одновременно плыть и следить за секундомером, придется попросить кого-то замерить

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Женщина в произведении. Какова ее роль? Почти все самые заметные произведения построены на любви или на интригах с участием женщин. Но если раньше женщины махали белым платочком вослед отъезжающему герою, а потом сидели у окошка и ждали, когда вернется со щитом и увезет,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какова структура Вселенной? Изучение скоплений и сверхскоплений галактик позволяет создать модель Вселенной в большом масштабе, то есть определить, как распределяется материя внутри очень большого пространства. В этом смысле самый значительный результат, полученный

Проведя анализ словарей неологизмов, можно выявить основные принципы развития и расширения лексической системы в русском языке. Выделяются следующие способы появления новых слов:

1. Морфологический, при котором новые образования в языке - это результат деривационных (словообразовательных) процессов. Например: «ментальный», «мелочевка». Деривация подразумевает под собой образование новых слов по определенным моделям из морфем, уже существующих в языке.

2. Лексико-семантический. В этом случае новые значения появляются у известных слов. Например: «пенал» (тип гаража), «зебра» - пешеходный переход.

3. Лексико-синтаксический (непродуктивный). При подобном способе словообразование происходит на базе словосочетаний. Например: «сегодня», «сейчас».

4. Морфолого-синтаксический (малопродуктивный). Это способ, при котором одна часть речи переходит в другую. Например: «благодаря» (кого?) - деепричастие, (чему?) - предлог.

5. Внешнее влияние. Заимствования - один из способов словообразовательного запаса. Сюда относятся такие слова, как: «фломастер», «ноу-хау», «икебана» и др.

По мнению исследователей, результатом словообразований в нашем языке является более 90% всех новообразований последних нескольких десятилетий. Основным способом на сегодняшний день остается морфологический, когда из уже существующих в языке основ и аффиксов появляются новые слова. Они, как правило, создаются по образцу уже имеющихся слов. Например: «пиарщик» - по аналогии «спорщик».

Вопрос от apis по предмету Русский язык 02.03.2020:

1. На вопрос: " Какова скорость появления новых слов в современном русском языке?" , пожалуй, ответить очень трудно. Но мы знаем, как они появляются. У нас есть приставки, суффиксы и разные способы их соединения. Какое слово образовано с помощью приставки и суффикса одновременно? Преумненький, ванная, белоручка, подстаканник, помолодеть 2. Прочитайте отрывок из повести М.А. Горького " Детство" : " Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.- Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же-блаже; наш-ер-блажен, - выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал:- Блажен муж, - это дядя Яков?" Попробуйте прочитать слова так, как их читал герой повести, и запишите их в современной орфографии. покои, рцы, иже, ша, ерь, людие, ерь, ци, ер 3. Морфемная модель - это схемы, образцы, по которым создаются слова в русском языке. Найдите " лишние" слова, отличающиеся морфемной моделью. Возобладание, возмужание, восхваление, восславление, возбуждение, возвращение



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта