Главная » 3 Как собирать » Кто изобрел школьную парту. Из истории школьной парты

Кто изобрел школьную парту. Из истории школьной парты

Школьная парта – главное оборудование в классе, без школьной парты и школьной доски невозможно правильно организовать школьный процесс. Школьная парта – одно из прекрасных школьных воспоминаний, абсолютно живой и индивидуальный участник всех школьных событий, она словно хороший школьный друг. Но это не только предмет воспоминаний детства и юности, но и серьезное изобретение.

Правильная школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году . Знаменитый русский гигиенист Эрисман Ф.Ф. сначала придумал одноместную школьную парту, а в конце 19 века ссыльный петербургский студент Коротков П.Ф. усовершенствовал парту Эрисмана, сделав ее двухместной, за что получил серебреную медаль на промышленной выставке и диплом об изобретении. А первый аналог такой мебели в виде постовца появился еще в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер , а уже позже – в школьную парту.

Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования.

1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребенка.

2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепежных элементов, поэтому не причинит повреждений ребенку.

3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребенку не сложно ею пользоваться, а взрослому – обслуживать.

Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.

Парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.


Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника
. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников.

В конце шестидесятых годов прошлого века изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями, но почему-то они проходят мимо нашей памяти.

А вот классическая школьная парта Эрисмана, на мой взгляд, по-прежнему должна быть главным атрибутом любой школы, особенно начальной.

К сожалению, в моём архиве не нашлось ни одного хорошего изображения с общим видом класса с партами, пришлось искать в интернете. Душу тронуло фото класса московской школы, так напомнившее нашу сельскую школу: истёртые полы, высокие крашеные панели, парты в три ряда, некоторые - с потёками фиолетовых чернил. Когда звенел звонок и учитель говорил: "Урок окончен!", раздавался дружный грохот откидывавшихся крышек парт и затем топот убегавших из класса в коридор учеников. Что умилило, так это вид обуви столичных деток: видно, как у нас, так и у них не было в то время понятия "сменная обувь", - в чём приходили в школу, в том по ней и гуляли весь день. В ботинках или валенках ещё куда ни шло, но вот в резиновых сапогах тяжеловато было. Хотя кто сейчас это помнит? - всё пережили. Однако парты наши до сих пор добрым словом поминаем и рассказываем о них с ностальгической гордостью своим внукам.

Среди всей школьной мебели наиболее характерна, узнаваема парта, в конструкции которой объединены сразу письменный стол и скамья. Именно парта давно стала одним из символов школы, учёбы, учительской профессии. В Варшаве перед зданием Союза польских учителей в 2010 году даже был установлен памятник школьной парте (на фото).

Когда и кем был изобретён данный предмет мебели, установить, пожалуй, не удастся. Впрочем, тут зависит от того, что в конструкции школьной парты следует считать главной изобретательской идеей. Если наклонную столешницу, подвижную крышку стола или интегрированность поверхности для чтения и письма с другими элементами и функциями мебели, то среди её «предков» можно назвать поставец, секретер и конторку (см. рисунок).

Если в качестве главной изобретательской идеи брать объединение в одном виде мебели сразу стола и скамьи, то оказывается, что это изобретение не такое уж и древнее. На следующем фото - страницы с чертежами школьной парты из книги швейцарского доктора Фарнера (Fahrner) «Ребёнок и школьный стол» («Das Kind und der Schultisch»), в подзаголовке к которой автор указывает, что «плохое отношение ребёнка к письму» - следствие некомфортной для учения среды в школе и дома. Книга издана в 1865 году в Цюрихе. На картинке видно, что автор связывает стол и скамью в единую конструкцию в нижней части.

Многие из известных сегодня изобретателей школьной парты в действительности лишь занимались её модернизацией, улучшая те или иные потребительские свойства или удешевляя её производство. Только в России их несколько:

- врач-гигиенист Ф.Ф. Эрисман (на фото), разработавший индивидуальную парту для одного ученика (1870); Фёдор Фёдорович Эрисман был швейцарцем по рождению (его настоящее имя Фридрих Гульдрейх), и явно использовал в своей работе идеи своего земляка и коллеги Фарнера;

Земский деятель Н.А. Корф , в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. придумавший малобюджетный вариант парты для сельских школ;

Уральский учитель П.Ф. Коротков, сконструировавший двухместную парту для массового производства (1887) и др.

Не исключено, что и доктор Фарнер основывался на чьих-то аналогичных разработках. Однако более ранних изданий с чертежами школьной парты нам найти не удалось. Таким образом, идея объединения в одном предмете школьной мебели сразу стола и скамьи на научной основе была реализована швейцарцами Фарнером (в Швейцарии) и Эрисманом (в России).

Основные требования к конструкции школьных парт

Как отмечает vrtorg.ru , среди всей школьной мебели именно к парте предъявляются самые строгие требования.

Перечислим основные требования к конструкции школьной парты.

1. Умеренный комфорт: удобство, но не расслабленность. Сидя за партой, подобранной по росту, ученик принимает наиболее удобную позу, которая не мешает его физическому развитию. В то же время эта поза не позволяет максимально расслабиться, ведь учебный кабинет - не место для сна.

2. Травмобезопасность. У «правильной» парты не должно быть выступающих углов и крепёжных элементов, которые повышают опасность ушибов, ссадин. Неподвижность стола и скамьи относительно друг друга также снижает вероятность травм (например, сидя за партой, нельзя упасть, раскачавшись, как на стуле).

3. Простота и прочность конструкции, простота в обслуживании. Партой должен пользоваться ребёнок, а всем известно, как быстро дети могут всё сломать, при этом лично себе «заработав» немало шишек и ссадин! Вот почему хорошая школьная парта - это мебель с большим запасом прочности. И даже если она имеет подвижные части (например, откидные крышки в нижней части столешницы или столешница полностью регулируется по высоте наклона), то соединения должны быть прочными и максимально безопасными.

4. Обеспечение ученику достаточной подвижности. Наверняка, каждый из нас был в ситуации, когда, сидя за столом, обнаруживал, что ему сложно вставать, выходить из-за стола и снова садиться (для этого приходится прилагать серьёзные усилия, протискиваться, беспокоить рядом сидящих, а иногда - что-то передвигать, чтобы не уронить, не сломать). Конечно, в повседневной школьной жизни это недопустимо. На уроке ученик должен свободно вставать и садиться, не выходя из-за парты, а также выходить в проход между рядами парт или к доске, не мешая этими действиями другим ученикам и не роняя на пол различные предметы.

5. Здоровьесбережение. Конструкция школьной парты позволяет формировать правильную осанку. Поза, которую принимает ученик за партой, наименее утомительна, а это повышает его работоспособность. Правильная осанка ученика, сидящего за партой - это ещё и фактор профилактики нарушений зрения. Наклон крышки парты (столешницы) наиболее удобен при чтении и письме, потому что, сидя в комфортной позе с небольшим наклоном головы вперёд, ученик смотрит на лежащий текст под прямым углом с расстояния 30-40 см., а это необходимо для предупреждения близорукости. Кстати, именно о сохранении здоровья учеников думал профессор-гигиенист, русский врач швейцарского происхождения Ф.Ф. Эрисман в работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870), где он научно обосновал основные пропорции школьной парты и предложил конструкцию, снижающую риск близорукости ребёнка.

Требования к школьной парте по ГОСТам приводятся в следующей таблице (см. рисунок).

Многие ли нынешние дети знают, как выглядела ? Думаем, что им знаком скорее всего современный , а его история его появления скрыта за пеленой времени. Однако, для каждого поколения были свои.
Теперь давайте обо всём по порядку...
В древней Греции, Риме или Египте партой, служила обычная деревянная или глиняная дощечка, лежащая у него на коленях.

Студенты смиренно сидели на ступеньках анфилады или лестницы храма, посвященного древним Богам Олимпа и часами внимали, а иногда и просто зубрили нудные постулаты, мудреные теоремы и аксиомы, послушно и тщательно повторяя их за философами. Так же были популярны общественные лекции в небольших колизеях. Кстати, именно оттуда берут свое начало поточные аудитории.


Уже в Средневековье учеников у преподавателя стало значительно меньше (как за счет войн и эпидемий, так и за счет общего падения интереса к образованию) и сидеть они стали рядом с ним.
На Руси в то же время ребятишек сажали на лавки вдоль стен избы, оставляя при этом пространство посередине для работы лектора.

Немногим позже в Европе появился поставец - тумба или конторка с откидной полкой для удобства письма и хранения письменных принадлежностей.

Только в 19 веке врачи задумались над влиянием рабочего места подростка на его здоровье?
И первым настоящую, специально сконструированную ученическую парту показал миру русский учёный Федор Федорович Эрисман. Изначально за ней мог заниматься только один человек.

Однако, из-за дороговизны мебели, в 20 веке набрали популярность двухместные изделия того же конструктора.

Более ста лет изобретение русского ученого пользовалось популярностью.
Обратите внимание на фото 1950-х годов.
Может кто-нибудь узнает своего дедушку или бабушку?

Однако, в 1970-е годы было решено посадить детишек обратно за обычные столы.

Сегодня учителя и родители, заботящиеся о своих чадах, понимают насколько полезна была модель Эрисмана и постепенно возвращаются к подобным конструкциям.
На сегодняшний день лучшим вариантом и современным прототипом таких моделей является или другими словами , которая обеспечивает правильную анатомическую посадку ребенка в процессе обучения в школе или дома, помогая успешно бороться против сколиоза или ухудшения зрения ребенка.

В начале учебного года в Кирове открылась выставка «Страна Буквария». В областном музее дети могут узнать, какими были дореволюционные и советские школы, увидеть архивные фотографии, буквари и учебники, канцелярские принадлежности. «Русская планета» решила поддержать интересный проект и рассказать, как за два века изменились вещи, которые все это время были неотъемлемыми атрибутами школьной жизни.

Школьная парта

До середины XIX века дети в школах сидели на неудобных скамьях или стульях за самыми обычными столами. От постоянного напряжения их осанка и зрение с годами портились. Врачи заговорили об этом, и в 1870 году офтальмолог, основоположник отечественной науки о гигиене Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту - комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног. Эта парта была сконструирована так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом и с оптимального расстояния в 30–40 сантиметров, а сутулиться стало просто невозможно. Император Александр II высочайшим указом постановил оснастить новинкой все школы России без исключения. Она до сих пор демонстрируется на выставке достижений в Брюсселе как непревзойденный образец ученической мебели.

«У эрисмановских парт был всего один недостаток - они обходились очень дорого, - рассказывает корреспонденту РП преподаватель возрастной анатомии и физиологии Галина Лощева. - Во-первых, они были одноместными - так дети, конечно, не списывали и не отвлекали друг друга, но зато, чтобы усадить всех учеников, требовались большие классы. Во-вторых, все детали парт для прочности конструкции были не тоньше 40 см, изготавливали их из массива дуба, а это дорогое дерево. В-третьих, по разработанным Эрисманом нормам каждой школе полагалось иметь семь модификаций парт, чтобы дети могли пересаживаться на подходящие им по росту по мере взросления. После их установки дороже обходилась работа уборщиц - тяжелые парты нельзя было сдвинуть, и уборка отнимала очень много времени».

В конце XIX века ссыльный студент Петр Коротков, работавший учителем в уральском селе Бруснятском, придумал, как почти вдвое сократить расходы. Он решил сделать парты двухместными - так они занимали меньше пространства в тесных классах, - а чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделать часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для чернильницы. В столичных школах использовали дорогие чернильницы-непроливайки - у них края конусом загибались внутрь в форме глубокой воронки, и чернила не вытекали, если ее опрокинут или перевернут. А деревенским школам непроливайки были не по карману, поэтому любая неосторожность заканчивалась пятном на учебниках или одежде. Углубление в столешнице помогало это предотвратить. Рядом с ним Коротков сделал еще и два желобка для пера и карандаша - собственных письменных приборов, как и пеналов для их переноски, у деревенских детей не было.

Парта Петра Короткова. Фото: sgpress.ru

Именно в таком удешевленном виде парты Эрисмана благополучно перекочевали из царских школ в советские. И педагоги по-прежнему годами добивались от детей, чтобы они не хлопали откидными столешницами, когда вставали и садились, приветствуя учителя в начале урока. Правда, со временем проблема решилась сама собой - стук стал тише, поскольку парты стали делать не из дорогого дерева, а из дешевых ДСП и металлических труб. Тогда же из экономии разделили прежде жестко скрепленные полозьями стулья и стол, после чего ученики получили возможность садиться слишком далеко от стола или излишне близко к нему, а не на оптимальном для зрения расстоянии. А затем при производстве парт и вовсе решили ограничиться всего двумя модификациями вместо семи - для младших школьников и для остальных учеников, и в итоге парты частенько не подходили им по росту.

«К 70-м годам прошлого века стало понятно, что удешевленный вариант не работает - осанка у детей портится, зрение ухудшается. Учителя списали эти ухудшения на то, что дети до сих пор сидят за партами, изобретенными еще при Александре II, - продолжает Галина Лощева. - И тогда их заменили на канцелярские столы и стулья на металлических ножках из полых трубок. Их было тяжело сломать и можно было с легкостью поднять и поставить на стол, чтобы помыть пол. Других достоинств у них не имелось. Круг замкнулся - российские школы вернулись к абсолютно не удобной для детей мебели, от который веком ранее их очистил Эрисман».

Школьная доска

До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.

«Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ, - рассказывает корреспонденту РП историк Роман Бирюков. - Будучи преподавателем географии, он же впервые придумал использовать для рисунков на доске мелки разного цвета: синие для воды, зеленые для гор, красные для обозначения мест битв. Более того, он создал собственный рецепт изготовления цветных мелков, начав окрашивать белый мел с помощью смеси из красящего пигмента и овсянки.

Остальные школьные учителя быстро оценили изобретение шотландца. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное - вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Правда, делать доски стали не из дорогого аспидного сланца, а из дерева и затем красить матовой краской в привычный черный цвет - на нем хорошо видны надписи мелом. Кстати, если ученик гимназии, вызванный к доске, шел к ней слишком быстро или чересчур медленно, его могли за это выпороть розгами».

«В советское время на смену деревянным школьным доскам пришли дешевые доски из ДВП или ДСП, обрамленные алюминиевым уголком, - продолжает Роман Бирюков. - С середины прошлого века стали популярны трехсекционные модели - из досок на шарнирах, открывающихся, как створки окна. В 80-е годы самые продвинутые учителя летом приглашали в классы родителей, чтобы они своими силами соорудили новомодный вариант - "сэндвич" из нескольких досок, раздвигавшихся подобно дверцам шкафа-купе. Затем распространилась мода на зеленый цвет как более щадящий для зрения». Неизменным оставалось лишь одно - на всех этих досках писали мелом. И каждый раз его приходилось стирать тряпкой, пачкая руки. Чтобы в классе не было пыли, специально назначенный дежурный должен был следить, чтобы тряпка всегда была мокрой и чистой.

Лишь в 90-е годы тряпки наконец-то заменили специальными ластиками для стирания, а сами доски стали делать на металлической основе, чтобы к ним можно было прикреплять наглядные пособия на магнитах. На смену краске и пластику пришли специальные эмали, которые не бликуют на солнце. Открытием XXI века стало керамическое покрытие и использование шероховатого фарфора, рассчитанного на десятки лет службы. Однако даже такие высокотехнологичные доски сейчас постепенно вытесняются интерактивными.

Школьная сумка

Первые школьные портфели появились лишь в конце XIX века. До этого городские школьники отправлялись в гимназию, уложив учебники и тетради в стопку и перетянув их специальным кожаным ремешком, а в деревнях дети ходили в школу с холщовыми сумками через плечо. Портфели же были прерогативой крупных адвокатов и чиновников - носили их под мышкой, потому что ручек не было. Когда кто-то впервые догадался приделать к ним ручку, портфели сразу освоили и школьники - так учебники больше не намокали под дождем. Для школьников их шили из натуральной кожи черного цвета, с крышкой, покрытой тюленьим мехом. А служили они так долго, что десятилетиями переходили от старших детей к младшим.

На рубеже XX века появились первые портфели с заплечными лямками, или, как тогда говорили, «помочами», позволявшими освободить руки. По аналогии с немецкими армейскими сумками - Ranzen - их начали называть ранцами. С ними ходили младшие школьники. Как правило, они были темно-коричневого цвета, а лямки отстегивались, чтобы ранец можно было превратить в обычный портфель, когда ребенок подрастет.

«В советские годы школьные портфели стали делать не из натуральной кожи, а из дешевого коленкора, - рассказывает корреспонденту РП историк Георгий Ильин. - На плотный картон наклеивали пропитанную специальным крахмально-каолиновым раствором ткань. Сейчас можно увидеть, что такое коленкор, на переплетах книг, выпущенных в те годы. Такие портфели служили недолго - они быстро трескались, и становилась видна бумажная основа. А после окончания Великой Отечественной войны многие дети ходили в школы с полевыми сумками, привезенными отцами с фронта.

Всех учеников начальной школы в советское время делили на октябрятские "звездочки", в каждой их которых было пять человек - по числу лучей на красной звезде. Дежурная "звездочка" еженедельно проверяла, в каком порядке содержатся ранцы у одноклассников, все ли учебники и тетради в наличии. Если находили что-то лишнее - например, протухшие бутерброды, то запросто можно было схлопотать двойку за поведение и выговор перед всем классом. Помогало мало: и ранцы, и портфели забивали учебниками, завтраками, физкультурной формой, сменной обувью, коньками и всяческими мелочами так, что киножурнал "Ералаш" даже снял об этом специальный выпуск. По сюжету, чемпион мира не смог поднять портфель, который каждый день носил обычный советский школьник».

В 70-е годы, когда жизнь в стране начала понемногу налаживаться, портфели начали делать из дерматина - недорогой искусственной кожи. Она служила немногим дольше коленкора и так же быстро трескалась. Стоило пару раз проехать на таком портфеле с горки или огреть им одноклассника по голове - и все, приходилось покупать новый. Тогда же портфели впервые стали делать яркого цвета и украшать напечатанными рисунками.

«В 80-е годы мода сменилась: если раньше все портфели были строго горизонтальными, то теперь появились первые вертикальные модели, которые носили не за ручку, а на плече. Но в свободной продаже они почти не появлялись и были страшным дефицитом, - продолжает Георгий Ильин. - А во второй половине десятилетия главным предметом гордости учеников старших классов стали "дипломаты" - обтянутые искусственной кожей или винилом чемоданчики, которые можно было носить только за ручку. Модели попроще делали из пластика с металлической основой. Больше всего они напоминали кейсы, в которых сейчас мафиози передают друг другу деньги в голливудских боевиках».

Особенно стремились обзавестись дипломатами парни - считалось, что они делают их неотразимыми в глазах сверстниц. Для старшеклассниц же высшим шиком было прийти в школу с полиэтиленовым пакетом, в который между слоями пластика с одной стороны был вложен напечатанный на бумаге портрет Аллы Пугачевой, с другой - Михаила Боярского. Если удавалось достать такой пакет, то зависти подружек не было предела. Такой пакет берегли как зеницу ока - купить новый шанса больше могло и не представиться. Учителя как могли боролись с «неприличной» модой, возникшей в результате тлетворного влияния Запада. Но ни разборы поведения нарушительниц на родительских собраниях, ни двойки за поведение не помогали. В 90-е годы дипломаты и пакеты морально устарели, стало можно ходить в школу со спортивными сумками и первыми школьными рюкзаками.

Школьный дневник

Хотя само слово «дневник» пришло в русский язык еще в петровскую эпоху, специальные тетрадки, которые так назывались, добрались до школ лишь в 30-е годы XX века, после проведения реформы образования. Тогда была введена пятибалльная система оценок, а выставлять их стали в обязательный для каждого учащегося документ - дневник. Было решено, что каждая оценка будет заверяться подписью учителя, а родители раз в неделю будут ставить свою подпись, подтверждая, что они с ними ознакомились.

«Первые советские дневники выпускались с плотной картонной обложкой белого или серого цвета и стоили 95 дореформенных копеек, - рассказывает Роман Бирюков. - Тем, кто пробовал продать их дороже, грозило до 10 лет заключения, о чем предупреждала напечатанная на дневнике надпись: "Продажа по цене выше обозначенной карается по закону". Никаких цветных страниц и рисунков в дневниках не предусматривалось, все было очень строго и официально. На первых страницах ученик должен был самостоятельно написать полный перечень школьных предметов и имена учителей по каждому из них. В конце были напечатаны указания, как правильно заполнять этот документ. Страницы были пронумерованы, чтобы ни одну из них нельзя было незаметно выдернуть или уничтожить. Никаких листов с перечислениями прав учащихся, которые часто встречаются в современных дневниках, тогда не было. Зато обязательно вкладывалась промокашка - специальный листок, который нужно было каждый раз прикладывать к надписям, сделанным чернилами, чтобы они не размазались или не отпечатались на противоположной странице, когда дневник закроют».

Во второй половине XX века школьные дневники изменились. В конце появились дополнительные страницы - «Замечания классного руководителя», «Общественно-полезный труд», «Практика», «Учет сдачи норм ГТО», «Сведения об успеваемости и поведении ученика». На задней обложке начали печатать слова гимна СССР или патриотические стихотворения советских поэтов. Тогда же в продаже появились специальные обложки из искусственной кожи красного цвета, которые можно было надевать поверх картонных.

«В 80-е годы отношение к дневнику стало более либеральным, он перестал быть настолько строгим официальным документом, как раньше, - продолжает Роман Бирюков. - Больше не считалось преступлением приклеить на обложку яркую "переводную" наклейку или картинку, вырезанную из журнала, или же написать дни недели цветными фломастерами. За цветочки, нарисованные на страницах, больше не отчисляли из школы. Тогда же двоечники впервые начали заводить два дневника - один для пятерок, который с гордостью приносили родителям для подписи, а второй - для плохих оценок. Этот дневник видели только учителя. Но за отсутствие дневника по-прежнему выгоняли с уроков».

90-е годы положили конец единообразию, открыв полный простор для творчества изготовителей школьных дневников. А XXI век, возможно, положит конец и самому их существованию - во многих школах отчетность об успеваемости учеников уже ведут в интернете, а не на бумаге.

Школьные годы, через которые прошёл каждый из нас, не исчезают сами по себе из нашей памяти. Они, как памятник приобретённых первичных знаний, как напоминание об этапах взросления всегда живут вместе с нами, со многими из нас, и то и дело напоминают о себе открывая в воспоминаниях яркие картинки из детства.



Прекрасно помню свой первый класс, первую линейку, первую учительницу и первое моё знакомство с учебным классом, в котором я провел первые три года учёбы. Первое, что привлекло моё внимание — это доска на стене с откидывающимися половинками, одна из которых была разлинована под клеточки, а вторая в косую линеечку, по аналогии с тетрадями, в которых я учился писать.




Вторым, что я увидел и запомнил — это множество плакатов с буквами, цифрами, какими-то иллюстрациями, и всё это было мне настолько незнакомо, насколько и интересно. Всё это предстояло мне ещё усвоить и осознать.






Ну а третьим и самым сильным впечатлением стали парты. Они были странными на первый взгляд, но отчасти мне знакомыми по картинкам из детских журналов и фотографиям из гимназии в которой учился Ленин. Как выяснилось совсем недавно — это были парты изобретенные в 1870 году русским гигиенистом Фёдором Фёдоровичем Эрисманом для наиболее благотворного влияния на здоровье детей длительных занятий письмом, чтением и рисованием.

Парта эта изначально была изготовлена одноместной, но в конце XIX века ссыльный петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной, в коем виде она и предстала передо мной.
Конструкцию этих парт сложно перепутать с какими-то другими: наклонная столешница, ножки от которой были соединены с ножками от скамьи, и создавали единую конструкцию. В самой столешнице имелись углубления для ручек, а так же поднимающая передняя часть стола, чтобы ученик мог легко вставать и садиться на место. На боковине имелся крючок для ранцев и портфелей. Парты отличались размерами и в более младших классах они были меньше.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления, но парты Эрисмана являются той классикой школьной мебели, которая надолго останется в памяти, а где-то и в учебных классах.

Помните такие? А у кого сейчас дети ходят в школу? Как там с партами дела? На чем сидят? Дядю Эрисмана не успели позабыть?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта