Главная » 3 Как собирать » Легенда об основании государства Когурё. Легенда об основании государства Когурё Основатель государства когуре миф 5 букв

Легенда об основании государства Когурё. Легенда об основании государства Когурё Основатель государства когуре миф 5 букв

СКАЗАНИЕ ОБ ОСНОВАТЕЛЕ КОГУРЁ

Текст этого сказания, как и сказаний об основателях двух других древнекорейских государств, известен сочинения Ким Бусика «Самгук саги».

Правитель Пуё Хэбуру до старости не имел сына. Поэтому он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды около озера Конён он увидел необычный камень, велел перевернуть его и обнаружил под ним маленького ребенка, похожего на лягушку. Хэбуру решил, что это Небеса посылают ему наследника и взял мальчика с собой, назвав его Кымва, что значит «золотой лягушонок».

Правитель Пуё Хэбуру

По настоянию своего министра по имени Аранбуль правитель был вынужден перенести столицу на восток и основать там Восточное Пуё. Причиной тому явился сон министра, в котором Небеса повелели ему освободить прежнюю столицу с тем, чтобы Небо смогло послать туда своих наследников и основать новое государство. Действительно, через некоторое время в прежней столице неизвестно откуда появился человек по имени Хэмосу, объявил себя сыном Небесного государя и стал править.

После смерти правителя Пуё Хэбуру его место занял Кымва. Однажды к югу от горы Тхэбэк нашли девушку по имени Юхва («Цветок ивы»), которая говорила, что она - дочь речного владыки Хабэка и что как-то в доме у реки Амноккан человек по имени Хэмосу («небесный» правитель прежнего Пуё, ради которого Хэбуру оставил столицу) овладел ею, за что родители разгневались и выгнали девушку из дома. Кымва решил взять ее с собой и поселил в отдаленном доме, так, чтобы никто не мог ее видеть. Однако лучи солнца постоянно преследовали девушку, и от них невозможно было спрятаться. Под действием лучей она зачала и родила огромное яйцо. Кымва хотел было избавиться от яйца, выбросив его, но птицы и животные сохранили яйцо. Он хотел сам разбить его, но не смог и, в конце концов, вернул матери. Мать положила яйцо в теплое место, и через некоторое время из него появился красивый мальчик. Он был очень смышленым и хорошо стрелял из лука, поэтому его и назвали «Чумон - «Меткий лучник».


Чумон - Меткий лучник

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать - Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие - упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г. до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

1. Троцевич А. Ф., Корейские легенды о предках - основателях государств Тонмёне и Чумоне, «Народы Азии и Африки», 1968, No 2;

2. Корейские предания и легенды (из средневековых книг), М., 1980;

Роспись гробницы эпохи Когурё. IV в.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Когурё цари, царская династия, правившая в Когурё (Северная Корея) в 37 г. до Р. Х. - 668 г.

Основным населением Южной Маньчжурии и Северной Кореи в древности были племена е и мэк, сыгравшие позднее главную роль в формировании корейской народности. А первым государственным образованием, сложившимся на этой территории, стало царство Чосон со столицей в Вангомсоне, существовавшее с VIII в. до Р. Х. История его неизвестна. В 108 г. до Р. Х. Чосон был завоеван Ханьской империей. Китайцы создали на его землях четыре округа: Наннон, Чинбон, Имдун и Хёндо. Но уже в 82 г. до Р. Х. Чинбон и Имдун были ликвидированы, а в двух остальных китайское господство никогда не было особенно прочным. Наряду с китайскими административными образованиями здесь всегда существовали небольшие полузависимые и независимые корейские царства. Во II в. до Р. Х. в Южной Маньчжурии возникло сильное царство Пуё, просуществовавшее затем около семи веков. Согласно корейской традиции, в I в. до Р. Х. часть обособившихся от Пуё племен переселилась на север Корейского полуострова и создала здесь собственное государство Когурё. Первой столицей его стала крепость Куннэсон в северной излучине реки Амноккан (возле современного города Далицзы).

Основателем царства Когурё считается ван Тонмён, который до восшествия на престол звался Чумон Ко. Ему наследовал сын Юри, а потом внуки Тэмусин и Минджун. При них Когурё стало одерживать первые победы над соседями и расширять свои пределы. В 22 г. произошла большая битва с армией Пуё, в которой погиб ван Пуё, Тэсо. В 26 г. Когурё завоевало небольшое царство Кэма, в 37 г. - царство Аннан. Сын Тэмусина, Мобон, был человек жестокий и немилосердный. Средневековый корейский историк Ким Бусик пишет, что когда ван садился, то люди служили ему сиденьем, когда ложился - подкладывал людей под себя, а тех, кто ерзал, убивал без всякой пощады. Если кто из сановников пытался вразумить Мобона, он стрелял в того из лука. В 53 г. один из приближенных вана по имени Туро убил Мобона. Ваном стал внук Юри, Тхэджо. За годы его долгого царствования Когурё еще больше расширило свои пределы. В 56 г. ван захватил часть владения Окчо (это княжество располагалось в Южной Маньчжурии). В 65 г. когурёсцы построили 10 крепостей к западу от реки Ляошуй и тем самым создали преграду вторжению китайских войск. В 74 г. был завоеван Чун. Несколько раз Тхэджо посылал армию для нападения на китайский Ляодун, но не смог его завоевать. В 146 г., уже глубоким стариком, он отрекся от престола в пользу своего брата Чхадэ, которому тогда исполнилось 76 лет. Новый ван был смел, физически силен, имел внушительный вид, но в нем было мало милосердия и доброты. В 165 г. его убили, а ваном стал его младший брат Синдэ. Он был человеком добрым, снисходительным и начал свое правление со всеобщей амнистии. При нем в 172 г. было отражено вторжение китайских войск. Его сын Когучхон, по словам Ким Бусика, был очень силен, так что мог поднимать большие котлы. В делах он всегда в меру соблюдал великодушие и строгость. В 184 г. Когучхон разбил в Чвавоне большую китайскую армию. После битвы из голов убитых китайцев была сложена высокая гора.

Когучхон умер, не оставив детей. Между его младшими братьями Пальги и Ёнью началась война. Пальги потерпел поражение и покончил с собой, а Ёнью взошел на престол. Это был ван Сансан. При нем столицу Когурё перенесли в город Хвандо. В 246 г., когда у власти был уже его сын Тончхон, в Когурё вторглось большое китайское войско. В сражении на берегу реки Пирюсу оно было разгромлено. Возгордившись этой победой, Тончхон сам напал на китайцев, но потерпел на этот раз тяжелое поражение. Преследуя отступавших когурёсцев, китайский полководец Гуаньцю Цзянь захватил столицу Хвандо и устроил в ней жестокую резню. Разбитая армия вана отошла в Окчо. Здесь Тончхону удалось нанести поражение китайцам и заставить их отступить. Ввиду того, что разрушенный Хвандо нельзя было сразу восстановить, ван перенес столицу в Пхёнъян (этот город, видимо, находился на берегу реки Амноккан около современного города Канче).

Правнук Тончхона, Понсан, был человеком упрямым, вспыльчивым, раздражительным и недоброжелательным. Свое правление он начал с убийства дяди Тальги, который имел огромные заслуги в предыдущее царствование. Затем он заставил покончить с собой младшего брата Тольго. Царствование его было омрачено неурожаями, голодом и набегами сяньбийцев. (Эти варвары-кочевники создали около 285 г. на территории Южной Маньчжурии свое царство Янь; им принадлежали верховья реки Ляохэ, часть Ляодуна и Ляоси, а к 337 г. они распространили свою власть на значительную часть Северного Китая; столицей сяньбийцев был город Лунчен (современный Чаоян). Ван, не обращая внимания на невзгоды народа, тратил огромные средства на строительство новых дворцов, увлекался излишествами и роскошью. В 300 г. сановники составили против Понсана заговор. Покинутый всеми, он повесился. На престол возвели его племянника, сына Тольго, Ыльбуля; это был ван Мичхон. (После казни отца он, скрываясь от дяди, работал батраком в деревне Ыммо, где выполнял самую черную работу, а потом занимался торговлей солью.) Воспользовавшись тем, что китайцы были отвлечены войнами с сяньбийцами, когурёсцы в начале IV в. объединили под своей властью всю бывшую территорию Чосона. В 313 г. Мичхон завоевал китайский округ Наннон, а в 314 г. - присоединил другой округ - Тэбан. В 315 г. был захвачен округ Хёндо. Включение этих высокоразвитых земледельческих районов в состав Когурё значительно усилило это царство.

Сын Мичхона, Когуквон, восстановил Хвандо и опять сделал его столицей. Большая часть царствования этого вана прошла в упорных войнах с соседями. В 342 г. в Когурё вторглись сяньбийцы. Когуквон был разбит и укрылся в Тонунгоке, а враги заняли Хвандо. В плен попали мать и жена вана. Сяньбийцы разрушили столицу, сожгли царские дворцы, завладели всеми сокровищами вана. Отступая, они угнали с собой более 50 тысяч когурёсцев. Когуквон должен был признать себя вассалом правителя сяньбийцев Мужуна Гуана. Не имея возможности вести войну на северных границах, он стал расширять свое государство на юг. В 369 г. его армия напала на южнокорейское царство Пэкче, но была отражена и понесла большие потери. В 371 г. ван Пэкче с 30-тысячной армией пришел под стены Пхёнъяна. Когуквон повел войска, чтобы отразить нападение, но был убит случайной стрелой. При его сыне Сосуриме впервые явились в Когурё буддийские монахи и началось распространение буддизма.

В правление племянника Сосурима, Квангэтхо, Когурё вновь усилилось. По свидетельству Ким Бусика, этот ван (при жизни его звали Тамдок) отличался смелостью, незаурядностью и имел неудержимые стремления. Уже в первый год его правления (392) армия Когурё захватила на юге десять пэкчейских городов (в том числе после шестидневного непрерывного штурма была взята неприступная твердыня Кванмисон). Затем был совершен поход на север, против киданей, благодаря чему из плена смогло вернуться 10 тысяч когурёсцев. В 394 и 395 гг. были разбиты одна за другой две армии Пэкче. В 400 г. возобновились войны с сяньбийцами. В 402 г. боевые действия уже шли вблизи их столицы Лунчена. В результате всех этих войн Когурё значительно расширило свои пределы. На юге были захвачены приграничные районы царства Пэкче, на западе ликвидированы последние остатки китайского влияния на Ляодуне, а на севере была присоединена почти вся Северная Маньчжурия. Граница с Китаем передвинулась на реку Ляо и верховья Сунгари. Долгое царствование сына Квангэтхо, Чансу, прошло в мире и покое. Наследовавший ему внук Мунджа вел приграничные войны с южнокорейским царством Силла. При нем же, в 494 г., Когурё завоевало южноманьчжурское царство Пуё. Затем на протяжении почти двух веков Когурё жило в мире.

В 586 г., при ване Пхёнвоне, столица была перенесена в крепость Чанан (она располагалась на месте современного Пхеньяна). В 612 г., при его сыне ване Ёнъяне началась война с Суйской империей. Огромная китайская армия переправилась через приграничную реку Ляо и нанесла большое поражение армии Когурё. Убитых когурёских солдат насчитывалось до 10 тысяч. Но и после этого когурёсцы продолжали упорно сопротивляться - ни одна их крепость не сдавалась без боя. Особенно ожесточенными были бои под Ляодуном и Пхеньяном. Вскоре суйцы стали терпеть сильный голод. Они были измотаны непрерывными боями и трудностями пути. Одна из китайских армий вскоре была разбита на реке Сальсу. После этого остальные армии, не добившись успеха, повернули назад к Ляодуну. В 613 г. вторжение повторилось, но также окончилось ничем. Несмотря на огромные жертвы, Ляодун так и не был взят китайцами. В 618 г. династия Суй в Китае пала. Первый танский император Ли Юань заключил с Когурё мир. В это время здесь правил младший брат Ёнъяна, Ённю. В 643 г. он был убит министром Кэсомуном, который возвел на престол его малолетнего племянника Поджана. Как в начале своего царствования, так и потом, по достижении совершеннолетия, Поджан не имел никакой реальной власти. Всеми делами занимался Кэсомун.

Этот переворот был использован танским императором Тай-цзуном как повод для начала новой войны. В 645 г. армия Когурё потерпела поражение у крепости Конансон на берегу Ляо. Однако под Ляодуном китайцы опять натолкнулись на упорное сопротивление. 12 суток они день и ночь штурмовали крепость при поддержке 300 мощных катапульт, которые беспрерывно бомбардировали город огромными камнями. Когда большинство укреплений было разрушено, император лично возглавил штурм, и Ляодун пал. После этого две воюющие армии встретились у крепости Анси. Тай-цзуну удалось выманить когурёсцев с занимаемой ими выгодной позиции, а затем с двух сторон атаковать их. В ожесточенном бою когурёсцы потеряли до 30 тысяч солдат. Еще 36 тысяч сдались в плен. Это поражение вызвало смятение в стране. Но когда Тай-цзун подступил к крепости Анси, ее гарнизон оказал китайцам героическое сопротивление. Чтобы сокрушить эту твердыню, император привлек к земляным работам более 500 тысяч землекопов. День и ночь в течение шести декад они возводили насыпь вокруг стен крепости. Но когда она была готова, осажденные сделали вылазку, захватили насыпь и укрепились на ней. Между тем наступила зима. Китайцам пришлось прекратить осаду и отступить. Огромные жертвы, принесенные танцами, оказались напрасными.

Одолеть когурёсцев китайцам удалось только четверть века спустя, уже после смерти Тай-цзуна. В 660 г. сразу несколько танских армий с разных сторон вторглись в Когурё. В 661 г. враги в первый раз осадили Пхеньян, но не смогли его взять. В 666 г. умер министр Кэсомун, который более 20 лет был истинным правителем страны. Между его сыновьями сразу вспыхнули распри. Старший из них, Намсэн, перешел к императору Гао-цзуну. Воспользовавшись этим, танцы удвоили свои усилия. В 667 г. они взяли важную крепость Синсон. Затем у Кымсана произошло сражение, в котором пало более 50 тысяч когурёсцев. В 668 г. танцы овладели областью Пуё и разбили армию Когурё у реки Сольха. Эта победа предрешила судьбу кампании. Вскоре китайцы осадили Пхеньян, который на этот раз пал. Ван Поджан был взят в плен. Но и после этого сопротивление в отдельных районах страны продолжалось еще десять лет. В конце концов, ценой новых неисчислимых жертв империя Тан установила полный контроль над Когурё, однако ей так и не удалось воспользоваться плодами своей победы. На помощь когурёсцам пришел царь южнокорейского царства Силла. В 677 г. он захватил Пхеньян. В последующие годы Силла продолжала методично расширять свои границы на севере, пока в 735 г. не была установлена официальная граница с Китаем по реке Тэдонган (Пхэган). Таким образом, к середине VIII в. весь Корейский полуостров был объединен под властью правителей Силла.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Основатель - священный ван Тонмён. Фамилия у него была Ко, а звали Чумон.

Раньше в старину пуёский ван Хэ Буру вплоть до преклонных лет не имел сыновей, поэтому молился духам гор и рек, прося наследника.[И вот однажды его верховая лошадь примчалась к Конёну, где увидев огромный камень, стала проливать слезы. Удивленный этим, ван повелел людям перевернуть камень, и там был найден маленький ребенок золотого цвета, имевший форму лягушки. Обрадовавшийся ван, сказав: "О, само небо мне дарует сына!", - взял его на воспитание и дал имя Кымва "Золотая лягушка".

А когда он вырос, его возвели наследником. Впоследствии министр вана Аранбуль сказал ему: "На днях во сне спустившееся ко мне небо повелело: "В будущем я собираюсь поселить здесь своих потомков, чтобы они смогли основать свое государство, поэтому вы постарайтесь уйти отсюда. На побережье Восточного моря имеется страна, называющаяся Касопвон "равнина Касоп", где земли тучны и пригодны для произрастания пяти хлебов, и там можно основать вам свою столицу". И тут же Аранбуль посоветовал вану перевести туда столицу.

С тех пор государство стало называться Восточным Пуё.

А в прежней столице (в северном Пуё) откуда -то появился неизвестный человек, называвший себя Хэ Мосу, сыном небесного царя, и основал там свое царство.

Когда скончался Хэ Буру, его место унаследовал Кымва.

В то время у реки Убальсу, что к югу от горы Тхэбэксан, нашли девушку, которая на расспросы отвечала: "Я - дочь речного владыки Хабэк и зовусь Люхва "Цветок ивы". Когда вместе с младшими сестрами я вышла на прогулку, встретился мне один молодой человек, назвавший себя Хэ Мосу, сыном небесного царя.Он увел меня под гору Унсим-сан и вступил в сожительство в доме, что на берегу реки Амнок, а затем ушел и не вернулся. Упрекая меня за то, что вступила в связь с мужчиной даже без сватовства, родители в наказание поместили меня жить в реке Убальсу".

Удивленный этим Кымва заточил ее в отдельную комнату, но там на нее стало светить Солнце, и хотя она избегала его, лучи стали преследовать и освещать ее. Вследствие этого она забеременела и родила яйцо. Ван бросил яйцо на съедение собакам и свиньям, но они не ели, тогда он выбросил его на дорогу, но коровы и лошади стали обходить его, и когда, наконец, выбросили в поле - птицы стали укрывать его своими крыльями. Ван хотел расколоть яйцо, но тоже не смог, поэтому вернул его матери. А мать, завернув его во что-то, уложила в теплое место, и, спустя некоторое время, разбив скорлупу, вышел оттуда мальчик, отличавшийся удивительной статностью и красивой внешностью. Уже лет семи своими способностями он превосходил обыкновенных людей. Сделав своими руками лук и стрелы, он стрелял без единого промаха ("сто выстрелов и сто попаданий").

На обыденном пуёском языке лучший стрелок назывался "чумон", поэтому его и назвали этим именем.

У Кымва было семь сыновей, которые обычно играли вместе с Чумоном, но никто из них по своим способностям не мог сравниться с Чумоном. Поэтому старший из них, Тэсо, обратившись к вану, сказал: "Чумон не рожден человеком, но как человек он выделяется необыкновенной смелостью, и если не предпринять заранее каких-то мер, то боюсь за возможные дурные последствия и поэтому прошу убрать его". Но ван не послушался и повелел ему ухаживать за лошадьми. Когда среди них Чумон обнаружил самых резвых скакунов, он стал убавлять им корм и доводить до худобы, а кляч кормил лучше, и они выглядели упитанными. Сам ван ездил на откормленных лошадях, а худых отдавал Чумону.

Потом, когда они стали охотиться в степи, Чумон, как лучший стрелок, имел малое количество стрел, но убивал гораздо больше зверей,чем остальные. Когда сыновья вана и многие сановники снова замышляли убить его, мать Чумона, тайно узнав об этом, сообщила ему: "Люди государства собираются убить тебя, но человеку с твоими талантами и способностями разве будет плохо, хоть куда ни пойдешь? Чем оставаться на месте и ждать обиды, будет лучше уйти подальше отсюда на великие дела". Тогда Чумон вместе с тремя товарищами - Ои, Мари и Хёппо бежал и, дойдя до реки Омхосу (называют так же Кэсасу, который находился к северо-востоку от современной реки Амноккан), хотел переправиться через нее, но не было моста, и, казалось, вот-вот настигнут преследовавшие их войска.И тогда Чумон, обращаясь к реке, воскликнул: "Я - сын небесного царя и внук (по матери) речного владыки Хабэк. И сегодня, когда я вынужден бежать, неужели настигнет погоня?"

И тут же поднялись на поверхность реки рыбы и черепахи, образуя мост, по которому переправился Чумон, но преследовавшие его всадники не нашли переправы, так как сразу же разошлись все рыбы и черепахи. Дойдя до Модунгока в "Вэйшу" указывается: "дойдя до реки Посульсу", Чумон встретил трех человек, один из которых был в одеянии из пеньковой ткани, другой - в стеганой одежде, третий - в одежде из водорослей.

Чумон спросил их: "Что вы за люди, каковы ваши фамилии и имена?" Человек в одежде из пеньковой ткани сказал: "Зовут меня Чжэса", человек в стеганой одежде - "зовут меня Муголь", а человек в одежде из водорослей - "зовут меня Мукко", но никто из них не сказал своей фамилии. Чумон присвоил Чжэса фамилию Кык, Муголю - фамилию Чунсиль, Мукко - фамилию Сосиль, а затем, обращаясь к народу, сказал: "Как раз, когда по светлейшему повелению Неба собираюсь основать свое государство, я встретился с этими тремя мудрыми людьми, и разве не Небо ниспослало мне их?" Поручив каждому из них государственные дела по их способностям, Чумон вместе с ними прибыл в деревню (чхон) Чольбон.В Вэйшу говорится, что прибыл в город (сон) Хыльсынголь. Видя, что земли здесь плодородные, горы неприступны, а воды устойчивые, решили основать стольный город, но так как еще не было времени для постройки дворцов, то стали жить в простых шалашах, сделанных на берегу реки Пирюсу. Государство стало называться Когурё, а "Ко" стало фамилией. (Некоторые говорят, что Чумон прибыл в Чольбон Пуё, и там ван, у которого не было сыновей, увидел, что Чумон не является обыкновенным человеком, и выдал за него замуж свою дочь; и когда умер ван, Чумон наследовал его место).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта