Главная » 3 Как собирать » Особенности абсолютизма в россии. Усиление королевской власти в XVI - XVII веках

Особенности абсолютизма в россии. Усиление королевской власти в XVI - XVII веках

17. Особенности становления российского абсолютизма в 17 веке.

После смутного времени состояние государства побудила Михаила произвести некоторые перемены в управлении, чтобы усилить централизацию. Старая династия покинула управление в состоянии крайнего раздробления. Необходимо было повысить авторитет династии, и, недопустить продолжения смуты.

Стране требовалась центра­лизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законода­тель­ной, исполнительной и судебной власти. Центральные государственные учреждения, называемые приказами, подчинялись непосредственно царю. При первых Романовых система приказов разрасталась по мере усложнения административных задач. Приказы делились на общегосударственные (Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Большой казны, Большого прихода и др.) и территориальные (Сибирский, Малороссийский и др.). С развитием при­казной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их насчитывалось менее 900 человек, а к концу века - более 3 тысяч.

Важное место в административном устройстве занимала Бояр­ская дума, составлявшая круг ближайших советников и сотрудников царя. С 15 века Московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы. В царствование Михаила роль боярства и боярской думы была так же значительна. Царские указы так же начинались со слов: «Великий государь указал и бояре приговорили».

В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий. При царе Алексее в нее были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дворянства. Технические функции в думе выполняли дьяки, секретари и докладчики. Дума, обладая законодательными полномочиями, обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, воеводами. Произошло и ограничение полномочий Боярской думы. Ее функции стала выполнять так называемая «ближняя государева дума», составленная из доверенных лиц царя. Возник Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю, «чтоб бояре б и думные люди... ни о чем не ведали».

Московское государство, находясь в состоянии непрерывной войны, остро нуждалось в регулярной армии. По мере стабилизации государст­венных финансов создаются военные части, носившие более регулярный характер, нежели дворянское ополчение. Это были драгунские, рейтарские и пехотные полки. На воинскую службу привлекались казачьи формирования.

Усиливая централизм в управлении, московские цари понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Они признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивающих самодержавие. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных, которое отражалось в работе Земских соборов, представляющих все русские земли и города. Мнение Земских соборов для Михаила и Алексея Романовых было весомым. Земские соборы заседали почти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила, они активно помогали восстановлению Российского государства после Смуты. И в дальнейшем соборы созывались реже и решали главным образом вопросы внешнеполитического положения России. В 1653 году собор принял решение о принятии Украины под власть Москвы.

Для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий.

После Смуты в связи с централизацией управления сокращались полномочия местного самоуправления, во все земли страны из Москвы командировались воеводы, забиравшие в свои руки военную и гражданскую власть.

По мнению Ключевского, после смуты все области даже внутренние подвергались опасности нападения. Поэтому даже во внутренних уездах стали являться воеводы, областные управители с военной властью. Воеводство при Михаиле стало повсеместным учреждением. Воевода сосредотачивал в своих руках власть над всем уездом, и по всем делами. С введением воевод земское выборное управлении не исчезло, но только было стесненно и во многом подчинено воеводе, к которому перешли судебные дела, находившееся в ведомстве выборных земских судей. В кругу выборного земского управления теперь остались дела уголовно-полицейские, которые вел губной староста, финансовые т.е. казенные сборы, и дела местные, которые состояли в разделении податей между членами тяглого общества, сборах на мирские нужды, вообще в ведении мирского хозяйства.

При этом в некоторых центральных и большинстве северных волостей на уездном уровне сохранялось прежнее самоуправле­ние - во главе «все­уезд­ных миров» ставились выборные старосты. Сохранялось также крестьянское и казачье само­управ­ление; помещикам и чиновникам приходилось иметь дело с крестьянскими общинами, действовавшими на принципах круговой поруки и защищавшими своих членов.

Первые Романовы стремились внести элементы централизации и в социальную политику. Все сословия обязаны были служить государству, и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.

Существенным элементом самодержавной тенденции стало отношение к особе государя. Оно приобретает почти религиоз­ный характер. Каждое появление царя считалось событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. В Соборном уложе­нии имелась целая глава, посвященная тому, «как его государское здоровье оберегати».

Таким образом, в России происходит постепенное формиро­вание самодержавия - национальной формы абсолютизма, при котором монархическая власть, не ограниченная каким-либо вы­борным представительным органом, опирается на развитой управленческий аппарат и регулируется законом. Законодательное оформление самодержавия связано с принятием Соборного Уло­жения 1649 г. Единство центральной и местной власти, суда, тер­ритории страны обеспечивалось нормой закона и дополнялось неразрывностью представлений о единстве церкви и государства. В Уложении предусматривались специальные меры по охране царствующих особ. Приход к дворцу «скопом и заговором» ка­рался смертной казнью, оскорбление монарха влекло за собой жестокие наказания.

ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

Представители всемирно-исторической теории (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.) обращали внимание на то, что монархия в XVII веке была воссоздана после Смуты благодаря инициативе широ­чайших на­род­ных масс, продемонстрировавших тем самым, что госу­дарство - не “цар­ская вотчина”, а предмет общей заботы всего народа. В некоторых сочи­не­ни­ях этот период назван “бунташным веком”, но многие исследователи отмеча­ли относительную внутреннюю стабильность.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Процессы в России XVII века историки этого направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.) трактуют как “дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Историки этой теории (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др.) в воссоздании государс­т­ва видели способность русского народа во главе с монархами “проявить единст­во национального духа” и этим противостоять внешней агрессии со всех на­прав­лений. Внешняя политика рассматривалась, с одной стороны, как про­дол­жение борьбы с агрессией католического и протестантского Запада, а с дру­гой - как завершение много­векового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии.

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

В.И. Ленин дал определение абсолютизма в работе "Попятное на-

правление в русской социал-демократии": "Самодержавие (абсолютизм,неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует

народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в

контроле за управлением"

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй

половине XVII в. "Только новый период русской истории (примерно с

XVII века), - писал В.И. Ленин, - характеризуется действительно фак-

тическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно це-

лое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между облас-

тями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием

небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как ру-

ководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то

создание этих национальных связей было ни чем иным, как созданием

связей буржуазных"1. В это время возникают буржуазные отношения.

Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической

жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было

около 30, а к 1725 г. - уже свыше 200.

В начальный период становления абсолютизма в России монарх в

борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в.

наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посад-

ским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило тре-

бование посадского населения о ликвидации конкурировавших с поса-

дом так называемых "белых" слобод, принадлежавших светским и ду-

ховным феодалам.

В своих челобитных верхи посада требовали у монарха оградить их

от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтере-

совано в установлении абсолютизма для успешной борьбы с проникав-

шими в страну иностранными торговцами.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и



внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, осо-

бенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих

мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государст-

венных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей

при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.

В результате развития товарно-денежных отношений возникла воз-

аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных

отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствую-

щей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйст-

во. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рын-

ку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание

роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъ-

ем политического значения дворянства. В период становления абсолю-

тизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной

оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм

делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым

свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще

Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поме-

стья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I "О единонасле-

дии", а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели

о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое

сословие, получившее при Петре I название "шляхетства", а в дальней-

шем именуемое дворянством. Все командные должности в государст-

венном аппарате замещались представителями дворянства.

Укрепление господства феодалов, а также положения купечества

шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к

обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступле-

ния низов посадского населения, борьба угнетенных народов - все это

заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной мо-

нархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления

народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало

армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельст-

вом, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, бы-

ла борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между ду-

ховными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

На важность фактора классовой борьбы в изменении организации

государства указывал В.И. Ленин: "Классовая борьба, борьба эксплуа-

тируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе поли-

тических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких

преобразований" . Причем необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: противоречия внутри класса феодалов были неантагонистическими, в то время как борьба народных масс против феодалов носила

антагонистический характер.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще

справилась с решением этой проблемы.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с

этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился

без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на

товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.).

Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал

менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г.

насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско

состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, полу-

чая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от

таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное

значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия

на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность

создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось

значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дво-

рянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадле-

жали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала

Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в

труде Феофана Прокоповича "Правда воли монаршей", написанном по

специальному указанию Петра I. Ф. Прокопович оправдывал необходи-

мость власти абсолютного монарха

занимать так называемая "Тайная" или "Ближняя" дума из небольшого

числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об

упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа

именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей

Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одоб-

ренных Боярской думой, было лишь 49.

Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Нико-

ном закончился поражением церкви и низложением патриарха.

Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсо-

лютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как

абсолютизм "с боярской Думой и боярской аристократией..."1.

Окончательно он оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования

Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не

имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы пе-

решли к "Ближней канцелярии", объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы.

Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале

1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В

первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение

церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава

(1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный

Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу

власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по

своей воле и благомнению управлять".

В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь прово-

дит мысль об абсолютной власти монарха: "Монархов власть есть само-

державная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

концу XVII в. в России начинает складываться абсо­лютная монархия, которая возникла не сразу после об­разования централизованного государства, установле­ния самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпо­сылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное со­средоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Со­средоточение власти осуществлялось египетскими фараона­ми, римскими императорами и диктаторамиXX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения пос­ледней необходим переходный период от феодальной к капи­талистической системе. Этот переход в разных странах про­исходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппа­рата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в ус­ловиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного

права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепост­ничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютиз­ма был союз дворянства с городами (вольными, имперски­ми), то российский абсолютизм опирался в основном на кре­постническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика даль­нейшего закрепощения, принявшая наиболее жестокие формы в XVIII в. Наконец, усиление роли государства про­явилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. На­ряду с этим происходила юридическая консолидация правя­щего класса, из разных феодальных слоев сложилось сосло­вие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «пат­риархальная». Глава государства (царь, император) представ­ляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспиты­вать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролиро­вать все, даже малейшие проявления общественной и част­ной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ас­самблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить боро­ды и т.п.

Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что госу­дарство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регла­ментируя их.

В отдельные периоды существования абсолютной монар­хии ее идеологией становилась идеология «просвещения»:

возникали правовые формы, напоминающие западноевро­пейские (французские, английские), предпринимались по­пытки создания правовых основ государственности («право­вого государства»), конституции, культурного просветитель-

ства. Эти тенденции были об) словлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консерватив­ных методов хозяйствования и политики, искала более гиб­кие формы. Этому способствовало культурное и промышлен­ное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым при­емам (либеральный период правления Екатерины II заканчи­вается после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсо­лютизма, характерны довольно частые дворцовые переворо­ты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы аб­солютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой про­исходила смена монархов, свидетельствует о том, что в уста­новившейся и укрепившейся системе абсолютистской монар­хии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и ин­дивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «сол­дат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помо­щью правовых норм стремится регламентировать деятель­ность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма харак­терен еще один признак - обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный ап­парат в целом, отдельные его части действуют по предписа­нию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей ста­новится философия меркантилизма, ориентирующая эконо­мику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютиз­ма) в России стали мануфактурное производство (государст-

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разреше­ний и льгот для них закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинает­ся выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крес­тьянам запрещается торговать в портах, выпускать промыш­ленные товары и брать подряды. В 1739 г. вводятся серьезные штрафы за деятельность неразрешенных мануфактур. Крес­тьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г.) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г. издает­ся Указ, разрешающий крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество.

Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали, могли продать, заложить, отдать в прида­ное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполня­ли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населе­ния Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (на­туральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дво-рянства-шляхтества, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати, с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функ­ции вплоть до 1783 г

Частновладельческие крестьяне составляли в XVIII в. большинство крестьянского населения. Дворцовые крестья­не, проживающие на дворцовых землях, находились в управ­лении дворцовой канцелярии (с 1775 г. - казенных

Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рожде­ние, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения

Прекращение крепостного состояния связывалось с: от­быванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпус­ком по отпускной грамоте или духовному завещанию, выку­пом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и за­писью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.).

Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод крепост­ной уплачивал помеыщку поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по со­

гласованию с помещиком. На имя помещика крестьяне могли приобрета

В 1721 г. был издан указ, разрешавший купцам и заводчи­кам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. указом было определено число крестьян, которых можно было при­обретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка была запрещена: на фабриках могли работать только вольно­наемные люди по паспортам. Затем последовало (в 1798 г.)

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Про­цесс этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера. Крестьянский отход ограничивался владельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало поме­щиков к использованию труда крестьян на стороне, в отхо­дах. Запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721 г.) затруднял для промышленников использование их труда на предприятиях и мануфактурах. В том же 1721 г. купцы получи­ли право покупать крестьян целыми деревнями и приписы­вать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осу­ществлялось Берг-Коллегией и Мануфактур-Коллегией. Про­дажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфакту­рами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического режима и по характеру напоми­нала прикрепление посадского населения к посадам, а крес­тьян - к земле, произведенное Соборным Сложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внут­ри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны,

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной тор­говли. На купечество стали возлагаться новые управленчес­кие и финансовые обязанное ги, например взимание «стре­лецкой подати»(1681 г.) или участие в работе Корабельной палаты.

В городах стали формироваться органы самоуправления:

посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформлять­ся городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно пало делиться на регулярных граждан и «под-лых»людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипе­ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и втор)ю гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы). Гильдии управля­лись гильдейскими сходами и старшинами.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейше­го закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепост­ные) и «гулящие»люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и одно­дворцев, однако эти группы продолжали занимать промеж­уточное место между государственными крестьянами и слу­жилыми людьми.

С 1714 г. устанавливается обязательное начальное обуче­ние для дворянских детей. Создаются специальные морские и военные школы, вводятся зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Прео

Дворяне составляли значительную часть в структуре на­рождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, при­казов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополис­тами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дво­рян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсужда­лись различные вопросы: о денежной системе, ценах, местни­честве и пр. (60-80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-пред­ставительных органов была обусловлена позицией централь­ной администрации, реформой финансовой системы и во­оруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональ­ной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостничес­кой системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуп­равления) , с другой - разрушали систему земского представи­тельства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государствен­ном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяи­ном над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дво­рянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общест­ва конца XVII в. - начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецки­ми частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованьи, чис­ленно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. -уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конни­ца в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были

переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя»были зародышем профессиональной армии. Офицер­ский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностран­ными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оста­вавшаяся основным видом обложения «соха»пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, при­званные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха»как единица обложе­ния уступает место новой единице - «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начинает приобретать все более пер­сональный характер. В 1646 г. проводится подворная пере­пись, а в 1678 г. составляются переписные книги. В 1679-1681 гг. произошел переход от поземельного к подворному обло­жению.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансо­вые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравне­ны в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,

XVII век — это период интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе, период яростного столкновения между собой отношений феодальных и капиталистических, период феодально-католической реакции, наступившей после подавления крестьянских движений XVI века и в ответ на Реформацию, а также период усиливающейся борьбы народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления капитала.

Художественная культура XVII века, отражая всю сложность эпохи, становится сложнее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным, с богатым внутренним миром, с определенным местом в обществе и национальной принадлежностью.

В XVII веке стремлению аристократии к парадности, театральности как нельзя лучше отвечала эстетика барокко. Не случайно в парках природа представлена так театрально — здесь мы встречаем театр в обстановке самой природы, в которой аллеи и кусты служат кулисами.

В это время пользуются античной аллегорией в пышных балетах для восхваления любой светской личности, даже не оставившей след в истории, и сравнивают ее со всеми богами и героями древности.

В это время покрывают документы титулами и чинами, штемпелями и печатями, за которыми нет никакого реального значения. Тогда же появляются торжественное обращение и длинная подпись с выражением покорности; чванство титулом и рангом достигает огромных размеров. Сочиняют также книги по церемониальной науке. Все чувства переводятся на язык внешности. Хорошим тоном считается рассылать свадебные и траурные оды даже самым близким родственникам.

Дело доходит до нелепости: кондитер должен сооружать торты с аллегорическими фигурами. Огромная армия ремесленников, а подчас и художники заняты украшением жизни аристократии, вся их ловкость и знания направлены на создание игрушечных курьезов в виде фейерверков, всяческих развлекательных аттракционов.

Не случайно в это время получает такое распространение парадный портрет с его нарочитой позой, театральностью жеста, пышными и декоративными атрибутами. Целая галерея портретов аристократов, созданная величайшими художниками этого времени, дает яркое представление об эстетическом идеале красоты человека той эпохи, который претерпевает значительные изменения.

Человек уже не предстает центром вселенной, как это было в эпоху Возрождения. С окончанием Тридцатилетней войны мужчина-воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность и изящество.

Мужественность XVII века — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, лебединой шеей, покатыми и откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняют представительный и декоративный женский облик.

Костюм, подчиняясь диктату эстетических представлений, меняет форму. В отличие от естественной формы с гармоничными пропорциями эпохи Возрождения, в эпоху барокко он начинает довлеть над фигурой, терять почти все признаки свободы и фантазии и в конце XVII века как бы застывает в угоду моде, предписанной придворным этикетом, в одинаковой степени роскошной и жесткой.

Это был век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности. Этот век выдвинул тип нового художника - придворного виртуоза, призванного создавать средствами своего искусства прежде всего ослепительное зрелище.


Это и время укрепления централизованной государственной власти в форме абсолютистской монархии, что особенно ярко проявилось во Франции, где после долгого периода гражданских войн и борьбы короля с высшей знатью установилась единоличная и абсолютная власть короля во время правления Людовика XIV — «Короля-Солнце», которому принадлежит известная фраза: «Государство — это Я». Блестящие королевские дворы были в то время тем местом, где рождалась и концентрировалась новая мода. Особа короля была безусловным образцом для подражания среди его подданых, а его вкус — непререкаемым авторитетом. Соперничество в политической сфере иногда принимало форму соперничества в области моды — борьба за роль законодателя моды между французским королем Людовиком XIV и королем Англии Карлом II.

Необходимость участвовать в войнах и платить жалованье наемникам разоряла казну и вынуждала экономить средства, а интересы собственных производителей требовали принятия специальных государственных мер. Это привело к проведению политики меркантилизма еще при короле Генрихе IV во Франции — поощрению собственной торговли и национальной промышленности путем всевозможных льгот владельцам мануфактур и торговцам и запрещения или ограничения ввоза иностранных товаров. Эту политику продолжили и кардинал Ришелье при Людовике XIII, и кардинал Мазарини при Людовике XIV, причем запрет на ношение золотых отделок (в целях экономии золота в казне), парчи, привозных кружев и шелковых чулок касался даже особ королевского дома. Подобные меры экономии принимались и в Испании, когда во время правления Филиппа IV был введен запрет на ношение привозных кружев, золотых и серебряных украшений с драгоценными камнями.

Россия в правление первых Романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в XY - XYI вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).

Усилия правительства Михаила Федоровича (1613 - 1645 гг.) были направлены на преодоление последствий лихолетья. В правления Алексея Михайловича (1645 - 16476гг.) и Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) продолжился территориальный рост государства (присоединение в 1654 г. левобережной Украины с Киевом, выход к тихоокеанскому побережью; с середины столетия Россия стала крупнейшим государством мира), закладывались элементы перерастания самодержавной монархии в абсолютизм.

Экономика: - экономические последствия «смуты» были устранены к середине века;

  • - рост аграрного сектора за счет экстенсивного (урожайность вдвое уступала европейской) освоения новых земель;
  • - появление центров товарного (ориентированного на продажу излишков) земледелия - Среднее Поволжье, Черноземье; региональной торгово-промышленной специализации (металлообработка - в центре и на севере, солеварения - на севере и др.), ярмарок.

При сохранении доминирующей роли феодально-натурального хозяйства зарождаются элементы всероссийского рынка.

Социальные отношения: - завершается юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. вводит вечный государственный сыск беглых. Крепостное право в России, в отличие от Европы, складывавшегося по мере роста доходности барщинной (отрабатываемой на барской запашке) повинности, укоренялось по мере нарастания государственных нужд, что усиливало роль внеэкономического перераспределения продуктов производства; упрощается социальная структура путем принудительной консолидации сословий: минимизируются различия между боярством и дворянством за счет сближения статуса вотчин и поместий и отмены в 1682 г. местничества (распределение служебных мест по происхождению); оформляется привилегированная купеческая элита; крестьянство уравнивается в крепостном состоянии (в последней четверти века 85% - владельческие, 10% - дворцовые,5% - государственные («черносошные»), посадское население прикрепляется к городским общинам.

Социальные движения. Оформление крепостничеств вызывало всплески активности низов - стихийных бунтов (городские восстания второй половины 40-х гг. «медный бунт» - следствие роста цен; «крестьянская война» - с элементами организованности - под руководством донского атамана С.Т. Разина в 1670 - 1671 гг.). Историческая продуктивность народных движений спорна: «пугая» правящий слой, бунты сдерживали его социальный эгоизм, но побуждали усиливать властный деспотизм.

Церковный раскол. Пришедшая из Византии русская церковная традиция основывалась на «симфонии» (согласии) между светской и церковной властями (при доминирующей роли первой).

В середине века в ходе церковной реформы патриарха Никона (связанной с видоизменением обрядовой стороны православия) происходит раскол русского православия на сторонников патриарха («никониан») и «старообрядцев» (главный идеолог - выдающийся писатель и проповедник протопоп Аввакум), приведший к жестоким гонениям последних.

Последствия раскола: - отстранив Никона и возглавив реформу, светская власть усилила контроль над церковью;

Формируется противостояние официальной светско-духовной власти и приверженцами старообрядчества.

Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:

  • - падает значение Земских соборов;
  • -уменьшается роль Боярской Думы;
  • - завершается складывание приказной системы;
  • - кормления заменяются воеводским правлением;
  • - начинается процесс складывания русской бюрократии - корпорации профессиональных управленцев;
  • - закладываются основы вооруженных сил постоянной готовности, (солдатские полки «нового строя»).

Происходит формирование элементов абсолютизма в России.

Российский абсолютизм - в отличие от европейского, оформившегося в условиях перехода от феодальных к буржуазным отношениям - складывался на основе господства феодально-крепостнической системы. Российский абсолютизм - самодержавие с бюрократией, создающей механизм реализации неограниченной власти государя в центре и на местах.

Культура средневековой Руси - России.

Нашествие ордынцев оказало разрушающее воздействие на древнерусскую культуру. Подъем связан с началом объединительных процессов: - возобновляется общерусское летописание;

  • - событием в развитии русской духовной культуры стала «Задонщина», посвященная великой победе в Куликовской битве;
  • - всемирного значения расцвет переживает иконопись (Ф.Грек, А. Рублев);
  • - развивается каменное строительство (ансамбль Московского Кремля).

В эпоху оформления самодержавного строя (XYI в.) обогащаются сложившиеся направления:

  • - создаются летописные своды русской истории; зарождается публицистика;
  • - начало книгопечатания (в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают «Апостол») не получившего развития вплоть до XYIII в.;
  • - в архитектуре прослеживаются национальные мотивы, ведется строительство мощных оборонительных сооружений.

XYII в. ознаменован крупными сдвигами в духовно - культурной сфере. Прежнее религиозно - идеологическое единство общества уходит в прошлое.

Зарождается авторское начало, разрушающее каноны: складываются литературные жанры; формируются русское барокко в архитектуре, светская живопись (Симон Ушаков). Новые явления проникают в быт знати (европейские заимствования). Культурная эволюция русских земель отражала процесс формирования великорусской народности, перерастающей в более прочную этническую общность - русскую нацию.

Характер государства первых Романовых. Российская самодержавная монархия была «служилым государством» с элементами сословной представительности. Губные и земские органы, Земские соборы, которые утрачивают значение с середины XYII в., - в отличие от парламентов в европейских монархиях - находились под полным контролем местной и центральной властей и являлись инструментами реализации их воли.

Все слои российского общества «уравнивались» в подданническом служении государству - государю.

русь политический исторический экономический



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта