Главная » 3 Как собирать » План-конспект урока на тему: Что такое текст. Что такое текст

План-конспект урока на тему: Что такое текст. Что такое текст

Он состоит из более мелких языковых единиц - предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.

Что такое текст?

Текст - это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.

Композиционно текст состоит из:

  • предложений;
  • абзацев;
  • параграфов;
  • разделов;
  • глав.

Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.

Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию - научный, художественный, и т. д.

Основные признаки текста

Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:

  1. Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
  2. Связность.
  3. Единство используемых стилистических средств.
  4. Членимость и автономность.

Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.

Завершенность

Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.

Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями - параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

Во второй - связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Стилевое единство

Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в преобладают простые предложения, в научном - сложные.

Целостность

Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.

Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

Другие признаки

Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.

Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.

И автономность: каждый текст имеет начало и конец.

Выделяют также такой признак, как информативность - текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.

Отличительные особенности стилей

В русском языке выделяют ряд функциональных стилей - научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.

Научный стиль

Используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля - прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.

Публицистический стиль

Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция - информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста - это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.

Разговорный и художественный стили

Художественный стиль характеризуется использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.

Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля - использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.

Вывод

Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности - лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.

Меня однажды спросили: «Ты говоришь, что пишешь. Ты пишешь тексты, верно? А что такое текст?». Вначале я посмеялась, а потом осеклась. А, правда, что это такое?

«Текст – это то, что написано» – первым приходит в голову. Только вот у каждого слова, даже, казалось бы, самого простого есть определение.

По определениям, текст – это предложения, связанные между собой основной мыслью и смыслом. У грамотного текста должно быть начало, середина и конец.

Тогда что же, выражение «бессвязный текст» получается совершенно не верным? Тогда получается, что все, что не связано по смыслу и не текст вовсе, а простой набор предложений. Да вот только попробуй, скажи такое начинающему писателю. Возможно, он даже не разозлится, только вот руки может опустить. И потеряет наш мир еще одну творческую личность.

Впрочем, чтобы говорить о творческих личностях, нужно разобраться какие именно бывают тексты.

Тексты разделяют по стилю и по типу. Типов текста всего три – повествование, описание и рассуждение.

Стилей же уже больше. Здесь и знакомый нам всем художественный, и так успевший утомить за время учебы научный. Так же, существуют научно-популярный стиль, эпистолярный, религиозный, публицистический и официально-деловой, с которым каждый из нас сталкивался, или еще столкнется на работе. Стилей много. Только что они из себя представляют?

Художественный, как я уже говорила, знаком нам всем с детства. Когда мы просили маму или папу «почитать еще страничку», то мы ждали именно такого текста. И именно с такими книгами мы отдыхаем сейчас по вечерам. Художественный текст – это творчество в чистом его виде.

Научный стиль тоже знаком нам не понаслышке. Курсовые работы, рефераты, дипломы, доклады, учебники – вся научная или околонаучная литература это и есть научный стиль. Главные принципы таких работ, это – логичность, последовательность и ясность.

Научно-популярным считается скорее не стиль, а подстиль научного стиля. Это та же обучающая информация, она так же базируется на трех основных принципах научного стиля, только с некоторыми изменениями. В научно-популярном подстиле минимальное количество специальных терминов и обозначений, к тому же он более богат, нежели научный. Так как научно-популярный подстиль ориентируется на более широкую публику, то базируется на бытовых знаниях читателя, поэтому в нем и возможны метафоры, аллегории и сравнения. В научном вы такого не встретите.

Религиозный, это тот стиль, который мы не используем часто. Им пишут церковные книги, проповеди священников. Он более богат и глубок, корнями уходя глубоко в древность – туда, где он возник.

Публицистический стиль – это тот, который вы сейчас видите перед глазами. Публицистический стиль служит для информирования людей. Это статьи, очерки, интервью, репортажи. Ему свойственно оценочное повествование и простота языка. Такие тексты вы видите чаще всего, новостные колонки в газетах, даже краткий текст в общеобразовательных буклетах – это именно он.

Эпистолярный стиль. Таинственное слово, правда? А ведь каждый из нас хоть раз, да писал текст в таком стиле. Не припоминаете? Давайте я намекну: «Здравствуй, мама. У меня все хорошо!». Догадались? Да. Эпистолярный жанр это не что иное как письма. Такие близкие и родные сердцу. Сейчас, в силу стремительного развития информационных технологий он постепенно уходит в прошлое, но все же, что может быть приятнее, чем получить желанное письмо?

И, наконец, официально-деловой стиль. Вы писали хоть раз в своей жизни резюме? А пояснительную записку? Или, может быть, записывали рецепт? Все это официально-деловой стиль. Все, что относится к работе. Он должен быть строг, лаконичен, вежлив и, главное – понятен.

Таким образом, мы видим, что текст это то – что нас окружает. И мы тоже, нет-нет, да прикоснемся к какому-либо стилю. А вот на каком в итоге остановимся, и остановимся ли на одном – и есть то, над чем стоит задуматься.

Не только филологи и лингвисты регулярно создают или читают тексты. Исходя из этого, текст можно считать феноменом, который неразрывно связан с жизнью каждого человека.

Понятие текста

Современная лингвистика немыслима без понимания структуры и стилистических особенностей текста. Само слово "текст" имеет латинские корни и переводится как "ткань, сплетение, соединение". Каждый текст – это переплетение предложений, абзацев, разделов и т.д. и т.п. В современной науке существует несколько подходов к трактовке текста как термина. Отсутствие единого мнения в понимания текста как лингвистической категории создает широкое поле для трактовки данного термина с разных сторон от "эволюционного зеркала" до "произведения речетворческого процесса".

Самыми распространенными считаются подходы Н.С. Валгиной и И.Р. Гальперина. По мнению Н.С. Валгиной, текст, прежде всего, представляет собой "информационное единство" . И.Р. Гальперин дает следующую трактовку термина "текст":

Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.

Изучение теории текста позволяет понять сущность и смысловую структуру характерную для текста, как коммуникативной единицы. Текст несет в себе не только смысловую нагрузку. Особенности текста отражают менталитет, уровень образования и мировоззрение автора.

В настоящее время, в науке по-прежнему остро стоит вопрос продолжительности текста. Можно ли считать одну реплику текстом? Сколько слов может включать текст: минимальное и максимальное количество. Например, ряд современных ученых считают минимальной единицей текста не слово, а абзац. Свою точку зрения они обосновывают тем, что предложение не может соответствовать всем признакам текста.

Признаки текста

Текст обладает рядом признаков, которые выделяют его как отдельное явление в рамках коммуникаций. Прежде всего, текст характеризуется смысловой целостностью и единством структурных элементов. Кроме того, для текста характерна связанность и информативность.

Отдельно рассмотрим такой признак как членимость текста. Благодаря своей структуре, любой текст может быть разбит на более мелкие составляющие, такие как:

  • части
  • главы
  • параграфы
  • абзацы
  • предложения

Виды текста

Классификация текстов по стилистической принадлежности

Помимо стилистической принадлежности тексты делят на виды в соответствии содержанием:

  1. Повествование
  2. Рассуждение
  3. Описание

Для осознания важности данной классификации текстов следует рассмотреть каждый пункт отдельно. Начать нужно с повествования, так как он является самым распространенным.

Под повествованием понимается изложение и систематизация фактов, событий или факторов в определенной последовательности в рамках литературного произведения.

Текст, относящийся к категории рассуждения, представляет собой цепь логических умозаключений, фактов или гипотез объединенных единой проблемой и направленных на формулировку единого вывода.

Описание – это монологическая авторская речь, которая раскрывает читателю красоты природы, особенности той или иной ситуации, характеризует внешность человека. К описанию также относят текст, в котором перечислены одновременно существующие явления или действия. Для описания характерно использование выразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры.

Литература

  1. Валгина Н.С. Теория текста – М.: Логос, 2003
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: КомКнига, 2007

Текст это: письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации;Выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от письменной или устной формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого, в т.ч. литературного, произведения;

Минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией.

Текст во втором значении, являющийся одним из аспектов текста в третьем значении (а именно, его «планом выражения»), служит отправной точкой всех филологических процедур. Его установление на основе критического изучения истории текста и отношений между его вариантами составляет задачу текстологии. Нередко под текстом понимается также любой речевой отрезок - от отдельной морфемы до литературы в целом, однако такое употребление размывает специфику понятия и ведет к нечеткости исследовательских результатов.

Текст в третьем значении («сообщение», «целый текст», «речевое произведение») - предмет особого раздела филологии, «теории целого текста», или лингвистики текста. В отличие от своих частей, или фрагментов текст, так понимаемый текст обладает известной самостоятельностью существования и специфической организацией, которая не исчерпывается организацией этих частей.

Внутренняя структура текста

Во внутренней структуре текста выделяются три группы явлений:

  1. Связи и отношения между входящими в текст предложениями;
  2. Система единиц, занимающих промежуточное положение между предложением и текстом - от сравнительно небольших, типа «сверхфразового единства» (характеризуемого единством смысла - «микротемы» - составляющих его предложений), до пространных частей, выделяемых уже по композиционно-функциональным признакам;
  3. Свойства, присущие именно тексту как целому.

Семантика целого текста

Семантика целого текста характеризуется прежде всего непосредственной соотнесенностью с реальной вне-языковой действительностью, ситуативной привязанностью и несводимостью общего смысла текста к значениям элементов текста. Взаимоотношения с отображаемой вне-текстовой ситуацией различны у текстов, композиция которых подчинена заданной (для некоторого жанра или класса текстов) схеме, и у текстов, единство которых создается посредством смыслового соотнесения частей внутри данного текста (связные тексты).

Первые понятны при условии предварительного знания типовой (для определенного жанра или класса текста) ситуации, вторые, наоборот, позволяют «реконструировать» ситуацию по самому тексту. Организации художественного литературного текста присуща особая сложность и полифункциональность, в нем активно используются те аспекты и ярусы структуры, которые в других видах речевой коммуникации остаются ненагруженными, иррелевантными. В результате структура художественного текста приобретает многослойность со специфическими неиерархическими соотношениями между слоями.

Единство текста

Единство текста конституируется прежде всего автором. Границы текста могут при этом задаваться как изменением коммуникативной ситуации, так и внутритекстовыми элементами (заглавия, особые формулы начала и конца текста). Введение в текст промежуточных пограничных знаков (красные строки, внутренние заголовки, нумерация глав) позволяет получать различные коммуникативно-экспрессивные эффекты, в зависимости от соотношения выделяемых этими знаками сегментов текста с частями его внутренней смысловой структуры.

Будучи созданным, текст вступает в сложные отношения со своими возможными читателями (слушателями) и с другими текстами, функционирующими в данном обществе («диалогические отношения», по М.М.Бахтину). Это включение во «внетекстовые структуры» (термин Ю.М.Лотмана) влияет и на объективный смысл, приобретаемый текстом в конкретных условиях его восприятия (и в рамках данной культуры в целом), и на процессы комбинирования отдельных текстов в более сложные единицы коммуникации, такие, как циклы, тематические подборки.

Слово текст произошло от латинского textus, что в переводе означает - ткань, сплетение.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта