Главная » 3 Как собирать » Почему александр македонский не смог осуществить план. Почему Александар Македонский смог победить Персидскую державу? Персидские земли после завоевания

Почему александр македонский не смог осуществить план. Почему Александар Македонский смог победить Персидскую державу? Персидские земли после завоевания

Великий полководец античности Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) вступил на престол 20‑летним юношей. Его отец Филипп II лишил греческие полисы независимости и подчинил их Македонии (см. Древняя Греция).

Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием Фрагмент мозаики из Помпеи. Ок. 100 г. до н. э.

Походы Александра Македонского. Карта.

Укрепить свою власть над греческими городами, беспрерывно восстававшими и стремившимися освободиться от македонской гегемонии, Александр смог к 334 г. до н. э. После тщательной подготовки (сюда вошло и создание хорошо вооруженного, боеспособного и преданного войска) начал поход против персов, империя которых к этому времени стала распадаться. Первоначальной его целью был захват Малой Азии. Разгромив персидские войска у речки Граник, Александр освободил греческие города, завоевал западную часть Малой Азии, покорил Сарды, столицу Лидийского царства, где находилась резиденция персидских сатрапов. Вторично Александр разбил персов в 333 г. в сражении при Иссе, причем в плен к победителям попали мать, жена и дочери царя Дария III. После этого планы Александра изменились, и он стал претендовать на завоевание всего Персидского царства. Бо́льшая часть городов Финикии и Палестины перешли на сторону Александра, только город Тир, расположенный на небольшом прибрежном острове, оказал сопротивление и после тяжелой шестимесячной осады был взят и разрушен до основания, а жители перебиты или проданы в рабство. После взятия Тира Египет добровольно перешел на сторону Александра. Находясь в Египте, Александр покровительствовал египетским жрецам и вельможам, уважительно относился к египетским богам. Благодарные египетские жрецы объявили Александра сыном своего верховного бога Амона. В одном из местечек на берегу Средиземного моря Александр основал новый город и назвал его в свою честь Александрией (332 г. до н. э.). Впоследствии этот город станет столицей Египетского царства.

Закончив дела в Египте и дав отдохнуть войску, Александр продолжил свой завоевательный поход против персидского царя. В 331 г. до н. э. состоялась решительная битва в северной Месопотамии, около деревни Гавгамелы, в которой Александр Македонский с большим трудом одолел сопротивление персов и одержал победу. Развивая свой успех, он быстро прошел Месопотамию и захватил ее главный город Вавилон. Затем армия Александра вторглась на территорию персов, разрушила города Сузы и Персеполь, одну из резиденций персидских царей, где хранились их несметные богатства.

После разрушения Персеполя войско Александра овладело столицей области Мидии Экбатаны, где находился персидский царь Дарий III, при приближении македонян бежавший на восток. После убийства Дария III Александр Македонский продолжал завоевание восточных провинций Персии, в частности Средней Азии. Здесь ему пришлось преодолеть упорное сопротивление свободолюбивых местных племен, особенно жителей Согдианы и Бактрии, во главе которых стоял талантливый организатор Спитамен. Около трех лет ушло у Александра на покорение Средней Азии и Бактрии. Стремясь здесь укрепиться, он привлекал на свою сторону местную знать, строил города греческого типа, называя их Александриями. Во время завоевания Средней Азии среди командного состава армии возникло недовольство политикой Александра. Гордая македонская знать не желала делить власть с персами в делах управления. К тому же восточные обычаи коленопреклонения, вводимые Александром при своем дворе, низводили ее до положения слуг царя. Против Александра возникают заговоры, однако они были раскрыты, а их участники казнены. Стабилизировав положение в Средней Азии, Александр предпринял походы в Северо-Западную Индию (современный Пенджаб), надеясь дойти до берега Мирового океана. Однако измученная в боях македонская армия взбунтовалась, и Александр был вынужден прекратить дальнейшее движение на Восток. В конце 325 г. до н. э. он вернулся в город Вавилон, ставший столицей его огромного государства, простиравшегося от Балканской Греции и Македонии до границ Индии.

После окончания военной кампании Александр стремится к укреплению своего огромного и разноязычного государства. Он пытается объединить завоевателей - греков и македонцев с местной знатью, проводя политику «слияния» и «примирения». С этой целью Александр поощряет браки своих командиров и воинов с местными девушками, привлекает местную аристократию к управлению, вводит среди македонцев обычаи персидского двора. Себя Александр объявляет сыном бога. Повсюду он основывает города греческого типа, население которых составляют как греки и македонцы, так и местные жители. Александр активизирует торговые отношения, перечеканивает в монеты золото и серебро, лежавшие мертвым грузом в подвалах персидских царей, заботится о безопасности торговых путей. Однако ему не удалось закончить работу по сплочению своей огромной державы. Летом 323 г. до н. э. великий завоеватель умер в возрасте 33 лет. После его смерти вспыхнули восстания и империя, созданная в результате завоевания, распалась на несколько крупных государств (см.

Плутарх. Александр

IV .. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: буду­чи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по воз­расту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хвастав­шийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому,

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 201

не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических по­этов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к ку­лачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы пер­сидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о са­мом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не толь­ко отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 163-164, 165. Полученную информацию учитель может дополнить дополни­тельным материалом.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?» (Сочинение рассчитано на 20 минут, учебниками и записями учениками разрешено поль­зоваться.)

С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говоря­щего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.

- Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)

        Подведение итогов урока

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с ис­торической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их дея­тельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети долж­ны учиться давать характеристику и оценку деятельности участни­ков исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они под­ходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оце­ните их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, кото­рая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет­ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис- тоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате пере­численных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправ­ления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хо­тели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер­сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

      Изучение новой темы

План,

        Победы войска Александра Македонского.

        Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

Вспомните, как располагаются на карте части света.


    Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

    Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

    В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

    В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

    Какие важнейшие города были основаны Александром Ма­кедонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

    Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и кон­ницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораб­лей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземно­го моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сат­рапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро­лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши­тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани­ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру­копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко­лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас­терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

    Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

    Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

    Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

    Какие новые черты характера появились в Александре Ма­кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

    Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек­сандрию, на о. Фарос.)

    Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

    Закрепление изученного материала

    1. Беседа по вопросам .

    Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо­мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль­татах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко­рить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

      Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

    Подведение итогов урока

Вариант урока 47. Поход Александра Македонского на Восток (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на две группы: «персы» и «греки». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолю­тизма, который был реализован в их стране. При этом они должны исходить не из позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок IV в. до н. э. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.

Персия

Греция

Государственный строй

Деспотия

Города-полисы

Экономика

Экономическая жизнь пол­ностью подчинена царю

Общество землевла­дельцев

Регулярная

Ополчение граждан

Зороастризм

Политеизм


II. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай­ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде­лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи­телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем­ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек­сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве­ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь­ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид­ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль­но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

      Подготовка устного ответа по карточке № 38.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой­но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та­лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

      Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч­ках). Тест 13 .

      Работа с классом. Решение задачи.

    Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке­донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро­ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

      Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле­ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

    Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

  1. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко « Обществознание» 9 класс - М.: ...
  2. Учебники по дисциплине «физическая культура»

    Учебники

    Работу с помощью нового учебника в школе и дома. Учебник написан в соответствии с... .... Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник Виленский Михаил Издательство: Просвещение Серия... Основной раздел книги - поурочные разработки , которые соответствуют реальному ходу...

  3. Поурочное планирование уроков музыки в первом классе четырехлетней начальной школы

    Урок

    Который был предложен в «Поурочных разработках . 1 класс» по предмету... 52 См. Уроки в начальной школе. Поурочные разработки . 1 класс. Музыка. – М., Начальная... . Поурочные разработки . 1 класс. – М.,2002. С.123. 68 См.: Фонохрестоматия к учебнику -тетради...

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

  1. Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?
  2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?
  3. Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.
  4. Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Почему Греция потеряла независимость?

Для этого вспомни:

— Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

— Почему греки жили недружно и воевали между собой?

— Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет-ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис-тояших. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

2. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

3. Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

IV. Изучение новой темы

План

1) Победы войска Александра Македонского.

2) Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы .

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206 Михайловского).

— Вспомните, как располагаются на карте части света.

— Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

— Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

— В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

— В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

— Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

— Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 000 всадников и 20 000 греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем-нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

4. Беседа по прочитанному.

— Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

— Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

— Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

— Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

— Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос.)

— Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознательных: как могли 40 000 македонцев разгромить 200 000 персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом — покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, — в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого — не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына — Александр и Геракл — еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет — и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», — он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138-139.

Почему Александр Македонский разрушил Персеполь

И через две с половиной тысячи лет руины Персеполя напоминают нам о той поре, когда мировая империя персов простиралась от Дуная до Инда и от центральноазиатских степей до Нила. Придя к власти, Дарий повелел (около 515 года до нашей эры) заложить на плоскогорье Марв-Дашт новую столицу Персеполь специально для проведения царских церемоний. Город строился примерно в восьмидесяти километрах от Шираза в самом сердце Фарса (античной Парсы) - и призван был стать олицетворением баснословного богатства Древней Персии.

Почти шестьдесят лет трудились вавилонские кирпичники и ионийские каменотесы, мидийские и египетские мастера над строительством Персеполя, на два столетия ставшего воплощенным в камне символом империи Ахеменидов. Этот огромный город занимал площадь почти сто двадцать пять тысяч квадратных метров и был окружен неприступной городской стеной, ворота которой охраняли изваяния крылатых быков. В городе располагались дворцы, гаремы, конюшни, казармы и гигантская сокровищница. Все постройки царской резиденции возвышались на насыпной террасе, к которой вела широкая открытая лестница.

Каменные и дворцовые постройки Дария имеют в плане квадрат; все здания заложены по единой прямоугольной системе координат и связаны между собой открытыми площадками и воротами. Дворцы Дария и Ксеркса , тронный зал, своды которого поддерживались сотней громадных колонн, главные ворота и сокровищница принадлежат к числу самых впечатляющих памятников Персеполя, который, хотя и в руинах, но дошел до наших дней, пережив все крутые повороты в истории. Тронный зал (ападана) - одно из самых роскошных строений Персеполя; надписи, сообщающие о его создании, выполнены из золота и серебра. Символами величия, безграничной власти и сказочного богатства Персидской державы были великолепные «врата всех стран», которые также называли пропилеями Ксеркса . Это сооружение состояло из четырех колонн и было украшено фигурами двуглавых быков и сказочных существ, над головами которых было написано на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках о том, что эти ворота построены великими царями Дарием I и Ксерксом I. В центре возведены не менее величественные «ворота царей», на великолепных барельефах которых изображена схватка львов (лев в Персии - символ праведной власти) и быков (символ зла и неправды).

Широкая улица между двумя высокими глухими стенами вела к Военным воротам (которые так и не были никогда достроены), открывающим вход на Военную площадь, где находится зал, крышу которого поддерживали тридцать две деревянные колонны, поставленные на круглых каменных основаниях.

Одна из самых совершенных построек Персеполя - резиденция Дария Таштара ; из-за до блеска отполированных камней ее часто называют «зеркальным дворцом». Дарий правил страной тридцать шесть лет и считал себя владыкой мира, «царем царей». На одном из пилонов городских ворот он повелел изобразить самого себя: царь убивает страшное сказочное чудовище с головой льва и хвостом скорпиона - воплощение зла. Продолжатель славы Дария Ксеркс был наследником его власти и богатств и также довольно успешно вел завоевательные походы. В 480 году до нашей эры он захватил Афины и разрушил Акрополь. В богатом и славном Персеполе широко праздновали эту очередную победу персов, не подозревая, что у истории долгая память и посеявший ветер пожнет бурю.

Через сто пятьдесят лет, в 330 году до нашей эры, великий полководец Александр Македонский, завоевав Персеполь, сжег дотла эту побежденную столицу Персидского царства. Это была месть за некогда разрушенный войсками персов афинский Акрополь. Остатки величественных зданий, колонны и каменные изваяния, говорящие о «вечной» славе персидских царей, были погребены под сотнями тонн золы и пепла и лишь благодаря этому сохранились до наших дней.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему вавилонский царь Навуходоносор II покончил с Иудейским царством и разрушил Иерусалим? Захватив Иерусалим в 597 году до нашей эры, вавилонский царь Навуходоносор II не ликвидировал Иудейское царство, а ограничился тем, что посадил на престол нового царя – Седекию,

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ПУТЕШЕСТВЕННИК-ПОЛКОВОДЕЦ (Александр Македонский) Александра Македонского прославили его победоносные сражения и завоевания. В то же время он был крупнейшим землепроходцем древности. Его военные предприятия широко развернули для греков границы ойкумены.Став после

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н.э.) царь Македонии, полководец Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ Царь Македонии в 336-323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. Умер 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана; 2) Статира.По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый смысл: неистовый и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Александр Македонский и Роксана 327 год до нашей эрыАлександр Македонский - один из величайших в истории правителей и завоевателей - женился, в отличие от многих его современников, по большой любви. Причем женился не по греческому, а по персидскому обычаю. На пленнице

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец 141 * Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно. Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут., 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец41* Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут.-94, 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его наставник

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Александр МАКЕДОНСКИЙ (356–323 до н.э.) царь Македонии Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы. (По Плутарху.) * *

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Плутарх. «Александр», 40) (128, с.143) Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и

За несколько десятилетий до похода Александра расстановка сил в Греции и Персии поменялась. Ахеменидская империя слабела, но оставалась крупной военной державой и продолжала контролировать греческие государства в Малой Азии. Македония в результате усилий энергичных царей и, особенно, Филиппа II из второстепенного отсталого царства стала сильнейшим государством на Балканах.

Навязанный грекам в 386 году до н.э. «Царский мир» стал крупным национальным унижением и вызвал ненависть к персам. Он возвращал малоазийских греков под властью Персии, а сам Артаксеркс II становился арбитром в межполисных взаимоотношениях.

В IV веке до н.э. цари Персии вернули под свой контроль греческие города Малой Азии и вмешивались во внутренние дела Балканской Греции. В Греции стали популярны идеи противопоставления греков и варваров (представителей других народов) и панэллинизма – политического объединения Эллады. Высказывались идеи общегреческого военного похода против Персии. В 380-е годы до н.э. идею похода выдвинул оратор Исократ. В разные годы он видел разные государства в роли лидеров похода, остановившись, в итоге, на Филиппе II. Ксенофонт в «Киропедии» писал, что современные персы стали слабыми и призывал к походу против них.

В 340-е годы до н.э. про-македонские греки смотрели на Филиппа как на нового лидера всей Греции. В 340-е годы до н.э. он расширил владения Македонии и покорял земли в районе Геллеспонта. Это вызывало недовольство Персии. В 340 году до н.э. малоазийские сатрапы послали в греческий город Перинф наемников, деньги, продовольствие и оружие и тем самым помешали Филиппу его захватить.

После Херонейской битвы Филипп II создал общегреческий Коринфский союз и провозгласил его целью поход против Персии. Через год македонский корпус военачальника Пармениона вступил в Малую Азию. Целью было провозглашено освобождение греков Малой Азии. После трагической гибели Филиппа II корпус был отозван.

Вторжение Александра Македонского в Персидскую империю

В 334 году до н.э. Александр Македонский высадился в Малой Азии с армией. Около Геллеспонта на реке Граник он одержал первую победу над персами. Фригия и Лидия сдались Александру без боя. После этого он двинулся вдоль малоазийского побережья, чтобы лишить персов портов в Эгейском море. Греческие города переходили на его сторону. Штурмовать пришлось только Милет и Галикарнасс. В освобожденных греческих полисах он устанавливал демократическую форму правления.

В 333 году до н.э. Александр закончил покорение Малой Азии и вступил в Киликию. Там его встретил со своей армией царь Персии Дарий III. Александр разгромил его в битве при Иссе.

После победы в Киликии Александр двинулся в Сирию. Ему без боя сдались Дамаск и большинство финикийских городов. После напряженной осады македоняне взяли крупнейших город финикийцев Тир и арабскую Газу. Александр создал сильный флот из кораблей киприотов и финикийцев.

В 332 году до н.э. армия македонян вступила в Египет. Сатрап этой страны сдался без боя. В Египте Александр был коронован двойной короной по местным обычаям и провозглашен фараоном. Его называли сыном бога Амона. На побережья Средиземного моря царь заложил город Александрию.

Через год Александр с войском вернулся Сирию. Осенью он встретился с новой армией Дария III при Гавгамелах. Македоняне вновь одержали победу. Дарий II удалился в Мидию I с остатками войск. Сатрап Вавилонии без боя сдал македонянам ее столицу. После вступления в Вавилон Александр занял Элам и Персиду.

В 330 году до н.э. завоеватель продолжил преследовать Дария, который из Мидии отступил в Восточный Иран. Царь Персии собирал новое войско из восточных провинций. Сатрап Бактрии Бесс убил Дария III и назвал себя следующим царем под тронным именем Артаксеркса. В 329 году до н.э. Александр занял Бактрию и казнил взятого в плен Бесса. Бактрия и Согдиана были подчинены к 327 году до н.э.

Политика Александра в Персии

Александр старался создать империю, где сохранились персидские традиции. Он сделал столицей Вавилон. Вернувшись из восточного похода, царь взял в жены дочерей Дария III и Артаксеркса III. Александр организовывал браки своих соратников с персиянками из знатных родов. За год до смерти в Сузах он устроил грандиозную свадьбу греко-македонской элиты с дочерями персидских семей.

Македонский завоеватель привлекал к своему двору знатных персов. После Гавгамел сатрап Вавилонии Мазей сдал столицу наместничества без боя. Александр сохранил за ним этот пост. Судьба Мазея стала примером для других персов. Позже царь Македонии с почетом встретил Ариобарзана, который до конца сохранял верность Дарию III и отказался присоединиться к Бессу, когда тот сверг царя.

Персидские земли после завоевания

Поход Александра изменил историю региона. На смену Ахеменидской империи пришли несколько государств, основанных соратниками царя. Селевкидская империя с центром в Вавилоне унаследовала часть традиций Персидской империи. В этом государстве существовало деление на сатрапии, которые территориально отличались от персидских. Вавилония, центр Ахеменидской империи, стала центром нового государства завоевателей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта