Главная » 3 Как собирать » Практикум по дыхательным психотехникам. Дыхательные психотехники - шаг за горизонт Дыхательные психотехники

Практикум по дыхательным психотехникам. Дыхательные психотехники - шаг за горизонт Дыхательные психотехники

Дыхательные психотехники

Ребефинг.

"..Я освободил себя от многих "смертельных убеждений",

родовых травм и стереотипов моей семьи прежде,

чем научился дышать осознанно. Мое открытие

Ребефинга можно было бы назвать духовной случайностью,

но более точно - это был ряд специальных подарков

от Бога, непрерывно происходивших в течение

14-лет моей жизни, начиная с 1962 по 1975."

Л.Орр

Ребефинг (Rebirthing) был создан Леонардом Орром и положил начало техникам, которые в последствии были названы - дыхательными психотехниками и еще позднее интегративными психотехниками или психотехнологиями. Эти психотехники активно применяются в трансперсональной психологии, а так же семинарах (тренингах) личностного роста

В 1962 году Леонард Орр находясь долго в горячей воде, пережил состояние, которое распознал, как повторное проживание своего рождения. Это переживание дало ему заметное улучшение психического состояния. Он начал экспериментировать с собой на базе этого переживания и причин его вызвавших, и понял, что его рождение было для него глубокой психической травмой, которая присутствовала в сознании и являлась корнем его страданий.

Переживание заново этой травмы имело сильнейший исцеляющий эффект и тем самым позволило ему чувствовать себя более счастливым, более эффективным и коммуникабельным. Позже, Л.Орр обнаружил, что получить этот глубокий исцеляющий эффект позволяет именно сам процесс дыхания.

Эту технику дыхания он назвал ребефинг (второе рождение) и благодаря ему, ребефинг вышел из воды наружу и стал быстро распространяться по всему миру, уже как дыхательная техника. Связное дыхание без пауз, лежащее в основе ребефинга, легло в основу таких более поздних дыхательных психотехнологий, как вайвейшен, холотропное дыхание, свободное дыхание и нашло активное применение в методах транспесональной психологии, различных тренингах и семинарах личностного роста для быстрого погружения в измененные состояния сознания.

По мнению Леонарда Орра, жизнь любого человека начинается с родовой травмы. При этом «родовой травмой» можно считаются все события, которые переживает ребенок, в процессе родов. А родовой процесс начинается с момента зачатия и заканчивается моментом появления на свет и прикосновением к материнской груди.

Именно Орр придумал, как используя технику ребефинга пережить заново травму рождения, переосмыслить и изменить отношение к ней. В настоящее время, результате использования ребефинга, можно изменить психологический фон жизни человека, состояние здоровья, течение жизни.

Ребефинг успешно применяется для устранения негативных последствий родовой травмы и активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном. Кроме того для повторного проживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса, психологических проблем, психосоматических заболеваний. Во время процесса ребефинга активизируются подавленные когда-то в прошлом эмоциональные реакции на происходящее. И повторное проживание этих реакций приводит к высвобождению подавленных эмоций и возможности их дальнейшей интеграции.

Таким образом, одной из целей ребефинга является освобождение подавленных воспоминаний и изменение отношения к ним на позитивное.

Леонард Орр, развивая и исследуя процесс ребефинга, выявил несколько главных травм в жизни человека, разрешение которых, также стало целью ребефинга:

травма рождения,

синдром родительского неодобрения,

бессознательное стремление к смерти,

карма прошлых жизней.

Вайвейшен – (от лат. vivo - жить), метод, основателем которого является Джим Ленард и Фил Лаут. Джим Он ввел понятие интеграции и основного движения интегративного ребёфинга. В отличии от ребефинга, по мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение энергетических блоков и снятие травм, но и определенные методы работы с переживаниями, происходящими в теле. Таким образом, в этой технике уделяется внимание к ощущениям тела в данный момент, прочувствованию процесса жизни и ее празднованию.

Интеграция (целый) – понятие, введенное в ребёфинг Джимом Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания. Интеграция - слияние части с целым. При этом частью считается вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.), а целым –личность. В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция - это способность к целостному восприятию мира “здесь и сейчас” в каждое мгновение потока жизни. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания.

В любом дыхательном процессе важно расслаблять тело и довериться процессу. То есть поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо дышащему в данный момент. Поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам.

Личностное развитие – это величайшее увлечение в мире
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон – от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)


Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:
· использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания
· самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).


Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
· в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
· без паузы между вдохом и выдохом;
· с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.
Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.
С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:
1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.
2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.
3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?
Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

В настоящее время наблюдается наплыв "психологических технологий", которые используются в индивидуальной и групповой формах психотерапевтической работы с клиентами. Это NLP, психосинтез, дианетика, психодрама, гештальттерапия, позитивная психотерапия, дыхательные практики, йога и т. д. Немалое место среди них занимают такие, в которых используются расширенные состояния сознания, например, дыхательные практики. Данная статья посвящена обзору психотехник, которые В.Козлов обозначил как интенсивные интегративные психотехнологии.

К ним относятся техники, использующие осознанное связное дыхание: ребефинг, холотропное дыхание и пр. После выхода в свет книг Станислава Грофа многие пробуют самостоятельно проводить дыхательные практики. Это приводит к тому, что люди путают холотропное дыхание с кислородным отравлением. Использование интенсивных технологий без обучения может приводить к негативным последствиям. Поэтому я надеюсь, что эта статья поможет людям разобраться, с чем именно они экспериментируют в области дыхательных практик.

Дыхательные практики бывают различных типов. Среди техник, использующих расширенные и измененные состояния сознания, условно можно выделить два основных подхода: трансцендентный и интегративный. Трансцендентный подход (от латинского transcendere - выходить за пределы) принимает материальный мир как иллюзорный. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь иллюзию к Реальности. Благодаря этому, многие, практикующие дыхательные практики, йогу, медитации и т. д. используют эти методы как средство ухода от трудностей мира материальных объектов в мир собственных фантазий.

Кроме того, трансцендентные пути трансформации и развития могут быть небезопасными, как и неправильное применение дыхательных практик. Чтобы избежать всех этих неприятностей необходим постоянный контакт с опытным наставником. Так, во время занятия дыхательной практикой учитель будет следить за правильностью выполнения всех процессов. Для получения заметных результатов на пути трансценденции требуются месяцы и годы регулярных занятий, желательно частичное или временное ограничение взаимодействия с внешним миром. Поэтому на протяжении всей истории человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши, чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни.

Интегративный подход (от латинского integratio - восстановление, integer - целое) принимает тотальную реальность материального мира объективной и предлагает не бороться с материальным миром, порождая фрагментарность сознания, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания. Он также использует различные дыхательные практики. Причем дыхательные практики используются различной направленности. Усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. Интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира.

Применение интенсивных интегративных психотехнологий в практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими предпосылками:

Уплотнение событийной канвы жизни требует в социальной работе психотехник, которые соответствуют "духу времени", обладают высокой эффективностью и быстротой действия;

Интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека;

Интегративные психотехнологии обладают высокой мерой свободы клиента - любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, могут применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста (исключением является Холотропное дыхание);

Интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению творческого потенциала человека, его личностной самоактуализации.

Во всем многообразии дыхательных психотехник можно выделить пять основных направлений:

Ребефинг (основатель - Леонард Орр);

Вайвейшн (основатели - Джим Ленард и Фил Лаут);

Холотропное дыхание (основатель - Станислав Гроф);

LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели - Сандра Рэй и Боб Мандел);

Свободное дыхание (Сергей Всехсвятский).

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга это:

Научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух;

Разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

В ребефинге особое внимание уделяется следующим аспектам:

а) высвобождению дыхания, высвобождению энергии;

б) проработке 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфических негативных идей ("Жизнь плоха", "Мир жесток, в нем царит закон джунглей" и т. д.),

Неосознанного стремления к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепции "Мысли творят реальность". Мысли типа "Я не могу...", "Это не для меня..." и т. п. сужают сферу возможных решений и ограничивают жизнь. Цель этого аспекта ребефинга - переделать все минусы в плюсы.

Ребефинг имеет яркий духовный оттенок и является частью более широкой системы, которую Л.Орр называл йогой вечной жизни. Система включает 9 основных принципов: очищение Водой, Огнем, Воздухом, Землей, Карма-йогу, Мантра-йогу, Любовь, Милость и Уважение.

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: "сухой", "водный" и др. Форма взаимодействия с клиентом - индивидуальная.

Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT)

LRT - тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных тренингов, работу с аффирмациями (глубинными утверждениями). Акцент делается на концепции "Мысли творят реальность".

Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить "негативные мысли" и начать улучшать качество отношения к себе, своему телу, родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. "Отношения - это все" (Сандра Рэй).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода - интегративный ребефинг. В ребефинге Л.Орра существовало понятие "высвобождения", и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, которые позволяют быстро и эффективно прийти к интеграции. Этими элементами являются:

Циклическое дыхание

Полное расслабление

Детальное осознание

Интеграция в экстаз

Делай то, что ты делаешь, желания достаточно.

Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является подавленная, вытесненная структура (конфликт, стресс, табуированное желание и т. д.). В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Джим Ленард считает, что сам процесс интеграции экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции:

- "сухой" вайвейшн;

- "водный" вайвейшн;

- "амбулаторный" - закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Вайвейшн - скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. Целью вайвейшн является не изменение реальности, не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с реальностью этой.

Холотропное дыхание

Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч. holos - целое и trepein - движущийся в определенном направлении). Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Специально подобранная музыка, которая создает "несущую волну" и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности - рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Форма работы в основном групповая.

Холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. В этих состояниях психика проявляет спонтанную целительскую деятельность.

Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, или в отношении каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь человека.

Проявляющиеся симптомы отражают усилия организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить сое функционирование. Одновременно это поиск своей собственной сущности и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. Это спонтанная терапевтическая активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Холотропное дыхание активизирует бессознательное, высвобождает энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах и переводит статическое равновесие этой энергии в поток опыта. При правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблемы, психосоматическое излечение и эволюция сознания.

Свободное дыхание

Свободное дыхание - более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. Это техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов.

Свободное дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного. Эта техника запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности и обеспечивает готовность решать проблемы.

На технологическом уровне Свободное дыхание выражается в 5 элементах, два из которых аналогичны соответствующим в вайвейшн, три других отличаются по смыслу и содержанию. Этими элементами являются:

Полное расслабление.

Связное дыхание.

Объемное внимание.

Гибкость контекста.

Активное доверие.

Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание - системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. В рамках Свободного дыхания разработаны различные форматы работы: "сухой" и"водный" процессы, процессы с зеркалом и глаза в глаза, контекстуальные процессы, направленные на решение определенного круга проблем.

Интенсивные интегративные психотехнологии - открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких, как ребефинг, свободное дыхание, вайвейшн, холотропное дыхание, а также различных других методов интеграции сознания.

В завершение обзора мне бы хотелось коснуться истории появления дыхательных психотехник на территории бывшего СССР. Техники осознанного связного дыхания вошли в арсенал современной практической психологии в 70-х годах, а к нам они попали лишь в конце 80-х. В сентябре 1988 г. Советский Союз посетила Сандра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. Весной 1989 г. при содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав и Кристина Гроф приехали в Москву. Они прочитали несколько лекций по трансперсональной психологии и провели семинар по Холотропному дыханию для медиков-профессионалов.

В настоящее время существует 3 авторитетные обучающие программы дыхательным психотехникам: Московский Трансперсональный Институт проводит обучающие семинары по Холотропному Дыханию и трансперсональной психологии (директор - Владимир Майков); МАСД (Международная Ассоциация Свободного Дыхания) проводит семинары по ребефингу, вайвейшн и Свободному дыханию (координатор - Сергей Всехсвятский); и профессиональный тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям "Инсайт" Владимира Козлова в Ярославле.

С 1996 года в Харькове тренинги по интенсивным интегративным психотехнологиям (ребефинг, вайвейшн, Холотропное дыхание, Свободное дыхание) проводит Трансперсональный Клуб. Тренинги проводят инструктора, прошедшие обучение в Московском институте Трансперсональной психологии. Кроме того Трансперсональный Клуб предлагает тренинги с использованием телесно-ориентированных, танцевально-двигательных и шаманских психотехник, медитативных и тантрических практик; трансовые и медитативные дискотеки, художественные выставки, концерты, перфомансы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта