Главная » 3 Как собирать » Русско-индейская война в русской америке. Русско-индейская война на Аляске (9 фото)

Русско-индейская война в русской америке. Русско-индейская война на Аляске (9 фото)

Ещё об

Завсегда везде ништяк
Путешествие лакоты из Переславля в Можайск, или О чем думает индеец, глядя на Россию из окна «Нивы»

Однажды в детстве Ванбли Глежка Токахе пошел с отцом собирать вишню. Залезли на холм и увидели, как большой орел поймал зайца. Они боролись на земле, и Ванбли не понял, что происходит. Отец сказал, что орел собирается убить зайца. «Если ты вынужден убивать, чтобы жить, ты не пойдешь в ад», - добавил отец.


Ванбли Глежка Токахе


Когда Ванбли вырос, он присоединился к банде в Лос-Анджелесе и старался жить, как орел. Дрался, делал плохие вещи и думал, что это правильно. А потом, послушав бабушку, вспомнил, что значит его имя, и единственный в своей семье вернулся к традициям. Сейчас он живет в Ярославской области и уверен, что у местных в генах есть что-то от настоящих индейцев. Дмитров. За рулем вишневой «Нивы» сидит грузный пожилой человек в широченной черной футболке, вытянутых штанах, босой, на его шее болтается амулет - бусы, ракушки и кусочек дубленой кожи. Из-за спины на плечо перекинута растрепанная коса. Взгляд оценивающий и скрытный.

Все, что я знала о нем, ожидая, пока он доедет из Переславля-Залесского, где живет, до места нашей встречи: он индеец. Фермер или что-то вроде того, музыкант или около того, духовное лицо или почти что вождь.

Привокзальная площадь города Дмитрова неприютная и пустая, глазу не за что зацепиться. Только мемориальная табличка на здании вокзала сообщает, что в войну здесь сражался бронепоезд и погибла смена железнодорожников. Тут нет ответа на вопрос, что делает индеец в русской глубинке.

Индеец жмет педаль газа босой ногой, в замке зажигания болтаются ключи с брелоком в национальной стилистике. Кроме него в машине русская жена Наташа и годовалая дочь Винона. Машина берет курс на Можайск - они едут туда, чтобы сделать ему регистрацию в ФМС. Он гражданин США и не говорит по-русски.

Я надеюсь, все пройдет гладко. Я хочу, чтобы все это быстрее было! - нервничает Наташа. - Потому что они нас замучили, все эти службы. Каждые полгода выезжать из страны и каждые три месяца регистрироваться!

А нельзя получить визу на несколько лет?

Я мог бы, - растягивает английские слова индеец, - но я не могу сейчас ничего сделать из-за нее, - и он показывает пальцем на ребенка как на предмет. - Но вообще мы должны поехать туда. Ее, - он снова показывает на ребенка, - надо включить в мое племя. Современные индейцы должны проходить регистрацию.

Индейцы начинают рассказ издалека. Но чем дольше вы с нами, тем больше узнаете, - мотивирует Наташа.

Самое важное, - продолжает мужчина, - вам сначала надо узнать, кто я и что я. Большинство индейцев в наши дни превращается в самых обычных американцев. И нам это не нравится. Мое племя, мой народ, лакота, наиболее традиционны из всех. И мы стараемся бороться за то, чтобы сохранить все, что у нас есть. Мы не хотим ничего потерять.
***

Имя Ванбли Глежка Токахе переводится как «Лидирующий Пятнистый Орел». Он играет в индейской рок-группе «Эрроу Спейс», верит в индейского бога Вакан-Танка и принадлежит к племени лакота, которое Фенимор Купер называл сиу. Слово «сиу» лучше не произносить.

Мы не называем себя «сиу», мы говорим «лакота», - поправляет Фенимора Купера Ванбли.

- «Сиу» - это французское слово. Оно означает «грязный», - добавляет Наташа.

О, простите!

Стоит только индейцу вспомнить про Вакан-Танку, как «Нива» вывозит его на широкое поле, обрамленное пышными лесами. Перемигиваются золотые купола сельской церкви. Солнечные блики проникают в салон машины.

Когда лакота смотрит на деревья, - говорит индеец, - он видит родственников, семью. В английской логике это просто непонятно. Мой народ скажет: «Посмотри на этот народ деревьев, посмотри на всех этих родственников!» Если бы вы изучали мой язык, первая фраза, которую бы вы выучили, была бы «митакое оясин». Что означает «мы все родственники, мы все одной крови!» Не только люди, а вообще все, что есть на Земле: мы сотворены из одного. Лакота до сих пор мыслят таким образом.

Древесные родственники пробегают за окном машины.

Мои люди вынуждены жить в американском обществе. Американское общество - оно расистское. Когда ты цветной, как я, ты вынужден тусоваться вокруг людей с таким же цветом кожи. Мы выглядим как мексиканцы, это наша проблема. Когда они видят индейца, они думают: о, мексиканец!

А эти татуировки у вас на руках индейские?

Когда мне было пять лет, правительство переселило мою семью в Лос-Анджелес, в Калифорнию. Они поместили нас в плохой район, где жили черные, мексиканцы, бедняки. Так я и рос с этими бедными людьми, у них были банды, и у людей были татуировки, и мне пришлось там жить. Татуировки с того времени.

Вашу семью переселили насильно?

Они согласились поехать по какой-то государственной программе. Но их обманули! В итоге подростком я рос среди других культур.
***


Ванбли исполняет песню на фестивале «Кудыкина гора»


Люди говорят, роды были тяжелыми, и ребенок родился слабым. Но на церемонии духи дали ему имя Лидирующий Пятнистый Орел и велели матери не тревожиться: он выживет и станет традиционным лакотой.

Это не означает, что он будет богат, уточняет за духов Ванбли Глежка Токахе, управляя «Нивой» своей жены.

Мой народ не понимает ценности денег. Мы самые бедные люди в Америке, но не заботимся об этом. Мы живем духовной жизнью. Обо всем, что я делаю, я должен молиться. Должен ли я встретиться с вами, хорошо это или плохо для моего народа? Я предоставляю Вакан-Танке вести меня.

Позади сигналит огромный грузовик и обгоняет нашу «Ниву». Ее корпус нагревается на солнце, и становится жарко.

Я рос среди женщин. Вокруг меня были тети, бабушка, ее сестры. У меня большая семья, у меня пять сестер, два брата живы и еще три брата были, но сейчас их уже нет с нами. Мамины сестры любили музыку, у них было много пластинок, они танцевали под Элвиса Пресли, и от этого я начал понимать музыку белых людей, музыку вашичу.

Машина останавливается у заправки, Наташа выходит заплатить за бензин, но Ванбли даже не меняет позы.

Вашичу означает «рабовладелец», - заглядывает в машину Наташа, она уже заправила машину.

Наташа, где мои ботинки? - Ванбли вываливается из машины медленно, как большой медведь. И неторопливо направляется в туалет.

Вообще лакоты очень медленные, они все делают медленно, думают медленно, - говорит Наташа. - И он все время старается меня тормозить. Ну, я хочу побыстрее, потому что столько всего надо сделать, разве можно тянуть? А он говорит: «Вот потому-то вы и совершаете столько ошибок, вашичу, что не даете себе времени подумать!»

Он вернулся. Хлопает дверь.

Какой была бы Америка, если бы не пришли белые люди?

Он перекидывает косичку с вплетенной в нее замшей: - Может быть, выглядела бы как Россия.

Машина пробегает по изогнутому мостику. Мимо проносится огромная грузовая Scania.

Посмотрите на эти грузовики! - внезапно восторгается индеец. - У меня есть свой грузовик в Америке. И у меня есть права!

И правда, он похож на дальнобойщика, и грузовик подошел бы ему больше «Нивы».
***

Яхрома. Навстречу летит целый караван грузовиков, воздушный поток от которых качает маленькую «Ниву».

Россия напоминает мне, какими были США пятьдесят лет назад. Не в плохом смысле. У вас есть все современные вещи, и у вас много свободы. Правда, русские об этом не знают. Если ты родился и вырос в России, тебе кажется, что у тебя нет свободы. Но если бы ты вырос в Америке и переехал в Россию, ты бы увидел, что Россия более свободна. В Америке ничего нет.

Ну, это не так, в Америке есть демократия.

Есть поговорка: если вы хотите узнать правду об Америке, спросите индейца.

Тогда скажите, почему вы живете в России? Это не очень традиционно для традиционного индейца.

Я могу быть в любой точке мира. Я провожу индейские обряды тут, в России. Могу водить машину, но и на лошади могу ездить. Могу стрелять из оружия, а могу из лука. Я могу делать все, что делает американец, но я умею все, что должен уметь настоящий индеец.

А вы слышали «Песню о настоящем индейце»?

Которому везде ништяк? - радуется Наташа. - Нет, он не слышал!

Но это правда про ништяк, - соглашается Ванбли. - Индеец - бедный человек. Поэтому, куда бы индеец ни шел, он в конце концов тоже встречает таких же, как он, бедных людей, которые гостеприимны, встречают его хорошо, относятся к нему как к брату, и действительно ему везде ништяк. Если бы он был богатым, то все было бы по-другому.

Там слова такие, что если ему станет грустно, то он сядет, закурит трубку мира, посидит-подумает, что-нибудь придумает.

Да, я так и делаю!

А припев такой: «Эх, трава-травушка, травушка-муравушка»!

Да, у нас песни такие же!

И он поет ребенку, рыдающему на заднем сиденье от того, что в жаре этой машины никто не обращает на него внимания.

Моя дочь, - поет старый лакота, едущий в русской машине посреди полей и перелесков, - не печалься. Когда тебе плохо, посмотри на всю эту красоту, которую Вакан-Танка сотворил. И ты почувствуешь себя лучше.

От хриплого напева ребенок затихает и успокаивается. Ивы заботливо склоняются над дорогой. Мы проезжаем Абрамцево. Сиреневые, белые, желтые луга открываются со всех сторон. На них можно смотреть и смотреть, не отрывая глаз. Дорога, как ремень, перетягивает две половинки поля. Выцветшая георгиевская ленточка болтается на зеркале заднего вида.

Мы молимся через песню, песня - это молитва. И я вижу, что русские делают то же самое.

Ребенок снова плачет, но отцу уже не до него.

Но я начал замечать, что некоторые русские становятся как американцы. Если ты начинаешь жить как американец, твоя жизнь не так хороша, как кажется.
***

Клин. Ветер несет песок через дорогу сплошной стеной, и с размаху стена песка бьется прямо в зеленую стену завода слева от дороги.

Посмотрите, они меня все время обгоняют. А почему они так торопятся? Если они начнут жить медленнее, они не смогут платить за свои роскошные машины. Если ты хочешь жить как американец, тебе все время надо спешить. Чтобы выглядеть круто и всегда сиять. И это только кажется красивым, это ненормальная жизнь.

Вы считаете, что спешить - плохо?

Чем быстрее бежишь, тем быстрее умрешь. Это никогда не работает. Чем больше ты зарабатываешь, тем больше трат.

Не хочу вас огорчать, но здесь все то же самое.

Современный мир уничтожает землю. Они насилуют и ущемляют права, они забирают все от земли. Они выкачивают из недр нефть, и самое плохое - они забирают уголь. Сжигают, превращают это в ничто, и нет никакого способа поместить что-то назад, чтобы заполнить пустоты. Там просто дыра! И весь мир выглядит как яйцо, пустое изнутри. Сейчас в Америке происходит очень много провалов земли, под землей исчезают целые дома, дома и дороги.

Не хочу вас расстраивать, но здесь такое тоже случается.

Мы стоим в пробке и покрываемся седьмым потом, как индейцы, которые призывают духов в своем храме, похожем на баню по-черному. Идет ремонт дороги.

Что вы думаете о русских дорогах?

Как в резервации прям. Единственное, что в России мне не нравится. В Америке всегда можно объехать пробку, а в России - нет. В России все дороги ведут в центр.

Как вам эта машина?

Я бы назвал это индейской машиной: ничего лишнего.

Где-то впереди дорожная служба пропускает по единственной рабочей полосе то один, то другой поток машин. Воздух перегрелся и застыл. Только встречные фуры обдают нас ветром с примесью бензина и пыли.

Современный мир неправильно живет?

Он молчит с полминуты, будто вопрос должен попасть куда-то дальше его головы и оттуда же в его голову должен спуститься ответ. Пробка начинает двигаться. И, дождавшись движения, он кивает:

Да! Моему народу все это не нравится. Но в России у вас есть много прекрасной земли! Я живу в индейской резервации Роузбад в Южной Дакоте, и там много пустой земли, как у вас. Мой народ не любит современный стиль жизни. Но мы ничего не можем с этим сделать. Сейчас мы проехали мимо копов.

Мне нужно полсекунды, чтобы сообразить, что речь идет о полиции.

Если бы в Америке копы увидели меня за рулем, нас бы обязательно остановили! Только потому, что я выгляжу как индеец. Все, что касается нашей жизни и существования, все, что мы говорим, звучит так, как будто мы жалуемся. Но если ты не будешь говорить об этом, никто и не задумается.
***


Настоящему индейцу приходится понервничать, пока решается его судьба в России


В небе рождается надежда: редкие облака набегают, обещая дождь.

Люди забыли о том, что у нас есть на Земле. И как мы начали.

А как мы начали?

Когда мы были сотворены, всем людям был дан свой цвет, облик, язык, свои молитвы. И барабан - но немногие сохранили его. И искусство изображать то, что мы видим. Это были первые дары. К моему народу пришла женщина и принесла священные пути, по которым должны жить лакоты.

Скрижали?

У нас нет никаких скрижалей, мы и так знаем, что правильно, а что нет. Но она принесла нам способ поклонения и способ самовыражения. По легенде, мы были сотворены из камня, который произошел из ниоткуда. Этим камнем была Земля. И звезды дали камню воду. Женщина принесла нам священную трубку. И еще - семь священных добродетелей. Любить, уважать, учить, быть щедрым, молиться, танцевать и защищать женщин и детей. Мы открыли дьявола, когда вашичу пришли! Современный мир забирает у людей все больше добродетелей. Мы становимся такими же, как и все: у нас есть плохие индейцы, пьяницы, воры, женщины, которые изменяют мужчинам. Сто лет назад было стыдно изменять или брать что-то, что тебе не принадлежит. Но сейчас трудные времена, и мы проходим через все это. Я не пью и не курю. Я был во внешнем мире, играл рок-н-ролл, бывал в разных странах, и там были и женщины, наркотики, пьянки. Даже мой бас-гитарист и мой барабанщик пили. И мой гитарист умер от пьянок. Но на меня это никогда не влияло. Для меня музыка - это то, что Вакан-Танка дал мне, открыв дверь для меня в мир, куда я могу пойти.

Вы говорите, Вакан-Танка дал вам музыку, ну а кто-то может сказать: Вакан-Танка дал мне алкоголь, мне весело, и я хочу прожить жизнь так.

Он может так сказать! И он может так и сделать! Но если он лакота, он знает, что это неправильно. Мы знаем разницу между шича и ваштэ. В старые времена никто не курил марихуану, хотя она растет в Южной Дакоте, как сорняк. Белые люди привезли нам алкоголь.

Он беспокойно выглядывает из машины, потому что мы снова попали в пробку. Ждать тяжело, и на обочину рядом с нами втискивается машина, водитель которой не хочет ждать. Ванбли недовольно оглядывает ее и в конце концов кивает.

Если хочет, пусть едет… Алкоголь заставляет мужчин бить женщин. Я работал с этими мужчинами как консультант. Это не безнадежно. Человеческий разум может измениться в любую сторону.

Ребенок радостно взвизгивает.

У людей, которые бьют женщин, проблемы с гневом. Гнев мешает людям видеть разницу между тем, что хорошо и что плохо. Но когда ты работаешь с мужчинами, тебе нужно определить, где у них уровень стыда и где уровень любви. Я знаю мужчин, которые били женщин много лет, но однажды они перестали это делать.

Раз можно изменить это, почему тогда нельзя сделать так, чтобы люди перестали воевать?

Для этого есть священная трубка. Жаль, что я не захватил ее с собой. Скажи ей, что мы курим, - приказывает индеец русской жене.

Кору красной ивы. Точнее, не кору, а то, что под корой. Это лекарство, и это вовсе не марихуана. Это придумано, чтобы опорочить трубку мира. Это хиппи придумали, чтобы прикрыть свои пороки.

Должна вам сказать, Ванбли, что в «Песне о настоящем индейце» подразумевается марихуана.

О-о-о-о-о… - тянет он. - Священная трубка вовсе не для наркотиков. Южные и юго-западные племена используют пейот, слыхали? Лакота не делают этого. Для того чтобы получить видения, мне не нужны наркотики. Я - участник Солнечного танца.

Он оттягивает вниз ворот футболки и выставляет на обзор причудливые шрамы на груди.

Четыре дня в течение Солнечного танца мы не пьем воду и не едим, прокалываем кожу на груди, привязываемся к Священному дереву ремнями и молимся на холме. Не каждый выдержит такое: у тебя течет кровь, на тебя нападают москиты. Но когда ты не ешь и не пьешь в течение четырех дней, - он саркастически ухмыляется, - у тебя будут видения! Но видения, которые ты получишь таким образом, - это будут настоящие видения! Людей, помогающих тебе, духов и твоих предков, которые приходят тебе помочь. Это видения, которыми мы живем.

Наконец раскаленная пробка двинулась вперед. Над дорогой поднимается жаркое марево. Видимые края земли подернуты серым горизонтальным туманом.

Мир - это большая проблема, большая беда, - говорит индеец. - Потому что у всех есть ядерное оружие. Если мы хотим жить в безопасном мире, люди должны дружить друг с другом, иметь больше информации. Это то, что может изменить мир.
***

Руза. Проехав по улице Социалистической, мы сворачиваем на улицу Солнцева и двигаемся под уклон, к горизонту, от которого поднимаются тонкие кривые елочки.

Я встречал русских женщин. Не только ее, - он показывает за спину на Наташу. - И у них есть мораль, хорошие ценности. У меня есть другие дети. Но я раньше не знал, что женщина может пить, изменять, разозлиться и уйти к другому. Американцы могут все порвать за секунду. Когда я жил в индейской резервации, я думал, все женщины такие, как моя мама. Потом я поехал в Калифорнию, и у меня разбилось сердце, когда я узнал, что женщины могут делать разные вещи. Я был в шоке, когда узнал, что женщина может тебя бросить. И они делают это в Америке!

Должна вас расстроить, они делают это везде.

Да? И здесь тоже?

Да, но не все.

Женщина должна зависеть от мужчины. Мужчина должен предоставлять ей все вещи, как мужчина! И если не так, то женщины уйдут! Я видел русских мужчин, которые такие же, как американцы: выскакивают в солнечных очках из машины, и все их манеры - американские! Я могу читать весь их характер, глядя на них! Поэтому я вижу, как Россия разваливается изнутри, как она постепенно превращается в Америку.

Такое впечатление, что словом «Америка» вы называете все плохое. Для всего плохого, что есть в мире, у вас есть слово «Америка».

Я скажу одну вещь о вас. Вы не следите за тем, что происходит в мире!

Вы! Потому что если бы вы следили, вы не задавали бы мне глупых вопросов. Потому что если бы вы изучали, что происходит в мире, сколько людей убивают в Америке, вы бы знали это. Вы плохо подготовились к интервью об Америке. Вы были там?

И каковы ваши впечатления?

Мне показалось, между нами много общего.

Ванбли не согласен.

Если ты русский в Америке, то им это интересно. Если ты не говоришь по-английски или говоришь плохо, они считают, что ты глупый, что у тебя не хватает мозгов.

Но это свойственно любой стране. А как, вы думаете, тут относятся к рабочим из соседних стран, которые плохо говорят по-русски?

Но я не встречал такого отношения!

Но вы и не работаете дворником. К тому же вы индеец, а это экзотика. Но если дворник не понимает по-русски, к нему будут относиться так, будто, как вы говорите, у него «не хватает мозгов».

Ну ладно, но они-то приезжают из другой страны! А там белые приехали в нашу страну и относятся к нам как к чуркам. Они говорят по-английски, но это же не Англия! У нас даже нет земли, она украдена. Представьте, если бы Россию завоевали китайцы. И каждый раз, когда вас останавливает полиция, - это китайская полиция. Когда вы идете к доктору - это китайский доктор. И они заставляют вас говорить по-китайски. Как бы вы к этому относились?! Моя страна - не Америка, это Черепаший Остров! Они даже изменили название! Я бы хотел жить в моей стране, с моим языком, с моими деньгами, я бы гордился своей страной. Но, к сожалению, все не так.

Мы проезжаем деревенское кладбище.

Через двадцать лет, возможно, не останется людей, говорящих на языке лакота! Мы вымираем, как динозавры. Даже песен, которые я пою, вы никогда больше не услышите. Мы находимся в конце моей культуры. Вы увидите фальшивых вождей, которые будут говорить красивые английские слова, махать американским флагом, но они уже не будут индейцами. Они будут американцами.

А сколько человек говорит сейчас на языке лакота?

Ч-ч-черт… - выругалась Наташа.

Машина остановилась, заплакал ребенок, в окне возникла голубая форменная рубашка.

Здравствуйте, ваши документы, пожалуйста.

За рулем у нас иностранец, я хозяин машины, вот мои документы, - затараторила Наташа. - У него американские права, они переведены на русский, сейчас перевод вам дадим, что-то еще надо?

Сейчас… - неторопливо принял документы полицейский. - Страховочку дайте, пожалуйста.

Ага. Есть перевод, если вам интересно…

Полицейский равнодушно повертел страховку:

Счастливого пути.

Ребенок заплакал, машина поворчала и завелась.

Вот что я люблю в русских копах, - завел свою пластинку Ванбли. - Если бы мы были в Америке, они бы заставили каждого выйти, руки за голову, каждого бы обыскали и обыскали бы машину на наличие наркотиков.

Ребенок плачет громче, громче и громче.
***


Наташа с дочерью подают документы в УФМС Можайска


- Приехали!

Наташа прикручивает дочку к своей спине с помощью слинга ручной работы. И по узкой обочине между глубоким рвом и машинами на краю дороги, не оглядываясь, стремительно двигается к цели - небольшому одноэтажному зданию, паспортному столу на окраине Можайска.

Открывает тяжелую дверь, проходит по узкому коридору и мимо очереди - с младенцем можно - заходит в кабинет. Ждет стоя, потому что ребенок на спине.

Паспорт, миграционная карта с визой.

Беглый взгляд сотрудника паспортного стола.

Срок какой?

Мы регистрировали его в Переславле-Залесском, - снова тараторит Наташа. - Его виза позволяет полгода непрерывного пребывания. Здесь я не знаю, как вы нам позволите. Хорошо бы на полгода, для нас это, конечно, лучше…

Она ходит из угла в угол.

Но тут в кабинет входит еще один сотрудник. И выясняется, что выезд и въезд в страну в один и тот же день не считается. Имеет ли право гражданин США Ванбли Глежка Токахе находиться здесь - это еще нужно прояснить.

Большой Ванбли появляется в пространстве коридора и грузно усаживается на единственный стул. Наташа пересказывает ему разговор и тревожно вздыхает.

У меня нет оснований быть там, а у него нет оснований быть здесь! Нормально? Вы должны написать страшную историю про миграционную службу, как с нами обращаются!

Пока что с вами ничего не случилось.

Посмотрим, конечно!

Наташа идет жаловаться в другой кабинет.

Ваш сотрудник говорит нам: подавайте документы на временное проживание. Мы бы с удовольствием, но у нас не оформлен брак! И куда с этим обращаться?

Но женщина погрузилась в документы и не слышит.

Вообще странно, почему ж так… - выплывает из раздумий ответственная сотрудница паспортного стола. - Тут четко написано, что срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Всё!

Ну, так если никто не придирается, почему не оформить! - хочет поругаться Наташа.

Но сотрудница уже говорит с человеком, возникшим в проеме двери.

Леш! Послушай! «Временно пребывающий… - ныряет она в закон и выныривает с находкой, - …обязан выехать по истечении срока действия его визы!» А у них виза…

Полгода, - говорит Леша.

Три года, - мрачно поправляет Наташа.

В общем, это все не имеет отношения! А соглашение какое-нибудь есть? Какое-то время они должны находиться за границей? Но это же бессмысленно - доехать до границы и вернуться обратно!

Как это? - подскакивает Наташа. - Смысл - продление визы! У меня есть знакомые, которые делают все то же самое!

Давайте мы дождемся начальства, - пасмурно предлагает сотрудник Леша. - И сделаем все в соответствии с законом. Хорошо?

Вы хоть скажите, когда оно приедет!

Проявите немного терпения…

Смурной Леша выходит.

Ни у кого, кроме этого человека, вопросов не возникало! Мне кажется, ему просто нравится мурыжить людей! - возмущается Наташа.

- «…Или иного срока действия», - снова погружается в законы ответственная сотрудница.
***

Ванбли берет на руки дочку и выходит на улицу. Опускает ее на землю, и она радостно топает босяком по траве, радуясь свободе.

Я вырос в худшей части Лос-Анджелеса, где все были цветные, черные, мексиканцы. Мы видели много насилия вокруг, даже убийства. Это была жизнь вовсе не для детей. А когда отцу посчастливилось найти хорошую работу и мы переехали в район поблагополучнее, там оказалось еще хуже. Это был район для белых, и они не хотели жить по соседству с индейцами. В наш дом кидали камни, писали краской на стене, нас дразнили и унижали. Мать не хотела, чтобы я дрался. Но однажды, когда камнем разбили окно, она не выдержала и сказала: пойди и покажи им! И я обрадовался, пошел и очень хорошо подрался. За это меня выгнали из школы, зато на улице меня стали бояться. И я понял, что я должен сражаться. Мы переехали в другой дом, и там мне пришлось сражаться с черными. Зато мексиканцы полюбили меня за то, что я был настоящим индейцем, который не боялся черных и белых. И мы стали бандой. Я думал, что меня станут считать сильным и в конце концов попал в беду.

А потом, когда бабушка сильно заболела, я поехал ее навестить. И она спросила: «Почему ты все время ведешь себя плохо?» Я сказал: «Орел тоже делает плохие вещи, чтобы выживать!» И бабушка сказала: «Но ты не орел». Бабушка заставила меня вспомнить, что означает мое имя: «иметь честь», а не «делать плохие вещи, чтобы выживать». Она заставила меня стыдиться и изменила меня.

Пока он рассказывал, Наташе удалось оформить регистрацию на полгода. Оказалось, у Ванбли очень редкая виза, которую выдают индейцам.

Как только хлопнули двери машины, ребенок опять заплакал. Наташа предлагала поехать к воде, но Ванбли хотел поесть. Вскоре они обнаружили кафе «с домашней едой» и заказали бифштекс и картошку фри для Ванбли и равиоли для Наташи.

В кафе Ванбли два часа рассказывал про индейские обычаи и в конце концов дошел до того, как хорошо иметь мужа-индейца.

Он же, получается, идеальный мужчина, - подтвердила Наташа. - Не пьет, сидит дома, занимается с ребенком!

Меня любят за музыку или за то, что я индеец, - радостно согласился Ванбли. - И только Наташа любит меня за то, какой я есть!

Одна богатая женщина хотела вернуть его в Америку. Она написала ему: «Возвращайся из России, я тебе Harley-Davidson подарю!» Но Ванбли отрезал:

Мне он не нужен!

Что тебе нужно? - спросила женщина.

То, что мне нужно, я уже получил в России.

Она что, белая? - спросила его женщина.

Нет, она русская!
***


Наташа и Ванбли назвали дочь простым индейским именем - Винона


- Я не называю русских белыми. Русские другие. У меня есть теория. Наши люди могли с востока прийти в Россию, встретить русских и раствориться в них. И эти гены, возможно, остались в русских. Потому что я видел многих русских, которые выглядят точно как лакота.

Он поворачивает ключ в замке зажигания, на ключе болтается четырехцветный брелок.

Есть четыре священных цвета - они на этой связке ключей. Черный - это вода, красный - земля, желтый - воздух и белый - это огонь. Некоторые верят, что эти четыре цвета означают четыре расы и четыре стихии, за которые они отвечают. Они думают, что черный - это черные люди и вода. Красный - это земля и индейцы, то есть мы должны быть защитниками земли. Желтые должны заботиться о воздухе. А белые должны заботиться об огне. И в этом есть небольшая правда. Но китайцы сейчас очень сильно загрязняют воздух. И очевидно, что белый человек создал атомную бомбу, самый большой огонь, который вышел из-под контроля. Они не смогли заботиться об огне.

Когда мы отправляемся в обратный путь, древесные родственники сходятся к дороге и нависают над ней. Идет дождь, и в полумраке машины, подсвеченном потусторонним зеленым, лицо Ванбли становится похоже на вылепленную из глины скульптуру.

Мой народ говорит, что-то должно произойти. Все, что у нас осталось, - это молитва. Если люди не хотят слушать, мы не можем это остановить.

Холодает. В мокрой ленте асфальта отражается узкая полоса неба, узкая лента неба отражает в себе полосу асфальта, лес справа и слева отражается сам в себе. Машина мчится в законченной четырехгранной перспективе, как металлический снаряд в оружейном стволе, и так же внезапно перед ней распахивается широкая возвышенность, а внизу из клубящейся зелени вспыхивают золотые купола Рузы. Солнце садится, широкие поля рассыпаются слева и справа. Река Вейна прорезает блестящую ленту асфальта крестом. В небе, накрывающем куполом эту индейскую землю, венчаются полосы облаков.

Фото: из личного архива Ванбли Глежка Токахе

РУССКИЙ ИНДЕЕЦ Большой Волк променял США на владимирскую глубинку и собирается встать на тропу импортозамещения … - Джастина-то? Кто же в Славцево не знает Джастина? - отвечает местная бабушка, у которой мы остановились спросить дорогу. - Нормальный парень, не пьет, не то что... И она кивает на мужичка, в силу понятных причин прикорнувшего на корточках возле магазина. - А вам прямо и за угол, - показывает она. - Увидите: дом старый, машина его и сено. Бревенчатый вигвам русского индейца Джастина Ирвина по кличке «Большой Волк» обнаруживается ровно в том месте, где и было указано аборигенами. Он и впрямь старый. - Мы скоро новый строить будем, двухэтажный, - с порога оправдывается Большой Волк. В эту глушь он словно со страниц приключенческих романов Фенимора Купера и Майн Рида сошёл. Точь-в-точь подходя под описание, которые в книгах нашего детства давали его воинственным предкам: орлиный нос на угловатом лице, гордый подбородок, высокие скулы, темные волосы сзади сплетены в косичку. Он держит на руках двухлетнего сына Ярослава, а снизу нас уже глазами начинающего следопыта осматривает старший его сын, 6-летний Мато - Медвежонок в переводе. Дочь Диана еще в школе. Русская супруга Большого Волка, Наталья, возится у плиты. - Хау, кола! Уочичийака уачин! (Здравствуй, друг! Мы хотим поговорить с тобой), - приветствуем мы его (подготовились, вызубрили, но все равно читаем с бумажки). Джастин-Волк расплывается в улыбке и приглашает присесть. Он выглядит довольным. Я уж было собираюсь напомнить строчку классика, ту, где «настоящему индейцу завсегда везде ништяк», но хозяин с грустью опережает: не везде. - До этого у меня была совсем другая жизнь... - печально говорит он. «В Славцево жизнь побогаче» Большой Волк - родом из американской Южной Дакоты, из воинственного племени сиу-лакота, не раз воспетого упомянутыми писателями. Как и все индейцы, Джастин до поры до времени не торопясь жил в резервации, куда бледнолицые колонизаторы загнали его соплеменников, и с тоской вспоминал героическую эпоху вождя союза племен лакота по имени Бешеный Конь. В середине XIX века тот прославился непокорностью, отказывался подписывать лицемерные договоры с бледнолицыми колонизаторами («Как позже показала история, и правильно делал - все равно обманули»), за что и был подло убит американским солдатом. - А что не устраивало-то? - интересуемся у него. - Там очень все бедно, по уровню жизни там гораздо хуже, чем здесь в Славцево, дома неухоженные, большая преступность, - перечисляет Джастин-Волк индейские беды в резервациях... Сплошная безработица опять же... - Безработица?! - не верим мы и перечисляем заезженные штампы: - Да вам любой российский либерал расскажет, что в свободной стране США работу может найти каждый, лишь бы не лениться! «Американская мечта», «великая американская нация...» - Все не так... - выдыхает Большой Волк. - В резервациях работы нет. Ехать на юг США, куда-нибудь в Калифорнию - очень дорого... А в соседних с Дакотой округах нас по-прежнему за людей не считают - там территория бледнолицых. Потомков тех, кто устраивал геноцид наших предков. Они гордятся своими дедушками и теми грязными делами, которые они делали, поэтому и отношение к индейцам у них такое же. Как к недочеловекам. Дадут только самую грязную и низкооплачиваемую работу. Притеснения индейцев продолжаются. «Миллион индейцев в резервациях. Это свобода?» - И это в XXI веке? - снова удивляемся мы. - Ну, сейчас, конечно, не убивают, они по-другому действуют. Очень мощная ювенальная юстиция: у бедных индейцев детей не просто забирали, а в свою веру обращали. Только на английском языке разговаривать, ни одной школы для индейцев нет! Волосы длинные - тоже нельзя. Вера - только протестантизм или католицизм! Это же насильственная ассимиляция! Большой Волк грустно смеется и рассказывает историю съемок культового фильма «Танцы с волками». Актер и режиссер Кевин Костнер для достоверности задумал делать кино, полностью погрузившись в реальный индейский быт. Для чего и договорился с индейцами из племени команчи. И тут выяснилось, что этот народ забыл свой язык - почти все говорят только на английском! Пришлось голливудской звезде идти на поклон к племени сиу-лакота, которые каким-то чудом еще сохранили язык. Да и то не все - в 2000-м году лишь 14% из них знали язык предков. Сейчас, наверное, и того меньше... - В России этого притеснения нет! - эмоционально говорит он. - Вот недалеко от нас Мордовия начинается. Так там свободно мордовский язык в школах преподают, национальную культуру продвигают. Получается, что свободы для малых наций в России больше, чем в США! США - полицейское государство! Тотальный контроль за всеми. Вроде и с едой проблем нет, но когда государство знает о тебе все, как-то неуютно и неприятно жить становится, как в тюрьме живешь. И потом - когда больше миллиона индейцев до сих пор в резервациях - о какой свободе можно говорить? - С едой проблемы есть! - перечит ему русская скво Наташа. - Еда там какая-то странная. Готовила знакомые блюда по знакомым рецептам, но на вкус - вата какая-то... - А здесь? - А ты пробовал нашу славцевскую картошку? - восхищенно говорит русский индеец и поднимает большой палец вверх. - А еще щи очень вкусные, блины. А, еще одно русское блюдо полюбил - хинкали! Только вот по бизоньему мясу очень скучаю - в России его нет... Лакотская Народная Республика Индейская мечта вновь стала казаться явью в конце 2007 года. Тогда знаменитый индеец-бунтарь Рассел Минс провозгласил независимую Республику Лакота и даже объявил о расторжении договора между племенем и правительством США. И Джастин, как и многие его соплеменники, рванул в новую жизнь, чтобы поучаствовать в этой народной индейской стройке. Рассел пытался создать новую мечту: с ветряками, технологиями, и звал в резервации не только индейцев, но и всех, кто разделял эту идею... Однако создать своего государства не вышло: часть вождей вдруг поменяли свою точку зрения и выступили за неделимость США, начались споры... А потом умер Рассел и все кончилось... Зато началась русская страница американского индейца Джастина-Волка. - На форуме, где обсуждали создание Республики Лакота, познакомились, - вставляет свое слово его супруга, бывшая москвичка Наташа. - Все ведь книжки про борьбу индейцев читали? Про Чингачкука - Большого Змея, сыновей Большой Медведицы?... Но они написаны в XIX веке, а мне стало интересно, чем же там все закончилось? И я поехала в США, посмотреть все своими глазами... Свадьбу сыграли там же, по индейским обычаям. - Очень красиво все было и таинственно, - вспоминает она. Мы просим посмотреть свадебное фото, но Наташа вертит головой: - У них этот ритуал называется «Танец Солнца». Он продолжается четыре дня и во время него нельзя фотографировать. Молодожены сразу же решили переехать в Россию. Варианты с мегаполисами отбросили: индеец, оторванный от земли и помещенный в бетонные стены - что в той же резервации. И опять же - где коня держать, без которого индеец так и именоваться-то не может? - Скоро два коня куплю! - мечтательно улыбается Джастин-Волк. - С женой ездить по лугам будем! - Как родственники отреагировали на переезд? - Огорчились, конечно, - говорит Джастин. - Но мой дедушка очень обрадовался: у него очень много книг о России и русских. По ним он в эту страну влюбился! Теперь и я его понимаю. Сигареты мира - Покурим? - вопрошает русский индеец, и мы выходим во двор. Священной трубки мира у нас нет, а потому заменяем ее сигаретами. Джастин красочно описывает этот древний индейский обряд и истинную суть раскуривания трубки мира. Однако из-за опасения, что в этом могут усмотреть пропаганду табакокурения, передавать его слова мы не будем. Курить - плохо! Он ведет нас осматривать хозяйство: пока здесь две коровы, бычок и пара хрюшек. Они и кормят семейство Большого Волка. Плюс - у Натальи остались сбережения от московской жизни, в которой она работала бухгалтером. - Еще мы это... Наташа, что мы получили за рождение Ярослава? - Вольф, материнский капитал! - откликается его русская скво (женщина - по-индейски) через форточку. - В Америке такого нет... Медвежонок-Мато в это время, завладев редакционным фотоаппаратом, бегает вокруг и щелкает все подряд. Мы с его отцом, сидя на завалинке, жмуримся. То ли от умиления, то ли от русского солнышка. «Хочу быть россиянином!» Скоро Большой Волк мечтает замахнуться на крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Регистрировать его, видимо, придется на Наталью: Джастин - до сих пор гражданин США, а иностранцам покупать сельхозземлю нельзя. С получением же российского паспорта - сложности. Да, как супругу россиянки ему положен упрощенный вариант, но вот с русским языком у него есть проблема, до сих пор не может выучить. - Почему так? - ворчит он. - Чтобы получить гражданство, я должен сдать тест на знание русского. Но у меня же не только жена, но и дети - граждане РФ. И я сюда не гастарбайтером приехал, а насовсем, это моя новая Родина, я хочу быть гражданином России! Впрочем, на этой обиде он не зацикливается и с хозяйской гордостью обводит рукой просторы вокруг: - Вот это все наше, от того забора и до леса! Я заглядываюсь и загребаю лужу новенькими мокасинами. Большой Волк замечает это и хитро прищуривается: он-то давно расхаживает по этим владимирским прериям в более приемлемых резиновых сапогах. - Скоро мы построимся в другом месте, нам же лес выделили, - мечтательно говорит он. - Там же и вигвам индейский поставлю - типи. Еще трактор заведу в этом году!... На грязном бампере семейного «дэу-матиса» он выводит название своей новой механической мечты: «МТЗ-82», поднимая оба больших пальца руки. И тут же торжественно обещает нам сразу после покупки трактора встать на тропу импортозамещения и завалить местных экологичными сырами, молоком и мясом... - А грибов, знаешь, сколько здесь! - снова радуется он. - Лес ими просто пахнет, это же чудо! «Не называй себя бледнолицым, русский!» Я рассуждаю о книгах про индейцев, которые читал еще в детстве: там мужественные краснокожие все время давали бледнолицым новые имена. С детства хотел индейское имя получить от индейца! - Ты зачем называешь себя бледнолицым? - протестует он. - Ты же русский! Я не понимаю. И он на пальцах объясняет: - Бледнолицыми мы презрительно называем американцев - колонизаторов. Русские же никого не колонизировали, а потому не надо себя так обижать. - Но все-таки, Большой Волк... - выклянчиваю я у него индейское имя для себя. Он пристально смотрит на фотоаппарат (Медвежонок-Мато его вернул к тому времени). «Точно «Стеклянным глазом» буду, - подумал я. Но именовать меня по индейским традициям Большой Волк и не собирался. - Так нельзя, только индейцам можно, такие правила, - словно извиняется он. - А говорил, что русские с индейцами очень похожи... - Да, и я не обманывал! Потому что у нас одна мечта - о справедливой жизни. Семья, гармония с природой, дети. А справедливость - она только в коллективизме, в коммуне! И в этом смысле все индейцы лакота - коммунисты! Это же то, чем жили наши предки, и мечтали ваши коммунисты: общество без денег, где каждый берет только то, что ему нужно, мясо - поровну. Где нет олигархов и рабов. Где сильный заботится о слабом и защищает его от врагов. В этом же сила русских, да? Да, Большой Волк, конечно да. Кажется, мы друг друга поняли... АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ По материалам.

22-07-2015, 02:00

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. "Злее самых хищных зверей", "народ убийственный и злой", "кровожаждущие варвары" – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Русско-индейская война на Аляске 1802 - 1805 г.г.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.



Оцените новость

Новости партнеров:

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. "Злее самых хищных зверей", "народ убийственный и злой", "кровожаждущие варвары" – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.


Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением .

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

8 октября 1804 г. над индейским поселением был поднят русский флаг.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.


Новоархангельск (скорее всего начало 1830-х гг.)


Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

В Новоархангельске стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта