Главная » 3 Как собирать » Синтаксические функции существительного в предложении примеры. §3

Синтаксические функции существительного в предложении примеры. §3

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ


Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.

О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:

Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. кто? что? друг, книга друзья, книги
Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг
Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам
В. кого? что? друга, книгу друзей, книги
Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами
П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная
простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов)
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей.
6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения.
7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).


Имя существительное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? (В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. Ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) Школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? )

Неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. Ч.) Существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

Мужской женский средний

Он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. Кто? Что? Друг, книга Друзья, книги
Р. Кого? Чего? Друга, книги Друзей, книг
Д. Кому? Чему? Другу, книге Друзьям, книгам
В. Кого? Что? Друга, книгу Друзей, книги
Т.. Кем? Чем? Другом, книгой Друзьями, книгами
П. О ком? О чём? О друге, о книге О друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

Имя прилагательное

1. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Чей?И обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. Ф.): И. П., ед. Ч., м. Р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

Качественные Относительные Притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, Умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос Чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) Лисий, Шкура лисья Шарф (чей?) Мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. Род (мужской, женский, средний),

2. Число (единственное, множественное)

3. Падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


Сравнительная Превосходная
Простая (из одного слова) Составная (из двух слов) Простая (из одного слова) Составная (из двух слов)
Образ. С помощью – ее (-ей), - е, -ше Красивый + - ее = красивее (такие прил. Не изменяются) С помощью слов-частиц: Более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) Образ. С помощью Суффиксов – ейш- -айш-: Красивейш ий, глубочайш ее Составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. В обычной (исходной форме) Самый глубокий

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? Что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

Совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

Смеяться, улыбаться.

Невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. Яз. Есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? Что сделаю?)

Настоящее (что делаю? Что делают?)

Прошедшее (что делал? Что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. Ниже)

Ед.ч. Мн.ч.
Лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём
Лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте
Лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. Р., м. Р., ср.р.

Шла шёл шло

5)число (ед.ч. Или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

Сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

Предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. К. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. Ф.: смеяться.

2. Пост. Признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. Признаки: в изъяв. Накл., в прош. Вр., в м. Р., в ед. Ч.

3. Синт. Роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
1.МЕСТОИМЕНИЕ

это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) Для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные Я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. В Косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) Лицо НЕ ДЛЯ

3) Род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) Род у местоимений указывающих

3) Лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) И указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. Д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) И указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


Имя числительное

  1. часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. Пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. Пр.: падеж

3.Синт. Роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

От 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... Всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. От 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. Ч. И. П.: пять , Р. П.: пяти , Д. П.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. П,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. П.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 Склоняется каждая часть в слове: Пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. П. Числ. Тысячью Сущ. Тысячей.
6. 1000000 1000 000000 Миллион склоняются как существительные Миллиард 2 склонения.
7. Составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. Порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. Числительные Полтора-1,5 полтораста-150 И. П. - полтора, полтораста . Р. В. П. - полтора, полтораста. Д. Полутора Т. Полутораста П.

Наречие Образ. С помощью –ее (-ей), -е, -ше Больно + ей = Больней

С помощью слов: Более (менее) + наречие = более тонко Составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. Обстоятельством

2. Но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. В безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

6. В наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

По- осеннему

7. В наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

8. В наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

9. В наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

10. Внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

Бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! Пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


Причастие

(особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

Обозначает признак, который обозначает признак, который

Создается действием самого создается у одного предмета

Предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

Упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (Действительные причастия называют такое дейст­вие-признак, которое выполняется самим предме­том или лицом {ученик, прочитавший книгу; ветер, разго­няющей тучи).

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?

Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Функции существительных в речи

Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:

  • Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
  • Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
  • Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).

Роль многозначных существительных

В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
  • Дополнение Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
  • Сказуемое Ваня – студент .
  • Определение Учитель поставил четверку с плюсом .
  • Обстоятельство Лисенок спрятался в нору .

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Склонение

Непостоянные признаки

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п..рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта