Главная » 3 Как собирать » Социальное развитие и социальный прогресс общества. Критерии социального прогресса

Социальное развитие и социальный прогресс общества. Критерии социального прогресса

Основополагающие темы в изучении общественной науки. Глубокими изменениями охвачен практически весь современный мир. В социальной действительности интенсивность перемен постоянно возрастает: возникают при жизни одного поколения и рушатся одни формы организации жизни, рождаются другие. Это касается не только лишь отдельных обществ, но и мироустройства в целом.

Для описания динамики общества в социологии применяются следующие основные понятия: социальное изменение, социальное развитие и социальный прогресс. Никогда общество не бывает неподвижным. В нем все время что-то происходит, меняется. Люди, реализуя собственные потребности, осваивают новые виды общения и деятельности, приобретают новые статусы, меняют среду, приобщаются к новым ролям в обществе, меняются сами как в результате смены поколений, так и в течение своей жизни.

Противоречивость и неравномерность социальных изменений

Противоречивостью и неравномерностью отличаются социальные изменения. Понятие социального прогресса противоречиво. Это обнаруживается главным образом в том, что развитие многих общественных явлений и процессов ведет как к продвижению вперед в одних направлениях, так и к возврату назад, отступлению в других. Очень многие изменения в обществе имеют такой противоречивый характер. Малозаметны одни перемены, другие значительно влияют на жизнь общества. Например, оно сильно изменилось после изобретения плуга, парового двигателя, письменности, компьютера. С одной стороны, на протяжении жизни поколения в промышленно-развитых странах происходят огромные изменения в жизни общества. Оно меняется до неузнаваемости. С другой стороны, в мире продолжают сохраняться общества, в которых крайне медленно осуществляются перемены (австралийские или африканские примитивные системы).

Чем обусловлена противоречивость социальных изменений?

Несовпадением в обществе социальных интересов разных групп, а также тем, что их представители по-разному воспринимают происходящие перемены, обусловлена противоречивость социальных изменений. Например, потребность обеспечить себе достойное существование формирует заинтересованность работника в том, чтобы продать свою рабочую силу как можно дороже. Реализуя эту же потребность, предприниматель стремится подешевле приобрести рабочую силу. Поэтому одни социальные группы могут положительно воспринять изменения в организации труда, а у других оно не вызовет удовлетворения.

Социальное развитие

Среди множества изменений можно выделить качественные, необратимые и направленные. Их принято называть сегодня социальным развитием. Определим это понятие более строго. Социальное развитие представляет собой изменение общества, приводящее к возникновению новых отношений, ценностей и норм, социальных институтов. Связано оно с приращением, накоплением, усложнением функций и структур социальной системы. В результате этих процессов система становится все более эффективной. Возможности ее удовлетворять различные потребности людей повышаются. качеств индивидов является важным показателем и результатом социального развития.

Определяя это понятие, следует отметить, что оно выражает закономерное, направленное и необратимое изменение социальных процессов или явлений. В результате они переходят в некое новое качественное состояние, то есть их структура или состав изменяется. Социальное как понятие уже, чем социальное изменение. Нельзя назвать развитием периоды кризисов, хаоса, войн, тоталитаризма, которые влияют отрицательно на жизнь общества.

Социальная революция и социальная эволюция

Отчетливо прослеживаются в социологии два подхода к рассмотрению общественного развития. Это социальная революция и Под последней понимается обычно поэтапное, плавное, постепенное развитие общества. Напротив, социальная революция - радикальный переход к новому, изменяющий все стороны жизни качественный скачок.

Прогресс и регресс

Не всегда хаотично происходят изменения в обществе. Им присуща определенная направленность, обозначаемая такими понятиями, как регресс или прогресс. Понятие социального прогресса служит для обозначения такого направления развития общества, при котором происходит его поступательное движение от низших и простых форм общественной жизни ко все более высоким и сложным, более совершенным. В частности, это такие изменения, которые ведут к росту и свободы, более полному равенству, улучшению условий жизни.

Не всегда гладким и ровным был ход истории. Были и изломы (зигзаги), повороты. Кризисы, мировые войны, локальные конфликты, установление фашистских режимов сопровождались негативными изменениями, затрагивающими жизнь общества. оцениваемые изначально как положительные, кроме того, могли привести и к негативным последствиям. Например, урбанизация и индустриализация считались долгое время синонимами прогресса. Однако относительно недавно начались разговоры о негативных эффектах разрушения и загрязнения окружающей среды, пробках на автострадах, перенаселенных городах. О прогрессе говорят тогда, когда сумма позитивных последствий от тех или иных общественных изменений превышает сумму негативных. Если же имеется обратное соотношение, речь идет об общественном регрессе.

Последний противоположен первому и представляет собой движение от сложного к простому, от высшего к низшему, от целого к частям и так далее. Однако в целом линия исторического развития имеет прогрессивную, положительную направленность. Социальное развитие и социальный прогресс являются глобальными процессами. Прогресс характеризует движение общества вперед на всем протяжении исторического развития. Тогда как регресс лишь локален. Им отмечены отдельные общества и временные промежутки.

Реформа и революция

Различают такие виды социального прогресса, как скачкообразный и постепенный. Постепенный называется реформистским, а скачкообразный - революционным. Соответственно, две формы социального прогресса - это реформа и революция. Первая представляет собой частичное усовершенствование в некоторой сфере жизни. Это постепенные преобразования, которые не затрагивают основ действующего социального строя. Напротив, революция - комплексное изменение большинства сил всех сторон жизни общества, которое затрагивает основы действующего строя. Она имеет скачкообразный характер. Необходимо различать две формы социального прогресса - реформу и революцию.

Критерии социального прогресса

Сами по себе оценочные суждения типа "прогрессивно - реакционно", "лучше - хуже" субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.

У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:

Уровень знаний, развитие человеческого разума;

Совершенствование нравственности;

Развитие в том числе самого человека;

Характер и уровень потребления и производства;

Развитие техники и науки;

Степень интеграции и дифференциации общества;

Социально-политические свободы и права личности;

Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;

Средняя продолжительность жизни.

Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Человек - цель и главный критерий общественного прогресса

Основным индикатором регрессивности или прогрессивности социальных изменений является именно человек, его физическое, материальное, нравственное состояние, всестороннее и свободное развитие личности. То есть в современной системе социального и гуманитарного знания имеет место гуманистическая концепция, определяющая социальный прогресс и развитие общества. Человек является его целью и главным критерием.

ИРЧП

Специалистами ООН в 1990 году разработан был ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). С его помощью можно учитывать как социальные, так и экономические составляющие качества жизни. Данный интегральный показатель ежегодно рассчитывается для сравнения между странами и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия исследуемой территории. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран это стандартный инструмент. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех следующих показателей:

Уровень грамотности (среднее количество потраченных на обучение лет), а также ожидаемая продолжительность обучения;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Уровень жизни.

Страны в зависимости от значения этого индекса классифицируют по уровню развития следующим образом: 42 страны - очень высокий уровень развития, 43 - высокий, 42 - средний, 42 - низкий. Первая пятерка государств, в которых имеется наиболее высокий ИРЧП, включает в себя (в порядке возрастания) Германию, Нидерланды, США, Австралию и Норвегию.

Декларация социального прогресса и развития

Этот документ был принят в 1969 году резолюцией ООН. Основными целями политики социального развития и прогресса, которые все правительства и государства обязаны проводить, являются обеспечение справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, установление государствами минимального уровня его оплаты, который был бы достаточно высок для обеспечения приемлемого уровня жизни, ликвидация нищеты и голода. Декларация ориентирует страны на обеспечение повышения уровня жизни людей, а также на равномерное и справедливое распределение доходов. Социальное развитие России также осуществляется в соответствии с этой декларацией.

Социальный прогресс приводит к тому, что редкие, даже изысканные первоначально потребности превращаются постепенно в общественно нормальные. Процесс этот очевиден даже без научного исследования, достаточно для этого сравнить набор и уровень современных потребностей с тем, что было несколько десятилетий назад.

Препятствия на пути социального прогресса

На пути социального прогресса есть лишь два препятствия - государство и религия. Монстра-государство подпирает фикция бога. Зарождение религии связано с тем, что люди наделили вымышленных богов собственными гипертрофированными способностями, силами и качествами.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присуши три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития - период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления (2.8) исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере - это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической - борьба антагонистических классов и их партий, в духовной - борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках "социального равновесия" не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как "подвижное равновесие", которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием "социальное развитие" тесно связано понятие "социальный прогресс". Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях.

по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном - качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой.для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности в Институте социально-политических исследований РАН.

Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Критерии социального прогресса

социальный общество индивид

Введение

Заключение

Введение

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.

Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил.

Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы. Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том, что не только окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу.

В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом «благодаря» тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе «Человек-природа» и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XX в. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу.

Таким образом, тема работы является актуальной, так как ее рассмотрение помогает определить критерии и направления социального прогресса общества.

Цель данной работы является анализ социального прогресса.

Задачами данной работы выступают:

1. Определить сущность социального прогресса;

2. Выявить критерии и признаки социального прогресса;

3. Проанализировать концепции социального прогресса.

Глава 1. Сущность социального прогресса

1.1 Критерии и признаки социального прогресса

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют основные формы движения общества и модернизацию. Вначале рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. - движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например:

в совершенствовании средств производства и рабочей силы;

в развитии общественного разделения труда и росте его производительности;

в новых достижениях науки;

в улучшении условий жизни людей.

Критериями прогресса объявляются:

Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер),

Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Тённис),

Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл),

Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

Важным признаком социального прогресса ученые считают растущую тенденцию к освобождению человека - т.е. освобождению:

от подавления государством;

от диктата коллектива;

от всякой эксплуатации;

от замкнутости жизненного пространства;

от страха за свою безопасность и будущее.

Иными словами, это растущая тенденция к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отношениях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чужие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы, должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные признаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.

Так, мировой социальный прогресс на сегодня включает в себя:

рост благосостояния и социальной защищенности людей;

ослабление конфронтации между людьми;

стремление людей к миру и сотрудничеству;

утверждение политической демократии;

рост нравственности, человечности, духовности людей;

совершенствование самих человеческих отношений;

все большее освобождение человека;

Сегодня важными направлениями социального развития общества выступают:

имитационный процесс - делается вид, что общество развивается, но фактически стоит на месте или регрессирует;

инновационный процесс - это наука о целенаправленных изменениях (нововведениях) в социальных организациях.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования сил нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, изменяющихся под воздействием развития общества.

Сущность инновации:

Деятельность по достижению новых резервов, средств и способов их получения.

По преодолению рутинных компонентов традиционной деятельности.

Задача: является анализ поведения людей, обладающих влиянием (формальных и неформальных лидеров) для определения их отношений к переменам в данное время.

Противоречия: между инновационной и традиционной деятельностью.

Отношение организации к инновации: оборонительная, активно-наступательная, умеренно-наступательная.

Этапы: обнаружение импульса перемен, осознание потребностей в изменениях, преодоление сопротивления.

Жизненный цикл (три стадии): зарождение, диффузия, рутинизация.

Характер инноваций:

Комплексный (для успеха необходимо проектировать соц. организационные и культурные параметры осуществления специального обучения персонала к восприимчивости инновационного развития и инновационных способностей).

Противоречивый.

А) революционный

Б) пошаговый

В третьих, рассмотрим формы социального развития общества - эволюцию, революцию, реформы.

Эволюционный процесс - система взглядов, носящая постепенный, объективный характер социального развития: медленные, плавные, количественные преобразования объектов.

Революционный процесс: - относительно быстрые, коренные, качественные изменения.

Реформы - комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменения, переустройство каких-либо сторон общественной жизни.

Значение эволюционизма: признаются объективности развития, общество изменяется во времени, последовательно и неуклонно преобразуются социальные структуры, социальные институты, нормы, ценности.

Глава 2. Подходы к изучению социальных изменений

2.1 Концепции социального прогресса

Социология началась с попыток разгадать «смысл» истории и установить законы социальных изменений. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили своей целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Многих современных социологов продолжают завораживать эти великие вопросы. Основные социологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать в четыре широкие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический.

Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут.

Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла:

«Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть».

Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.

Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски тоже считают, что изменения в социальной организации общества не обязательно приносят человечеству большее счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества прежде всего зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.

Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся определенной направленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода - концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений - в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.

Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества. Система - это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.

Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится в трудах К. Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя.

Социолог Ральф Дарендорф утверждает:

Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.

Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.

Любой элемент общества причастен к изменению.

Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.

По мнению Дарендорфа, эти положения дополняют функциональную модель, которая ставит во главу угла интеграционные и структурные аспекты социальной жизни.

Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка».

Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы не западными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

2.2 Движущие силы социального прогресса

Суть любого процесса действительности - развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество - природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования - увеличении объема знаний о природе этих индивидов.

Прогрессивное развитие системы «общество - природа» - процесс фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой - стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей, включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе о будущих поколениях.

Прогресс системы «общество - природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества.

Все эти знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно или опосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.

Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний - процесс приобретения индивидом части накопленных обществом знаний, на базе которых индивид в процессе самостоятельной исследовательской деятельности может приобрести новые знания.

Возможность приобретения индивидом новых знаний по какому-либо вопросу определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и обладанием уже накопленных человечеством знаний по определенному вопросу.

Так как этот процесс, кроме того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, он еще и создает базу для дальнейших открытий другими индивидами. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов включается в процесс развития общественного сознания, тем больше скорость прогресса системы «общество - природа».

Деятельность индивидов, в процессе которой происходит открытие новых знаний, их объективизация и распространение, в процессе которой происходит развитие системы «общество - природа», всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это забота об удовлетворении потребностей других людей.

Поэтому источником процесса развития общественного сознания, источником прогресса системы «общество - природа» является развитие диалектической системы, являющейся основой онтогенеза индивида.

Это система «потребность - деятельность», диалектической формой развития, которой является индивидуальное человеческое сознание - физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на базе этих знаний организующий деятельность индивида, направленную на удовлетворение его потребностей.

Человеческое общество в целом, как и отдельные государства можно представить в виде диалектической системы «индивид - индивид», различные формы отклонения от состояния равновесия которой, образуют все внутриобщественные (социальные) противоречия. Таким образом, движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.

Заключение

Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество - природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования - увеличении объема знаний о природе - этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.

Движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.

Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его целостность - вот смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.

Список использованных источников

1. Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., Наука и техника, 2003. - 135 с.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн 1. Пространство и время в неживой природе. - М.: Наука, 1995. -с. 321.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 211 с.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2002. - с. 145.

5. Лавров П.Л. Задачи понимания истории. М, 1998. - 177 с.

6. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь, 1997, № 2-3.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 2004. - 234 с.

8. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. 1999. № 1. - С. 12-22.

9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. - М.: Соц.- полит. журн., 2002. - С. 18-23.

10. Ушаков А. Восток: современность) // Социально-политический журнал. 1993. № 11-12. -С. 11-13.

11. Фромм Э. Иметь или быть? М., Наука, 1990. - 334 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс изменений общества и его перехода из одного состояния в другое. Критерии и признаки социального прогресса. Концепции социального прогресса и его движущие силы. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2012

    Формы социального взаимодействия, признаки социальных институтов, изменения в обществе. Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура. Фазы возникновения нового социального движения в современном обществе.

    тест , добавлен 08.04.2013

    Движущей силой социального прогресса является деятельность всех личностей. Суть процесса действительности - это развитие диалектических систем, образующих его. Влияние личности на развитие социальных процессов зависит от ее влияния на сознание людей.

    статья , добавлен 07.02.2009

    Огюст Конт и другие классики социологии о сущности и функциях социального прогресса в развитии общества. Рассмотрение реформистских и революционных видов социального прогресса в прошлом и настоящем. Осуществление социальной модернизации общества.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Сравнительный анализ процесса исторического развития общества и исторического прогресса. Понятие техники, влияние ее развития на жизнь общества. Сущность и особенности духовного прогресса. Основы распространения гуманистического сознания в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Информатизация общества как одна из закономерностей современного социального прогресса. Расширение прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом как следствие информатизации. Вхождение России в мировое информационное общество.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Сущность социального планирования. Уровни социального планирования. Формы и методы социального планирования. Показатели и критерии социального развития. Структура плана социального развития коллектива. Основные функции социальной службы.

Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы».

Развитие – это вид изменения (движение).

По мнению Э.Г. Юдин а, развитие отличается от функционирования. Функционирование – это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие – это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы.

Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие:

1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта)

2. направленность изменений

3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) =>

Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы.

Развитие предполагает следующие направления:

2. прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему

3. регресс – это наоборот.

Соотношение прогресса и регресса:

1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать)

2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы.

3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам.

Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.

ü Для неорганической природы таким критерием является степень

усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным).

Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:

1. усложнение состава системы (появление новых подсистем)

2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы

3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).

ü Для живой природы применяется так называемый «функциональный


критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.

ü Для общественных систем применяется:

1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.

2. гуманистический критерий : показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом – «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни».

Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса:

1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе.

2. степень свободы работников от эксплуатации

3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни

4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе.

Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть?

Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития.

Представлены концепции:

1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера

2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.


1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику!

2. Взаимосвязь формы и содержания

3. Принцип системности

4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом знания, принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса - степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше. В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития - построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, - неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям, то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса, однако по поводу морального прогресса мнения расходятся. Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития обществ. Первая мировая война и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок.

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову. В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов - движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами - лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла - фазу кризиса.

Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между пред­ставителями разных социологических школ и направлений. По­жалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманисти­ческий смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», го­воря философским языком. Не менее важны и другие их сторо­ны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гума­нистический, человеческий смысл - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объек­тивные показатели для оценки социальных изменений, квалифи­кации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных по­казателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разрабо­тана обстоятельная «Система социальных показателей Российско­го общества». Она разделена на четыре группы по сферам общест­венных отношение: собственно социальной, социально-полити­ческой, социально-экономической и духовно-нравственной. В каж­дой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определяю­щие «фон» развития общественных отношений; социальные ин­дикаторы как количественные характеристики общественных от­ношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общест­венных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений по­зволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступа­ют в качестве базовой основы системного порядка.

К критериям прогрессивных процессов следует отнести и каче­ственное улучшение основных факторов социальных изменений:

Окружающей среды;

Структуры народонаселения;

Экономического фактора;

Повышение уровня и качества жизни человека;

Степень распространения инноваций во всех сферах жизне­деятельности общества;

Улучшение социокультурных условий жизни человека и т. д.
Помимо названных можно было бы указать на многие другие критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий про­гресса связан с его гуманистическим смыслом.

Философия и футорология.

ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurun - будущее и греч. logos - учение, слово) -представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин „Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую „философию будущего", противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле истории будущего", „науки о будущем", призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин „Ф.", ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием „исследование будущего", к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее постиндустриального общества" теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф. Полак, И. Гал-тунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. переживает кризис, в ходе к-рого сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность „глобальной катастрофы" при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к „новой цивилизации", построенной на принципах буржуазного гуманизма. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. при- обрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось т. наз. Глобальное моделирование перспектив человечества на основе использования ЭВМ. Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское учение о будущем человечества, научное прогнозирование, к-рое опирается на положения диалектического и исторического материализма, теорию научного коммунизма.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта