Главная » 3 Как собирать » Тютчев фонтан история создания. Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф

Тютчев фонтан история создания. Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен, в Германию где плотно изучал европейскую поэзию. Именно тогда пребывая в окружении романтиков и поэтов в Тютчева было самое плодотворное в плане творчества время.

Стих Фонтан размером невелик, но зато глубок по смыслу. Мы видим что поэт задевает мотивы великого "Фауста" Гете. Это размышление на тему предопределенности судьбы человека. Тютчев выражает мысль, что всегда обязательно есть некий порог, ограничитель, и человек не может полностью раскрыться. Но тут уже мы видим не просто романтичные мыли, а философское размышление. Если человек не может в переносном смысле прыгнуть выше себя, то что такое там за гранью, существует ли оно или это иллюзия. Поэт очень красиво сравнивает фонтан с идеей человека, чистой идеей стремления вверх, к развитию, к прекрасному, к небу. Фонтан всегда ярко бьет, по другому просто не может быть, ибо тогда фонтан не будет самим собой по определению. Это символизирует стремление человеку к высшему. И это всегда у всех, но у каждого в своей мере.

Однако поэт пишет о трагедии, о разочаровании. Ведь как бы сильно фонтан не стремился к небу, как бы не горел человек идеей очень скоро он упадет бессильно к земле и возможно больше не попробует подняться. Мы видим что поэт верил в судьбу. Но это тяжело назвать просто судьбой, это какой-то неумолимый рок. Стремление человек познать все, всю природу, основы мироздания воистину неограниченное и даже бесконечное. И мы видим горькое несоответствие реальности. Каждая попытка подняться вверх будет быстро провалена. И это может продолжаться бесконечно. А как известно вечность для человека ужасней просто смерти. Почему так происходит трудно сказать. Можно предположить, что все попытки фонтаны подняться вверх проваливаются через законы природы, которые неумолимы и человек не может их изменить.

Однако остается вопрос, временно ли это? Сумеет ли человек развиться так, чтобы менять законы природы на самом фундаментальном уровне. Тут уже вопрос веры. Можно гадать, можно верить в неизбежную эволюцию, однако точно знать мы ничего не можем. Будет ли эволюция продолжаться вечно? Я считаю что нет и нас ждет деградация. И поменять законы природы мы не сможет, потому что их создал Высший Разум, а если будем пытаться мы только уничтожим все.

Федор Тютчев в своем стихотворении часто и к тому же искусно употребляет эпитеты, метафоры. Поэт использует кольцевую рифмовку, которая как будто повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана. Темы затронуты поэтом будут волновать человека до самого конца его существования.

Вариант 2

Русский поэт и мыслитель Фёдор Иванович Тютчев писал в довольно необычном стиле. Его краткие стихотворения все больше напоминают фрагмент произведения. Однако же в этот небольшой отрывок Тютчев способен был уместить многое. Весь смысл, сюжет, история, все то, что волновало поэта, и русский народ было заложено в этих кратких стихотворениях, которые правильнее назвать одой. Благодаря краткости текста стихотворения Тютчева навевали переизбыток чувств, эмоций и сюжетной картины. Что, безусловно, придавало популярности поэту. Его стихотворения были написаны не в классическом стиле, возможно несколько сложны для чтения, но это не уменьшало интерес к творчеству Тютчева.

В стиле оды и является стихотворение «Фонтан». Оно было написано в 1836 году, в период расцвета творчества Тютчева. Поэт всегда старался найти связь человека и природы. Он стремился узнать истинную сущность человека в сочетании с природой. Бытует и мнение, что дополнением к этому стремлению Тютчева стали и наблюдения за фонтаном.

Тютчев любил в своих произведениях представить, проникнуться идеей, поэтому он писал свои произведения в стиле философской лирики. Однако и романтизм присутствует в его стихотворениях. Его произведение «Фонтан» как раз можно отнести к философской лирике с элементами романтизма. В «Фонтане» Тютчев много философствует, размышляя, что так тревожит фонтан, что заставляет его подняться к облакам и опуститься вниз.

Фонтан является главным героем этого произведения. Его можно сравнить с человеком, который стремится к высотам, к чему-то новому, неизведанному, но все равно падает вниз. Здесь же Тютчев рассуждает, как человеку не упасть при стремлении к новым вершинам, как не быть этим самым фонтаном, который неизменно падает вниз. «Какой закон непостижимый...» – задается вопросом Тютчев, что, иначе говоря, заставляет человека, подобно фонтану, падать вниз, терять высоты и достижения.

Настроение в стихотворении меняется постоянно. Так, в начале произведения фонтан жизнерадостен, полон сил и энергии. Он сияет, достигая лучей солнца. Так и человек полон энтузиазма и трудолюбия по отношению к работе, которая его влечёт и манит. И тут же настроение стихотворения разительно отличается от первых строк. Лишь только коснувшись лучей солнца, «ниспать на землю осужден». Здесь как нельзя отражается характер человека в образе фонтана. Даже для современности это актуально – человек теряет энтузиазм, достигая определённых вершин, добиваясь поставленной цели. Подобно фонтану, он угасает и падает вниз. Всего лишь пару строк, но как они отражают проблемы даже современного общества. Тютчев всего лишь в несколько строк вместил глобальную проблему человечества разных времён, в своей излюбленной манере сравнивая человека с природой.

Тютчев великолепно сравнил человека с неживой природой. Хотя и стихотворение носит пессимистический характер, стоит отметить, что оно очень поучительное. Произведение направляет человека на желание превзойти самого себя. Тютчев здесь выступает в роли учителя. Он приводит пример из жизни природы и сравнивает ее с жизнью, нормами и поведением человека. По всей видимостью это придаёт популярность этому стихотворению Тютчева.

Анализ стихотворения Фонтан по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза

    Основной мыслью для движения темы стихотворения, является мысль о грозе. Тютчев воспринимает грозу, как что прекрасное и чистое, которое приводит к чему то новому и прекрасному. На протяжении всего стихотворения Тютчев сравнивает грозу с жизнью людей.

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Грезы Фета

    Фет был великолепным художником слова, и великолепие его таланта проявлялось в умелом использовании самых разнообразных ритмических решений, красивейшей звукописи.

  • Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

    В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное.

  • Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

    Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.

Жизнь человека в понимании Ф. И. Тютчева неизмеримо глубока и в то же время мгновенна и непостоянна, она не оставляет после себя заметного следа. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. Важные вопросы мироздания ставит он в своём творчестве. Основная идея его философской лирики - возможность постижения тайн миропорядка только в результате непосредственного чувственного и созерцательного восприятия.
Поэта интересуют духовная жизнь человека. Этому посвящены многие его стихотворения. Самым характерным и наиболее ярко выражающим мировоззренческую позицию поэта лирическим произведением, на мой взгляд, можно назвать стихотворение «Фонтан», созданное в 1836 году.
Это произведение несёт в себе большую философскую нагрузку. Центральный образ стихотворения - образ фонтана. Он символизирует собой смысл человеческого бытия. Космос в целом и Судьба отдельного человека осмысливаются поэтом как средоточие многообразия, двойственность и борьбу противоположных начал. Такой ракурс рассмотрения требует от стихотворения особой формы и содержания. В смысловом отношении произведение делится на две части, связанные между собой ассоциативно и тематически. В первой части стихотворения поэт рисует многогранный образ «сияющего фонтана»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Первое слово стихотворения - глагол 2-го лица, единственного числа, стоящий в форме повелительного наклонения. Кажется, будто лирический герой обращается лично к каждому из нас. От этого тональность стихотворения становится дружеской и несколько интимной. Поэт создаёт доверительную атмосферу для философского размышления над смыслом и содержанием человеческой жизни.
Несмотря на доверительные, довольно близкие отношения между лирическим героем и читателем, тема стихотворения отнюдь не прозрачна и легка. Она сразу задаёт серьёзный тон рассуждениям героя и не позволяет читателю поверхностного чтения и восприятия. Движение воды бьющего фонтана уже с первых строк начинает смутно напоминать нам жизнь человека. В памяти сразу появляется ассоциация с фразеологическим оборотом, часто употребляемым по отношению к бодрому, действующему человеку: «Жизнь бьет ключом».
Лирический герой подробно останавливается на описании фонтана. Благодаря этому, читатель открывает для себя поразительное сходство человеческого существования с «лучом» брызг, сверкающим на солнце:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
Вторую часть Тютчев сразу начинает с ассоциативного изменения объекта изображения:
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Строки не содержат пояснений автора столь резкой перемены в стихотворении. Поэт словно уверен в том, что каждый читатель самостоятельно проследил параллель между образом фонтана и мыслью человека. Он заставляет читателя быть не сторонним слушателем, а реальным участником размышлений.
Вторая часть - это слова лирического героя, обращённые уже не к человеку, а к человеческой мысли. Основа жизни состоит в вечном стремлении к идеалу, к познанию законов Вселенной. Поэт использует образные, метафорические выражения для характеристики «смертной мысли» человека. Словно фонтан, сияющий на солнце и стремящийся в вышину, душа и разум человека жадно «рвутся» к небу, к неизвестному и непостижимому. Однако в последних строках стихотворения лирический герой называет нам ту силу, которая осуждает водяной столп «ниспасть на землю» и «упорно преломляет» движение человеческой мысли:
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Тайную силу, препятствующую познанию человеком тайн и загадок бытия, лирический герой именует «незримо-роковой дланью». Поэт сознательно употребил эту перифразу, включающую в себя церковно-славянское слово «длань». Тем самым поэт выразил мысль о невидимой руке, распоряжающейся человеческой жизнью. Божественная власть правит Вселенной, и человек вступает в противоборство с этой силой. Таков «непостижимый закон», мятущий и стремящий «смертную мысль» к духовной борьбе. Идея стихотворения состоит не в победе над космической силой, управляющей жизнью человека, а в стремлении постичь её законы, познать суть бытия, достичь идеала, обрести душевную и божеско-вселенскую гармонию.

«Фонтан» Федор Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как или же , Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе , которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Вы пробовали когда-нибудь читать стихи? Не только для того, чтобы сдать зачёт по литературе, а для собственного удовольствия? Многие неглупые люди уже давно заметили, что в коротких стихотворных строчках нередко содержатся своеобразные зашифрованные послания о смысле бытия и о нашем месте в этом мире. Даже тем, кто откровенно не любит поэзию, нелишне будет задуматься о том, с чего это вдруг вторую сотню лет подряд в хрестоматии по литературе значится: "Ф. И. Тютчев. "Фонтан"? И что такого особенного в этих шестнадцати строчках?

Загадки Фёдора Тютчева

В классической русской литературе XIX века поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стоит несколько в стороне от её магистральных направлений. Образы и выразительные средства её сложны, многомерны и неоднозначны. Для того чтобы понять всю философскую глубину и мощь поэзии Тютчева, её недостаточно просто прочитать. Над постижением смыслов и образов произведений поэта приходится трудиться всю жизнь. Тютчева "Фонтан" невозможен вне контекста всего творчества этого человека. А творчество это неотделимо от его жизни и биографии. И если самую малость продолжить смысловой ряд, то становится очевидным, что биография и судьба поэта неотделима от судьбы России.

Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан"

Давайте поразмыслим о том, что хотел донести до нас великий русский поэт своим достаточно небольшим по объёму произведением. Хотя бы в первом приближении. Нужно обладать очень большой степенью наивности, чтобы в описании того, как струя фонтана взлетает вверх, а потом под тяжестью земного притяжения, достигнув предела, преломляется и обрушивается вниз, не увидеть и не почувствовать ничего большего. А только молча восхититься тем, как мастерски описаны блики солнечных лучей на струе воды. Но вдумчивый читатель, отдав должное мастерству поэта, не станет на этом завершать анализ стихотворения Тютчева "Фонтан". За изображением этого явления в упомянутом произведении легко просматривается глобальная борьба стихий и энергий. Порыв к бунту и обречённость его на поражение. Неизбежность "возвращения всего на круги своя", согласно ветхозаветным принципам. И попытка преодолеть изначальную детерминированность.

Ф.И. Тютчев: "Фонтан". История создания шедевра

Для более глубокого понимания рассматриваемого стихотворения следует соотнести его со временем и местом, где оно было создано. Произведение это увидело свет в 1836 году в Германии, где автор находился на дипломатической службе. И в своём произведении, помимо прочего, он ведёт прямой диалог с немецкими поэтами-романтиками той эпохи и философом-идеалистом Шеллингом. И простой анализ стихотворения Тютчева "Фонтан" многих наводит на мысль о том, что таким образом поэт отозвался на поразившее многих современников учение Фридриха Шеллинга о "единой мировой душе". По представлениям русского поэта, она в равной степени находит воплощение как во внутренней жизни человека, так и в окружающей его Природе.

Россия и Европа

Часто принято иронизировать над теми русскими патриотами, которые предпочитают любить Родину издалека и жить при этом в Западной Европе. Но тот простой факт, что великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев прожил значительную часть своей жизни вдали от Родины, совершенно не означает его удалённости от русской жизни. В столицах Европы Тютчев подолгу жил, главным образом, по роду своей дипломатической службы. Тема России и размышления о её судьбе являются доминирующими в творчестве поэта. Какое всеобъемлющее произведение - стих "Фонтан" Тютчева! Оно ведь не только о единой мировой душе повествует. Эти шестнадцать строк и к России относятся самым непосредственным образом. В стихотворении присутствуют две противонаправленные силы - стремление ввысь и земное притяжение.

На острие спора

Вот уже несколько столетий движущей силой развития русской мысли является философский конфликт двух начал. Стремление всё сокрушить и построить нечто новое на образовавшихся руинах и стремление во что бы то ни стало встать на пути общественного прогресса и оставить всё так, как было ранее. Это спор между либералами-западниками и консерваторами-почвенниками. Вдумчивый анализ стихотворения "Фонтан" Тютчева позволяют обнаружить в нём присутствие этого противоборства двух исторических интеллектуальных концепций. Фёдор Иванович Тютчев, вне всякого сомнения, был представителем консервативного образа мысли. К возможности что-то изменить в русской судьбе он относился весьма скептически. О нём нередко вспоминали через несколько десятилетий после его ухода из жизни, когда на Россию надвинулись войны и революции.

О судьбе поэта на государственной службе

Давно - и совершенно обосновано - судьбу поэта в России принято считать трагичной и обречённой на погибель. Но биография Фёдора Ивановича Тютчева, видимо, являет собой исключение, подтверждающее сие правило. Он прожил долгую и вполне благополучную жизнь. Сделал блестящую карьеру на дипломатической и государственной службе. Его консервативные убеждения были целиком и полностью устремлены на сохранение существующих государственных устоев. Поэт при жизни был услышан и востребован. Заслуги его перед российской государственностью в монархических кругах широко признавались. Поэт дослужился до звания действительного тайного советника и был награждён многими орденами и регалиями. Последние пятнадцать лет своей жизни он возглавлял Цензурный комитет, то есть имел власть определять и решать, что следовало читать российской публике, а от чего её нужно оградить.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа - это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью одноцветной

Ниспасть на землю осужден .(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Жизнь

Смерть

Облако живое

Смертная мысль

Сияющий, Неистощимый

Пыль одноцветная

Влажный

Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая - судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает - останавливает существование чего-либо. «С высоты» - решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта