Главная » 3 Как собирать » «Воробей» Н. Рубцов

«Воробей» Н. Рубцов

Добрый Филя

В 1961 году Рубцов пишет стихотворение «Добрый Филя», вошедшее в сокровищницу русской классики:

Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…

Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живёт.

Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!

Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
- Филя! Что молчаливый?
- А о чем говорить?

Всего 16 строк, но их оказалось достаточно, чтобы создать цельный образ человека, характер, тип, очень узнаваемый в России. У него немало таких стихотворений («Русский огонёк», «Эхо прошлого »), в которых он попытался заглянуть в душу людей деревни. Да он и сам был в чём-то таким же неприхотливым и беззлобным Филей. В одном из стихотворений о нём есть такие строки:

Почему велик Рубцов
средь поэтов ярких, броских, -
потому что сто рубцовских
в его сердце тех, сиротских.

То общага, то притон -
жизнь почти что на погосте,
а в стихах его при том
ни обиды нет, ни злости.


Способность оставаться доверчивым и добрым, несмотря ни на какие жизненные неурядицы и несчастья, умение не озлобляться из-за них — характерное свойство Рубцова, которое проявляется в его стихах, особенно в стихах о животных и птицах. Прочитайте его стихотворение о воробье, которому живётся зимой очень несладко, холодно и голодно, и вам понятней станет характер самого поэта:

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

Олицетворяя своих бессловесных героев, поэт воспроизводит всю гамму человеческих чувств в разных жизненных ситуациях:

Медведь

В медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в лохматом теле.
Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!

Ласточка

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилу птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?


Коза

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
- Как не стыдно тебе, егоза? -
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.

Про зайца

Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, -
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

Послушайте, как великолепно читает эти стихи Константин Райкин:http://rutube.ru/video/237038cdde962aee649493e14624567b/

«Я не серьёзно. Я играю...»

Рубцов по сути своей — импровизатор. Он следует в стихах своим наитиям, прихотям чувства. Его мысль питается импульсами, порывами. В этом неповторимое обаяние его стихов — в непреднамеренности, первородности словесного жеста.

Стукнул по карману —не звенит!
Стукнул по другому —не слыхать!
В коммунизм —в безоблачный зенит
Полетели мысли отдыхать.

Память отбивается от рук.
Молодость уходит из-под ног.
Солнышко описывает круг—
Жизненный отсчитывает срок.

Я очнусь и выйду за порог,
И пойду на ветер, на откос
О печали пройденных дорог
Шелестеть остатками волос.

Стукнул по карману — не звенит!
Стукнул по другому — не слыхать!
В коммунизм — в безоблачный зенит
Полетели мысли отдыхать...

А теперь послушайте, как эти стихи сам Рубцов читает: http://rutube.ru/video/6e866c7e62cd4435f52ac515f5776dd0/

Рубцов не рядится в романтическую тогу, не примеряет осанку витии, нередко соскальзывая с высоких нот в средние регистры. Это придаёт его стихам ощущение жизненной достоверности и правды.

Слёз не лей над кочкою болотной
оттого, что слишком я горяч.
Вот умру — и стану я холодный.
Вот тогда, любимая, поплачь!

Когда я буду умирать,
а умирать, конечно, буду, -
ты загляни мне под кровать
и сдай порожнюю посуду.

Улыбка, шутка помогали ему избежать в стихах приторной сентиментальности, ходульной патетики, унылого однообразия.

Прости, - сказал родному краю, -
за мой отъезд, за паровоз.
Я несерьёзно. Я играю.
Поговорим ещё всерьёз.

Славянофилы, которые сделали из Рубцова знамя патриотизма, хотели видеть в нём лишь певца святой Руси и другие интонации ими прослушивались глухо. Вадим Кожинов , например, писал: «Я отнюдь не хочу сказать, что ранняя поэзия Рубцова лишена значительности. Но он стал подлинно народным поэтом лишь тогда, когда ирония и мелодраматизм отошли на второй план, а вперёд выдвинулось нечто иное, гораздо более серьёзное, уравновешенное и ответственное ». Но сам Рубцов, думаю, не согласился бы с такой трактовкой. Он писал о своих ранних стихах: «Не отказываюсь от них, ибо и они от души, от жизни ».
Вот, например, его стихотворение «Утро перед экзаменом» , которое он написал накануне экзамена по геометрии, когда всё видел в геометрическом свете, и которое Кожинов обвинял в несерьёзности, в том, что оно «толкает на ложный путь в поэзии»:

Тяжело молчал валун-догматик
в стороне от волн. А между тем —
я смотрел на мир, как математик,
доказав с десяток теорем!..

Скалы встали перпендикулярно
к плоскости залива. Круг луны.
Стороны зари равны попарно,
волны меж собою не равны.

Вдоль залива, словно знак вопроса,
дёргаясь спиной и головой,
пьяное подобие матроса
двигалось по ломанной кривой.

Спотыкаясь даже на цветочках —
(Боже! Тоже пьяная "в дугу"!..) —
чья-то равнобедренная дочка
двигалась, как радиус в кругу!

Я подумал, это так ничтожно,
что о них нужна, конечно, речь,
но всегда ничтожествами можно,
если надо, просто пренебречь!

И в пространстве — светлом, чистом, смелом -
облако — (из дальней дали гость) -
белым, будто выведенным мелом,
знаком бесконечности неслось!

Когда Рубцов выступал на вечерах с этим шутливым стихотворением — успех был ошеломляющий. Энергия выражения, озорство, юмор, всё это делает эти стихи чем-то большим, чем просто незатейливая шутка.

Рубцов читает свои стихи

Тут же вспоминаются «геометрические» стихи «Начало осени » у Заболоцкого . Трудно вообразить и Маяковского без его «Гейнеобразного», «Мелкой философии на глубоких местах», «Тамары и Демона », да в конечном счёте всю мировую лирику без ироничных или шутливых интонаций.
А вот стихотворение Рубцова 1962 года «Жалобы алкоголика »:

Ах, что я делаю? За что я мучаю
больной и маленький свой организм?..
Да по какому ж такому случаю?..
Ведь люди борются за коммунизм!..

Рубцов может шутить, ёрничать, но под этой поэтической бравадой нередко скрывается драма, душевная боль. У него есть стихотворение, чем-то перекликающееся с «Чёрным человеком» Есенина , там такие строки:

Он говорит, что мы одних кровей
и на меня указывает пальцем,
а мне неловко выглядеть страдальцем,
и я смеюсь, чтоб выглядеть живей.

Стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны... » - программное для Рубцова, одно из сильнейших его стихов, оно производит магическое впечатление:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен...

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля - останься, мое божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...

Смотрите, какая торжественная лексика: «неведомый сын», «вольные племена», «таинственный всадник», «ангел под куполом синих небес »... И тут же, словно в противовес этой непомерной тяги к возвышенному, - совершенно иная тональность, совсем иной всадник:

Эх, коня да удаль азиата
мне взамен чернильниц и бумаг, —
как под гибким телом Азамата,
подо мною взвился б аргамак!

Как разбойник, только без кинжала,
покрестившись лихо на собор,
мимо волн Обводного канала —
поскакал бы я во весь опор!

Мимо окон Эдика и Глеба,
мимо криков: "Это же — Рубцов!",
не простой, возвышенный, в седле бы -
прискакал к тебе, в конце концов!

Но наверно, просто и без смеха
ты мне скажешь: "Боже упаси!
Почему на лошади приехал?
Разве мало в городе такси?!"

И, стыдясь за дикий свой поступок,
словно Богом свергнутый с небес,
я отвечу буднично и тупо:
— Да, конечно, это не прогресс...

Геннадий Осиев. Портрет Н.Рубцова. 1987 год.

Неподражаемый юмор и самоирония, лёгкая «домашняя» интонация экспромта — это то, что выгодно отличает его стихи от напыщенных панегириков профессиональных русолюбов и русохвалов:

Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком -
И буду жить в своем народе!

«Мы с тобою как разные птицы...»

В 1962 году Рубцов выпускает свою первую книгу «Волны и скалы » и, взяв очередной отпуск, уезжает в Никольское. Здесь на вечеринке он знакомится со своей будущей женой Генриеттой Меньшиковой . Том же году поступает в Литературный институт.

Николай Рубцов со студентками Литинститута

А в 63-ем у него родилась дочь Лена . Жизнь начинала налаживаться. Несмотря на бытовые трудности, безденежье, нелады с тёщей, Рубцов впервые — и увы! так недолго — был по-настоящему счастлив. Хотя помощи от него семье не было, но появилась надежда, что фантастическая мечта Рубцова вроде бы обретает реальную почву: он учился в Москве «на поэта», как уважительно говорили в семье, печатается в газетах и журналах... И работалось ему тогда в Николе удивительно хорошо. Но... семейная лодка разбилась о быт.
Жена, хоть и подарила ему дочь, настоящим другом стать не смогла. Творческий непокой, сжигавший душу поэта, был недоступен её пониманию. Жену и тёщу раздражало, что Рубцов не работает, не признавая его творчество работой, требовали, чтобы занимался хозяйством, зарабатывал деньги. Он говорил: «И Гета, и тёща — прекрасные люди. Только будь я не поэт, а обыкновенный скотник на ферме — цены бы мне не было. Но разве я виноват, что родила меня мать поэтом? Поэт получился, а в мужья не сгодился! »
И случилось то, что должно было случиться: он ушёл. В 1968 году Рубцов разведётся с женой. Хотя стихи, предвещающие разлуку, напишет ещё в 65-ом:

Я уеду из этой деревни...


Мать придет и уснет без улыбки...
И в затерянном этом краю
В эту ночь у берестяной зыбки
Ты оплачешь измену мою.

Так зачем же, прищурив ресницы,
У глухого болотного пня
Спелой клюквой, как добрую птицу,
Ты с ладони кормила меня.

Слышишь, ветер шумит по сараю?
Слышишь, дочка смеется во сне?
Может, ангелы с нею играют
И под небо уносятся с ней...

Не грусти! На знобящем причале
Парохода весною не жди!
Лучше выпьем давай на прощанье
За недолгую нежность в груди.

Мы с тобою как разные птицы!
Что ж нам ждать на одном берегу?
Может быть, я смогу возвратиться,
Может быть, никогда не смогу.

Ты не знаешь, как ночью по тропам
За спиною, куда ни пойду,
Чей-то злой, настигающий топот
Все мне слышится словно в бреду.

Но однажды я вспомню про клюкву,
Про любовь твою в сером краю
И пришлю вам чудесную куклу,
Как последнюю сказку свою.

Чтобы девочка, куклу качая,
Никогда не сидела одна.
- Мама, мамочка! Кукла какая!
И мигает, и плачет она.

Я уеду из этой деревни...
Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь на дворе глубока.

Генриетта Меньшикова. Умерла в 2002 году.

Дочь Рубцова Лена

Рассказывает дочь Николая Рубцова: http://www.youtube.com/watch?v=aOD-oZJOnS4&feature=player_embedded (видео, медиа центр)

Елена Рубцова

Дочь поэта закончила полиграфический техникум, родила четверых детей, живет в Петербурге. Ей было 7 лет, когда он погиб. Елена Николаевна очень бережно относится к памяти отца. В честь его она назвала сына Николаем. В 2006 году он погиб при невыясненных обстоятельствах: сначала решили, что самоубийство, потом, по настоянию родных, завели дело об убийстве. Странное совпадение цифр: Рубцов ушел из жизни в 35 лет, и ровно через 35 лет после его гибели убивают его внука.

Коля Рубцов, внук поэта

«Я вчера нарезался по-свински...»

В воображении большинства людей при слове «поэт» возникает особый романтический ореол. Внешне Рубцов таких ассоциаций не вызывал. Он был небольшого роста, щуплый, с настороженным колючим взглядом тёмных проницательных глаз. Одевался бедно, чуть ли не весь год ходил в валенках, причём дырявых, в неизменном шарфике, - в институте у него было прозвище «шарфик», ибо, он, кутаясь от ветра в своё ветхое пальто, вечно наматывал на шею что-нибудь пёстренькое.

Глеб Горбовский вспоминал: «От его внешности не исходило «поэтического сияния». Трудно было поверить, что такой «мужичонко» пишет стихи и, теперь это стало фактом, будет прекрасным русским поэтом» . Рубцов как-то умудрялся раздражать почти всех, с кем ему доводилось встречаться. Он раздражал коменданта общежития, официанток, продавцов, преподавателей института и многих своих товарищей. Раздражало в нём несоответствие его простоватой внешности тому сложному духовному миру, который он нёс в себе.

Раздражало в общем-то понятное. Эти люди ничего не имели бы против, если бы Рубцов по-прежнему служил на кораблях Северного флота, вкалывал бы на заводе у станка или работал в колхозе. Это, по их мнению, и было его место. А он околачивался в стольном граде, захаживал даже — в святая святых — ЦДЛ. Это раздражало, и потому многое, что другим легко сходило с рук, ему не прощалось.
В первый раз Рубцова отчислили из института в 1963 году. За «дебош и драку», учинённые им в ЦДЛ. Многие сомневались, как это тщедушный маленький Рубцов мог избить дюжего метрдотеля. На самом деле это было так: в одном из зала Дома литераторов заседали работники народного образования и, скучая, внимали оратору, вещавшему с трибуны о том, как сложно преподавать литературу в школе. Рубцов случайно проходил мимо и задержался в дверях из любопытства.

Оратор стал перечислять поэтов, рекомендуемых для изучения: Сурков, Уткин, Щипачёв, Сельвинский ...
- А Есенин где? - крикнул возмущённый Рубцов. - Ты почему о Есенине умолчал? По какому праву?
Тут и налетел на Рубцова коршуном метрдотель и, ухватив за шарфик, потащил к выходу. Рубцов стал сопротивляться.
- Бьют! - завопил деятель ресторана. Подскочила обслуга. При своих, что называется, свидетелях, они и составили тот грозный протокол «об избиении», который лёг в основу приказа об «исключении». На первый раз Колю простили. Но вскоре последовала ещё одна его выходка.
Однажды в Литинституте случилось странное: в один прекрасный день из здания исчезли все портреты классиков. Прочесали всё от подвала до чердака, решили обшарить общежитие. И вдруг в одной из комнат видят такую картину: вдоль стен, лицом в комнату, стоят портреты классиков — один к одному. Посреди комнаты на полу сидит человек. Перед ним — бутылка водки, а в поднятой руке — стакан. Он говорит, обращаясь к портретам: «Ну вот, наконец-то мы все вместе собрались! » - и выпивает водку. Это был Рубцов. Ему, как он объяснил, захотелось выпить в компании приличных людей. Позже он выдаст об этом экспромт:

Я вчера нарезался по-свински.
Лошади ходили по стене.
И великий критик В. Белинский
приставал с пол-литрою ко мне.

Рубцова попросили написать объяснение, но вместо обещания больше не пить и исправиться он написал ректору такие стихи:

Возможно, я для Вас в гробу мерцаю,
но заявляю Вам в конце концов:
я, Николай Михайлович Рубцов,
возможность трезвой жизни отрицаю!

Тогда его снова простили. Но новый инцидент в ЦДЛ переполнил чашу терпения руководства. Скандал возник из-за того, что Рубцова из-за его затрапезного вида (он мог прийти в валенках-чесанках) администратор не хотел впустить в ресторан, хотя студенческий билет Литинститута давал ему такое право. Бурный спор завершился рукопашной схваткой и вызовом милиции с последующей передачей дела в суд. От суда его с трудом удалось спасти благодаря усилиям А. Яшина , заступничеству В. Тушновой, Б. Слуцкого , вмешательству К.Симонова , к которому они обратились. Но из института Рубцов был исключён безжалостно. Для него это было катастрофой. Его выселили из общежития, он лишился стипендии, московской прописки. Его снова засасывает трясина пьянства.

Если жить начать сначала,
всё равно напьюсь бухой
и отправлюсь от причала
вологодчины лихой.

Красным, белым и зелёным
нагоняем сладкий бред.
Взгляд блуждает по иконам.
Неужели Бога нет?

Поэзия ещё спасает его.

Я не один во всей вселенной.
Со мною книги и гармонь.
И друг поэзии нетленной -
в печи берёзовый огонь...

«Это от ночной звезды...»

Рубцов возвращается в Николу . Там он пишет одно из самых печальных и пленительных своих стихотворений «Звезда полей »:

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

Это стихотворение дало название новому сборнику Н. Рубцова, вышедшему в 1967 году, которое сразу обратило на себя внимние читающей Москвы. В эти же годы Рубцов напряжённо работает над сборниками «Душа хранит» и «Сосен шум » - последними прижизненными изданиями поэта.

В 1965 году его восстанавливают на заочном отделении института, в 1968-ом принимают в СП и дают, наконец, комнату в рабочем общежитии Вологды.

Ю. Воронов. Вологда.

Но он по-прежнему бесприютен, безбытен. Бывавшие у Рубцова дома говорили, что он жил «как последний босяк». У него не было постельного белья, посуды, ел он из кастрюли. И комната порой казалась ему трюмом затонувшего, потерпевшего крушение корабля.

Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть...
Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном,
Под запыленною картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною...

Читаешь эти строки, и кажется, что тонет не однокомнатная квартира на 5 этаже, а та самая наполненная звёздным светом «горница» Рубцова.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.

Волшебные, пленительные, загадочные строки.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

Первоначальный вариант этого стихотворения назывался «В звёздную ночь » и имел мотив сна. Финальные его строки были такие:

Словно бы я слышу звон
вымерших пасхальных сёл...
Сон, сон, сон
тихо затуманит всё.

Но Рубцов, рассчитывая на чуткого читателя, вычёркивает строфы, являющиеся ключом к такому прочтению, а с первых же строк разворачивает картины, увиденные им во сне. Как может быть светло в горнице от ночной звезды? Да, он не высветит углы комнаты, но его достаточно, чтобы в этом призрачном свете увидеть главное, то, что, кажется, давно позабыто.

В.Корбаков. Голубые сумерки. Николай Рубцов

При свете ночной звезды видно давно умершую, но никогда не умиравшую в памяти Рубцова мать.

Красные мои цветы
в садике завяли все...

Те красные цветы, которые в поэтическом мире Рубцова неразрывно связаны с матерью, с её смертью. Это тот красный цветок, который шестилетний Коля Рубцов нёс за гробом матери. Чтобы полить этот увядший в памяти цветок, и приносит матушка воды.

И тогда сразу оживает забытое в дневной суете...

Лодка на речной мели
скоро догниёт совсем.

Это намёк на ту лодку, на которой предстоит плыть «на тот берег», когда завершится жизненный путь.

Поэт точно и во всей глубине передал своё душевное состояние, в простых и безыскусных словах сумел запечатлеть свет, мерцавший в его душе. И этот свет стал принадлежать всем.

«Козыри свежи, а дураки те же»

Рубцова чаще рассматривали в пределах так называемой «тихой лирики». А между тем он был необычайно острым социальным поэтом. Вот хотя бы эти строки, написанные им в 1959-ом, а опубликованные лишь в 1985-ом:

Давно в гробу цари и боги!
И дело в том — наверняка -
что с треском нынче демагоги
летят из Главков и ЦК!

Тогда это было невообразимо по смелости. Дата стихотворения говорит сама за себя — Рубцов писал правду о нашей жизни давно, независимо от «климата» и конъюнктуры. Вот строки из стихотворения 1963-го:

И праздник устроим,
и карты раскроем...
Эх! Козыри свежи,
а дураки те же.

Людмила Дербина в своих воспоминаниях рассказывала: «Никогда в жизни я не встречала человека так болезненно страстно заинтересованного судьбой России и русского народа. Он не пекся ни о чем личном, был бескорыстен и безупречно честен. Я отлично понимала, насколько он выше и крупнее каждого из того огромного легиона, называющих себя поэтами, кто личные интересы, свое собственное благополучие ставит превыше всего. Рубцов не выписывал ни газет, ни журналов, у него не было телевизора, он редко ходил в кино, но он знал главное. Его думы были крупнее и глубже того потока поверхностной информации, пропитанной духом бодрячества и наивного оптимизма».

Многие строчки поэта просто не дошли до нас из соображений цензуры. Например, в его «Осенней песне » должны были быть такие строки:

Я в ту ночь позабыл все газетные вести,
все газетные вести из центральных ворот.
Я в ту ночь полюбил все тюремные песни,
все тюремные песни, весь гонимый народ...

Да мало ли какие строчки должны были быть ещё, но не состоялись для народа. Может быть, не высказанные вслух, не написанные на бумаге, они всё более жгли и мучили Рубцова? Его поэтическая мысль не смогла себя реализовать полностью, до конца, какой-то самый сокровенный, сердцевинный виток его души остался нераскрытым. Проклятье советских поэтов — внутренний цензор сидел в нём и заставлял переиначивать концовки стихотворений (иначе не напечатают), в некотором смысле искажать себя как поэта. Быть может, эта беспросветность, трагическая невозможность высказать себя до конца и надломила его окончательно.
Рубцов считался поэтом деревни, хотя половину жизни прожил в больших городах: Москве, Ленинграде, Вологде. И душа его как бы разрывалась на части между ними. Эту двойственность, эту смятенность души он хорошо выразил в стихотворении «Грани », включённом Евтушенко в антологию «Строфы века »:

Я вырос в хорошей деревне,
Красивым — под скрип телег!
Одной деревенской царевне
Я нравился как человек.

Там нету домов до неба,
Там нету реки с баржой,
Но там на картошке с хлебом
Я вырос такой большой.

Мужал я под грохот МАЗов,
На твердой рабочей земле...
Но хочется как-то сразу
Жить в городе и в селе.

Ах, город село таранит!
Ах, что-то пойдет на слом!
Меня все терзают грани
Меж городом и селом...

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Случилось это Во время птичьего банкета: Заметил Дятел-тамада, Когда бокалы гости поднимали, Что у Воробушка в бокале — Вода! Фруктовая вода!! Подняли гости шум, все возмущаться стали,- «Штрафной» налили Воробью....
  2. Говоришь ты мне: Надоела грусть! Потерпи чуть-чуть, я назад вернусь. Хочешь ты любовь, Как настольный свет: повернул — горит, повернул — и нет. Хочешь про запас (пригодится в срок),- а...
  3. Предчувствие любви страшнее Самой любви. Любовь — как бой, Глаз на глаз ты сошелся с нею. Ждать нечего, она с тобой. Предчувствие любви — как шторм, Уже чуть-чуть влажнеют руки,...
  4. Если с другом вышел в путь, Если с другом вышел в путь- Веселей дорога! Без друзей меня чуть-чуть, Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много. Что мне снег? Что...
  5. Любовь порой игрушкой притворится… но если ту игрушку расколоть, она становится огромной птицей – и разорвет когтями вашу плоть! Так пусть живет в обличии игривом – глазастой куклой, змейкой по...
  6. Как растают морозные Голубые снега, Воды вешние, грозные Принимает река. Воды талые, мутные Из окрестных лугов, И становится трудно им В тесноте берегов. Выливаются в поймы, Размывают стога… А моя...
  7. Что за птица такая поет то скрипично, то трубно? Ни с того ни с сего Иногда человеку любому становится трудно От себя самого. Что за птица, чье имя никто и...
  8. Трудно нам с тобой договориться, Трудно, милая, трудней всего: Резко обозначена граница Счастья твоего и моего. И, усталые, полуживые, Зубы стиснувши и губы сжав, Мы с тобой стоим, как часовые...
  9. Что ж ты спишь, ветер, Куда глядишь? Хуже всего на свете Такая тишь. Сосны, обессилев От снежных груд, Руки опустили, Спины гнут. Снег вроде дыма — Пока летит, Почти невесом,...
  10. Жизнь меня к похоронам Приучила понемногу. Соблюдаем, слава богу. Очередность по годам. Но ровесница моя, Спутница моя былая, Отошла, не соблюдая Зыбких правил бытия. Несколько никчемных роз Я принес на...

Николай Михайлович Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Лирика, написанная специально для детей, занимает скромное место в творческом наследии Рубцова. Для маленьких читателей он создал всего двенадцать коротких стихотворений. Значительная их часть посвящена животным. Среди подобных произведений - миниатюра «Воробей», состоящая из восьми строк. Лирический герой текста встречает воробушка, жизнь которого нельзя назвать легкой. Птичка замерзает, у нее не осталось сил даже на чирикание. Ей катастрофически не хватает еды и тепла. Чтобы добыть хотя бы зернышко, воробей из своего укрытия на чердаке вынужден бросаться к каждой проезжающей мимо подводе с поклажей. В мире нет справедливости для маленькой голодной птицы. Никому вокруг неинтересны ее трудности. Несмотря на это, воробей не становится озлобленным.

Лирический герой стихотворения - человек с чистой душой. Он способен пропустить горе птицы через себя, прочувствовать его. В последних строках слышится восхищение природной гармонией, где нет место злу в человеческом понимании. Рассматриваемое стихотворение - настоящий гимн смирению, покорности судьбе, выносливости. Жизнь воробья - не сахар, но он не жалуется, не сдается, а продолжает вести упорную борьбу за существование. В поэтическом мире Рубцова звери и люди обладают равными правами. Братья наши меньшие в его творчестве наделены самостоятельным голосом. Тем не менее, совершенно не значит, что им не требуется порой помощь человека. Напротив - нередко животные без нее погибают.

Лирика Рубцова для детей корнями уходит в русское народное творчество. В фольклоре нашей страны никогда люди и звери не противопоставлялись. Более того - братья наши меньшие наделялись человеческими чертами. Лисица представлялась хитрой, зайчик - трусливым, медведь - могучим. Николай Михайлович прекрасно понимал, что стихотворения о животных всегда были и будут особенно близки и понятны маленьким читателям. Детям свойственно воспринимать мир всерьез, одушевление зверей для них - обычное дело. Недаром часто в фольклорном творчестве, предназначенном в первую очередь для ребятишек, животные разговаривают.

«Воробей», как и другие детские стихотворения Рубцова, — учит ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Николай Михайлович через свою лирику транслировал вечные ценности, именно поэтому по сей день не забыта она.

Сочинения по прочитанным стихотворениям Николая Рубцова

Wiki-газета

Стихотворение Н. М. Рубцова «На реке»

Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!
Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой - как топор.

Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "На реке". Рисовал Алексей К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка»

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим...

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца» .

Николай Рубцов. "Ласточка". Рисовала Дана Ш., 4б класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

Мама, а как

Крокодил поет?

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет.

Николай Рубцов. "После посещения зоопарка". Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Маленькие Лили»

Две маленькие

Лили -

Лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

Почему ты

не зеленеешь,

Прутик-лилипутик? -

Пошли

За лейкой

Маленькие Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

Как дожди не лили,

на прутик лили

Лили -

Лилипуты.

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "Маленькие Лили". Рисовала Ольга К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Медведь»

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...


Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

Мне было очень жалко медведя.

Татьяна Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Про зайца»

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

В стихотворении царит грустное настроение.

Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Петречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе

Учитель начальных классов

Гайфуллина Лира Габдулхаевна

Октябрь 2013 год

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Цель: формировать умение работать со стихотворным текстом; учить детей понимать язык поэзии.

Задачи:

    о бразовательные :

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов;

    коррекционно – развивающие :

корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;

    воспитательные :

воспитывать нравственные качества как: сопереживание, доброта, бережное отношение к птицам.

Оборудование и материалы: учебник чтения, презентация (фото поэта Н.М. Рубцова, фотографии птиц; сюжетные картинки: дети, вешающие кормушки; птицы, кормящиеся на кормушках), видеоряд Тушева (№15 «Коза»), таблички артикуляционной гимнастики (на каждой парте), презентации физкультминуток «Попрыгунчики», «Ветер» (для глаз); компьютер, проектор.

Оформление: запись на доске: число, тема урока.

План урока.

    Организационный момент – 1 минута.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 минуты.

    Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока – 7 минут.

    Усвоение новых знаний – 20 минут.

    Закрепление нового материала – 9 минут.

    Итоги урока – 5 минут.

Ход урока.

    Организационный момент.

Проверка наличия на столах обучающихся учебников, табличек артикуляционной гимнастики, дневников.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:

    артикуляционная гимнастика: (можно смотреть таблички)

«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);

«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)

    фонетическая зарядка: (видеоряд Тушева, сопровождается музыкой, дети подпевают…)

За – за – за – за

Прибежала к нам коза!

Зы – зы – зы – зы

Ой, беда у той козы!

Зо – зо – зо – зо

Не поют козлятя «Зо!»

Зу – зу – зу – зу

Надо выручить козу!

    Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока.

    Постановка проблемы:

Ребята, о ком мы пропели? (…о козе). Коза это домашнее животное или дикое? (…домашнее животное)

    Рассказ о своем любимом животном.

У кого из вас дома есть животные? Давайте проверим, кто и как справился с домашней работой? Что было задано на дом? (…рассказать о своем домашнем питомце…)

(у меня есть щенок…)

(.. у меня есть котенок Тишка…)

(… у меня есть рыбки…)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашней работой! Я уверена, что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они ваши друзья? (…да)

На этом уроке мы продолжим говорить о наших друзьях. Кого мы можем назвать другом? (…животных, птиц…). Мы поговорим о «крылатых друзьях». Как вы это понимаете? Кто такие «крылатые друзья»? (…это птицы, у них есть крылья…) Правильно, ребята!

    Объяснение нового материала.

    Постановка проблемы:

Кто писал о наших друзьях – животных? Назовите писателей и их произведения (…В.Бианки «Кошкин питомец», М.Пришвин «Гаечки»,…) О наших друзьях – птицах писал еще Н.М. Рубцов. (демонстрация слайда №1- фото поэта)

Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Посмотрите на этих птиц (демонстрация слайда №2 – фото вороны, воробья, сороки), какой из этих птиц воробей?

(…второй) Правильно. А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие) (Демонстрация слайда №3 – птицы в разное время года)

Правильно, зимующие. Ребята, посмотрите эти фотографии (демонстрация слайда №4 – фото озябших птиц зимой), как живется птицам зимой?

(…им трудно, холодно). А чтобы нам «не замерзнуть», давайте, подвигаемся…

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы» (учитель называет по очереди зимующие и перелетные птицы, дети выполняют движения: зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы - приседание. Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, воробей, снегирь, синица; перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец)

    Работа по новому материалу.

А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Воробей».

        1. Но прежде поработаем с трудными словами: (демонстрация слайда №5)

За-мер-за-ет – замерзает

Сов-сем - совсем

Дро-жит – дрожит

Зёр-ныш-ком – зёрнышком

Ста-но-вит-ся – становится

От-то-го - оттого

(чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение –> чтение слова полностью, как произносится с ударением)

    Словарная работа. (демонстрация слайда №6)

Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? (чтение учителем – чтение детьми) (…) Это выражение можно объяснить как «повозка с грузом», в городе это может быть «контейнер с грузом».

    Чтение стихотворения. – Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, я прочитаю, а вы ответьте на вопрос: Почему воробей не чирикал?

а) чтение учителем:

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Б) - Почему же воробей не чирикал? (…потому, что ему холодно, он голодный, он замерзает…) Молодцы, ребята!

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ВЕТЕР» (Презентация: дети наблюдают за движением облаков, летающих листьев, слушают звуки ветра)

Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем про воробья. Откройте учебники, страница 59.

В) Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка логического ударения. Анализ стихотворения: - Как понимаете выражения:

- «Чуть живой»? (… может умереть)

- «Как заметит подводу с поклажей»? (… как увидит контейнер с грузом)

- «Бросается к ней»? (… летит к ней)

- «И дрожит он над зёрнышком бедным»? (… бережёт своё зернышко)

- «Не становится вредным»? (… не становится злым)

А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.

Г) Жужжащее чтение.

Д) Выразительное чтение вслух (допущенные ошибки исправляются учителем.)

Е) работа со стихотворным текстом, игра «Прятки». - Сейчас мы с вами поиграем и узнаем: внимательно ли вы читали стихотворение. Нужно найти слов, которое спрятано. (Демонстрируются слайды №№ 7,8,9,10,11,12; дети работают с текстом стихотворения…)

Демонстрация слайда №7: Замерзает совсем. . (…воробей)

Демонстрация слайда №8: Из-под бросается к ней. (…крыши)

Демонстрация слайда №9: И дрожит он над бедным. (...зёрнышком)

Демонстрация слайда №10: И летит к своему. (…чердаку)

Демонстрация слайда №11: А гляди не становится. (…вредным)

Демонстрация слайда №12: Оттого, что так ему. (…трудно)

Молодцы, ребята!

    Закрепление нового материала.

    Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)

Какое настроение вызывает это стихотворение? (…грустное) Почему? (…потому, что воробью холодно, жалко его) Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо ли вы поняли стихотворение, мы узнаем, когда поработаем в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на следующие вопросы: (демонстрируется слайд №13 –

Воробей из-под крыши полетел к контейнеру, искать там пищу, зёрнышки.

Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков. Можно кормить птиц, делать кормушки.

Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

    Обсуждение и обобщение работы в группах.

А вы, ребята, помогаете птицам зимой? Как? (…делаем кормушки, собираем крошки, крупу) (Демонстрация слайда №14 – дети вешают кормушки)

Какой пример нам приводит в своем стихотворении поэт Н.Рубцов? Прочитайте эти строчки. (А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.) (Демонстрация слайда №15 – птицы едят с кормушек)

Посмотрите, ребята, как птицы едят угощение детей. Они не дерутся за корм, не обижают друг друга. А вы, ребята, не становитесь вредными, когда вам трудно? Не грубите? Никого не обижаете? (…нет, мы тоже помогаем друзьям)

    Итоги урока.

Ребята, как вы думаете, чему нас учит это стихотворение? (…учит быть добрыми, помогать птицам, жалеть их…) Правильно, ребята. Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере маленького воробья мы должны учиться быть хорошими людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да) Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке? (…узнали о воробьях, как им трудно живется, что птицам нужно помогать, делать кормушки, нужно быть добрыми, отзывчивыми, никого не обижать…)

Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: рассказали о своих питомцах, хорошо работали в группах, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Кто считает, что Юлия работала на 5? … Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?

Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:

    Артуру – правильно и выразительно читать стихотворение:

    Соне, Никите, Ангелине, Данилу, Алине – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.

Запишите домашнюю работу в дневниках (Демонстрация слайда №16)

    1 вариант – стр. 59 выраз. чит.

    2 вариант – стр. 59 выуч. наизусть.

На этом урок окончен, всем спасибо!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта