Главная » 3 Как собирать » Звание герой советского союза. Звание героя советского союза

Звание герой советского союза. Звание героя советского союза

Садовников Николай Фёдорович (1946-1994).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989 г.), Герой Советского Союза (31.10.1988 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.), майор.

Садовников Николай Фёдорович родился 25 октября 1946 года в посёлке Лиховской Ростовской области. Отец Николая Фёдор Васильевич работал старшим нарядчиком в паровозном депо, а мама Татьяна Алексеевна занималась домашним хозяйством. Николай рано остался без отца и воспитывался одной матерью. Рос послушным ребенком. В школе учился хорошо. В детстве у Николая было два увлечения. Первое — футбол. Как он сам говорил: «Играл с утра до ночи» . Второе увлечение только формировалось — авиация.

В 1964 году он окончил школу с серебряной медалью и уехал сдавать экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ). Конкурс при поступлении был большой – 15 человек на место. Но Николай успешно сдал экзамены, и в августе 1964 года стал курсантом ЕВВАУЛ. В 1966 году совершил свой первый самостоятельный полёт на L-29 , затем освоил МиГ-15 , МиГ-17 , Су-7Б , Су-7БКЛ . В училище продолжал активно занимался спортом: занимал первые места по футболу и ручному мячу. На третьем курсе, на танцах, познакомился с преподавательницей музыкальной школы Ларисой. 30 декабря 1967 года они сыграли свадьбу, а осенью 1968-го в семье Садовниковых родился первенец — сын Андрей.

В октябре 1968 года Николай Садовников окончил Ейское училище и был направлен в один из старейших и титулованных полков Советских ВВС — 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова отдельный полк истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР (1-й Гв.АПИБ). Этот полк входил в состав Южной группы войск (ЮГВ) и базировался на аэродроме Кунмандараш в Венгрии. В полку было три эскадрильи, две из которых летали на сверхзвуковых истребителях-бомбардировщиках Су-7БМ , а третья — на фронтовых истребителях МиГ-17. Садовников сначала попал в третью эскадрилью. Летал в паре со своим другом и «однокашником» по ЕВВАУЛ — П.И.Реутовым. Их пара часто занимала первые места в эскадрилье, в полку и в воздушной армии. И, поэтому, талантливых молодых лётчиков вскоре перевели в первую эскадрилью, где летали лучшие лётчики воздушной армии.

В ноябре 1973 года Н.Ф.Садовников в звании капитана уволился из армии в запас и поступил в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). В ШЛИ со слушателями делились своим опытом легендарные советские лётчики-испытатели: С.Н.Анохин , М.Л.Галлай , М.М.Громов , В.С.Ильюшин , Г.А.Седов , А.А.Щербаков и А.В.Федотов , именем которого впоследствии была названа Школа лётчиков-испытателей. Инструктором Садовникова был замечательный человек и лётчик-испытатель, будущий космонавт А.С.Левченко. За полтора года обучения в ШЛИ слушатель осваивал 12-15 типов самолётов (выполняя на каждом типе по 5-15 полётов с отработкой элементов методики лётных испытаний).

В мае 1975 года Николай успешно окончил ШЛИ и получил направление на работу в Лётно-исследовательский институт. Вместе с Садовниковым в ЛИИ пришли его сокурсники по ШЛИ: В.К.Александров, В.В.Заболоцкий, А.П.Пугачев, Р.А.-А.Станкявичюс, В.С.Хатковский и Б.Н.Швалев. Работая в ЛИИ, Садовников освоил большое количество различных типов самолётов. По тематике института провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях (в том числе на МиГ-21 , МиГ-23 , Су-7 , Су-9) и тяжёлых самолётах.

В июле 1977 года Садовников был зачислен в первую группу лётчиков-испытателей для участия в программе «Буран». Приступил к специальной подготовке в ЛИИ, но уже в конце 1977 года ушёл из группы в связи с планируемым переходом на другую работу.

В июне 1978 года в семье Садовниковых родилась дочь Ирина.

В январе 1979 года Николай Фёдорович Садовников переходит на работу в прославленное ОКБ имени П.О.Сухого . За время лётной работы в ОКБ он провёл ряд сложных испытаний самолётов Су-15 , Су-17 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-27К (Су-33), при этом испытывал штурмовик Су-25 в боевых условиях Афганистана, самолёт палубного базирования Су-27К на комплексе «НИТКА» (Наземном научно-исследовательском тренажере корабельной авиации) и авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В 1987 году на двухместном самолёте-истребителе Су-27УБ Н.Ф.Садовников вместе с И.В.Вотинцевым осуществил сверхдальний беспосадочный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13440 км за 15 часов 42 минуты.

В 1987-1988 годах Садовников на самолёте П-42 (Су-27) установил 10 мировых авиационных рекордов скороподъёмности и высоты полёта.

28 сентября 1988 года Николай Садовников катапультировался из неуправляемого и штопорящего Су-27К (Т-10К-1), находясь вниз головой в условиях отрицательной перегрузки. В результате этого катапультирования он повредил позвоночник, долго лечился и был списан с лётной работы.

С 1989 года работал на наземной должности — заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П.О.Сухого. Помогал «вставать на крыло» молодым лётчикам-испытателям.

Старший товарищ Николая Федоровича В.С.Ильюшин в свое время заметил: «Лётчик — не просто профессия, это склад души и ума. Лётчик, переставший летать, все равно не становится «бывшим». Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной…»

22 июля 1994 года Николая Фёдоровича не стало. Сказались многолетние нервные перегрузки и полученные травмы.

Садовников похоронен на Островецком кладбище Раменского района Московской области. Память Николая Фёдоровича увековечена в городе Жуковском. Его имя присвоено средней школе № 8, во дворе которой сооружён бюст Героя, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска в городе Жуковском на доме, где жил Н.Ф.Садовников.

Награды:
— За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Садовникову Николаю Фёдоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11588);
— орден Ленина (1988 г.);
— орден Трудового Красного Знамени (1982 г., «за большие трудовые заслуги, проявленные при испытаниях новой авиационной техники»);
— медали;
— грамота Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» (награждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан» с вручением нагрудного знака «Воину-интернационалисту»);
— Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.).

Список источников:
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
Сайт памяти Николая Садовникова (http://www.nsadovnikov.su/Испытатель/История-жизни).

На фронте редко бывают радостные дни. 6 сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка майора Алексея Кольцова и штурмана полка капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза. И теперь они летели в столицу

За заслуженной в воздушных боях с врагами наградой.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. Прикрепляя к парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с ненавистным врагом.

Не всем советским воинам довелось дожить до 9 мая 1945 года. 7 ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове?В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность?Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.

"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 июля по 10 августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени. В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная...

31 июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане.

Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие, и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Семёном Бычковым и старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: "Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.

Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным?Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии. Когда в июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля.

В протоколе заседания суда записано: "Свидетель Бычков рассказал, как в конце январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным.

Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии генерал-полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками.

Капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.

Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание майора немецкой армии.

4 февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены майору Бычкову и вновь испечённому капитану РОА Антилевскому.

19 декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно-воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.

2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейхсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в генерал-майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно-воздушных сил народов России".

13 февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир полковник Байдак, начальник штаба майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти.

Командиром эскадрильи был назначен майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в марте должна была быть задействована "для боёв на востоке".

2-я эскадрилья (командир капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине февраля Мальцев доложил генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно ивыполнение боевых заданий немецкого командования отходило на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 апреля на военном совете было наконец-то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней.

Поэтому Мальцев вместе с немецким генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой-то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому-то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия.

Сдача оружия прошла 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Он писал, что "совершил вынужденную посадку и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии... На допросах не выдал врагу военной тайны, вступил в РОА по принуждению, глубоко раскаивается в содеянном". Его прошение было отклонено...

Анатолий Копейкин,

корреспондент журнала "Авиация и космонавтика"

СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ «СОКОЛОВ» ВЛАСОВА

Генерал-майора Мальцева солдаты 3-й американской армии доставили в лагерь военнопленных под Франкфуртом-на-Майне, а потом тоже переправили в Шербур. Известно, что советская сторона неоднократно и настойчиво требовала его выдачи. Наконец, власовского генерала всё же передали сотрудникам НКВД, которые под конвоем доставили его в свой лагерь, находившийся неподалёку от Парижа.

Мальцев дважды пытался покончить с собой - в конце 1945 и в мае 1946 года. Во время нахождения в советском госпитале в Париже он вскрыл себе вены на руках и нанес порезы на шее. Но избежать расплаты за предательство ему не удалось. На специально прилетевшем "Дугласе" он был доставлен в Москву, где 1 августа 1946 года приговорен к смертной казни и вскоре повешен вместе с Власовым и другими руководителями РОА. Мальцев был единственный из них, кто не просил о пощаде и помиловании. Он лишь напомнил судьям военной коллегии в последнем слове о своем необоснованном осуждении в 1938-м году, подорвавшем его веру в Советскую власть.

С. Бычкова, как мы уже сказали, "приберегли" для этого процесса в качестве свидетеля. Обещали, что в случае дачи им нужных показаний сохранят ему жизнь. Но24 августа того же года военный трибунал Московского военного округа осудил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 года. А Указ о лишении его звания Героя состоялся спустя 5 месяцев - 23 марта 1947 года.

Что касается Б. Антилевского, то практически все исследователи этой темы утверждают, что ему удалось избежать выдачи, скрывшись в Испании под защитой генералиссимуса Франко, и что осуждён к расстрелу он был заочно. "Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 1970-х годах. Хотя он и был приговорён заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, ещё 5 лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 года спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды»…

Но материалы уголовного дела в отношении Б. Р. Антилевского не дают оснований для подобного рода утверждений. Трудно сказать, откуда берёт свое начало "испанский след" Б. Антилевского. Возможно, по той причине, что его самолёт Fi-156 "Шторх" был подготовлен для вылета в Испанию, а в числе офицеров, плененных американцами, его не оказалось. По материалам же дела, после капитуляции Германии он находился в Чехословакии, где вступил в "лжепартизанский" отряд "Красная искра" и получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД.

12 июня 1945 года Антилевского-Березовского неоднократно допрашивали, полностью изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 "б" УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Данных о приведении приговора в исполнение в деле нет. Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Б. Антилевского всех наград и звания Героя Советского Союза действительно состоялся значительно позже - 12 июля 1950 года.


Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Осенью 1948 года была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами, положившая начало армейской авиации как отдельному роду авиации ВВС. Вспоминаем главные подвигов русских вертолётчиков.

В Арктике

В послевоенное время продолжалось освоение Арктики. 15 апреля 1954 г. была открыта дрейфующая полярная станция "Северный полюс- 3", работа которой продолжалась в течение года. В доставке полярникам необходимых грузов и эвакуационных мероприятиях впервые активно использовался вертолет Ми-4. Алексей Федорович Бабенко, в условиях крайнего Севера выполнил ряд полетов общей продолжительностью около 300 часов. Он же впервые на вертолете достиг Северного Полюса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении ответственного задания, майору А. Ф. Бабенко присвоено звание Героя Советского Союза.

В Афганистане

С сентября 1984 г. начал свой боевой путь в Афганистане Николай Саинович Майданов. К июню 1988 г. Майданов выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз до 1000 десантников и 100 тонн грузов. 29 июля 1988 г. Н. С. Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой позднее 29 января 2000 г. в Аргунском ущелье, когда его вертолет попал под огонь крупнокалиберного пулемета.

Таджикистан

27 сентября 1996 года совершил подвиг экипаж вертолета под командованием подполковника Ю. И. Ставицкого, который под огнем противника сумел обнаружить и подавить минометную батарею и несколько огневых точек боевиков. Машина получила тяжелые повреждения, начался пожар на борту. В бою погибли члены экипажа капитаны В. C. Стовба и И.М. Будай. Ценой огромных усилий Ю. И. Ставицкого и находившегося на борту командира Душанбинского отдельного вертолетного полка С. И. Липового тяжело поврежденный вертолет был приведен на аэродром. Машина получила множество пробоин от огня стрелкового оружия. 14 декабря 1996 года звание Героя Советского Союза было присвоено Ю. И. Ставицкому, С. И. Липовому, И.М.Будаю (посмертно), В.С.Стовбе (посмертно).

Чернобыль

Среди героев ликвидации аварии на Чернобольской АЭС памятен подвиг заместителя командира 65-го отдельного вертолетного полка В. А. Водолажского, который возглавил действия сводной оперативной группы вертолетчиков. Помимо подготовки летчиков к выполнению работ над аварийным блоком он лично на вертолете Ми-6 совершил 120 вылетов, сбросив на реактор около 300 тонн специальных смесей. Часто его вертолет спускался вдвое ниже установленной безопасной высоты. Значительная доза облучения не позволила Водолажскому продолжить службу в войсках и 19 октября 1988 г. он был уволен из рядов Вооруженных Сил. Лучевая болезнь прогрессировала и 18 июня 1992 г. героя не стало. 17 февраля 1995 г. полковнику В. А. Водолажскому присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно) Его именем названа улица в Минске, а 12 августа 1999 года полковник В.А. Водолажский был навечно зачислен в списки личного состава 65-й транспортно-боевой вертолетной базы (Белоруссия).

На Северном Кавказе

29 ноября 1999 года в ходе боя в районе селения Кулары части мотострелков попали в засаду чеченских боевиков и понесли потери. Поступил приказ эвакуировать раненых. Экипаж вертолета, в составе которого находился капитан Н. Е. Сизоненко произвел погрузку 7 раненных, но сам попал под обстрел. Получив тяжелое ранение Сизоненко, не оставил управление вертолетом и сумел посадить машину вблизи госпиталя во Владикавказе, однако сам через несколько часов скончался от полученных ран. 28-го июня 2000 г. Евгению Николаевичу Сизоненко было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Южная Осетия

В скоротечном конфликте отличились летчики 487-го вертолетного полка. Так, 9 августа 2008 года группа из шести вертолётов десантировала группу спецназа для выполнения задачи по уничтожению позиций грузинской артиллерии у южного выхода из Рокского тоннеля. Эта задача была полностью выполнена, несмотря на сложные условия и противодействие противника. В дальнейшем был проведен еще целый ряд высадок десанта уже в глубоком тылу грузинских войск. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, 17 февраля 2010 года командиру 487-го вертолетного полка полковнику Евгению Михайловичу Федотову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Сухая статистика

Награждение и присвоение высоких званий далеко не всегда отражает реальное количество подвигов или накала вооруженной борьбы. Скорее это реакция власти и часть государственной политики. Тем не менее, приводимая ниже статистика может быть показательной и представлять определенный интерес. Всего за подвиги, совершенные на поле боя и выполнение ответственных заданий 17 летчиков вертолетных частей были удостоены звания Героя Советского Союза, из них двое - посмертно. Из 17 награждений 15 произведено за подвиги, совершенные во время боевых действий в Афганистане. 45 раз летчикам вертолетов присваивалось звание Героя Российской Федерации (из них 18 посмертно). Значительная часть этих награждений связана с боевыми действиями в Северо-Кавказском регионе. 4 - за боевые действия в Таджикистане, 1 - за участие в операции по спасению заложников (1993г.). Дважды звание Героя России присваивалось за участие в операцию по принуждению Грузии к миру, 1 - за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и трижды за героизм при испытании новой авиационной техники. Николай Саинович Майданов стал единственным пилотом вертолета, удостоенным как звания Героя Советского Союза (за Афганистан, 1988 г.), так и звания Героя России (за боевые действия в Чеченской республике 2000 г., посмертно).

П. И. Кириченко: «Когда читаешь биографии людей, совершивших героические поступки, всегда хочется увидеть в их поведении, внешности, характере какие-то необычные черты, отличающие их от остальных. И очень часто убеждаешься, что нет в них ничего особенного. Никакой пафосности, романтической приподнятости, экзальтированности, только добросовестность, самообладание и повышенное чувство ответственности, долга».

Звание Героя Советского Союза (далее ГСС) – является высшей степенью отличия советского периода, самым почетным званием в советской наградной системе. Оно было определено Постановлением ЦИК Союза ССР от 16 апреля 1934-го года и присваивалось за личные, а также коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением выдающегося подвига. На то время в мире не было наград подобного рода. Хотя в отдельных странах и существовало понятие «национальный герой», оно не являлось официальным. Зато после окончания второй мировой во многих социалистических странах по аналогии были учреждены местные высшие степени отличия, например: «Герой Сирии», «Герой Народной Республики Болгарии», «Герой Монгольской Народной Республики» и так далее.

Изначально было принято решение выдавать Героям лишь особую грамоту. Однако 29 июля 1936-го года новым Положением было учреждено помимо грамоты ЦИК, вручать Героям Советского Союза еще и орден Ленина, являвшийся высшей наградой СССР. Задним числом его получили и те одиннадцать человек, кому звание ГСС было уже присвоено. Через три года количество ГСС составило уже сто двадцать два человека, и стало понятно, что необходимо ввести для них совершенно новый, особый знак отличия. Поэтому 1 августа 1939-го года вышел специальный Указ Президиума Верховного Совета, который содержал информацию об учреждении новой медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, которая отныне стала вручаться вместе с грамотой и орденом Ленина. Каждая медаль «Золотая Звезда» имела порядковый номер, соответствующий очередности присвоения звания Героя, включая лиц, кому оно было присвоено еще до учреждения медали.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза крепится над всеми медалями и орденами СССР на левой стороне груди. Она выполнена в форме пятиконечной звезды с двугранными гладкими лучами на лицевой стороне. Задняя сторона гладкая и ограничена по контуру тонким выступающим ободком. В центре выпуклыми буквами написано «Герой СССР», а в самом верхнем луче имеется номер. С помощью ушка и кольца медаль соединяется с позолоченной колодочкой, которая обтянута шелковой муаровой ленточкой красного цвета. На колодочке расположен нарезной штифт и гайка для крепления к одежде. Медаль «Золотая Звезда» изготавливалась из золота 950-ой пробы, а колодочка была выполнена из серебра.

ервые Герои Советского Союза: И.В. Доронин, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, В.С. Молоков, М.М. Громов, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский (сидит), М.В. Водопьянов
Впервые звание ГСС было присвоено семерым доблестным советским летчикам – Доронину И.В., Водопьянову М.В., Леваневскому С.А., Каманину Н.П., Ляпидевскому А.В., Слепневу М.Т. и Молокову В.С. – 20 апреля 1934-го года за спасение людей с ледокола «Челюскин». Первым из них шел Анатолий Ляпидевский, и с введением нового знака отличия ему была вручена «Золотая Звезда» под номером 1. Восьмым звание ГСС в 1934-ом году получил выдающийся летчик Михаил Громов, совершивший рекордный беспосадочный перелет за семьдесят пять часов на расстояние более двенадцати тысяч километров. Следующими ГСС в 1936-ом году стали авиаторы Чкалов В.П., Беляков А.В. и Байдуков Г.Ф., добравшиеся без посадок из Москвы до Дальнего Востока. А 31 декабря 1936-го года почетным званием были впервые награждены одиннадцать командиров РККА за воинские подвиги. Все они были летчиками, участниками гражданской войны в Испании. Интересно, что трое из них являлись по происхождению иностранцами: немец Эрнст Шахт, болгарин Захари Захариев и итальянец Примо Джибелли. Трем из «испанских» Героев звание впервые было дано посмертно.

Летом 1937-го после успешной организации и доставки на Северный полюс на самолетах команды первой в мире дрейфующей полярной метеостанции Героями стали академик Шмидт О.Ю., начальник полярной авиации Шевелев М.М., начальник самой станции Папанин И.Д. и еще пять летчиков. Этим же летом за участие в кровопролитных боях в Испанской Республике звание ГСС было впервые присвоено танкистам под руководством комбрига Дмитрия Павлова. Вообще за все время войны в этой стране с 1936-го по 1939-ые годы этого звания удостоилось пятьдесят девять человек.

В марте 1938-го года с успехом завершился 274-ех суточный ледовый дрейф станции «Северный полюс». За проведенные научные исследования Федорову Е.К., Ширшову П.П. и Кренкелю Э.Т. также присвоили звание ГСС. Вскоре появились Герои, удостоенные этого звания за борьбу с японскими интервентами в Китае. Первым из них опять был летчик – командир авиагруппы Федор Полынин. А в октябре 1938-го года прошло уникальное, до этого невиданное, массовое награждение двадцати шести бойцов Красной Армии, отличившихся в боях с японцами, вторгшимися на нашу территорию возле озера Хасан. Четверо из них впервые были рядовыми красноармейцами. До настоящего момента звание Героя получали только лица командного состава. 2 ноября 1938-го года почетным званием удостоили и прекрасную половину человечества. Летчицы Осипенко П.Д., Раскова М.М. и Гризодубова В.С. на самолете «Родина» осуществили беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.

Следующий, 1939-ый год, ознаменовался еще одним массовым присвоением звания ГСС за подвиги, проявленные в сражениях на реке Халхин-Гол. Звание Героя вместе с введенными знаками отличия – медалями «Золотая Звезда» получили семьдесят человек, двадцать из них посмертно. Лишь один был простым красноармейцем, остальные относились к командному составу. Кроме того, в сражениях с японцами трое воинов (майор Сергей Грицевец, полковник Григорий Кравченко и комкор Яков Смушкевич) впервые стали дважды Героями Советского Союза. Все они были летчиками и, к сожалению, ни один из них не дожил до конца Великой Отечественной.

Первый дважды Герой Советского Союза майор Сергей Иванович Грицевец - самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника
По итогам зимней советско-финляндской войны 1939-1940-го годов звания ГСС удостоились четыреста двенадцать человек. А в 1940-ом состоялось редкостное массовое присвоение звания всем пятнадцати членам экипажа ледокола «Георгий Седов», который был затерт во льдах Северного Ледовитого океана аж в 1937-ом году! Подобное никогда больше не повторялось, если не считать трех случаев награждения объединенных подразделений в годы Великой Отечественной. Уже в конце 1940-го года еще одним Героем Советского Союза, последним в предвоенный период, стал испанец Рамон Меркадер. Его удостоили этой высокой чести за убийство в далекой Мексике «врага коммунизма» Льва Троцкого. Меркадер был арестован и двадцать лет содержался в местной тюрьме. Он получил звание секретным Указом и под другой фамилией, а свою медаль увидел, лишь выйдя из тюрьмы через много лет. Всего до начала Великой Войны звания ГСС было удостоено шестьсот двадцать шесть человек, включая трех женщин.

Младшие лейтенанты летчики-истребители Жуков М.П., Харитонов П.Т. и Здоровцев С.И. первыми стали обладателями высшего знака отличия нашей страны в Великую Отечественную. 27 июня на своих И-16 они провели против немецких бомбардировщиков Ju-88, рвавшихся к Ленинграду, таранные удары. В сухопутных войсках первым Героем стал командир Московской мотострелковой дивизии полковник Яков Крейзер, сумевший организовать оборону на реке Березине. В ВМФ первым это звание получил моряк Северного флота Василий Кисляков, отличившийся во время высадки десанта в Заполярье, а среди пограничников – бойцы Константинов А.К., Бузыцков И.Д. и Михальков В.Ф., давшие 22 июня отпор фашистам на реке Прут. Первым Героем-партизаном считается командир группы «Красный Октябрь» Тихон Бумажков. Всего за 1941-ый год звание ГСС получило лишь несколько десятков человек, все в период с июня по октябрь. Потом гитлеровцы подступили к Москве, и вопросы награждения бойцов Красной Армии оказались на время забытыми.

Герой Советского Союза командир отделения 1-го добровольческого отряда моряков Северного флота старший сержант Василий Павлович Кисляков
Раздача орденов и наград возобновилась зимой 1942-го года после выдворения фашистов за пределы Московской области. 16 февраля 1942-го года посмертно звания ГСС была удостоена восемнадцатилетняя партизанка Зоя Космодемьянская, став первой женщиной-Героем военных лет. Летом этого же года стали награждать солдат, отличившихся в сражениях под Москвой. Всего Героями стали около ста человек, в том числе двадцать восемь «панфиловцев». Однако в целом в 1942-ом году присвоения звания ГСС проходило почти так же скупо, как и в 1941-ом.

1943-ый год явил новых Героев – участников Сталинградской битвы. Впервые это звание было присвоено человеку, который не являлся ни гражданином Советского Союза, ни солдатом Красной Армии. Им стал Отакар Ярош, подпоручик первого чехословацкого батальона пехоты (посмертно). В 1944-ом году появился первый трижды Герой Советского Союза – командир истребительной авиадивизии полковник Александр Покрышкин. А 2 апреля было объявлено о награждении самого молодого ГСС. Им стал семнадцатилетний разведчик-партизан Леня Голиков, погибший за несколько месяцев до выхода Указа. Всего в 1944-ом году звание ГСС получило более трех тысяч человек, преимущественно пехотинцев. Необходимо отметить, что в этом же году было решено наградить третьей «Золотой Звездой» майора Николая Гулаева, являвшегося третьим из советских асов по количеству сбитых самолётов противника. Однако он и еще ряд летчиков, так и не получили своих наград по причине устроенной ими накануне драки в московском ресторане. Указы после этого были аннулированы.

Первый Герой Советского Союза иностранец Отакар Ярош
В 1945-ом году звание Героя присваивалось как в ходе боевых действий, так и после дня Победы по итогам войны. Всего за совершенные подвиги в годы Великой Отечественной медали «Золотая Звезда» было удостоено 11635 человек (девяносто два процента от общего количества). Из них сто один человек стал дважды ГСС, а трое (Покрышкин А.И., Кожедуб И.Н. и Жуков Г.К.) трижды. Наибольшее количество составили военнослужащие сухопутных войск (более восьми тысяч человек). Существенно меньше Героев было в ВВС (около двух с половиной тысяч), в ВМФ Героями стали пятьсот тринадцать бойцов (включая морских летчиков и морских пехотинцев). Среди служащих внутренних войск, пограничников, войск безопасности около ста пятидесяти ГСС, двести тридцать четыре партизана получили «Золотую Звезду» (а Ковпак и Федоров даже дважды). Среди Героев Советского Союза времен Великой Отечественной свыше девяноста женщин, представительниц почти всех родов войск. Один человек – донской казак Константин Недорубов – к моменту присвоения звания ГСС являлся полным георгиевским кавалером (то есть обладателем четырех солдатских крестов) за подвиги в ходе Первой мировой войны. А еще за годы Великой Отечественной звания Героя были удостоены около двадцати граждан иностранных государств.

С 1945-го по 1953-ий год «Золотую Звезду» вручали крайне редко. Среди получивших были летчики-испытатели реактивных летательных аппаратов (Федотов и Стефановский), начальник глубоко засекреченной полярной экспедиции «Северный полюс-2» Самов М.М. и летчики 64-го истребительного авиакорпуса, бившиеся в воздушном пространстве Северной Кореи с американскими и южнокорейскими асами.

После начала Хрущевской оттепели за подвиги, свершенные в годы войны, звание ГСС получили люди, побывавшие в плену и заклейменные потом «предателями Родины» и «пособниками фашистов». В частности справедливость восторжествовала в отношении героя французского сопротивления Василия Порика, Петра Гаврилова – защитника Брестской крепости, летчика Михаила Девятаева, угнавшего немецкий бомбардировщик после побега из концлагеря и многих-многих других. В 1956-ом году Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Георгию Жукову была присвоена четвертая «Золотая Звезда». По этому поводу стоит отметить ряд любопытных моментов. Во-первых, формально его наградили к шестидесятилетию со дня рождения, что Положением о звании ГСС не предусматривалось. Во-вторых, возвращаясь к Положению, максимальное количество «Золотых Звезд», вручаемых одному человеку не должно было превышать трех штук. В-третьих, Жукова наградили через месяц после успешного подавления Венгерского мятежа.

Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков
Операции советских войск в этой стране Маршал организовывал лично, что позволяет сделать вывод об истинной причине вручения высокой награды.

Вскоре Хрущев удостоил звания ГСС кубинского вождя Фиделя Кастро, президента Египта Гамаля Насера, лидера коммунистов ГДР Вальтера Ульбрихта и главу правительства Алжира (позднее низложенного своим же народом) Ахмеда Бен Беллу.

С 1961-го года возникла традиция присваивать звание ГСС отечественным космонавтам. Первым стал космонавт №1 нашей страны – Юрий Гагарин. Любопытен тот факт, что многие космонавты – выходцы из социалистических государств, стали Героями Советского Союза, однако все граждане капиталистических стран, летавшие на советской технике, были награждены только орденом Дружбы народов. В 1964-ом году на семидесятилетие Хрущева к его трем медалям «Серп и Молот» добавилась «Золотая Звезда». Занявший его место Леонид Брежнев в 1966-ом году получил на свое шестидесятилетие первую «Золотую Звезду». Однако, в отличие от Никиты Сергеевича, он не остановился на достигнутом, и в 1976-ом, 1978-ом и 1981-ом, также в дни своего рождения, баловал себя этой наградой, став единственным в истории четырежды Героем Советского Союза и Героем СоцТруда.

Cогласно первому Положению звание Героя Советского Союза могло быть дано только один раз. Однако ГСС, совершивший героический подвиг вторично, награждался еще одной медалью «Золотая Звезда», кроме этого на родине ему сооружался бронзовый бюст. Второй орден Ленина не предусматривался. 14 мая 1973-го года и 18 июля 1980-го года в Положение о звании Героя Советского Союза были внесены некоторые изменения. В частности указывалось, что при повторном, а также и всех последующих награждениях медалью «Золотая Звезда», Герою каждый раз должен вручаться новый орден Ленина. Помимо этого было снято старое ограничение на количество вручений «Золотой Звезды» одному лицу (равное трем). Благодаря этому Леонид Ильич сумел стать четырежды ГСС (Жуков, ставший четырежды Героем в 1956-ом году, получил награду в обход существовавшего Указа от 1 августа 1939-го года). В 1988-ом году Положение снова было изменено, и опять орден Ленина стали давать ГСС лишь при первом вручении «Золотой Звезды». Также есть данные, что после войны Героям Советского Союза для повседневного ношения вручали копии медали «Золотая Звезда», сделанные из недрагоценных металлов.

Герои Советского Союза – боевые летчики и летчики-космонавты СССР.
В первом ряду: маршал авиации И.Н. Кожедуб, маршал авиации А.Н. Ефимов, летчик-космонавт СССР полковник В.В. Терешкова, главный маршал авиации П.С. Кутахов; во втором ряду: летчик-космонавт СССР генерал-майор авиации Г.Т. Береговой, генерал-полковник авиации Н.М. Скоморохов, летчик-космонавт СССР генерал-майор авиации В.А. Шаталов. (1975-1981 гг.)

Преемники Брежнева продолжили награждать званием Героя космонавтов, а также участников вооруженного конфликта в Афганистане (в их числе были Руцкой А.В. и Грачев П.И.). 5 мая 1990-го года Михаил Горбачев посмертно присвоил звания ГСС тридцати участникам Великой Отечественной в числе которых были: старший лейтенант Екатерина Зеленко, 12 сентября 1941-го протаранившая на бомбардировщике Су-2 немецкий истребитель Ме-109, прославленный подводник Александр Маринеско и одна из лучших женщин-асов в истории нашей страны Лидия Литвяк. После окончания «путча» 1991-го года по непонятным причинам посмертно наградили трех участников событий (Владимира Усова, Дмитрия Комара и Илью Кричевского), напавших на бронетранспортер, отъезжающий от Белого Дома. Парадокс в том, что они получили высшую степень отличия государства за то, что атаковали выполнявшие приказы правительства войска этого же самого государства. Помимо этого нападение на отступающие части сложно отнести к «геройским деяниям», за что и должно присваиваться звание ГСС.

Последним человеком, получившим почетное звание ГСС 24 декабря 1991-го года, стал водолаз, капитан третьего ранга Леонид Солодков, проявивший необычайную выдержку и мужество при выполнении особого задания по испытанию новейшей водолазной техники. За все время существования Советского Союза званием ГСС были награждены 12857 человек, из них 154 получили его дважды. Тремя «Золотыми Звездами» наградили Маршала СССР Буденного С.М., генерал-полковника Кожедуба И.Н. и Маршала авиации Покрышкина А.И. Четырьмя медалями награждены всего два человека: Брежнев Л.И. и Жуков Г.К. По разным причинам (в основном за преступления) лишены звания семьдесят четыре человека. Личности некоторых Героев Советского Союза тщательно засекречены, а имена и биографии до конца пока не раскрыты. Их или награждали под чужими фамилиями, или вообще уничтожали все данные о самом факте награждения.

После развала СССР в 1991-ом году звание «Герой Советского Союза» было упразднено. В связи с рождением нового государства – России – возникла необходимость формирования наградной системы. Ее особенностью явилось то, что все государственные награды реализованы, основываясь на отечественных многовековых традициях. Названия одних отражают исторические события в жизни нашего Отечества, другие – напоминают о легендарных сынах Родины, третьи имеют конкретное предназначение. На смену ГСС пришло звание «Герой Российской Федерации». Юридически и Герои Советского Союза, и Герои Российской Федерации имеют одни и те же права.

Кого награждает сегодня сим почетным званием Президент РФ? В первую очередь, конечно, защитников Отечества – военных, находящихся в горячих точках нашей страны и за границей. Однако за выдающиеся заслуги перед нашим государством звание Героя РФ могут получить и простые труженики промышленности и сельского хозяйства, учителя, врачи, деятели культуры и науки, спортсмены, вообще каждый гражданин великой России (а также лица без гражданства и иностранные граждане) независимо от вероисповедания, партийной принадлежности и национальности.

Первым звание Героя Российской Федерации 11 апреля 1992-го года получил начальник центра боевой подготовки в Липецке генерал-майор авиации Суламбек Осканов. Это звание было ему присвоено посмертно. В ходе выполнения летного задания 7 февраля 1992-го года на истребителе МиГ-29 отказала техника, и генерал ценой своей жизни сумел предотвратить его падение на населённый пункт. Однако некто из правительственных чинов России решил, что первый Герой России обязательно должен быть живым, поэтому вдове Осканова вручили «Золотую Звезду» с номером 2. А «Золотая Звезда» под первым номером досталась лётчику-космонавту Сергею Крикалёву за успешное выполнение продолжительного космического полёта на станции «Мир».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта