Изучая личность человека, будь то женщина, мужчина или ребенок, всегда можно выявить дурную склонность к неблаговидному поведению из-за, например, ошибок в воспитании, психологических травм. Но даже плохую наследственность можно обезопасить. Рассмотрим основные отрицательные черты человеческого характера.
Стремление главенствовать во всем, игнорирование любых нужд других людей. Явное или скрытое требование подчинения и дисциплины от каждого, с кем человек пересекается. Чужое мнение не учитывается, любое неподчинение пресекается без попытки найти обоюдно выгодное решение. Считается, что это типичная отрицательная черта русского характера.
Стремление конфликтовать с окружающими. В раннем детстве это обязательная отрицательная черта характера ребенка, изучающего способы защиты своих интересов. Для агрессивного взрослого типичны провокационные, иногда заведомо ложные заявления, повышенный тон, оскорбления. Иногда выполняются попытки воздействовать на оппонента физически.
Болезненное стремление добиваться поставленной цели, невзирая на размеры рисков, игнорируя свои и чужие логические доводы о превышении объема трат над ценностью желанного результата. Зачастую становится причиной ситуаций, приводящих к летальному исходу, утрате здоровья или значительным финансовым потерям.
Патологическое стремление к личной материальной выгоде в любой ситуации. Получение наживы любой ценой становится единственным источником положительных эмоций в жизни. При этом продолжительность приятных ощущений от полученных благ крайне кратковременна - из-за неконтролируемого постоянного желания обогащаться еще больше.
Отсутствие эмоциональной реакции на большинство внешних раздражителей из-за особенности темперамента или вследствие защитной реакции организма на стрессы. Является одной из причин невозможности достижения даже простых целей из-за неспособности или нежелания концентрироваться, прилагать волевые усилия.
Небрежное выполнение обязательств из-за нежелания действовать по уже известным всем правилам или непонимания алгоритмов, необходимых для быстрого и наименее затратного достижения имеющихся целей. Зачастую это типичная отрицательная черта характера женщины, только-только вырвавшейся из-под чрезмерной родительской опеки.
Реальное или сознательно демонстрируемое отсутствие заинтересованности к конкретному субъекту, объекту, событию, обязанностям из-за врожденной эмоциональной холодности, пережитого сильного стресса или, привитого с младенчества, чувства превосходства над людьми с другим социальным статусом, иной веры, национальности, расы.
Сознательно выбранная, навязанная при воспитании или обусловленная моральной незрелостью позиция отказа от реального осознания последствий собственных действий, нежелание принимать решения, влияющие на свое и чужое качество жизни. В сложных житейских ситуациях активных действий не проводится из-за ожидания, что проблема рассосется самостоятельно.
Отсутствие индивидуальных черт, из-за чего отдельный субъект легко «теряется» в общей массе таких же, как он людей. В процессе общения «серый человек» не вызывает симпатии из-за зацикленности на безынтересных темах, в коллективе безынициативен, скучен, опасается нововведений и всячески противится им.
Эмоциональное безразличие к чужим бедам, неумение или нежелание соболезновать, сочувствовать людям в частности и живым существам в общем, испытывающим физическую или эмоциональную боль. Иногда это намеренная бесчеловечность в действиях, приводящих к страданиям и даже смерти объектов, выбранных в качестве жертв.
Намеренное или неосознанное нарушение норм, последовательности действий, принятых в данном социуме в соотношении с какой-то конкретной ситуацией. Причиной намеренной развязности может быть стремление спровоцировать конфликт или привлечь внимание к собственной персоне, неосознанной - погрешности воспитания, эмоциональная незрелость.
Болезненная потребность постоянно участвовать в диалоге с одним или несколькими собеседниками, невзирая на содержательность разговора, степень увлеченности им остальными участниками, уместность беседы. Основная цель такого собеседника не получение новой информации, а роль рассказчика при контакте с кем-то. При этом он может распространять ту информацию, которую другие бы предпочли держать в тайне.
Неумение сдерживать любые обещания и учитывать чужие интересы, отсутствие способности длительно двигаться ради достижения одной цели, стремление к постоянной смене круга общения, партнеров. Отсутствие принципов и четких поведенческих границ, быстрое угасание интереса к конкретному занятию, человеку.
Страстное стремление к контролю над всеми и ожидание беспрекословного подчинения, желание безграничной власти, особенно над более образованными и умелыми. Упоение собственным превосходящим положением в ситуациях, когда окружающие вынуждены обращаться за помощью или искать защиты, материальной поддержки.
В патологической форме это подсознательная склонность к восприятию навязанного извне поведения без собственного осознанного осмысления и взвешивания результатов от своих действий, выполненных под влиянием чужого авторитета. Однако пониженная внушаемость может стать причиной трудностей с обучаемостью.
Неумение находить баланс между оригинальностью и пошлостью в общении, при выборе одежды, социальных ориентиров и так далее. Например, при диалоге собеседник общается на повышенных тонах, манерничает, не брезгует сальными шутками. При выборе наряда предпочитает броские вещи, а составные элементы зачастую плохо сочетаются друг с другом.
Неумение или нежелание определять логически верные выводы даже из простейших житейских задач, склонность видеть здравое зерно в псевдонаучных и популистских высказываниях, неспособность подвергать обоснованному критическому анализу информацию из источников, самостоятельно же возведенных в статус авторитетных.
Уверенность в социальном, моральном, умственном ничтожестве окружающих, неспособность прощать за личные и чужие промахи, отрицание возможности наличия достойных особенностей у прочих субъектов социума. Развивается на фоне перекосов, допущенных в воспитании, деградации личности из-за болезни, незрелости личности вкупе с высоким социальным статусом.
Нежелание придерживаться вежливого, принятого в нормальном социуме формата общения с собеседниками из-за деформации личности на фоне болезни, травмы, стресса или частой необходимости занимать оборонительную позицию при посягательствах на территорию и права. Типичные проявления: общение на повышенных тонах, хамство, нецензурная лексика.
Стремление минимизировать расходы даже в ущерб здоровью, элементарной гигиене и здравому смыслу. Патологическая погоня за материальной стабильностью может проявляться в виде отказа избавляться от мусора, хлама, игнорирования обоснованных просьб близкого человека о приобретении вещей первой необходимости.
Стремление причинять дискомфорт живым субъектам ради личного морального удовлетворения. Воздействие на жертву может быть как нематериальным - в виде оскорблений и отказе в удовлетворении каких-то важных эмоциональных потребностей, так и физическим - через причинение боли, мучений, посягательство на жизнь.
Неспособность запомнить какие-то данные, необходимые в бытовой жизни, комбинацию действий для достижения определенной цели, алгоритм запуска или отключения прибора. Возникает из-за возрастных изменений в мозге, перегруженности информацией. Может являться следствием стрессовой ситуации, которую хочется забыть.
Стремление получать удовольствие от выполнения действий или употребления определенного вещества даже в случае, если источник приятных эмоций вредит здоровью, отношениям с окружающими, ведет к большим денежным тратам, толкает на преступление из-за желания достигнуть «кайфа», при отсутствии к нему законного доступа.
Неумение наслаждаться любыми личными благами, достижениями, качествами. Склонность к постоянному сравнению ценностей, имеющихся у себя и других. Причем «крохи» на чужой стороне всегда кажутся больше, вкуснее и желаннее собственных «россыпей». В патологической форме лишает жизнерадостности, способности трезво оценивать свои и чужие достоинства.
Постоянное принижение в собственных глазах своих же природных талантов, натренированных способностей, отрицание ценности личных наработок, неспособность принудить себя заявить о личных достижениях в кругу авторитетных лиц. Формируется из-за чрезмерно строгого воспитания, психологической травмы или заболевания нервной системы.
Привычка всех и везде поучать, многократно дискутировать на одну и ту же тему, несмотря на явное отсутствие интереса к ней у людей, которых пытаются втянуть в диалог. Причина кроется в патологической любви к вниманию и бесконечным разговорам на любую тему даже при условии, что в обсуждаемой теме зачинщик разговора полный профан.
Эмоциональное проявление сильной неудовлетворенности чем-либо, ориентир, указывающий на наличие явно дискомфортных для человека условий. При отсутствии действий, устраняющих причину формирования чувства, со временем оно может подтолкнуть к совершению правонарушения, поэтому игнорировать проявления злости не стоит.
Вредная привычка требовать исполнения своего желания в кратчайшие сроки, без учета возможностей того, к кому предъявляется претензия. Отказ контролировать и сдерживать собственные потребности, терпеть малейшие неудобства и лично прикладывать эмоциональные и физические усилия для достижения того, чего хочется.
Отсутствие желания напрягаться для личных нужд, склонность к праздному времяпровождению дни напролет. В поведении прослеживается стремление к получению комфорта за счет работы окружающих, глубокое отвращение к полезной деятельности даже в минимальных объемах. При устройстве на работу эту отрицательную черту характера для резюме указывать не стоит.
Сознательное систематическое высказывание собеседникам недостоверных сведений с клеветнической целью, ради собственной выгоды или маскирования личных промахов в какой-то деятельности. Патологическая форма присуща неуверенным в себе личностям, пытающимся выдуманными историями о себе произвести впечатление на окружающих.
Притворные уверения в любви, чистосердечном восхищении и доброжелательности по отношению к собеседнику во время разговора с ним. Цель подобного поведения заискивание и желание польстить ради собственной выгоды, скрыв при этом истинные, возможно, даже злобные настроения в отношении участника диалога или объекту разговора.
Склонность к чрезмерному постоянному восхвалению вслух чужих реальных и мнимых достоинств, добродетелей, ради собственной корысти. Объектом превозношения могут оказаться и заведомо отрицательные действия, поступки влиятельного человека, специально обеляемые льстецом и озвучиваемые ним как единственно верное решение в рассматриваемой ситуации.
В патологической форме - это стремление узнать интересующую информацию невзирая на приличия, личные чувства расспрашиваемых и обстановку ситуации, при которой происходит общение. Причиной нездорового любопытства является болезненное стремление быть в курсе даже тех событий, которые не имеют отношения к проявляющему интерес.
Привычка придавать огромное значение своим малозначимым высказываниям, действиям. Повсеместное выпячивание своих мнимых достижений в противовес действительно важным и героическим поступкам окружающих людей. Внимание к заурядным деталям в ущерб ценностям, стремление к получению отчетности по расходам в быту до «одной тысячной».
Склонность фокусировать личное внимание на всех мелких и крупных неурядицах, житейских конфликтах, надуманных обидах, чтобы со временем обязательно воздать сторицей каждому из обидчиков. При этом длительность временного промежутка от момента получения реального или мнимого оскорбления значения не имеет.
Бесцеремонное поведение в любых ситуациях, стремление добиться желаемого с минимальными затратами и «через головы» окружающих. Подобное поведение формируется при неправильном воспитании, из-за трудного детства или, наоборот, из-за избалованности, закрепившей привычку всегда получать желаемое любой ценой.
Восприятие большинства окружающих как субъектов заведомо низшей категории из-за выдуманной разницы в социальном статусе или реальном расхождении по материальному, национальному, расовому или прочему признаку. Причиной может быть защитная реакция на уязвление самолюбия в прошлом или перекосы в воспитании.
Неумение или нежелание самостоятельно разбираться с возникающими проблемами, развлекаться или отдыхать. Причина может крыться в эмоциональной незрелости, боязни одиночества, желании повысить самооценку за счет активного участия в жизни других людей, даже если они испытывают от этого явный дискомфорт и открыто заявляют об этом.
Беспричинное и безосновательное восхваление себя, самолюбование при любых обстоятельствах, стремление приукрашать результаты своих поступков и сами предпринятые действия, эгоистичность, безразличное отношение не только к чужим, но и близким людям, заинтересованность только в личном комфорте и выгоде.
Нежелание качественно исполнять взятые или возложенные обязательства, пренебрежительность в поведении с людьми в бытовых или профессиональных отношениях, недостаточное внимание к доверенным ценностям, неспособность - из-за слабой образованности или личностной деформации, понимать важность старательности при работе над чем-либо.
Повышенная отрицательная реакция на житейские неурядицы из-за гипертрофированного эгоизма. Именно из-за него хочется, чтобы мир вертелся у твоих ног, а окружающие, забыв о собственных потребностях, круглосуточно и круглогодично соответствовали ожиданиям: были вежливыми, щедрыми и заботливыми, стремились к обеспечению чужого комфорта.
Уверенность в том, что правдивая картина мира доступна лишь тебе, а прочие объяснения устройства мироздания и принципов взаимодействия человека и окружающей среды - сплошная выдумка недалеких мужланов. Возникает из-за недостаточного образования, врожденного дефекта развития, препятствующего адекватному усвоению учебной информации.
Склонность принимать как действительность воображаемую катастрофичность последствий от любых, даже незначительных происшествий в собственной жизни и мира в целом. Является проявлением дурного воспитания человеком-перестраховщиком, чрезмерно бурной фантазии или расстройства нервной системы из-за стресса, болезни.
Склонность к вычурным нарядам, демонстрации реальной или показушной материальной обеспеченности через приобретение ненужных предметов роскоши. Или, а иногда и вкупе, увлеченность сальными шутками, похабными анекдотами, зачастую озвучиваемыми в абсолютно неподходящей обстановке ради вызова чувства неловкости у основной массы слушателей.
Отрицательная реакция на раздражитель, выражающаяся в чрезмерном проявлении эмоций, насыщенность которых не соответствует силе воздействия неприятного по каким-то причинам фактора. Причина раздражительности может быть внешней или внутренней, вызвана перегруженностью нервной системы или истощением организма болезнью.
Неумение рационально расходовать доходы, в том числе стремление систематически или постоянно делать приобретения ради самого процесса, а не с целью эксплуатации покупаемого предмета или вещи. Основывается на стремлении чувствовать себя «властелином мира», соответствовать статусу материально обеспеченного человека.
Выказывание недовольства или недоверия субъекту, имеющему для ревнующего определенную ценность. Выражается подозрением в неверности или в большей эмоциональной предрасположенности к другому человеку (на месте обвиняемого может оказаться не только супруг, но и мать, сестра, друг - список может быть бесконечным).
Привычка обоснованно и безосновательно уличать себя во множестве грехов разной величины. Например, в недостаточном внимании к выполнению обязанностей, хотя в действительности на работе или в отношениях человек выкладывается полностью. Возможные причины: низкая самооценка, активно поддерживая заинтересованным окружением, перфекционизм.
Необоснованное превозношение своих способностей, якобы позволяющих справиться с определенной или любой задачей. Является причиной бахвальства и рискованных поступков, нередко совершаемых с отвержением правил безопасности, законов физики и доводов логики. Базируется на неопытности, зависимости от стремления жить на грани фола.
Отсутствие способности выполнять волевое усилие ради желаемой цели или для противостояния опасным, противозаконным соблазнам, морально деградировавшим личностями. Склонность к подчинению чужим решениям даже в случае, когда они требуют серьезных жертв. Такая отрицательная черта характера мужчины может сделать его объектом насмешек в коллективе.
Невозможность оказать сопротивление оппоненту из-за недостаточно развитой силы воли, подверженности фобии. Может выражаться бегством с места каких-то событий из-за мнимой или реальной опасности для собственного здоровья, жизни, невзирая при этом на оставление в опасности других возможных участников происшествия.
Желание получения похвал за реальные и мнимые заслуги. Стремление в первую очередь иметь положительный образ, а не быть достойным комплиментов. Неразборчивость в качестве озвучиваемых одобрений - лесть тоже воспринимается благосклонно. Причем не всегда имеется способность отличить ее от искренних высказываний.
Стремление поступать лишь согласно собственным представлениям о верности выбранного пути, отвержение авторитетов, игнорирование общеизвестных правил сугубо из-за привычки действовать так, как сам решил. Отсутствие способности быть гибким при столкновении интересов, нежелание или неумение учитывать цели и возможности других.
Осознанное себялюбие, стремление жить с комфортом, не считаясь с возможными неудобствами, следующими из этого для окружающих. Свои интересы всегда превозносятся над желаниями прочих людей, мнения последних по этому и другим поводам во внимание никогда не принимаются. Все решения основываются лишь на собственной выгоде.
У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Их формирование происходит в юном возрасте, и личность непосредственного участия в этом процессе не принимает. Ребенок формирует свое мировоззрение под воздействием окружения, учителей, фильмов, книг и авторитетных персон. В сознательном возрасте изменить характер можно, но сделать это сложно. А к какому же идеалу следует стремиться и от каких пороков избавляться? Об этом читайте ниже.
Проблема XXI в. заключается в раздутом людском самомнении. Говоря про достоинства и недостатки, в первую очередь хочется упомянуть о самовлюбленности. Люди настолько любят себя, что порой переходят все границы. Подобным личным качествам помогает развиваться интернет. Социальные сети наполнены фотографиями милых особ, которые проводят перед зеркалом не один час в день. Девушки и парни прихорашиваются, укладывают волосы и наводят марафет. А что же плохого в том, что человек хочет выглядеть хорошо? Персона не считает нужным развивать себя изнутри. Зацикленность на внешности не позволяет человеку расширять свой кругозор и круг общения. Поэтому не стоит удивляться, что мир сегодня заполнен пластиковыми куклами. Они красивы снаружи и имеют отличное здоровье. Но ничего, кроме привлекательной внешности, у них нет. Почему же общество это поощряет? Людьми, которые не умеют думать, управлять намного проще, чем умными персонами.
В противовес самовлюбленности можно поставить уверенность в себе. Порой между достоинством и недостатком лежит один шаг. Человек, который любит себя, но при этом делает это заслуженно, достоин уважения. Начитанная и образованная личность, которая следит за своей фигурой, здоровьем и внешним видом, привлекает внимание окружающих. Подобные персоны очаровательны. Люди такого склада умеют быстро расположить к себе любого человека и проявить к нему максимум внимания. Но при этом уверенные люди не подлизываются и не стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Человек ведет себя с окружающими раскрепощенно, открыто высказывает свое мнение и умеет принимать критику. Люди с такой чертой характера хорошо продвигаются по карьерной лестнице. Они знают, чего хотят, и умеют добиваться своих целей.
Достоинства и недостатки людей замечаешь не сразу. Человек может мастерски скрывать свои слабые стороны. Но как говорится в поговорке, "шило в мешке не утаишь". Сколько ни скрывай трусость, рано или поздно подобная черта характера проявит себя. В чем же проявляется трусость? Человек не может взять на себя ответственность, пытается юлить и вечно обвиняет в своих проблемах окружающих. Персона не может посмотреть правде в лицо и признать свои ошибки. Трусость проявляется не только в рабочих моментах, но и в личной жизни. Неуверенный в себе парень не может подойти к симпатичной ему девушке и познакомиться с ней. В итоге парень остается одинок. У трусов мало друзей. Люди с подобной чертой характера не сразу сходятся с людьми, а когда сходятся, могут отпугнуть их при первой же ситуации, где проявится их отрицательная черта. Если у вас есть проблема подобного плана, не пытайтесь ее маскировать. Искореняйте трусость с корнем.
Осознание человеком своих достоинств и недостатков происходит в сознательном возрасте. В 16 лет персона уже чувствует себя взрослым и ответственным человеком. Хорошо, если качества, которые до этого времени удалось в себе развить, положительные. А если нет? То нужно ломать себя и менять характер. Для этого персоне просто необходима храбрость. Не каждый человек сможет найти мужество, чтобы сознательно ломать и перекраивать непригодные черты характера. Но храбрость пригодится не только для того, чтобы стать сильнее и лучше. Это положительное качество принесет своему обладателю массу дивидендов. Человек будет слыть героем в своем круге общения, так как в любой ситуации он будет возглавлять свою «банду». Храбрая персона не боится принять на себя ответственность, причем не только за свои, но и за чужие поступки. По этой причине храбрые люди часто занимают ответственные посты в различных фирмах.
Апатичные люди никому не нравятся. Лень – это плохая черта характера, которая в современном мире сильно распространена. Люди не любят трудиться, им доставляет удовольствие времяпрепровождение перед телевизором. Подобный досуг является ярким примером недостатка человека. Достоинства и положительные черты характера ленивым людям незнакомы. Такие персоны предпочитают не утруждать себя лишний раз мыслями о том, что хорошо, а что плохо. Кто-то может сказать, что лень – это не такой уж и большой недостаток. По крайней мере, он не приносит вреда другим людям. Это утверждение спорное. Ленивый человек – это обуза для семьи. Мать, отец, сестра или брат вынуждены обеспечивать персону, которая не хочет сам зарабатывать. У ленивого человека нет друзей, так как персоны с подобной чертой характера редко выходят из дома и не любят поддерживать дружеские взаимоотношения. Безрадужность перспектив должна показать человеку, к чему может привести лень. Ведь эта черта характера похожа на опухоль. Если ее вовремя не искоренить, то она начнет разрастаться.
Достоинства и недостатки человека обычно парные. Если персона имеет положительное качество, значит, отрицательное ему чуждо. Доказательством этого утверждения будет служить пример из повседневной жизни администратора. Энергичная девушка, любящая свою работу, будет с удовольствием и с широкой улыбкой обслуживать клиентов. Дома дама найдет силы на то, чтобы приготовить ужин, прочитать ребенку сказку, уложить его спать, а также уделить внимание мужу. Жизнь подобных персон бьет ключом. Трудолюбивые особы энергичны и полны энтузиазма. У человека с подобным складом характера в голове даже не может возникнуть мысли о том, чтобы полениться. Даже на отдыхе люди работают не меньше, чем дома. Трудолюбивый человек с удовольствием будет бегать по экскурсиям и принимать участие в массовых развлечениях.
Как происходит оценка человеком собственных качеств? Достоинства и недостатки персона в себе замечает, но исправляет их редко. Почему? Изменение характера – сложная внутренняя работа, которую не каждый человек может осилить. Большинство персон предпочитают заниматься самообманом и тешить себя иллюзией, что окружающие их любят такими, какие они есть. Главная проблема таких персон – это лживость. Подобный подход люди применяют всегда и везде. Человек, который привык врать по мелочам, будет делать это даже там, где это абсолютно неуместно. Поэтому, поймав человека на лжи, подумайте, стоит ли ему доверять. Если вы сами привыкли приукрашивать повседневные истории, чтобы они казались интересней, отучайтесь. Дурная привычка сможет подорвать к вам доверие окружающих.
Давая характеристику достоинствам и недостаткам, люди приходят к выводу, что некоторые, казалось бы, положительные качества таковыми не являются. Например, возьмем честность. Человек, который будет откровенно высказывать свое мнение, может сильно раздражать окружающих. Никому не понравится искреннее мнение о том, что новая прическа выглядит хуже, чем старая, а проект, от которого ожидали, что он станет сенсацией, не оправдал ожиданий. Люди врут для того, чтобы не задеть чувства окружающих. Но следует помнить, что всем угодить не получится. Кого-то все равно придется обидеть. А если ложь всплывет наружу, а она это обязательно сделает, человеку будет только хуже. Честность поможет персоне получить авторитет среди знакомых и коллег. Если все будут уверены в том, что человек всегда откровенно высказывает свое мнение, то именно к нему станут обращаться за советом или помощью. Почему? Всегда приятно иметь дело с персоной, которая если и будет о вас плохого мнения, то выскажет его в лицо, а не за спиной.
Список достоинств и недостатков характера человека можно продолжать бесконечно. Завершим его на болтливости. Как вы считаете, это достоинство или же недостаток? Мнения об этом расходятся. Кто-то считает, что умение наладить контакт с любым человеком и рассмешить персону, которая ходит с кислой миной, – это дар божий. А кто-то называет человека, который болтает, не переставая, трещоткой. Понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое. Моральные ценности у всех закладываются при разных обстоятельствах. Не отступайте от общепринятых норм, но и не теряйте индивидуальности.
Пролистав список достоинств и недостатков человека, следует понять, в чем же разница между этими понятиями. На самом деле грань тонка. Разберем на примере щедрости и бережливости. Человек с зарплатой в 30 тыс. руб. отдавал на благотворительность 5 % дохода. В итоге семья тратила на помощь нуждающимся 1500 р. Расход всем казался приемлемым. Затем индивиду подняли зарплату в пять раз, и он стал получать 150 тыс. р. Но теперь он не может отдавать на благотворительность 5 %, так как жене кажется, что муж стал расточительным. Мнение о хороших и плохих качествах субъективно. Все люди судят со своей позиции, и даже друзья не всегда могут понять и принять характерное дурное качество давнего знакомого. Подводя итог, следует сказать: не судите других да не судимы будете.
Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.
В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.
Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.
Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.
Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.
Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.
Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.
Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.
Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:
Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.
Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.
Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:
Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.
Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:
Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.
Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.
Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:
Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.
Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:
Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:
Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.
Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.
Не все требуют, чтобы в резюме были указаны ваши слабые стороны. Но если в бланке есть такой пункт, то ставить прочерк будет ошибкой. Лучше посмотрите пример слабых сторон характера в резюме.
Прежде чем заполнять графу, в которой необходимо указать имеющиеся недостатки, обдумайте ваш ответ. Ни в коем случае не пропускайте его, ведь идеальных людей не существует. Как правило, руководители хотят увидеть, насколько вы адекватно оцениваете себя. Если вы не знаете, что написать, посмотрите предложенные варианты и выберете что-то наиболее подходящее.
Универсальная формула: подбирайте такие черты характера, которые для выполнения именно этой работы являются достоинством, а в обычной жизни действительно могут считаться человеческим недостатком.
Можно написать следующие слабые стороны:
Все указанные слабости в резюме могут стать достоинствами, если посмотреть на них под другим углом. В качестве примера можно привести неусидчивость. Для торгового представителя или активного менеджера по продажам это может стать даже плюсом. Это же касается безотказности. Для руководителя это сигнал, что вы можете оказаться тем человеком, который будет делать всю сверхурочную работу.
Все соискатели должны думать, как правильно написать мои слабые стороны для резюме. Например, будущий бухгалтер или инженер-проектировщик может написать:
Недостатки для одной профессии могут стать преимуществами для другой.
Также можно указать в резюме среди своих негативных качеств:
Соискателям на должность руководителя необходимо подготовиться, прежде чем заполнять указанную графу. Лучше заранее продумать, какие слабые стороны указать в резюме. Им можно написать о таких чертах характера:
Удачным примером можно назвать такие формулировки:
Некоторые соискатели предпочитают указывать, что они:
Многие боятся писать о недостатках, полагая, что работодатель сразу отправит их резюме в мусорную корзину. Конечно, не стоит быть слишком откровенным, но и полностью пропускать этот раздел анкеты не стоит. В этом случае можно написать о каких-то нейтральных качествах, которые никак не повлияют на работу. Для человека, претендующего на любую вакансию, среди присущих слабостей можно указать:
Эти сведения никак не характеризуют вас, они просто говорят о ваших страхах или маленьких слабостях.
Можно озвучить такие недостатки:
Это негативные качества, но они не должны повлиять на рабочий процесс.
Вне зависимости от должности, на которую вы претендуете, можно написать такие слабые стороны в резюме:
Обратите внимание, что есть пункты, которые лучше не указывать. Не стоит писать, к примеру, что вы:
Например, написав в резюме про свою лень, вы рискуете: работодатель решит, что вам не хочется работать.
Сможет ли человек, ничего не смыслящий в математике, научить ребенка решать задачи? Конечно, нет. Так и родители, не получившие должного воспитания в детстве, не смогут правильно воздействовать на малыша. Следовательно, воспитание взрослых людей не менее актуально, чем развитие малышей.
Каждый человек имеет достоинства и недостатки, через призму которых формируется характер и манера поведения. Данная истина является положительным фактом. Ведь жизненный путь тем и интересен, что состоит из поисков идеала, попыток приблизиться к совершенству.
Вопрос состоит в том, как человек относится к собственным недостаткам. Здесь возможны три варианта развития событий:
Люди, придерживающиеся третьего принципа, способны превратить в достоинства и недостатки, так как постоянно совершенствуются, работают над собой.
Общественное воспитание порицает желание человека делать акцент на своих достоинствах. Правильнее показать их в деле, совершая благородные поступки.
Существует сотни достоинств, которые присущи воспитанному человеку. Перечислить их все не представляется возможным. Однако можно выделить типичные личностные характеристики, которые присущи большинству культурных и развивающихся людей.
В первую очередь хочется отметить, что воспитание взрослых нацелено на то, чтобы научить личность гармонично совмещать достоинства и недостатки, превращая их в преимущества.
Развиваясь и совершенствуясь, человек должен найти ту золотую середину, которая поможет не только сохранить свою индивидуальность, не слиться с толпой, но и получить общественное признание.
Перечислим достоинства, присущие личности, которая воспитывает себя на протяжении жизненного пути:
Воспитание этих морально-волевых качеств будет идеальным дополнением индивидуальных положительных черт характера человека. Более того, они помогут контролировать негативные эмоции, которые сопровождают каждого человека, провоцируя его на поступки, не соответствующие воспитанной личности.
Можно развивать в себе множество положительных качеств, однако они не принесут плодотворных плодов, если не искоренять недостатки.
Психологи выделили такие негативные черты характера, которые мешают успешному развитию личности:
Каким бы ни был характер, нужно помнить, что достоинства и недостатки являются показателем неповторимости, индивидуальности личности. От того, как человек научится контролировать отрицательные черты характера и развивать положительные, зависит его способность к саморазвитию.
Становясь на путь развития и совершенствования себя, нужно научиться анализировать поступки, мысли и слова, контролировать эмоциональные проявления. Через некоторое время необходимость в этих действиях пропадет, так как выработается своеобразный барьер, который не позволит недостаткам бесконтрольно проявляться.
Еще один важный фактор, который влияет на успешность воспитания гармоничной личности – умение любить и принимать себя, осознавая недостатки как естественное проявление человеческой сущности.
Воспитание волевых качеств – необходимое условие для личностного самосовершенствования. Данный процесс индивидуален, он связан со спецификой психологического и физического развития человека.
Базой для развития волевых качеств является период детских и юношеских лет, когда закладываются основы нравственных и социальных понятий.
Существует несколько основополагающих принципов, благодаря которым происходит интенсивное и правильное развитие воли.
Гармоничное развитие воли происходит только в том случае, если личность способна на самоограничения. При этом нельзя отождествлять эти понятия. Ограничения принимаются человеком в том случае, если что-то мешает достижению поставленной цели. Однако не стоит включать в их число чувства, ведь только с помощью положительных эмоций человек ощущает счастье от прожитых лет.
Итак, чтобы успешно воспитать в себе волевые качества необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Чтобы развить в себе такое важное качество, как сила воли, важно иметь пример для подражания. Выберите себе эталон, к которому нужно стремиться.
Сила духа и волевые качества человека, о которых говорилось выше, невозможно развить без физической активности.
Воспитание культуры здоровья – один из важных элементов показателей общей воспитанности человека.
Желания совершенствовать тело, вести здоровый образ жизни закладываются в детском возрасте, когда, следуя примеру родителей, дети перенимают их привычки и копируют действия.
Однако не все люди выросли в семьях, где родители пропагандировали занятия спортом. Это не мешает им в зрелом возрасте начать занятия физкультурой.
Ведь физические упражнения не только формируют силу духа. Они содействуют здоровому образу жизни, который помогает сохранять здоровье долгие годы, способствует отказу от вредных привычек.
Формирование здорового образа жизни предусматривает и вопрос о правильном питании. Часто человек, оказавшийся в стрессовой ситуации, пытается «заесть» проблемы. При этом продукты, которые он употребляют в пищу, совершенно не подходят под определение здорового питания.
Более того, человек начинает задумываться о своем здоровье только тогда, когда у него появляются определенные заболевания.
Подобное отношение к собственному организму недопустимо, поэтому развитие личностных достоинств должно начинаться через преодоление недостатков, связанных с попустительским отношением к физическому здоровью.
Развитие лучших личностных качеств не может происходить в отрыве от общественного влияния.
Общественное воспитание предусматривает такое развитие личности, которое позволит человеку жить в гармоничных отношениях с социумом. При этом учитывается ответственность личности перед обществом и положительное влияние окружения на формирование личностных качеств.
Общественное воспитание осуществляется не только непосредственным взаимодействием людей, но специально созданными для этих целей организациями.
Существует специальная отрасль педагогики, которая изучает общественные отношения. Социальная педагогика занимается изучением того общественного потенциала, который способен оказать образовательное и воспитательное влияние на личностное развитие в течение всей жизнедеятельности человека. Она исследует влияние семейных отношений, информационного воздействия, религиозных объединений, молодежных и социальных группировок.
Особый интерес для педагогической науки представляют люди из низших социальных слоев. Это личности, которые по каким-то жизненным обстоятельствам стали вести асоциальный образ жизни (люди без определенного места жительства, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, наркоманы, алкоголики, проститутки).
Социальная педагогика занимается изучением специфики воспитания взрослых людей, условия их развития в связи с изменениями экономической ситуации и социального окружения. Актуальны для нее проблемы женского развития и специфика личностных изменений в сфере профессиональной деятельности.
Последнее время педагогика этого направления стала активно сотрудничать с церковными организациями с целью обогащения нравственных качеств человека.
В практической деятельности общественное воспитание представляет собой профессиональную сферу, которая называется социальной работой.
Перечислим сферы деятельности общественного воспитания и специфику их проявления.
Практическое воздействие социального воспитания на сферу семейных отношений происходит для психологической поддержки и материальной помощи многодетным и молодым семьям, людям с низким достатком. Особое внимание уделяется родителям, которые имеют пагубные привычки. Социальными работниками проводятся разъяснительные беседы, помогающие родителям узнать о своих правах и обязанностях, расширить представления о возможностях, предусмотренных законодательством.
В нашей стране данное направление социальной помощи находится на стадии становления. Однако уже созданы специальные службы, телефоны доверия, куда можно обратиться за помощью в сложных жизненных ситуациях.
Работа по оказанию психологической и материальной помощи людям, имеющим тяжелые заболевания, пока находится на уровне волонтерских движений.
Работа социальных служб направлена на помощь одиноким и больным пенсионерам и проявляется в покупке медикаментов и продуктов питания.
Социальное воспитание людей, которые преступили черту закона, заключается в беседах, направленных на возрождение социально правильного поведения и адаптацию в обществе после освобождения.
Итак, общественное воспитание направлено на развитие правильного взаимодействия общества и личности под контролем специальных социальных служб, которые помогут в непростые периоды жизни.
В заключение хотелось бы отметить, что любое воспитание личностных достоинств должно начинаться с позитивного мышления. Вера в собственные силы является базой для работы над собой.
Испытывая стрессовые ситуации, связанные с неприятностями на работе, в семье или материальными затруднениями, человек испытывает отчаяние, и, конечно, в эти минуты ему совершенно не хочется совершенствоваться.
Не стоит поддаваться панике или впадать в депрессию. Возможно, масштабы трагедии не так велики, как может показаться на первый взгляд.
Необходимо оставаться оптимистом в любой ситуации и помнить, что свое счастливое будущее можете обеспечить только вы сами.
Мыслите позитивно, и тогда даже недостатки помогут увеличить все ваши достоинства.