Около 481 г., всего 15 лет от роду. Франки владели тогда лишь сравнительно небольшой областью, которая включала в себя современную Бельгию и соседние территории Германии и Нидерландов.
Центр нынешней Франции с Парижем (римской Лютецией) был самостоятельным владением римского наместника Сиагрия. В 486 г. Хлодвиг вторгся в это государство и победил Сиагрия в бою. Завоевание подвластных тому земель растянулось, правда, не на один год. Многие города долго выдерживали франкскую осаду, но Хлодвиг всё же покорил их все один за другим. Сиагрий бежал к вестготскому королю Алариху II, однако франки добились его выдачи. По приказу Хлодвига Сиагрий был казнён.
Уже после этого первого успеха Хлодвига область франков превратилась в одно из самых сильных германских королевств, возникавших тогда на развалинах Западной Римской империи . Хлодвиг вскоре женился на дочери бургундского короля , Клотильде. Клотильда была ревностной христианкой и стала склонять мужа-язычника принять веру Иисуса.
Святая Клотильда, жена Хлодвига I. Статуя XII века, Корбейское аббатство
К востоку франкских владений находилась область диких и хищных алеманнов . Хлодвиг начал войну и против них. В решающей битве с алеманнами при Толбиаке (496 г.) победа долго колебалась. По преданию, в разгар сражения Хлодвиг дал обет, что перейдёт в христианство, в случае если одолеет врагов. Ему удалось выиграть бой, и он вместе с тремя тысячами других франков принял крещение от реймсского архиепископа Ремигия. Неизвестно, насколько можно верить этой легенде. К перемене религии избранную часть франкской знати и Хлодвига, скорее, могла склонить необходимость более тесного сближения с жителями завоёванных ими частей Галлии, которые в большинстве были христианами. Ещё одной причиной было обаяние более высокой римской цивилизованности, которая в последние век-полтора перед этим стала связываться именно с христианской верой.
Крещение Хлодвига. Миниатюра XIII века
Важно отметить, что Хлодвиг крестился по православному обряду. Православием тогда на Западе именовалось господствующее среди жителей-«римлян» учение, отличное от арианской ереси . Арианство исповедовало большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной империи. Религиозная рознь между арианством и православием усиливала ненависть покорённых жителей Италии, Испании и Южной Галлии к германским завоевателям. Обратившиеся же в православие франки устранили вероисповедное различие между собой и подвластным «римским» населением. Религиозное единство с подданными не только укрепляло их власть над уже занятыми областями, но и должно было помочь их расширению – прежде всего путём войны с вестготами.
Рихимер , отец короля Теодомера (IV-V вв.)
Теодомер , король франков (V в.).
Хлогион (Хлодион), король салических франков (V в.).
По Фредегару, Хлогион был сыном Теодомера. Из этого рода происходил и Меровей, возможно, он был сыном Хлогиона (Хлодиона) или его родственником. От этого Меровея и принято считать династию франкских королей. По другим источникам до Меровея у франков были еще два короля: Фарамон (Фарамонд) и Клодион (Хлогион), его сын. Фарамон был избран в 420 г. и правил 10 лет, а сын его Клодион (Хлогион) правил 18 лет. О Фарамоне (Фарамонде) Григорий Турский не упоминает.
ФРАНКСКИЕ КОРОЛИ ИЗ РОДА МЕРОВИНГОВ
Меровей , легендарный король франков (V в.)
Хильдерик I , сын Меровея, король салических франков (457–481).
Жена – Базина.
Сын – Хлодвиг I.
Хлодвиг I , король франков (481–511), основатель Франкского государства.
Жена – королева Хродехильда, племянница Гундобада, короля бургундов. Родственники короля Хлодвига, владения которых он захватил:
Сигиберт Хромой, король рипуарских франков в Кёльне и Трире (V в.).
Харарих, вождь салических франков (V в.).
Рагнахар, король салических франков в Камбре (конец V в.).
Сыновья короля Хлодвига: Теодорих I, Хлодомер, Хильдеберт I и Хлотарь I. поделившие после смерти короля Хлодвига королевство франков на четыре удела (см. карту).
Теодорих I , сын короля Хлодвига, король Австразии, северо-восточной части владении франков (511–534).
Теодоберт , сын Теодориха, король Австразии (534–548).
Жены: Деотерия, галло-римлянка, затем Визигарда, дочь короля лангобардов Вахона.
Теодобальд , сын Теодоберта, получивший королевство своего отца (548–555).
Жена – Вульдетрада.
Хлодомер (511–524). сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Орлеане.
Сыновья Хлодомера:
Теодобальд, Гунтар и Хлодовальд.
Теодобальд и Гунтар по смерти Хлодомера были умерщвлены своими дядьями, Хильдебертом и Хлотарем, Хлодовальд же принял пострижение.
Хильдеберт 1 (511–558), сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Париже, владел Буржем и Овернью, покорил вместе с братом Хлотарем Бургундию (534).
Жена – Вультрогота. Имел двух дочерей.
Хлотарь I (511–561), сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Суассоне. Ходил вместе с братом Хлодомером в поход против тюрингов. Поделил с Хильдебертом королевство Хлодомера после его гибели. По смерти своих братьев-королей объединил в своих руках все уделы Франкского королевства.
Жены Хлотаря: Радегунда, дочь тюрингского короля Бертахара, позже ставшая аббатисой в Пуатье: Хунзина, Ингунда и Арегунда.
Сыновья Хлотаря:
от Ингунды – Гунтар, Хильдерик, Хариберт, Гунтрамн, Сигиберт. Дочь – Хлодозинда;
от Арегунды – Хильперик;
от Хунзины – Храмн.
Гунтар, Хильдерик и Храмн умерли при жизни короля Хлотаря. Хлодозинда стала женой короля лангобардов Альбоина.
Оставшиеся в живых четыре сына короля Хлотаря-Хариберт, Гунтрамн, Сигиберт и Хильперик после его смерти вновь поделили королевство франков на четыре удела (см. карту).
Хариберт (561–567). сын Хлотаря от Ингунды, получил королевство Хильдеберта I, с местопребыванием в Париже, а также город Тур.
Жены Хариберта: Теодогильда, Мерофледа, затем ее сестра Марковейфа.
Дочери Хариберта: (Берта), жена короля в Кенте Этельберта; Бертефледа- монахиня в турском монастыре; Хродехильда – монахиня в пуатьерском монастыре.
Сигиберт (561–575), сын Хлотаря от Ингунды, получивший владения короля Теодориха I, т. е. Австразию, с местопребыванием в Реймсе.
Жена – Брунгильда, дочь вестготского короля Атанагильда.
Сын – Хильдеберт II.
Дочери: Хлодозинда и Ингунда, жена Герменегильда, сына короля Атанагильда.
По смерти короля Хариберта Сигиберт по договору с королем Гунтрамном получил города Тур и Пуатье.
Хильперик (561–584), сын Хлотаря от Арегунды, получивший королевство отца своего Хлотаря, т. е. будущую Нейстрию, с местопребыванием в Суассоне.
Жены Хильперика: Авдовера, Галсвинта, сестра Брунгильды, и Фредегонда, бывшая служанка.
Сыновья Хильперика от Авдоверы: Теодоберт II, Меровей и Хлодвиг.
Дочь – Базина, монахиня пуатьерского монастыря.
Все сыновья от Авдоверы погибли при жизни Хильперика.
От Фредегонды остались сын Хлотарь II и дочь Ригунта.
После гибели короля Сигиберта король Хильперик захватил его города: Тур и Пуатье.
Гунтрамн (561–592 или 593), сын Хлотаря от Ингунды, получивший владения короля Хлодомера, с местопребыванием в Орлеане.
Жены Гунтрамна: Венеранда, бывшая служанка; Магнатруда и Австригильда.
Сыновья Гунтрамна:
от Венеранды – Гундобад, был отравлен второй женой короля Гунтрамна Магнатрудой;
от Австригильды-Хлотарь и Хлодомер, которые умерли при жизни короля Гунтрамна.
Дочь-Хлодозинда, единственная наследница короля Гунтрамна.
Хильдеберт II (575–595), сын короля Сигиберта и королевы Брунгильды, провозглашенный в шестилетнем возрасте королем Австразии после гибели короля Сигиберта.
Жена – Файлевба.
Сыновья: Теодоберт II и Теодорих II.
По смерти короля Гунтрамна Хильдеберт объединил в своих руках Австразию и Бургундию.
Хлотарь II (584–629), сын короля Хлотаря и королевы Фредегонды, король Нейстрии, ставший после гибели королевы Брунгильды королем объединенного Франкского государства (613–629).
Данные и обработки материальных источников не всегда точны.
Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник большинство исследователей пришла к мысли, что Хлодвиг умер 27 ноября года.
Примерная хронология правления Хлодвига I:
Всю свою жизнь Хлодвиг стремился сохранить и увеличить свое королевство, а затем, согласно германской традиции, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия - он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его давнишний союзниками), часто та же участь достигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошел на убийство своих собственных братьев - Рихара и Ригномера. Это гарантировало стабильность наследия и отсутствие других претенденив на нее, кроме его собственных сыновей.
В то же время Хлодвиг заключал многочисленные союзы и вел активную завоевательную политику. До крещения в его распоряжении было всего 3-5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров .
Несмотря на тяжелые бои, Хлодвиг постоянно преуспевал. Это связано с тем, что он не был столь суровым правителем, как другие германские вожди. По крайней мере, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированные, тогда как те же вестготы, тоже христиане , но арианского типа , держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью к галло-римского населения.
Наконец, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции . В году он объединился с рипуарськимы франками. Затем, с года начал наступление на юг. Прежде всего, Хлодвиг повалил Сиагрия , последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары . Там он завоевал и разграбил города Санлис , Бове , Суассон и Париж .
После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала все для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.
Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера, Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребенка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребенок умер. Король очень розгнивився и, как сообщает Фредегар , воскликнул: "Если бы мальчик был освящен именем моих богов, он бы остался жив". Поэтому, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, король запретил проводить над ним обряд крещения. Вскоре ребенок заболел и Клотильда начала усердно молиться. Наконец Хлодомир выздоровел, но несмотря на исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отвергать язычество .
Кроме того, если бы Хлодвиг перешел в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы , франки верили, что король-военачальник может одерживать победы только при поддержке языческих богов. Если воины короля и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами . В этом случае считалось, что король избран Богом и является председателем Церкви .
Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, поскольку те были представителями галло-римского подконтрольного населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями - с вестготских земель епископов выгоняли и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных поддерживать вестготов или франков.
Как сообщает "История франков", Хлодвиг решил принять крещение в году, в разгар битвы с Аламанни. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). При сечи Хлодвига окружили и он вот-вот должен был погибнуть, но в этот момент вождя аламаны скосили стрелой и враждебные воины принялись бежать. Франки победили .
Согласно другим источникам, битва при Толбиаку была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное просветление Хлодвига состоялось, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского.
Как бы там ни было, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймском соборе 25 декабря года . Позже в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, которая к тому исповедовала арианство.
Это крещение оставило особый отпечаток на дальнейшую историю Франции - практически все французские короли впоследствии короновались в Реймском соборе (до Карла X в г.).
Кроме того, крещения Хлодвига стало точкой отсчета тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а впоследствии французском) монархией , связи, прервется только в XIX веке . Теперь король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была мощная поддержка - католическое духовенство. С этого момента латина стал официальным языком делопроизводства в франкский государстве.
Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.
Хлодвиг I и его семья. Миниатюра из "Больших хроник Франции"
На самом деле, памятник над мощами святой не был закончен. Поэтому, скорее всего, Хлодвиг был похоронен, как пишет Григорий Турский , в sacrarium собора Апостолов, то есть в мавзолее , построенном наподобие гробницы, который можно сравнить с гробницей византийского императора Константина Великого в церкви Святых Апостолов в Константинополе .
Примерно за 33 года рядом со своим мужем была похоронена и Клотильда, которая в период с по года жила в монастыре Святого Мартина в Туре. Григорий Турский, который поселился в Туре в г., слышал рассказы людей, которые были знакомы свое время с Клотильдой. Вполне вероятно, что эти рассказы могли служить источниками для написания его "Истории".
После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих , Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь за франкских традиции разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса , Септиманию и королевства бургундов.
Франкское королевство было разделено на три более или менее равные части. Четвертая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей. Это была большая часть, поскольку в нее входило около трети земель всей Галлии.
Распределение королевства происходил, как рассказывает Григорий Турский , в присутствии вельмож королевства, Теодориха и королевы Клотильды. Он был выполнен в соответствии с нормами частного права , которые были записаны Хлодвигом в "Салической правде" и по каким король считался собственником всех земель королевства.
Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римские провинции Германия - (Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт - земли, впоследствии получившие название Нормандии . И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотаря наследовал северные земли салических франков - от прирейнских низменности до Суассона (в частности город Турне).
Хлодвигу, как и многим королям Средневековья, посвящено немало легенд . По одной из них, Хлодвиг является потомком Энея , героя Троянской войны . Этот рассказ неоднократно повторяется и варьируется в средневековых источниках. По другому преданию, особенно популярным после издания "Кода да Винчи" Д. Брауна , род Хлодвига исходит от самого Иисуса Христа , который не погиб на кресте, а бежал в Галлию вместе с Марией Магдалиной .
Существует множество легенд, относящихся к битве при Толбиаку. Например, есть предание о том, что накануне битвы Хлодвигу приснился сон, в котором ему явился крест . Во сне чей-то голос произнес: " In hoc signo vinces "(Гинкмар (фр. Hincmar , У - гг.)
В "Истории франков" о крещении Хлодвига упоминается так:
"Когда он подошел; готов креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами:" Покорно склоны вою, Сигамбр, почитай то, что сжигал, спали то, что почитал "".Вспоминая древнее название одного из германских племен - сигамбрив - епископ призвал короля и его жену сжечь свои языческие амулеты.
Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей - после крещения Хлодвиг выбрал этот цветок как символ чистоты . По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаку явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.
Впрочем существовал другой популярный в Средневековье предание о явлении королевских лилий. Его появление датируется срединной XIV века, а окончательная редакция - XV веком. Согласно этому преданию, во Франции было два мощных короли - Хлодвиг из замка Монжуа и Конфлат из замка Конфлан. Они постоянно враждовали друг с другом. Как-то Конфлат вызвал на дввобий Хлодвига. Клотильда, жена первого, которая была христианкой, обратилась к отшельнику, который жил неподалеку. Во время молитвы им явился ангел и дал отшельнику синий щит с золотыми лилиями, сказав, что этот герб принесет Хлодвигу победу. Тогда Клотильда на всех доспехах мужа вместо его предыдущего герба - полмесяца (в более поздней версии - лягушки) нарисовала лилии. Благодаря этому Хлодвиг победил своего соперника и обратился в христианство .
Г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков ( г.), римское население тех областей Галлии , который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков , на юге - к землям готов и бургундов . Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.
В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией . Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.Константин Великий
Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?
Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».
Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:
|
||
Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.
Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?
|