Главная » Условно-съедобные грибы » Эксперт: Аннексия Крыма заложила мины замедленного действия.

Эксперт: Аннексия Крыма заложила мины замедленного действия.

Химическое оружие, затопленное в Балтийском море более 70 лет назад, в любую минуту может аукнуться непредсказуемыми последствиями.

Шведские специалисты обнаружили в выловленных в Северном море креветках следы "горчичного газа" (иприт, ОВ кожно-нарывного действия) и дифенилхлорарсина (ОВ раздражающего действия). Как подозревают эксперты, это может быть утечка ОВ с затопленных после войны судов с химическими боеприпасами.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

То, что страны Балтийского моря как бы сидят на минах замедленного действия, стало известно еще в конце 80-х годов прошлого века, когда были рассекречены и преданы гласности данные о массовых захоронениях химических боеприпасов на морском дне. Тогда в СМИ (как российских, так и зарубежных) появились сообщения, что в случае разрушения оболочек контейнеров, снарядов и бомб море погибнет, а здоровью 30 млн человек, проживающих на берегах Балтики, будет нанесен непоправимый ущерб.

Еще тогда российские эксперты спрогнозировали возможность массовых выбросов отравляющих веществ из затопленных химических боеприпасов и заражения обширных акваторий Балтийского и Северного морей. Но их мало слушали. Послушайте, говоря словами нашего президента, сейчас.

КОНЦЫ В ВОДУ

Важное пояснение: тогда еще никто не только не ставил, но даже и не предлагал ставить вопрос о какой бы то ни было ответственности конкретных сторон за захоронения. Ибо они производились странами антигитлеровской коалиции в соответствии с рекомендациями науки 40-х годов. Поэтому все оказалось делом техники.

Подписав в 1946 году договор об уничтожении химических боеприпасов, СССР, Великобритания и США выбрали и оптимальный вариант их утилизации - вывезти в открытое море и затопить. Но сделать это в глубоком океане, как планировалось, помешал шторм. В итоге 42 судна со 130 тоннами химических запасов были отправлены на дно в проливах Скагеррак и Каттегат, соединяющих Балтику с Атлантикой. Что касается 35 тыс. тонн химических боеприпасов, доставшихся Советскому Союзу, то он рассеял их россыпью по морскому дну в районе острова Борнхольм и порта Лиепая.

Всего же союзники затопили после войны 270 тыс. тонн химического оружия - смертельную "подкормку" для рыб и людей одновременно. И хотя сразу после этой тайной операции на морских картах появились предупреждающие надписи-пояснения: "Затопление химического оружия", "Полигон", "Вылов рыбы запрещен" и т. п., подводные "сюрпризы" время от времени давали о себе знать, а люди, имевшие неосторожность однажды соприкоснуться с ними, долго лечились от незаживающих ран.

КТО БОЛЬШЕ?

У польских специалистов свой счет смертоносным болванкам. По их данным, в районе Малый Бельт в 1945 году вермахт затопил 69 тыс. тонн артиллерийских снарядов с табуном и 5 тыс. тонн бомб и артснарядов, содержащих табун и фосфин.

Очевидцы также свидетельствуют, что в 1946 году более 8 тыс. тонн химических боеприпасов было затоплено в районе к востоку от Борнхольма по приказу британских оккупационных сил. Предположительно есть затопления и у калининградского побережья в Гданьском заливе.

Несколько лет назад Вадим Пака, в то время директор Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова, называл мне такую цифру: всего на Балтике насчитывается около 60 химических свалок.

Кстати, суда этого института не раз сталкивались с химическим наследием на дне Балтики. Работая у берегов Швеции в районе порта Люсечиль, НИС "Профессор Штокман" обнаружил большую концентрацию придонных скоплений веществ, образовавшихся при распаде отравляющих веществ вмещающих их оболочек, которые в сотни раз превышают нормативный уровень.

МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ...

Исследования специалистов-генетиков разных стран показывают, что даже ничтожное количество содержащихся в воде отравляющих веществ типа иприта не фиксируются современными приборами, но при попадании в живой организм способны вызвать изменение генетического кода.

По мнению профессора Тарасова из Института общей генетики Российской академии наук, даже попадание отдельных молекул иприта в живой организм может привести к уродствам и эпидемиям раковых заболеваний. По данным английского генетика Шарлотты Ауэрбах, одна-две молекулы иприта или люизита могут сбить генетический код человека, что может вызвать мутации в двух-трех поколениях.

Свойства люизита аналогичны иприту, так что практически все продукты его трансформации экологически опасны. В мае 1990 года на берегу Белого моря были обнаружены десятки тысяч погибших крабов и мидий, свыше 6 млн морских звезд. Пробы показали, что почти все морские обитатели погибли от иприта. Дело в том, что в 1950 году в Белом и Баренцевом морях было затоплено несколько тысяч трофейных химических боеприпасов немецкой, румынской и японской армий.

В балтийской воде коррозия проедает в год 0,1 мм оболочки химического снаряда. За прошедшие 70 с лишним лет контейнеры с отравляющими веществами превратились практически в сито. Как считают специалисты, в морскую воду и донные отложения уже поступило около 4 тыс. тонн иприта.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Еще в прошлом веке вице-адмирал Тенгиз Борисов, руководитель действовавшей в рамках межведомственной комиссии по разоружению рабочей группы, высказывал мнение, что необходимо в срочном порядке провести работы по предотвращению химической смерти, которая лежит на морском дне. В противном случае она может затронуть все государства Балтийского бассейна, да и не только его. Водные потоки способны вынести ее через пролив Скагеррак в Северное море, воды которого омывают берега еще нескольких стран. Поэтому проблема обезвреживания захороненного химического оружия касается не одного или нескольких государств, а по меньшей мере всей Европы.

К сожалению, до сих пор у специалистов нет единого мнения насчет того, что необходимо сделать, чтобы избежать химической катастрофы на Балтике. Некоторые из них вообще считают, что не следует трогать химические боеприпасы и вмешиваться в естественный процесс их разложения.

Большинство же, полагая в целом, что подъем боеприпасов со дна действительно чреват опасными последствиями, ищут способ их нейтрализации. В этом плане дальше всех пошли российские ученые, которые в основу своего метода положили опыт изоляции атомной подводной лодки "Комсомолец", потерпевшей катастрофу в Норвежском море.

Когда появилась опасность коррозии ядерного реактора атомохода и ядерных боеголовок, находящихся на ее борту, российские специалисты стали разрабатывать меры по изоляции подводной лодки. К тому времени было ясно, что ее подъем представляет собой трудоемкий процесс, а главное, не дает гарантии, что корпус лодки при этом не развалится. И тогда было принято решение накрыть "Комсомолец" специальным пластырем. Исследования последних лет показали, что никаких утечек радиоактивных элементов с атомохода нет. Обладая реальным ноу-хау и технологиями, Россия предложила применить такой же метод и в отношении химических боеприпасов.

20 лет назад в Осло на международной встрече экспертов по проблемам захоронения химического оружия российская сторона изложила представителям 13 стран свое видение проблемы захоронения химических боеприпасов на дне Балтики с акцентом на экологические аспекты. Российский метод был одобрен большинством специалистов. Но вопрос висит в воздухе из-за финансирования проекта.

Российский центр экологической безопасности еще в прошлом веке подготовил проект "Скаген" для ликвидации химических захоронений. Он также завис из-за финансирования. В СМИ я нашел информацию о том, что саркофаги для затопленных судов с химическими боеприпасами можно создать с помощью акваполимера, разработанного американскими учеными для космических нужд. Его гранулы могут, вобрав в себя воду, увеличиваться в 400 раз. В них можно ввести антикоррозийные вещества, затем засыпать в корпус, вытеснить воду и покрыть все стеклотканевой рубашкой. Но опять вопрос упирается в финансы.

Проблема ликвидации химического оружия на Балтике в 1998 году оценивалась специалистами в 2 млрд долларов. Сегодня, вероятно, все это стоит несколько дороже. Но это не препятствие для США и стран Балтийского моря, которые тратят баснословные суммы на военный бюджет.

Видимо, правительственные круги стран Балтийского моря не хотят терять миллиардные прибыли от туризма и рыбодобычи, потому и скрывают от населения истинное положение дел.

При этом скандинавские врачи все громче говорят о том, что в их странах участились случаи онкологических и генетических заболеваний. Например, одна из самых экологически чистых стран мира - Швеция - вышла на первое место по заболеваемости раком. Разве это не серьезное предупреждение о скрывающейся на морском дне опасности?!

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Советские военные архивы содержат подробную информацию о том, что было обнаружено в химических арсеналах Восточной Германии и затоплено в Балтийском море:

71 469 снаряженных ипритом 250-килограммовых авиабомб;

14 258 снаряженных хлорацетофеноном, дифенилхлорарсином, адамитом и арсиновым маслом 500-килограммовых, 250-килограммовых и 50-килограммовых авиабомб;

408 565 артиллерийских снарядов калибра 75 мм, 105 мм и 150 мм, снаряженных ипритом;

34 592 снаряженных ипритом фугаса по 20 кг и 50 кг;

10 420 дымовых химических мин калибра 100 мм;

1004 технологические емкости, содержащие 1506 тонн иприта;

8429 бочек, в которых находилось 1030 тонн адамсита и дифенилхлорарсина;

169 тонн технологических емкостей с отравляющими веществами, в которых находились цианистая соль, хлорарсин, цианарсин и аксельарсин;

7860 банок "Циклона Б", который гитлеровцы широко применяли в 300 лагерях смерти для массового уничтожения пленных в газовых камерах.

В начале декабря на церемонии вручения премии «Алтын сапа» («Золотое качество») президент Нурсултан Назарбаев выступил с резкой критикой «колониального прошлого» Казахстана, имея в виду период пребывания его территории в составе Российской империи. В России заявление Н. Назарбаева породило массу вопросов. СМИ поспешили напомнить, что никакого Казахстана в Российской империи, собственно говоря, не существовало. В состав империи со второй четверти XVIII по середину XIX вв. в основном в добровольном порядке вошли три казахских жуза (племенных союза), которые минимальными признаками государства (наличие зафиксированных границ, собственного денежного обращения, армии и бюрократического аппарата) не обладали. Как политическая целостность Казахстан возникает после Октябрьской революции 1917 г., и обязан своим существованием национальной политике большевиков, сделавших ставку на решение национального вопроса путем создания на основе крупных этносов союзных республик.

Причем статус союзной республики Казахская АССР, ранее входившая в состав РСФСР, получила последней из них в декабре 1936 г.


И хотя речь «лидера нации», как отмечали впоследствии некоторые российские обозреватели, была рассчитана на внутреннюю, казахстанскую, аудиторию и не предназначалась для широкого тиражирования в СМИ, полученный в итоге информационный эффект превзошел все ожидания.

«Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль. У нас даже дорог внутри страны не было. А сейчас видели, какую железную дорогу запустили? А раньше такого не было, потому что мы были колонией», – заявил Н. Назарбаев, добавив, что граждане республики должны благодарить землю за такие ее богатства, как нефть, газ, золото и серебро. «Это – наше богатство, которое у нас в кармане, его никто не заберет, – отметил казахстанский президент, – Несмотря на кризис и на всё плохое, что происходит, мы развиваемся. Мы не останавливаемся: запускаем гигантские предприятия, создаем новые рабочие места, современные заводы. Кто сейчас делает это в мире? Какое государство? Нет таких. Значит, мы страна, претендующая стать великой. У неё великий народ, и вы все его представители».

…Напомним, большая часть территории современного Казахстана в имперский период входила в состав Степного генерал-губернаторства с центром в Омске, называвшегося также Степным краем. Часть южных и юго-восточных территорий республики находилась в составе Туркестанского генерал-губернаторства со столицей в Ташкенте.

В Российской империи не было в широком употреблении и самого названия «Казахстан». Проживавшие на его территории кочевые племена именовались киргиз-кайсаками, равнинными или степными киргизами, а у самих казахов преобладало жузовое и племенное самосознание.

Формированием общего национального самосознания казахи опять-таки обязаны, прежде всего, СССР, благодаря которому, помимо национальной государственности, пусть и контролировавшейся жестко союзным центром, у них появился национальный алфавит (сначала – на латинице, потом – на кириллице), система всеобщего образования и средств массовой информации на казахском языке, а также современные формы культурной жизни, такие как кино, театр и т.п.

Но и до 1917 г. территория современного Казахстана отнюдь не представляла собой выжженную пустыню. Одним из главных показателей благополучия общества до его перехода на современную модель низкой рождаемости является рост населения. В казахских жузах, как и среднеазиатских ханствах, прирост населения был очень низким из-за постоянных междоусобных войн, низкого уровня жизни, эпидемий и отсутствия современной медицины. После вхождения в состав России численность казахов стала быстро увеличиваться. Так, в Букеевской орде, которой в 1799 г. было разрешено перейти Урал и кочевать между ним и левым берегом Волги, численность населения в 1802 г. составляла 31 тыс., в 1857 г. – 100 тыс., а в 1897 г. – 207,3 тыс. чел. Общая же численность казахов с течение XIX века увеличилась с 2,25 до 4 млн чел., или почти в два раза. На рубеже XIX – XX веков их естественный прирост составлял 0,8 – 1,4%. Население Туркестанского края с середины XIX века до 1916 г. также почти удвоилось, увеличившись с 4 до 7,5 млн чел. В некоторых районах прирост населения достигал 3% в год, что говорит о демографическом взрыве.

О том, что резкому увеличению демографического роста казахи обязаны, прежде всего, «российскому колониальному владычеству», говорит тот факт, что население Младшего и Среднего жуза, которые раньше вошли в состав империи, росло быстрее, чем Старшего жуза, окончательного присоединенного к России лишь в середине XIX века. Одновременно на территории современного Казахстана происходили и не слишком благоприятные для казахов процессы. В конце XIX – начале XX веков на территорию Степного края и Семиречья резко усиливается приток славянского (русского и украинского) населения. Его численность увеличивается в три раза и достигает почти 2 млн чел., а удельный вес приближается к 1/3. Выделение ему пригодных для земледелия земель нарушало традиционные пути перекочевок казахов и киргизов, что вело к росту недовольства с их стороны и стало одной из предпосылок восстания 1916 г. Но территория империи считалась тогда одним целым, а крестьянская колонизация Степного края рассматривалась властями как один из способов решения проблемы аграрного перенаселения в центральных и южных губерниях страны.

В имперский период в азиатских владениях России начинает развиваться промышленность. В Туркестанском крае она была связана, главным образом, с переработкой хлопка, а в Степной крае – продукции животноводства. Кроме того, на территории обоих регионов уже тогда начала развиваться добывающая промышленность и электроэнергетика.

К 1914 г. в Туркестане насчитывалось 220 хлопкоочистительных заводов и 30 маслобоен. В «десятые» годы XX века в регионе ежегодно добывалось по 12 млн пудов каменного угля. В 1914 г. в Туркестане было выработано 3,3 млн киловатт-часов электроэнергии, которую в дороссийский период вообще не производили. Промышленность Степного края была представлена маслодельными, мыловаренными, кожевенными, овчинно-шубными и т.п. производствами. В 30–40-е гг. XIX века здесь стала развиваться добывающая промышленность, включавшая добычу каменного угля, золота и цветных металлов, в развитии которой активно участвовал иностранный капитал. В 1913 г. в Степном крае было произведено 90 тыс. тонн угля и 7 тыс. тонн медной руды. В масштабах России это составляло 0,3% всего промышленного производства, но ранее промышленность, если не считать традиционное ремесленное производство, полностью отсутствовала.

Присоединение Степного края и Туркестана к России привело к началу железнодорожного строительства. Первой была построена Закаспийская железная дорога, которая к 1888 г. связала Красноводск и Самарканд и имела, главным образом, военное предназначение. К 1898 г. была построена железнодорожная ветка до Ташкента, а на следующий год дорога была переименована в Среднеазиатскую. На начало 1905 г. ее общая протяженность составляла 2382 версты. Проблемой было то, что новый железнодорожный путь не был связан с общероссийской железнодорожной сетью, а доставка грузов, пассажиров и войск осуществлялась морским транспортом через Каспийское море. В 1906 г. было завершено строительство Оренбургско–Ташкентской (Ташкентской) железной дороги, связавшей Среднюю Азию с Поволжьем и Центральной Россией. К 1913 г. ее протяженность составляла 2234 км. Стыковка Среднеазиатской и Ташкентской железных дорог привела к тому, что отдаленные районы края были связаны с железнодорожной сетью империи. Обе дороги обладали современным подвижным составом, а их запуск привел к общему оживлению экономики региона и способствовал повышению его привлекательности для инвестиций.

В имперский период наблюдается повышение уровня жизни, что стало следствием быстрого развития хозяйства, роста спроса на сельскохозяйственную продукцию, развития промышленности, строительства новых городов и т.п. Оплата за наемный труд в Туркестане, после его присоединения к Российской империи, увеличилась в 2-3 раза. Российские ученые, изучавшие Туркестан, отмечали, что раньше слуга, работавший на богатого сарта (старое название местного оседлого населения) получал 19 рублей в год с очень скудной пищей и одеждой, а, нанявшись к русским, он начал получать от 4 до 7 рублей в месяц с обильной пищей. Годовой доход арендатора-издольщика с десятины в начале XX века составлял 100–200 рублей в год, что по тем временам являлось очень большой суммой. Этому способствовал рост цен на хлопок-сырец, который превратился в главную товарную культуру региона. Активно развивалась система кредитных учреждений. К 1912 г. в Туркестанском крае насчитывалось 7 отделений Государственного банка и 40 – коммерческих банков. К 1913 г. в регионе насчитывалось 265 кредитных учреждений различного типа.

В период существования Российской империи, а также в еще более ранний, «московский», период была основана большая часть городов современного Казахстана. В их числе – Уральск (1584 г.), Гурьев (1640 г.), Семипалатинск (1718 г.), Павлодар (1720 г.), Усть-Каменогорск (1720 г.), Петропавловск (1752 г.), Кокчетав (1824 г.), а также обе столицы республики – Астана (Акмолинск, 1830 г.) и Алма-Ата (Верный, 1854 г.), являвшаяся столицей до 1997 г.

То есть основы городской цивилизации, без которой немыслимо создание современной экономики, были заложены именно во время пребывания казахов в составе Российской империи. В современном же Казахстане за четверть века независимости ни одного нового города пока еще не построено.

Очевидно, что «перекопанную землю» итоги экономического развития Степного края и Туркестана в составе Российской империи отнюдь не напоминают. Более того, именно в имперский период на территории региона появляются такие передовые по тем временам отрасли экономики, как железнодорожный транспорт и электроэнергетика. До 1917 г. в среднеазиатских владениях России были построены две крупнейшие по протяженности железные дороги, которые составляют основу его транспортной железнодорожной сети и поныне. Для сравнения – Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), строительство которой началось еще накануне революции и с большим напряжением сил завершалось в годы первой пятилетки, по сравнению со Среднеазиатской и Ташкентской железными дорогами имела в полтора раза меньшую протяженность (1442 км). Сельское хозяйство региона в этот период приобретает товарную направленность, что привело к повышению доходов населения и общему росту уровня жизни. Безусловно, создание независимых национальных государств с развитой экономикой целью России тогда не являлось, но и о беспощадной эксплуатации природных ресурсов региона говорить не приходится.

Почему же в итоге имперский период казахской рассматривается сегодня в качестве «черной дыры»? Здесь может быть несколько объяснений. Во-первых, Казахстан сейчас переживает период экономического кризиса, уровень жизни и покупательная способность населения падают, чего не наблюдалось с 1990-х гг. Для того, чтобы подчеркнуть достижения периода независимости, Н. Назарбаев и сравнил имперский период с современностью, не вдаваясь, естественно, в детали. Во-вторых, после присоединения Крыма к России и событий в Донбассе в Казахстане усилились опасения по поводу того, что северные области республики вскоре могут повторить их судьбу. 5 декабря суд г. Петропавловска приговорил местного жителя Игоря Чуприна по статье за разжигание межнациональной розни к 5 с половиной годам лишения свободы за призывы в социальных сетях сделать Казахстан частью России. С 2015 г. четверо граждан Казахстана были осуждены за участие в боевых действиях в Донбассе, где они воевали на стороне народных республик. Слова Н. Назарбаева вполне могли быть предназначены для «национал-патриотической» части казахского населения, недовольной чрезмерной зависимостью Казахстана от России.

После распада СССР Казахстан очень ревниво относится к собственной независимости, считая вопрос национального суверенитета ключевым. Параллельно с участием в деятельности ОДКБ, например, Астана ежегодно проводит со странами НАТО учения «Степной орел». В этом году они проходили на территории Великобритании, у которой с Россией в последнее время сложились крайне напряженные отношения. Казахстан по-прежнему поддерживает интенсивные контакты с пантюркистскими международными организациями. При этом в самой республике отношение к заявлению президента далеко не однозначное.

На том же ресурсе informburo.kz, который опубликовал речь Н. Назарбаева, есть целый ряд критических комментариев, авторы которых отмечают, что после распада СССР Казахстан лишился целого ряда созданных в советский период крупных промышленных предприятий, а состояние системы образования и медицины оставляет желать лучшего.

Причем их авторами являются как славяне, которых, по понятным причинам, большинство, так и этнические казахи. В целом же подобные заявления, скорее, разделяют русское и казахское население страны, усугубляя их различие во взглядах на историю.

Русский колониализм

Кавказская война - единственный в Российской империи пример жестокой, на уничтожение, войны метрополии с колонией.

О российском колониализме говорят до удивления примитивно и однообразно. Одни утверждают, что у нас колониализм был особый, «душевный», что все народы с радостью и песнями шли под власть Москвы. Другие называют это «имперской лажей» и «имперской лапшой на уши», а Россия была обыкновенной колониальной «тюрьмой народов».

И то, и другое, на мой взгляд, далеко от истины, потому что каждый настаивает только на своем мнении и навязывает свою идею. И у каждой стороны есть факты. Почему же их не объединить и не посмотреть на них непредубежденным взором?

Например, характернейший пример - Ермак, завоевание Сибири. Кем был Ермак и кем был Кучум. Как известно всем из песни, «Кучум ползет как тать презренный». На самом же деле мирно жил-поживал особо никому не известный хан в Сибири, никого не трогал, пока на него не напали… Кто? Добро бы царские войска, тогда все ясно для потомков. Но пришли неизвестно кто. Как в той же песне поется, «Ермак сидел, объятый думой». Ему было о чем думать. Потому что Ермак был разбойник с большой дороги, объявленный вместе со своим дружком Иваном Кольцо (Ванюха Перстень) в тогдашний всероссийский розыск как вор (убийца) и душегуб. Напомню, что это было время Ивана Грозного. В стране все перебаламучено, Русь буквально наводнена беглыми и разбойными людьми. И что же надо было совершить, какие особые злодейства и душегубства сотворить, какой кровью залить землю, чтобы тебя даже в такой обстановке объявили во всероссийский розыск! Ермака - объявили.

Но его банду пригрел граф Строганов, сам царь и бог в уральских пределах, и сказал примерно так: ладно, перед государем я вас отмажу, но вы должны сделать то-то и то-то…

Так и началось «завоевание Сибири Ермаком…».

Какой миф из сего сотворили - все знают.

А пример с Ермаком я привожу потому, что здесь все соединилось: бандиты, проходимцы, невинные жертвы, частные амбиции местных правителей, государственные интересы, экспансия России и - разумеется - мифы…

Колониализм был неизбежен. Потому как неизбежна и неостановима страсть человека к открытию окружающей земли. Чаще всего эта страсть изначально соединялась с государственным расчетом на приобретение новых владений и грабеж их, как это было с Колумбом. Иногда вначале следовало открытие, а потом завоевание и грабеж. Затем сочиняются сказки про мужественных первопроходцев-романтиков и кровожадных дикарей-аборигенов. Затем - про бремя белого человека и дикарей, которые не понимают собственного счастья от принесенной им цивилизации. И, как правило, никто себя не спрашивает: а нас просили?..

В общем, колониализм есть колониализм. Где-то Россия шла с крестом, а где-то с мечом - то есть завоевывала. А точнее, как и везде в мире, с крестом и мечом. И точно так же удерживала. И изображать российскую экспансию этаким сю-сю-колониализмом - конечно, «лажа» и «лапша на уши».

Но в то же время русский колониализм разительным образом отличался от общемировой практики. В истории российского колониализма - исключая Кавказскую войну - не было ставки на тотальное уничтожение, на геноцид, не было жестокого противостояния народов. Вспомните те же германские завоевания или практику уничтожения индейцев в Америке. Совсем ведь другая картина!

Это очевидно, если смотреть на историю страны непредубежденным взглядом. А вот объяснить - сложно. Во всяком случае - однозначно объяснить.

Я могу только предполагать. Быть может, причиной тому громадные пространства Евразии: земли много, всем места хватало - и коренным, и пришлым русским.

А потом, с чего бы русскому человеку заноситься, считать аборигенов существами ниже себя? Ведь русский человек был угнетен, замордован властью и хозяевами часто посильнее, чем почти вольный абориген. То есть они были равными и ощущали себя равными. Конечно, в таких случаях своя замордованность и униженность часто вымещается на тех, кто теперь еще слабее, - то есть на аборигенах. Это так. И так, разумеется, было. Но в любом случае это совсем другой уровень отношений, чем, к примеру, отношения английских солдат с индусами.

А еще я считаю главным здесь характер русского человека, обусловленный самим его происхождением. Русский человек XVI–XVIII веков знал своих родичей, свое происхождение, от бабушек и дедушек был наслышан о предках-половцах, славянах, литовцах, татарах-болгарах, меря, мордве и чуди… (В отличие от некоторых нынешних Назаровых, богатыревых, ермолаевых, Макашевых и баркашевых - привожу фамилии только тюркского происхождения, - которые мнят себя «арийцами» и навязываются в друзья к немецким фашистам.) Особенно это характерно было для знати, которая вела записи своих родословных и гордилась ими. (Ведь по нынешним временам даже смешно звучит, если сказать: потомки ордынцев Ермолов и Вельяминов покоряли для России Кавказ…) И он, русский человек, никогда не относился к инородцам с завоеванных и занятых земель как к существам ниже себя. Понимаете, колониализм - был, а расизма - не было! Русский человек легко сходился и роднился с аборигенами, русские легко входили в жизнь аборигенов, и аборигены легко становились российскими подданными во всей полноте. Особенно если принимали православие. К примеру, те же казаки. В само по себе исторически и этнически пестрое сословие казаков доныне входят и буряты, и якуты, и калмыки… Разумеется, православные. Немногие знают, что калмыки до сих пор делятся внутри себя на дербетов, тургутов и… казаков. Немногие знают, что флаг Области Всевеликого войска Донского был трехцветным: синим, желтым и красным. Красный цвет означал казаков-донцов, синий - иногородних, а желтый - казаков-калмыков… Трудно представить американских индейцев в составе национальной гвардии или, по нынешнему говоря, в роли техасских рейнджеров… Так ведь?

«Наши предки, жившие на Московской Руси и в Российской империи начала XVIII в., нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи - татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты - такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями командовали потомки черемисов Шереметевы и татар - Кутузов». (Л. Н. Гумилев. «Древняя Русь и Великая Степь».)

Да, в Российской империи существовали ограничения. В том числе и для русских: для поморов и астраханцев, к примеру. Их не принимали в военные училища. Но прежде всего ограничения проводились по вере и некоторым национально-политическим параметрам. Например, в военные училища не принимали также поляков (острая память о разделе Польши, о польских восстаниях) и т. п. При всем при том многие представители казахской знати, не переходя в православие (у казахов, в отличие от их предков половцев и ордынцев, не было такого обычая), носили самые высокие воинские звания Российской империи: к примеру, султан Джанибек был фельдмаршалом…

В общем и в целом нигде не было уничтожительного и целенаправленного давления, ассимиляции, покушения на веру, язык, обычаи и самоуправление. Приведу опять же пример с казахами, с родным мне Казахстаном. Помимо школ-медресе и прочего на уровне волостей было свое, национальное самоуправление. И был договор, многим совершенно неизвестный. Договор, по нынешним нашим меркам, поразительный.

Все знают Амангельды Иманова как революционера-большевика, руководителя народного восстания. Но само-то восстание 1916 года не имело никакого отношения к революции под красным флагом. Это было всенародное возмущение нарушением договора со стороны имперских властей… По этому договору казахи не участвовали в войнах и не подлежали мобилизации. Странно, да? Российская империя воюет с Германией, а подданных империи казахов в армию не призывают. Да, нынче это выглядит странновато. Но так было. И когда имперские власти нарушили договор, призвали казахов на тыловые работы (всего лишь на тыловые!), вспыхнуло восстание. И правильно - договор есть договор…

Вот какие были отношения.

Так что русский колониализм, повторю, был все-таки особый.

Из книги Кто и как изобрел Страну Израиля автора Занд Шломо

4. Два «протестанта» и колониализм на Ближнем Востоке Среди улиц Тель-Авива, крупнейшего города Израиля, нет улицы, носящей имя британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли - городской совет запретил в свое время увековечивать имена выкрестов. В то же время лорд

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации В начале XXI в. не принято вспоминать о таком явлении, как колониализм. Между тем трудно понять современный мир, соотношение в нем различных сил, сложные клубки противоречий без обращения к той эпохе, когда происходили

автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 1 Колониализм на традиционном Востоке Период колониализма – третий этап истории Востока. Как и оба предыдущих, древность и средневековье, он не был связан с кардинальной ломкой существующей структуры, за исключением, пожалуй, Японии. Но все же этот новый этап – в

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Генезис европейского капитализма и колониализм Как уже упоминалось, позднесредневековая Европа после Возрождения структурно была в немалой степени близка к античности, причем развивалась в том же направлении Ориентация на поддержку частнособственнической

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Колониализм на Востоке Конкретно речь теперь пойдет о том, что же такое колониализм с точки зрения народов, подвергшихся колонизации. Это, разумеется, касается и тех аборигенов, которые были объектом оттеснения с их земель, уничтожения и подчинения колонистами в случаях,

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Традиционная структура и колониализм Английские колонизаторы имели дело с традиционной структурой обоих регионов – Южной (Индия и Цейлон) и Юго-Восточной Азии (Бирма, Малайя и Сиам). Едва ли они когда-либо точно отдавали себе отчет в том, с какими именно структурами имеют

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Колониализм в арабской Африке Северная и Северо-Восточная Африка – это особый мир, весьма отличный от негритянского, хотя и связанный с ним многими нитями, а порой и общей судьбой. Это не океан первобытности и полупервобытности; при всем том, что и такого рода анклавов

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Колониализм на Востоке Но не всякое вмешательство имеется в виду. Вспомним еще раз тысячелетний период эллинизации, романизации и христианизации Ближнего Востока. Медленно и крайне неэффективно шел здесь процесс преодоления восточных традиций – там, где он все-таки

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Колониализм и современные государства Востока Как известно, результатом деколонизации стало появление на политической карте мира свыше полусотни новых самостоятельных государств и обретение подлинной политической независимости еще несколькими десятками их. Внешним

автора

Глава 20 РУССКИЙ КОЛОНИАЛИЗМ История взрывоопасна! Так нам говорят. И опять - врут. При чем тут история? Взрывоопасно - незнание. В том числе и истории. Невежество. Темнота. Отсюда и комплекс неполноценности, отсюда и взрывы агрессии. Вот о чем я думал, глядя в выпусках

Из книги Ложь и правда русской истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Русский колониализм Рассказ и размышления о Кавказской войне Российской империи и о нынешней Чеченской войне России я вынес в отдельную главу - «Чеченский капкан». Здесь же отмечу, что Кавказская война - единственный в Российской империи пример жестокой, на

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 26 Русский колониализм История взрывоопасна! Так нам говорят. И опять - врут. При чем тут история? Взрывоопасно - незнание. В том числе и истории. Невежество. Темнота. Отсюда и комплекс неполноценности, отсюда и взрывы агрессии. Вот о чем я думал, глядя в выпусках

Из книги Большая война автора

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

«Пришел колониализм и все переменил» Нкрума негативно оценивал социальные последствия колониализма, ибо он разрушил традиционное общество, где якобы все было наполнено гармонией и благостностью. Лицо традиционной Африки, считал Нкрума, определяло отношение к человеку,

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Колониализм умер… Да здравствует колониализм! Возьмите карту Африки 1940-х или 1950-х годов. Вся она была разделена между колониальными империями Британии, Франции, Бельгии. Только четыре страны – независимые: Южно-Африканский Союз, Египет, Эфиопия, Либерия.Потом эти империи

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Предпосылка № 1. Колониализм Существовали две основные предпосылки развития капитализма: колониализм и антихристианское движение.Колониализм – система господства группы промышленно-развитых стран (метрополий) над остальным миром в XVI–XX веках. Колониальная политика

Как могут повлиять на судьбу России национальные проблемы? Как отразятся они на постсоветском пространстве в целом? И каким образом аннексия Крыма может повлиять на усиление сепаратистских настроений в Российской Федерации?

– В киевской студии Радио Свобода – доктор политических наук, профессор Михаил Савва. В последние месяцы он живет в Украине, получил здесь политическое убежище, а до этого был профессором Кубанского университета.

В конце 80-х – начале 90-х годов в «Независимой газете» был отдел «Республика», который касался не только союзных республик, но и автономий России, потому что каждая из этих республик была частью политического ландшафта – Татарстан, Башкортостан, Чечено-Ингушетия, Якутия, Тува. Возникает вопрос: это навсегда исчезло из российской политики?

Даже сейчас этнические элиты продолжают быть активными игроками на политической арене

–​ Нет, конечно. Даже сейчас этнические элиты, то есть руководство некоторых республик в составе России продолжают быть активными игроками на политической арене. Другое дело, что об этом очень мало информации. Каток унификации, который был запущен в первое президентство Путина , очень сильно прошелся по этим политическим элитам, и сегодня они позволяют себе намного меньше, чем позволяли в 90-е годы. Но буквально в последние два года начала возрастать тенденция более активной постановки вопроса о защите коллективных этнических прав, хотя ученые очень много спорят, есть ли вообще коллективные права, или права принадлежат только конкретному человеку.

Недавние события это подтверждают. В конце ноября Конституционный суд республики Саха (Якутия) принял постановление, в котором заявил, что у якутского народа на территории Якутии, поскольку он здесь сформировался и живет, есть особые права по сравнению с любыми другими общностями. Очень интересное, совершенно неоднозначное решение! Но для меня оно сейчас важно в одном плане: такого не было много лет.

–​ Конституционный суд РФ изгонял подобные формулировки из конституций российских республик.

–​ Ради этого был создан институт полномочных представителей президента (России – КР ), точнее, он был переформатирован именно под эту задачу. В первую пятилетку нашего века эта задача, казалось бы, была навсегда решена. Эти формулировки исчезли из законодательства. Сейчас они возвращаются в форме решений высших судебных органов республик.

–​ Считаете ли Вы, что это элемент фронды, или республиканские элиты начинают понемногу понимать, что Москва уже не столь всесильна, как это было еще недавно?

– И то, и другое. Они сами еще не особенно разобрались, что это такое, но уже инстинктивно понимают, что надо делать. Когда звучат такие заявления со стороны политических элит, народ, как правило, воспринимает это очень позитивно, то есть республиканская власть приближается к народу. С другой стороны, это важный элемент политической игры – элемент такого торга между элитами республик и федеральной элитой. Картинка, которую показывают российские информационные каналы, очень благостная – везде тихо, все за «Единую Россию», все любят Путина.

На самом деле это не совсем так. Если говорить о рейтинге популярности президента России, то он очень разный в разных субъектах РФ. На этот рейтинг очень сильное влияние оказывает масса факторов – историческая память, например, память о войнах, которые вели народы, населяющие конкретную республику, о депортациях времен Сталина , о войнах уже 90-х годов, которые очень ожесточенно велись на Северном Кавказе, и множество других факторов. Так вот, нынешние политические элиты понимают, что им уже надо шевелиться, что нечто меняется в их отношениях с федеральным центром.

–​ Сейчас возникает интересный вопрос – Крым. Эта республика в составе РФ согласно российскому законодательству, но практически никто в мире это не признает. Представим себе, что на каком-то повороте российской истории скажут: да, действительно, республика Крым – это не часть России. Тогда возникает вопрос: а чем отличаются другие российские республики, чем отличается республика Тува, которая была, по сути, аннексирована в 1944 году тоже без всякого референдума: решением всего лишь малого Хурала Тувинской народной республики она была присоединена к Российской Федерации в качестве автономной области. Если Крым – не часть России, почему Тува – часть? Так можно дойти до 20-х годов и до ликвидации той государственности, которую имели народы России после февральской и октябрьской революций.

Нынешние политические элиты понимают, что им уже надо шевелиться

–​ Вот поэтому я всегда подчеркивал, что аннексия Крыма принесла режиму Путина намного больше проблем, чем решений. Несмотря на то, что эта аннексия стала мощной скрепой, которую путинский режим очень любит, она вызвала ту самую проблему, о которой вы сказали – создала прецедент. Ведь действительно многие территории в составе России вполне могут заявить о том, что они были аннексированы. Этот вопрос просто не поднимался, поскольку в начале 90-х годов был достигнут некий общественный договор: те, кто находился в составе Российской Федерации по состоянию на август 1991 года, находятся там фактически в силу исторической памяти. И вдруг – аннексия Крыма, которая меняет ситуацию.

Я думаю, политика путинского режима в отношении Украины на протяжении двух последних лет (не только Крым, но и Донбасс, яркое проявление поддержки сепаратизма) заложила серьезнейшие мины замедленного действия и, может быть, не очень долгого. Российские сепаратисты просто не смогут не воспользоваться этими прецедентами. Это будет один из аргументов, если федеральная власть ослабнет настолько, что сепаратистские движения начнут открыто заявлять о своих претензиях.

–​ Есть еще один важный прецедент, условно позитивный с точки зрения сохранения территориальной целостности – это Чечня. В Чечне работает практически автономный режим.. Но при этом сама Чеченская республика остается субъектом Российской Федерации, причем преданным субъектом, охранителем самого единства РФ.

Вы, наверное, помните: Украина была второй такой республикой, стержнем сохранения Советского Союза чуть ли не до августа 1991 года – тогдашняя Украина, которая имела сильную парторганизацию, боролась с национализмом, и все взгляды Кремля были устремлены сюда, в Киев. И вдруг в августе 1991 года оказалось, что это сосем не так.

Аннексия Крыма принесла режиму Путина намного больше проблем, чем решений

–​ И такое восприятие Украины в те времена было совершенно логичным. Россия сама по себе являлась стержнем, поэтому нужно было смотреть на Украину.

Я бы сказал, что не Чеченская республика является самым верным субъектом Российской Федерации, а ее нынешнее руководство принесло личную вассальную клятву Путину, создался такой режим лично преданного ему Кадырова и его окружения. Но это имеет мало общего с позицией большей части населения Чечни. Война там шла совсем недавно, до сих пор не решена проблема огромного количества беженцев. Буквально вчера Европейский суд по правам человека принял решение коммуницировать около 50 жалоб родственников пропавших без вести во время чеченских войн, и это будут решения не в пользу Российской Федерации. Историческая память там до сих пор кровоточит.

Я бы сказал, что Чеченская республика сегодня – это практически суверенное государство, которое живет за счет бюджета РФ, за счет внешних вливаний. Хочу подчеркнуть, что валовой региональный продукт в Чеченской республике на душу населения – самый низкий в России, если не считать Крыма, где он еще ниже. Другими словами, это территории, лидеры которых решили те задачи, которые ставили перед собой чеченские сепаратисты. С одной стороны, полная самостоятельность во внутренних делах, с другой, отсутствие необходимости зарабатывать деньги – они и так приходят, как выразился один раз лидер этой республики, Аллах дает.

–​ Почему я спрашивал о Чечне – я подумал, что, может быть, в будущем это вообще станет моделью российского государственного существования.

Политика путинского режима в отношении Украины заложила серьезнейшие мины замедленного действия

–​ Я так не думаю. При нынешнем режиме эта цепочка полунезависимых государств еще возможна, и это даст возможность Путину делать вид, что все в порядке. Но режим, безусловно, слабеет. В условиях санкций и снижения экономических показателей он будет экономически слабеть и дальше, денег будет просто не хватать на всех. При смене власти, безусловно, нужно будет наводить порядок в стране. Если кто-то не может быть в России, наверное, он не будет Россией, но те, кто останутся, станут Россией.

–​ В буквальном смысле слова?

–​ Я думаю, да. Не в смысле этнической унификации, когда все выровняются и будут все русские – нет. Сейчас в России нет политической государственной идентичности, тех самых скреп, о которых мечтает режим. Нет выгод и преимуществ, которые позволяли бы людям гордиться тем, что они россияне. Есть множество региональных, национальных, религиозных идентичностей, но нет общероссийской, ее предстоит вырабатывать. И вероятно, не все согласятся верить в эту идентичность.

–​ Но тогда возникает вопрос: где правовые основания для того, чтобы выпускать кого-то из государства, если нет вот этой близости, идентичности?

–​ Правовых механизмов сейчас нет. Если сегодня какой-то субъект Российской Федерации захочет выйти, фактически это будет невозможно. Но я говорю не о той России, которая сейчас пугает весь мир, а о той России, которая должна возникнуть, и, безусловно, такие механизмы должны быть найдены.

Дело в том, что Россия сегодня – страна очень разнообразная. Есть такое понятие «гетерогенность», то есть степень различий. Так вот, по уровню гетерогенности это, наверное, самое разобщенное государство мира, начиная от экономических разнообразий и заканчивая религиозными. Поэтому действительно необходимы те самые скрепы, но скрепы позитивные, а не скрепы страха, которые работают сегодня.

–​ Здесь, в Украине очень многие до сих пор воспринимают Кубань и целый ряд других пограничных территорий России как территории, которые стали цивилизационной границей между украинцами и русскими в самой России. При этом украинцев там немало, Кубань – это вообще часть украинской исторической памяти, фольклора. Возникает вопрос: осталось ли это на самом деле?

–​ Нет, на самом деле этого не осталось, можно говорить только о культурном своеобразии. Дело в том, что кубанские казаки, в том числе запорожцы, к моменту переселения на Кубань не были украинцами, еще только шло формирование этого этноса. И поэтому исторически на Кубани не было украинской идентичности, была региональная идентичность. Кубанские казаки не считали себя русскими, они считали себя кубанскими казаками, но украинцами они тоже себя не считали, хотя говорили на диалекте, который в то время был очень близок к украинскому языку.

Сейчас можно говорить только о культурных особенностях, хотя я видел карты (особенно много их в интернете), на которых Краснодарский край в чьих-то мечтах уже присоединен к Украине. На самом деле все сложнее.

–​ Если говорить о понимании российским обществом гетерогенности существования в стране, оно вообще существует или люди живут каждый в своем регионе, не очень задумываясь о том, что происходит в соседнем и как там себя ощущают люди?

– Еще несколько лет назад люди действительно жили каждый в своем регионе, не задумываясь об этом, но миграция заставила задуматься о гетерогенности – сначала миграция начала 90-х годов, когда люди вынуждены были переезжать из точек конфликта в республиках бывшего Советского Союза. Для Кубани это, например, армяне, курды, курды-езиды, которые появились как раз в то время, это турки-месхетинцы, которые появились там в начале 90-х годов. Затем пошла трудовая миграция из государств Центральной Азии, которая также поставила вопрос о том, что люди бывают разными.

Межнациональное общение происходит буквально каждый день в крупных городах и в некоторых приграничных регионах

Есть такое понятие в науке - «индекс мозаичности», он показывает, насколько часто теоретически у жителя какого-то города или региона есть возможность столкнуться с человеком другой национальности. Так вот, в областях центральной России этот индекс был настолько низким, что его можно было не учитывать – 0,003-0,004. В то же время, на Кубани этот индекс был 0,25, то есть на два порядка больше была вероятность межнационального общения. В настоящее время российские мегаполисы – это уже города, населенные далеко не только одними русскими.

Можно говорить о том, что межнациональное общение происходит буквально каждый день в крупных городах и в некоторых приграничных регионах. Так что российское общественное сознание начало осваивать вопрос о гетерогенности. Это новая и достаточно тяжелая тема. Отсюда всплеск популярности националистических, антимигрантских и любых других движений, которые проповедуют ксенофобию.

На наших глазах мир становится совершенно другим

–​ Российская империя при всех своих особенностях имела еще такую отличительную черту, как искусственное сохранение гомогенности проживания населения. Во времена Советского Союза это была прописка, это была национально-культурная политика, то есть целый ряд мер, который позволял русским так жить в империи, как будто это их собственное национальное государство. Для того, чтобы встретиться с так называемым инородцем, нужно было самому куда-то уехать. Сейчас ситуация стремительно меняется. В больших городах все больше и больше людей разных национальностей –​ мы видим это по Москве. Русский человек, не участвующий в политических процессах, привык жить в одном мире, а сейчас на наших глазах этот мир становится совершенно другим.

–​ Это очень некомфортно для большинства русских, которые столкнулись с этим явлением. Прежде всего, Россию накрыла глобализация. При советской власти переезды с места на место были большой проблемой, даже редкостью. Можно было уехать на комсомольскую стройку, можно было отслужить в армии и остаться где-то в другом регионе, но из-за института прописки и из-за недостатка жилья люди переезжали очень редко. Сейчас ситуация изменилась, население России мигрирует чрезвычайно активно.

Население России мигрирует чрезвычайно активно

Кроме глобализации, которая затронула всех, есть еще внутрироссийские проблемы. Например, в республиках Северного Кавказа в общем составе населения молодежи около 30%, а в областях центральной России молодежи не более 15% – это другая демографическая ситуация. Кавказская молодежь переезжает, они не находят себя в Дагестане, в Чечне, в Ингушетии, для них там нет работы, просто нет места, они едут куда-то и становятся тем самым чужим миром, который воспринимается очень тяжело. Это проблема двух сторон: ни кавказцы еще не умеют быть собой в чужом окружении, не нарушая права других людей, ни русские не научились принимать таких людей. От мигрантов в большинстве случаев требуется либо измениться и «стать такими, как мы», либо уехать, либо они не должны высовываться на поверхность.

Георгий Касьянов рассказал Фокусу о сомнительных и подлинных героях, недостаточно осмысленных и совершенно бессмысленных национальных мифах, постколониальном синдроме без колониализма и других приметах нашего времени.

Плюс декоммунизация всей страны

Вы были против переименования Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Почему?

Во-первых, эта фигура до сих пор порождает конфликты, что особенно опасно в нынешней ситуации, когда в обществе необходим консенсус. Во-вторых, это всё нам навязывает небольшая, но очень энергичная группа людей, которая продвигает определённую идеологию. Наконец, в-третьих, Бандера как символ способствует международным конфликтам - в частности, значительно осложняет наши отношения с Польшей.

А как насчёт других названий, связанных с ОУН-УПА? Например, вас не смутило переименование улицы Щорса в улицу Евгения Коновальца?

Это фигура по крайней мере куда более интересная и масштабная. Тоже, конечно, неоднозначная, но с более высоким интеллектом и уровнем мышления, боевой офицер.

Кроме законодательно оформленной декоммунизации у нас начинает происходить стихийная дерусификация. Переименовали не какой-нибудь проспект, а Московский, улицу Льва Толстого собираются назвать улицей Евгения Чикаленко. Что вы об этом думаете?

Логика декоммунизации в исполнении её инициаторов неизбежно приводит к дерусификации. Согласно этой логике, идеология и практика коммунизма были импортированы в Украину из России, а значит, Россия назначается ответственной за всё плохое, что в результате приводит к антироссийским и антирусским сантиментам. Ситуацию усугубляет аннексия Крыма, война на востоке и позиция нынешнего российского руководства, которое отказывается воспринимать Украину как самостоятельный субъект государственности.

Процесс дерусификации у вас возражений не вызывает?

Конечно, вызывает, поскольку это провоцирует этнический конфликт. Сначала объявляют виноватым язык, потом культуру, потом их носителей.


Все оттенки национализма

Глорификация деятелей ОУН-УПА связана с созданием новой нацио­нальной мифологии. Насколько она необходима?

Создание мифов - неизбежный процесс при построении политической идентичности. Если речь идёт об истории, существует два основных мифа: героический и виктимный, миф страдания. Второй у нас был создан в виде мифа о Голодоморе - когда я говорю "миф", никоим образом не отрицаю самого события, а имею в виду то, как это событие реконструируется и подаётся обществу в виде неких сакрализованных форм.

Первый творился параллельно, и лучшего агента этого мифа, чем Украинская повстанческая армия (а если мы говорим УПА, сразу же появляется и ОУН), у нас не нашли. Этот миф существовал в части диаспоры, был транслирован в Украину в начале 1990-х и вошёл в учебники без всякого критического осмысления. Сейчас в связи с войной значение героического мифа значительно усилилось.

УПА называют "армией непокорённых", которая сражалась на два фронта: против нацистского и сталинского тоталитаризма. При этом старательно обходят тот момент, что главным врагом УПА были поляки, и не очень любят вспоминать о том, что ОУН и УПА делали с украинцами, которые, по мнению руководства этих организаций, неправильно себя вели.

Менее противоречивых фигур для героизации не было?

Почему же. Можно было вывести на первый план шестидесятников. Вот, например, Василь Стус - талантливый поэт, героический человек в смысле отстаивания своих идеалов, знал, что идёт на смерть, но продолжал бороться. Да, на стороне УПА и масштаб, и драматизм. Но проблема в том, что и УПА, и ОУН - это радикально-националистические движения, в истории которых кроме безусловного героизма и жертвенности есть тёмные страницы, не позволяющие представлять их исключительно как благородных рыцарей.

Наивный вопрос: национализм это вообще хорошо или плохо?

Если рассуждать о национализме в рамках академической дискуссии, то понятий "хорошо" и "плохо" не существует, это просто явление, которое нужно всесторонне рассматривать. Если же говорить о повседневной жизни, то национализм может быть любовью к родине и аналогом патриотизма, но также ненавистью к другой культуре. Он может быть либеральным и освободительным, а может - радикальным и ксенофобским.

"Сначала объявляют виноватым язык, потом культуру, потом их носителей"

Когда мы говорим "хорошо" или "плохо", то выставляем два маркера, которые обозначают противоположности, но между ними существует масса оттенков. Борьба за свободу, за достойное место своей нации среди других - хорошо, но когда это переходит в ненависть к другим нациям, получается плохо. И сейчас мы имеем дело именно с этим: те, кто избрали профессией борьбу против русского языка, демонстрируют явную ксенофобию.

Возьмём программные документы ОУН, организации, которую согласно новому закону нельзя публично осуждать, а можно только прославлять. Посмотрите Великие сборы 1929-го, 1939-го, 1941-го годов - в них записана программа создания тоталитарного государства. Его главной силой является одна структура - ОУН, которая, отрицая партийность, представляет собой мегапартию, полностью контролирующую политическую, социальную, культурную и даже личную жизнь.

Эта модель была скопирована с итальянского фашизма, но поскольку в 1940-е годы стало понятно, к чему привели фашизм и нацизм, в 1943-м её несколько модернизировали и демократизировали. Собственно, из-за этого в ОУН произошёл второй раскол. Ортодоксальные националисты во главе с Бандерой остались на старых позициях, согласно которым Украина должна быть тоталитарным корпоративным государством с одной-единственной политической силой, диктующей всем свою волю.

Три мифа об Украине

Давайте пройдёмся по другим современным мифам и попробуем разобраться, где правда, а где ложь. Миф №1: Украина была российской колонией, нынешняя ситуация - постколониальная.

Украину можно рассматривать как пример постколониальных синдромов без колониализма. Вообще территория нынешней Украины входила в состав трёх империй - значит, она была колонией всех трёх? Впрочем, поскольку основное остриё направлено против Российской, давайте поговорим о ней.

В XVIII веке, когда формировалась Российская империя, те, кого можно было бы назвать украинцами, от Прокоповича до Разумовских, активно участвовали в её создании. Местные элиты стремились интегрироваться в эту империю и быть частью имперских элит. Возникает интересная форма колониализма, при которой элиты колонии содействуют построению империи. Возьмём СССР, проанализируем, сколько украинцев было в составе советских элит, и получим такую же картину.

"Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков - это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества"

Колониализм предполагает эксплуатацию богатств некой территории для подъёма метрополии, но тогда возникает вопрос: кто же был этой метрополией? Любой русский националист скажет вам, что в Советском Союзе больше всех страдала Россия. Получается, что классическая схема "колония - метрополия" здесь не работает. Более того, столь популярная у некоторых ультрапатриотов идея "колониального гнёта" прямо заимствована из советского варианта марксизма. Почему-то наших декоммунизаторов это не смущает.

Давайте вспомним, где и как создавалось украинское движение. Где издавали журнал "Основы"? В Санкт-Петербурге. Где группировалась украинофильская интеллигенция, создавшая территориальную и культурную идею Украины? Во всевозможных имперских институциях - в научных обществах, в университетах, в земствах и т. д. Фактически империя стала основой для инфраструктуры украинского национального движения.

В ответ на разговоры о русификации и преследованиях украинского языка хочу напомнить ещё об одном факте: радикальная украинизация была проведена в 1920-х - начале 1930-х годов. Именно при проклятой московской власти украинский окончательно оформился как язык высокой литературы и всеобщей грамотности. Происходили как отливы, так и приливы, были времена и русификации, и украинизации.

В общем, прямолинейные заявления о том, что Украина являлась колонией, что её эксплуатировали и высасывали из неё все соки, - всего лишь удобная идеологема для разговоров на уровне уличного митинга и политических лозунгов.

Миф №2, вернее, два противоположных мифа: русские и украинцы - братья; русские и украинцы - вечные враги.

Что значит братья? Украинцы и русские действительно близкие народы, но по культурному типу украинец, даже русскоязычный, конечно же, отличается от русского из России, и русский из Украины - далеко не всегда такой, как русский в России. При этом говорить о том, что они извечные враги, значит быть моральным идиотом. Этносы и культуры нельзя ставить в позицию врагов. Лев Толстой вряд ли является врагом Евгения Чикаленко.

"Народы-братья" - это метафора. Если опуститься на уровень обыденного, приведу пример своей семьи. Двое моих сыновей выросли вместе и приблизительно в одно время, но это совершенно разные люди. Из того что два человека являются братьями, не следует, что они одинаковы и должны всегда жить в одной квартире. Пусть каждый устраивает свою жизнь самостоятельно.


Миф №3: Русский язык - это инструмент российской агрессии.

Это не столько миф, сколько лозунг, используемый небольшой частью политиков. Я даже не знаю, как его развенчивать, настолько он глупый и бессмысленный.

Язык не может быть хорошим или плохим. Если люди увязывают его с определённой страной и переводят на уровень политического действия, говорят, что русский язык - это средство культурного доминирования, то в рамках их логики можно найти некое рационально зерно. Язык - это носитель, и с его помощью можно формулировать какие-то идеи. Но с таким же успехом можно сказать, что немецкий язык был орудием нацистской пропаганды, расовой ненависти и т. д. Давайте возненавидим Гёте, Шиллера, Цвейга, Кафку, Грасса.

Говорят, не надо изучать русский язык, потому что это язык врага. Если встать на такую позицию, то всё на­оборот: язык врага надо изучать, чтобы знать, как с врагом бороться. Если же уйти от иррациональной ненависти и перейти на позицию конструктива, то русский язык является носителем литературы, от которой можно просто получать удовольствие. Отказываясь от языка культуры мирового уровня, ты ограничиваешь сам себя. Известное изречение "сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек" банально, но справедливо.

Наконец, это утверждение заставляет людей предпринимать довольно пошлые бессмысленные действия, которые опять-таки ведут к разжиганию межнациональной вражды.

Сухие щелчки истории

Известный публицист Анатолий Стреляный утверждает, что в борьбе за украинство нам нужно отказаться от демократических принципов, что Украину спасёт только радикальная украинизация. Вы с ним согласны?

Нет, не согласен. "Или - или" в данном случае не получается. Приемлемый вариант состоит в том, чтобы не сводить украинизацию к языковому вопросу.

Согласно Конституции, в Украине сейчас один государственный язык - украинский. Но за 25 лет в стране не создали условий для того, чтобы украинский язык стал престижным, важным, нужным. Если его до сих пор приходится защищать, возникает вопрос об эффективности государственной политики.

"Внутри страны есть один-единственный внушающий оптимизм ресурс, причём все наши власти, независимо от их цвета, стараются его затоптать. Этот ресурс - люди".

Нужно организовать качественное изучение украинского языка в школах, модернизировать курс украинской литературы, потому что нынешний архаичен и малопривлекателен для современных детей. Украинскую историю, которая прямо связана с украинским языком, следует избавить от колоссальной депрессивности: сейчас получается, что практически вся она - это угнетение, войны, резня. Украинская культура высокоразвита и полномасштабна, в ней есть все современные течения, нужно только правильно её упаковать, сделать интересной и престижной.

Требуется последовательная продуманная политика, а не то, что происходило у нас, скажем, с украинизацией образования в 1990-е годы. Тогда чиновники хвастались тем, сколько школ перешло на украинский язык по Украине, в частности в Донецкой и Луганской областях, но это было чистой формальностью. Учителей не переподготовили, нормальных учебников для людей, не владеющих украинским, не написали. Всё делалось административно-бюрократическим методами и спровоцировало эффект, который нам теперь хорошо известен.

Приведу только один пример. К моменту аннексии Крыма там было шесть украинских школ, ютившихся в заброшенных детских садиках, и одна показушная симферопольская гимназия, притом что по переписи 2001 года по меньшей мере четверть населения Крыма идентифицировали себя как украинцы. Вот вам и политика государства. Стоит ли удивляться тому, что на каких-то территориях "украинский проект" не удаётся?

Может ли история чему-то на­учить?

Это риторический вопрос. Кажется, Черчиллю приписывают фразу: "История учит тому, что она ничему не учит". Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков - это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества. То, что сейчас происходит на земном шаре, нас в очередной раз в этом убеждает.

Когда произошла аннексия Крыма, заговорили об аншлюсе, о Мюнхенском сговоре 1938–1939 годов и т. д. Обсудили, провели исторические аналогии - и что? Запад вспомнил, что одной из предпосылок Второй мировой войны стала политика умиротворения Гитлера, и начал проводить ту же самую политику. Получается, уроки истории есть, но их никто не усваивает.

Пастернак, цитируя Гегеля, называет историка "пророком, предсказывающим назад". Пытались ли вы когда-нибудь предсказывать вперёд?

Я плохой предсказатель. В 2003 году, когда в Грузии произошла Революция роз, меня спрашивали, возможно ли такое в Украине, и я сказал, что ни в коем случае, - то же самое тогда утверждали социологи. Сейчас мне кажется, что в ближайшие десять лет радикального улучшения экономической и социальной ситуации в Украине ждать не следует, но лучше бы я ошибся, как тогда.

Внутри страны есть один-единственный внушающий оптимизм ресурс, причём все наши власти, независимо от их цвета, стараются его затоптать. Этот ресурс - люди. У нас всё ещё высокий уровень образования населения и большое количество граждан, способных на креатив, предприимчивость, самоорганизацию. Вся надежда на них.

***

КТО ОН

Доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины, профессор кафедры истории Киево-Могилянской академии, автор книг об украинской истории ХХ века

ПОЧЕМУ ОН

В эпоху ангажированности и предвзятости Касьянов сохраняет верность научному подходу и здравому смысл



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта