Главная » Условно-съедобные грибы » Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине.

Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине.

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.


Математические задачи для детей от 3 до 4 лет. Упражнения на сравнение предметов
(Раздел профессора А.В. Белошистой)
Вернуться в начало >>>>

Занятие 15.

Цель занятия: Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.

Упражнение 1.

Цель упражнения: обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

Главное - должна быть явной разница в длинах.

Упражнение 2.

Цель упражнения: применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия.

Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше. Это можно сделать любым способом: сосчитать, если ребенок уже может сделать это самостоятельно, или выложить ленты парами: длинная - короткая. Если ребенок пользовался счетом, все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар. (Кукла Маша не умеет считать. Разложи ленты так, чтобы ей было видно, каких больше.)

На основе этого предметного действия в дальнейшем ребенок будет знакомиться с отношениями "столько же" и "больше на /меньше на".


Упражнение 3. "Кто это?"

Цель упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие анализа и синтеза.

Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые игры, где картинка разрезана так:

Но в этот набор надо добавить варианты:

Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок.

Если ребенку трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем разрезать нужным образом.

Упражнение 4.

Цель упражнения: применение умения сравнивать длины предметов приложением.

В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво". Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению (его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить.

Обсуждая результат, задаем вопросы:

Какой карандаш самый короткий? (Красный.)
- Самый длинный? (Черный.)
- Покажи синий карандаш. Где он стоит? (В середине.)
- Между какими карандашами стоит синий карандаш? (Между зеленым и голубым.)

Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется.

Вариант: Предлагаем ребенку рисунок "забор" и просим раскрасить так, как он разложил карандаши в коробке: самый длинный столбик - самым длинным карандашом и т. д.

Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем снова сложите карандаши в коробке "по росту" и сравните их порядок с раскраской забора. Если есть ошибки, помогите ребенку найти их.

Дата: 03.09.15

Класс: 1 «Д»

Предмет: Математика

Тема: Сравнение предметов по длине. Длиннее, короче. Сравнение предметов по массе. Тяжелее,легче.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «длиннее» и «короче», учить сравнивать различные предметы между собой на глаз и методом приложения.

Задачи:

Образовательная: обеспечить усвоение понятий «длиннее», «короче» и способов сравнения длин предметов;

Развивающая: развивать пространственное воображение и речь учащихся, умение анализировать и делать выводы;

Воспитывающая: воспитывать умение работать в паре и прислушиваться к мнению товарищей.

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации для сравнения

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

Орг. момент

Здравствуйте! Садитесь!

Есть на свете королева,

Математикой зовут.

Всем она необходима,

Словно воздух и вода.

В этом царстве королевы

Много жителей живет.

Там стоит работа четко,

Все трудяги, вот дела!

Всё подсчитывают что-то,

Всюду можно услыхать:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.»

Можно все пересчитать,

Перемножить, разделить.

Вот за это королеву

Уважаю и люблю.

Ведь я тоже очень сильно,

С математикой дружу.

Устный счет

И так ребята сейчас мы с вами вспомним что проходили на прошлом уроке. Что мы проходили? Считали с 1 до 10 и обратно. Сейчас я проверю как вы усвоили этот материал.

Посчитай с 1 до 10.

Посчитай от 10 до 1.

Посчитайте с 1 до 25.

Молодцы!

Актуализация знаний

Игра «Четвёртый лишний»

Перед вами 4 слова, одно из них является лишним. Подумайте, какое и почему:

*понедельник, среда, пятница, осень

*зима, весна, четверг, лето

*август, вечер, ночь, утро

2)-Вы видите несколько геометрических фигур. Попробуйте разделить из на 2 группы. (на экране треугольники и круги разных цветов и размеров – их можно разделить по цвету, форме и размеру)

Физминутка

Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязательно зевнуть зевнуть, прикрывая рот ладошкой Ну и хвостиком вильнуть движение бедрами в стороны А волчата спинку выгнуть прогнуться в спине вперед И легонечко подпрыгнуть легкий прыжок вверх Ну, а мишка косолапый руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса Широко расставив лапы ноги на ширине плеч То одну, то обе вместе переступание а ноги на ногу Долго топчется на месте раскачивание туловища в стороны А кому зарядки мало - Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

Изучение нового материала

Игра «Кто быстрее»

(Две пары ребят по команде скручивают ленты разной длины и разного цвета)

Какую ленту скрутили быстрее? (красную)

Давайте попробуем ещё раз с другими ребятами. Какую скрутили быстрее? Почему?

(красная лента короче, а синяя длиннее)

О чём же сегодня будем говорить на уроке? Сформулируем тему. (тема урока «Длиннее и короче»)

Попробуем определить цель урока – чем сегодня будем заниматься? (сравнивать предметы по длине)

А какие предметы в окружающем нас мире можно сравнить по длине? О чём можно сказать «длиннее» и «короче»?

Работа с учебником:

Откройте стр 7

Прочитаем задание в учебнике №1. сравни

Каким образом определили это? (на глаз)

Это первый способ сравнения предметов между собой.

3)Практическая работа:

У меня в руках 2 разноцветные полоски бумаги. Попробуйте на глаз определить, какая из них короче, а какая длиннее. (дети высказывают своё мнение)

Почему получились разные мнения? Всегда ли можно точно определить длину предметов на глаз? А как ещё можно определить, какой из предметов длиннее, а какой короче? (приложить друг к другу)

Это ещё один из способов сравнения длин предметов между собой. Давайте потренируемся сравнивать предметы этим способом.

(На столах у ребят 4 разноцветные полоски разной длины)

Положите полоски перед собой и сравните их по длине. Что можете сказать о длине полосок? (красная – самая длинная, синяя – самая короткая, жёлтая и зелёная – одинаковые по длине)

Как узнали? (приложили друг к другу)

Есть ещё и третий способ, более точный – при помощи линейки, но мы с ним познакомимся позже на последующих уроках.

3 посчитай и сгруппируй.

Самолет вертолет

дом дом

лодка пароход.

А теперь возьмите в одну руку тетрадь а в другую книгу. Что легче? Как вы определили? А каким прибором измеряют вес? А где с этим прибором встречались?

Молодцы!

Рефлексия

Кому понравился урок- похлопайте.

Итог

Какую тему проходили на уроке?

Что нового узнали?

Какого цвета эта ленточка?

Правильно, молодцы!

А эта? Правильно.

Чем еще отличаются ленты?

Давайте, сравним их по длине.

Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

Какого цвета длинная лента?

София, проведи по ней пальчиком. Молодец!

Какого цвета короткая лента?

Матвей, проведи по ней пальцем.

Какую ленту мы подарим большому медведю?

Какую ленту - маленькому?

По ходу завязываю игрушкам ленты.

У кого лента длиннее?

У кого короче?

Какие нарядные стали медвежата. Они очень рады, что мы правильно подобрали им ленточки и говорят нам «спасибо».

Ребята, посмотрите, а медвежата принесли нам вот такие две полоски.

Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы!

Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

Какая полоска длиннее?

Как же это нам узнать?

Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы.

Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

Биржан, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком.

Длиннее эта полоска или короче?

Действительно, она длиннее!

Давайте, все вместе скажем - «длиннее».

Ангелина, покажи какая полоска короче.

Короче эта полоска или длиннее?

Да, она короче - проведи по ней пальцем. Умница!

Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик!

Какая дорожка короче, верхняя или нижняя? А какая длиннее? (Провожу рукой вдоль дорожки).

Правильно, верхняя дорожка короче, а нижняя длиннее».

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

«У жирафа пятна – пятна»

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули - давайте продолжим.

Смотрите, к нам в гости еще пришла лошадка.

Сейчас она побежит по дорожкам. Сначала, вдоль короткой дорожки. Тпру! Дорожка кончилась.

Добежала лошадка до домика?

А теперь лошадка побежит по другой дорожке. Добежала лошадка до домика?

А теперь поменяем дорожки местами.

Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя?

А какая короче?

А как вы догадались?

Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее.

А у этой не хватает маленького кусочка - значит она короче.

Молодцы ребята- все правильно назвали.

Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки.

Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева.

Какая дорожка длиннее?

Проведите по ней пальчиком.

А какая дорожка короче? - проведите по ней пальчиком.

Возьмите, матрешку в правую руку, а левой придерживайте дорожку.

Пусть матрешка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче?

Ведите по ней матрешку.

Какая дорожка длиннее?

Пусть матрешка по ней пройдет.

Вводное задание. Предложите учащимся в парах попробовать сравнить по длине две полоски плотной бумаги способом наложения. Каждый учащийся возьмёт свою полоску бумаги, сравнит её с полоской соседа по парте и сообщит результат. Затем второй учащийся сравнивает свою полоску с полоской другого ученика. Таким образом, состав пар постоянно меняется. Время на проведение работы регулируйте сообразно результату работы. Это задание тренирует навык сравнения двух предметов по длине способом наложения друг на друга и способствует пониманию разностного сравнения.

Далее предложите учащимся выбрать мерки и измерить ими полоски бумаги. При необходимости помогите учащимся округлить числа. Попросите сообщить результаты измерения. Подведите учащихся к выводу о том, на сколько скрепок одна полоска длиннее или короче второй полоски. Способ сравнения по количеству мерок позволит закрепить разностное сравнение: на сколько единиц измерения одни предметы длиннее или короче других.

Какой карандаш длиннее?

    Какой карандаш самый длинный?

    Какой самый короткий?

    Назови карандаши по порядку: от самого короткого до самого длинного.

Сравни деревья по высоте. Объясните учащимся, что высота домов, кустов, деревьев (предметов, расположенных снизу вверх) - это тоже длина. Предложите сравнить деревья по высоте.

Выполнение задания организуйте фронтально. Задайте вопросы:

    Сколько деревьев изображено на рисунке?

    Они расположены по росту? (по высоте)

    Какое дерево самое высокое?

    Какое дерево самое низкое?

    Есть ли среди них деревья, равные по высоте?

Предложите расставить деревья по порядку: от низкого до высокого и наоборот. Расставь членов семьи по росту. Объясните, что длина тела человека, то есть высота человека, - это его рост. Сравнивая людей по росту, используют слова «ниже», «выше». Предложите рассмотреть иллюстрацию к заданию. Попросите расставить членов семьи по росту. Учащиеся сами должны выбрать, по какому порядку: от самого высокого до низкого или наоборот. Предложите учащимся подумать и рассказать однокласснику, в каком порядке по росту следует расставить членов их семей. Реши. Предложите учащимся рассмотреть картинку и определить, что длиннее: бусы или палочка. При выполнении задания учащиеся обратят внимание, что концы данных предметов совпадают. Однако следует заострить внимание учащихся на том, что бусы изогнуты, а палочка ровная. Если учащиеся будут испытывать затруднения, предложите им найти решение путем проведения практического опыта.

Ответ

Бусы длиннее палочки, потому что палочка ровная, а ниточка бус изогнута.

Попробуй.

В обсуждении принимают участие все учащиеся. Предложите учащимся внимательно рассмотреть предметы в классе и постараться на глаз определить самые высокие предметы и самые низкие. Какие предметы выше парты, ниже подоконника?

Развитие языковых компетенций

Для запоминания ключевого слова на казахском, русском и английском языках предложите учащимся игру. Дайте учащимся буквы вразброс и попросите собрать ключевое слово на трёх языках. Они соберут слово и назовут его хором.

Определи длину столовых приборов.

Пользуясь иллюстрацией, учащиеся определяют длину предметов по количеству мерок. В качестве дифференциации предложите определить самый длинный предмет и обвести его красным карандашом. Затем нужно определить самый короткий предмет и обвести его синим карандашом.

Ответы

длина вилки равна 4 гвоздям; длина ножа - 5 гвоздям; длина половника - 6 гвоздям.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта