Главная » Условно-съедобные грибы » Кто такие масоны на самом деле. Масонская ложа - это что такое? Великая Масонская ложа России

Кто такие масоны на самом деле. Масонская ложа - это что такое? Великая Масонская ложа России

Люди нередко задают вопрос: а кто такие масоны? Почему о них так часто говорят, особенно в связи с различными негативными общественно-политическими процессами, если таковые, например, происходят в государстве. При этом обязательно вспоминают «о масонах».

При всем многообразии масонства в нем можно выделить некие общие, неизменные тенденции, которые позволяют говорить о нем как о едином направлении.

«Истинное», «правильное», «идеальное» масонство - это утопическое движение, стремящееся, прежде всего, к достижению братства всего человечества, независимо от национальных, политических, социальных, религиозных и иных различий. Его адепты должны быть связаны между собой по преимуществу общими моральными принципами и идеалами нравственного самосовершенствования. В этом смысле масоны символически представляют свою деятельность (имея в виду своих предшественников - «свободных каменщиков») как строительство храма добродетелей, храма мудрости, похожее на возведение библейского храма Соломона.

Масонство всегда желало подняться над традиционными религиями. Бога они представляли как Великого Архитектора Вселенной. При этом, как правило, отвергался принцип абсолютной свободы совести, т.к. организация была жестко структурированная.

Постоянно подчеркивалась необходимость любви к ближнему, движение к Истине и свету (в своем понимании, конечно). Вот что писал о масонской идеологии русский писатель М.Осоргин: «Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима... Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы».

Масоны всегда гордо заявляли, что им удалось восстановить смысл античных мистерий, посвятительных обрядов жрецов древнего Египта, расшифровать тайны карт Таро, по-новому прочесть предания арийских народов Центральной Азии, увидеть глубинное родство между этикой индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских систем Востока и этикой Ветхого Завета и т.п.

Масоны, по сути, создали свой мир, обставили его невероятным количеством многозначительных атрибутов, церемоний, тайных знаков, символов. Масонство иногда напоминает компьютерную игру для взрослых - с уровнями (степенями посвящения), секретами, качественной графикой.

Но вся деятельность, предполагающая активное участие в работе масонских организаций, требует ума, изворотливости, способностей и определенных человеческих качеств, которыми обладают далеко не все. Однако и ничем не выдающиеся люди, а стало быть, не представляющие интереса для масонства, не оставлены без внимания и опеки. Для них (вместо втягивания в тайные общества, где от них не будет никакой пользы) используется весьма профессионально «идеология Уолта Диснея» - внедрение в сознание искусственной беззаботности и пристального внимания к несуществующим деталям жизни. Так сказать, движение для обывателей.

Но масонство довольно быстро стало модным и престижным. Вхождение в ложу было не менее важным, чем приглашение на бал в дом влиятельного сановника. Среди масонов были самые высокие чиновники. Стать их «братом», постоянно встречаться в неофициальной обстановке, хранить совместно какие-то тайны - все это играло на руку в приобретении более высокого статуса в обществе, карьерном росте.

Практические действия масонов по осуществлению своих задач носили эпизодический и нерегулярный характер. Теория и форма были важнее. Масоны издавали книги, занимались благотворительностью (однако, не достигли таких масштабов, как, например, Армия Спасения Джеймса Бутса).

Масонская идеология отчасти влияла на умонастроения в высшем обществе. Но если одни лишь увлекались мистикой и символикой, то других больше захватывала идея освобождения от традиционных предрассудков, идеи просвещения и братства всех людей. Не стоит забывать, что в масонство «играли» и выдающиеся исторические личности, например отцы американской независимости, подписавшие в 1776г. знаменитую декларацию. И до сих пор мы на долларах можем найти масонские символы.

В ложах состояли Марат и Робеспьер, пролившие реки крови - и, говоря о Культе Разума, который пытался ввести вместо католичества во Франции Максимилиан, невольно вспоминаешь о масонской терминологии, не говоря уже о полном совпадении революционного и одного из масонских девизов: «Свобода, равенство и братство».

Масонство приписывают В.А.Моцарту, А.С.Пушкину, Н.Паганини, одним словом, почти всей творческой интеллигенции Европы XVIII-XIX веков. Также Т.Рузвельту, Г.Форду, Наполеону, Р.Пири и многим другим.

Масонские ложи действительно часто превращались в политические клубы. Закрытое помещение, круг близких лиц располагали к общению не только теоретическому и не только на традиционные масонские темы. Но точно также обсуждение политических акций могло вестись и на вполне светских приемах, вечерах. А символику, девизы, термины, фартуки и проч. вполне естественно было искать в масонском движении - уж этого добра и экзотики в среде вольных каменщиков хватало всегда.

Выразителем весьма распространенного мнения об этом загадочном религиозном движении является русский философ Н.А.Бердяев, который был уверен в том, что масонства не существует , что оно выдумано черносотенными элементами общества, дабы оправдать антисемитизм, погромы и национализм вообще. Кроме того, Бердяев утверждал, что вера в существование подобных тайных обществ является признаком низкого уровня интеллектуального развития.

Попробуем не согласиться с философом, примириться с собственным «низким уровнем интеллектуального развития» и предположить, что масонство - явление реальное, но тайное, и повод для разговоров о нем дает либо утечка информации, либо те сведения о себе, которые члены организации считают нужным дать обществу.

По своей форме масонство - это международная сеть тайных и легальных организаций прикрытия, которые имеют общее происхождение и распространены по всему миру. По сути, это тайное общество, ставящее своей целью соединение государств в одно всемирное, а также соединение всех существующих религий в единую синкретическую систему вероучений. То, что Православие рассматривает как однозначные признаки пришествия антихриста (мондиализм).

Источником современного масонства исследователи считают каббалу и гностические и манихейские секты, появившиеся в первые века нашей эры. После изгнания евреев из Палестины в конце I-го века н.э. эзотерические знания распространились от Европы до Китая и Америки.

Тайные общества возникали по всему миру под разными названиями. В Европе и на среднем Востоке это были «Рыцари Храма», Сионская община, катары, исмаилиты, каббалисты, друзы, розенкрейцеры, франкмасоны; в Китае - «Белый лотос», тайпины, ихэтуани; в Америке - Клуб кожаного передника, Клуб зеленого дракона; в России - Союз спасения, Северное и Южное общества, «Орфей», «Гармония», «Урания», «Астрея», «Три звезды», «Полярная звезда».

М.Рамсей, один из видных шотландских масонов, выступая в 1737 году перед собранием французских якобинцев, так рассказал о происхождении масонов: «Масонский орден возник в Палестине в эпоху крестовых походов, когда под сводами Иерусалимского храма были найдены тайные символы древней священной науки. Тогда рыцари Иоанна Иерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое имя. Масоны должны, так же как и евреи - строители Второго храма, в одной руке держать мастерок, а в другой - меч и щит».

Распространение этого древнего движения в странах Западной Европы в средние века осуществилось благодаря крестовым походам, в результате которых и появились первые тайные общества европейско-иудейского происхождения. Наиболее влиятельным и известным из них был орден тамплиеров (храмовников).

Франкмасоны, или «вольные каменщики», ведут свое вероучительное происхождение от строителя храма Соломонова мастера Адонирама, считавшегося носителем тайных знаний и убитого завистниками. Легенда об Адонираме явно имеет каббалическое происхождение, поскольку в книгах Ветхого Завета о ней вообще не упоминается. С течением времени на вероучительном основании легенды выросло огромное здание современного масонства, возведенное руками «вольных каменщиков» в честь «великого архитектора».

Организация всегда была тайной пружиной дворцовых переворотов и уничтожения королевской династии Стюартов в Англии. Во Франции загадочная смерть постигла всех потомков Людовика XIV. В Швеции жертвой цареубийц стал Густав III, после смерти которого началась длительная революция. Трагическая смерть постигла и российского императора Павла I, неосмотрительно допустившего масонов в свою страну.

Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его одним из проявлений сатанизма. В 1932 году на Всезарубежном Соборе РПЦ было принято решение о том, что участие в масонских ложах «несовместимо со званием христианина...что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений, или при дальнейшей нераскаянности будут отлучены от Святой Церкви».

В Россию масонство проникло в XVII веке вместе с каббалическими трактатами Луллия, известного алхимика, переводы которого увлекали широкие круги высшего общества. А центром распространения каббалы и масонства стала немецкая слобода в Москве. С тех пор началась ожесточенная борьба с самодержавием и Православием. Масоны активно участвовали во всех дворцовых переворотах, вдохновили и восстание декабристов 1825 года. А с конца XIX века учение стало распространяться среди членов литературных, художественных и политических кружков. Этот ход масонов был прекрасно выверен, поскольку за деятелями русской культуры следовали и их почитатели.

Увлеклись «тайным знанием» сотни, если не тысячи, людей того времени: А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский, З.Гиппиус, М.Чехов, С.Эйзенштейн, символисты, футуристы, другие авангардисты, философы.

Тогда же в России стали распространяться теософия и антропософия и иные разновидности эзотерического знания. В крупных городах открыто преподавалась каббала под видом древней восточной мудрости. Брожение, вызванное в народе тайными обществами, достигло своего предела, вылившись вначале в революцию, а потом и в гражданскую войну.

Профессор Виктор Михайлович Чернышев

Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.

Символ вольных каменщиков.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Масонство не является религией или заменой религии, в масонстве нет своей теологии, а дискуссии по религиозным вопросам исключаются из масонских собраний. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришел в ложу, а его большее внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII в и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство), делается акцент на обязательном монотеизме .

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами, большинство символики заимствовано из других культур, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства , так и других религий.

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность . В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Одним из символов масонства также является акация , которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так назывемой Легендой о смерти мастера Хирама - тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес - символ стремления к совершенству, уровень - символ равенства, наугольник - символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль - символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок - символ укрепления братских связей, и т. д. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храма Соломона.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Регулярное масонство

Регулярность (см. также Freemasonry, Regularity (англ.) ) это механизм, с помощью которого устанавливаются отношения в масонстве (братские отношения). Реализуется он практически с помощью системы признаний Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.

Понятие регулярности в масонстве сравнительно молодое, оно возникло начале XX в, как результат распространения масонства в мире. Впервые принципы регулярности (Basic Principles) (англ.) (см. также ) были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 году, а позже подтверждены ею в 1938 в документе Aims and Relationships of the Craft (англ.) . Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время следование регулярности и ее признание позволяют при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении их суверенитета быть мировому регулярному масонству в интегрированном состоянии и создают условия для сохранения масонских традиций, свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям.

Среди стандартов регулярности:

С организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения в регулярном масонстве исключаются, не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания (см., например, UGLE Recognised Grand Lodges (англ.) ).

Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию, собирающаяся ежегодно.

Во многих странах (в России в том числе) действует принцип относительно того, что внутри страны или территории может быть только одна регулярная Великая Ложа, однако исторически и в настоящее время в мире есть страны, где работает более одной ВЛ на одной территории при наличии между этими ВЛ договоренности о т. н. «делении территории» или взаимного признания.

Регулярное масонство в мире является наиболее сильным и многочисленным. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР) . Это единственная в России организация, относящаяся к регулярному масонству.

Требования к кандидатам

Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. В «Книге Конституций» , составленной в лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, быть «свободным и добрых нравов».

Традиционное правило при вступление в Орден звучит как «чтобы быть масоном, спроси об этом масона», «2 be 1 ask 1», инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Кандидат может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов, так или иначе вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.

Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против - чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.

Членство в ложе и религиозные убеждения

Религиозные убеждения кандидата являются предметом его совести. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др. Обычно кандидат принадлежит к одной из традиционных конфеcсий, соответственно, Христианству, Исламу, Иудаизму, и др. (в ложах, имеющих признание, как регулярные), однако в нерегулярных ложах континентального европейского масонства требования к вере кандидата ослабляются, допускается принятие кандидатом философии деизма или Бога - «Великого Архитектора Вселенной» как абстрактной идеи-символа, либо вообще отменяются, а в ложу могут войти атеисты и агностики.

Обряд посвящения

Обряд посвящения

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.

Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на нее также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (Досточтимый Мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что еще более усиливает впечатления кандидата.

Обряд посвящения описан Л. Н. Толстым, который сам был посвящен в первый градус, в «Войне и мире» (эпизод с посвящением Пьера Безухова), но есть и более современные источники научного характера о масонских ритуалах .

Масонство в России

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона . Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах . В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами - офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова .

Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Шведская или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772-1776 Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона » (Санкт-Петербург), «Гарпократа » (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса » (Санкт-Петербург - Москва). В 1776 году после переговоров Елагинские и Рейхелевские ложи объединились в единую систему.

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова , который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I .

Новый этап распространения масонства в России относится к началу XX века , когда в России получили большое распространение ложи так называемого «Великого Востока Франции» - затем преобразованные в «Великий Восток народов России ». Масонство начала XX века имело откровенно политический характер.

После Октябрьской революции 1917 года , масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК -ГПУ -НКВД .

Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.

Историки масонства

  • Сергей Карпачев

Масонство в кино

  • Тайна виллы "Гретта" ()
  • Банкиры Бога / The Bankers of God ()

«Всевидящее око» на банкнотах

«Всевидящее Око» изображено на денежных банкнотах нескольких стран. Так на оборотной стороне купюры в 1 доллар США с 1935 года размещена Большая печать США , на которой изображена усеченная пирамида с глазом. Инициаторами изменения банкноты были Г.Уоллес и Ф.Рузвельт , ее дизайнером - Эдвард М. Уикс, супервизор Гравировального отдела Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг при Министерстве финансов США (художник Николай Рерих , которому некоторые авторы ошибочно приписывают идею рисунка купюры, не имеет к этому никакого отношения) . «Всевидящее Око» изображено также на никарагуанской купюре (1 кордоба) и на украинской банкноте номиналом 500 гривен (автор рисунка - Григорий Сковорода ).

Разные ссылки

Примечания

  1. После объединения в 1813 году с другой Великой Ложей Древних Масонов (Ancients), возникшей в 1751 году, см. История ОВЛА, 18/19 век (англ.)
  2. которые в свою очередь ссылаются на более древнее происхождение этого и других основных масонских принципов, см., например, Конституции Андерсона 1823 г.
  3. Т. А. Шеркова. «Око Хора»: симовлика глазав додинастическом Египте. «Вестник Древней истории», № 4, 1996 г.
  4. Амулеты и символы египтян
  5. Кулон «Глаз Гора»
  6. Ландмарки - древние заповеди, свод традиционных принципов масонства, масонской ложи, «вехи», которые отделяют масонство от того, что им не является. Наиболее известный свод ландмарок это ландмарки Макея . Ландмарки находят свое отражение в конституциях современных лож, принципах регулярности.
  7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/masony/4.php
  8. С. П. Карпачев, Тайны масонских орденов, М., «Яуза пресс», 2007.
  9. В. С. Брачев. Масоны в России
  10. «Устав вольных каменщиков»
  11. О Великой Ложе России, сайт ВЛР.
  12. С. П. Карпачев, Путеводитель по масонским тайнам (библиотека вольного каменщика), М., «Центр гуманитарного образования», 2003.

В мире существует более десятка тайных организаций, которые ведут свою историю еще с эпохи Средневековья. Они имеют массу ритуалов, скрытых от глаз посторонних, а обо всех целях организации знают даже далеко не все посвященные члены общины. Самой закрытой и таинственной организацией является масонская ложа. Это общество уже несколько столетий вызывает большой интерес у искателей приключений и тех, кто мечтает познать истинный смысл своего существования. Однако просто так попасть к масонам еще никому не удавалось, ведь тайная организация очень тщательно подходит к выбору своих новых братьев. Мало кто знает, что в России масонские ложи тоже существуют. Они не слишком афишируют свою деятельность и нарочито демонстративно избегают острых политических вопросов, но современное общество все больше интересуется их деятельностью. Поэтому мы и решили посвятить нашу статью освящению темы масонства в России и истории образования этого тайного сообщества.

Несколько слов о масонах

Трудно найти страну, в которой сейчас не действовала бы хотя бы одна масонская ложа. Это тайное общество сумело протянуть свои нити практически в каждое государство, причем узнать о том, состоит ли тот или иной политик в обществе масонов, практически невозможно, если только он сам не захочет раскрыть сей факт. Ни один из членов организации никогда не озвучит имена своих братьев, это является одним из самых главных законов для всех, кто вступил в масоны.

Часто масонов обвиняют во управлении главными мировыми лидерами в своих интересах и массе ужасных вещей, которые, впрочем, никто не может подтвердить. Сами утверждают, что они далеки от политической арены и настроены только на действия во благо своей страны. Однако многие журналисты тратят силы на то, чтобы раскрыть тайные мотивы масонов и явить их мировой общественности.

Откуда же появились такие подозрения? И что на самом деле представляет собой масонская ложа? Это довольно сложно объяснить, даже изучив всю доступную информацию об этом обществе. Ведь более девяноста процентов ритуалов и правил этого братства остаются вне любопытных глаз непосвященных. Поэтому мы имеем весьма приблизительное представление о деятельности и основных целях масонов.

Если сделать дословный перевод с английского языка, то масонская ложа - это мастерская или приют, где собираются для проведения своих ритуалов и работ члены общества. Братья встречаются регулярно и общим большинством голосов решают все важные для ложи вопросы.

История возникновения масонства

Тайная организация существует в мире уже более трехсот лет. Официальной датой ее основания считается двадцать четвертое июня 1717 года. Именно тогда в Лондоне обычные ремесленники, занимавшиеся строительством храмов, объединились в единую Великую масонскую ложу. Стоит отметить, что она состояла из четырех разных лож, которые ранее собирались в различных тавернах и Именно с этого времени началось шествие тайного братства по миру, затронувшее практически каждое крупное государство планеты.

Изначально масоны, которые, будучи ремесленниками, долгие годы проводили на строительстве соборов, научились подчинять себя общим целям и идеалам. Они возвели в ранг благочестия взаимную помощь, и даже приобрели свою философию. Поэтому, когда отпала необходимость в ремесленных объединениях, возникли масоны, мечтающие о строительстве свободного, гуманного и справедливого общества. Недаром их еще с древних времен называют "вольными каменщиками".

Постепенно в тайную организацию стали вступать представители интеллигенции, аристократы, торговцы и финансисты. Все они мечтали найти здесь ответы на свои вопросы о смысле бытия и самореализации. Со временем общество разрослось до невероятных размеров. К примеру, на сегодняшний момент в Соединенных Штатах около двух миллионов масонов, а в Великобритании - триста тысяч членов тайного общества. Россия, конечно, не может сравниться с европейскими странами по количеству масонов, однако уже сейчас их у нас более одной тысячи человек. Масонские ложи России активно развиваются и увеличивают количество своих членов. Однако скептики утверждают, что в действительности масонов на территории нашей страны гораздо больше, чем говорит официальная статистика. Просто многие видные политики и олигархи тщательно скрывают свою принадлежность к тайному обществу. Так ли это на самом деле, никто не знает.

Классификация лож

Интересно, что среди масонов существует некая классификация лож, которая не является официально закрепленной. Однако именно она влияет на всех членов братства. К примеру, существуют закрытые ложи, ориентированные на научные изыскания. Они занимаются важной работой и никогда не принимают в свое братство новых членов. Подобное событие может стать очень редким исключением из правил. Некоторые ложи состоят из братьев, живущих и работающих в одном населенном пункте. А других могут объединять общие интересы либо одна профессия.

Также все ложи делятся на три категории:

  • Иоанновские.
  • Андреевские.
  • Красные.

Эти объединения представляют собой масонскую иерархию, однако все члены тайного общества считаются равноправными и свободными.

За всю историю своего существования в масонскую ложу не была принята ни одна женщина. В уставе общества нет никаких сведений о запрете на принятие в братство особ женского пола, однако это негласное правило соблюдается уже практически триста лет.

Каждое собрание ложи заканчивается ужином, во время которого первый тост произносится за свою страну, второй - за главу государства и третий - за председателя ложи и всех ее членов.

У масонов есть множество тайных знаков, которыми посвященные обмениваются друг с другом. Благодаря им члены братства не останутся незамеченными в чужой стране. Также существует и особая фраза, которая оповещает о том, что среди членов ложи находится чужак.

Посвящение в члены ложи

Просто так в масоны попасть нельзя. Человек со стороны не имеет абсолютно никаких шансов прикоснуться к древнему тайному обществу. Ведь за него обязательно должны поручиться как минимум два члена братства.

Если такие поручители у вас есть, то появляется и шанс стать равноправным членом масонской ложи. Братья собираются вместе один раз в месяц, именно в это время происходит процедура посвящения новичков.

Выглядит она очень необычно и таинственно. Претенденту завязывают глаза и приводят в тайное место, где задают множество вопросов. От ответов на них будет зависеть членство у масонов. Обычно вопросы касаются цели вступления в ложу и пользы, которую новичок может принести своей стране и братьям.

Каждый член братства голосует "за" или "против" принятия претендента в тайное общество. Голосование происходит посредством шаров черного и белого цвета. Интересно, что если человек набирает три черных шара, то он теряет все шансы когда-либо быть принятым в масоны. Причем это касается не только ложи, где происходило голосования, но и всех объединений на планете.

Если кандидатура братьями одобряется, то далее следует непосредственно ритуал посвящения. Его подробности до сих пор остаются в тайне.

Масоны в России: исторические факты

Масонские ложи в России были весьма распространены. Многие аристократы являлись их членами, что породило большое количество слухов и сплетен по поводу заговоров тайного общества против действующей власти. На самом деле эти разговоры имели под собой некоторое основание, его давала сама манера монархов вести российскую политику, решая все вопросы кулуарно. Подобная привычка сформировалась еще во времена Византийской империи и плавно перешла во дворцы российских монархов. Именно на этой благодатной почве и возникли слухи о том, что масонские ложи России являются практически творцами и идейными вдохновителями внутренней и внешней политики страны.

Масонские ложи в Москве и других городах достигли своего расцвета в первой половине девятнадцатого века с благословения Александра I. Сам император тоже был членом братства, кроме него посвящение проходили Петр I, Павел I, и даже великий поэт Александр Пушкин. Члены активно вмешиваться в политику страны, и в 1822 году Александр I издал указ о запрещении деятельности тайного общества на территории России.

В этот период многие масоны покинули страну и продолжили свою деятельность за ее пределами. Особенно часто собрания проводились во Франции, куда приезжали все действующие члены общества.

Возрождение масонства в России

Великая масонская ложа России была создана в девяносто пятом году прошлого века. Она имеет связь с более чем сотней других лож мира, включая английскую. Без этого ложа не имеет право вести свою работу, ведь признание - это некий патент, дающий возможность прикоснуться к древним тайнам общества и являться его полноценными членами.

Изначально в нашей стране было создано четыре масонских ложи: две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге и Воронеже. Однако их количество быстро увеличилось - через год после основания Великой масонской ложи России в северной столице было уже два приюта вольных каменщиков, а в Москве - три.

Председателем масонской ложи России был избран Георгий Дергачев, пробывший в этом звании до 2007 года.

Масонские ложи сегодня

По последним данным в Москве масонских лож уже более шестнадцати, помимо этого, они существуют в более чем тринадцати городах России. К ним относится СПб, Воронеж, Казань и Краснодар. Все члены братства подчиняются главному магистру и ежегодно платят взносы.

Интересно, что быть масоном - это далеко недешевое удовольствие. Ведь ежемесячные взносы, например, в России составляют около трехсот долларов. К этой цифре необходимо добавить добровольные пожертвования, и получится довольно круглая сумма, которая доступна только весьма обеспеченным людям. В каждой стране мира сумма взносов может быть разной, это определяется внутренним уставом братства. К примеру, в США масоны платят не более ста долларов в месяц.

Председатель масонской ложи России

С 2007 года магистром российских масонов избирается один и тот же человек - Андрей Богданов. Согласно регламенту, председатель избирается сроком на пять лет, в дальнейшем он имеет право на переизбрание. Ближайшие выборы будут происходить в масонской ложе в 2020 году.

Заключение

Многие журналисты любят писать статьи о том, что благодаря заговору масонов мир скоро погрузится в хаос, и выживут в нем только избранные, которые являются членами братства. Интересно, что доказательств и опровержений этой теории до сих пор не найдено. Нам остается только ждать, когда масоны явят миру свой самый главный секрет - цель их трехсотлетнего существования.

Мы уже рассказывали на страницах портала про тайное общество . В данной статье мы расскажем о том, кто такие масоны и как они появились.

Масонство - одно из самых известных идеологических движений в истории Европы, окруженное множеством легенд, преданий, вымыслов и слухов. Официальной датой его возникновения считается 24 июня 1717 года, когда в одной из таверн Лондона под названием «Гусь и вертел» была образована первая масонская ложа, а спустя несколько десятилетий тайная организация распространилась по всему континенту.

Исторические корни происхождения братства

Само слово «масон» происходит от старофранцузского слова «masson» и дословно переводится, как «вольный каменщик». Большинство исследователей по всему миру уверено, что история возникновения масонства связана ремесленными гильдиями, появившимися впервые в 12 столетии в Англии. Уже к 15 веку цеховое движение имело большое значение в развитии городов: его представители избирались в местные органы самоуправления, а впоследствии стали избираться в государственный законодательный орган.

Строительная гильдия не считалась самой влиятельной среди прочих в средневековой Англии, а ее первое упоминание в исторических источниках относится к концу 14 столетия. Однако уже во второй половине 15 века цех каменщиков имел собственный герб, а его представители получили широкие права и привилегии.

Они, единственные из податного населения, имели право беспрепятственное передвигаться по территории страны, когда остальные слои общества, облагаемые налогами, обязаны были соблюдать закон об оседлости. Подобная привилегия была обусловлена необходимостью строительных гильдий время от времени переезжать из одного города в другой, чтобы возводить новые дома и здания. Отсюда и пошло название «вольные каменщики».

Жизнь строительных рабочих определялась уставом, соблюдение которого было обязательным. Периодически представители гильдии собирались на собрания в помещении, отведенном для этих целей, которое называлось Lodge, то есть ложа. Впоследствии ложей стала называться и вся артель каменщиков.

Строители объединялись в братства, главной целью которых была помощь наиболее нуждающимся его членам, а также установление тесных связей и сотрудничество с соседними аналогичными организациями. Каменщики часто использовали различные пароли, тайные знаки и символы, по которым легко могли узнать члена братства и попросить о помощи при необходимости.

Однако с 16 века деятельность ремесленных братств приходит в упадок, многие из них прекращают существование. Только вольные каменщики продолжали верно хранить свои обычаи и традиции, но в члены братства теперь принимались не только строители, но и представители других слоев общества: священнослужители, торговцы, учителя, писатели и аристократы. Именно «сторонние каменщики» вдохнули в масонство новую жизнь, привнесли новые идеи и задачи.

Идеология Ордена вольных каменщиков

Основным документом, где излагается подробно история масонского движения, а также его основные цели, считается «Книга конституций», написанная в 1723 году Джеймсом Андерсоном - священником одной из лондонских церквей, основоположником символического масонства. В труде религиозного деятеля основной целью ордена провозглашается самосовершенствование и духовный рост, поиск истины и человеколюбие, а также желание сделать мир лучше.

К желающему вступить в ряды масонов предъявлялись серьезные требования:

Только представители мужского пола;

Вера в единого Бога-Творца;

Достижение совершеннолетнего возраста. Обычно в члены принимали по достижению 21 года;

Хорошая репутация и отсутствие правонарушений;

Решение о приеме кандидата принималось общим тайным голосованием. Члены братства, голосующие за прием в орден нового масона, кидали в чашу белые шары, а те, кто был против - черные. Традиционно, чтобы отклонить прошение достаточно было одного или трех черных шаров.

«Вольные каменщики» не создавали свою религию. Главным требованием к каждому кандидату в масоны было его верование в единого Бога-Строителя (его называют - Великий Архитектор Вселенной). Однако для каждого члена братства выбор вероисповедания был делом добровольным, главное, чтобы он придерживался принципов единобожия.

В ордене существует три степени:

Ученик. Давалась новичку, прошедшему обряд посвящения. На этом этапе он должен был заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, бороться с собственными недостатками и совершать благие поступки.

Подмастерье. Члену братства предписывалось активно познавать окружающий мир и его законы, и как разум человека воспринимает реальность.

Мастер масон. Самая ответственная и сложная степень. Полностью посвящена бытию человека и смерти.

Организационной единицей масонов во всем мире являлась, и остается по сей день, ложа. В ее состав традиционно входило 40-50 членов. Организация имела свой устав, правила, владела имуществом и казной. В каждой стране деятельность территориальных единиц регулировала Великая ложа во главе с великим мастером. Однако все его указы и распоряжения носили исключительно рекомендательный характер.

История масонского ордена в России

В нашей стране возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком.

Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе.

Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов.

Пройдет чуть меньше столетия, прежде чем начнется возрождение деятельности тайных братств. Импульсом для их появления послужил известный манифест от 17 октября 1905 года императора Николая Второго, даровавший русскому народу многочисленные права, среди которых свобода создания общественных организаций, не преследующих цели подорвать основы государственного строя. Деятельность масонских лож сосредоточилась в Петербурге и Москве. Самыми известными и многочисленными на то время считались «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея».

Масоны и русская революция


Одна из самых спорных тем среди российских и зарубежных историков: какова роль тайного ордена в подготовке и свержении самодержавия в России. В 1931 году в столице Франции свет увидела книга историка-эмигранта С.П. Мельгунова, которая сразу же стала сенсацией. Ученый в своем труде приводил весомые доказательства, что именно русские ложи при поддержке иностранных масонских организаций подготовили и организовали Февральскую революцию в 1917 году, главным итогом которой стало отречение царя и установление демократического строя.

Главный довод в пользу этой версии, что накануне страшных событий, в русском масонстве активно пропагандировалась идея военного заговора, главной целью которого было устранение, в том числе и физическое, Николая Второго. Еще одно весомое доказательство, что после отречения императора от престола, в образовавшемся Временном правительстве почти половина министров принадлежала к Ордену вольных каменщиков, в том числе, и председатель нового органа - А.Ф. Керенский.

В любом случае, русское масонство, какова бы ни была его роль в организации Февральской революции, потерпело поражение в борьбе за власть и право создать новый порядок.

Масонство в современной России


С установлением власти партии большевиков Орден вольных каменщиков прекратил свое существование. Однако после распада , при поддержке французской ложи, уже в 1991 году было возрождено первое на постсоветском пространстве российское братство масонов.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 400 масонов. Требования к кандидатам и правила вступления в ложу остаются прежними, однако теперь достаточно отправить письмо с прошением по электронной почте верховному мастеру. Ряды вольных каменщиков в основном пополняют представители интеллигенции, военные, журналисты и предприниматели.

Большинство ритуалов и знаков тайного общества сохранились по сей день. Один из них - это неразглашение имен братьев, а потому доподлинно неизвестно, кто из публичных людей сейчас поддерживает движение. Однако основная цель масонов, как и 300 лет назад, это духовное самосовершенствование, познание мира и собственного Я, морально-философские искания.

Ложи, действующие в российских городах, полностью лояльны к властям, а потому никогда не поднимают на собраниях политические и религиозные темы. Их главная задача - помочь человеку стать лучше, чем он был, помочь найти смысл в жизни.

Фото из сети Интернет



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта