Петров, Николай Павлович
Военный инженер, генерал-лейтенант, род. в 1836 г. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Сибирском педагогическом институте лекции М. В. Остроградского, механику в Сибирском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Командированный в 1865 г. на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Спб. технологическом институте в качестве преподавателя к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета. В 1868 г. П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища. В Технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 г. ввел новый курс - о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора. В 1873 г. Главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики. Годы 1888-92 П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета министерства путей сообщения, а с 1893 г. занимает пост товарища министра путей сообщения. В конце 1897 г. П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования. П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l"étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).
{Брокгауз}
Петров, Николай Павлович
Инженер-генерал, чл. Гос. Сов., председ-ль 2-го его деп-та, поч. чл. инж. сов. мин. пут. сообщения, Имп. ак. наук и СПб. технол. инст. Род. в 1836 г., из дворян Новгород. губ. Окончил в 1855 г. Констант. кадетск. корпус (ныне Констант. артил. училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где оставлен репет-ром математики. Для дальнейшего усовершенствования в науке П. слушал лекции в бывшем педагогич. институте, а изучение прикладной механики начал в технолог. институте. В 1865 г. командирован за границу для изучения практич. механики. С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техн. инст. В 1867 г. за многие научн. работы был назначен адъюнкт-профессором инж. академии. В 1871 г. избран профессором СПб. техн. инс-та, где читал лекции по теории и устройству паров. котлов и паровозов. Не удовлетворяясь работами своих предшественников, П. старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов. Такова была его первая работа "Очертания зубцов крупных цилиндр. колес дугами круга", напечатанная в "Инжен. Журн." в 1870 г. и удостоенная премии этого же журнала. В 1873 г. главное общество российских ж. дор. пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей". В 1888-1892 гг. состоял председ-лем временного управления казен. ж. дорог, был дир-ром деп-та ж. дорог, а также председателем инж. сов. мин. пут. сообщения. С 1893 по 1900 г. занимал должность тов. мин-ра путей сообщения. В научно-техн. области П. является творцом гидродинамической теории трения при налич-ти смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разн. масел и дал тем возм-сть больш. сбережения машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук. Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Имп. академией наук премии митрополита Макария. П. принадлежит много работ по вопросам подвижн. состава жел. дорог и ж.-д. хоз-ва. Научно-литер. трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся: 1) "Об очертании зубцов кругл. цилиндрич. колес дугами круга"; 2) "Об изнашивании и пробе стальн. шин"; 3) "О непрерывных тормозн. системах"; 4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей"; 5) "Практич. резул-ты опытов гидродинамич. теории трения с применением к ж. дорогам и бумагопрядильням". Кроме науч. деятельности, весьма важна и ценна деятельность П. в области экономики ж.-д. хоз-ва, где он указал на необходимость связи техники с жизнью. Ценя всю практич. важность трудов этого рода, Имп. рус. техническ. общество еще в 1888 г. присудило П. высшую из выдававшихся тогда наград - золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апр. того же года московское политехническ. общество избрало его в свои почетные члены. В настоящее время Н. П. П. является одним из заслуженнейших рус. инженеров.
Крупный ученый и инженер в области железнодорожного транспорта. Продолжал оставаться членом Государственного Совета . С 15 июня 1915 г . - председатель Верховной комиссии для расследования обстоятельств , послуживших причиной "несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения ". Постановлением этой комиссии в 1916 г . было возбуждено уголовное преследование против бывшего военного министра В . А . Сухомлинова . П . принимал участие в строительстве Сибирской железнодорожной магистрали . Умер 15 января 1920 г . в Туапсе .
Соч.: Гидродинамическая теория смазки . Избранные работы . М . 1948; Прочность рельсов и устойчивость пути . Пг . 1915.
Лит.: Костомаров В . М . и Бургвиц А . Г . Основоположник гидродинамического трения в машинах Н . П . Петров . М . 1952.
{Воен. энц.}
Петров, Николай Павлович
Рус. ученый и инженер, почетный чл. Петербург. АН (с 1894), инженер-генерал-лейтенант. По окончании в 1858 Инженерной академии (в Петербурге) работал в ней же на кафедре математики у М. В. Остроградского. В 1862 стал читать курс высшей математики в академии, а в 1866- лекции по различным разделам прикладной механики в Петербург. практич. технологич. ин-те. В 1867 П. был избран адъюнкт-проф. Инженерной академии, а в 1871 - проф. Петербург. практич. технологич. ин-та. В 1888-92 был пред. Управления казенных ж. д., с 1892 - пред. Инженерного совета мин-ва путей сообщения и в течение нескольких лет (с 1893) - товарищем министра путей сообщения.
Первые свои работы по механике П. проводил под руководством И. А. Вышнеградского. В 1883 вышла работа П. "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", где впервые излагался закон трения при наличии смазки. П. обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости первой степени относительной скорости ее движения и дал возможность использовать эту гипотезу для изучения определенного режима течений вязких жидкостей, названных позднее ламинарными течениями. Он указал также на возможность существования другого режима течения жидкости - турбулентного. П. сформулировал закон трения при смазке, исходя из общих ур-нии гидродинамики вязкой жидкости и рассматривая фрикционный узел в машинах в виде двух концентрич. цилиндров (подшипник и шип вала), разделенных тонким слоем смазки. За этот труд П. в 1884 был удостоен Ломоносовской премии АН. Работы П. послужили основой для создания гидродинамич. теории трения при смазке и толчком к дальнейшему развитию теоретич. и экспериментальных исследований в этой области. П. заложил также теоретич. основы одного из методов вискозиметрии. В теории механизмов он предложил метод очертания зубцов цилиндрич. колес дугами круга; в свое время его метод был наиболее точным решением задачи.
Ряд работ П. относится к области ж.-д. техники (тяговые расчеты поездов, давление колес на рельсы и их прочность, исследование действия тормозных систем и др.). В 1871 ввел в Петербург. практич. технологич. ин-те новый курс о подвижном составе ж. д. Принимал активное участие в строительстве Сиб. магистрали. С 1875 состоял чл. (с 1896 - почетным чл.) Рус. технич. об-ва, а в 1896-1905 был его пред. П. известен также как поборник высшего технич. образования в России.
Соч.: Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы, М., 1948 (имеется биография и список трудов); Давление колес на рельсы. Прочность рельсов и устойчивость пути, [СПб], 1915; К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров, "Журнал министерства народного просвещения", 1915, ч. 56 .
Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г., Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров, М., 1952; Воларович М. П., Н. П. Петров - основоположник гидродинамической теории смазки машин, в кн.: Трение и износ в машинах. Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, [т.] 3, М.-Л., 1949.
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
Русский учёный и инженер в области ж. д. транспорта, почётный член Петербургской АН (1894), инженер генерал лейтенант. По окончании Петербургской… … Большая советская энциклопедия
- (1836 1920) российский ученый, почетный член Петербургской АН (1894), инженер генерал. Создал основы гидродинамической теории смазки (Ломоносовская премия, 1884). Труды по теории машин и механизмов, железнодорожной технике. Участник строительства … Большой Энциклопедический словарь
Петров (Николай Павлович) военный инженер, генерал лейтенант, родился в 1836 году. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Санкт Петербургском педагогическом институте лекции М.В.… … Биографический словарь
Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных ("сухих") и плохо смазанных ("загрязнённых") тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.
Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.
Николай Павлович Петров родился 13 мая 1836 г. в городе Трубчевске Орловской губернии. До 13 лет он жил в семье отца, где и получил первоначальное образование. 19 лет, окончив Константиновский хозяйственный корпус, Н. П. Петров в чине прапорщика поступил в Николаевскую инженерную академию. Его занятиями по прикладной механике руководил проф. Вышнеградский, но особенно большое влияние на Н. П. Петрова оказал один из крупнейших русских математиков М. В. Остроградский, который оставил Н. П. Петрова при своей кафедре и дружески руководил его занятиями после окончания академии. Н. П. Петров ещё совсем молодым человеком принимал участие в постройке Охтенского порохового завода, спроектировал вспомогательное устройство для заводской турбины. Около двух лет Н. П. Петров провёл за границей, где совершенствовал своё образование. В 1876 г. побывал в Америке, куда был командирован на Всемирную выставку в Филадельфию. Много лет спустя Н. П. Петров был утверждён заслуженным профессором Инженерной академии, которую он сам когда-то окончил; позже Н. П. Петров был назначен членом Государственного совета.
Во второй половине прошлого столетия быстро растущее машиностроение и развитие сети железных дорог потребовали широкого и рационального применения смазок. Законы трения Амонтона-Кулона оказались неприменимыми как раз в тех практически важных случаях, когда смазка подводится в избытке и поверхности трения разделены тонким слоем жидкости. Стал также на очереди вопрос об использовании в качестве смазок громадных отходов развивающейся нефтяной промышленности. Установление законов трения при смазке представляло серьёзные трудности. На величину трения оказывает влияние множество факторов: тепловой режим фрикционного узла (трущихся частей), распределение смазочного вещества между поверхностями трения, режим подачи и отвода смазки, деформация элементов фрикционного узла и, конечно, свойства смазки. Смазывающее действие жидкостей, представляющее собой обыденное и широко известное явление, следовало, таким образом, рассматривать как чрезвычайно сложную совокупность физических и физико-химических процессов. Многочисленные попытки найти законы трения при смазке не приводили к решению вопроса и по результатам даже противоречили друг другу.
Бесплодность этих попыток оставляла смазочное дело во власти эмпирии. Развитию машиностроения наносился серьёзный ущерб в силу малой жизнеспособности фрикционных узлов и невозможности без риска аварий расширить ассортимент смазок.
В 1883 г. в печати появилась первая работа Н. П. Петрова: "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", которая разрешала труднейшую проблему мировой техники - проблему смазки. Эта работа была удостоена Российской академией наук Ломоносовской премии.
Во введении к своему исследованию Н. П. Петров так определяет его задачи: "Расходы на топливо для машин, считающиеся у нас в России десятками миллионов, заслуживают самого серьёзного внимания. Увеличение расхода на топливо на 5%, на 10% может легко явиться вследствие неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей. Таковы теперь причины, заставляющие наших техников обратить всё своё внимание на правильный выбор смазочных материалов... Те же самые причины побудили и меня написать эту статью, чтобы по мере сил моих содействовать развитию техники".
Идея Н. П. Петрова заключалась в том, что при смазке ("жидкостном трении") силы трения прежде всего определяются вязким сопротивлением смазочного слоя и в соответствии с законом Ньютона пропорциональны первой степени скорости.
В то время, когда Н. П. Петров приступил к выполнению своей работы, этот закон Ньютона не находил общего признания. Поэтому Н. П. Петрову в первой и едва ли не наиболее значительной части своей работы пришлось дать доказательства справедливости закона Ньютона. Эта часть исследования Н. П. Петрова, в которой он существенно содействовал установлению основ гидродинамики реальной жидкости, имеет в истории физики не меньшее значение, чем и вторая часть, в которой им был найден закон трения при смазке.
Н. П. Петров доказал в своём труде, что наблюдаемое до него учёными несоответствие закона Ньютона произведённым опытам не опровергает закона, так как причиной этого несоответствия являлось нарушение при производстве опытов условия прямолинейности траектории частиц жидкости (условия "ламинарности") и возникновение вихревого движения. Эта мысль Н. П. Петрова в наше время является общепризнанной. Несколько лет позднее она была высказана в работах учёного-гидродинамика О. Рейнольдса.
Н. П. Петров тщательно проанализировал причины противоречий в результатах опытов ряда исследователей, изучавших законы трения вязкой жидкости. Он показал ошибочность опровержения Клейтцем уравнения Ньютона, найдя в этом опровержении математическую ошибку.
Заканчивая замечательный анализ гидродинамических работ в области изысканий закона вязкого сопротивления, занявший по объёму более 2/5 его работы, Н. П. Петров пишет: "Таким образом, можно сказать уже с уверенностью, что в настоящее время нет решительно никаких оснований считать гипотезу Ньютона недостаточно точной".
Переходя к выводу закона трения при смазке, Н. П. Петров рассматривает наиболее распространённый в машинах фрикционный узел в виде двух одноосных цилиндров, разделённых тонким слоем жидкой смазки. Применяя закон Ньютона к этому случаю, Н. П. Петров показывает, что при установившемся движении смазку можно рассматривать состоящей из множества бесконечно тонких цилиндрических слоев, как бы вставленных один в другой. При этих условиях возможно вычислить "влияние внутреннего и внешнего трения жидкости на величину момента внешних сил, вращающих внутренний цилиндр". Решение именно этой задачи и привело Н. П. Петрова к установлению закона трения при смазке.
Опуская самый математический вывод, приведём его результат, выражающий закон трения, найденный Н. П. Петровым. При постоянной температуре смазочной жидкости сила трения пропорциональна коэффициенту внутреннего трения жидкости, величине поверхности сопротивления трущихся твёрдых тел и первой степени относительной скорости этих тел на их поверхности прикосновения; она обратно пропорциональна сумме, состоящей из толщины смазочного слоя и из суммы отношений коэффициента внутреннего трения к коэффициентам внешнего трения жидкости при данной температуре.
Н. П. Петров тщательно рассмотрел влияние на полученный им результат ряда факторов - влияние краёв поверхностей трения, наличия на них желобков, температуры. Он сумел учесть влияние деформаций узла, подачи смазки и давления. Н. П. Петров вполне правильно определил условия возникновения эксцентриситета (асимметрии положения) вкладыша и учёл его влияние на результат. Эту задачу вслед за Н. П. Петровым исследовал Рейнольдс, а затем и Зоммерфельд, считавший Н. П. Петрова "отцом гидродинамической теории смазки".
Н. П. Петров всесторонне рассмотрел в связи со своей теорией смазки все известные ему работы в этой области. Он показал, что ни одна из них не противоречит полученным им результатам. Некоторые косвенно подтверждают их, а другие находятся в прямом соответствии с ними.
Петров не удовлетворился, однако, этим добросовестнейшим анализом литературы и перешёл к собственным экспериментам. Первые опыты им были сделаны на машине Ингама и Стамфора ("машина Бели"), а затем им была построена машина трения собственной конструкции. Н. П. Петров на особом станке установил вагонную ось и, таким образом, получил возможность исследовать трение и смазку в обычных условиях движения на железных дорогах. Полученные им результаты принесли новые подтверждения его теории и способствовали улучшению смазочного дела на железных дорогах.
Здесь следует указать, что во времена Н. П. Петрова коэффициенты вязкости были известны лишь для двух веществ: для воды и сурепного масла. Н. П. Петров впервые произвёл измерение коэффициентов внутреннего трения для 15 масел и нескольких смесей. Во время последних измерений он обнаружил резкие отклонения от правила смешения. Им же была впервые изучена зависимость коэффициента вязкости от температуры. Таким образом, современная наука о вязкости жидкости - вискозиметрия - относит к числу классических измерений в своей области замечательные измерения Н. П. Петрова.
В 1900 г. Н. П. Петров в "Записках Российской академии наук" опубликовал в более общем виде свою теорию смазки. Полученная им формула определяет зависимость смазывающего действия от относительных положений осей и разности диаметров подшипника и вала; первоначальная формула из неё получается как частный случай.
Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.
Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Народнохозяйственное значение износа рельсов и путей уже во времена Н. П. Петрова определялось ежегодной сменой около 7 миллионов пудов (приблизительно 100 000 тонн) рельсов. Над решением этой труднейшей в теории упругости задачи до Н. П. Петрова работали крупнейшие учёные мира - Стокс, Сен-Венан и др. Стокс дал дифференциальное уравнение деформации лежащего на упругих опорах рельса под давлением катящегося колеса. Однако решение (интегрирование) уравнения Стокса оказалось невозможным. Различными учёными для этой цели вводились крайне искусственные допущения, обесценивавшие самое решение.
Здесь и сказались выдающиеся качества Н. П. Петрова как механика и математика. Эту чисто динамическую задачу он сумел представить как статическую. Заменив уравнение Стокса двумя (разностными) уравнениями, он впервые произвёл их численное интегрирование. Это своё решение Н. П. Петров послал Н. Е. Жуковскому. Великий учёный, отец русской авиации, прислал Н. П. Петрову своё полное одобрение и вместе с письмом, кроме того, объяснение в виде теоремы одного из найденных Н. П. Петровым свойств траекторий точки касания колеса и рельса. Насколько велико теоретическое и экспериментальное значение выводов, полученных Н. П. Петровым, можно усмотреть хотя бы из простого перечисления факторов, влияние которых предусмотрено Н. П. Петровым. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.
Значение этих выводов не требует никаких комментариев. Добавим в заключение, что они нашли блестящее подтверждение в многочисленных работах учёных различных стран.
В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава. Так, Н. П. Петров рассмотрел вопросы: наибольшей скорости, допустимой при сохранении устойчивости пути, опасные скорости движения паровоза, вопросы о наиболее целесообразных и выгодных скоростях товарных, а также воинских поездов, вопросы норм расхода топлива, сопротивления и силы тяги паровоза и тяги двумя паровозами. Им был написан первый для высших учебных заведений "Курс сопротивления поезда на железной дороге".
Во время русско-турецкой войны, в 1878 г., Петрову пришлось встретиться с весьма своеобразной задачей. Требовалось ряд небольших невских пароходов, необходимых для переправы нашей армии через Дунай, перевезти по железной дороге. Пароходы не укладывались, однако, в габариты железнодорожных мостов. Н. П. Петров успешно разрешил и эту задачу.
Особо следует выделить работу Н. П. Петрова по исследованию "непрерывных тормозных систем". Эта работа представляет собой в сущности изыскание теоретического предела быстроты действия тормоза. И эта задача представляла серьёзные трудности. Главнейший результат, к которому пришёл Н. П. Петров, заключается в том, что оптимум работы тормоза, т. е. наибольшая скорость остановки, получится при условии, если за всё время торможения удастся удерживать колёса на границе перехода их от качения к скольжению по рельсам. И этот вывод Н. П. Петрова нашёл подтверждение на опыте.
Приведём в заключение краткую характеристику деятельности Н. П. Петрова в экономической, административной и педагогической области.
В конце прошлого столетия лишь около 1/6 всех железных дорог России принадлежало государству. Благодаря этому народное хозяйство страны во многом зависело от частных и в том числе иностранных интересов. Весьма вероятно, что именно здесь находились истоки той шумной кампании, которая была в то время предпринята в печати и которая велась под лозунгом убыточности железных дорог. Утверждалось, что не только нецелесообразно дальнейшее расширение сети, а, наоборот, требуется её сокращение, и, конечно, были высказаны рекомендации передачи государственных дорог частным компаниям. Н. П. Петров, пользовавшийся громадным авторитетом, в ряде выступлений и статей существенно способствовал ликвидации этой авантюры. С полной ясностью он показал, что утверждение нерентабельности железных дорог неверно, так как основывается на неправильном способе расчёта, не учитывающем целый ряд ценных услуг, оказываемых железными дорогами народному хозяйству. Н. П. Петров считал необходимым и требовал дальнейшего расширения железнодорожной сети.
Н. П. Петров занимал в течение своей жизни ряд крупных административных постов в Министерстве путей сообщения. Он был директором Департамента железных дорог, председателем Инженерного совета министерства, а с 1893 г. и товарищем министра путей сообщения. Как в науке, так и в этой области Н. П. Петров оставил о себе память талантливейшего и прогрессивного для своего времени человека, до конца преданного делу и своей родине. Действительно, за те годы (1888-1892), когда Н. П. Петров состоял председателем Управления государственных железных дорог, общее их протяжение возросло вдвое, несколько железных дорог было закончено постройкой и началось строительство Уссурийской железной дороги. Н. П. Петров принимал также организационное участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Среди его трудов мы находим "Отчёт председателя комиссии для исследования на месте сооружения Сибирской железной дороги".
Н. П. Петров в течение долгих лет состоял профессором Николаевской инженерной академии и Петербургского технологического института, где руководил дипломным проектированием и читал курсы прикладной механики, теории и эксплоатации паровых котлов и введённый им впервые курс сопротивления поезда, упомянутый выше. В конце 1897 г. Н. П. Петров как председатель Русского технического общества председательствовал в Комиссии по разработке проекта расширения в России технического образования.
Н. П. Петров был сторонником такого построения высшего технического образования, которое обеспечивало бы всестороннее развитие будущих инженеров. Он, например, утверждал: "Развитие философского мышления нужно технику не менее, чем математику, естествоиспытателю или социологу".
16 апреля 1911 г. в Петербурге состоялось чествование члена Государственного совета, почётного члена Николаевской инженерной академии, заслуженного профессора, инженер-генерал-лейтенанта Н. П. Петрова в связи с 40-летием его учебно-литературной деятельности. Юбиляру в то время было уже 75 лет. Чествование протекало в торжественной обстановке. Присутствовало около 60 делегаций от всех учёных и культурных организаций тогдашней России. В числе делегатов были виднейшие профессора: Жуковский, Каблуков, Кирпичёв, академики Крылов, Голицын, и много других. Присутствовали делегаты от четырёх русских университетов: Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В своей ответной речи Н. П. Петров кратко охарактеризовал значение точных наук в технике и закончил её словами: "Пусть процветает наша промышленность под руководством просвещённых инженеров и техников, умеющих ценить связь между наукой и практическим делом".
Н. П. Петров умер 15 января 1920 года, 84 лет от роду, вблизи Туапсе, где он в то время находился, болея тяжёлой формой воспаления лёгких.
В Туапсе Н. П. Петров и был похоронен.
Главнейшие труды Н. П. Петрова : Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости (1883 и 1886), в кн. "Гидродинамическая теория смазки (Н. П. Петров, О. Рейнольдс, А. Зоммерфельд, А. Мичель, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин), М.-Л., 1934; Результаты опытов над трением вагонных осей при смазывании их различными маслами, "Труды съезда русских железных дорог", 1884, и "Киевский инженер", 1885; О трении хорошо смазанных твёрдых тел..., "Журнал физ.-хим. общества", 1884; Гидродинамическая теория до работы Зоммерфельда и сущность сделанного им шага вперёд, "Записки Русского технического общества", 1905; Об изнашиваемости рельсов..., 1882 (отдельное изд.); Давление колёс на рельсы, 1915 (отдельное изд.); О непрерывных тормозных системах, "Известия Петербургского технологического института", 1878; Сопротивление поезда на железной дороге, 1889 (отдельное изд.).
О Н. П. Петрове : Петров М. Н., Николай Павлович Петров (Очерк жизни и идей), Л., 1925 (приложен список научных трудов); Гофман Н. К., О способе Петрова исследования смазывающей способности жидкостей, "Записки Русского технического общества", 1888, № 6 Краткая биография, в кн. "Гидродинамическая теория смазки", М.-Л., 1934.
п. Шепси
В южной части Туапсинского района Краснодарского края расположен поселок с необычным названием ШЕПСИ.
Он раскинулся вдоль реки Шепси, от которой и получил свое название.
Наименование это объясняется по-разному. Одни воспроизводят его от адыгейского «молочная река»,
для других Шепси – это «сто - речная». Но есть еще более приемлемая версия – РЕКА,
что соответствует рельефу местности в среднем течении реки, где три ручья сливаются почти в одном
месте.
Первыми, по сведениям историков, на территории, опустевшей после русско-турецкой войны,
поселились три семейства: Гнедко, Чернобривец и Довгай.
Случилось это в 1888 году, ставшем годом основания села. Люди рачительные, они осели здесь, привлеченные
плодородием земли, удивительными по вкусовым свойствам сортами яблок, произраставших здесь, обилием
диких пчел и сладкой земляники на соседней горе, названной ими Ягодкой. А главное – климат, мягкий,
безветренный благодаря тому, что горы, закрывали место со всех сторон. Край, считался настолько
плодовитым, что даже река, давшая название населенному пункту, носила название «молочной».
Вот они где оказались, молочные реки с кисельными берегами!
В 1915 году на побережье начали появляться армянские семьи.
В настоящее время в живописной долине горной реки Шепси, на границе Туапсинского и
Лазаревского района Большого Сочи, расположился одноименный курортный посёлок, основными
достопримечательностями которого стали природные объекты: ущелья, водопады и пещеры.
Но есть тут и археологические памятники, сохранившиеся до наших дней. Один из них музейдача Петрова Н.П. (1836-1920), известного русского учёного и государственного деятеля царской России.
Родился в семье военного. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Петербургской Инженерной академии. После окончания Академии в 1858 г. работал на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского , передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н. П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И. А. Вышнеградского .
В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адьюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н. П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги.
В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н. П. Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга - «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н. П. Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.
В 1892 г. Н. П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения , а в 1893 г. - заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества . За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества , и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Петров Андрей Павлович Композитор Дата рождения: 2 сентября 1930 Место рождения: Ленинград … Википедия
ПЕТРОВ Михаил Константинович (8 апреля 1923, Благовещенск 11 апреля 1987, Ростов на Дону) философ, науковед, теоретик культуры. Учился в Кораблестроительном институте. Во время войны разведчик на Ленинградском фронте. После войны окончил… … Философская энциклопедия
ПЕТРОВ. В выражении: Петров день, Петрова дня (церк.) праздник апостолов Петра и Павла у православных (29 июня старого стиля). «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить.» (посл.) «Далеко кулику до Петрова дня.» посл. (много еще недостает кому… … Толковый словарь Ушакова
Петров Е. П. ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903) современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). им написаны два романа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», ряд фельетонов, опубликованных в «Правде» и… … Литературная энциклопедия
ПЕТРОВ Е. П. см. Ильф И. и Петров Е … Большой Энциклопедический словарь
Петров Е. П. (1903 1942), русский советский писатель; см. Ильф И. и Петров Е … Большая советская энциклопедия
Петров В. П. ПЕТРОВ Василий Петрович (1736 1799) одописец. По происхождению попович, до 16 лет самоучка. По окончании духовной академии (1760) преподавал в ней риторику. В 1766 написал первую оду «На карусель» в честь празднеств по случаю… … Литературная энциклопедия
Петров Д. К. ПЕТРОВ Дмитрий Константинович (1872 1925) историк литературы, специалист по романским литературам и яз. Окончил Петербургский университет, был оставлен при нем акад. А. Веселовским (см.) и получил длительную командировку во Францию и … Литературная энциклопедия
Петров Н. И. ПЕТРОВ Николай Иванович (1840 1921) украинский историк литературы. Р. в с. Вознесенском Макарьевского у. Костромской губ. Окончил Киевскую духовную академию. В 1870 был назначен доцентом академии по кафедре иностранных лит p и… … Литературная энциклопедия
- (Александр Дмитриевич) самый известный русский шахматист (1867), считавшийся не имевшим равного в России. Его Шахматная игра (СПб., 1824) была вторым русским оригинальным сочинением по этомупредмету. С 1840 г. П. жил в Варшаве, занимая разные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона