Главная » Условно-съедобные грибы » По окружающему миру на тему "Водные богатства" (2 класс). Водные богатства нашего края

По окружающему миру на тему "Водные богатства" (2 класс). Водные богатства нашего края

Величайшая держава Россия по водным богатствам уступает только Бразилии. В связи с этим на нашу страну накладывается важная и особая ответственность в том, что касается охраны, бережного отношения и пользования водными ресурсами.

Немного о проблемах

В достаточном ли количестве для жизнедеятельности водное богатство нашего края?

Во всем мире растет дефицит чистой воды. Статистика утверждает, что на сегодня каждому четвертому жителю Земли не хватает одного стакана воды. Примерно более полумиллиона людей ощущают нехватку воды.

Большие просторы территории России имеют богатые природные ресурсы. Водные богатства нашего края могут вызвать еще больший мировой интерес к нашим ресурсам.

Проблемы, связанные с обеспечением водой, затрагивают и Россию, так как распределение подземных и поверхностных вод по всей территории страны неравномерно. Густонаселенные (составляют 80 % общего населения страны) - Центральный, Приволжский и Южный регионы - имеют всего лишь 10 % водных ресурсов от всех объемов. Поэтому сейчас имеет огромное значение рациональное использование и регулирование водных ресурсов.

Как и везде в мире, основными потребителями вод являются предприятия энергетической промышленности. Однако проблема не в этом, а в том, что воду нашу в больших объемах захватывает иностранный капитал. Сегодня огромные мощности водных ресурсов принадлежат иностранным компаниям (70 % и более). Это связано с тем, что российские руководители и инженеры наших предприятий заменяются иностранцами.

Водные богатства нашего края: статистика

Россия - первая на планете по запасам поверхностных и подземных Это составляет более 20 % ресурсов всего мира. Объёмы речного стока в среднем в год по России около 4270 км³, что составляет примерно 30 тысяч м³ в год на одного человека нашей страны.

Всего водное богатство нашего края насчитывает более 2,5 млн. рек (127 тыс. используются); 2 млн озёр; около 30 тыс. водохранилищ; 37 систем (самых крупных) перераспределения стока между бассейнами; почти 5 тыс. месторождений с подземными водами. Запасы всех разведанных месторождений вмещают около 33 км³ в год.

Основные источники воды размещены на территории (в Сибири и на Дальнем Востоке). В этих районах проживает всего лишь 1/5 часть населения России и, соответственно, сконцентрирована меньшая часть сельскохозяйственного и промышленного потенциала страны.

В количественном отношении российские водные ресурсы складываются из статических (вековых) и вновь возобновляемых запасов.

Доля рек России составляет 22 % от мирового уровня, озер - 30 %, болот - больше 1/4, ледников - меньше 1 %, а подземных вод - более 5 %.

Всего в объемных значениях суммарные природные ресурсы пресных вод нашей страны составляют примерно более 10100 км з /год. Причем основной объем составляют воды речного стока (более 41 %) и почвенные воды (примерно 34 %).

Размещение ресурсов по территории России. Водное богатство нашего края, его качество

Водные ресурсы России достаточно велики. И все же многие регионы России уже имеют и будут иметь серьезные проблемы с водообеспечением экономики и населения. Причина в основном в неравномерном распределении водных ресурсов по всей территории, которые не везде соответствуют потребностям, и высокой степени загрязнения вод.

Водное богатство нашего края в основном размещается на крупнейших реках: Обь (Сибирь); Енисей (Сибирь); Лена (Сибирь); Амур (Россия, Китай, Монголия); Волга (Россия, Казахстан); Колыма (Якутия); Дон - одна из древнейших (Тульская область); Хатанга (Красноярский край); Индигирка (впадает в Северный Ледовитый океан); Северная Двина (Вологодская область); Кама - самый большой приток р. Волга (европейская часть России).

У России богатые ресурсы водные. Объект нашего края - река Обь - имеет самую большую протяженность среди всех рек России - 5410 км.

Качество воды многих водных объектов сейчас неудовлетворительно. На сегодня классифицируются как “загрязненные” следующие крупные реки: Волга, Кубань, Енисей, Печора, Дон, Урал, К классу “грязных” относятся: Обь, Миасс, Терек и ряд других. Их загрязнение ухудшает качество воды для питья.

Ресурсы Сибири, Красноярский край

Водные богатства находятся в бассейне Северного Ледовитого океана. Основные притоки главной реки края Енисея: правые — Туба, Кан, Мана, Большой Пит, Курейка, Ангара, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска, Хантайка; левые — Большая Хета, Абакан, Елогуй, Сым, Турухан.

Здесь также протекают и Кеть (среднее и верхнее течения), которые относятся к бассейну р. Обь. На севере Красноярского края расположены крупные реки — Хатанга (Северо-запад Восточной Сибири), Таймыра, Пясина.

Питаются все реки за счет таяния снега в горах весной и летом, также и за счет дождей. Многие из рек пригодны для сплава и судоходства в связи с их полноводностью. Многие реки обладают гидроэнергетическими ресурсами.

Также на территории края есть большие озера, расположенные на Северо-Сибирской низменности. Это и Пясино. Несколько озер находится на Среднесибирском плоскогорье (Лама, Кета, Глубокое, Хантайское и пр.). На реках Ядун и Курейка имеются самые крупные

Богатейшие водные ресурсы нашей страны отличаются величиной и разнообразием, неравномерностью размещения по территории (наибольшая концентрация в малообжитых районах с неблагоприятными климатическими условиями, и в то же время истощение запасов в уже хорошо обжитых районах).

Конспект урока

«Окружающий мир»

Тема: «Водные богатства»

2 класс

Провела: учитель начальных классов

Сорванова Ирина Николаевна

2014 год

Окружающий мир

Тема «Водные богатства»

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.

Задачи:

    Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

    Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

    Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

УУД:

    Познавательные УУД:

    Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    Формируем умение находить ответы на вопросы.

    Коммуникативные УУД:

    Формируем умение слушать и понимать других;

    Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

    Личностные УУД:

    Формируем умение высказывать свое мнение;

    Формируем мотивации у обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Духовно-нравственное воспитание и развитие:

    Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;

    Экологическое воспитание;

    Эстетическое воспитание.

Используемые технологии:

    Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)

    Технология проблемного обучения (при определении темы урока)

    Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)

    Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План урока:

    Оргмомент.

    Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).

    Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).

    Работа по теме урока.

    Физминутка.

    Проверка знаний.

    Рефлексия.

    Варианты домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Оргмомент

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня продолжим путешествие по планете на своих парусниках

Работа на карточках

Ребята, кто получил карточки, подпишите свою фамилию.

Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке.

1. как называются углубления с крутыми склонами? (овраг)

2. что такое возвышения на равнинах? (холмы)

3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами)

4. Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров)

(Записывают)

(3 человека)

Работают с учителем

Вывод:

Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности

(Доска, открываю слайд №1)

Проверьте, пожалуйста свою работу и оцените ее.

Ребята, а Ева и Лиза будут учителями.

Возьмите карточки у Миши и Паши, проверьте их работу, оцените.

Как вы оцениваете ребят?

Самопроверка и самооценка

Взаимооценка

3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и задач урока)

1. Проблемная ситуация.

2. Формулировка темы и задач урока

Река

Водоемы

Выдвигают предложения

Карточки крепятся на доску

Выдвигают предложения

Загадка.

Отгадайте загадки

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что это такое? (река)

Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы)

Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О водоемах)

Мы сегодня окунемся в бескрайние водные богатства. Значит, будем говорить не просто о водоемах, а о водных богатствах.

Водные богатства. (доска)

Какие задачи поставим на урок?

Учитель:

1. Что составляет водные богатства?

2. Водные богатства нашего края.

3. Строение реки.

4. Работа по теме урока

Первый вопрос

Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?

Презентация.

Водные богатства планеты составляют: (доска, карточки)

Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы.

Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь. Не всю воду можно пить. Можно пить только пресную воду, не соленую. А в море вода соленая, значит…..

Все водоемы делиться на естественные и искусственные.

Карточки на доску:

Естественные – водоемы созданы природой

Искусственные – созданы руками человека.

Назовите естественные водоемы

Естественные:

    Море

    Океан

    Озеро

    Река

Искусственные:

    Пруд

    Канал

    Водохранилище

Учитель: ребята, пожалуйста, скажите, куда летом вы ездите отдыхать в своей местности? (на рыбалку, загорать)

На водохранилище, канал.

В Вышнем Волочке мы можем наблюдать канал, водохранилище, которые созданы руками человека.

Реки Вышнего Волочка: Цна, Тверецкий канал, водохранилище.

Применение знаний (работа в тетрадях)

Откройте свои тетради на странице 51, выполните, пожалуйста задание № 1.

Запишите названия водоемов.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте.

Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек.

Как вы думаете, какие могут быть вопросы? (1-2 ученика)

Где начинаются и где заканчиваются реки?

Куда они текут?

Почему вода в реке не заканчивается?

Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.83.

Рассмотрите схему реки.

Расскажите по ней о частях реки.

Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

У реки 2 берега

(левый и правый)

Как определить левый и правый берег реки?

(если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)

Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки.

Русло – углубление, по которому течет река.

Тверская область богата различными реками и речушками. На Тверской земле берет све начало великая русская река Волга. Протекает Волга во многих областях России. Начинается недалеко от города Осташков, в нашей области, а впадает в Каспийское море.

Выдвигают свои предложения

Работают в тетрадях

Работа в парах, взаимопроверка

Работа с учебником

Исток

Устье

Приток

Левый берег

Правый берег

Физминутка (под музыку шума морского прибоя)

Наши кораблики захватили пираты.

Они отпустят нас только после физкультминутки.

Море волнуется – раз! (шагаем на месте)

Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри! (присели)

Учитель: на нашей схеме видно, что река впадает в озеро.

Что же такое озеро?

Как образуется озеро?

На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.

В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой.

Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненной водой.

У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.

Есть озера, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают.

В России огромное количество озер.

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на юго-востоке нашей страны. В нем огромный запас пресной (несол.) воды. Со всех сторон это озеро окружено горами. Вода в озере прозрачная и холодная. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара.

(Беречь и охранять! – пресный водоем)

В нашей области очень много

Озер. В их числе замечательное озеро Силегер. Сюда приезжает очень много людей полюбоваться красотой озера или просто отдохнуть.

На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше.

Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.

Так о чем же мы будем говорить? (о море)

Что такое море?

Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.

Какое оно море?

Кто из вас летом был на море?

Моря тоже надо беречь и охранять, хотя вода в них соленая. Кроме того, что люди бывают там на отдыхе, есть и морские обитатели.

Ребята, наш кораблик причалил к берегу.

Музыка

Озеро

Море

Доска (большие волны)

Темно-синий прибой

Безбрежный простор

6. Итог (проверка знаний)

С чем мы сегодня знакомимся? (с водными богатствами)

О каких водоемах говорили?

Водоемы

Море

Озеро

Океан

Река

Канал

7. Рефлексия

О каких водоемах мы говорили на уроке?

На какие две группы их можно разделить?

Что относится к искусственным водоемам?

Что к естественным?

Справились ли вы с задачами, поставленным перед уроком, как вы считаете?

У вас на столах кораблики, как на доске. Один кораблик улыбается, другой грустный.

Если вам урок понравился, то выбери с улыбкой, если нет – грустный.

Всем спасибо за работу, ребята!

Урок окончен.

Ответы

8. Домашнее задание

Стр. 83-85 учебник, стр.51 тетрадь

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта