Главная » Условно-съедобные грибы » Страшный мир в творчестве блока. Сочинение «Тема «страшного мира» в поэзии Блока

Страшный мир в творчестве блока. Сочинение «Тема «страшного мира» в поэзии Блока

"Страшный мир" - название цикла стихотворений, занимающего центральное место в творчестве А.А. Блока. Именно таким поэт видел мир в начале ХХ века.

Темой всего творчества Блока является осознание дисгармонии и трагических противоречий жизни, порождающих "глухой мрак". По мнению поэта, самое страшное в этом мире - опошление и поругание любви.

В отличие от стихов о Прекрасной Даме, произведения цикла лишены мелодичного звучания, что можно увидеть на примере "Незнакомки". Возвышенные образы сменяются прозаичными деталями и грубой лексикой: "женский визг", "скрипят уключины", "скука загородных дач". В начале стихотворения звучат только глухие аллитерации: "По вечерам над ресторанами...", "весенний и тлетворный", "бессмысленно кривится диск". Завесе "пошлости" противопоставляется завораживающий, словно песня, ассонанс, сопутствующий появлению Незнакомки: "Дыша духами и туманами, //Она садится у окна.//И веют древними поверьями//Ее упругие шелка..." "Духи" и "туманы", "бездонные синие очи", "дальний берег" - образы, символизирующие приход Любви, в противовес приниженной будничности и пошлости "страшного мира".

Блок показывает, что истинная мечта и чистота не могут быть запятнаны. Тем не менее, любовь неспособна изменить мир, ей нет места в жизни. Об этом говорят строки: "Ты право, пьяное чудовище!//Я знаю: истина в вине".

Осознание бессилия мучительно для поэта, вынужденного отказаться от своего идеала, что видно в более позднем стихотворении "В ресторане". В этом произведении герои - Поэт и Незнакомка - не противопоставлены "страшному миру", а являются его порождением. Противоречия присущи не только окружающей обстановке, но и им самим: "Я встретил смущенно и дерзко//Взор надменный...", "Но была ты со мной...//Чуть заметным дрожаньем руки..." Так, герои проходят не только через внешние препятствия ("переполненный зал", "грянули струны", "монисто бренчало"), но и внутренние противоречия.

Для самого поэта эта двойственность является символом катастрофичности бытия.

Таким образом, обличая противоречия окружающей обстановки, Блок видит мир "страшным", "душным", "пошлым" и прозаичным и в стихотворениях выражает мысль о его скорой гибели.

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (по лирике Блока)
Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем полным. На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни. В цикле стихов «Город» пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты. Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.
Лирический герой Блока – рыцарь, певец «Прекрасной Дамы», идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель- найти Ту, которой он будет служить. Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире? Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в «страшный мир», в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.
В цикле стихов «Страшный мир» Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое «страшный мир» Блока?
Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются «мертвецы» - люди, потерявшие самое главное в жизни - душу, они теперь живут только плотью и только для плоти, « но надо, надо в общество втираться» и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.
В цикле «Жизнь моего приятеля» в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него «змеиный рай – бездонной скуки ад».
В «страшном мире» - мире «мертвецов» и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – «диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне…
Возвращаясь к стихам цикла «Жизнь моего приятеля», нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.
Говорят черти: «Но толпой мы все, как ангелы чисты». Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет! Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
Смерть не хочет его впускать, потому что это просто «стон», а не человеческий голос.
Уже само название цикла «Страшный мир» заставляет читателя задуматься.
«Пляски смерти» - бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках.
В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна «мелочных забот», а душа «безрадостная и черная». Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого. Все так ужасно! Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.
В «страшном мире» у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.
Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.

Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал,приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном,земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "жолтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине",идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех,кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели". И от этого страдания лирического героя усугубляются.

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь - это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины,раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока,- от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного "страшным миром".

Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то,чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине").

Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я пригвожден к трактирной стойке". Его "душа глухая...пьяным пьяна...пьяным пьяна...". Лирический герой живет с чувством гибели,смертельной усталости:

Я пьян давно. Мне все-равно.

Вон счастие мое - на тройке

В сребристый дым унесено...

"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего

пути в жизни. Об этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить? Куда идти? "Наказанье ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада - это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья.

Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то,чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.

Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А. Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

ТЕМА «СТРАШНОГО МИРА»
В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Цели : продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 годах?

Вывод : лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир ». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги », – писал о нем А. Слонимский.

II. Работа над новым материалом.

1. Слово учителя .

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль.

Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях . То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

2. Работа с текстом .

Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие ( раздаточный материал ) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)

3. Углубление понятия образа-символа .

Прямым образом с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое.

Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)

Обратите внимание на знаменитую строфу:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения. Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас значит это понятие?

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне... –

читаем в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине. О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание.

2. Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта