Главная » Условно-съедобные грибы » Таблица по теме после бала. «Герои на балу и после бала»

Таблица по теме после бала. «Герои на балу и после бала»

Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала".

8-класс

Цели урока:

    познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;

    стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;

    способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.

Ход урока

I стадия. Вызов

1. Подготовка к изучению новой темы.

Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).

Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)

2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.

3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.

II стадия. Осмысление

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».

Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).

После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.

«Чтение с остановками»

Читаю сама.

1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» стр.329 учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М. «Дрофа», 2005)

Вопросы классу:

Каким мы видим Ивана Васильевича?

2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.» стр. 333)

Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?

Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)

Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?

3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…стр.334)

Что мог увидеть Иван Васильевич?

Читаю до конца.

Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?

Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)

Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)

III стадия. Рефлексия

Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)

Почему? (части противоположны, контрастны.)

Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Появляется «сводная таблица»

После бала

Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.

Линии сравнения

После бала

полковник

Иван Васильевич

детали(перчатка, перышко от
веера, сапоги полковника)

Я, ребята, добавила бы ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома , а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? (Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).

А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);

2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.

Домашнее задание:

    заполнение таблицы;

    индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;

    индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к произведению.

На следующих уроках учащиеся знакомятся с биографией Л.Н.Толстого из рассказа учащегося с использованием презентации (Приложение 1 ); с помощью приёма «инсерт» работают со статьёй учебника на стр 325-326; ещё раз осмысливают рассказ с помощью приёма «Шесть шляп», каждой группе даётся по одной «шляпе»-заданию: Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная шляпа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора; синей шляпе надо объяснить значение слов – «надо всё по закону»; красной шляпе предстояло ответить на вопрос: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»;

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон­чилась ничем, а я посту­пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо­тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы­вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве­ренностью и признавалось всеми необхо­димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста­рался узнать это. но сколько ни ста­рался - и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

жёлтая шляпа подбирает текст к иллюстрациям (Приложение 2 ) по рассказу; зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ. Итоговым творческим заданием явилось рисование понятия «стыд» .

Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

М. Горький

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».

Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».

  1. Анализ рассказа После бала»

Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

(стр. 167, учебник)

Кто рассказал нам данную историю?

(Иван Васильевич)

Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

Давайте возвратимся на бал.

Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

Все эти описания передают чувства героя. Какие?

(Любовь)

Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

(Стр. 174)

В кого же влюблён главный герой?

(В Вареньку)

Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

(На отца Вареньки)

Найдите описание его внешности.

(Стр. 172)

Какое впечатление он на вас произвёл?

(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

Но что настораживает в его описании?

(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

Опишите его манеру танцевать.

(Стр. 172)

Что особенно умиляло рассказчика в нём?

(«Четвероугольные носки сапог»)

В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

(К дому Вареньки)

Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

(Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

На балу

В поле, на плацу

Рассказчик

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

Какое было николаевское время?

Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)

(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

Какова тема данного рассказа?

(Любовь, избиение солдата – татарина)

Какова идея?

(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»


Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах ХГХ века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ «После бала». В основу рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя.

Сюжет прост. Но он построен таким образом, что жизнь и мировоззрения главного героя меняются буквально за несколько часов. До бала шла жизнь просто и размеренно, а вот чуть позже, в тот же день, с героем произошел случай, который заставил его многое пересмотреть и переоценить.

Главный герой - Иван Васильевич. В прошлом он был «студентом в провинциальном университете». Вел обычную студенческую жизнь. Много гулял, любил покутить в компании приятелей, проводил время с барышнями. В общем, веселый и жизнерадостный человек, который жил так, как жили все молодые люди его времени. Так продолжалось до определенного момента. Как-то раз у «губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера» был бал. На этот бал был приглашен и Иван Васильевич. Среди множества красивых девушек была и Варенька Б., к которой наш герой был неравнодушен. Эта девушка каза-

лась ему верхом совершенства. Она и в самом деле была красива: роскошные волосы, голубые глаза, мягкий и правильный овал лица. Ее стройный стан и высокий рост подчеркивались белым платьем с широким розовым поясом. Казалось, что весь мир сосредоточился для Ивана Васильевича в этой девушке. Он хотел танцевать и танцевать, чувствуя Вареньку рядом с собой. Ее улыбка приникала в душу и заставляла трепетать сердце. Девушка была благосклонна к студенту, и он был на верху блаженства. Иван Васильевич танцевал почти все танцы, «танцевал до упаду» польки, вальсы, кадрили - и всегда рядом была Варенька. Иван Васильевич любовался ее «сияющим, зарумянившимся, с ямочками лицом и ласковыми, милыми глазами» и мечтал, чтобы бал не кончался.

В разгар бала на вечере появился отец Вареньки. Это был военный, как пишет автор, «типа старого служаки николаевской выправки». Но в то же время это был еще «очень красивый, статный, высокий старик». Отец очень любил свою дочь. Глядя на него, Иван Васильевич подумал даже, что, для того чтобы девушка была хорошо одета и ни в чем не нуждалась, отец отказывал себе в обновах. Ивану Васильевичу очень понравился статный военный. Приятное впечатление усилил танец отца с дочерью. Танцевали мазурку, «все пары двигались вокруг залы», но студент замечал только одну из них: Вареньку и ее отца. Они выделялись среди всех танцующих. Стройная, тоненькая и гордая девушка казалась бы почти недоступной, если бы не ее добрая улыбка. Военная выправка наложила отпечаток на фигуру отца Вареньки. Он ступал прямо, с достоинством, поддерживая дочь. В нем было столько грации и красоты, что Иван Васильевич невольно залюбовался им. Этот человек производил приятное впечатление. И отец, и дочь очень хорошо смотрелись в танце.

Бал окончился, и Иван Васильевич уехал. Но долго еще после своего отъезда был под впечатлением от увиденного. В который раз он воскрешал в памяти, как они с Варенькой танцевали, вспоминал отца Вареньки и их красивый танец.

Наверное, в такую минуту очень трудно заснуть. То же испытывал и наш студент,

поэтому решил прогуляться. Погода не благоприятствовала прогулкам: шел мокрый снег, который тут же таял. Находясь под впечатлением пережитого на балу, Иван Васильевич не замечал плохой погоды. Чтобы его прогулка не была бесцельной, он пошел к дому Вареньки Б. «Я был не только весел и доволен, - вспоминает Иван Васильевич, - я был счастлив, добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Тем сильнее было впечатление от увиденного в следующую минуту. Сначала он услышал звуки музыки, грубой и тяжелой, которые так не вязались с его настроением и с теми легкими мелодиями, что звучали в его голове. Музыка привела его к площадке, на которой стояли в строю солдаты. Принявший эту картину за учение солдат, Иван Васильевич подошел поближе. Увиденное заставило его вздрогнуть. Через строй солдат прогоняли татарина, свершившего побег. Теперь за это его наказывали жестокой поркой. Это, наверное, продолжалось довольно долго, так как татарин еле передвигал ноги. Но самое страшное зрелище представляла спина этого человека, это было «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Иван Васильевич даже не предполагал, что таким может быть тело человека. Солдат возглавлял высокий военный. Это был тот человек, который несколько часов назад казался верхом совершенства, сказочным королем, танцующим мазурку со своей дочерью. Да, это был отец Вареньки. Его рука, которая с такой грацией вела дочь в танце, теперь наотмашь била испуганного солдата по лицу. Полковник побагровел, глаза горели огнем, он бил солдата за то, что тот слабо ударил татарина. Иван Васильевич почувствовал жгучий стыд за этого человека и за себя, еще недавно им любовавшегося. Это и было тем событием, которое переменило всю жизнь Ивана Васильевича. Военная служба больше не прельщала его, да и любовь к Вареньке как-то тихо и незаметна угасла.

В этом рассказе Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность военных законов, лживость и бездушие людей, автор возмущен насилием человека над человеком и отрицает его.

�>�.��h �8h �дце у него была «почти физическая, доходившая до тошноты, тоска», такая, что он не-

сколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он «услыхал и увидел опять все и вскочил».

После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.

На образе главного героя рассказа «После бала» Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.


Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие.

Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта