Главная » Условно-съедобные грибы » Верность жен декабристов некрасов в литературе. Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины

Верность жен декабристов некрасов в литературе. Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины

Однажды в Карабихе (это было летом 1871 года), после нескольких дней напряженной работы Некрасов заглянул в дом, где жил Федор Алексеевич, и сказал:

Все родные, кто был в это время в карабихской усадьбе, отправились в парк, и здесь поэт своим немного глухим голосом прочел вслух всю поэму. "Мы слушали с затаенным дыханием, - вспоминала об этом Наталья Павловна, жена Федора Алексеевича, - и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив. Он велел подать шампанское. Мы чокались, поздравляя его с блестящим окончанием многолетнего труда. Да, помню, это был день великого подъема, торжества и удовлетворения".

Как же пришел Некрасов к теме "Русских женщин", как работал он над поэмой, в которой хотел воспроизвести одну из славных страниц отечественной истории?

6 января 1827 года П. А. Вяземский писал из Москвы А. И. Тургеневу: "На днях видели мы здесь проезжающую далее Муравьеву-Чернышеву и Волконскую-Раевскую. Что за трогательное и возвышенное обречение. Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории". Спустя тридцать лет тот же Вяземский писал о возвратившихся в Россию декабристах: "Ни в одном из них нет и тени раскаяния и сознания, что они затеяли дело безумное, не говоря уже преступное. Как говорили о французской эмиграции первой революции, и они ничего не забыли и ничему не научились. Они увековечились и окостенели в 14 декабря. Для них и после 30 лет не наступило еще 15 декабря, в которое могли бы они отрезвиться и опомниться".

Годы, которые легли между этими письмами, унесли с собой умиление и восторги Вяземского, видевшего отъезд жен декабристов в далекую Сибирь, превратили его в реакционера, и эти же годы выдвинули на арену истории поколения, разбуженные громом пушек на Сенатской площади. -

26 августа 1856 года Александр II подписал манифест о возвращении из Сибири декабристов. Еще тогда, в поэме "Несчастные", Некрасов заговорил о тех, кто десятилетия томился в снегах "Сибири отдаленной". А много лет спустя декабристская тема прочно овладела поэтическим сознанием Некрасова. Этому способствовало его знакомство с Михаилом Сергеевичем Волконским - сыном декабриста Сергея Волконского, ставшего прототипом некрасовского "дедушки" (в поэме того же названия), и Марии Волконской - героини последней из декабристских поэм Некрасова. Поэт не раз охотился с Михаилом Сергеевичем, подробно расспрашивал его о тех людях, которые его теперь особенно интересовали, хотя и замечал, что он обходит политическую сторону дела, а больше рассказывает о частной жизни декабристов в Сибири, где он сам родился и вырос. Михаил Сергеевич показал поэту портрет своего отца, седобородого старика с длинными белыми волосами и умным, ясным взглядом; это о нем сказано у Некрасова: "Дедушка древен годами, но еще бодр н красив".

Первую свою поэму о декабристах - "Дедушка" - Некрасов написал в 1870 году. Во время работы Некрасов не расставался с "Записками декабриста" А. Е. Розена, изданными в Лейпциге. Некоторые эпизоды, описанные в этой книге, привлекли его внимание: например, история обширного селения Тарбагатай, основанного в XVIII веке сосланными раскольниками. Комиссар, доставивший их в лесную чащу, позволил им "выбрать место и обстроиться как угодно... - пишет Розен. - Каково же было удивление этого человека, когда посетил их через полтора года и увидел красиво выстроенную деревню, огороды и пашни в таком месте, где за два года был непроходимый лес. Это волшебство было вызвано трудолюбием, но также и деньгами и беглыми" {"Записки декабриста". Лейпциг, 1870, стр. 248.}.

Взяв этот факт, поэт придал ему иную окраску: основной причиной "волшебства" он считал свободу:

Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел...
...Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад -
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!

Размышления героя поэмы "Дедушка" о тяготах солдатской службы основаны также на материале "Записок". Розен рассказывает о таком случае: однажды некий саперный полковник сказал генералу, что батальон, которым он командует, "славно учится, но когда стоит на месте, то жаль, что приметно дыхание солдат, видно, что они дышат". Старик декабрист Некрасова вспоминает;

Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда.
Как ни трудись, недостатки
Сыщет начальник всегда:
"Есть в маршировке старанье,
Стойка исправна совсем,
Только заметно дыханье..."
Слышишь ли?.. дышат зачем!

Некрасов ввел в поэму этот эпизод, понимая, что за истекшее время мало что изменилось в солдатской жизни. Несколько лет назад он написал на ту же тему стихотворение "Орина, мать солдатская", и его рассказ о смерти солдата, вернувшегося со службы, был не воспоминанием, а фактом современной действительности.

Декабристская тема не оставляла Некрасова. Через два года он написал "Княгиню Трубецкую" - первую часть поэмы "Русские женщины". Вот какие трудности пришлось ему преодолевать во время работы: "1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкою, и 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хоть бы и для такой цели, как моя, т. е. для прославления" (29 марта 1873 года).

Фактов и в самом деле было мало, а тема второй поэмы требовала еще большей осведомленности. Облик Трубецкой рисовался ему во многом иным, непохожим на тот образ, который возникал в "Записках" Розена. Некрасов ясно представлял себе и отъезд Трубецкой, сопровождаемой отцовским секретарем, и бесконечно долгий зимний путь через занесенные снегом, забытые богом. и людьми пространства, и ту пропасть, которая лежала между одиноким возком, совершающим этот безнадежный путь, и ярко освещенными залами петербургских гостиных...

Непостижимым казалось, как могла решиться на такой шаг избалованная молодая женщина, выросшая в одном из богатейших домов России. Поэт пытался нащупать скрытые мотивы этого поступка, психологически обосновать его. Розен отводил здесь решающую роль доброте, чувству долга, самоотверженной любви к мужу. Но чем больше размышлял Некрасов, тем очевиднее становилось, что всего этого было бы недостаточно, не будь какой-то силы, подчинившей себе все эти чувства. Образ кроткой, безропотно приносящей себя в жертву женщины вытеснялся другим образом. Женщина, о которой он неотступно думал, постепенно облекалась плотью и кровью.

Она была полна решимости, потому что узы, которые связывали ее с сосланным декабристом, были не только семейными узами: она готова была разделить судьбу мужа, считая себя причастной к его делу.

Некрасов первоначально думал назвать поэму о женах декабристов - "Декабристки": название вполне выражало то, что он хотел сказать. Женщины, о которых он писал, были единомышленницами декабристов. Одухотворенный идеей, их подвиг приобретал для него особый смысл. Характер героини определился.

За словами Розена Некрасов видел много больше того, что они выражали. Целый мир возникал перед ним, полный красок, мыслей и чувств, а то, что говорил об этом мире автор "Записок", было лишь пунктиром, обозначающим его границы.

Путешествие Трубецкой в Сибирь стало в поэме поездкой в прошлое - сном о жизни, оставленной позади. Только сном и могло казаться княгине прошлое. В ее настоящем не было места для радостных воспоминаний.

Почти явью было видение Трубецкой - восстание на Сенатской площади. Понимая, что она не могла быть свидетельницей восстания, Некрасов не без колебаний решился ввести его в поэму. Но этого, считал он, требовала логика задуманного образа. Его героиня должна была знать о восстании. И не только знать, но и сочувствовать восставшим. Именно тогда она должна была понять, что Николай I - палач, чтобы потом, услышав от мужа слова: "Не тронешь палача", принять их как должное.

Этот сон стал центром поэмы. От него тянулись нити в прошлое и в будущее. Отношение княгини к восстанию - в этом Некрасов был уверен - определяло ее взгляд на прошлое, меняло оценки. Николай I, с которым Трубецкая когда-то танцевала первую кадриль, теперь в ее воспоминаниях был убийцей, скомандовавшим: "Пли!" Прошлое для княгини перестало существовать само по себе: оно было неразрывно связано с восстанием:

А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...

Некрасовская героиня уезжала в Сибирь, понимая все: и то, что произошло, и то, что ждет ее впереди. Она была готова ко всему, ненависть давала ей силу. Иной смысл приобретал теперь и тот затянувшийся на много дней разговор княгини с иркутским губернатором, о котором сообщал Розен.

Некрасов знал, что люди, которые были знакомы с Трубецкой, с восхищением вспоминали о ее доброте и кротости. Откуда же ее стоицизм, мужество? Вновь и вновь вчитывался он в слова Розена: "...местное начальство имело повеление употребить все средства, чтобы удержать жен государственных преступников от следования за мужьями. Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находятся до 1 5000 каторжных, где ей придется жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей быть вместе с мужем... Наконец он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить ее к мужу, как пешком с партиею ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: "Вы поедете".

Некрасов прямо использовал эти свидетельства бывшего декабриста. Но те же слова у него зазвучали по-иному. И женщина, решимость которой пытался сломить губернатор, тоже была другой: одна, не колеблясь, соглашалась на все, другая не просто соглашалась, - уверенная в правоте декабристов, она настаивала, требовала, обличала палачей, то есть самого Николая I.

Губернатор


Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой...

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

А.И. Давыдова

Об этой женщине известно меньше всех. Она была дочерью губернского секретаря И.А. Потапова. Необыкновенно кроткая и милая, она была пленена раз и навсегда лейб-гусаром, весельчаком и остроумцем Василием Давыдовым. Усадьба Давыдовых в Каменке Киевской губернии была их родовым имением, с которым связаны имена многих декабристов, Пушкина, Раевского, генерала Орлова, Чайковского. Василий Львович Давыдов, отставной полковник, участник Отечественной войны 1812 года, был членом тайного Южного общества, председателем Каменской управы Тульчинской Думы. В его доме и жила Александра, но обвенчались они только в 1825 г., когда у них родился пятый ребенок.

Когда Василий Давыдов был осужден по I разряду и отправлен на каторгу, ей было всего 23 года и уже шестеро детей, но она приняла решение следовать за мужем в Сибирь. «Невинная жена, следуя за мужем-преступником в Сибирь, должна оставаться там до конца». Александра Ивановна решилась на это и, разместив детей у родных, отправилась в путь. Она одна понимала и чувствовала, что ее весельчак муж очень нуждается в ней, т.к. вынесенный приговор сломил его. Позже он писал детям: «Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дала мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения».

Она прибыла в Читинский острог в марте 1828 г. В Чите и в Петровском заводе у них родилось еще четверо детей, а позже, на поселении в Красноярске, еще трое. Семья Давыдовых была одной из самых многодетных семей декабристов.

Давыдов умер в октябре 1855 г. в Сибири, не дожив до амнистии, которой смогла воспользоваться уже только его семья. А Александра Ивановна вернулась в Каменку. Там в 60-х годах познакомился с ней П.И. Чайковский, который часто бывал в Каменке у своей сестры, бывшей замужем за сыном Давыдовых, Львом Васильевичем. И вот что писал П.И. Чайковский об Александре Ивановне: «Вся прелесть здешней жизни заключается в высоком нравственном достоинстве людей, живущих в Каменке, т.е. в семействе Давыдовых вообще. Глава этого семейства, старушка Александра Ивановна Давыдова, представляет одно из тех редких проявлений человеческого совершенства, которое с лихвой вознагражлает за многие разочарования, которые приходится испытывать в столкновениях с людьми.
Между прочим, это единственная оставшаяся в живых из тех жен декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь. Она была и в Чите, и в Петровском заводе и всю остальную жизнь до 1856 года провела в различных местах Сибири.
Все, что она перенесла и вытерпела там в первые годы своего пребывания в разных местах заключения вместе с мужем, поистине ужасно. Но зато она принесла с собой туда утешения и даже для своего мужа. Теперь это уже слабеющая и близкая к концу старушка, доживающая последние дни среди семейства, которое глубоко чтит ее.
Я питаю глубокую привязанность и уважение к этой почтенной личности».

Александра Васильевна Ентальцева (1783-1858)

А.В. Ентальцева (портрет-реконструкция)

У нее была очень трудная судьба. Она рано лишилась родителей. Брак с декабристом А.В. Ентальцевым был для нее вторым. Герой Отечественной войны 1812 г., он был членом Союза благоденствия, а затем тайного Южного общества.

Арестован и осужден на 1 год каторжных работ и на поселение в Сибири. Александра Васильевна приехала за мужем в Читинский острог в 1827 г. Она была самой старшей из жен декабристов, ей было 44 года. Жила в доме вместе с Трубецкой и Волконской. В 1828 г. Ентальцева отправляют на поселение в город Березов Тобольской губернии. Жизнь их была очень сложной, материальной помощи ждать было неоткуда, затем их перевели в Ялуторовск. Еще в Березове, а после и в Ялуторовске на Ентальцева были сделаны ложные доносы, которые не подтвердились, но он должен был эти обвинения опровергать - все это подорвало его душевное здоровье, у него стали проявляться признаки психического заболевания, а в 1841 г. наступило полное помешательство. Он убегал из дома, сжигал все, что попадалось под руку, потом его частично парализовало… Все это время Александра Васильевна ухаживала за мужем и была ему верна. Так продолжалось 4 года.

Когда в 1845 г. муж умер, она попросила разрешения вернуться домой, но ей было отказано, она еще 10 лет прожила в Сибири и только после амнистии переехала в Москву.

До конца жизни она сохранила связь с декабристами, и они не оставляли ее.

Елизавета Петровна Нарышкина (1802-1867)

Н. Бестужев "Портрет Е.П. Нарышкиной"

Она была фрейлиной Императорского двора и женой декабриста М.М. Нарышкина.

Она из прославленного дворянского рода Коновницыных. Ее отец, Петр Петрович Коновницын, - герой войны 1812 г. Он принимал участие в большинстве военных кампаний, которые вела Россия в конце XVIII - начале XIX века, участвовал в боях при Островне, Смоленске, Валутиной горе. «Военная энциклопедия» XIX века сообщает: «5 августа он защищал в Смоленске Малаховские ворота, причем был ранен, но до вечера не позволил сделать себе перевязки и одним из последних оставил город».

Елизавета была старшим ребенком в семье и единственной дочерью. Два ее брата тоже стали декабристами.

В 1824 г. Елизавета Петровна вышла замуж за полковника Тарутинского пехотного полка М. М. Нарышкина, богатого и знатного светского человека. Он был членом Союза благоденствия, затем Северного общества. Участвовал в подготовке восстания в Москве. Был арестован в начале 1826 года.

Елизавета Петровна не знала о принадлежности мужа к тайным обществам, и его арест был для нее ударом. М.М. Нарышкина осудили по IV разряду и приговорили к каторжным работам на 8 лет.

У них не было детей (дочь умерла в младенчестве), и женщина решает последовать за мужем. В письме к своей матери Елизавета Петровна написала, что поездка на каторгу к мужу необходима для ее счастья. Только тогда она обретет душевный покой. И мать благословила ее на эту судьбу.

Она приезжает в Читу в мае 1827 г., почти одновременно с ней туда прибывают А.В. Ентальцева, Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова.

Елизавета Петровна постепенно втягивается в жизнь в изгнании. Она учится вести хозяйство, ходит на свидания с мужем: официально они разрешены 2 раза в неделю, но щели в частоколе острога позволяли разговаривать чаще. Сначала охранники отгоняли женщин, потом перестали это делать.

По вечерам она писала десятки писем родственникам заключенных. Декабристы были лишены права переписки, и жены были единственным каналом, по которому вести о заключенных доходили до их семей. Трудно даже представить, сколько убитых горем людей согрелись этими письмами, написанными женами декабристов из ссылки!

У Нарышкиной был не очень общительный характер, иногда ее воспринимали как гордячку, но стоило только узнать ее поближе, как первое впечатление уходило. Вот как писал о ней декабрист А.Е. Розен: «От роду было ей 23 года; единственная дочь героя-отца и примерной матери, она в родном доме значила все, и все исполняли ее желания и прихоти. В первый раз увидел я ее на улице, близ нашей работы, - в черном платье, с талией тонкой в обхват; лицо ее было слегка смуглое с выразительными умными глазами, головка повелительно поднята, походка легкая, грациозная».

«Нарышкина была не так привлекательна, как Муравьева. Она казалась очень надменной и с первого раза производила неприятное впечатление, даже отталкивала от себя, но зато когда вы сближались с этой женщиной, невозможно было оторваться от нее, она приковывала всех к себе своей беспредельной добротою и необыкновенным благородством характера», - писала П.Е. Анненкова в своих мемуарах.

В 1830 г. она с мужем переселяется в отдельную комнату в Петровском заводе, а в конце 1832 г. уезжают на поселение в Курган. Здесь они покупают дом, М.М. Нарышкин занимается сельским хозяйством и даже содержит небольшой конный завод.

Дом Нарышкиных становится культурным центром, здесь читаются и обсуждаются новые книги, звучит музыка и пение Елизаветы Петровны.

«Семейство Нарышкиных было истинным благодетелем целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства за свои деньги… Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду, деньги», - писал друг Нарышкиных, декабрист Н.И. Лорер, также живший на поселении в Кургане. Не имея своих детей, они взяли на воспитание девочку Ульяну.

В 1837 году, путешествуя по Сибири, в Курган прибыл наследник престола, будущий император Александр II. Его сопровождал воспитатель - знаменитый русский поэт В.А. Жуковский.

Жуковский посещает декабристов, среди которых много его бывших знакомых. Это А. Бригген, семьи Розенов и Нарышкиных. «В Кургане я видел Нарышкину (дочь нашего храброго Коновницына)… Она глубоко тронула своей тихостью и благородною простотой в несчастии», - вспоминал позже В.А. Жуковский. Декабристы через Жуковского передают ходатайство о разрешении вернуться в Россию. Наследник пишет письмо отцу, но Николай I отвечает: «Этим господам путь в Россию лежит через Кавказ». Через два месяца из Петербурга был получен список шести декабристов, которым было приказано отправиться рядовыми на Кавказ, где велась война с горцами. В этом списке был и М.М. Нарышкин.

Почти все население Кургана собралось в день отъезда декабристов в небольшом березовом лесу на краю города. В честь них был устроен торжественный обед. Елизавета Петровна отправляется за мужем на Кавказ. Михаил Михайлович жил в станице Прочный Окоп. Бывший полковник М.М. Нарышкин был зачислен в армию рядовым. За отличие в 1843 г. получает чин прапорщика. В 1844 году ему было дозволено оставить службу и безвыездно жить с женой в небольшом поместье в селе Высоком Тульской губернии. Эти ограничения были сняты амнистией 1856 года.

Наталья Дмитриевна Фонвизина (1803-1869)

М. Знаменский "Наталья Дмитриевна Фонвизина"

Из дворянской семьи. В девичестве Апухтина.

Ее муж, генерал М.А. Фонвизин, был доставлен в Петропавловскую крепость в январе 1826 г. с царским напутствием: «Посадить, где лучше, но строго, и не давать видеться ни с кем». Отставной генерал-майор Фонвизин, член Северного общества декабристов, был осужден по IV разряду как виновный «в умысле на цареубийство согласием, в 1817 г. изъявленным, в участии в умысле бунта принятием в тайное общество членов». Местами поселения Фонвизиных были Енисейск, затем Красноярск, с 1838 г. - Тобольск.

Наталья Фонвизина в это время была беременна вторым ребенком, старшему сыну Дмитрию было 2 года. Она прибыла в Читу уже в 1827 г. «День для меня незабвенный — после горестной, продолжительной разлуки с другом моим Натальей я увидел ее и ожил душою; не помню, чтобы во все продолжение моей жизни я имел столь сладостные минуты, несмотря на то, что чувства наши были скованы присутствием постороннего человека. Господи! Благодарю тебя из глубины души моей!», - писал М.А. Фонвизин.

Она была младше мужа на 11 лет, но в духовном и нравственном отношении превосходила его. Это был незаурядная личность: в юности она пыталась бежать в монастырь, но затем резко поменяла взгляды и вышла замуж за своего двоюродного дядю. Ее характер сравнивают с характером пушкинской Татьяны Лариной, существует даже мнение о том, что именно она и послужила прообразом этой героини.

Она была очень религиозна, вскоре склонила к вере и мужа. Именно это сближало ее с Ф.М. Достоевским, с которым у нее была душевная и продолжительная переписка.

В 1834 г. Фонвизины уезжают на поселение в Курган, где уже жил декабрист Розен с семьей.

У Фонвизиных в Сибири родилось двое детей, но оба умерли. А оставшиеся старшие сыновья умерли в молодом возрасте (25 и 26 лет). Это было пережить очень тяжело. Наталья Дмитриевна находит утешение в помощи обездоленным, она помогает ссыльным полякам, петрашевцам деньгами, продуктами, теплыми вещами… В их семье воспитывались приемные дети: Мария Францева, Николай Знаменский и др.

В 1850 г. в Тобольске она добилась свидания в тюрьме с Ф. М. Достоевским, М. В. Петрашевским и другими петрашевцами. От Петрашевского она узнала, что её сын Дмитрий также принадлежал к кружку петрашевцев.

В 1853 г. Фонвизины возвращаются на родину и живут в имении брата Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург.

Здесь Фонвизин и умер в 1854 г., похоронен в Бронницах у городского собора.

В 1856 г. Н. Д. Фонвизина ездила в Тобольск, посещала Ялуторовск, где жил И. И. Пущин.

В 1856 г. по манифесту Александра II Пущин был амнистирован, и в мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина состоялся брак Пущина с Наталией Дмитриевной.

3 апреля 1859 года Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла в 1869 г. Похоронена в бывшем Покровском монастыре.

Мария Казимировна Юшневская (1790-1863)

М.К. Юшневская

Жена декабриста А.П. Юшневского с 1812 г. Из дворянской семьи. В девичестве Круликовская.

А.П. Юшневский был членом Южного тайного общества, был приговорен к I разряду на пожизненную каторгу.

В своем прошении следовать за мужем она пишет: «Для облегчения участи мужа моего повсюду последовать за ним хочу, для благополучия жизни моей мне больше теперь ничего не нужно, как только иметь счастье видеть его и разделить с ним все, что жестокая судьба предназначила… Прожив с ним 14 лет счастливейшей женой в свете, я хочу исполнить священнейший долг мой и разделить с ним его бедственное положение. По чувству и благодарности, какую я к нему имею, не только бы взяла охотно на себя все бедствия в мире и нищету, но охотно отдала бы жизнь мою, чтобы только облегчить участь его».

Прибыла Сибирь только в 1830 г., хотя прошение подала еще в 1826 г. Промедление было связано с тем, что с ней хотела ехать ее дочь от первого брака, но разрешение на это получено не было.

В 1830-1839 годах жила в мужем в Петровском заводе, а затем на поселении в д. Кузьминская недалеко от Иркутска. Воспитывали приемных детей.

В 1844 г. внезапно умирает муж, но Юшневской не разрешено вернуться, она остается в Сибири еще на 11 лет. Вернулась она на родину вдовой и до самой смерти жила под полицейским надзором.

Камилла Петровна Ивашева (1808-1839)

Н. Бестужев "К.П. Ивашева"

Француженка. Ее отец, Ле-Дантю, республиканец по убеждениям, бежал от Наполеона сначала в Голландию, а затем в Россию, в Симбирск. Ее мать, Мари-Сесиль, поступила гувернанткой в семью помещика Ивашева. Так произошло знакомство Камиллы и В.П. Ивашева, будущего декабриста, кавалергардского офицера, художника и музыканта. Он состоял в тайных обществах: Союзе благоденствия и Южного общества. Был приговорен к 20 годам каторжных работ. Камилла решила соединить свою судьбу с ним именно в момент его состояния каторжника, она даже заболела от любви, в чем призналась матери, и та пишет письмо Ивашевым: «Я предлагаю Ивашевым приемную дочь с благородной, чистой и любящей душой. Я сумела бы даже от лучшего друга скрыть тайну дочери, если бы можно было заподозрить, что я добиваюсь положения или богатства.
Но она хочет лишь разделить его оковы, утереть его слезы и, не краснея за дочерние чувства, я могла бы говорить о них нежнейшей из матерей, если бы знала о них раньше».

О решении Камиллы приехать к нему в Сибирь Ивашев узнал в критический момент своей жизни: он готовился к побегу, который не сулил ему ничего хорошего. Но он был в отчаянии от тягот жизни каторжника.

Камилла пишет императору письмо с просьбой разрешить ей выехать к Ивашеву, в письме есть такие слова: «Я люблю его почти с детства и, почувствовав со времени его несчастья, насколько его жизнь дорога для меня, дала обет разделить его горькую участь».

В июне 1831 г. она выехала в Сибирь. Но она не была женой, она боялась разочарования: в себе, в своей любви… Приехав, она остановилась у Волконской, а через неделю состоялась свадьба с Василием Ивашевым.

Месяц они прожили в отдельном доме, а затем стали жить в каземате мужа. Все полюбили Камиллу, милую, добрую и образованную девушку.

Н. Бестужев "Сын Ивашевых Александр"

В начале 1839 г. в Туринск приехала мать Камиллы, помогала ей в семейных делах, в воспитании детей, но в декабре этого года Камилла простудилась и умерла от преждевременных родов. В.Ивашев писал в одном из писем: «В ночь, предшествовавшую нашему горестному расставанию, болезнь, как будто, потеряла силу… голова ее стала свежее, что позволило ей принять с благоговением помощь религии, она дважды благословила детей, смогла проститься с окружающими ее огорченными друзьями, сказать слово утешения каждому из слуг своих. Но прощание ее со мной и матушкой! … Мы не отходили от нее. Она сперва соединила наши руки, потом поцеловала каждого. Поочередно искала она нас глазами, брала наши руки. Я прижал ее руку к щеке, согревая ее своей рукой, и она усиливалась сохранить подольше эту позу. В последнем слове вылилась вся ее жизнь; она взяла меня за руку, полуоткрыла глаза и произнесла: «Бедный Базиль», и слеза скатилась по ее щеке. Да, страшно бедный, страшно несчастный! Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви». Ей был всего 31 год. Ивашев пережил ее всего на 1 год, он скончался внезапно, его хоронили в день ее смерти.

Могила Ивашевых в Туринске

И.И. Пущин, Н.В. Басаргин, Анненковы помогали матери Камиллы и ее детям (Мария, Вера, Петр) , с трудом удалось вывезти детей из Сибири под фамилией Васильевы. Только через 15 лет, после амнистии, им была возвращена фамилия Ивашевы и дворянство.

Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова имела первоначальное название "Декабристки". Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, - он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская", в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком "Бабушкины записки" написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой - более задушевный, доверительный.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

  • Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" - это нелегкая.

  • Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

    Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

  • Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

    "Есть женщины в русских селеньях. "(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

  • Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    (По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")«Величавая славянка".

  • Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ поэмы Некрасова «Саша»

    Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

    Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

    Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

    Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

    Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

    Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

    Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

    Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

    Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

    «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова

    «Русские женщины» - сочинение

    Поэма Некрасова "Русские женщины" рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение - "Декабристки", но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины - они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение - это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

    Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, - это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

    Поэма "Русские женщины" представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ "русской женщины" - это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова - это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам - вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались - Русскими Женщинами с большой буквы!

    Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

    Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

    Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

    Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

    Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

    Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

    Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

    Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

    Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
    источник

    Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Русские женщины

  • Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.

    История создания поэмы

    Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы "Русские женщины". Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1872 году.

    До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также "Записки декабриста", написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы "Дедушка". Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.

    Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы "Русские женщины". Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями - цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.

    Первая часть поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.

    Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.

    Поступок княгини Трубецкой

    Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В "Княгине Трубецкой" Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

    Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

    Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

    Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

    Образ княгини в поэме

    Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.

    Образ княгини Трубецкой в поэме "Русские женщины" получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.

    Для нее общество - это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой - вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.

    Художественное оформление

    Поэма "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.

    Особенностью первой части поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" является смешение "сна и яви". Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на "Записки декабриста" А. Розена.

    До восстания декабристов

    Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.

    По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.

    Решение княгини отправиться за мужем

    Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.

    Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.

    Поэма "Княгиня Трубецкая" Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.

    Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

    Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

    Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

    Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

    Рис. 2. Жены декабристов ()

    Композиционно поэма делится на две части:

    1. Княгиня М.Н. Волконская.

    Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

    Высок и свят их подвиг незабвенный!

    Как ангелы-хранители они

    Являлися опорой неизменной

    Изгнанникам в страдальческие дни.

    По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

    Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

    Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

    Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

    Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

    Образ княгини Трубецкой в поэме.

    В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

    Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

    Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

    Сам граф подушки поправлял,

    Медвежью полость в ноги стлал,

    Творя молитву, образок

    Повесил в правый уголок

    И - зарыдал... Княгиня-дочь...

    Куда-то едет в эту ночь...

    Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

    О, видит бог!... Но долг другой,

    И выше и трудней,

    Меня зовет... Прости, родной!

    Напрасных слез не лей!

    Далек мой путь, тяжел мой путь,

    Страшна судьба моя,

    Но сталью я одела грудь...

    Гордись - я дочь твоя!

    Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

    Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

    Счастливо молодость моя

    Прошла в стенах твоих,

    Твои балы любила я,

    Катанья с гор крутых,

    Любила плеск Невы твоей

    В вечерней тишине,

    И эту площадь перед ней

    С героем на коне...

    Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

    В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

    А ты будь проклят, мрачный дом,

    Где первую кадриль

    Я танцевала... Та рука

    Досель мне руку жжет...

    Ликуй. . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . .?

    О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

    Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

    Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

    Воспоминания детства

    Богатство, блеск! Высокий дом

    На берегу Невы,

    Обита лестница ковром,

    Перед подъездом львы,

    Изящно убран пышный зал,

    Огнями весь горит.

    О радость! нынче детский бал,

    Чу! музыка гремит!

    Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

    Другое время, бал другой

    Ей снится: перед ней

    Стоит красавец молодой,

    Он что-то шепчет ей...

    Потом опять балы, балы...

    Она - хозяйка их,

    У них сановники, послы,

    Весь модный свет у них...

    Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

    И вот уехала она

    С избранником своим.

    Пред нею чудная страна,

    Пред нею - вечный Рим...

    Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

    Чу, слышен впереди

    Печальный звон - кандальный звон!

    Эй, кучер, погоди!

    То ссыльных партия идет,

    Больней заныла грудь,

    Княгиня деньги им дает,

    Спасибо, добрый путь!

    Ей долго, долго лица их

    Мерещатся потом,

    И не прогнать ей дум своих,

    Не позабыться сном!

    Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

    Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

    Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

    Пред нею ряд картин

    Забитой, загнанной страны:

    Суровый господин

    И жалкий труженик-мужик

    С понурой головой...

    Как первый властвовать привык,

    Как рабствует второй!

    Екатерина обращается к мужу с вопросом:

    Скажи, ужель весь край таков?

    Довольства тени нет?..

    Ты в царстве нищих и рабов! -

    Короткий был ответ...

    Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

    Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

    Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

    И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

    Нет! я не жалкая раба,

    Я женщина, жена!

    Пускай горька моя судьба -

    Я буду ей верна!

    О, если б он меня забыл

    Для женщины другой,

    В моей душе достало б сил

    Не быть его рабой!

    Но знаю: к родине любовь

    Соперница моя,

    И если б нужно было, вновь

    Ему простила б я!..

    Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

    Как я вас мучил... Боже мой!..

    (Из-под руки на ус седой

    Скатилася слеза).

    Простите! да, я мучил вас,

    Но мучился и сам,

    Но строгий я имел приказ

    Преграды ставить вам!

    Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

    Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

    В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

    1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
    2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
    3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
    4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
    5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
    6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
    7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
    8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
    1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
    2. Словари. Литературные термины и понятия ().
    3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
    4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
    5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
    6. История Российской империи. Жены декабристов ().
    7. Толковый словарь русского языка ().
    1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
    2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».


    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта