Главная » Условно-съедобные грибы » Виды кораблей: названия с фото. Бригантина "полярный одиссей"

Виды кораблей: названия с фото. Бригантина "полярный одиссей"

Всегда привлекали романтиков. Что может быть прекраснее плавания по волнам на судне, подгоняемом попутным ветром? Названия кораблей — уже поэзия. Фрегат, линкор, шхуна — все они навевают мысли о дальних плаваниях по неизведанным морям. Но самое известное судно — это бригантина.

Значение слова

Исторические документы отсылают нас в средневековую Италию. Первые бригантины упоминаются в хрониках генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия вызывает споры. Дело в том, что в то время такое же название было у доспехов солдат. Возможно, бригантина унаследовала свое имя от них. Другая версия связывает название судна с бригом. Действительно, эти корабли имеют общие черты.

Первые бригантины были не только парусными, но и весельными. Этот факт говорит в пользу первой версии названия. Это были военные галеры с количеством весел, доходящим до пятнадцати с каждого борта. Более поздние описания определяют бригантину как двухмачтовое судно.

Особенности строения корабля

Паруса унаследовали признаки брига и шхуны. Они были прямыми на передней мачте и косыми на задней. Это позволяло бригантине с успехом выполнять как боевые, так и разведывательные операции. С опущенными передними парусами судно управлялось одним опытным матросом.

Бригантина была излюбленным кораблем пиратов. Боевой мощи было достаточно для захвата торговых судов, а высокая скорость и маневренность позволяла уйти от преследования. Если кто и преодолевал сложные участки между рифами, так это бригантина. Кстати, еще одну версию названия судна связывают именно с пиратами (brigands" vessel — «бандитский корабль»).

Бригантина в искусстве

Пожалуй, самым известным произведением, воспевающим этот флибустьерский парусник, стало стихотворение Павла Когана. Текст был положен на музыку в 1937 году. Так появилась песня «Бригантина поднимает паруса», ставшая символом свободы в эпоху террора и репрессий. В 60-х годах ее перепел Юрий Визбор. Песня стала настоящим неформальным гимном молодежи.

Еще одна бригантина получила известность благодаря рок-опере «Юнона и Авось». В либретто Андрея Вознесенского эти корабли называются шхунами, что немного неточно. К сожалению, чертежи не сохранились, но энтузиасты докопались до сути. Две шхуны были переоборудованы, в результате чего появилась бригантина и тендер. «Юнона» и «Авось» — одни из наиболее популярных макетов кораблей в судомоделировании.

В наши дни можно совершить круиз на самой большой бригантине в мире Swan Fan Makkum. Этот голландский корабль оснащен современным оборудованием, что делает плавание безопасным. Детские мечты о дальних путешествиях под парусами прекрасной бригантины стали реальностью.

Тщательно сохранены все решения, найденные за многие века парусного флота. Крупнейшая бригантина в мире «Swan Fan Makkum » внешне выглядит очень традиционно, однако это как раз и нравится пассажирам парусника, ведь они не случайные туристы, а люди, отправившиеся в чартерное плавание.

Голландская бригантина «Swan Fan Makkum » построена в 1993 году на Гданьской верфи. Она стала вторым голландским парусником, сертифицированным для мореплавания по всему миру.

Данное является крупнейшей бригантиной в мире, а также самым большим двухмачтовым парусником. Корпус судна выполнен из высокопрочной стали.

Парусное судно имеет характерное для своего типа - на фок-мачте пять прямых парусов и на грот-мачте пять косых парусов, общей площадью 1300 кв. м. Высота мачт достигает 45 метров, что относит парусник к числу самых высоких парусных кораблей «Толлшипов».

Будучи крупнейшей бригантиной в мире «Swan Fan Makkum » является уникальным парусным судном, разработанным в стиле традиционных парусных кораблей под руководством военно-морского архитектора Оливье ван Меера. По стилю и атмосфере бригантина производит впечатление парусного корабля вошедшего в историю в прошлом веке.

бригантина «Swan Fan Makkum» фотографии

На бригантине являются идеальным местом для разнообразного отдыха и успешных бизнес-презентаций, впечатления от которых останутся надолго в памяти семьи, друзей или коллег. Внутренние помещения судна рассчитаны на 120 пассажиров, включая 18 двухместных кают с отдельной душевой кабиной и гальюном. Под основной надстройкой корабля, где находится рубка, расположен просторный салон. Отсюда широкая лестница ведет вниз к уютной гостиной.

Фактически бригантина «Swan Fan Makkum » это очень большая круизная яхта. Многие гости судна самостоятельно работают на реях с парусами, стоят вахты в рубке у штурвала. На этом и построен бизнес владельца бригантины ведь штатный экипаж состоит всего из 14 человек. Но не подумайте, что плавание на этом паруснике может быть таким же сложным, как на паруснике, на самом деле это очень современное судно. Большая часть работ с парусами автоматизирована. Все бытовые помещения располагают к отдыху.

Кроме своего родного порта в Нидерландах бригантина является частым гостем в портах Великобритании, а также Балтийского, Средиземноморского и Карибского бассейна.

Двухмачтовая бригантина пересекла Атлантику 18 раз и по состоянию на 2007 год, с момента спуска на воду, оставила за кормой более 300000 километров морского пути. Бригантина является постоянным участником «Tall Ships Race» - крупных мероприятий в парусном мире, а также частенько становится сильным соперником, среди своих конкурентов.

В феврале 2006 года бригантина была приобретена итальянскими ВМС и в настоящее время используется в качестве крейсерской яхты учебного типа в одном из яхт-клубов Италии «Yacht Club Italiano» с новым названием «Nave Italia ». Под итальянским флагом парусный корабль в 2007 году принимал участие в соревнованиях высоких парусных кораблей в Тулоне. Кроме того легендарная бригантина планирует принять участие в парусных соревнованиях в Руане, которые состоятся в 2013 году.

Типы генуэзских кораблей и судов - 2: brigantino

В Генуе, в палаццо дожей
Есть старинные картины,
На которых странно схожи
С лебедями бригантины.
Н. С. Гумилев. Генуя (1916)


― Вы старый бриган, разбойник с галеры, ― сказал он ему.
Ю. Н. Тынянов. Пушкин


Напомню, что мы обсуждаем список кораблей, которые строились на верфях Лигурии, с указанием дат их первого и последнего появления в генуэзских документах. Сегодня очередь дошла до бригантины.

Brigantino (с 1387 до наших дней).
Мы коротко этого типа кораблей, когда говорили о галерах Англии.


Бригантин, или полугалера. Гравюра из альбома P. J. Gueroult du Pas (1710)

Быть может благоразумным было бы ограничиться здесь небольшой справкой, не пускаясь в длительные рассуждения. Ибо нет другого типа корабля, о котором было бы написано столько противоречивого в нашей литературе. Вмешаться в обсуждение этой темы – значит навлечь на себя упреки в некомпетентности (ибо кто же у нас не является специалистом в бригантинах?!) или, в лучшем случае, в поверхностном взгляде на предмет. Велик соблазн отложить эту тему на потом, т.е. в никогда. Но все же решил преодолеть себя (ведь надо же когда-нибудь).

Итак, бригантина. («Только чуточку прищурь глаза»!) Начнем с первого упоминания этого корабля в хрониках Средних веков. По времени оно совпадает с началом строительства бригантин на верфях Лигурии – вторая половина XIV века. Упоминаний этого корабля в более ранних документах пока никому еще найти не удалось. Первое достоверное упоминание (в форме brigandin : – «наши маленькие вооруженные корабли, которые называются бригантины») мы встречаем в «Хрониках» Фруассара:

« Nous avons avisé et regardé que, à l"entrer au Havre et prendre terre pour eux saluer, nous en volerons premiers et mettrons entre nos petits vaisseaux armés que on appelle Brigandins... »
Froissart, Chron., liv. iv, chap. 15 (Expédition contre la ville d"Afrique, 1390).


Многочисленные орфографические формы этого термина вряд ли способны нас затруднить. Все очень прозрачно. И если исходная форма, как представляется, появилась в Венеции в виде bergantin , то уже пришедший в Геную термин в результате метатезы и приобретения типично итальяского окончания превратился в brigantino . И уже пошло-поехало по всей Европе: португальское bargantim , испанское bergantin (каталонское berganti ), французское brigantin , и, естественно, в многочисленных итальянских городах и весях – brigantin o. В Северную Европу термин добрался позже, но сильно не изменился. В Турцию он пришел, испытав лишь приспособление к фонетическому строю языка, превратившись в pergende , . Вместе с введением латинской графики в турецкую письменность проник и латинизированный термин для бригантины (brigantin ), и хотя турки – не французы, и за чистоту родного языка горло не перегрызут, все же народные традиции сильны и pergende не сдает своих позиций.

Если по нашей версии термин появился на Средиземном море, то корни его искать следует там же? И да, и нет. Всеми признается, что в этимологии термина бригантина основную роль играет итальянское слово briga , но произошло ли название корабля непосредственно от самого этого слова или через посредство доспеха солдат, который также называли бригантин, сейчас сказать трудно. Брига означает спор, схватку, сражение и даже войну. Производное от него brigante – это fantaccino mercenario di piccole compagnie – наемный пехотинец в небольшом военном отряде, как правило у частных военачальников. Отсюда вольница этих бригантов, граничащая с разбоем и мародерством. Итальянские лексикографы считают, что появившиеся в середине XIV века быстрые и маневренные бригантины, как нельзя лучше подходящие для морских пиратов и разбойников, получили свое название по аналогии с бригантами на суше. Эти скоростные и маневренные качества бригантин вошли у итальянцев в поговорку: Dove va la nave, ben può andare il brigantino – там где пройдет корабль, точно проскочит бригантина.


Бригантины. Обратим внимание на латинское парусное вооружение этих кораблей. (Гравюра Nicolas-Marie Ozanne (1728-1811) из альбома «Marine militaire…»)

Есть и более глубокие рассуждения, связывающие термин бригантина с кельтским народом бриганты (Brigantes ), проживающим на территории Британии. Считается, что название этого народа происходит от возвышенного места, на котором они обитали. Действительно, изучение многочисленных топонимов Европы с корнем brig подтверждает эту гипотезу. (Кстати, мой младший брат родился в городе Бриг, теперь польский Бжег. Но тогда это было типично немецкое местечко и тусили мы на улицах городка с немецкими пацанами. Это потом уже они все выехали в Германию. Напрасно, видимо, мы поддались уговорам союзников и отдали эти территории полякам. Вместо благодарности за это мы получили снос памятников тем, кто полил эти высоты своей кровью.). Однако, по-моему, это слишком запутанная теория и предпочтение следует отдать предыдущей версии. Тем более, что те самые воины-бриганты носили доспех, который также назывался бригантина.

Но вернемся к бригантинам-кораблям. Практически одновременно с Фруассаром, термин появился и в итальянской литературе у Андреа де Барберино, и в трудах французского военного деятеля времен Столетней войны Жана ле Менгра по прозвищу Бусико. А в письме короля Арагона и Сицилии Альфонса V в 1432 году мы встречаем уже определение термина:

«Lintribus, exploratoriisque navigiis , quae Brigantinos vulgo appellamus.»
«Линтер, дозорное судно, которое в народе называют бригантиной»
Epistola Alphonsi regis Aragonum, ad concilium Basileense, Anno 1432, 7 Oct. в сборнике D. Martene, t. viii.

Одно из первых словарных определений термина brigantin появилось во французско-латинском словаре Нико-Дюпуи (издание 1573 года)

«Brigantin, c"est une espece de vaisseau de mer long, de grandeur entre fregate el galiote, propre à passager avec celerité d"une coste à aultre, et est de plus d"armaison et de resistance que la fregate, et moins que la galiote »
Бригантин, тип длинного мореходного судна, которое по своим размерам находится между фрегатом и галиотом; бригантин способен быстро перемещаться из одного места на побережье к другому; по вооружению и способности противостоять противнику бригантин превосходит фрегат и уступает галиоту.



Бригантин. Рисунок из Морского словаря О.Жаля.

В 1622 году Обье, советник короля и казначей флота Леванта, отмечает, что бригантин может иметь 10, 12 или 15 банок для гребцов, расположенных поверх палубы, причем на каждом весле сидит один гребец. Впрочем, другой француз - Гийе (Guillet ) - в своем «Словаре джентльмена» (Les arts de l"homme d"epée, ou le Dictionnaire du gentilhomme , 1678) утверждает, что бригантин не имел палубы. Это было быстроходное судно, хорошо подходящее для пиратских набегов. Особенностью бригантина было то, что «chaque matelot y est soldat et couche son mousquet sous la rame >» - каждый матрос его является в то же время солдатом, который держит свой мушкет под веслом. Гийе имеет в виду выемку в вальке весла с нижней его части, в которой имелось крепление для мушкета. Это устройство не только предохраняло оружие от воды, но позволяло лучше сбалансировать весло, что облегчало работу гребцов. Размеры бригантина дает Бена (Bénat, 1721): длина 51 фут, ширина по миделю 9 футов 6 дюймов, высота борта 3 фута 10 дюймов 6 линий. Было по 12 весел на каждом борту, длина весла составляла 17 футов.

Вы, наверное, заметили, что в своем рассказе я перескакиваю с термина бригантина на другой термин – бригантин . Это не случайно. Дело в том, что в конце XVII века бригантина из парусно-гребного корабля с латинским вооружением превратилась в чистый парусник с прямым парусным вооружением. Чтобы различать эти два разных корабля, я предлагаю для гребного использовать термин бригантин (как это делают французы – brigantin ), а женский род -бригантина - оставить паруснику.

Но о том, как произошел переход от бригантина к бригантине, мы расскажем в следующий раз.

БРИГИ И БРИГАНТИНЫ

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример»

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей – севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг – и два линейных корабля Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. «Меркурий» ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом «Меркурий».

Турок писал:

«Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и – дело неслыханное и неимоверное – мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига – «МЕРКУРИЙ».

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»:

«Такого самоотвержения, такой геройской стоимости пусть ищут в других нациях со свечой…»

Вскоре после боя офицеры «Меркурия» были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг – самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть «Память «Меркурия».

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6 – 24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг «Меркурий».

Рис. 46 Легендарный бриг "Меркурий"

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Рис. 47 "Истинная бригантина"

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от «бриг». Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том «Истории корабля», изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

«Бригантины» в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами».

Более четкую формулировку термина «бригантина» дает советский адмирал К. Самойлов в своем «Морском словаре» (1939 г.):

«Бригантина» (brigandtine):

1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand – разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова «brigand» – разбойник, вторая, более поздняя,- от слова «бриг» (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: «истинные бригантины» и «шхуно-бриги» (рис. 48).

Рис. 48 Шхуно-бриг, или поздняя бригантина

К разряду «истинных бригантин» они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус – грот – заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса – косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Рис. 49 Марсельная шхуна

Первую часть статьи (постройка корпуса) .

Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают - подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.

Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап - установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.

Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными - из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным - по середине салона. Какими должны быть эти пайолы - решетчатыми или сплошными - предоставим решать строителю.

Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.

Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы - обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.


Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей - штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800-1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.

Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.

Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга - калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.

На фок-мачту поверх вант заводят штаг. Чтобы огон не обтягивался, на штаге делают мусинг. Штаг обтягивается системой блоков на бушприте, после чего конец штага закладывается за утку на носу судна.

Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.

Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.

Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.



а - установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б - основные блоки фока-рея и перты; в - заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г - шов и фальшов; д - крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу.
Слева от оси мачты - вид на паруса с носа, справа - с кормы.
1 - гардель-блок; 2 - ракс-бугель-блок; 3 - блок марса-шкота; 4 - блок гитова; 5 - бык-гордень-блок; 6 - нок-гордень-блок; 7 - блок фор-марса-шкота; 8 - блок марса-шкота; 9 - блок браса со шкентелем; 10 - фор-марса-брас; 11 - фор-марса-гитов; 12 - фор-марса-бык-гордень; 13 - фор-марса-нок-гордень; 14 - фор-марса-булинь; 15 - фор-марса-шкот; 16 - фока-брас; 17 - фока-гитовы; 18 - фока-шкот; 19 - фока-нок-гордень; 20 - фока-булинь со шпрюйтом; 21 - фока-бык-гордень; 22 - перты; 23 - подпертки; 24 - раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 - крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 - кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 - заделка коуша на шкотовых углах; 28 - всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 - деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта.

После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° - для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.

Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, - для шхуны.

На обтянутые ванты накладывают выбленки - первый ряд на уровне фальшборта, а остальные примерно через 400 мм. На крайних вантах выбленка закрепляется задвижным штыком, две средние охватываются выбленочным узлом. Вверху, где расстояние между вантами меньше 100 мм, выбленки можно крепить через ванту, т. е. пропускать сначала, например, правую среднюю ванту, потом - левую и т. д.

Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, - это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.

Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх - к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом - бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.

Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.


При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).

Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой - по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.

Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.

Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой - за нижний юферс на правом.

Размеры самих реев указаны на чертеже; они имеют круглые поперечные сечения и сужаются от середины к концам по кривой кругового сегмента. Посередине реев устанавливаются крепительные планки, которые предотвращают перемещение ракс-бугелей и блоков в стороны.

Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики - раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот - ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.

Готовый фока-рей оснащается пертами - тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.

Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.

Размеры типовых блоков (мм)

Диаметр А B C D E d H
троса стропа
6-10 10 114 95 62 83 13 70 13
13 13 152 127 83 110 16 100 16
13 13 230 190 120 165 22 100 22
25 25 305 255 165 220 28 200 28

Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов - около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем - через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.

На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.

Вторая снасть гафеля - дирик-фал - служит для натягивания гафелем задней шкаторины грота. Дирик-фал может быть проведен несколькими способами. Самый простой - проводка в один лопарь. На гафеле закрепляют шпрюйт (от нока до точки, расположенной на 1/3 длины гафеля от пятки), пропущенный через блок на конце дирик-фала; ходовой конец дирик-фала проводится через блок под эзельгофтом и опускается на палубу.

Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.

Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.

На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.

При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.

Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.

На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты - усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.

На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.

Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300-350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).

К нижним - шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень - направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.

Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.

Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший - фока-топенант.

Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.

Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.

Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх - к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом - для фока или на огоне штага - для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.

На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем - эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало

При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы - для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.

Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки - 25; ванты основные, стень-штаги - 13; краг-штаг и ватерштаг - 19; найтовы и выбленки - 10; вулинги н талрепы вант - 6; стень-ванты и фордуны - 8.

Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы - 6; гардели и драйреп - 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты - 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы - 10; гордени и булини - 4-6.

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта