Тип проекта:
По доминирующему методу: информационно- творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта: р одители, дети, воспитатели.
Актуальность проекта .
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому надо приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, формирование чувства сопричастности ко всему живому на Земле.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предполагаемый результат:
Стратегия реализации проекта «Земля- наш общий дом»
Этапы/сроки | Содержание работы |
Подготовительный | 1. Документально-организационная работа:
|
Практический (основной) |
Работа с детьми
Аппликация «Эмблема к Дню Земли», Создание макета «Животные и растения разных континентов», Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
Работа с родителями
|
Итоговый |
|
Паспорт проекта «Земля- наш общий дом!»
Д/н | Содержание деятельности | Интеграция образова-тельных областей | Задачи | Участники деятель-ности | Продукт деятель-ности |
10.04.17. понедельник | 1. Тематическое занятие: «Земля- наш общий дом» (с использованием ИКТ)
2. Чтение х/л Я. Драгунский «Земля» 3. Прослушивание П.И.Чайковский «Времена года» |
Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество. | Формировать представления о том, что планета Земля - большой общий дом, Землю нужно беречь. Развивать познавательные способности детей. Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян. Развивать творческие способности в художественной, музыкальной деятельности. | Дети
Воспитатели |
Творческие работы детей на тему: «Планета Земля глазами детей» |
11.04.17. вторник | 1. Тематическое занятие: «История праздника «День Земли»
2. Игры с песком «Панорама родного поселка» 3. Папка-передвижка «Планета земля» |
Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество | Дети
Воспитатели |
Эмблема к «Дню Земли» | |
12.04.17. среда | 1. Беседа «Мы все жители планеты Земля»
2. Д/и «Где, что растет?» 3. Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце!» |
Коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество. | Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян. Формировать навык коллективной работы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при прослушивании песни «Пусть всегда будет солнце» | Дети
Воспитатели Инстрктор ФИЗО |
Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
Спортивное развлечение, посвященое Дню Космонавтики |
13.04.17. четверг | 1. Рассматривание альбомов «Животные разных стран», «Атлас земли», плакатов «Берегите природу!»
2. Д/и «Кто, где живет?» 3. П/и «К названному дереву беги» |
Коммуникация, здоровье, социализация, художественное творчество. | Закрепить у детей представления о разнообразии животного и растительного мира Земли. Воспитывать бережное отношение к природе. | Дети
Воспитатели |
Макет «Животные разных континентов» |
14.04.17. пятница | 1. Беседа «В мире редких растений. Знакомство с красной книгой»
2. Чтение х/л В. Танасийчук «Взрыв без шума», «Кислый дождь» 3. Д/и «Лето в музыке» |
Социализация, коммуникация, здоровье, безопасность. | Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. | Дети
Воспитатели |
Картотека игр |
17.04.17. понедельник | 1. Чтение х/л
Ф. Тютчев. «Весенние воды Е. Пермяк «Для чего руки нужны». И. Токмакова «Деревья в стихах». В. Степанов «Птицы в стихах Ф. Тютчев «Весенняя гроза 2. Д/и «Вершки, корешки» 3. Акция «Очистим детский сад от мусора» |
Коммуникация, социализация, художественное творчество, театральная деятельность. | Учить замечать красоту, чудеса природы, восхищаться ею на примере художественных произведений. | Дети
Воспитатели |
Творческие работы детей «Деревья, растения и дождь» |
18.04.17. вторник | 1. Акция «Украсим Землю цветами!»
2. Прослушивание звуков природы 3. Чтение х/л Т.А.Шарыгина «Родник» 4. Экспериментирование с водой. Игра «Утонет- не утонет?», «Растворится- не растворится» |
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями своего ближайшего окружения. | Дети
Воспитатели Родители |
Посадка рассады для клумб | |
19.04.17. среда | 1. Анкетирование родителей
2. Памятка для родителей «Берегите Землю!»; 3. П/и «Солнышко и дождик» 4. Чтение х/л В. Бианки «Лесная газета» |
Дети
Воспитатели Родители |
|||
20.04.17. четверг | 1. Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы»
2. Экологические знаки |
Коммуникация, социализация. | Учить детей рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций. Воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. | Дети
Воспитатели |
Выставка рисунков «Экологические знаки» |
21.04.17. пятница | 1. Беседа «Хорошо там, где не мусорят»
2. Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия» |
Способствовать сплочению коллектива детей и родителей. Повысить уровень экологической культуры у детей и родителей. | Дети
Воспитатели Родители |
Оформление выставки |
Форма проведения : Презентация проекта.
Цель занятия:
Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.
Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.
Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.
Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.
Оборудование:
проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация мероприятия, плакаты, рисунки, птицы из бумаги, макет земного шара, иллюстрации редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, карта – схема села Кузовки.
Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.
Паспорт проекта:
◆ Название – «Земля наш дом родной»;
◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, русский язык, музыка.
◆ Участники – ученики начальной школы
◆ Проблема – Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?
◆ Цель проекта: Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка
Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.
Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;
Воспитание гуманности.
Образовательная:
Изучение экологической проблемы Земли, нашего села Кузовки.
Развивающая:
Развитие аналитического, абстрактного мышления;
Развитие умений применять знания на практике;
Развитие познавательной поисковой деятельности;
Развитие умений учебного труда;
Развитие воли и самостоятельности.
Формирование познавательной и исследовательской деятельности;
Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);
Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);
Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);
Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)
Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).
Воспитательная:
Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,
Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;
Воспитание дисциплинированности;
Воспитание умений работать в группе, в коллектив;
Воспитание эстетических взглядов
Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.
личностные -
Знать, уметь формулировать правила поведения в природе.
◆ Вопросы
Узнать, собрать материал о состоянии окружающей среды в селе Кузовка;
Как эта тема волнует людей;
Как ученики могут помочь своей малой Родине?
Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».
Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»
Составить экологические листовки;
На уроках технологии изготовить игрушки из бросового материала
Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.
◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;
◆ По характеру контактов – между классами, групповой.
◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Метод учебного проекта характеризуется как:
Деятельностный подход к обучению;
Личностно ориентированный;
Построен на методах проблемного обучения;
Обучение групповой деятельности;
Развитие самовыражения учащихся;
Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;
Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.
◆ По продолжительности – долгосрочный.
I Вступление.
Клип на экране « В мире животных»
исполняет Жукова Дарья и Ануфриева Софья.
1.Тот, кто создал программу планеты Земля,
Аромат земляники и крылья шмеля,
Разработал все точно, ошибок в ней нет,
Совершенна и форма, и запах, и цвет.
2.Белоснежные горы, долины цветов,
И шумят водопады на склонах холмов.
В глубине океанов: дельфины, киты;
Все полно совершенства, полно красоты.
3.Полосатые зебры, пятнистый олень
Начинается с неба гранатовый день
Как чудесна природа: естественно в ней
Смена времени года, дней и ночей
Все работает четко, ошибок в ней нет
Совершенна природа и запах и цвет.
Все полно совершенства, полно красоты
Всех прекрасней на свете, любимая ты!
II Постановка проблемы
Учитель:
В этом клипе какой предстает природа? (Красивой)
Прекрасны творения природы на этих слайдах.
- А эта красота вечна? (Нет, т.к. люди относятся потребительски к природе, загрязняют ее, человек старается покорить, подчинить себе природу)
Слайд
- «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»
Что означает выражение прикоснуться к красоте сердцем? (Полюбоваться)
-Всегда ли человек только любуется природой?
-Человек наносит природе большие и маленькие раны и сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
- Значит, мы не зря выбрали для нашего проекта тему « Земля – наш дом родной» и нужно помочь ей.
-Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы помочь нашей планете, т.к. она является родным домом.
Слайд
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и воды от загрязнения, охране растений и животных.
Воспитывать экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, патриотические чувства, любовь к природе
-как решить проблему с болезнью нашей планеты;
-какую пользу мы можем принести природе;
- как подружить человека с природой;
На все эти вопросы вы готовили проекты и сегодня вы, ребята, выступаете в роли ученых - специалистов: гидрологов, географов, ботаников, которые помогут спасти планету.
Слайды
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме том жить вовеки
2 ведущий: Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.
Что будет, если в нем всё будет под огнем,
Что будет, если в нем сломаются все стены
3ведущий: Природа – это дом, в котором день за днем
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом, и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
4ученик: Посмотри мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло голубое.
Солнце встало золотое
Ветер листьями играя,
Тучка в небе проплывает.
Все что нужно год от года
Нам дает сама природа.
5 ученик: - И потому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без лесов, полей и рек,
Жить не может человек!
3 ученик: Мы сегодня проводим итоговое занятие по нашим проектам, которое посвящено экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?
Слайд
1 ученик: Экология – это наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.
2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу.
СВЕДЕНИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
На уроках Окружающего мира мы в результате исследований и наблюдений выяснили состояние окружающей среды в нашем селе Кузовка, также мы составили карту-схему нашего села при помощи взрослых.
Наше село расположено на юго-западе Богородицкого района.
(Показывают на карте Тульской области). Слайд
На территории села проходит автомобильная трасса М-4 «Дон», по которой движется основной поток транспорта, идущий в южном направлении.
(Показывают на карте с.Кузовка, приготовленной группой учеников). Слайд
В результате наших исследований мы узнали, что в течении суток в среднем проезжают более 10 000 машин, которые выделяют в атмосферу немалое количество вредных веществ. В дневное время суток скорость потока транспорта составляет 570 машин за 1 час в двух направлениях. За 1000 км пути автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы его водителю на 1 год жизни.
Из прочитанного в энциклопедиях мы узнали, что воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Школа и 49 домов продолжают отапливаться углем. Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.
При сжигании угля в атмосферу выбрасывается углекислый газ. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
Карьер, который расположен на слободе Лобановка, привел к разрушению мест обитания растений и животных. В этом месте уничтожены лекарственные растения: зверобой продырявленный, чистотел майский.
Ветры северного направления способствуют переносу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух предприятиями Новомосковска, Узловой, а ветры южного направления с Ефремова.
В наших экологических листовках мы призываем всех жителей:
А как безрассудно тратит воду человек! На уроках математики мы решали экологические задачи:
1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
Мы посчитали и получилось - 10 раз.
2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло-? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
Слайды
5 эколог: Для охраны воды мы составили правила:
1.Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.
2. Не загрязнять водоемы, а стараться их очищать от мусора
3. Не ловить и отлавливать раков, моллюсков.
4. Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.
Слайд
Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр
Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.
(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)
Сэр Мусэр:
Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!
(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)
1 эколог
А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог
Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог
Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.
(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)
1 эколог
Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
2 эколог
(подступая к сэру Мусэру):
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -
Лучше с нами не борись.
(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)
Сэр Мусэр
(в ужасе):
Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -
Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -
Как бы мне куда податься?
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в селе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.
(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)
1 эколог
Бумага - не мусор
Положим в мешок.
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
2 эколог
Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,
Отходы пищевые на школьный огород снесем.
Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.
3 эколог
(отобрав пластмассовые стаканчики)
Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.
Чтоб воздух чистым был,
Здоровье наше не губил
А из пластика можно сделать разные игрушки, которые станут украшением сада.
Эколог
В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Хором
Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»
Планету привели в порядок, а из бросового материала можно сшить разные костюмы. Вот, например, такое платье…
(Показ платья)
Слайд - ЭКОЛОГИ - БОТАНИКИ
Слайд – богиня Флора
1 эколог:
Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре - богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир.
Слайд об исчезновении растений
2 эколог (Снижение численности растений): Проведя исследования, мы узнали, что растения исчезать стали с появлением человека на планете Земля. И если до появления человека исчезал только 1 вид за 1000 лет.
То 1950 года по 1980 год -1 вид – за 1 год, а сейчас – 1 вид – за неделю
В дальнейшем - 1 вид за 1 час.
Наблюдая за растениями нашей местности, мы заметили, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека: вырубка лесов, строительство элитных поселков, обработка полей ядохимикатами, неумелая организация добычи полезных ископаемых. А сколько растений губят туристы? Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.
3 эколог .
И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области.
Слайд об охране растений
1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!
2. Не повреждайте кору деревьев.
3. Не рви цветов в лесу и на лугу!
4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости!
6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
Слайд - ЭКОЛОГИ - ЗООЛОГИ
Загадка
1 эколог: У богини Фауны
Детишек очень много:
Плавают, летают,
Иногда кусают.
Кто детишки эти
Говорите смело!
Слайд о животных
2 эколог: При работе над проектом нам необходимо было узнать, почему многих животных становится меньше на Земле. Собранные сведения помогли нам определить причины исчезновения животных:
слайд
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Разрушение и загрязнение почв.
С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Животные, которые находятся в опасности, как и растения, занесены в Красную книгу.
Слайды
Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Песня –инсценировка «Просьба»
Слайд об охране животных
3 эколог: Поэтому для охраны животных мы тоже составили правила:
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
4 эколог .Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5 эколог .Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда.
Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке ИЗО мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных – Анималисты.
Учитель:
В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя.
У всех, живущих на земле только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: « Все мы пассажиры большого корабля по имени
« Земля », значит пересесть из него просто некуда.
Слайды
Ученики держат модель Земли:
1.Смотрю на глобус –
шар земной
И вдруг вздохнул он,
как живой
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
2.В тревоге рощи и леса
Роса на травах,
как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком,
В тебя мы верим –
не солги,
Ты береги нас,
3.Смотрю на глобус –
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
Учитель: Что же нас радует в природе? Конечно же, её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди.
Рефлексия:
Давайте украсим нашу планету и оставим свое впечатление о нашем занятии. Сначала украсим цветами, животными.
-Ребята, почему наша планета улыбается?
Слайд о красоте планеты(планета в цветах)
- Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Вывод: Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
Песня на мелодию «Вместе весело шагать»
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
Директор школы Ануфриева В.Н.
ЦЕЛЬ:
Формировать у детей представления
о Земле и жизни людей на Земле.
ЗАДАЧИ:
Воспитывать интерес и уважение к людям
разных стран и национальностей, к их
деятельности и культуре.
Прививать чувство патриотизма, любви к
своей стране, к своему родному городу.
Познакомить с историей развития других
стран, с их достопримечательностями,
традициями.
Подвести к пониманию уникальности нашей
планеты, так как только на Земле есть жизнь.
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Cлайд 1
Cлайд 2
Планета Земля Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе. Уникальность Земли состоит в том, что она единственная известная на сегодняшний день планета на которой существует жизнь. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 миллиарда лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.Cлайд 3
Планета Земля Первые гипотезы, то есть научные предположения, о появлении Земли стали появляться только в XVII в., Французский ученый Жорж Бюффон (1707 – 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, стали планетами.Cлайд 4
Планета Земля Немецкий ученый Иммануил Кант (1724 – 1804) предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.Cлайд 5
Планета Земля Пьер Лаплас (1749 – 1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Английский ученый Джеймс Джинс (1877 – 1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование и развитие планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.Cлайд 6
Планета Земля Наш соотечественник Отто Юльевич Шмидт (1891 – 1956) в 1944 г. предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.Cлайд 7
Планета Земля Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Актуальность проекта
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности - как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу по реализации этого проекта.
Участники : дети (подготовительной группы), педагоги и родители (законные представители).
Цель проекта : Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.
Задачи проекта :
Задачи по образовательным областям:
Познание
Здоровье
Безопасность
Коммуникация
Художественное творчество
Социализация
Чтение художественной литературы
Работа по реализации проекта строится на основе партнерских отношений: педагог - дети - родители - социальные институты.
Предполагаемые виды деятельности:
Ожидаемые результаты:
Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах. Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Выбирая объект путешествия, дети смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
в ходе проекта педагог:
в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:
1 этап. Подготовительный.
Мероприятия проекта |
|
Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета - земля». |
Глобус, географические карты, познавательная литература. |
Беседы: «Строение земли», «Что такое горы», «Извержение вулкана». |
Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2010г. «Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г. |
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к произведениям. |
А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г. Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г. Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г. |
Экспериментирование: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» №18, стр.85) |
Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки воды поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента с рассказами детей. Создание книги экспериментов. |
Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе |
Диски, кассеты с песнями, музыкой о земле |
Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская. «Общий дом» В. Орлова. |
Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома. |
Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля. |
Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов. |
Разучивание новой физкультминутки «Мы летим под облаками». |
Фотомонтаж. |
2 этап. Основной.
Мероприятия проекта |
Проектирование предметной среды |
Изготовление глобуса из папье -маше с участием родителей, раскрашивание, ламинирование макета. |
Бросовый материал, клейстер, гуашь, кисти, макет глобуса, географические карты, скотч. |
Познавательные вечера по темам: «Как люди открывали землю» «Счастливые земляне» «Давай искать море» разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок |
Познавательная литература: Э. Емельянова «Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир», М., «Мозаика - синтез», 2012г. С. Белокурова «География для малышей» Картотека ребусов и кроссвордов. Индивидуальные альбомы, разгаданных ребусов и загадок. |
Встреча с интересными людьми: Лосева Е.Е. «Эти удивительные окаменелости» |
Коллекция найденных окаменелостей на берегу реки Мста Фотографии. |
Экскурсия в музей комбината огнеупоров. |
Коллекция полезных ископаемых, которые добывают на комбинате огнеупоров. |
Подбор изображений живой природы (растительный и животный мир) для интерактивного глобуса |
Журналы, раскраски, ножницы, карандаши, маркеры, схемы для рисования, наклейки. |
Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках, беседы, рассказы о прочитанном. |
Выставка художественно - познавательной литературы: А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 1984г. «Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г. О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах: «В Африке», «В Австралии», «На Севере», изд. «Ранок» 2007 г. Энциклопедии «Страны и континенты», М., «Астрель», 2001г., Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб семейного досуга», 2011г. |
Изготовление изображений животных, народов разных стран, различного транспорта, для использования их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. |
Образцы - иллюстрации, линейки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, наклейки с изображением животных, людей, транспорта. Ножницы, скотч, раскраски. |
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось» «Перепутаницы» |
Моделирование развивающей среды. На интерактивном глобусе воспитателем, или каким либо ребёнком, заранее придумывается загадка - перепутаница: 1. На глобусе перепутаны животные из разных континентов. 2. Морские животные помещены на сушу, а живущие на суше - в воду. 3. Все животные, люди, помещены на один остров. 4. Перепутан водный, воздушный и сухопутный транспорт, и т.д. |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествия» Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествия по земному шару» |
Схемы маршрутов путешествий, созданные детьми. Создание групповой коллекции магнитов о городах, странах планеты Земля. |
Рассматривание и пополнение коллекции драгоценных камней и минералов. |
Коллекция камней и минералов, информационный альбом, о минералах, с изображениями и познавательной информацией. |
Заучивание пословиц о земле, отгадывание и составление загадок о земле и континентах. |
В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г. Книжка - самоделка загадок о земле. |
Рассказы детей из личного опыта (кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры) |
Самодельные книжки, изготовленные родителями с детьми, коллекции магнитов, сувениров, фотографии мест, где побывал. |
Экспериментирование «Почему не тонут корабли»: цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил. |
Предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики. Пополнение книги экспериментов. |
3 этап. Итоговый и презентационный
Мероприятия проекта |
Проектирование предметной среды |
Игротека с глобусом. Игра «Засели планету», «Перепутанница» и др. для детей других групп |
Интерактивный глобус, игровое поле, кубик для продолжения развития игры, фигурки людей, животных, различных видов транспорта на липкой основе |
Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и дидактические) |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты маршрутов путешествий, игрушечные средства передвижения, конструктор «лего» для построек, макет дороги, карты, др. |
Викторина «Наш дом-Земля» |
Познавательная литература, глобус, физическая карта мира |
Презентации своих путешествий для воспитанников других групп |
Книжки - самоделки о путешествиях. Фотоальбомы и коллажи о путешествиях. |
Список литературы: