Главная » Распространение » Всплеск антирусских и сепаратистских настроений отмечен в туве, калмыкии и бурятии. Какие отношения с крымскими татарами

Всплеск антирусских и сепаратистских настроений отмечен в туве, калмыкии и бурятии. Какие отношения с крымскими татарами

В России устоялось мнение: русское население притесняют только в северокавказских республиках. Отчего-то забывается, что страна состоит из множества этнических регионов. В некоторых из них русские находятся едва ли не в худшем положении, чем их сородичи на Северном Кавказе.

Русское население Кызыла - столицы Республики Тывы, жалуется на обострение враждебного отношения к ним со стороны коренного населения. Люди говорят, что некоторое время было относительно спокойно и вдруг на них вновь ополчились.


Относительно спокойно - не означает хорошо. На улицах - озлобленные взгляды и шипение «орус» — под этим словом подразумевают чужаков, — рассказывает жительница Кызыла, бывший школьный преподаватель географии Анна Казакова. - Продолжается это уже более 20-ти лет. В советский период русские составляли 50 % населения республики, ныне - менее 20 %. На улицах периодически появляются надписи «Русские, убирайтесь вон!»

В итоге отток граждан славянской внешности продолжается.


В начале 1990-х годов Тувинская АССР (нынешняя Республика Тыва) прославилась тем, что на её территории начались первые в СССР «русские погромы». Тувинская молодежь принялась громить в сельских районах дома, в которых проживали русские. Потом этот поток хлынул в города и поселки. На карте республики появились настоящие горячие точки — Хову-Аксы, Сосновка, Бай-Хаак. Были погромы с национальным подтекстом и в Кызыле.


Моя семья дважды уезжала из Тывы, потому что жить там, где тебя ненавидят лишь за то, что ты русский, нельзя. А моя семья жила там почти 50 лет, — рассказывает 18-летняя жительница посёлка Курагино Красноярского края Светлана Архипова. — Обидно и то, что на новом месте нас считают чужими, называют тувинцами. В Тыве мне нравилось. Там очень красиво, уникальные флора и фауна - можно увидеть и оленей, и верблюдов. Если бы имелась возможность, никогда не уехала бы из родных мест. Но страх, порождённый там, остаётся по сей день, не могу его побороть.


Писательница, блогер Елизавета Сенчина, которая тоже родилась и провела детство в Туве, говорит, что в последнее время приезжать в родные места страшно:


Я при каждой возможности старалась посещать этот богатый древней культурой край с мужем и детьми. Там живут мои близкие.


Однако после того, как по улицам Кызыла стали разгуливать толпы озлобленных, неопрятно одетых людей, решила, что посещать родину не стоит. Они пришли из сельской местности, безработные, голодные. Нападают на тех, кто на них не похож. Создаётся впечатление, что их на это подбивают некие силы.


Один мой знакомый, проживающий в этом городе, в 18 часов пошел в магазин. Толпа избила его жесточайшим образом. Другая моя приятельница сказала, что даже летом после 17 часов на улице лучше не показываться - могут сильно избить или изнасиловать.


«СП» : — Приезжают ли туристы в Тыву?


Особенно любят эти места художники и музыканты. Великолепный, наполненный талантами край. Но в последнее время поток туристов существенно сократился. Недавно общалась с одним поэтом, побывавшим в Тыве, он жил в юртах, много общался с местными жителями. Поэт сказал: «Уцелел чудом. Они вспыльчивые, там снова что-то начинается».


Вчера позвонил оттуда знакомый, сообщил, что в Тыве становится всё больше китайцев.


Жительница Кызыла Ирина Портнова рассказывает: «В период перестройки всем в Туве жилось трудно. Людям надо было на кого-то свалить вину. Решили свалить на представителей другой национальности. Дрались ожесточённо, с оглушительными воплями».


Национализм у нас, конечно, присутствует, но уже не носит те страшные формы как в конце 1980-х — начале 1990-х, — говорит жительница Кызыла Анна Морозова. - Я наполовину тувинка, наполовину русская. В советское время первыми руководителями властных структур были тувинцы, а замы — только русские. Последние имели больше прав и полномочий. До сих пор проживающие здесь русские считают, что спасли коренное население от туберкулёза и сифилиса. Но селения вымирали от неурожая и чумки, а не только от этих болезней.


Судя по рассказам русских жителей республики Калмыкии, их положение почти ничем не отличается от их коллег по несчастью из Тывы.


Стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом нападают толпой, бьют с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки, — рассказывает жительница столицы республики - города Элисты Зоя, попросившая не называть её фамилию. — Творят это группы калмыцкой молодёжи в возрасте 17-18 лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих людей славянской внешности. Случается, забивают до смерти - кольями.


Происходит массовый исход калмыков из степи. Приезжают, в основном, в Элисту, где давным-давно безработица. Не находя работы, они пьют и грабят. Русских убивают только за то, что они - русские, — рассказывает житель калмыцкой столицы Антон Перевалов.


По этому поводу депутат Государственной Думы Николай Курьянович направлял запросы в Генпрокуратуру и ФСБ. Однако, по словам русских жителей Элисты, ситуация не изменилась.


Вы несёте полную ересь! Я - коренной элистинец, никогда о таком не слышал, — закричал в телефонную трубку начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике Аппарата Правительства Республики Калмыкия Николай Санджиев. — Я не буду об этом говорить.


Новосибирский политолог Георгий Полянкин рассказывает, что в Республике Бурятии до такого не доходит, но националисты и там предъявляют претензии русским:


Бурнацисты — устоявшееся обозначение бурятских националистов, стоящих на позициях сепаратизма и русофобии.


Бурнацисты считают русских колонизаторами, захватившими их территорию. Часть бурнацистов приписывает русским геноцид и работорговлю.


Нынешнюю Россию они считают государством, стоящим на позициях притеснения нацменьшинств в пользу русских. Русских бурнацисты называют носителями шовинистических воззрений, поэтому активно симпатизируют северокавказским сепаратистам и мусульманским этническим ОПГ.


Также бурнацисты обвиняют русских в разрушении бурятской культуры: отмирании языка, размывании культурных традиций, изоляции от монгольского мира.


Они пользуются большой популярностью у бурятов. Люди славянской внешности живут там в состоянии постоянной тревоги. В этой республике процветает бытовой национализм: во всех неудобствах винят русских.

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Калмыцкую АССР упразднили 28 декабря 1943 года, вскоре после полного освобождения Кавказа и Нижнего Поволжья. Переселение калмыков оттуда и с соседних территорий на Алтай, в Казахстан, Киргизию и Красноярский Край провели на основании соответствующего постановления Совнаркома СССР от 29 декабря 1943 г. Это была операция «Улусы», разработанная совместно НКВД и НКГБ в ноябре-декабре 1943-го.

По разным оценкам, было выселено от 92 до 94 тыс. калмыков; погибло и пропало без вести в процессе депортации (от пункта высылки до пункта поселения включительно) от 2000 до 3300 калмыков. По данным МВД СССР, «в 1947 году на учёте состояло 91 919 переселённых калмыков; число погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек». Правительственное решение 1943 года было отменено только 19 марта 1956 года.

Многие эксперты считают главной причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток) с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в тот период не только и не столько «поголовный» коллаборационизм ряда местных народов. Похоже, интернационалисты в Кремле стремились русифицировать или, как они сами считали, надёжнее советизировать те обширные регионы. Подтверждают эту версию не только заселение «освободившихся» районов русским и русскозычным контингентом, но также и включение большей их части в состав сопредельных русских краёв и областей.

Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям. О том же, кстати, свидетельствует и создание в 1944 году Грозненской области РСФСР, сформированной из большей части бывшей Чечено-Ингушской АССР, которая получила широкий выход к Каспию.


На картах в сталинских атласах Калмыкии просто не существовало

Официальная причина калмыцкой депортации всё та же: сотрудничество калмыков с нацистскими оккупантами и пособничество им в период с сентября 1942 г. по март 1943 г. включительно. То есть, вплоть до освобождения советскими войсками почти 75% территории Калмыцкой АССР, захваченной германо-румынскими войсками осенью 1942-го. Но ведь свою роль сыграло и то, что уже после освобождения региона «коллаборационизм» в Калмыкии, пусть уже не поголовный, никуда не делся. Ведь к концу 1943-го органам НКВД совместно с фронтовой контрразведкой удалось обезвредить до 20 повстанческих отрядов и законспирированных националистических групп. Те сначала сотрудничали с оккупантами, а затем были оставлены ими в качестве законсервированных антисоветских ячеек.

Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю . Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг. Но его ликвидация впервые обозначила, скажем так, центробежное подполье в этом регионе. Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны.

Только в 1800 году император Павел I решил восстановить Калмыцкое ханство, но уже в 1803 г. его снова упразднил Александр I. Так что недовольство калмыков «тлело» многие десятилетия. И неудивительно, что большинство из них поддержало установление в регионе советской власти, которая сразу объявила автономию калмыков. Причём почти на 100% - в границах древнего автономного Калмыцкого ханства.

Уже к лету 1920-го большевистские войска заняли почти всю территорию тогда же провозглашённой ими «Степной области калмыцкого народа». А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область. С центром в Элисте, в составе Нижневолжского края. В 1934 году эту область включили в Сталинградский край, а в конце 1935-го была провозглашена Калмыцкая АССР.

С одной стороны, такие решения укрепляли позиции советской власти в Калмыкии. Но с другой… Как отмечалось в материалах Мюнхенского института по изучению СССР (1969 г.) и бюллетенях эмигрантского «Союза Калмыцкого народа» (Варшава, 1934-35 гг.), «проводимые в регионе советской властью, особенно с начала 30-х, насильственные обоседление, коллективизация, русификация руководящих кадров и антирелигиозные мероприятия вызывали растущее недовольство калмыков.

Многие предпочитали игнорировать означенные решения, не подчиняться им, уходить в глухие степи и т.п. Ликвидация же неграмотности сопровождалась тем, что калмыцкий алфавит директивно перевели с латыни на кириллицу. А вот антирелигиозная политика быстро дополнила ежедневную атеистическую пропаганду репрессиями против верующих и особенно против духовенства, разрушениями храмов, изъятиями предметов национального культа, принуждением к распискам об отказе от веры и т.п».

Ответом были многочисленные эксцессы с политическим подтекстом, которые имели место ещё в 1926-27 гг., а затем и в начале 30-х. Весьма характерно, что такие действия упоминаются и в советском профильном издании отнюдь не перестроечного периода: И.И. Орехов, «50 лет Советской власти в Калмыкии», Учёные записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, Вып. 8. «Серия Истории», Элиста, 1969 г.

К началу Великой отечественной войны реальный политический климат в Калмыкии был можно сказать предрасположен к антисоветской деятельности. Однако, даже накануне жёсткой германо-румынской оккупации региона, свыше 60% калмыков, проживавших в республике, инициировало там сбор денежных средств, продовольствия, шерстяных, кожаных изделий, средств народной медицины в Фонд помощи советским воинам.

Многие десятки калмыков-солдат и офицеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги; 9 стали героями Советского союза: например, Ока Городовиков, генерал-полковник, сначала командир Конно-механизированного корпуса, а затем представитель Ставки по кавалерии. Правда, звание Героя он получил только в 1958-м, но многими орденами и медалями был награждён во время войны. Его именем в 1971 году был назван город на северо-западе Калмыкии.


Ока Городовиков - начдив у Будённого, лихой комкор в Отечественную

Нельзя не вспомнить и одного из руководителей партизанского движения на Брянщине Михаила Сельгикова, а также генерал-лейтенанта Басана Городовикова, и наконец, майора Эрдни Деликова - первого калмыка, удостоенного этого звания в 1942 году.

В то же время, по данным и советских и германских источников, наблюдались многочисленные случаи уклонения калмыков от призыва в армию в 1941-43 гг. Не была, увы, редкостью и добровольная сдача калмыков-военных в плен. Уже летом 1942 г. вермахтом был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, участвовавший в боевых операциях на сторон врага вплоть до поздней осени 1944-го.

Весной 1942 г. в Берлине были созданы «Калмыцкий национальный комитет» (Kalmükischen Nationalkomitee) и его местный исполнительный орган - «Калмыцкий Хурул». Десятки калмыков служили также в Первой казачьей дивизии, Туркестанском легионе вермахта, а также в полицейских частях СС в Калмыкии, Ростовской области, Ставрополье.

В оккупированной Элисте работали финансируемые и контролируемые оккупантами две газеты, один еженедельник. В июле 1943 г. была создана калмыцкая редакция радио Берлина, передачи были ежедневными по несколько часов: первая передача вышла в эфир на 3 августа 1943 г. Тогда же эта редакция выступила с обращением к калмыкам СССР, призывая вступать в ряды германских и румынских войск, «победы которых ускорят независимость калмыцкого и других народов, попранную большевистской диктатурой».

Именно эти факты и факторы и предопределили «Записку-рекомендацию Коллегии НКВД СССР в Государственный комитет обороны СССР (16 августа 1943 г. № 685/Б) «О целесообразности выселения с территории Северного Кавказа и Калмыцкой АССР немецких пособников, бандитов и антисоветски настроенных лиц». Военную, полицейскую и гражданскую службу на стороне Германии несли от 6 до 7 тыс. калмыков непосредственно в Калмыкии. Не считая политических деятелей разного статуса в пронацистской калмыцкой эмиграции.

Отмечалось также, что германские власти используют так называемое «возрождение» религии и латинского алфавита у калмыков для пропаганды этих «примеров» среди советских военнопленных нерусских этносов и в захваченных районах Ростовской области и Северного Кавказа. Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».

Не исключено, что эти сообщения были не отражением реалий, а частью подготовки масштабного плана депортации калмыков. Хотя на военных картах 1942-1943 гг. позиции советских войск в том районе не обозначены. Судя по всему, депортация калмыков была предрешена.

И только 19 марта 1956 г. повторим, это решение было отменено, а спустя почти 10 месяцев была провозглашена Калмыцкая автономная область в составе Ставрополья. Её тогдашняя территория была не более 70% от довоенной и современной. Репатриация же калмыков сопровождалась массовыми письмами в Москву насчёт восстановления национальной АССР в прежних границах.

Есть неподтверждённая вроде бы документально информация, что своё слово в защиту депортированного народа высказали и члены семьи Рерихов. Зато есть вполне точные данные, что требования в пользу репатриации поддерживал не кто иной, как тибетский Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - религиозный и духовный глава буддистов-калмыков, тогда ещё совсем юный. Причём со второй половины 1950-х он, как известно, в конфронтации с властями КНР, и до мая 2011 г. возглавлял «правительство Тибета в изгнании».


Далай Лама XIV - никто из нынешних "правителей" не сравнится с ним по срокам службы

Однако очевидно, что смычка калмыцких активистов, помимо этноэмиграции, ещё и с тибетскими сепаратистами вряд ли устраивала Москву. Поэтому 26 июля 1958 г. была провозглашена Калмыцкая АССР в своих прежних - довоенных границах.

Националистических проявлений в современной Калмыкии практически нет. Но благодатной почвой для их «вызревания» или реанимации где-либо является социально-экономическая ситуация. А по данным РИА «Рейтинг» (2018 г.), Калмыкия уже который год остаётся в числе худших субъектов Федерации по рейтингу качества жизни. При составлении рейтинга эксперты ориентируются на 72 ключевых показателя. В числе основных - уровень экономического развития, объем доходов населения, обеспеченность разными видами услуг, уровень развития малого бизнеса, социально-хозяйственная освоенность территории, развитие транспортной инфраструктуры, состояние окружающей среды.

К слову, многочисленные экологические проблемы здесь и поныне актуальны, что в особенности касается засоления и превращения в пустыни и без того ограниченных сельхозземель, дефицита и низкого качества водоснабжения, полного отсутствия на территории республики лесов и иных хронических последствий традиционно экстенсивного земледелия и животноводства.

На данный момент, потенциально опаснее сепаратизм в национальных республиках. Это не только кавказские регионы (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия и тд.), но также республики в центре европейской части (Удмуртия, Коми, Марий Эл, Чувашия и Мордовия), в особенности, Татарстан, Башкортостан, где очень сильный сепаратистские настроения.

Дальневосточные республики (Якутия, Тыва, Бурятия) и часть республик прикаспийского региона (Калмыкия и Адыгея) в идеи национального сепаратизма слабы из-за плохой автономности местных элит, сложного географического положения и экономической зависимости от федерального центра.

Для движения сепаратизма нужна идея национального самосознания :

  • Этнокультурная особенность региона (язык, религия, культурные традиции и индивидуальный уклад жизни, история).
  • Экономическая автономность от центра.
  • Развитость инфраструктуры.
  • Противопоставление региона другим субъектам федерации.
    У национальных республик это большая часть из этого уже есть, каждый представитель национального меньшинства России ощущает свою связь и привязанность к общности определённой группы людей по национальному признаку.

В таком случае, возникает много вопросов к русскому сепаратизму в регионах, как формированию отдельной национальной группы. Для русских это будет сложнее, и образование другой нации будет идти дольше. Создание этнокультурных особенностей, географического положения и обособленной автономии от другой части русских потребует серьёзных затрат во времени и культивировании этой идеи. При желании, конечно, это можно воплотить.

Например, распространять тему северорусских и южнорусских этнографических групп, как двух разных народов. Тогда восточнославянских народов у нас не три (русский, украинский, белорусский), а 4 (северорусский, южнорусский, украинский, белорусский). Вспомнить про диалектические особенности (окающий говор у северян, акающий у южан); особенности строительства (словенский тип домов у северян, половецкий у южан); разные орнаменты оформления одежды; уклад жизни; географическое положение (Новгородская область, Псковская, Карелия, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Тверская, Ивановская, Костромская, Свердловская, Пермская, Кировская области у северян; Рязанская область, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская и Белгородская у южан), религиозный раскол: распространённость старообрядчества у северян и никонианства у южан; даже можно накопать историческую преемственность северян от Новгородской, Псковской и Вятской республик; Владимиро-Суздальского, Рязанского и части Черниговского княжеств у южан - и мы готовы к построению двух народов с разным национальным самосознанием. Однако, формирование двух наций с разным национальным самосознанием - процесс сложный, а эти идеи ещё в массы внедрить надо. Поэтому реальный исход разделения маловероятен.

Руководство Калмыкии, с подачи регионального главы Алексея Орлова, провоцирует в республике антироссийские и сепаратистские настроения.

В Калмыкии разгорается новый громкий скандал. В администрации регионального главы Алексея Орлова уже, наверное, не знают, чем бы еще отвлечь внимание граждан от растущей в республике коррупции. Вероятно, именно по этой причине в ход пошли откровенные провокации с антироссийской и сепаратистской подоплекой, угрожающие ростом напряженности в межнациональных отношениях и наносящие России колоссальный репутационный урон на международной арене.

Все началось с того, что в Элисте (столице Калмыкии), явно по указке «сверху», стали активно распространяться слухи, будто бы некоторые калмыки из числа бывших спецпереселенцев (депортированных в Сибирь в 1943 г.) получили через суд от Министерства финансов РФ миллионные компенсации за моральный вред, нанесенный им в годы сталинской депортации.

Судя по дальнейшим событиям, это была, что называется, «артподготовка с дальним прицелом», призванная подготовить почву для последующих действий, потому что никаких «пенсионеров», отсудивших многомиллионные суммы, никому обнаружить так и не удалось.

28.06.2012 газета «Элистинский курьер», издаваемая одиозным бизнесменом Виктором Куюкиновым, выступающим на стороне Алексея Орлова, опубликовала «обращение» под заглавием «Первый шаг»:

«Дорогие земляки! Подготовленный нами иск в суд 1-ой инстанции на возмещение морального вреда за годы ссылки калмыцкого народа в Сибирь – это первый шаг на пути к Европейскому суду по правам человека. Правительство и суды РФ не намерены в полном объеме выплачивать компенсации репрессированным гражданам.

Для получения компенсации из казны Российской Федерации, как правопреемницы СССР, потребуется обращение в ЕСПЧ. Заявление в Европейский суд можно будет написать (мы вам в этом поможем) только после отказа 2-ой судебной инстанции в России. В нашем случае, это будет после отказа в апелляционной инстанции, т.е. в Верховном суде Республики Калмыкия. Желаем успеха в справедливом начинании!»… (конец цитаты).

Под «обращением» красовалась подпись: «Калмыцкое региональное отделение общественного движения «За права человека»; ниже прилагался образец искового заявления.

12.07.2012 эстафету «Элистинского курьера» подхватила некогда оппозиционная газета «Современная Калмыкия» (бывшая «Советская Калмыкия»), опубликовав заметку «На пути в Страсбург», подписанную небезызвестным калмыцким националистом, главным редактором «СК» Валерием Бадмаевым, неоднократно обвиняемым в клевете.

В заметке утверждалось, что российские законы «не предусматривают компенсаций за моральный ущерб, перенесенный во время ссылки». Тем не менее, мол, «именно это обстоятельство позволило гражданам Грузии добиться положительного решения по своим искам».

Напоследок г-н Бадмаев пообещал всем тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии составить грамотный судебный иск, «юридическую помощь». Причем, все желающие эту помощь получить, призывались посетить офис «СК» – по странному совпадению, расположенный в 1-м корпусе гостиницы «Элиста», принадлежащей, опять же, бизнесмену с сутенерскими замашками Виктору Куюкинову.

В итоге, Элистинский городской суд оказался буквально завален необоснованными, с юридической точки зрения, гражданскими исками (о необоснованности исков – чуть ниже). Сотни несчастных стариков, наивно поверивших назойливой «страсбургской» пропаганде, ринулись с раннего утра занимать очередь на пороге гостиницы, рассчитывая на пресловутую «юридическую помощь», которую оказывали крайне медленно и, как выяснялось уже в суде, зачастую непрофессионально.

Отметим, многие пожилые люди приехали в Элисту из сельских районов республики, поскольку исковые заявления вплоть до 20 июля принимал только Элистинский городской суд, а помощь юристов до сих пор можно получить лишь в одном месте (все в той же куюкиновской гостинице с внутренними распорядками заурядного борделя). И все это бесчеловечное издевательство происходило в разгар 35-38-градусной июльской жары, отчего пожилые люди нередко падали в обморок (основная очередь стояла прямо на улице, а в коридорах гостиницы, по причине экономии электроэнергии, не работали кондиционеры).

Кроме того, как рассказывают очевидцы, за «юридическое посредничество» в подготовке каждого иска редактор «СК» Валерий Бадмаев взимал по 500 руб., бесцеремонно опустошая и без того тощие кошельки престарелых и больных пенсионеров. А типовые образцы исковых заявлений (то есть, пустые бланки), как пишет «Независимая газета» (от 23.07.2012), продаются в Элисте по 54 руб. за экземпляр. Что и говорить, потрясающее «правозащитное бескорыстие».

Теперь – приведем экспертное мнение, опубликованное в газете «Известия Калмыкии» («За справедливостью в Страсбург?», 20.07.2012). Вот что разъяснила читателям «ИК» начальник отдела кадров, информатизации и архивной службы Элистинского городского суда Юлия Эрендженова:

«Мы работаем в авральном режиме. Поступило уже 2000 исковых заявлений граждан, подвергшихся депортации по национальному признаку, к Министерству финансов РФ, о компенсации морального вреда, – как правило, в размере 3 млн. руб. Обращения приобрели массовый характер. Люди, боясь не пройти регистрацию, занимают очередь с 4-5 часов утра.

В обоснование своих требований истцы указывают, что в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» они имеют право на компенсацию морального вреда. В пример приводится и вступившее в силу постановление Европейского суда по делу Клауса и Юрия Киладзе против Грузии.

По части заявлений приняты решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия Верховного суда РК оставила их без изменения, согласившись с судом 1-й инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации.

Дело в том, что последствия реабилитации определены в ст.ст. 12-18 закона «О реабилитации жертв политических репрессий», которые предусматривают компенсацию материального и морального ущерба путем предоставления льгот реабилитированным лицам и возмещения стоимости изъятого имущества. В ином виде указанные нормативные акты возмещения ущерба не предусматривают. А, как известно, репрессированные жители Калмыкии получили компенсацию за материальный ущерб, и сейчас пользуются льготами социального характера.

Ссылка на постановление ЕСПЧ по делу Киладзе правового значения не имеет. И вот почему: этим документом установлено, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий. В отличие от Грузии, в Российской Федерации отсутствует законодательный пробел, препятствующий жертвам советских репрессий использовать на практике свое право на компенсацию»… (конец цитаты).

Получается, инициаторы истеричной «страсбургской кампании», помимо того, что они парализовали работу Элистинского городского суда (по всей видимости, в отместку за принятие серии решений не в пользу криминального орловского ставленника на пост сити-менеджера Элисты Артура Дорджиева, минувшей весной незаконно захватившего власть в калмыцкой столице), вдобавок, бессовестно обманули тысячи стариков-пенсионеров. Которым, как следует из слов сотрудника городского суда Юлии Эрендженовой, вряд ли «светит» выигрыш дела в ЕСПЧ – ведь Россия и без давления извне, по мере возможностей, расплачивается с лицами, незаконно репрессированными в советский период.

Однако побуждение к подаче необоснованных исков – это еще не весь обман. И снова – выдержки из материала «За справедливостью в Страсбург?»:

«Обида за несправедливые репрессии сидит глубокой занозой в душах калмыков. Но они охотно верят в обещания перемен к лучшему. В частности, в обещания некоторых правозащитников. Но для того, чтобы дойти до ЕСПЧ, гражданам надо пройти все инстанции в России – от суда по месту жительства до Верховного суда РФ. В последний придется обращаться дважды…

ЕСПЧ потребует немалых денежных затрат и времени. Придется заплатить налог даже за уведомление о доставке жалобы по адресу. Для того, чтобы грамотно составить жалобу и для работы с доказательствами, потребуется адвокат, знающий специфику работы с ЕСПЧ. Процесс регистрации и рассмотрения в ЕСПЧ длительный, порою тянется до 5 лет, как в случае с грузинами. Отклоняется более 90% жалоб»… (конец цитаты).

Разумеется, ни о каких «подводных камнях», связанных с подачей жалоб в ЕСПЧ, циничные провокаторы, выдающие себя за «правозащитников», никого не оповестили. Да и, похоже, говорить согражданам правду вовсе не входило в их далеко идущие планы. Недаром, по достоверным сведениям, деструктивная «страсбургская» инициатива исходила из недр т.н. «Калмыцкого центра стратегических исследований», учрежденного представителем главы Калмыкии в Народном Хурале (парламенте) Виталием Дагиновым, ранее судимым (ч. 3 ст. 327 УК) за использование подложного диплома серии ЛП №221352 при устройстве на работу в ОАО «Калмнефть».

(Плюс ко всему, г-н Дагинов в конце 90-х оказался замешан в крупномасштабных махинациях с продажей государственной нефти «налево», и только его родственные связи с ныне покойным министром внутренних дел РК Эрдни Баклановым позволили ему избежать уголовной ответственности).

Затем «страсбургская» инициатива была подхвачена владельцами СМИ, так или иначе подконтрольных Алексею Орлову, успевшему за неполные 2 года нахождения у власти превратиться в фигуранта множества коррупционных скандалов. Кстати, прямым подтверждением причастности «орловцев» к дурно пахнущей провокации является публикация, рекламирующая подачу исков в Страсбургский суд, на сайте «КалмыкияНьюс» (от 19.07.2012), который тоже курирует г-н Дагинов.

Таким образом, вектор отношений с Москвой и своими земляками, взятый сегодня «на вооружение» г-ном Орловым, день ото дня приводит к эскалации в Калмыкии, граничащей с взрывоопасным кавказским регионом, оголтелых антироссийских настроений. Поскольку недовольство провальной политикой орловского окружения, зреющее в республике, отныне сознательно экстраполируется на федеральный центр. Или, выражаясь иначе, на «проклятую имперскую Россию, веками угнетающую многострадальные малые народы».

Стоит ли удивляться тому, что на некоторых калмыцких форумах в интернете, еще недавно считающихся маргинальными, в последние месяцы резко активизировались экстремисты и сепаратисты всех мастей, открытым текстом призывающие к отделению Калмыкии от России.

Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть названия наиболее «горячо» обсуждаемых тем: «Почему русские отрицают право калмыков на независимое калмыцкое государство?», «О независимости: вопрос о младокалмыцкой мечте», «Референдум о независимости Калмыкии», «Калмыкия – для калмыцкого народа», «Отделимся? Конец притеснениям калмыков», «Распад РФ – шанс для калмыков» и т. д. При этом, согласно результатам интернет-опроса, за выход Калмыкии из состава России выступают 60% посетителей одного из форумов.

К тому же, на фоне резкого всплеска сепаратистских настроений, орловские пиарщики уже в который раз позорят Россию на весь мир, выставляя нашу страну державой из мрачного средневековья, где на каждом шагу якобы попираются права человека.

И все эти провокации, заметим, устраиваются ради одной-единственной цели: сохранения власти в нетвердых руках г-на Орлова, изрядно дрожащих от хронического тремора (жгучее пристрастие калмыцкого главы к алкогольным напиткам в Калмыкии ни для кого не является секретом). Хотя, если разобраться, для того, чтобы раз и навсегда решить наболевший вопрос с компенсациями репрессированным, необходимо для начала конфисковать у чиновников из окружения калмыцкого главы «освоенные» бюджетные миллиарды.

Между тем, в регионе сегодня игнорируются гораздо более насущные проблемы. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по РК на 01.07.2012, задолженность по зарплате перед работниками организаций Калмыкии составляла 2,94 млн. руб., увеличившись лишь за 1 месяц почти в 2 раза – на 1,49 млн. руб. И ситуация с выплатой зарплат в республике, судя по тревожным тенденциям, будет только ухудшаться.

Не решаются и прочие проблемы. Еще не успел забыться недавний скандал с калмыцкими пастбищами, переданными г-ном Орловым Дагестану в аренду буквально за копейки. Однако в Элисте уже активно обсуждается очередная новость: на днях в Калмыкию прибыла китайская делегация, члены которой пообещали республике некие «инвестиции» – в обмен на то, что калмыцкое руководство откажется от приема на своей земле Далай-ламы XIV, лидера буддистов всего мира (а большинство калмыков исповедуют буддизм), выступающего за независимость Тибета. Что для китайцев, считающих Тибет своей «исконной» территорией, как известно, – словно кость в горле.

Кстати, привез китайскую делегацию в Элисту… бывший повар пафосного элистинского ресторана с говорящим названием «Хуанхэ», находящегося в собственности матери Алексея Орлова – Светланы Орловой. «Теплые» переговоры с китайцами, поговаривают, проходили в том же заведении, куда в последнее время переместился центр по принятию решений республиканского уровня.

И действительно: если Калмыкии при г-не Орлове нечем торговать, то почему бы не запродать по сходной цене «никому не нужное» духовное общение верующих сограждан с Далай-ламой? Параллельно, допустим, завезя в степную республику из «Поднебесной» тысяч этак 30-40 (далее возможны варианты) китайских гастарбайтеров, которые «тихо и мирно» заселят калмыцкие земли, опустевшие от хронического безденежья и прогрессирующей безработицы…

Андрей НЕБЕРЕКУТИН

По материалам http://in-sider.org/politic/item/118-strasburgskie-miragi.html

Обсуждение статьи

Кереит
Aug 1 2012 11:26AM

Я сегодня прочитал в Инете столько гадостей про калмыков из-за этой жалкой компенсации, что я тоже решил голосовать за отделение. А эта земля нам принадлежит по праву завоевания - еще потом 200-лет мы, к сожалению, были жандармом Кавказа- и никто нам ее не дарил. С эти даже руководство россии согласно, ведь НИКТО из них торжества по 400-летию добровольного вхождения Калмыкии не посетили.

чтоб всем понятно было
Jul 30 2012 10:57PM

надо добровольно возместить моральный ущерб российской казне, иначе это аукнется в дальнейшем. Европейский суд выступит на стороне народа, который подвергся геноциду. Вспомните Норд-Ост, там всем кто обратился в европейский суд выплатили немалые суммы. плюс возвратить астраханские территории согласно закону о реабилитации.

Номад
Jul 28 2012 2:34PM

кстати про китаёз. их экономика скоро обгонит сша, а расея никогда такого не достигнет ибо зачем если мы прислуги сша. вот так то

номад
Jul 28 2012 2:32PM

Одни идиоты кругом. Хочу сказать что русских было на стороне немцев сотни тысяч, кто сдавался в плен дивизиями в 1941-1942?? И что? Вспомните Власова,к примеру, кто он? Выходцы какого народа теперь почитают Гитлера как бога,носят свастики и прочию лабуду?? Чечены? Калмыки? или другие? Ответ прост, а автор напиши что нибудь про масскву и прочее вещи которые там творятся поинтереснее. Мне конечно паралельно что там творится у них в республике пусть варятся в своем соку как хотят.

Максу
Jul 28 2012 2:06PM

поройся и почитай как выселяли: декабрь 1943 года, перевозка осуществлялась в вагонах телушках (решетчатые-дырчатые), на сборы 5-10 минут, при этом не все поняли куда едут и зачем, а также ты пошел на улицу по делам, сразу хватали и везли на пункт сбора, вот оставшиеся потом мародерничали, если такой умный, тебя сейчас в 10 минут отравить не в среднюю азию, а в сибирь (Алтай, Омск, Красноярск и т.д.)

почитай википедию, там правда умалчивается значительная часть. Ну были русские-власовцы, так что теперь, нужно было тоже выселить???

Погибло более половины нации... а про то что приняли подданство, так калмыки защищали южные рубежи от хачей и прочих, от которых русские получали люлей. Калмыков боялись чехи, крымский хан и прочие, в 1812 году калмыки на верблюдах вошли в Париж.

для Андрея НЕБЕРЕКУТИНА
Jul 28 2012 12:46AM

Ну и статейка! Вы разжигаете распри на национальной основе. Очень много личного мнения не подтвержденного фактами, а слухами, как говорится, земля полнится... Насчет темы статьи, скандал это или не скандал будет зависеть от таких людей как вы, которые никоим образом не касаются темы, то есть являются наблюдателями. На вашем месте я бы просто подождала результатов события. Более компетентные люди разберутся без вашего "особого мнения".

Макс
Jul 25 2012 10:48PM

Вы еще мне скажите,что и среди чеченов было лишь 3% коллаборационистов.Хотя должен признать,что с депортированными калмыками не общался,так что в объективности на эту тему мне действительно можно отказать.Очень хорошо лишь знаю о чеченах(у меня бабка по отцу в войну была медсестрой в Бричмулле,куда их сослали,так что наслышан) и о крымских татарах.Так вот слухи об их бедственном существовании в депортации,мягко говоря,сильно преувеличены.

Максу
Jul 25 2012 5:39PM

Калмыков в Красной армии воевало в четыре раза больше, чем в Калмыцком кавалерийском корпусе Вермахта. Коллабороцианистов, согласен, нужно было наказать. Но их было то 3%, а выслали весь народ - стариков, женщин, детей. Солдат снимали с фронта и отправляли в Широклаг только за то, что они калмыкия. На момент геноцида (28.12.1943) было выслано несколько десятков новорожденных "врагов народа". И ты, Макс, даже не представляешь, чего калмыкам пришлось пережить. И, дай Бог, не узнаешь.

---
Jul 25 2012 3:19PM

пусть свой сепаратизм в Монголии проявляют, откуда их предки в начале 17века пришли сначала в Сибирь, а затем в Поволжье и попросили у Василия Шуйского русского подданства и выделения земли.

Макс
Jul 25 2012 11:40AM

Прошу прощения,перепутал:это чеченов депортировали в Среднюю Азию,калмыкам же действительно пришлось погреться под ласковым сибирским солнцем.Впрочем это не самое страшное наказание за коллаборационизм,так что возмущатся им нечему.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта