Главная » Съедобные грибы » Осенний праздник в начальной. Сценарий праздника "Мы - весёлые грибочки"

Осенний праздник в начальной. Сценарий праздника "Мы - весёлые грибочки"

Действующие лица: Ведущая, Гриб, мальчики-мухоморы, дети- медведь, лисичка, белка, ёжик, мышка

Атрибуты: большаякорзинка с грибами, загадки про грибы, грибы-муляжи для аттракциона, музыкальные инструменты — треугольник, колокольчики, галоши, корзинка, корзинка с яблоками, большой платок, 2 зонта

Музыкальный репертуар:

  1. песня "Грибная электричка" - вход детей
  2. песню "Осенний листопад", муз.и сл. М.Дорофеевой
  3. песню "Осень золотая", муз.и сл. И.Фомина
  4. музыку Пинегина "Тропинка-тропинка" - входит гриб Боровик.
  5. игра на музыкальных инструментах "Дождик"
  6. песня "Мухоморчики-грибы", муз.и сл. Г.Вихаревой
  7. сценка
  8. игра "Грибник и грибы"
  9. аттракцион "Бег в галошах";
  10. песня "Листопад", муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найдёнововой
  11. парная пляска "Потанцуй со мной, дружок", английская народная песня, обработка И.Арсеева, перевод Р.Дольниковой
  12. игра "Волшебный платок"

Дети и ведущая под песню «Грибная электричка» заходят в зал, танцуют, становятся в линеечку.

Ведущая: Осень тихо так шагает
И листочки обрывает,
Под ноги прохожим
Горстками кидает.
Дождь в окно стучится,
А зайти боится.
Песенка про осень
Льётся и струится.

Дети поют песню « Осенний листопад », муз.и сл. М.Дорофеевой садятся на места.

Воспитатель: Посмотрите, на дорожке
Чье-то полное лукошко.
Кто же здесь уже бывал?
И корзинку потерял?
(смотрит в корзинку) А в корзинке-то грибы
Небывалой красоты!

Кто с мамою в лесу гулял
И грибочки собирал?

Дети: - Это я, это я, это все мои друзья!

Дети исполняют песню " Осень золотая ", муз.и сл. И.Фомина

Под музыку Пинегина "Тропинка-тропинка" заходит гриб Боровик.

Гриб: Долго по лесу плутал
И лукошко потерял,
Песню про грибы услышал
И на вас, ребята, вышел.
Здравствуйте, мои друзья,
Узнаете вы меня?

Воспитатель: Ты же гриб Боровик!
И красив ты, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Вот твое лукошко,
Заглянули мы в него немножко.

Гриб: Это моя корзина! Как же я мог её здесь забыть? Спасибо в ам. Вот они, мои боровики, подосиновики.

Воспитатель отдает корзину Грибу.

Ведущий: Давай всем ребятам покажем, какие ты грибы собрал.

Гриб: А какие грибы я насобирал сначала отгадайте, а после я вам их покажу.

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья - шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые... (лисички)

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это - ... (сыроежки)

Р асставляют грибы в две линии на большом расстоянии друг от друга.

Гриб : Наблюдал я в бору
Интересную игру
На полянке под сосной
Прыгал весь народ лесной
Вот так!

Звучит весёлая музыка. Гриб п рыгает между грибами.

Гриб: Давайте соревноваться! Кто быстрее все грибы обскачет, ни один гриб не столкнет и на прежнее место вернется.

Проводится аттракцион 3-4раза. Гриб уходит в лес за галошей.

Ведущий: А где же наш Гриб-Боровик? Куда — то пропал... Не будем грустить, праздник продолжать.

1-й ребенок. Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль!

2-й ребенок. Одарила гостья-Осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов!

3-й ребенок. Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой!
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Ведущая : Дождик капает на крышу,
Вот я капельки здесь вижу!

Девочки исполняют на музыкальных инструментах "Дождик"

Ведущая: Дождь прошёл, и под пенёчком
Быстро выросли грибочки!

Мальчики-мухоморчики поют "Мухоморчики-грибы", муз.и сл. Г.Вихаревой.

Ведущий: Выросли грибочки
В небольшом лесочке.
Шапочки у них большие
А сами разные такие.

Ведущий: Мимо мышка бежала
И грибочки увидала.

Мышка: Вот красивые грибочки,
Отнесу-ка я их дочке.

Ведущий: Что ты мышка
Что ты мышка.
Ты спроси у ребятишек,
Все ребята говорят.

Дети: Грибы мышата не едят.

Ведущий: Мимо лисонька бежала,
И грибочки увидала.

Лиса: Вот как много здесь грибочков
Отнесу их своим дочкам.

Ведущий: Ой, лисонька не надо
Не корми лиса лисят.
Все ребята говорят.

Дети: Грибы лисята не едят.

Ведущий: Мишка мимо проходил
Чуть грибы не раздавил.

Медведь: Ну, много ж здесь грибов
Съем их пусть согреют кровь.

Ведущий: Ты смешной, ленивый мишка
Ты спроси у ребятишек.
Все ребята говорят.

Дети: Грибы медведи не едят.

Ведущий: Ежик с белкой пробегали
И грибочки увидали.
Спросим наших мы ребят
Ежики грибы едят?

Дети: Да.

Ведущий: Белочки грибы едят?

Дети: Да.

Белка: Посушу свои грибочки
Я на остреньком сучочке.

Ежик: Отнесу свои грибы
Прямо к ежикам в кусты.

Проводится игра "Грибник и грибы"

Гриб (выходит, держа в руке галошу): Кто потерял галошу, дети? Кто-то сейчас играл и галошу оставил. Да вот, полюбуйтесь, еще одна галоша, и тоже, какая жалость, с правой ноги.
Нету пары, ну и что же?
Побегу в одной галоше.

Звучит весёлая музыка, Гриб бежит в одной галоше.

Гриб: Ну а кто, ответьте, братцы,
Так же хочет пробежаться?

Проводится аттракцион "Бег в галошах", в руках зонтик.

Гриб: Хорошо скакать в галоше.
Хорошо бежать с зонтом.
Нынче день такой хороший,
.

Ведущий. Деревья все осенним днем
Красивые такие!
Давайте песенку споём
Про листья золотые!

Исполняется песня "Листопад", муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найдёнововой

Гриб: Бал в разгаре! Песни, смех!
Музыка зовет нас всех.
Веселиться, танцевать,
Только не воображать.
Руку смело дали другу,
Встали парами по кругу.

Вокруг корзиночки вставайте -
Грибной танец начинайте.

Мальчики приглашают девочек.
Исполняется парная пляска "Потанцуй со мной, дружок», английская народная песня, обработка И.Арсеева, перевод Р.Дольниковой.
Дети садятся на стульчики.

Гриб: Я пока к вам в гости шёл,
Вот какой платок нашёл .
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я!
Хотите? Тогда выходите!

Проводится игра "Волшебный платок"
Звучит веселая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Осень, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.

Гриб: Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте!
Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребёнка . Если угадали, то платок поднимают. Ребёнок , находившийся под платком, прыгает под весёлую музыку, а все остальные хлопают ему. Играя последний раз, Осень накрывает платком корзину с яблоками, незаметно внесенную в зал. Осень вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребенка, который, по их мнению, спрятался под платком.

Ведущий. Нет! Все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?

Гриб: . Мы платочек поднимаем,
Что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Корзинка!

Отодвигает листья, прикрывающие яблоки

А в корзинке…

Дети. Яблоки!

Гриб: Я очень рад.
Что пришел к вам в детский сад.
С вами я друзья прощаюсь
В лес осенний возвращаюсь!

Ведущий: Все что знали и умели
Станцевали и пропели.
Наступил и час прощанья,
До свидания. До свидания!

Звучит веселая музыка. Гриб угощает детей яблоками.



Сценарий сказки для детей начальных классов про грибы.

(Познавательный, доступный материал в виде сказки; дети с удовольствием выступали и перед другими классами)

На лесной полянке

Картина 1

На авансцене ведущий

Ведущий: Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка

(выходит А и И. Аленушка в сарафане, Иванушка в расписной рубахе)

Аленушка: Смотри, братец Иванушка, какой денек хороший – солнечно, тепло. Берем с собой по лукошку и скорее в путь-дорожку, за ягодами и грибами.

(Дети берут лукошко и направляются в лес)

Ведущий: Потом тропинкой росною

Они свернули в лес

Туда, где сосны рослые

Касаются небес.

Где сказки шепчут ели,

Березы и дубы,

Где ягоды поспели

И выросли грибы.

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносит,

Но грибы, что дарит лес,

Это чудо из чудес!

Аленушка: Иванушка, не отходи от меня далеко, а то заблудишься.

(Дети собирают грибы. Иванушка убегает за бабочкой. Аленушка не замечает и уходит в другую сторону).

Картина 2

(На поляну выходит Иванушка)

Иванушка: Ой, где я? Сестрица Аленушка, где ты? Ау!

(Появляются Ромашка и Гвоздичка)

Ромашка: Кого ты так громко зовешь?

Иванушка (испуганно): Ой, кто ты? Откуда?

Ромашка: Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Иванушка: Я знаю, это ромашка.

Гвоздичка: А теперь отгадай мою загадку: «Красные звездочки по земле рассыпались». Что это такое?

Иванушка: Это цветы гвоздики. Скажите, а почему в лесу нельзя громко кричать?

Ромашка: Сейчас лето. У птиц и зверей появились детеныши. В лесу надо вести себя тихо, чтобы не пугать лесных жителей.

Гвоздичка: А еще не надо рвать лесные цветы. Их совсем мало останется, если каждый захочет унести домой букет цветов. Пусть цветы украшают поляны.

Иванушка: Мне об этом рассказывала сестрица Аленушка.

Гвоздичка: Иванушка, мы знаем, что ты заблудился. Мы хотим тебе помочь.

Иванушка: Вот спасибо! Но я проголодался. А вот и гриб с красной шапочкой, наверное, это сыроежка. (Тянется к грибу)

Гриб: Ага, попался! Ты не узнал даже мухомора. Я должен доставить тебя в королевство Бледной Поганки. (Уводит Иванушку)

Картина 3

(На поляне Аленушка, она зовет брата).

Аленушка: Ау, Иванушка, где ты?

(Выходит гриб боровик)

Боровик: Не печалься, Аленушка, мы найдем твоего братца Иванушку.

Аленушка: Кто ты?

Боровик: Догадайся, кто я:

Под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Первым найден…

Аленушка: Вспомнила – боровик! А откуда ты знаешь мое имя?

Боровик: А я все знаю. Белый гриб – мечта всех грибников. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку грибы растут редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его часто называют царем грибов.

Аленушка: А ты не видел моего братца Иванушку?

Боровик: Нет, не видел. Но, может, мои друзья его видели. Вот они идут.

(Появляются грибы лисички).

Лисички: Девочка, отгадай нашу загадку:

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом

Золотистые…

Аленушка: Лисички! Вас легко узнать.

Лисички: Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. У этих грибов есть одно интересное свойство – они не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!

(Появляются две сыроежки. Они спорят между собой).

1-я Сыроежка: А я самая красивая!

2-я Сыроежка: Нет, я самая красивая!

1-я Сыроежка: У меня шапка желтая, как солнышко.

2-я Сыроежка: Подумаешь, а у меня синяя, как голубое небо.

(Сыроежки увидели Аленушку).

1-я Сыроежка: Девочка, откуда ты?

Аленушка: Я в лесу грибы собирала. Зовут меня Аленушкой.

2-я Сыроежка: Отгадай, кто мы:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

1-я Сыроежка: В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай,

Аленушка: Сыроежки!

2-я Сыроежка: Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

1-я Сыроежка: Грибы растут всюду. Сыроежки – самые крупные грибы, их можно варить и жарить.

Аленушка: Дорогие мои сыроежки и гвоздички, скажите, не видели ли вы моего братца Иванушку?

Лисички: Мы видели.

Сыроежки (перебивая друг друга): И мы видели. Он в ядовитом королевстве Бледной Поганки.

Аленушка: А разве бывает такое королевство?

1-я Сыроежка: Есть такое. Королева там – Бледная Поганка. В ее владения попадают те, кто не знает названия грибов и их свойства.

Аленушка: А как туда пройти?

2-я Сыроежка: Не ходи туда, Аленушка. Там очень опасно.

Аленушка: А как же мой братец Иванушка? Нет, я пойду его выручать. Кто же меня туда проводит?

Боровик: Не волнуйся, мы все пойдем выручать Иванушку из беды.

Картина 4

(Трон королевы. Выходит гриб шампиньон и придворные грибы).

Шампиньон: Я – главный советник королевы. А знаете почему? Я знаю все о съедобных и ядовитых грибах. Сам я гриб съедобный. Не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде, на жирной земле растут шампиньоны. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у шампиньона розовые или даже черные. А теперь – внимание! Сюда идет его величество Мухомор и ее величество Бледная Поганка.

(Под звуки марша – Мухомор, под звуки плавной мелодии входит Бледная Поганка).

Бледная поганка: Я- королева Бледная поганка . Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Нас не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Мухомор: Я гриб – мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы иногда используют для уничтожения мух.

Бледная поганка: Ваше величество, не было ли в нашем королевстве каких- либо происшествий?

Мухомор: Было-было одно. Сегодня я встретил мальчика, который не узнал даже гриб мухомор!

Бледная поганка: Какое невежество! Приказываю привести этого мальчика! Я хочу посмотреть на него!

Картина 5.

(На поляну выходят грибы и Алёнушка)

Бледная поганка: (обращаясь к Алёнушке ) Откуда ты пришла, девочка? Зачем пожаловала?

Алёнушка (кланяясь): Поклон тебе, королева Бледная Поганка. Меня зовут Алёнушкой. А пришла я сюда за своим братцем Иванушкой. Я знаю,что он у тебя. Верни мне его, пожалуйста!

Мухомор: Известно ли тебе, что твой братец не знает даже мухомора. Такой гриб –и гриб не знать!

Алёнушка: Он ведь совсем ещё маленький. Отпустите его, пожалуйста.

Бледная поганка: Хорошо, мы отпустим твоего братца, но при одном условии: ты отгадаешь мои загадки. Отвечай, какой гриб лето завершает?

Алёнушка: Это белый груздь. Он появляется в августе, а это последний месяц лета.

Бледная поганка: Отгадай вторую загадку: какие грибы лечат?

Алёнушка: Это я думаю гриб чага. Он растет на березах. Им лечат язвы желудка, опухоли. Все знают лекарство пенициллин,которым лечат воспаление лёгких, бронхит. Когда- то пенициллин был получен из обыкновенной грибковой плесени. Антибиотики стали верными друзьями человека в борьбе с о многими опасными болезнями. Грибами лечатся лоси. Они едят мухоморы.

Шампиньон: Молодец, девчонка!

Бледная поганка: Советник, загадай вопрос посложнее. Пусть хорошенько подумает

Шампиньон: Загадка третья. Какие грибы летают?

Алёнушка : Это трудная загадка, но мне кажется, я её отгадала. Грибы не могут летать, но могут летать птицы. Птицу ЧЕМГУ за её невкусное мясо называют поганкой.

Бледная поганка: Да, наша гостья хорошо знает грибы и отгадала все загадки. А теперь приведите Иванушку, Его я тоже хочу испытать. Если он справится, то пусть Алёнушка забирает его. Я сдержу своё слово.

(Приводят Иванушку.Из свиты королевы выходят 2 гриба).

1 гриб: 2-ой гриб:

Разноцветные поганки А во мху, как на подушке,

Сами лезут на полянки Чьё –то беленькое ушко.

Нам не надо ни одной, Это груздь, надо взять,

Мы обходим стороной. А за ним ещё штук пять.

Пучеглазый мухомор Под осинами на кочке,

Боком сел на косогор. Гриб в малиновом платочке,

Рядышком с иголками Подосиновиком звать -

Рыжики под ёлками, И его придется взять.

Не малы, не велики, Вот и гриб боровик!

А лежат как пятаки. И красив он и велик!

Бледная поганка: Итак, Иванушка, перечисли все грибы и в том порядке, в каком они были названы в стихотворении. (Иванушка перечисляет, если путается – помогают зрители).

Ну что ж,Алёнушка, получай своего братца. Отпускаю вас из моего королевства. Гуляйте по лесу да грибы разные запоминайте.

Грибные частушки:

1.Шоколадная папаха, 2. « Сколько лет,тебе сморчок?

Белый шёлковый мундир, Ты по виду старичок!»

Посмотрев опёнок ахнул: Удивил грибок меня:

«Настоящий командир!» «Возраст мой – всего два дня!»

3.Лёня рано – рано встал, 4.Мы с подружкой в лес ходили

Все грибы в лесу собрал, Там огромный гриб нашли.

Хвалится грибочками Мы вдвоем его тащили,

С беленькими точками. Домой еле донесли.

5. Кабы – кабы да кабы 6. Не играйте вы,опятки,

На носу росли грибы. До темна с Ванюшей в прятки,

Сами бы варилися Окажите Ване честь

Да и в рот катилися. В кузовке местечко есть.

Цель: расширить знания детей о разнообразии грибов.

Задачи:

Образовательная: познакомить с разными видами грибов, строением грибов.

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная: стимулировать проявления инициативы и самостоятельности учащихся, воспитывать бережное отношение ко всем грибам в природе.

Оборудование: иллюстрации грибов (аспергилл, пеницилл, мккор, дрожжи, шляпочные грибы, трутовик), таблица "Строение шляпочного гриба", раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", две корзины.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие не простое, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, а живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? (Ответ учеников). Конечно же, это грибы.
Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. Сегодня нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.
Открываем маршрутные листы и записываем тему занятия.
В ходе нашего путешествия мы познакомиться с царством грибов, их строением, разнообразием и применением. Друзья! В путь.

(Звучит музыкальный фрагмент походной песни)

Учитель. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.
Так что же такое грибы? Грибы – это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.

(Определение дети записывают определение в тетрадь)

Учитель. Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы – это отдельное царство, отличимое от царства растений и от царства животных.
Открываем наши справочники и находим эти отличительные особенности.

(Ребята работают с книгой, а затем устно отвечают)

Учитель. Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок.

(Работа в тетради)

Учитель. Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи. (Дети делают пояснительные записи к рисунку) . Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы ложем в корзину называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.

В природе насчитывается не менее 100 тысяч грибов. Разнообразие их велико. И сегодня путешествуя, по стране грибов вы познакомитесь с некоторыми из них. Начнем знакомство с плесневых грибов. О которых нам расскажет 1-й Учёный, в журналах делаем запись: плесневые грибы.

1-й Учёный. Ученые микологи из большого разнообразия плесневых грибов выделяют одну наиболее важную группу, к которой относятся аспергилл и пеницилл эти грибы распространенны от Арктики до тропиков.

Аспергилл. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен аспергиллом.
Видя пятна плесени, на книжных переплетах мы с уверенностью можем сказать это тоже аспергилл. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы – соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл.

Пеницилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты и других кислот, а так же для изготовления пенициллина, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний.

Учитель. Спасибо, уважаемый Учёный. Вот, ребята, посмотрите родственник аспергилла и пеницилл – мукор.

Учитель. Мы с вами видели, что представляет мукор, а вот где он поселяется, какое значение имеет, нам расскажет 2-й Учёный.

2-й Учёный. Мукор поселяется на пищевых продуктах овощах, хлебе, варенье, на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра.

Учитель. Спасибо, а мы продолжаем путешествие. И переходим к изучению второй группы грибов – дрожжей. В своих журналах сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи". (Дети записывают заголовок в тетрадь) Дрожжи были открыты случайно, а о том, как нам поведает 3-й Учёный.

3-й Учёный. Много тысяч лет назад обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть организмы, но только в девятнадцатом веке ученые поняли, что дрожжи – это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц. Сейчас человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи.

Учитель. Спасибо. Но как вы думаете, где можно встретиться с дрожжами? (Дети приводят примеры, где можно встретиться с дрожжами)
Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми знакомый зудящий волдырь на месте укуса.

Гимнастика для глаз
Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в журналах сделаем запись – Шляпочные грибы . (Дети в тетради делают пометку)

Учитель. Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, но в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.

(Под весёлую музыку группа ребят в костюмах входят и показывают сценку)

Девочка.

Я тропою росною свернула в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.

Боровик:

Отгадай, кто Я?
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Найден первый...

Девочка. Боровик!

Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в сою корзинку, не пожалеешь!

Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

Лисичка 2.

Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые...

Ребята. Лисички

Лисичка 1.

Сидят на полянке семейство лисичек –
Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы.
Такие веселые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки,
А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

Лисички. Вот какие мы!

Девочка.

Я пойду по утру в травяных низинах
Сыроежек наберу полную корзину.
Разноцветных, молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных,
А под кленами зеленых,
Под осиной синих.
Пусть грибов и не ядреных,
Но зато красивых!

Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

Шампиньон. Добрый день! Я – шампиньон! Я росту не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде. Где жирная земля. Когда гриб молодой, он как бы запеленат в пеленку. А у старого гриба есть воротничок. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у меня – розовые или даже черные. Шампиньоны очень питательны. Возьми меня, не пожалеешь!

Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая.
Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку?

Мухомор. Посмотри, сколько место осталось.

Учитель. Спасибо, ребята за такую интересную экскурсию в лес. (Участники сценки садятся. Класс разбивается на группы, по 4 человека. У каждой группы на столе лежит раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы")

Учитель. Я сейчас предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат наборы грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы. В своих журналах вам необходимо будет сделать соответствующие пометки.

(Работа в группах. Проверка задания заключается в том, что ребята заполняют корзины, в одну кладут съедобные, а в другую – ядовитые грибы)

Учитель. Грибы ядовитые и съедобные, как их не перепутать? Об этом нам расскажет 4-й Учёный.

4-й Учёный. (Материал для выступления взят из энциклопедии " Я познаю мир" том "Растения" стр. 171)

Учитель. Спасибо, за интересную и нужную информацию. Рассмотрев в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес. Но это не все, необходимо повторить правила сбора грибов. (Ребята перечисляют правила сбора грибов)

Физкультминутка.

Учитель. Молодцы, ребята. И вот, набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?

Ученики. Это трутовики.

5-й Учёный. Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. В XIX веке этот промысел утратил свое значение, но в наше время начал возрождаться.
Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы ни стояло дерево, их трубчатый слой всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает.

Учитель. Спасибо уважаемый Учёный. А сейчас подведём итоги конкурса агитплакатов. Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. И мы подводим итоги.

Вопросы для обобщения занятия

Что такое грибы?
2. Чем они отличаются от растений и животных?
3. С представителями, каких групп вы сегодня познакомились?
4. Где нашли применение грибы?
5. Какова роль грибов в природе?

    Мы с вами, ребята, на занятии уяснили, что все грибы полезные и нужны природе, а дома вы напишите сказку о грибах.

Учитель. На этом наше занятие закончено. Всем большое спасибо. До свидания.

Анализ и самоанализ .

Мини спектакль для учащихся начальной школы. Спор грибов

Атор: Ткаченко Т. В.
Мини спектакль для уроков природоведения или воспитательной работы в начальной школе. Возможно, подойдёт для старшей группы детского сада.
Цель:
- ознакомление со свойствами грибов;
Задачи:
- привить понятие о том, что в природе каждый организм занимает своё место;
- предупредить возможность отравления ядовитыми грибами.
Оформление : Декорации лесной поляны, костюмы грибов, фонограммы для оформления, презентация.

Ведущий
Как- то раз в лесу густом
Под развесистым кустом
Собрался грибной народец
Поболтать о сём, о том.
В центре пёстрый Мухомор,
А вокруг, как на подбор,
Бледнолицые Поганки
Завели свой разговор:

Поганка 1
Притесняют люди нас:
Зазеваешься и раз –
Обошли своим вниманьем
Специально, напоказ!

Поганка 2
Нужно главного избрать,
А не то нам вымирать
В неизвестности придётся -
Не хотят нас собирать!

Поганка 1
Долго нечего мудрить:
Мухомору главным быть,
Он одной красой своею
Всех сумет охмурить
Да внимание привлечь,
Так что, если приналечь,
Будем в центре мы вниманья
И сумеем всех развлечь…

Подберёзовик
Разболтались больно тут:
пародирует
«Нас обходят, нас гнетут…»
Ишь, обиделись, что люди
Их с собою не берут.

Сыроежка
Подзабыли, что нельзя
Набиваться вам в друзья?

Груздь
Захотелось им несчастным,
Чтоб из грязи да в князья!

Опёнок
Мухомор «хороший» друг:
Травит всех, включая мух,
Подлости любой дождёшься
И от всех его подруг.

Боровик
Слава ваша далеко
Всем известна, высоко
Вы забраться захотели,
Но докажем вам легко,
Что в друзья нельзя вас брать,

Лисичка
Ни к чему вас собирать,
Знают все: вы ядовиты,
Так что лучше вам молчать!

Поганка 2
Ну а вы, полезны что ль?
Да без палочки вы ноль!
Тоже мне, в друзья собрались…

Боровик
Объясню тебе, изволь:
Мы источником белков
Слыли испокон веков,
Нас зовут «лесное мясо»,
И без нас, Боровиков,
Небогатым будет стол,
Счастлив тот, кто нас нашёл,
Бьёт он каждому поклоны –
Ведь за нами он пришёл.

Груздь
Низкокалорийны мы,
И до матушки зимы
Ищут люди нас упорно
Без излишней кутерьмы.

Сыроежка
томно, демонстрирует тонкую талию
Мы подходим для диет –
Ведь калорий почти нет,
И употреблять нас можно
И на завтрак, и в обед.

Подберёзовик
Масса аминокислот
В нас содержится, и вот:
Люди это понимают,
Запасают на вес год.

Боровик
Витаминов целый ряд
В нас присутствует, богат
Группой «В» наш каждый родич-

Опёнок
Это вам не суррогат!
Натуральнейший состав
Без обманов, без подстав
Для полезности содержим…

Поганка 1
Это, сёстры, клевета!
Чем же хуже мы вас всех,
Нам заказан, что ль, успех?
Мы красивее вас, ярче…

Груздь
Ну да это ж просто смех!
Раскудахтались чего?
Да на ваше хвастовство
Кто же обратит вниманье –
Знает вас тут большинство.

Боровик
Ядовиты вы, друзья,
Потому вас есть нельзя,
Лезете в глаза настырно,
Злобу чёрную тая.

Мухомор
Ой, а вы, что ли, добрей?

Боровик
Среди нас, богатырей,
И лечебных есть немало,

Сыроежка
Лечим мы даже зверей.

Подберёзовик
Но в Природе все нужны,
Даже вы и то важны,

Лисичка
Только вот не для людей же,
А для всей лесной страны.

Опёнок
Если что-то разлагать –
Вот тогда вас можно звать,

Боровик
Ну а в пищу, извините,
Вас опасно подавать.

Ведущий
Так что подведём итог:
Не хорош гриб и не плох,
Место каждому в Природе
Выделил разумно Бог.

Презентация на тему: Грибы



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта