Главная » Съедобные грибы » Ценностные ориентации современной российской молодежи. Ценностные ориентации современной молодёжи

Ценностные ориентации современной российской молодежи. Ценностные ориентации современной молодёжи

Наянзина Евгения Михайловна

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценностные ориентации.

Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм , который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос».

Персоналистический онтологизм , ярким представителем, которого был М. Шелер . Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно

Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Культурно-исторический релятивизм , у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).

Социологизм , который связан с такими именами, как М. Вебер,Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурно функционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и других проблем.

Тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.).

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Исследование ценностных ориентаций молодежи в отечественной науке дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал . От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит состояние общества.

Ценностные ориентации молодого человека являют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом. Мир молодых всегда обращен в будущее. У молодого поколения преобладает ориентация на меритократическую систему трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

Нами было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации молодежи».

Для проведения исследования был выбран метод опроса и разработана анкета. Данный метод был выбран, потому что является наиболее удобным для опроса большого количества людей с целью получения разнообразной информации.

В ходе исследования было опрошено 250 человек: 122 юношей и 128 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты гуманитарно-педагогической, технической и физкультурной направленности Тольяттинского государственного университета. В основном опрошенные нами люди - это студенты (55,6%);37,6% - с высшим образованием, 5,2% со средним образованием и 1,6% респондентов имеют среднее специальное образование.

Для получения наиболее полной информации мы предложили молодым людям проранжировать предложенные нами ценности. Список ценностей мы взяли у М. Рокича , конкретные и абстрактные.

Итак, конкретные ценности по результатам исследования у молодежи имеют следующий порядок.

Активная деятельная жизнь - 29,2% респондентов при ранжировании присвоили первый ранг указанной ценности, т.е. данная ценность для них является наиболее важной. Среди мужчин на первое место активную деятельную жизнь поставили 22,1%, а среди женщин 31,1%.

Второе место, в ходе ранжирования, заняло здоровье. 26% от всех опрошенных присвоили второй ранг именно ему. Здоровью второе место отдали 15,6% мужчин и 41,4% женщин.

Четвертый ранг присвоен материально обеспеченной жизни - 22,4%, на четвертое место 30,3% мужчин и 34,4% женщин поставили именно эту ценность.

Наличие хороших и верных друзей занимает пятое место в списке ценностей молодежи, пятый ранг присвоило, данной ценности, 22,8% молодежи. Среди мужчин 27,9% и 32% среди женщин отдали пятое место данной ценности.

Шестой ранг был присвоен интересной работе -28,8%. 29,5% мужчин и 36,7% женщин решили, что данная ценность должна быть на шестом месте в списке ценностей.

19,2% респондентов отдали седьмой ранг, а значит и седьмое место продуктивной жизни. 36,1% мужчин и 34,4% женщин присвоили седьмое место данной ценности.

Чуть меньше половины опрошенных 38,4% решили, что общественное мнение должно занимать восьмое, предпоследнее место в списке конкретных ценностей. Юноши (20,5%) и девушки (28,1) не считают эту ценность важной, поэтому в системе рангов, присвоили общественному мнению восьмой ранг.

На последнем месте в нашем списке, ценность, которой 35,6% молодежь присвоили девятый ранг, девятое место - это удовольствия. 29,5% парней и 34,4% девушек оставили на последнем месте данную ценность.

Перейдем к абстрактным ценностям. Здесь так же респонденты проставляли ранг, где первый ранг - это наиболее важная ценности, а девять- наименее важная.

Таким образом, первый ранг был, присвоен любви- 41,6% респондентов поставили ее на первое место. 45,9% мужчин и 39,8% женщин считают, что любовь является важной ценностью.

Не менее важной ценностью для современной молодежи является познание. 16,4% молодых людей присвоили второй ранг этой ценности, 26,2% юношей и 32% девушек.

Третье место в списке абстрактных ценностей занимает счастье других, так считают 12,8%. Почти одинаковое количество молодых людей (32,8%) и девушек (34,4%) присвоили этой ценности третий ранг.

Уверенность в себе, как ценность занимает четвертое место, так решили 25,6% опрошенных. Четвертый ранг присвоили, данной ценности, 27% парней и 39,8% девушек.

19,2% молодежи поставили на пятое место развитие. 24,6% мужчин и 22,7% женщин считают, что эта ценностей не является одной из главных.

Респонденты 22,8% решили, что красота природы и искусства тоже не является главной ценностью и поэтому присвоили ей шестое место. 24,6% мужчин и 33,6% женщин поставили шестой ранг.

Творчество, занимает одно из последних мест в списке ценностей. 22,4% считают, что творчество должно занимать седьмое место. Седьмой ранг творчеству присвоили 36,1% мужчин и 25% женщин.

Для 22,8% опрошенных свобода занимает восьмое место в списке ценностей. 30,3% юношей и 28,9% девушек отдали восьмой ранг этой ценности.

На последнем месте абстрактных ценностей у опрошенных (12,8%) стоит жизненная мудрость. Мужчины 26,2% и женщины 38,3% присвоили девятый ранг этой ценности.

Благодаря ранжированию мы получили следующие результаты. Самыми важными ценностями является активная деятельная жизнь, здоровье и счастливая семейная жизнь, а так же любовь, познание и счастье других. И наименее важным для респондентов выступает общественное признание, удовольствия, свобода и жизненная мудрость.

Большинство опрошенных на первое место среди ценностей ставят материально обеспеченную жизнь - гипотеза не была подтверждена. На первом месте у молодых людей активная деятельная жизнь и любовь. А материальная обеспеченная жизнь занимает лишь четвертое место, из девяти возможных.

Счастливая семейная жизнь не является приоритетной для молодежи. Не смотря на то, что данная ценность не занимает первое место в списке ценностей, молодые люди отдали ей третье место, что показывает ее важность.

Респонденты считают необходимым наличие хороших и верных друзей. Из девяти возможных рангов, этой ценности был присвоен пятый ранг. Что показывает ее малую значимость для молодежи.

Интересная работа для опрошенных не является основной ценностью. В списке ценностей у молодежи, интересная работа занимает одно из последних мест.

Для молодых людей общественное признание стоит на последнем месте в списке ценностей.

Меньшинство респондентов считают жизненную мудрость важной ценностью. Респонденты присвоили девятый, наименее значимый ранг, именно этой ценности.

Молодые люди не рассматривают свободу как ценность. Свободу респонденты поставили на одно из последних мест в списке ценностей.

Уверенность в себе - одна из главных ценностей молодежи, данная гипотеза подтвердилась.

Исследование показало, что для молодого поколения важными являются такие ценности как: любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В целом для молодежи на первом месте стоят ценности скорее нравственного характера, чем материального.

Библиографический список

1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество - 1993. - №2.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999.

5. Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

6. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4.

Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4. - С. 43

Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность (по П Менцеру) - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением .

По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного отношения. Сама по себе ценность - это некая значимость объекта для субъекта. Ценности - это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы.

Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру.

То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные (среди них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические

Рассматривая сущность и особенности понятия "ценности", ученые пользуются и такими понятиями, как "этика ценностей", "философия ценностей". Первое связано с работами Н. Гартмана, второе - Ф. Ницше, пытавшимся осуществить переоценку всех ценностей, "упорядочить их по рангам".

Любая историческая общественная форма жизнеустройства, жизнедеятельности людей имеет не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен не только успешный процесс социализации личности, но и соответствующее поддержание нормативного порядка в обществе вообще.

Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром.

Сами по себе системы ценностей не существуют в строгих исторических временных рамках. Они дают о себе знать и за пределами (по времени) той социальной общности, в которой возникли и максимально проявились. Возьмем для примера ценности античного времени, или Просвещения, или наиболее близкие нашему пониманию, восприятию и ощущению ценности недавнего социалистического времени, ностальгическая приверженность к которым сохраняется у

многих граждан и на пути сегодняшних социальных общественных трансформаций, перехода от тоталитаризма к демократии.

В свое время марксизм-ленинизм отрицал какой бы то ни было релятивизм в трактовке ценностей, пропагандировал идеи исторической преемственности в развитии ценностных систем. Именно такая преемственность (по О. Г. Дробницкому и др.) способствует формированию так называемой системы общечеловеческих ценностей, приоритетных и в последующие времена, эпохи. В общем, эти утверждения небеспочвенны, ибо такие ценности, как Добро, Гуманизм, Мир и многие другие, по-существу, имеют огромное социальное и общечеловеческое значение (лишь с некоторыми особенностями) в любое время и даже в различных формациях.

Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности людей (личностей}, ибо только некая их сумма может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека.

Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т. е. "Я - ценность!" В определенной мере это - объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Высокоразвитая личность (вспомним Прометея, Иисуса Христа, Дон-Кихота и др.) скорее пожертвует собственной физической жизнью, нежели откажется от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности - процесс сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и ошибок, прекрасно, что для каждого человека самое главное - собственное развитие. Прекрасно, что достигнув чего-то, мы вдруг можем осознат, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они - результат и предпосылки деятельности конкретного человека.

Ценностные ориентации (или реже - предпочтения) - это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать сис-темообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного" .

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.

Наличие и развитие отдельных ценностей в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты прежде всего

из-за их несоответствия местным реалиям. Скажем, ценности "общества потребления" несовместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут. Таким образом, ценностные ориентации - это:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и друие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;

2) способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком определенного социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях, интересах, т. е. в процессе социализации.

В свою очередь, социализация - это процесс передачи общественного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, знаний, норм) индивидуальным членам общества . Цель социализации состоит в том, чтобы помочь формирующейся личности выжить и адаптироваться в общественном потоке определенных сложностей, кризисов, а то и различных революций - экологических, энергетических, информационных, компьютерных; овладеть опытом, который накопили старшие, предыдущие поколения; понять и уяснить свое призвание и определить собственное место в обществе; самостоятельно отыскать пути наиболее эффективного приспособления к нему.

Ценностные ориентации личности не только определяют мотивацию индивидуального поведения, но и в совокупности (как разнообразные представления об общественной и политической жизни) составляют мировоззрение человека как личности.

В соответствии с ориентацией на определенные ценности, их иерархией в сознании молодых людей, психологическими и поведенческими реакциями на изменение общественно-политической ситуации в странах переходного периода можно выделить и охарактеризовать несколько типологических групп молодежи.

Первая группа - это молодые люди, сохранившие прежние ценности или хотя бы отдающие предпочтение им. Представители этой группы (ориентировочно их не более 10%) поддерживают в Украине коммунистическую, социалистическую, отчасти селянскую партии,

входят в состав комсомольских организаций. Эта молодежь склонна к протестам, пикетам, демонстрациям, другим акциям социального протеста как самостоятельно, так и совместно со старшими товарищами, активно привлекающими ее к этому, в том числе и в целях последующего изменения политического курса. В значительной мере такие молодые люди отрицают путь рыночных трансформаций, являются открытыми приверженцами авторитарного сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям.

Ко второй группе можно отнести тех, кто диаметрально противоположен в своих ценностных ориентациях первой группе. Это - юноши и девушки, которые практически всецело отрицают ценности прошлого, отстаивают идеи трансформации общества на основе ценностей, которые имеют общества с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем социального обеспечения граждан. Более половины молодежи воспринимает ценности рыночного хозяйства, отстаивает частную собственность, отдает предпочтение свободе экономического выбора каждого человека (где работать или не работать вообще). По данным исследований, проведенных среди молодежи Украины, почти две трети молодых людей считают себя приверженцами максимального обогащения каждого человека как условия создания богатого общества .

Третья группа - это молодые люди (весьма незначительное количество), которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью не отрицают их, а требуют некой коррекции при сохранении таких обязательных атрибутов, как единое государство, основные принципы устройства общества. Относящиеся к этой группе молодые люди имеют отношение к рабочему, профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае медленного развития трансформационных процессов в сторону общества с рыночной экономикой молодежь этой группы, скорее всего, будет пополнять первую группу, более решительно настроенную на возврат ценностей планово-распределительного, социалистического общества.

К четвертой группе относятся молодые люди, для которых характерны не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой тип людей ученые определяют как квазиреволюционный, ибо они настолько радикальны, что не просто стремятся разорвать свои отношения со старыми структурами, но и готовы разрушить их, уничтожить. Таких молодых людей достаточно точно характеризуют радикализм, нетерпимость к

накоплению, отрицание объективной исторической преемственности в развитии общества и его граждан. Их много среди так называемых "новых" большевиков, взгляды которых имеют некую специфическую национальную окраску. Это - отдельные журналисты, молодые писатели, представители технической и творческой интеллигенции, публицисты, парламентарии, студенты.

Возможно и более детальное разделение молодежи на отдельные группы с учетом тех ценностей, базисными основами которых являются не просто идеи коммунизма или капитализма (что выглядит весьма однобоко и примитивно), но и либерализма, национал-демократии, национал-радикализма, национализма, охлократии, утопизма и т. п.


Похожая информация.


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Ценностные ориентации современной молодежи» По дисциплине «Социология»
Оглавление Введение1. Определение понятия личности2. Молодежь3. Определение понятия ценностные ориентации4. Поиски себя в молодежной субкультуре5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича6. Обзор результатов научного исследованияЗаключениеСписок использованной литературы

Введение

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Все больше молодых россиян хотят жить

в экономически сильном правовом государстве,

без коррумпированных чиновников и

бандитского беспредела, где будут

востребованы их талант и способности.

Лисовский В.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста - стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они - современные подростки?

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?


1. Определения понятия личности

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует.

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического развития (филогенез) и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);

Основные составляющие «системы личности»;

Социальная зрелость личности;

Основные проявления ее духовного содержания;

Личность как субъект деятельности и общественных отношений;

Социальные типы личности;

Взаимодействие личности с обществом.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской переписи населения за 2002 г. видно, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

В России сложилась такая ситуация:

С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику .

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.

И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».

3. Определение понятия «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре.

4. Поиски себя в молодежной субкультуре

Молодежная субкультура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями - свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз - счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.

Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности. В то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь бросаются в глаз уже сформировавшиеся молодежные субкультурные группы, в частности благодаря заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании многих взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.

На самом деле эти группы охватывают лишь ее незначительный процент. Остальные подростки держатся менее заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростков заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультуру с размытыми границами.

Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. CMИ поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превращают их в массовое явление. Таким образом, новыми течениями и стилями обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.

5. Описание психологических тестов Методика «Ценностные ориентации» Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепция и «философия жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоят того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности - средства.

Мною был проведен психологический тест по методике М. Рокича среди моих ровесников.

Для исследования были привлечены 70 молодых людей, выпускников школы № 74 в возрасте от 16 до 17 лет, среди них 40 мальчиков и 30 девочек. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.

6. Обзор результатов научного исследования

Опираясь на данные исследования Рокича можно сделать некоторые выводы: о чем мечтает наше поколение, что для них важно, о чем они думают и каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое)

2. Наличие хороших и верных друзей

З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

1. Жизнерадостность и честность

2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

З. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов

4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим

5. Исполнительность (дисциплинированность)


Заключение

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».


Литература

1. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 2007 №4

2. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. СОЦИС 2008 №2

3. Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике. СОЦИС 2004 №3

4. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. СОЦИС 2004 №7

5. Социология под ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание переработанное и дополненное. Москва 2008 г.

6. Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.

7. http://libnn.ru/content/view/42/23


Молодежная политика - политика, проводимая с целью создания реальных условий, стимулов и конкретных механизмов реализации жизненных интересов и устремлений молодых граждан, удовлетворения их потребностей, оказания молодежи помощи в том, чтобы она заняла достойное место в обществе. Молодежная политика призвана обеспечить преемственность в жизнедеятельности данного общества.

Лекция >> Социология

Параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека... . Идеи М.Вебера пронизываю все здание соременной социологии, составляя ее фундамент. Огромный...

  • Социология (34)

    Лекция >> Социология

    Группы. (8, М,Л) маргинал М Г маркетинг 9 Система управления предприятием. Система управления предприятием. (9, М,Г) маркетинг М С Маркс... как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций потребностей и интересов, фиксируемых в реальном...

  • Социология семьи (15)

    Реферат >> Социология

    Семейных изменений. Причем распад ценностной системы , поддерживавший расширенную семью, ... Янкова (городская семья) и другие. 8. Соременная семья в Казахстане и ее проблемы Сегодня... обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную...

  • Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции

    Реферат >> Философия

    ... система тесно связанных между собой познавательных и эмоционально-волевых процессов выполняющих функцию ориентации ... , религиозная, априорно-ценностная . Социальные функции морали... истоки веры. На соременном этапе доминирует десекуляризация...

  • Ценностные ориентации российской и европейской молодежи

    Творческие и инновационные ценностные ориентации. Среди подростков и молодежи от 15 до 29 лет более половины (53%) считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно придумывать новое и подходить ко всему творчески, которому нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом.

    В "младших средних возрастах" (30-44 года) такие самооценки встречаются реже (48%), в "старших средних возрастах" еще реже (46%). Однако эти две средние возрастные группы отличаются от самой младшей незначительно - на 5 - 7%. Резко выделяется лишь самая старшая группа: 60 лет и более, для нее соответствующий показатель составляет лишь 31%, что на 22% меньше, чем в самой младшей группе.

    Однако на фоне других стран - участниц проекта ESS, российская молодежь не отличается высокой степенью инновационности. По данному показателю (53%) наша страна заняла лишь 20-е место среди 28 стран. Максимальный показатель - на Кипре (89%), минимальный - во Франции (42%). По степени инновационности российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.

    Ориентация на личное обогащение. В данном аспекте российская молодежь заметно отличается от более старших возрастных групп. Эта ориентация характерна почти для половины российских респондентов в возрасте до 30 лет (47%). Это вдвое больше, чем у респондентов от 45 до 59 лет (25%) и в четыре раза больше, чем у пожилых людей старше 60 лет (12%).

    По стремлению к обогащению среди молодых людей (47%) наша страна заняла четвертое место среди 28 стран, пропустив вперед лишь Латвию (54%), Турцию (53%) и Грецию (48%), и оказавшись практически на одном уровне с Израилем (тоже 47%, разница с Россией в десятых долях процента).

    Интересно, что богатство занимает высокое место в системе ценностей молодых людей, проживающих в относительно бедных (по европейским понятиям) государствах. В то же время в богатых и благополучных странах (Швеция, Бельгия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Норвегия) лишь 13-14% молодых людей ориентированы на личное обогащение, а в Финляндии - еще меньше - 10%. Это минимальный показатель в Европе - в пять раз ниже, чем у нас.

    Ориентация на социальную справедливость и равенство. Данная ориентация у молодых россиян до 30 лет встречается примерно так же часто (59%), как у поколения в возрасте от 30 до 44 лет (60%). Это несколько меньше, чем в возрастах 45-59 лет (66%) и 60 лет и старше (71%).

    Но разница между поколениями по данному показателю не очень велика и для подавляющего большинства российской молодежи (почти 60%) социальная справедливость занимает важное место в системе ценностей.

    Однако по данному показателю Россия занимает одно из последних мест (25-е) среди 28 стран - участниц проекта ESS. Еще меньшее значение придают социальной справедливости молодые люди лишь в Эстонии (58%), Латвии (56%) и Украине (54%), причем различия между показателями этих стран и показателями РФ - в рамках статистической погрешности.

    В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас и эти различия статистически значимы.

    Амбициозность. Амбициозность, понимаемая как ориентация на успех и общественное признание своих личных способностей, свойственна более, чем половине наших молодых соотечественников (54%). В возрастной группе 30-44 года этот показатель немного ниже и составляет ровно 50%. Еще меньше он в возрасте 45-59 лет (42%) и особенно после 60 лет (32%).

    По данному показателю, который может служить своеобразным индикатором амбициозности, российская молодежь занимает 11-е место из 28. Диапазон колебаний достаточно широк - от 30% в Финляндии, до 79% в Израиле.

    Показатель в России чуть больше, чем в странах, которые находятся в середине списка: в Польше (50%, 14-е место) и Бельгии (49%, 15-е место). Средний, точнее серединный, т.е. медианный уровень по 28 странам - 49,5% (средняя арифметическая между странами, занимающими 14-е и 15-е места из 28). Показатель амбициозности у молодых россиян несколько выше этой средней величины, но различие несущественно. Судя по ответам на этот вопрос, степень амбициозности молодых людей в нашей стране соответствует среднеевропейскому уровню.

    Однако о степень амбициозности можно судить еще и по ответам на другой вопрос. Почти две трети (63%) молодых россиян признают себя похожими на человека, которому важно быть очень успешным и который надеется, что люди признают его достижения.

    Представители среднего и особенно старшего поколения гораздо реже узнают себя в этом портрете: в 30 - 44 года - 49% респондентов, в 45 - 59 лет - 40, после 60 лет - только 27%.

    Если определять степень амбициозности российской молодежи по ответам на этот вопрос, то наша страна занимает 7-е место. Для сравнения надо указать, что минимальный показатель зафиксирован во Франции (28-е место, 21%), максимальный - в Израиле (1-е место, 84%). Средние показатели, в Венгрии, (14-е место, 55%) и Дании (15-е место, 54%), заметно ниже, чем у нас.

    Поэтому степень обоснованной амбициозности российской молодежи следует признать весьма высокой.

    Можно определить еще один показатель амбициозности - стремление к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями. В данном случае речь может идти уже о необоснованной амбициозности.

    Более половины молодых россиян (56%) считают себя похожими на человека, для которого важно, чтобы его уважали и который хочет, чтобы люди делали так, как он скажет. Однако, в отличие от других параметров амбициозности, в данном случае показатели в молодых, средних и пожилых возрастах почти одинаковые: диапазон колебаний от 52% до 56%, такие различия статистически не значимы.

    В данном случае в вопросе не акцентировалось внимание на том, что человек хочет, чтобы его уважали за какие-то личные способности и достижения. Многие пожилые люди хотят, чтобы их уважали и считались с их мнением просто из-за возраста и жизненного опыта. Неуважение к себе они воспринимают не менее болезненно, чем молодые.

    По стремлению к общественному признанию и авторитетному статусу вне связи с какими-либо личными достижениями молодые россияне занимают пятое место из 28 стран (56%). Опережают Россию по этому показателю только Турция (71%), Израиль (70%), Греция (67%) и Латвия (58%). Замыкают список Франция, Португалия, Эстония, Финляндия и Болгария (у последней соответственно 16% и 28-е место). Россия намного опережает страны, находящиеся в середине списка: Чехию (14-е место, 37%) и Хорватию (15-е место, 36%).

    По показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран. Данный показатель намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.

    Осторожность как поведение, ориентированное на безопасность. Российская молодежь менее осторожна, чем лица более старших возрастов, особенно после 45 лет (в группе респондентов 30-44 лет личная безопасность занимает важное место для 70%, 45-59 лет - 76, 60 лет и старше - 77%). Однако, даже среди подростков и молодых людей от 15 до 30 лет почти две трети (63%) признают, что для них важно жить в безопасном окружении и избегать всего, что может угрожать их безопасности.

    По доле респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка (14-е место - Польша, те же 63%, 15-е - Чехия, 62%). Диапазон колебаний очень велик - от 28% в Швеции до 82% - на Кипре. Однако сами показатели слабо связаны с реальным уровнем безопасности в тех или иных странах. Ответы на данный вопрос характеризуют личное поведение респондентов, т.е. то, в какой степени они сами готовы заботиться о своей безопасности. Другая сторона проблемы состоит в том, в какой степени респонденты желают, чтобы государство обеспечивало их личную безопасность.

    Ориентация на сильное государство, обеспечивающее безопасность граждан. 67% молодых россиян желают, чтобы государство было сильным, могло защитить своих граждан и обеспечивало их безопасность во всех отношениях. У лиц средних и старших возрастов это желание выражено еще сильнее (от 73% до 82%). В целом распределение ответов на этот вопрос довольно близко к распределению ответов на предыдущий вопрос, который также относится к безопасности.

    Молодые россияне по своим ориентациям на защиту их безопасности со стороны сильного государства занимают 10-е место (67%) из 28. Самые низкие показатели по данному вопросу отмечены во Франции и в Дании (обе страны - по 37%), самые высокие - на Кипре (84%) и, что вполне понятно, в Израиле (80%). В середине списка находятся Чехия (15-е место, 59%) и Словения (14-е место, 58%), но в этих странах показатели заметно ниже, чем в России.

    В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран.

    Авантюризм, стремление к неожиданностям, приключениям и риску. Противоположностью по отношению к заботе о безопасности является авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, что свойственно почти половине российских подростков и молодых людей (48%). В средних и особенно в старших возрастах процент стремящихся к авантюризму, неожиданностям и риску значительно меньше: в 30-44 года - 35% респондентов, 45-59 лет - 25, 60 лет и старше - только 21%.

    За последние два десятилетия в нашей стране произошли бурные и драматические события, в ходе которых "вышли в люди" многие личности со склонностью к авантюрному поведению, которых особенно много среди молодежи. Однако это было характерно для 1990-х гг., после 2000 г. авантюризм стал "выходить из моды". Да и те, кто ранее "вышел в люди", составляли лишь малую часть населения, в том числе и среди молодежи. Если же иметь в виду всю российскую молодежь в целом, то она очень консервативна и мало склонна к авантюрам и приключениям.

    По доле молодых людей, в системе ценностей которых важное место занимает авантюризм, стремление к неожиданности и приключениям, наша страна занимает предпоследнее, 27-е место, заметно отличаясь не только от лидирующих стран (на первом месте - Кипр, 73%), но и от стран, которые находятся в середине списка (14-15-е места), т.е. от Бельгии и Дании (обе по 57%).

    Другим показателем авантюризма является стремление не просто к приключениям, а к приключениям, связанным с риском. Это крайняя форма авантюризма.

    Каждый третий (33%) из молодых россиян считает себя похожим на человека, который ищет приключений и которому нравится рисковать. В средних и старших возрастах установка на рискованное поведение встречается значительно реже: в 30-44 года - у 21% респондентов, в 45-59 лет - у 15, после 60 лет - только у 10%. С годами люди становятся осторожнее и это совершенно естественно.

    По доле молодых людей, склонных к авантюрному рискованному поведению (33%), наша страна занимает 19-е место из 28. Для сравнения можно указать, что на первом месте оказалась Латвия (58%), на последнем - Португалия (22%). В середине списка Швейцария (14-е место, 37%) и Финляндия (15-е место, тоже 37%). Наша молодежь "отстает" от молодежи из этих стран на 4%, но такое отставание, с учетом численности опрошенных, не является существенным.

    Конформизм. Противоположностью авантюризма является конформизм, т.е. стремление следовать принятым в обществе правилам (законам и неформальным социальным нормам поведения). Это характерно для 30% молодых россиян. В более старших возрастах доля конформистов выше: 37% - в 30-44 года, 40 - в 45-59 лет, 50% - после 60 лет. В среднем по всем возрастам - 40%.

    По показателю конформизма среди молодежи Россия занимает 15-е место из 28, т.е. "срединное". Минимальный показатель (28-е место) - 11% - у Франции, максимальный (1-е место) - 69% - у Турции, 2-е место занимает Израиль (52%).

    Конформизм характерен также для стран Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Румыния, Словакия, Болгария, Греция, Кипр, Украина). Во всех этих странах доля конформистов среди молодых людей заметно больше, чем в России.

    В то же время некоторые страны Западной Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Дания и Финляндия, очень непохожие на Россию в других отношениях, весьма близки к нам по уровню конформизма среди молодежи.

    О степени конформизма российской молодежи можно судить и по другим показателям. 43% наших молодых соотечественников считают себя похожими или даже очень похожими на человека, для которого важно всегда вести себя правильно и который старается не совершать поступков, вызывающих осуждение со стороны других (среди возрастной группы 30-44 года таких 48%, 45-59 лет - 59%, 60 лет и старше - 66%).

    Среди молодых людей доля конформистов значительно меньше, чем среди респондентов в средних, и особенно в пожилом возрастах. В то же время ответы на этот вопрос показывают значительно большую степень конформизма среди российской молодежи, чем ответы на предыдущий вопрос (43 против 30%). Однако и в такой редакции вопроса, в которой конформизм воспринимается, прежде всего, как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран, как и по ответам на предыдущий вопрос.

    Самые низкие показатели конформизма (по ответам на данный вопрос) - в Португалии (25%) и в Швеции (32%). Самые высокие - в Турции (68%) и в Израиле (66%).

    Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.

    Толерантность. В нашей стране толерантность (т.е. терпимость и внимание к мнению других людей) несколько менее характерна для подростков и молодежи (47%), чем для людей средних и старших возрастов (среди респондентов возрастной группы 30-44 года тех, кто считает толерантность важной ценностью, оказалось 53%, 45-59 лет - 58%, 60 лет и старше - 54%).

    По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 22-е место из 28. Диапазон показателей весьма широк - от 33% в Чехии до 79% в Швейцарии.

    Показатель в нашей стране примерно на 10% ниже, чем во Франции (14-е место, 58%) и Польше (15-е место, 57%), которые оказались в середине списка.

    Скромность. От поколения к поколению в нашей стране уменьшается процент людей, которые хотят быть простыми и скромными и стараются не привлекать к себе внимания. В целом такие люди составляют ровно половину (50%) среди российских респондентов.

    При этом среди пожилых людей (старше 60 лет) стремящихся быть скромными две трети (65%), среди лиц от 45 до 59 лет - немногим более половины (54%), среди респондентов в возрастах от 30 до 44 лет - уже менее половины (44%), а среди подростков и молодежи до 30 лет - лишь одна треть (33%). Тенденция очевидна.

    По данному показателю наша молодежь занимает лишь 19-е место из 28 стран. Судя по результатам опроса, самые скромные - турки (70%) и израильтяне (66%), самые нескромные - норвежцы (19%) и хорваты (21%). Среднее положение занимают румыны (14-е место, 37%) и немцы (15-е место, 36%). Показатели для этих стран лишь на 3-4% выше, чем для нашей, такие различия статистически незначимы. Можно считать, что степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.

    Гедонизм (стремление к удовольствию и наслаждению) присущ более, чем половине молодых россиян (54%). В средних и особенно в пожилых возрастах этот показатель меньше: в возрастной группе 30-44 года тех, кто признает гедонизм важным для себя, 35%, в группе 45-59 лет таких 24%, а после 60 лет - лишь 16%.

    Показатели гедонизма среди молодежи (при данной редакции вопроса) колеблются от 33% в Словакии до 83% в Швейцарии. Россия занимает 18-е место (54%), что несколько ниже среднеевропейского уровня: Финляндия (14-е место, 63%), Кипр (15-е место, 61%), однако различия между нашей страной и этими государствами невелики.

    Другим, может быть даже более важным, индикатором гедонизма, является стремление не просто получать удовольствие, но и использовать любую возможность повеселиться "как следует".

    Почти половина наших молодых соотечественников (46%) не упускает возможности повеселиться и заняться тем, что доставляет им удовольствие. Естественно, среди молодежи таких людей намного больше, чем среди лиц средних и пожилых возрастов: среди людей возрастной группы 30-44 лет таких 29%, 45-59 лет - 23%, 60 лет и старше - 19%.

    Однако на международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов": они занимают лишь 22-е место из 28 по показателям стремления к гедонизму.

    Самостоятельность, личная свобода и независимость. Широко распространено мнение о том, что представители тех поколений, чья активная жизнь началась в советское время, были ориентированы на государственный патернализм, т.е. на то, чтобы "за них все решало начальство". С этой точки зрения ориентация на самостоятельность, личную свободу и независимость в нашей стране должна быть более всего распространена среди молодых поколений, воспитанных уже в постсоветский период.

    Действительно, почти для двух третей молодых россиян (62%) важно быть свободными, не зависеть от других и самим принимать решения о том, как и что делать. Однако в "младших средних возрастах" (30-44 года) таких людей еще больше (66%), а в "старших средних возрастах" (45-59 лет) их ровно столько же, сколько среди молодежи, т.е. 62%. Только для пожилых респондентов (старше 60 лет) эти ценности менее значимы, но даже и среди них подобных взглядов придерживаются 52%, т.е. более половины.

    Тем не менее по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28. Еще ниже этот показатель только в Португалии (53%) и Румынии (57%). На противоположном полюсе находятся Словения (86%) и Швейцария (85%). Среднее положение по данному показателю занимают Словакия (14-е место, 72%) и Венгрия (15-е место, 71%). Даже от своих сверстников из бывших социалистических стран, тоже переживших эпоху государственного патернализма, молодые россияне "отстают" примерно на 10%. В то же время например, во Франции данный показатель такой же, как в России (62%). Государственный патернализм свойствен и тем странам Западной Европы, где существуют очень сильные социальные гарантии. Разумеется, они в какой-то мере ограничивают личную инициативу. Однако для значительной части населения, в том числе и молодежи, государственный патернализм более предпочтителен, чем самостоятельная жизнь на свой страх и риск.

    Альтруизм, забота об окружающих людях. Стремление помогать окружающим людям и заботиться об их благополучии характерно для значительного большинства россиян в возрастах 45-59 лет и старше 60 лет (в обеих возрастных группах по 60%). Несколько реже такая установка проявляется в возрасте 30-44 года (53%), и еще реже - у молодежи до 30 лет (47%).

    Однако подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. По показателю альтруизма среди молодежи (как сказано выше это 47%) наша страна оказалась на 24-м месте. Еще ниже уровень альтруизма молодежи только на Украине, в Румынии, Эстонии и Чехии (последняя, например, заняла последнее, 28-е место, 42%). Однако различия между этими странами и Россией невелики и статистически незначимы. На противоположном полюсе по данному показателю оказалась Испания (83%), второе место занял Израиль (82%), третье - Великобритания (80%), четвертое - Кипр (77%), пятое - Турция (76%). Россия резко отличается в данном аспекте не только от этих государств, но и от стран, занимающих среднее положение по альтруизму: Германии (14-е место, 65%) и Финляндии (15-е место, тоже 65%).

    Однако для россиян альтруизм по отношению к близким людям, особенно к друзьям характерен гораздо больше, чем альтруизм по отношению просто к окружающим, которые могут быть совершенно чужими для респондентов. 69% наших молодых соотечественников считают себя похожими на человека, для которого важно быть верными своим друзьям и который хотел бы посвятить себя близким людям. В возрастной группе 30-44 года подобного мнения придерживаются также 69% респондентов, 45-59 лет - 71%, 60 лет и старше - 68%.

    Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это, если можно так выразиться, "конкретный" альтруизм. Он принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма по отношению к "окружающим людям" вообще. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по "абстрактному" альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.

    Места ниже российского в данном списке занимают Чехия, Украина, Словакия, Португалия и Румыния (Румыния, например, занимает последнее, 28-е место, 51%). На противоположном полюсе - Дания (94%), Швейцария, Германия, Бельгия, Испания. В середине списка - Словения (14-е место, 79%) и Швеция (15-е место, 78%). Россия даже от стран, находящихся на средних местах, "отстает" на 10%.

    Экологизм. 59% российских респондентов в возрасте от 15 до 29 лет считают себя похожими на человека, который твердо верит, что люди должны беречь природу и для которого важно заботиться об окружающей среде. Это весьма высокий показатель, но значение экологических взглядов среди молодежи ниже, чем среди респондентов средних и старших возрастов: среди респондентов возрастной группы 30-44 года приверженцев охраны экологии 65%, 45-59 лет - 78%, 60 лет и старше - 75%. Видимо, осознание исчерпаемости природных ресурсов, так же как и понимание ограниченности собственных возможностей, ко многим людям приходит только с возрастом.

    По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е место среди 28. Самый высокий показатель - в Греции (78%), самый низкий - в Норвегии (41%).

    Консерватизм (религиозные и семейные ценности). В России консервативная ориентация на соблюдение традиций (включая религиозные), а также семейных обычаев более всего характерна для пожилых людей старше 60 лет (70%), несколько реже она встречается в возрасте от 45 до 59 лет (62%), еще реже - от 30 до 44 лет (53%). Менее всего такая ориентация свойственна молодежи до 30 лет, но даже и в этой возрастной группе ее придерживается почти половина респондентов (47%).

    Российская молодежь не самая консервативная. По степени консервативности (47%) наши молодые люди занимают 9-е место из 28. На первом месте находятся турки (71%), на втором - израильтяне (69%). Замыкают список французы (26%), предпоследнее место занимают португальцы (27%).

    В странах, которые находятся в середине списка, - в Словакии (14-е место, 41%) и Нидерландах (15-е место, 40%) - показатели лишь на 6 - 7% ниже, чем у нас. При данной численности опрошенных, статистически достоверными (на уровне значимости 95%), как правило, являются различия в 7% и более. Поэтому можно считать, что степень консервативности российской молодежи лишь немного превосходит среднеевропейский уровень.

    Итак, повторим некоторые моменты нашей статьи и сделаем выводы.

    1. По творческим и инновационным ценностным ориентациям российская молодежь на европейском фоне ближе к минимуму, чем к максимуму.
    2. В то же время в подавляющем большинстве европейских стран ориентация молодежи на социальную справедливость намного выше, чем у нас.
    3. Степень обоснованной амбициозности, связанной с личными заслугами и достижениями, российской молодежи является весьма высокой (54% или 11-е место из 28). Однако по показателю необоснованной амбициозности (56%), не связанной с какими-либо личными достижениями, российская молодежь занимает 5-е место из 28 стран и намного (на 18-19%) превышает среднеевропейский уровень.
    4. По доле осторожных респондентов, стремящихся обеспечить себе безопасность своими личными усилиями, российская молодежь с показателем 63% занимает 13-е место, т.е. находится очень близко к середине списка.
    5. В Российской Федерации ориентация молодежи (да и всего населения) на то, чтобы государство было сильным и обеспечивало безопасность граждан, выражена сильнее, чем в большинстве европейских стран (67% или 10-е место из 28).
    6. Степень авантюризма, связанного с риском, у молодых людей (33%) в нашей стране близка к среднеевропейскому уровню.
    7. Когда конформизм воспринимается прежде всего как стремление избежать осуждения со стороны окружающих, наша молодежь занимает то же самое среднее, 15-е место среди молодежи из 28 стран. Хотя сам термин "конформизм" часто воспринимается негативно, стремление следовать принятым в обществе правилам и избегать поступков, вызывающих осуждение со стороны окружающих, способствует социальной стабильности, соблюдению законов и снижению уровня преступности.
    8. По сравнению с другими европейскими странами для нашей молодежи характерна довольна низкая степень толерантности: 47%, или 22-е место из 28.
    9. Степень скромности российской молодежи (33%) примерно соответствует среднеевропейскому уровню.
    10. На международном фоне молодые россияне больше похожи на "аскетов", чем на "гедонистов", которые стремятся к удовольствиям и наслаждениям: они занимают 22-е место из 28.
    11. В то же время по доле молодых людей, ориентированных на самостоятельность, личную свободу и независимость (62%), наша страна занимает лишь 26-е место из 28.
    12. Подростки и молодые люди в нашей стране менее альтруистичны и соответственно более эгоистичны не только по сравнению со своими родителями, дедушками и бабушками, но и по сравнению со своими сверстниками в большинстве европейских стран. Показатель "абстрактного" альтруизма (по отношению к окружающим людям вообще) среди российской молодежи составляет 47%. Альтруизм по отношению к друзьям и другим близким людям - это "конкретный" альтруизм. Он распространен значительно больше (69% против 47%) и принципиально отличается от "абстрактного" альтруизма. Однако по обоим показателям российская молодежь занимает почти одни и те же места, 24-е - по абстрактному альтруизму и 23-е - по "конкретному" альтруизму.
    13. По показателю экологизма (стремления к охране окружающей среды) среди молодежи (59%) наша страна занимает среднее, 15-е, место среди 28.
    14. Степень консервативности (ориентация на религиозные и семейные ценности) российской молодежи равна 47% и немного превосходит среднеевропейский уровень.

    А.Б. Синельников, канд. экон. наук, доц. кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
    Подробнее об этом исследовании, включая анкету на русском языке см.: www. ess-ru.ru; www.cessi.ru - сайт Института сравнительных социальных исследований, который проводил это исследование в России (координатор проекта с российской стороны А.В. Андреенкова); о ESS на английском языке см.: www.european-socialsurvey.org
    На сайте http://nesstar.ess.nsd.uib.no/webview/
    Россия в Европе: по материалам международного проекта "Европейское социальное исследование" / Под общ. ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой. М., 2009.
    Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте. Россия и 25 стран Европы: Аналитический доклад. М., 2008; Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Семья, брак и удовлетворенность жизнью в России и в Европе // Фамилистические исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 2009. С. 207-244; Соколов А.А. Семья - установки, выбор действий, последствия в России и в Европе // Там же. С. 244-292; Синельников А.Б. Критерии социальной зрелости в России и европейских странах // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2009. N 1-2. С. 80-100.
    В связи с очень большими различиями в показателях ценностных ориентаций по разным странам было решено не использовать "дизайн-весы", учитывающие повышенные или пониженные шансы каждого из респондентов попасть в выборку. Взвешивание по "дизайн-весам" незначительно влияет на уточнение данных показателей, но затрудняет некоторые дальнейшие расчеты.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта