Главная » Несъедобные грибы » Долой ваш строй. Поэма «Облако в штанах»: анализ

Долой ваш строй. Поэма «Облако в штанах»: анализ

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.

В начале произведения Маяковский описывает, как мучительно ожидает герой свою возлюбленную, он так предвкушает эту встречу, что даже, « у нервов подкашиваются ноги!». Его не слушаются мысли, и он не в силах совладать с собой, ему начинает казаться, что даже дождинки гримасничают, будто издеваются. Внутри него бушует неудержимый накал эмоций, время течет немыслимо долго, настолько долго, что он перестает его чувствовать, и хочется просто кричать.

Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного

Долгожданная встреча с возлюбленной мимолетно опустошает его сердце, ведь герой узнает, что Мария в скором времени выходит замуж. В один момент девушка смогла потушить величественный пожар эмоций в его груди. Внешне кажется, что он ничего не чувствует, но в его душе образовалась дыра, он называет это «пульсом покойника»

Влюбленный юноша не хочет забывать Марию, говорит, что боится забыть её имя, так же, как поэт боится забыть слово, равное величием Богу. Так он разочаровывается в любви и переходит к политике.

Далее высмеиваются исторические личности, государственный строй и бездарная ведомая толпа, герой убежден, что все эти жалкие людишки не умеют по-настоящему любить, они путают любовь с грязью и похотью. Он хочет забыться в гневе обличения, но все равно наступает на больное.

В конце концов, лирический герой разочаровывается в Боге, Творец является для него бессильным, даже он не может его понять, увидеть, как кровоточит его сердце, как его настигают отчаяние, разочарование и одиночество.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик

Но мысли о Марии все еще продолжают отравлять его сознание, он кричит о своей любви, хотя уже понимает, что это напрасно, так как вместе с чувствами в нем рухнули все сдерживающие его основы мировоззрения. Герой грезит о революции во всех сферах жизни и готов посвятить всего себя перестройке всего живого.

Смысл названия

Название «Облако в штанах» Маяковский дал поэме после того, как изначальное не пропустила цензура. Сперва произведение имело название «Тринадцатый апостол», но, не захотев оказаться на каторге, автор его изменил. «Облако в штанах» — это сочетание легкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни, поэт гениально совместил несовместимые характеры и образы.

Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —

буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Сильный и уверенный в себе мужчина под действием мучительных эмоций и горячего чувства любви в один миг становится мягким и невесомым, легким и бесформенным. Внешне он все так же суров и спокоен, эти качества присущие мужскому полу, Маяковский приводит в сравнении с грубыми штанами. Облако, которое в них одето, является отражением внутреннего мира лирического героя, который находится в подвешенном состоянии. Он нежен и чуток, у него нет сил на то, чтобы изменять то, что происходит вокруг.

Композиция и жанр

Жанр произведения «Облако в штанах» мы уже давно определили и убедились, что это поэма. Но также важным будет узнать, что она имеет форму тетраптиха.
Тетраптих — это произведение искусства, которое вмещает в себя 4 части, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.

Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.

Во второй части поэмы речь пойдёт о поэзии и творчестве, которое гибнет в буржуазном обществе, но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
В третьей и четвёртой частях Маяковский выражает протест уже всему старому строю, он находит именно его причиной всех человеческих бед.

Образ лирического героя

Герой в поэме «Облако в штанах» насыщен настоящими чувствами и переживаниями самого автора. Маяковский позволяет ему перенять многие его черты, получается, что, поэт таким способом пытается выразить собственное «Я». Рассказчик представлен нам романтичным и чутким, нежным и ранимым, но в то же время он сильный мужчина, который имеет свою личную и уверенную позицию. Образ построен на неком контрасте, который характеризует его, как яркого и эмоционального человека, который не собирается терпеть людскую ничтожность, он будет упорно кричать и бороться за счастье и лучшее будущее не только для себя, но и для других. Он намеревается повести их за собой, обагрив сердца кровью своего сердца, которое болит за судьбу отечества.

Но его образ нельзя называть исключительно бунтарским, ведь им также движут горячие чувства к любимой девушке, к жизни, он переживает огромный внутренний взрыв, который ранит его до глубины души. Это значит, что герой умеет по-настоящему любить, и любит так, как никто из его окружения.

Характеристика главных героев

В поэме «Облако в штанах» не так много действующих героев, они уникальны, образы некоторых из них даже можно назвать двойственными. Маяковский неспроста называет лирическую героиню Марией. В четвёртой главе происходит ненавязчивое сравнение её образа с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины, то есть имя возлюбленной рассказчика олицетворяет божественную, неземную любовь. Но девушка отвергает героя, она заставляет страдать его душу, кричать и молить о любви, и, по сути, предает его, продает, как Иуда. Для нее деньги играют важную роль, она понимает, что герой не сможет одарить её богатством, поэтому, она меняет настоящие чувства на материальные блага.

Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака

Такая особенность представления образа также касается образа Бога в поэме. В самом начале герой просит у него помощи, он считает его величественным, способным подарить ему право на взаимную любовь. Но выходит так, что небеса предают его, к герою приходит разочарование в их силах. Творец уже не так могуч и всевластен, как раньше.

Религиозные аллюзии

Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.

Тематика

  1. Безусловно, первой и самой главной темой поэмы Маяковского «Облако в штанах» является тема любви, безответной и мучительной. Она напрямую пересекается с остальными темами, которые автор рассматривает в произведении: одиночество, отвержение морали и политики и даже атеизм. Лирический герой страдает от неразделенной любви, и эти мучения приводят его к отрешению от собственных мыслей и убеждений.
  2. В третьей части поэмы поднимается тема несогласия с политическим устройством, герой буквально кричит «долой ваш строй!». Рассказчик остро ощущает, как масса серых и очень похожих друг на друга людей своими руками порождает войны и насилие, но он противопоставлен этому миру, в его сознании идет борьба со всем, что его окружает.
  3. Кризис религии в начале 20 века тоже занял свое почетное место в лирике русского модерниста. Он иронически снижает образ Бога, сводит его вымышленную власть до абсурда. Герой верит теперь только в свои силы и смиряться не собирается.
  4. Также поэт поднимает тему искусства, заявляя о своей эстетической позиции: он хочет стать голосом улицы, а не элит с их розами и соловьями. В новом веке есть проблемы поважнее. Он воспевает народ и его пролетарскую сущность, а классиков (Гомер, Гете) за авторитет признавать отказывается: прошло их время. «Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» — автор хочет сказать, что насущные, реальные проблемы трудяг с улиц гораздо важнее абстрактных философских вопросов. Их он и будет описывать.
  5. Не может остаться незамеченной и тема революции, автор называет себя ее предтечей. Он «распял себя на кресте» ради того, чтобы очистить душу кровью страдания и взять в руки как знамя. То же он намеревается делать с читателями поэмы, чтобы они встречали переворот с очищенными помыслами.
  6. Можно заметить, что в каждой из частей поэмы ведущей является тема любви, однако её дополняют и другие мысли. Сперва лирический герой разочаровывается в своей возлюбленной, затем в окружающем его искусстве, после он теряет веру во власть и, наконец, в религию. Таким образом, основная тема поэмы «Облако в штанах» — это все-таки разочарование. Поэт устал от окружающей его обстановки и протестует против нее, критикуя все сферы бытия. Возможно, любовная линия вообще была придумана для отвода глаз цензоров.

В чем смысл произведения?

Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии. Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима. Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.

Своеобразие поэмы

Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название. Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.

Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы. Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая .

Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».

Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц. Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики.

Проблематика

  1. В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта.
  2. Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями. Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть.
  3. На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль.
  4. Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его. Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы».
  5. Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию.
  6. И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы. Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем. Его и проанализируем.

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью. Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года. Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.

История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась. И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова. Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.

Изучая работу и делая ее , мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь. К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе. В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности. Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому. Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной. Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей. Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье. Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое. И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

«Облако в штанах» - одна из самых известных ранних поэм В Маяковского. Ее центральная тема- романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали.

Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний молодой человек, дерзкий, как он сам себя характеризует, «нахальный и едкий». Он поэт особого склада. Мелодическому строю его стиха близка не скрипка, а литавры.

Творческое кредо художника - предельная искренность самовыражения. Одновременно он умеет и притворяться:

Хотите -

буду от мяса бешеный

и, как небо, меняя тона -

хотите

буду безукоризненно нежный,

не мужчина, а - облако в штанах

Лирический герой поэмы - борец, сильная творческая личность. Прежде всего он сражается за социальную справедливость в обществе, Сама природа, подобно людям, мятежно восстает против существующих порядков:

Вдруг

и тучи

и облачное прочее

подняло на небе невероятную качку,

как будто расходятся белые рабочие,

небу объявив озлобленную стачку.

Строки поэмы в данном фрагменте становятся особенно динамичными. В. Маяковский остро предчувствует грядущие революционные перемены и внутренне благословляет их.

Классовое мнение рабочих о необходимости и неизбежности социальных преобразований к тому времени уже было услышано всем обществом. В. Маяковский с юных лет примкнул к участию в революционной борьбе, поэтому предстоящие общественные перемены воспринимаются им как личностно значимые и необходимые. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастье человечеству. В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое начало:

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

Всего на год ошибся В. Маяковский, видя остроту назревших социальных столкновений. Поэма написана в 1914-1915 гг., и в ней звучат отголоски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое

я буду беречь и любить,

как солдат,

обрубленный войною,

ненужный,

ничей,

бережет свою единственную ногу

В. Маяковский подчеркивает, что эта война не нужна ни народу, ни тем более конкретным ее участникам. Вчерашние герои, получив увечья, мгновенно становятся ненужными и забытыми. Привлечение внимания к этой теме - тоже своеобразный общественный протест.

Всю поэму «Облако в штанах» пронизывает ощущение грядущих перемен. Символичен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот-вот она воспрянет ото сна.

Не менее значимой провозглашается в поэме борьба за новое искусство. Лирический герой - поэт, и к этому вопросу он тоже не может остаться равнодушным. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того времени. По мнению В. Маяковского, поэзия должна быть актуальна, понятна народу. Причем не автору следует привнести язык толпы в лирику, а людям надо заговорить так, как предписывает стиль современной литературы. Поэт же должен всячески способствовать этому:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая -

ей нечем кричать и разговаривать.

(«Облако в штанах»).

Лирический герой выступает за правду и искренность человеческих отношений. Он низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Его возлюбленная Мария изменяет ему, подыскав более выгодную партию. Но брак по расчету не сможет сделать ее счастливой. Отвергая преданную и чистую любовь лирического героя, она обрекает на страдания и его, и себя. Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он - огромный, неуклюжий индивидуалист, она - хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Примечательно, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на то, что произведение претендует на общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.

Окончательное название поэмы «Облако в штанах» несколько не соответствует типу лирического героя, бунтовщика-одиночки, готового по своему проекту перекроить всю Вселенную, сделав ее своей послушной собакой. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую

«душа от осмотров укутана». Известно, что сам Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но порой попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту

душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дождинки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют химеры собора Парижской Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет»).

Образ лирического героя в поэме «Облако в штанах» близок к поэтическому «я» в стихотворении «Ко всему», сюжет которого смог бы, возможно, стать даже фрагментом данной поэмы, так как он очень близок к ней. Тот же разочарованный влюбленный, измена подруги для которого равнозначна духовной смерти. То же обращение к библейской традиции, образу Христа, проповеди, духовным ученикам. Тот же трагический разлад возвышенной поэтической души с пошлым и ничтожным миром:

Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Идейный смысл его сам автор определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию.

Сочинение

Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!

В. Маяковский

Маяковский ворвался в плеяду корифеев поэзии Серебряного века своими бунтарскими, эпатирующими стихами: «А вы могли бы?», «Нате!», «Адище города», трагедией «Владимир Маяковский», прославляющей мучительный, вдохновенный труд творца, и, конечно, поэмой «Облако в штанах», не оставившей равнодушным ни одного из его современников. Многих шокировал вызывающий тон и намеренно грубая, «уличная», лексика. Эпатаж достигал цели. Но и великий талант был замечен всеми. Под обаяние творчества гениального футуриста попали Борис Пастернак, Марина Цветаева, сподвижники по школе: Алексей Крученых, Николай Асеев. Все же и ныне находятся критики, огульно обвиняющие его в антигуманности, в призывах к массовому пролитию крови. Такими настроениями наполнена, например, статья Юрия Карабчиевского «Вознесение Маяковского». В чем же тайна этой фигуры в русской поэзии рубежа XIX-XX века? Почему вызывает он столь противоречивые чувства? Думается, наиболее полно ответить на этот вопрос поможет образ лирического героя поэмы «Облако в штанах», в которую автор вложил по сути все тревожащие его мысли и чувства, явившиеся реакцией на современность. Лирический герой многое перенял от своего создателя. Конечно, нельзя утверждать полную адекватность литературного персонажа автору. Персонаж, выступающий от лица собственного «Я», романтизирован, все черты в нем несколько усилены, что помогает поэту ярче, убедительнее донести свою мысль. В советском литературоведении этот образ рассматривался лишь как трибун, бунтарь, отрицатель, выступивший с революционной программой. Собственно лирические оттенки в многообразной гамме живописующих тонов обыкновенно опускались. От этого образ многое терял, становясь лишь сухой плакатной фигурой, бездушной аллегорией Октября. Но образ лирического героя намного богаче, нежели все вместе взятые «Долой!..» манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» или столь же ограниченные лозунги большевиков. В этой поэме Маяковский еще не успел «наступить на горло собственной песне», и поэтому бунтарство здесь необычно сочетается с глубоким лиризмом. Может быть, именно это контрастное сочетание, наряду с новой, самобытной гуманностью, которую проповедовал «крикогубый Заратустра», сделало столь притягательным образ лирического героя. «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil», - утверждал лирический герой Маяковского, тем самым будто бы проповедуя всеотрицание, абсолютный нигилизм. Но вдумчивый читатель заметит, что каждому знаку отрицания соответствует в поэме утверждение собственных представлений об идеале. Мироощущение поэта, переданное устами лирического героя, отнюдь не является нигилизмом в традиционном его понимании. Маяковский не Базаров и не персонаж романа Достоевского «Подросток». Его лирический герой, несмотря на присущее ему бунтарство, глубже и шире ограниченного всеотрицателя. Когда поэт бросает вызов самому небу, когда великий Наполеон предстает в роли ничтожного мопса на цепочке у лирического героя - это не самовосхваление. Лирическому герою человеческая ничтожность, узость мещанских устремлений причиняет боль. Поэтому его богоборчество - это стремление вознести человека на ту высоту, которой он, по мнению нового Заратустры, заслуживает. Это ли не гуманизм? Такой взгляд на назначение человека и определил творческий замысел поэмы. Все четыре обычно выделяемых в ней «Долой!..» - «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!» и «Долой ваш строй!» - по сути являются протестом против мещанской самоуспокоенности, отдельного, эгоистичного счастья, когда нищенски живут миллионы; против искусства, нацеленного на воспевание красоты и не замечающего уродливых сторон жизни; против любви, стимулом которой служат деньги; против призывов к «непротивлению» и «неделанию». Вся поэма спаяна воедино антимещанской направленностью. Лейтмотивом через всю поэму проходит бескорыстная, огромная и всеобъемлющая любовь лирического героя к Марии, обычной земной женщине, для которой такое поклонение, требующее взамен также всего, является тяжкой, невыносимой ношей. Чувство лирического героя столь же высоко, как тот пьедестал, на который он смело поднялся во славу человека вообще. Его страдания подобны всесжигающему «пожару сердца». Развернутая метафора помогает автору передать тончайшие нюансы сильной страсти: «Скажите пожарным: на сердце горящее лезут в ласках». Отрицая расчетливую робость в любви, лирический герой тем не менее не становится проповедником бездуховной страсти тела. Его восхваления телесной любви проникнуты почти религиозной трепетностью: «Тело твое просто прошу, как просят христиане - «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Его мольба к Марии - молитва о любви гармоничной, очищенной от всех мещанских предрассудков, которые мешают настоящему, полному, огромному счастью. И не только телесная, но и духовная сторона чувства доведена до пределов совершенства: «Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть какое-то в муках ночей рожденное слово, величием равное богу». Искусству красивых вымыслов лирический герой противопоставляет эстетику улицы, поэзию, в которой заговорит сама жизнь. Как и в трагедии «Владимир Маяковский», в поэме звучит мотив самоотверженного служения поэта «горожанам города-лепрозория». Лирический герой испытывает боль за этих несчастных, в ком унижен сам человек, и верит в уникальность, самоценность каждого из них: «Солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи». Именно унижением Человека вызван и бунт лирического героя против социального строя. Этот бунт огромен. Уродливость мира, на взгляд лирического героя, приобрела космические масштабы: небеса угрожают человеку нацеленными сверху жерлами, «небье лицо» кривится «суровой гримасой железного Бисмарка», ночь черна, «как Азеф». Социальный протест поэта романтичен, приподнят. Это не программа революционера-практика, призывающего пролить кровь. Подобные образы выступают в поэме в роли метафор. Даже в 1917-м году свои политические привязанности поэт определял как веру «в социализма великую ересь». И эта вера действительно была сродни взглядам социалистов-утопистов. Ведь именно так выглядит убеждение, что с изменением строя человек полностью переродится духовно. Лирический герой поэмы - монументальная фигура, символизирующая собой величие человека, призывающая его подняться на ту высоту, которой он заслуживает.

Анализ поэмы Маяковского "Облако в штанах"

Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"»1.

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария2. / Восемь. / Девять. / Десять... Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане3, // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному...» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”... Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано,

Ставлю «nihil».

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

И, серенький, чирикать, как перепел.

Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

От вас, которые влюбленностью мокли,

От которых / в столетие слеза лилась,

уйду я, / солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз.

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Пускай земле под ножами припомнится,

кого хотела опошлить!

Земле, / обжиревшей, как любовница,

которую вылюбил Ротшильд!

Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника –

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени,

как длинный скабрезный анекдот,

вижу идущего через горы времени,

которого не видит никто.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас – его предтеча!

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал,

чтоб было без мук

целовать, целовать, целовать?!

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя». «Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал... и что господу богу от Маяковского здорово влетело»4.

Я думал – ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища

достаю сапожный ножик.

Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю!

Ерошьте перышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

отсюда до Аляски!

Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду!

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть».

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит. В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет. Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма "Облако в штанах"), спрашивает нас:

Вот, / хотите, / из правого глаза / выну

целую цветущую рощу?!

читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел»5. В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И. Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского – «тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И. Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равно»6.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта