Главная » Несъедобные грибы » Экологическое воспитание: перспективы развития. Дополнительное экологическое образование Проблемы дополнительного профессионального образования взрослых по экологии

Экологическое воспитание: перспективы развития. Дополнительное экологическое образование Проблемы дополнительного профессионального образования взрослых по экологии

Обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере экологии.

Продолжительность обучения: 252-502 часа.

Документ по окончании: диплом.

Срок действия диплома: бессрочно.

(НТУ) является учреждением, предоставляющим услуги в сфере дополнительного профессионального образования на основании Лицензии, выданной департаментом образования Москвы. Целью программы является переподготовка слушателей со средним профессиональным, высшим или неполным высшим образованием по любому профилю, желающих работать в сфере экологии .

Кому мы можем быть полезны

Национальный технологический университет предлагает всем заинтересованным лицам пройти обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере экологии по очной, очно-заочной и дистанционной форме. В процессе обучения слушатели получают актуальные сведения по экологической безопасности в соответствии с государственными стандартами и требованиями Роспотребнадзора.

Будет полезна:

  1. Руководителям предприятий, деятельность которых оказывает пагубное влияние на состояние экологии окружающей среды.
  2. Сотрудникам организаций, которые работают с опасными веществами и отходами.
  3. Лицам, обладающим средним профессиональным или высшим образованием по любому профилю, желающим сменить род деятельности.

В рамках программ будут подробно освещены вопросы обеспечения экологической безопасности :

  • при устройствах различного рода зданий и сооружений;
  • при проведении работ на объектах производства опасных химических отходов;
  • при взятии химических анализов природных вод и грунтов;
  • по охране окружающей среды и многое другое.

В Национальном технологическом университете работают опытные педагоги, в совершенстве владеющие тонкостями работы в сфере экологической безопасности. В процессе обучения мы познакомим Вас с последними изменениями нормативно-законодательной базы, требованиями государства к проведению работ и способами решения множества проблем, возникающих на пути руководителей и сотрудников промышленных предприятий.

Как получить бесплатную консультацию и записаться на обучение в НТУ

Попасть на обучение по программам профпереподготовки в сфере экологии Вы можете, связавшись с нами по телефону или подав заявку прямо на этом сайте. Мы перезвоним Вам и ответим на все интересующие вопросы.

Почему стоит выбрать Национальный технологический университет :

  1. Профессиональная переподготовка по экологии проводится без отрыва от основной работы и не требует регулярного посещения нашего Учреждения.
  2. Вы сами выстраиваете график профессиональной переподготовки и самостоятельно распределяете нагрузку в течение всего периода обучения.
  3. Мы предоставляем Вам 467 учебных программ на выбор.
  4. Наши цены ниже среднерыночных, за счет отсутствия в программах общеобразовательных предметов.
  5. Мы аттестованное Учреждение, наши дипломы признаются организациями по всей России.
  6. Отлаженный механизм процедуры профессиональной переподготовки значительно сокращает временя на обучение.
  7. Мы предоставляем Вам персонального менеджера и гарантируем безупречное качество обслуживания.

Экология: актуальность, специфика, область применения

Экология – это современная, все более востребованная и актуальная область науки. Она относится к циклу естественнонаучных дисциплин о земле, и сочетает в себе элементы географии, геологии, ландшафтоведения, химии, физики и экономики. Фундаментальными задачами экологической науки являются:

1.) Изучение природно-территориальных комплексов (ПТК) и закономерностей их изменения под воздействием внешних факторов.

2.) Изучения особенностей прямых и обратных взаимосвязей в системе «природа – человек».

3.) Изучение глобальных природных процессов, влияющих на жизнь растений, животных и человека.

Также, экология нашла довольно широкое применение в инженерной сфере. Прикладная экология востребована во многих областях жизнедеятельности человека, например, в таких как строительство, сельское хозяйство, промышленность и др. Среди основных задач, которые решает прикладная геология, можно выделить следующие:

1.) Инженерно-экологические изыскания для строительства.

2.) Охрана природы.

3.) Управление земельными ресурсами.

4.) Ландшафтный дизайн.

5.) Геоэкология, рациональное использование полезных ископаемых.

6.) Рациональное природопользование.

Таким образом, экология востребована во множестве самых разных направлений. Однако, для успешного приложения сил в областях жизнедеятельности, связанных с экологией, необходимо наличие специальных профессиональных качеств, навыков и знаний. Чтобы овладеть полным комплектом необходимых практических умений и обширной теоретической базой надо пройти специальное обучение. Курсы профессиональной переподготовки в МАСПК помогут освоить интересующую вас специальность на самом высоком и качественном уровне.

Особенности обучения в МАСПК

МАСПК приглашает желающих на курсы переквалификации в рамках образовательного раздела «Экология». Обучение строится таким образом, чтобы слушатели максимально эффективно и быстро усвоили учебную программу. Сначала учащимся преподают общие аспекты экологии, а затем более углубленные профильные предметы. Дополнительное образование в МАСПК можно получить очно, заочно и дистанционно. Продолжительность обучения зависит от начального уровня знаний и выбранного направления. Слушатели могут самостоятельно организовать свое обучение, составить удобный график и выбрать наиболее интересную для себя специальность. На выбор учащихся данная программа включает в себя следующие учебные направления:

    Природопользование.

    Охрана природы и рациональное пользование природных ресурсов.

    Природообустройство и использование поверхностных и подземных вод.

    Экологическая экспертиза и управление земельными участками.

    Общая экология.

    Инженерная экология и основы защиты окружающей среды.

    Геоэкология, рациональное использование земных недр, полезных ископаемых и охрана окружающей среды.

    Управление на муниципальном и государственном уровне в сфере экологии.

    Экологическая гидрология.

    Гидрометеорология.

    Рациональное природопользование (РПП).

    Обеспечение экологической безопасности при строительстве.

После окончания обучения и сдачи итогового экзамена слушатели получают диплом установленного образца. Курсы переквалификации – это быстрый и удобный способ получить дополнительное образование и освоить новую интересную и актуальную специальность. Чтобы начать обучение запишитесь на курс через наш официальный сайт или позвоните по телефону, наши консультанты ответят на все ваши вопросы, помогут подобрать направление и скоординировать график занятий.

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дополнительное экологическое образование

Иванова Елена Анатольевна,

методист МОУ ДО «ЦДТ»

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « » в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.

Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.

Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.

Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной "траектории" развития ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха", способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.

Процесс образования и воспитания любого человека начинается в семье, ребенок получает первоначальные сведения об окружающем мире и об отношении к нему взрослых и самого мира. Продолжается в детском саду, потом в школе, вузе и, наконец, при повышении квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. В этом процессе дополнительное экологическое образование должно присутствовать на всех уровнях в полном объеме, чтобы специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. Данный процесс на уровне семьи будет переходить на новый более высокий уровень с восстановлением в нашем обществе семейных и национальных традиций, обновлением духовно-нравственного и эколого-нравственного воспитания. Итак, дополнительное образование пронизывает все ступени и способствует установлению взаимосвязи между всеми компонентами экологического образования, выполняя функцию непрерывности.

В основе конфликта человеческого сообщества с окружающей средой - неадекватная, некорректная модель поведения как результат невежественной, а иногда порочной ориентации, полученной при воспитании в семье и в школе. Каковы же были эти ориентиры в нашей стране?

Первые два десятилетия начала века обучение естествознанию в начальной школе осуществлялось по системе В.Ф.Зуева и А.Я.Герда. Главное внимание уделялось взаимосвязи неживой и живой природы, а преподавание основывалось на принципах: доступность, наглядность и систематичность.

С 1923 г. в школе вводятся новые, комплексные программы, составленные под руководством Н.К.Крупской. Содержание этих программ основывалось на принципах: природа, труд, общество. Основное внимание уделялось трудовой деятельности, которая должна была тесно увязываться с природой как объектом этой деятельности , с обязательным участием школьников в общественно-полезном труде в сельском хозяйстве.

Формирование отношения детей к природе в 30-50-е годы основывалось на «преобразовании» природы, которое провозгласил И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Не только в школьных программах по естествознанию, но и в преподавании в сельскохозяйственных вузах, четко просматривается крен на «покорение» природы, использование ее богатств как неисчерпаемой кладовой. Эта программа просуществовала фактически до 60-х годов, когда с большим опозданием на первый план выступила общенациональная система охраны «покоренной» природы.

Приходится констатировать прискорбный факт, что в Советском Союзе в течение полувека школа и вузы воспитывали «преобразователей», а, точнее, разрушителей природы. Сколько потребуется десятилетий, чтобы сломать устоявшиеся в сознании наших граждан стереотипы, что природа стерпит все? Стоит ли удивляться, что у нас «пробуксовывают» экологические программы?

Справедливости ради следует отметить, что не все были сторонниками «преобразования» природы. Еще в 1946 г. Б.Е.Райковым был введен термин «экологическое направление в преподавании». Он считал, что экологическое направление в преподавании биологии - не просто методический прием, а направление, тесно связанное с быстро развивающейся биологической наукой, имеющей большое влияние на все отрасли знаний. Поэтому, как он считал, экологическому направлению необходимо отвести должное место в учебном процессе.

Заметный сдвиг в экологическом образовании наметился лишь после 70-х годов, однако его содержание рассматривалось не более как просвещение. В то же время в ряде зарубежных стран экологическое образование было уже сориентировано на решение конкретных проблем по охране природы.

Как и следовало ожидать, результатом предшествующего «образования» явилось то, что не только население, но и руководители администраций, предприятий, педагоги и даже научные коллективы оказались не подготовленными к восприятию и осмыслению комплекса знаний, составляющих экологию. Отсюда распространенная санитарно-гигиеническая трактовка экологии как науки о выживании человека в единстве с природой в условиях антропогенного и техногенного загрязнения. При этом самым страшным является не полное невежество, а частичное, т.е. фрагментарные, бессистемные знания, создающие иллюзию эрудиции, которая, особенно у рьяных администраторов, порождает пагубную активность.

Поэтому в современной сложной экологической ситуации (повсеместное промышленное, сельскохозяйственное и транспортное загрязнение окружающей среды, разного рода техногенные аварии) особо остро стоит необходимость экологического образования, просвещения и развития у населения экологической культуры.

В настоящее время стала очевидной необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления всего населения страны.

В этом плане приоритет принадлежит педагогике, которая может изменить сознание людей, если стратегия и развитие экологического образования будет осуществляться в течение всей жизни человека и являться неотъемлемой частью процесса общего образования. Успех экологического образования потребует применения новых концепций и новых методов обучения учащихся и просвещения всего населения.

Поскольку в школьных программах не нашлось места для новой дисциплины - «Экология», то центр тяжести экологического образования был перенесен на систему дополнительного образования: станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, дома пионеров, клубы друзей природы и т.п.

Наиболее успешно экологическое образование осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы. Эти учреждения организовывают экологические конкурсы, заочные экологические школы, выставки детского и юношеского творчества в области охраны окружающей среды, олимпиады, экологические лагеря и т.п.

Литература

1. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно - практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.

2. Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно - практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.

Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Впервые в качестве одного из важнейших результатов образования определяется такая составляющая как экологическая культура, среди личностных результатов освоения образовательной программы заявлено формирование основ экологического мышления. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В области экологического воспитания программа направлена на формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся.

Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа.

На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики. Это стало необходимым в связи с достижением ряда предметных результатов, заявленных в образовательном стандарте:

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
  • сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ
  • сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности
  • сформированность собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения,
  • сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований

В качестве регионального компонента в учебные планы школ Нижегородского региона включены учебные предметы «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение». ГБОУ ДПО НИРО реализует программы постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации педагогических работников.

Творческо-деятельностный и поведенческий компоненты экологической культуры, которые включают в себя опыт созидательной, проективной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой в основном реализуются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители должны самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать эколого-развивающую среду и условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.

В этом направлении ведется продуктивная работа по созданию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования образовательных организаций региона за последнее время разработаны: программа экологического объединения «Синяя птица» (Родионова Л.А.), программа эколого-биологической направленности «На лесной тропе» (Соколова Д.В., Соколова О.С.), «Юный эколог». Все они получили экспертные заключения и реализуются в образовательном пространстве региона.

Важную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют различные организации, которые оказывают содействие образовательным организациям и центрам дополнительного образования в проведении экологических акций и мероприятий.

Это Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», Экологический центр «Дронт» и др.

Конкурсы педагогического мастерства - одна из форм экологического образования. Примером такого конкурса является областной конкурс учительских работ «Экология для будущего». Целью проводимого мероприятия является обобщение и распространение опыта работы педагогов в области экологического образования и просвещения на территории Нижегородского региона. Круг учителей-предметников, участвующих каждый год в экологическом конкурсе, заметно расширяется. Это не только учителя, ведущие предметы естественнонаучного цикла, но и преподаватели ОБЖ, физической культуры, гуманитарных дисциплин, начальной школы. На конкурс представлены совместные работы учителей-предметников разных образовательных областей. Пример совместного творчества учителей - экологический проект «Перспективы устойчивого развития природы и общества» (учитель биологии Себельдина Н.Н. и учитель литературы Воротникова О.Г., МОУ СОШ №7 г/о г. Нижний Новгород).

Одной их современных форм экологического образования, в которой реализуются все направления формирования экологической культуры, является областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников. Этот опыт имеет уже шестилетнюю историю. С каждым годом расширяется возрастной диапазон участников и увеличивается их количество. За последние два года число участников достигло более тысячи человек. Организаторами олимпиады выступили кафедра естественнонаучного образования «Нижегородского института развития образования» и группа учителей биологии в рамках работы инновационной площадки «Достижение метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС».

В этой форме экологического образования школьников органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады. Олимпиады такого уровня имеют большую педагогическую, методическую и содержательную ценность как для участников, так и для организаторов.

Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций курсов повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.

В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Для этих учителей экологические знания широко представлены и наиболее значимы для насыщения краеведческой и экологической информацией не только основных предметных курсов, но и курсов по выбору и спецкурсов в рамках профильного обучения.

Особое место в этой системе занимают метапредметные модули. Примером такого модуля является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования», адресованный учителям-предметникам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, занимающимся экспериментальной работой в области экологического образования, педагогам дополнительного образования.

Все эти мероприятия являются частью постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации работников образовательных учреждений. Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.

Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Требования, прописанные в ФГОС по данным вопросам, позволят обеспечить реализацию и выполнение этих положений в образовательном процессе.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта