Главная » Несъедобные грибы » Фредерика шарлотта мария вюртембергская. Великая княгиня Елена Павловна Романова – дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, герцогиня Мекленбург – Шверинская

Фредерика шарлотта мария вюртембергская. Великая княгиня Елена Павловна Романова – дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, герцогиня Мекленбург – Шверинская

“…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…”

Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан 1896 г.

«Это женщина с обширным умом и превосходным сердцем. На её дружбу вполне можно положиться, если она раз удостоит ею. Воспитанная под надзором Кювье, друга её отца, принца Вюртембергского, она сохранила воспоминания о всём, что видела и слышала в молодости. Выданная молодой замуж, она не переставала изучать науки и быть в сношениях со знаменитостями, которые приезжали в Петербург или которых встречала во время своих путешествий за границей. Разговор её с людьми сколько-нибудь замечательными никогда не был пустым или вздорным: она обращалась к ним с вопросами, полными ума и приличия, вопросами, которые просвещали её… Император Николай Павлович говорил мне однажды: «Елена – это учёный нашего семейства; я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завёл со мной разговор об истории Православной Церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает…».

Граф П.Д. Киселёв

К.Брюллов Великая княгиня Елена Павловна с дочерью

Фредерика-Шарлотта родилась 28 декабря 1806 года в Штутгарте. С девятилетнего возраста жила в Париже, воспитывалась в пансионе писательницы Кампан. Принцессе не исполнилось и шестнадцати лет, когда увидевший её во время поездки по Европе Император Александр I попросил её руки для своего младшего брата, Великого Князя Михаила. Казалось, нужно было только радоваться: скромной принцессе маленького королевства повезло, что на бедную родственницу обратила внимание вдова Павла Первого Императрица Мария, выбрав девушку в жёны своему сыну. Самостоятельно, при помощи словаря и учебника грамматики, она изучила русский язык, чем, приехав в Россию, поразила придворных.

Портрет великой княгини Елены Павловны, 1820-е гг

16-летняя принцесса прибыла в Россию в октябре 1823 года. Став супругой брата будущего императора Николая I и приняв православие, немецкая принцесса получила имя Елена Павловна. Супруг был старше своей избранницы на 8 лет, и в свои 26 лет служил командиром Гвардейского корпуса, был членом Государственного Совета, генерал-инспектором по инженерной части, активным участником в работе Следственной комиссии по делу декабристов. Проведшая основную часть своей небольшой жизни в тихой германской глуши, великая княгиня не была избалована, пышный петербургский двор, в который она попала, разительно отличался от ее прошлого скромного жилища. Тем не менее вхождение в круг петербургских небожителей произошло довольно быстро и успешно.

Трудно представить себе таких разных людей в одной семейной паре, какими были Михаил и Елена. Она получила блестящее образование, с ранних лет она, от природы талантливая и любознательная, проявляла необыкновенные способности к точным и естественным наукам. Выдающийся французский зоолог Жорж Кювье даже хотел видеть ее своей ученицей.

Крамской И. Н. Портрет великого князя Михаила Павловича

"Это - бурбон нашей семьи", - так мог бы сказать царь о супруге Елены Павловны, своем брате Михаиле. Действительно, в сравнении с ним даже такие страстные любители фрунта, как Константин и Николай, выглядели мягкотелыми либералами. Потускневшая пуговица или незастегнутый крючок вызывали у Михаила целую бурю гнева. Впрочем, несмотря на это, военные любили своего командира, называя его "добрым угрюмцем": как писал биограф Михаила, "под личиной строгости великий князь, однако, таил доброе сердце". К тому же он был необыкновенно остроумен, и высказывания Михаила Павловича любили повторять в обществе.

Гвардия в рисунках Франца Крюгера Генерал. Рядовой лейб-гвардии Конного полка.

Рядовой лейб-гвардии Уланского Великого Князя Михаила Павловича полка.

Дети (а у Елены и Михаила было пять дочерей) всегда чувствовали доброе сердце отца. Как только он появлялся вечером в их спальне, они вскакивали с постелей и с визгом повисали у него на шее. Зато когда заходила мать, они чинно лежали под одеялами, подставляя лобик под ее холодный поцелуй.

В Елене не было доброты и непосредственности Михаила, а в поступках ее всегда чувствовалась внутренняя дисциплина, сдержанность, порядок, рационализм и взвешенность. Естественно, что супруги не ладили. В год 25-летия их брака Михаил пошутил: "Еще пять лет такой жизни, и наш брак можно назвать Тридцатилетней войной ". Но он не дожил до конца этой "войны" и внезапно умер в 1849 г.

Х. Шмид. Портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом. Вторая четверть XIX века

Её занимала деятельность Университета, Академии наук, Вольного экономического общества. Она имела долгие беседы с профессором К.К. Арсеньевым, желая познакомиться с историей и статистикой России; вела глубокие богословские разговоры с архиепископом Херсонским Иннокентием, предложила историкам заняться исследованиями о представительных учреждениях в России и финансировала этот проект. Супруга брата императора не была чужда внешнего блеска и роскоши, двор ее был поистине царским. "...Подобного соединения в одно прекрасное целое всех обаяний роскоши, изобретений воображения и изящного вкуса мне никогда не случалось видеть даже при нашем блестящем дворе. Для достойного описания этого праздника надо было совокупить живопись с поэзией, кисть Брюллова с пером Пушкина " - писал барон М.Корф.

Литография из собрания Н. В. Соловьева Портрет Елены Павловны.

Она любила празднества с их блеском и пестротою, находила удовольствие в сутолоке нарядной толпы. Современники отмечали ее страсть к музыке; ее двор всегда был приютом иностранных и русских музыкантов и певцов; в Петербурге, в Москве, в Ницце, в Карлсбаде, где бы она ни была, ее пребывание сопровождалось концертами и музыкальными вечерами. С годами Михайловский дворец, которым она владела, стал и местом "заседания" салона Елены Павловны. Так, Кюстин поразился прекрасной осведомленности великой княгини в современной ему французской литературе. Да и русскую словесность она знала не хуже. Несколько раз Елена Павловна виделась с Пушкиным, разговаривала с ним о Пугачеве, он даже давал ей почитать тогдашний самиздат - запрещенные "Записки" Екатерины II. В своем дневнике Пушкин записал, что она "сходит с ума от них".

Феликс Шивани Великая княгиня Елена Павловна

Дружила Елена Павловна и с Василием Жуковским, который помогал ей совершенствовать русский язык, и с Федором Тютчевым. Особенно увлечена она была прозой Гоголя - явное свидетельство неординарности этой читательницы - и добилась издания его первого собрания сочинений.

Ж.Кур. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. 1842 г.

Здесь все возможно, все я помнить буду.
Все кстати, все прелестно до конца.
В таком дому всегда есть место чуду -
Оно - обычай Вашего дворца.

Ф.М.Тютчев

Елена Павловна славилась как истинная меценатка - с чувством прекрасного, изящным вкусом, обширными знаниями, тонким слухом. Хорошо разбираясь в живописи, великая княгиня помогала художникам А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. В ее салоне устраивались концерты, велись содержательные беседы. Кроме писателей, сюда приходили ученые (один из них, Н. Миклухо-Маклай, посвятил великой княгине свои исследования о Новой Гвинее), а также музыканты. И самой яркой звездой среди них был талантливый, энергичный и честолюбивый Антон Рубинштейн.

Он при полной поддержке Елены Павловны основал Русское музыкальное общество (за осуществление этой идеи Елена Павловна взялась со свойственными ей пылом и настойчивостью, пожертвовав свои личные средства и помещения Михайловского дворца), а потом и консерваторию, первым выпускником которой стал П.И. Чайковский. Развитие этого, явно прозападного (в пику кругу Балакирева и "Могучей кучке") направления в музыке шло под эгидой Елены Павловны, известной космополитки среди Романовых.

Здание Клинического повивально-гинекологического института

Императрицей Марией Федоровной ее управлению были завещаны повивальный и Мариинский женский институты, затем к ним присоединилось училище святой Елены, впервые устроенное без принятия во внимание сословных различий воспитанниц. Потом она основала в память своих дочерей (четверо из пяти дочерей Елены Павловны умерли) Елисаветинскую детскую больницу в Петербурге и детские приюты Елисаветы и Марии в Петербурге и Павловске и совершенно преобразовала и расширила Максимилиановскую лечебницу для приходящих, создав в ней отделение для постоянных кроватей. Во всех этих учреждениях и ряде других она была не просто высокой покровительницей, а деятельной и озабоченной их успехом силой, умевшей всех вокруг одушевлять и объединять, не подавляя никого своей личностью и возбуждая в каждом радостное сознание общей работы на общую пользу. В последние годы жизни она была занята мыслью об устройстве лечебно-благотворительного и одновременно научно-учебного учреждения, где молодые врачи могли бы повышать квалификацию. Эти планы осуществились уже после ее кончины в 1885 году, когда открылся Клинический Институт Елены Павловны.

Главный корпус Клинического института великой княгини Елены Павловны. Фото 1890-х гг.

Главным ее личным делом было учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Нравственно поддержанная в своей мысли Пироговым, несмотря на тайные и грязные насмешки и явное противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия. Сестры этой общины работали не только в больницах и госпиталях, но и непосредственно на поле боя.

В скромном деревянном флигеле Калинкинского госпиталя начинала свою деятельность знаменитая впоследствии община сестер милосердия, названная Еленой Павловной Крестовоздвиженской. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго мое на себя » и «Ты, Боже, крепость моя ». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «Только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога ».

Великая княгиня Елена Павловна в числе сестёр милосердия, середина 1850-х годов

Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер. 6 ноября 1854 года первые 35 сестёр милосердия отправились с доктором Тарасовым в Симферополь, где их ждали Н.И.Пирогов и несколько тысяч пациентов, раненных в сражениях при Альме и Инкермане, а также при первой бомбардировке Севастополя. Сёстры милосердия сразу приступили к тяжёлой работе. Мисс Найтингейл во главе 37 английских медицинских сестёр появилась в Крыму в начале 1855 года. Николай Иванович всю жизнь возмущался, что медицинская общественность Европы, а за нею и России отдала пальму первенства в женском милосердии на поле битвы англичанке.

Н.И. Пирогов среди сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, 1855 г.
(из книги А.В. Воропай. Н.И. Пирогов и краснокрестное движение. М., 1985)

Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия. «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования «последнего слова» с Запада - наоборот, Англия (...) стала подражать нам, прислав под Севастополь (...) мисс Найтингель со своим отрядом ». Через 10 лет швейцарец А. Дюнан основал Международный Красный Крест, прототипом которого явилась Крестовоздвиженская община.

Крестовоздвиженская община сестер милосердия

В октябре 1854 года Елена Павловна выпустила воззвание «ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязательствами», отправиться в Севастополь в медицинский отряд во главе с Н.И. Пироговым. По возвращении из Крыма сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины размещались в Михайловском дворце, а с 1860 года – в отдельном здании на набережной Фонтанки, где была устроена лечебница (с 1919 года – больница им. Г.И. Чудновского). В 1872 году главный врач общины Н.И. Торопов утверждал: «…мы не знаем, чтобы где-либо стекалось теперь в одно место за советом и лекарством так много больных, как в эту лечебницу ». Она славилась оказанием медицинской помощи малоимущему люду. Кроме того, община с 1856 года принимала участие в лечении стационарных больных в Морских госпиталях Санкт-Петербурга и Кронштадта. Через три года после основания 8 мая 1864 года Анри Дюнаном Международного Красного Креста было учреждено «Российское общество попечения о раненых и больных воинах» – предтеча отечественного общества Красного Креста. К этому имела прямое отношение деятельность Крестовоздвиженской общины. Для подшефных учреждений Великая Княгиня на личные средства многократно приобретала за границей лекарственные препараты, например, партии дорогостоящей хины в Англии.

Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста

Новое поколение сестёр приумножило ратную славу своих предшественниц на полях сражений русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Полученный опыт использовался при создании новых общин сестёр милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньинской и др.).
15 мая 1867 года император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста). Почётными членами Общества стали Император, все Великие Князья и Княгини, высокопоставленные лица, представители высшего духовенства. Общество находилось под покровительством Императрицы. В письме Анри Дюнана (1896), первого лауреата Нобелевской премии мира, Российскому Обществу есть такие строки: «…существованием Красного Креста мы сегодня обязаны благодарному приёму оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны, делу, вдохновительницей которого была Елена Павловна ».

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье Портрет великой княгини Елены Павловны, 1862

Наиболее важную историческую заслугу Елены Павловны перед Россией составило ее участие в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости. Уже в начале 1856 года стало известно, что Елена Павловна «горой стоит» за освобождение крестьян. Н.А. Милютин написал для Елены Павловны проект освобождения ее собственных крестьян имения Карловка (имение Карловка насчитывало 12 селений, в которых проживало 7392 души мужского пола и 7625 душ женского пола, обрабатывавших свыше 9 тысяч десятин земли), и в этом проекте было сказано главное - освобождение крестьян надо проводить с землей за выкуп. Это предложение стало основной идеей освобождения крестьян в 1861 г. Неудивительно, что Елена Павловна одной из первых прочитала еще не опубликованный манифест 19 февраля 1861 г. - уж к нему она имела непосредственное отношение.
«Прокрестьянская» деятельность Елены Павловны вызывала «нерасположение» в ближайшем окружении Александра II, и «это нерасположение переносилось на саму великую княгиню». С 1858 года дворец великой княгини «стал центром, в котором приватно разрабатывался план желанной реформы». Противниками же реформы была развязана целая компания по распространению злобных и грязных сплетен, обвинений в политической неблагонадежности великой княгини…

На картине прошлого века художник (имя его не известно) именно так

театрально- торжественно представил знаменательное событие нашей истории - обнародование манифеста об освобождении крестьян.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и другие документы реформы, положившие конец крепостному праву в России. 5 марта манифест был оглашен в Москве и Петербурге, чуть позже - по всей России.

За крестьянской реформой последовала целая россыпь либеральных реформ 1860-х годов. Великая княгиня не осталась в стороне от этих нововведений. "Она была высокообразованная женщина и принимала участие во всех разумно свободных явлениях нашего времени ", - писал известный литератор А.В.Никитенко. Кульминационным пунктом общественной деятельности великой княгини, имевшим наибольший политический резонанс, стала крестьянская реформа 1861 года. С тех пор ее роль в государственных делах резко пошла на убыль. После известного выстрела Д.Каракозова, стрелявшего в императора 4 апреля 1866 года, наступила пора реакции, в первую очередь ударившая по либеральным реформаторам. "Защитники реформ, - писал князь Д.А.Оболенский, сам принадлежавший к кругу этих лиц, - уже обнародованных и вошедших в закон, заклейменные названием красных, подвергнуты были или явному гонению, или опале". Опалу своих друзей и соратников разделила и великая княгиня. Но ее вклад в реформы не был забыт: Александр II удостоил Елену Павловну медали "Деятелю реформ", которую она заслужила по праву... Петербургское общество подарило княгине титул Princesse La Liberte (Княгиня Свобода).

Великая княгиня Елена Павловна умерла 9 января 1873 года. «Вряд ли кто ее заменит», - с грустью написал И. С. Тургенев, узнав об этом.
Из дневника министра внутренних дел П.А. Валуева: «Сегодня скончалась почти внезапно после трёхдневной болезни Великая Княгиня Елена Павловна. Последняя представительница предшедшего царственного поколения угасла. В её лице угас блистательный умственный светильник. Вторая половина жизни покойной была ознаменована разнообразными видами деятельности и многочисленными оттенками разных влияний. В её дворце происходил роковой разговор Императора Николая с английским посланником (Гамильтоном-Самуром), который оказался предисловием к Восточной войне. В том же дворце пребывала несколько лет сряду Адулламская пещера известных деятелей Редакционной комиссии по крестьянскому делу Н. Милютина, князя Черкасского, Ю. Самарина… В нём … встречались представители главных стихий петербургского мира – от членов Императорского Дома до приезжих литераторов и артистов… Ни одна из областей человеческих знаний и искусств ей не была чуждою. Она покровительствовала многому и создала многое »

Первый в России памятник Великой княгине Елене Павловне Романовой открылся в начале июня в Петербурге.

Памятник княгине открылся на территории Санкт-петербургской медицинской Академии последипломного образования, которая была учреждена Еленой Павловной, а само событие приурочили к 200-летию со дня рождения княгини.

20 декабря 2007 г.в Михайловском дворце Русского музея открылась юбилейная выставка, посвященная личности и судьбе Великой княгини Елены Павловны. На выставке представлены экспонаты из собрания Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного архива Российской Федерации, Государственного Горного института. Специально для этой выставки создан мультимедийный фильм «Великая княгиня Елена Павловна. Портрет на фоне эпохи».
Выставка будет работать до 20 февраля 2008 г.

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,

Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
(А.С.Пушкин)

Великая княгиня Елена Павловна Романова – дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, герцогиня Мекленбург – Шверинская 13.12.1774 г. - 24.09.1803 г.

Элизабет Виже-Лебрен Портрет Великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны 1796 г. (Елена Павловна держит в руке медальон) Достигнув 16-летнего возраста, Елена Павловна официально стала невестою наследного герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Людвига, человека добродушного, веселого, весьма привлекательной внешности, но недалекого по уму, влюбившегося в русскую невесту сразу, едва он вместе с младшим братом Карлом прибыл в Россию, по приглашению нового императора - Павла Первого.

Переговоры между графом Алопеусом – представителем герцогства при прусском дворе - и графом Ф. В. Растопчиным о сватовстве прошли без каких-либо осложнений. Графу Алопеусу за столь безупречное сватовство был даже пожалован русский орден!

17 февраля 1799 года наследник герцогства Мекленбург-Шверинского уже прибыл в Санкт-Петербург и предстал пред светлыми очами своей нареченной невесты. Конечно, он совсем не пара ей - изящной красавице с утонченными манерами, ласковым взором, то и дело с нежностью льнущей к своей матери – императрице Марии Федоровне, с которой – волею своенравной бабушки - почти с младенчества была разлучена. Язвительные придворные, много мнящие о своих «высоких умах», ласково и презрительно называли жениха Елены «невежественным, простоватым, но, в сущности, добрым малым». Великая княжна мгновенно очаровала собою не только молодого герцога, но и всю его свиту, а также и отца своего будущего мужа, посылая ему почти ежедневные письма, которые она усердно и почтительно писала на немецком и французском - в перерывах между балами, концертами, спектаклями и обедами-завтраками, которые то и дело давались в честь высоких гостей Императорской фамилии. Великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинск­ая Елена Павловна.

Помолвка Великой княжны Ея Императорского Высочества Елены Павловны с герцогом Мекленбург-Шверинским Фридрихом-Людвигом была объявлена 5 мая 1799 года, в Павловске. Пока пышною чередою катились предсвадебные празднества, придворные золотошвеи корпели над изысканным приданным, а родители невесты придирчиво отбирали будущий придворный штат молодой герцогини». Граф Ф. В. Растопчин писал графу С. М. Воронцову, русскому послу в Лондоне: «Скажите нашему почтенному отцу Смирнову, что священник Данковский водворится в Ростоке, при будущей наследной герцогине Мекленбург-Шверинской». Из этого отрывка можно понять, что никаких разногласий и проблем с сохранением Еленой Павловной православной веры и с возможностью иметь свою церковь в Шверине не было. Специальным указом Павла Первого в штат Елены Павловны были назначены не только фрейлины и священники, но также шталмейстер - князь Адам Чарторыйский, руководитель ее маленького двора. 12 октября 1799 года состоялось бракосочетание Великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским. Пышные торжества продолжались более месяца, и только накануне нового, 1800 года, по первому санному пути, отправилась молодая герцогиня Елена на новую родину, где ее ожидали с большим нетерпением, ибо наслышаны были о ее красоте и кротком нраве.

В начале 1800 года Елена Павловна с супругом была встречена в Мекленбурге со всеми почестями – соответственно ее высокому происхождению. Владетельный герцог-отец вышел приветствовать новую обитательницу своего дворца, ту, что вскоре станет его любимой невесткою. Жители Мекленбурга тоже убедились в том, что все, о чем они были наслышаны, правда: наследная герцогиня действительно оказалась пленительной, белокожей, стройной красавицей с голубыми глазами, обворожительно теплыми манерами, без всяких претензий на величие. Это сразу расположило к ней всех и вся. В честь новобрачных в герцогском дворце был устроен торжественный прием, на котором единственный раз (!) Елена Павловна появилась среди придворных в подобающем случаю и своему царственному происхождению наряде, украшенном бриллиантами, которых никогда не видели в скромном герцогстве. Но, отдав дань торжественному ритуалу и необходимому в таких случаях этикету, владетельная герцогиня в последующей, обычной своей жизни, старалась быть скромной: не настаивала на сковывающих церемониях, была приветлива со всеми: от свекра-герцога до уличного мальчишки, играющего с собакой на дороге. Очень скоро жители герцогства стали узнавать свою принцессу в лицо. Она много прогуливалась пешком, щедро раздавая ребятне, сопровождавшей ее с букетами трав, листьев, цветов и веток, серебряные монеты и сладости, которые всегда в изобилии брала с собою. Прислуга обожала молодую, веселую и по - детски шаловливую герцогиню. Однажды, в день рождения владетельной герцогини, тихая и молчаливая обычно горничная Елены Павловны, раздобыла где-то редкий в ту пору даже в теплой Германии букетик пармских фиалок, (речь ведь идет о декабре!) и подарила его своей госпоже со словами признательности и поздравления. Герцогиня, естественно, могла бы отблагодарить девушку чем-то ценным, но она сделала то, что оказалось «дороже злата»: просто обняла ее. Обе так и стояли несколько минут молча, со слезами на глазах.

15 сентября 1800 года в Петербурге было получено известие о рождении у Елены Павловны первенца – сына Павла-Фридриха, названного так в честь своих дедушек - императора Павла и герцога Фридриха-Франца, а летом 1803 года родилась дочь Мария. В 1803 году, когда герцогиня Елена ждала своего второго ребенка, хрупкое ее здоровье резко ухудшилось, и появились вторичные признаки чахотки, исчезнувшие было вскоре после ее замужества. Срочно был созван врачебный совет, приглашены врачи из Берлина и Санкт-Петербурга, но молодую женщину ничто и никак уже не могло спасти! Чахотку в то время лечить не умели. Жизненные силы постепенно покидали наследную герцогиню, две ранние беременности совсем подорвали ее чересчур хрупкий организм. Она и сама понимала, как близок ее последний час, но старалась не думать о плохом, окружая постоянной, нежной и трогательной заботой то ошеломленного горестью мужа, то маленького полуторагодовалого сына и новорожденную дочь, то растерянного свекра, любившего ее, как собственное дитя, и с трудом сохранявшего видимость спокойствия. Она упрямо, отчаянно пыталась забыть о неизбежном: составляла списки особо нуждающихся, самых бедных в герцогстве семейств, выделила часть своего большого приданного на содержания касс вспомоществования и детских приютов. В самый день ее кончины под подушкой был найден обширный список семейств, которым она намеревалась, но не смогла оказать помощь, и письмо к матушке-императрице, что обрывалось словами: «Ах, неужели я должна умереть!»

Она скончалась поздно вечером, 24 сентября 1803 года. В Людвигслусте, (там располагался герцогский замок) улицы которого были сплошь застланы соломой – чтобы не тревожить скрипом телег и возов больную, - в ту тяжелую ночь жители собрали все цветы, росшие в скромных садах, чтобы принести их своей герцогине, столь внезапно улетевшей кротким ангелом в вечернее небо.

Горожане боялись подарить своей юной властительнице даже прощальный колокольный звон, словно не хотели будить. Они все без исключения свято верили, что только Ангелом их « милая герцогиня Хелен» и может быть, а как иначе, ведь у нее не было врагов, ее любили все, кто хоть раз мог встретиться с нею, она подарила герцогству двух очаровательных малышей – наследников фамилии и короны, - она была добра и прекрасна, а ангелы, разве они не такие?!

Rudolph Suhrlandt: Apotheose der Helene Paulowna 1806 Скорбя о безвременно умершей дочери, вдовствующая императрица Мария Федоровна заказала скульптору И. П. Мартосу памятник, чтобы поставить его в своей резиденции в Павловске: урна-ваза из порфира на пьедестале из розового мрамора, и барельеф с изображением скорбящего Гения, держащего в одной руке венок из роз, а в другой – опрокинутый факел, символ быстротечности жизни. Памятник был безжалостно разрушен в годы Второй мировой войны.

В русской истории тихий след цесаревны – герцогини Елены Павловны Мекленбург-Шверинской - затерялся окончательно, о ней мало кто помнит и знает. Прочитав ее биографию, многие, быть может, пожмут плечами в недоумении: а что в ней особенного, в этой легкой, призрачной тени? Обыкновенная жизнь… Что на это возразить? Пожалуй, и не найдется слов. Все так, все верно, читатель… Вот только в Северной Германии, в городке Шверине, в одной из часовен до сих пор сохраняется в идеальном порядке тяжелое мраморное надгробие «герцогини Хелены», на котором всегда лежат свежие цветы. В каждом атласе-путеводителе по маленькому, уютному Шверину указано местонахождение этой часовни, как «особо посещаемого туристами исторического места упокоения русской княжны, дочери Императора, владетельной герцогини Мекленбург-Шверинской». Мавзолей Елены Paulowna в парке Людвигслуст замка, Германии


Елена Романова, Фредерика-Шарлотта-Мария из дома Вюртембергов, появилась на русском небосклоне неслучайно.

Императрица Мария Федоровна была обеспокоена женитьбой сына Михаила, которому исполнилось уже 27, а он оставался холостяком.

Мария Федоровна, тоже принцесса Вюртембергская, с самого начала супружеской жизни с Павлом Петровичем взяла на себя ответственность за семью, контролируя все, что в ней происходило, до мелочей. Ей же принадлежала инициатива выбора невест для сыновей. Брак Михаила не стал исключением.

Узнав о красоте, уме и образованности своей близкой родственницы, дочери сына родного брата Шарлотте, она решила устроить этот брак. Как Михаил Павлович ни сопротивлялся и, мягко говоря, не выражал восторга по поводу предстоящей женитьбы (у него была сердечная привязанность, и он собирался жениться), выбор матушки был окончательным и он вынужден был подчиниться.

Дмитрий Левицкий. Детский портрет Елены Павловны.

Предложение пятнадцатилетней Шарлотте-Марии сделал от имени брата Александр Павлович. Шарлотта знала своего будущего жениха только по портретам и письмам, однако, несмотря на восьмилетнюю разницу возраста, она сразу дала согласие.

Шарлотта, или Лотта (1807-1873), как звали ее в семье, до девяти лет воспитывалась угрюмой бабкой в строгих немецких правилах и принадлежала к протестантизму. Ее отец тоже не отличался добротой. Так что детство будущей княжны Елены Романовой прошло в суровых условиях.

Но потом судьба к ней переменилась: ее отец после ссоры с братом переехал в Париж вместе с семьей и Шарлотту отдали во французский пансион госпожи Кампан. Здесь девочка попадает совсем в другую атмосферу. Бабкино самодурство сменилось участливым вниманием хозяйки пансиона.


Шарлотта-Мария Вюртембергская в детстве

В пансионе девочкам давалось очень хорошее по тем временам систематическое образование и воспитание, их знакомили с учеными и интересными людьми, разговоры и общение со своими сверстницами развивало вкус и разносторонние интересы. Для будущей Великой княгини это время стало определяющим.

Итак, Шарлотта-Мария начала готовиться к замужеству и своему приезду в Россию. Первым делом она стала самостоятельно изучать русский язык. На нем она прочитала «Историю" Карамзина и познакомилась с другими произведениями русских людей.

К своему приезду в Россию она была настолько подготовлена, что когда ее представляли двум сотням самых приближенных к царской семье вельможам, каждого она называла по имени на русском языке и с каждым смогла перекинуться вовсе не просто формально-приличными словами, чем и поразила всех присутствовавших на церемонии знакомства.

Портрет принцессы Шарлотты Вюртембергской. После свадьбы. 1820-е годы.

Однако, это было только начало. Вскоре после знакомства с Михаилом Павловичем она поняла, что он ее не любит, что ее образованность и ученость ему вовсе не интересны. Это был человек совершенно иного склада и иных интересов: воспитанный Павлом Петровичем с детства в военной атмосфере, его интересы полностью были связаны с военным делом, он любил военное искусство и был ему предан всей душой.

Разговоры об ученых, книгах, искусстве его вовсе не интересовали. Ментальность и вера его были совершенно иными: православие отличается не только бесконечными поклонами, как говорила о русской религии Великая княгиня, но прежде всего теплотой и сердечностью.

Михаил Павлович был человеком сердечным, однако не любившим выказывать это. Он скрывал под генеральским мундиром доброе и теплое сердце. Во вверенных ему войсках его любили до обожания, и он любил добрую шутку. Ходило немало анекдотов о его умении подтрунить над своими офицерами и солдатами.

Великий Князь Михаил Павлович Романов

Говорить, что Михаил Павлович не читал книг, конечно, преувеличение. Михаил Павлович был библиофилом, собрал большую и ценную библиотеку по литературе и искусству, в том числе и военному. Просто с Шарлоттой они оказались совершенно разными людьми, как по характеру, так и вкусам. Для характеристики того и другого можно привести такой маленький пример, который скажет о многом.

Когда в детскую к своим девочкам входил папа (Великий князь), они бросались ему на шею, целуя, обнимая и смеясь. Когда же в спальню входила мама, они лежали смирно с закрытыми глазами и руками, вытянутыми поверх и вдоль одеяла, как когда-то заставляла делать Шарлотту бабка.

Внутренняя сдержанность и эмоциональная холодность немецкой натуры Лотты очень плохо сочетались с русской непосредственностью, эмоциональностью и сердечной теплотой Михаила Павловича.

Felice Schiavoni. La granduchessa Elena Paulowna.

Словом через несколько месяцев с шестнадцатилетней девочкой случилась истерика: Шарлотта-Мария поняла, куда она попала, и запросилась домой, несмотря на то, что въезжая в Россию она в восторге воскликнула «Я въезжаю в свое Отечество!». Ее уговорили остаться.

Вскоре она приняла православие с именем Елена Павловна. На другой день состоялось обручение с Михаилом Павловичем и ей был пожалован титул Великой княжны. Через два месяца состоялось бракосочетание, а через год у них родилась дочь, еще через год – вторая, еще через год – третья, через три года – снова дочь.

Великий князь ждал сына, а рождались одни девочки. Это было вторым крупным разочарованием, которое не способствовало сближению супругов и налаживанию семейной жизни.

Михаил Павлович избегал встреч с женой, положение Елены Павловны становилось унизительным и поводом для пересудов. На всех картинах и фотографиях, которые мы видим, ее глаза всегда грустные, печальные и полны тоски. Это была красивая, образованная, изящная, обладавшая хорошим и изысканным вкусом женщина, но нелюбимая и с несчастной женской судьбой.

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830 г. (23 года).

Супруги не находили общего языка все двадцать пять лет, что прожили в браке. Она была несчастна и как мать: четверо из пятерых рожденных дочерей умерли, а пережила свою мать только одна – Екатерина Михайловна. Это было еще одним ударом для родителей.

После смерти четвертой дочери здоровье Михаила Павловича подорвалось окончательно и он умер, пережив свой пятидесятилетний юбилей всего на год. Но несмотря на все семейные неурядицы, Великую княгиню очень любили родственники мужа, все. Это было ученое лицо Романовых.

В этой семье Елена Павловна была человеком иной, европейской культуры, чьи интересы выходили далеко за пределы детской спальни. Она могла говорить на любые темы: о литературе, музыке, искусстве, политике. Это было разрушение культурных границ и расширение российского горизонта до европейского.

За время пребывания в России она многому научилась, к ней приходили лучшие профессора по самым различным предметам. Она беседовала с лучшими умами России: писателями, поэтами, художниками, политическими деятелями. Ее друзьями были Пушкин, Иванов, Гоголь, Антон Рубинтштейн, Тютчев, Брюллов, Пирогов, Миклухо-Маклай, Кони и даже Бисмарк.

Романова

По своим культурным интересам ее можно сравнить с Екатериной II, однако если императрица многое делала напоказ, то Великая княгиня – действительно обладала огромным культурным потенциалом, накопленным в том числе и за время супружества.

Интересы Великой княгини простирались от агрономии и сельского хозяйства до политики и медицины. Но в государственные дела, пока был жив Михаил Павлович, Елена Павловна не вмешивалась. И она дождалась своего часа.

Все изменилось, когда Елена Павловна овдовела (в 42 года), став богатой хозяйкой богатого Михайловского дворца и для нее началась новая жизнь. Еще при жизни императрица Мария Федоровна передала княгине по завещанию управление Повивальным и Мариинским институтами.


Елена Павловна среди сестер милосердия

Медицина стала ее основным интересом. Она создала детскую Елисаветинскую больницу, совершенно преобразила Максимилиановскую больницу, устроив здесь первый стационар, создала первый отряд сестер милосердия, которые по ее воззванию пришли, чтобы отправиться помогать на фронт в Крымскую войну. Крестовоздвиженское общество сестер милосердия стало прообразом общества Красного Креста.

Елена Павловна мечтала создать институт повышения квалификации врачей, но задуманное смогла реализовать только ее дочь Екатерина Михайловна. Сегодня это Медицинская Академия последипломного образования в Петербурге, в сквере которого совсем недавно поставлен памятник основательнице - Великой княгине.

Великая княгиня Елена Павловна

Ее дипломатическое искусство и умение исподволь убеждать императора в идеях, вызывавших отторжение, было поразительным. Александра II она убедила отменить крепостное право, проведя первый эксперимент на своих крестьянах. Михайловский дворец постепенно стал центром либеральных идей.

Здесь собирались не только высокопоставленные чиновники, приближенные к императору, но и те, кто не обладал никакими царскими привилегиями, но имел много интересных идей, что позволяло им свободно высказываться. За это Великая княгиня получила новый «титул» - Княгиня Свобода». Это действительно был островок свободы в России, особенно если вспомнить эпоху Николаевской России и потом России Александра III.

Великая княгиня Елена Павловна

Но такая активность вызывала зависть как у женской половины общества (особенно), так и тех, кто был вовсе не настроен по либеральному. Слухи, сплетни, интриги… Но она делала свое дело, медленно и неустанно.

Елена Павловна умерла двадцать первого января 1873 года и захоронена вместе с супругом и двумя дочерьми в усыпальнице Петропавловской крепости. Посмертная судьба ее сложилась трагично: ее имя было забыто и теперь уже мало кто его знает и помнит.

В XX веке этому способствовала революция семнадцатого года, а до этого – либеральные устремления Александра II сменились совсем иными настроениями и либерализм в России потерпел крах.

Вспомнили о Елене Павловне совсем недавно, организовав в Русском музее (бывшем Михайловском дворце) выставку, посвященную великой женщине с печальной судьбой и грустными глазами.

Урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга великого князя Михаила (сына императора Павла I, Павла, брата Александра I и Николая I).

Брак принцессы Шарлотты, в православии – Елены Павловны, и великого князя Михаила никак нельзя было назвать счастливым. Едва ли можно найти двух людей, столь различных по складу, интересам и характерам. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учеными и философами, музыкантами и писателями. К тому же на момент свадьбы великий князь был страстно влюблен в одну из фрейлин матери, императрицы Марии Федоровны.

На помолвку с Шарлоттой он согласился под жестким давлением семьи. Напрасно его брат, Николай Павлович (будущий Николай Первый) расписывал достоинства принцессы, с которой познакомился первым. В письме Михаилу он уверял, что невеста брата «имеет ангельское личико, белокура, ловка и говорит, как француженка, одевается прекрасно. Имеет ножки … весьма умна, но скромна, чувствительна и предобрая».

Во время помолвки Михаил держался подчеркнуто холодно, и не изменил своего отношения после переезда невесты в Россию в 1824 году. После свадьбы будущая императрица Александра Федоровна, жена Николая I, оставит запись в дневнике: «очень грустное впечатление». А много лет спустя на вопрос адъютанта, будет ли он праздновать серебряную свадьбу, великий князь якобы ответит: «Нет, подожду еще пять лет и отмечу годовщину тридцатилетней войны».

Из пяти дочерей, родившихся в браке, лишь одна переживет родителей: двое княжон умрут в младенчестве, двое – в ранней молодости. Горечь утраты супруги переживали остро, но и это не сблизило их.

И все же Елена Павловна найдет свое место на новой родине. Недаром после ее смерти, один из современников, граф Сергей Дмитриевич Шереметев напишет в мемуарах: «Великая княгиня Елена Павловна. В этом имени целая эпоха...»

Портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом.
Художник Х. Шмид. Вторая четверть XIX века. Оригинал хранится в Государственном Русском музее
© Wikimedia

Император Николай I называл золовку le savant de famille – «ум нашей семьи». Об интеллектуальных способностях великой княгини можно судить уже по тому, что за год, прошедший с помолвки до венчания, она настолько хорошо выучила русский язык, что смогла прочитать в оригинале «Историю государства Российского» Карамзина!

Впрочем, в салоне Елены Павловны по обычаю того времени чаще говорили по-французски. Да и саму великую княгиню в обществе называли на французский манер – мадам Мишель. Здесь, в Михайловском дворце (нынешнем главном здании Государственного Русского музея), где после свадьбы поселились Михаил и Елена, проходили не только блестящие балы. На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались ученые, писатели, юристы и художники. Здесь императорская чета могла встретиться с теми, кто не был официально представлен ко двору, а значит, не мог посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Александр II называл тетушку Princessе la Liberté – «Княгиня Свобода». Елена Павловна не только была одной из первых, кто освободил крепостных в одном из своих имений. Именно в ее петербургской гостиной собирались сторонники реформаторских идей молодого императора. В 1861 году, после принятия Реформы по отмене крепостного права в России, Великая Княгиня первой получила из рук Александра II золотую медаль - «За труды по освобождению крестьян».

Елена Павловна умела убеждать. Когда во время Крымской войны она решила основать первую в истории сестринскую общину для работы в полевых госпиталях, приговор общества был однозначен: женщине на войне не место. Но мадам Мишель уже обещала хирургу Николаю Пирогову, что пришлет ему помощниц на фронт. И это обещание от великой княгини великому хирургу было выполнено. Крестовоздвиженская община сестер милосердия была создана в ноябре 1854 года, и во многом стала прообразом работы основанного позднее «Международного движения Красного Креста».

Сестры Крестовозджвиженской общины сестер милосердия, 1855 год, Севастополь.
XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса. 1901
©
Wikimedia

С именем Елены Павловны связаны и два крупнейших события в музыкальной жизни Петербурга и всей Российской империи XIX века – открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн. Но «двигателем» организации и первой в России концертной организации, и первого высшего музыкального учебного заведения была именно великая княгиня.

Елена Павловна участвовала в обсуждениях планов Рубинштейна, согласовывала возможность реализации этих планов с членами императорской семьи, щедро жертвовала собственные средства – и на организацию, и на дальнейшую работу РМО и консерватории. Для открытия первых классов консерватории княгиня продала часть своих фамильных украшений. Одним из первых студентов консерватории стал Петр Ильич Чайковский. А в ноябре 1865 года студент Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Состоялось оно именно в Михайловском дворце, куда Чайковский прибыл по приглашение Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов – в салоне великой княгини бывал Рихард Вагнер, в ее дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Музыканты – российские и заезжие, всегда поражались глубине профессиональных знаний их меценатки. Впрочем, как писал Антон Рубинштейн, «ни одна из областей человеческих знаний и искусств не была ей чуждою. Она покровительствовала многому и создала многое».

Елена Павловна действительно обладала невероятной способностью оборачивать любое свое увлечение, любой интерес, на пользу культурному ландшафту империи, которой правили ее ближайшие родственники.

В мае 2017 года Российский Красный Крест отметит свое 150-летие со дня основания. Эта дата тоже напрямую связана с Домом Романовых. 15 мая 1867 года император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста).

"…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…"

Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан 1896 г.

"Это женщина с обширным умом и превосходным сердцем. На её дружбу вполне можно положиться, если она раз удостоит ею. Воспитанная под надзором Кювье, друга её отца, принца Вюртембергского, она сохранила воспоминания о всём, что видела и слышала в молодости. Выданная молодой замуж, она не переставала изучать науки и быть в сношениях со знаменитостями, которые приезжали в Петербург или которых встречала во время своих путешествий за границей. Разговор её с людьми сколько-нибудь замечательными никогда не был пустым или вздорным: она обращалась к ним с вопросами, полными ума и приличия, вопросами, которые просвещали её… Император Николай Павлович говорил мне однажды: «Елена – это учёный нашего семейства; я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завёл со мной разговор об истории Православной Церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает… ".

Граф П.Д. Киселёв

К.Брюллов Великая княгиня Елена Павловна с дочерью

Фредерика-Шарлотта родилась 28 декабря 1806 года в Штутгарте. С девятилетнего возраста жила в Париже, воспитывалась в пансионе писательницы Кампан. Принцессе не исполнилось и шестнадцати лет, когда увидевший её во время поездки по Европе Император Александр I попросил её руки для своего младшего брата, Великого Князя Михаила. Казалось, нужно было только радоваться: скромной принцессе маленького королевства повезло, что на бедную родственницу обратила внимание вдова Павла Первого Императрица Мария, выбрав девушку в жёны своему сыну. Самостоятельно, при помощи словаря и учебника грамматики, она изучила русский язык, чем, приехав в Россию, поразила придворных.

Великая княгиня Елена Павловна 1820-е Литография

Великая княгиня Елена Павловна и Великий князь Михаил Павлович 1820-е гг

16-летняя принцесса прибыла в Россию в октябре 1823 года. Став супругой брата будущего императора Николая I и приняв православие, немецкая принцесса получила имя Елена Павловна. Супруг был старше своей избранницы на 8 лет, и в свои 26 лет служил командиром Гвардейского корпуса, был членом Государственного Совета, генерал-инспектором по инженерной части, активным участником в работе Следственной комиссии по делу декабристов. Проведшая основную часть своей небольшой жизни в тихой германской глуши, великая княгиня не была избалована, пышный петербургский двор, в который она попала, разительно отличался от ее прошлого скромного жилища. Тем не менее вхождение в круг петербургских небожителей произошло довольно быстро и успешно.

Табакерка с миниатюрами-портретами на крышке

императрицы Марии Федоровны (в центре),

Сына Михаила Павловича и Елены Павловны

Трудно представить себе таких разных людей в одной семейной паре, какими были Михаил и Елена. Она получила блестящее образование, с ранних лет она, от природы талантливая и любознательная, проявляла необыкновенные способности к точным и естественным наукам. Выдающийся французский зоолог Жорж Кювье даже хотел видеть ее своей ученицей.

Х. Шмид. Портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом. Вторая четверть XIX века

"Это - бурбон нашей семьи ", - так мог бы сказать царь о супруге Елены Павловны, своем брате Михаиле. Действительно, в сравнении с ним даже такие страстные любители фрунта, как Константин и Николай, выглядели мягкотелыми либералами. Потускневшая пуговица или незастегнутый крючок вызывали у Михаила целую бурю гнева. Впрочем, несмотря на это, военные любили своего командира, называя его "добрым угрюмцем": как писал биограф Михаила, "под личиной строгости великий князь, однако, таил доброе сердце ". К тому же он был необыкновенно остроумен, и высказывания Михаила Павловича любили повторять в обществе.

Брюллов К.П. Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией 1830

Художник (?) Портрет дочерей Великой княгини Елены Павловны

Марии, Елизаветы и Екатерины

Дети (а у Елены и Михаила было пять дочерей) всегда чувствовали доброе сердце отца. Как только он появлялся вечером в их спальне, они вскакивали с постелей и с визгом повисали у него на шее. Зато когда заходила мать, они чинно лежали под одеялами, подставляя лобик под ее холодный поцелуй.

В Елене не было доброты и непосредственности Михаила, а в поступках ее всегда чувствовалась внутренняя дисциплина, сдержанность, порядок, рационализм и взвешенность. Естественно, что супруги не ладили. В год 25-летия их брака Михаил пошутил: "Еще пять лет такой жизни, и наш брак можно назвать Тридцатилетней войной ". Но он не дожил до конца этой "войны" и внезапно умер в 1849 г.

Брюллов К.П. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1829

Крамской И. Н. Портрет великого князя Михаила Павловича 1860

(заказной портрет, написан уже после смерти Михаила Павловича)

Её занимала деятельность Университета, Академии наук, Вольного экономического общества. Она имела долгие беседы с профессором К.К. Арсеньевым, желая познакомиться с историей и статистикой России; вела глубокие богословские разговоры с архиепископом Херсонским Иннокентием, предложила историкам заняться исследованиями о представительных учреждениях в России и финансировала этот проект. Супруга брата императора не была чужда внешнего блеска и роскоши, двор ее был поистине царским. "...Подобного соединения в одно прекрасное целое всех обаяний роскоши, изобретений воображения и изящного вкуса мне никогда не случалось видеть даже при нашем блестящем дворе. Для достойного описания этого праздника надо было совокупить живопись с поэзией, кисть Брюллова с пером Пушкина " - писал барон М.Корф.

Литография из собрания Н. В. Соловьева Портрет Елены Павловны.

Гау В.И. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1840

Феликс Шивани Великая княгиня Елена Павловна

Дружила Елена Павловна и с Василием Жуковским, который помогал ей совершенствовать русский язык, и с Федором Тютчевым. Особенно увлечена она была прозой Гоголя - явное свидетельство неординарности этой читательницы - и добилась издания его первого собрания сочинений.

Ж.Кур. Портрет Великой Княгини Елены Павловны 1842

Все кстати, все прелестно до конца.

В таком дому всегда есть место чуду -

Оно - обычай Вашего дворца.

Ф.М.Тютчев

Елена Павловна славилась как истинная меценатка - с чувством прекрасного, изящным вкусом, обширными знаниями, тонким слухом. Хорошо разбираясь в живописи, великая княгиня помогала художникам А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. В ее салоне устраивались концерты, велись содержательные беседы. Кроме писателей, сюда приходили ученые (один из них, Н. Миклухо-Маклай, посвятил великой княгине свои исследования о Новой Гвинее), а также музыканты. И самой яркой звездой среди них был талантливый, энергичный и честолюбивый Антон Рубинштейн. Он при полной поддержке Елены Павловны основал Русское музыкальное общество (за осуществление этой идеи Елена Павловна взялась со свойственными ей пылом и настойчивостью, пожертвовав свои личные средства и помещения Михайловского дворца), а потом и консерваторию, первым выпускником которой стал П.И. Чайковский. Развитие этого, явно прозападного (в пику кругу Балакирева и "Могучей кучке") направления в музыке шло под эгидой Елены Павловны, известной космополитки среди Романовых.

Здание Клинического повивально-гинекологического института

Императрицей Марией Федоровной ее управлению были завещаны повивальный и Мариинский женский институты, затем к ним присоединилось училище святой Елены, впервые устроенное без принятия во внимание сословных различий воспитанниц. Потом она основала в память своих дочерей (четверо из пяти дочерей Елены Павловны умерли) Елисаветинскую детскую больницу в Петербурге и детские приюты Елисаветы и Марии в Петербурге и Павловске и совершенно преобразовала и расширила Максимилиановскую лечебницу для приходящих, создав в ней отделение для постоянных кроватей. Во всех этих учреждениях и ряде других она была не просто высокой покровительницей, а деятельной и озабоченной их успехом силой, умевшей всех вокруг одушевлять и объединять, не подавляя никого своей личностью и возбуждая в каждом радостное сознание общей работы на общую пользу. В последние годы жизни она была занята мыслью об устройстве лечебно-благотворительного и одновременно научно-учебного учреждения, где молодые врачи могли бы повышать квалификацию. Эти планы осуществились уже после ее кончины в 1885 году, когда открылся Клинический Институт Елены Павловны.

Главный корпус Клинического института великой княгини Елены Павловны

Фото 1890-х гг.

Главным ее личным делом было учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Нравственно поддержанная в своей мысли Пироговым, несмотря на тайные и грязные насмешки и явное противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия. Сестры этой общины работали не только в больницах и госпиталях, но и непосредственно на поле боя.

В скромном деревянном флигеле Калинкинского госпиталя начинала свою деятельность знаменитая впоследствии община сестер милосердия, названная Еленой Павловной Крестовоздвиженской. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго мое на себя » и «Ты, Боже, крепость моя ». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «Только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога ».

Обязанности сестер Крестовоздвиженской общины

Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер. 6 ноября 1854 года первые 35 сестёр милосердия отправились с доктором Тарасовым в Симферополь, где их ждали Н.И.Пирогов и несколько тысяч пациентов, раненных в сражениях при Альме и Инкермане, а также при первой бомбардировке Севастополя. Сёстры милосердия сразу приступили к тяжёлой работе. Мисс Найтингейл во главе 37 английских медицинских сестёр появилась в Крыму в начале 1855 года. Николай Иванович всю жизнь возмущался, что медицинская общественность Европы, а за нею и России отдала пальму первенства в женском милосердии на поле битвы англичанке.

Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия. «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования «последнего слова» с Запада - наоборот, Англия (...) стала подражать нам, прислав под Севастополь (...) мисс Найтингель со своим отрядом ». Через 10 лет швейцарец А. Дюнан основал Международный Красный Крест, прототипом которого явилась Крестовоздвиженская община.

Крестовоздвиженская община сестер милосердия

В октябре 1854 года Елена Павловна выпустила воззвание «ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязательствами », отправиться в Севастополь в медицинский отряд во главе с Н.И. Пироговым. По возвращении из Крыма сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины размещались в Михайловском дворце, а с 1860 года – в отдельном здании на набережной Фонтанки, где была устроена лечебница (с 1919 года – больница им. Г.И. Чудновского). В 1872 году главный врач общины Н.И. Торопов утверждал: «…мы не знаем, чтобы где-либо стекалось теперь в одно место за советом и лекарством так много больных, как в эту лечебницу». Она славилась оказанием медицинской помощи малоимущему люду. Кроме того, община с 1856 года принимала участие в лечении стационарных больных в Морских госпиталях Санкт-Петербурга и Кронштадта. Через три года после основания 8 мая 1864 года Анри Дюнаном Международного Красного Креста было учреждено «Российское общество попечения о раненых и больных воинах » – предтеча отечественного общества Красного Креста. К этому имела прямое отношение деятельность Крестовоздвиженской общины. Для подшефных учреждений Великая Княгиня на личные средства многократно приобретала за границей лекарственные препараты, например, партии дорогостоящей хины в Англии.

Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста

Новое поколение сестёр приумножило ратную славу своих предшественниц на полях сражений русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Полученный опыт использовался при создании новых общин сестёр милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньинской и др.).

15 мая 1867 года император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста) . Почётными членами Общества стали Император, все Великие Князья и Княгини, высокопоставленные лица, представители высшего духовенства. Общество находилось под покровительством Императрицы. В письме Анри Дюнана (1896), первого лауреата Нобелевской премии мира, Российскому Обществу есть такие строки: «…существованием Красного Креста мы сегодня обязаны благодарному приёму оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны, делу, вдохновительницей которого была Елена Павловна ».

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье Портрет великой княгини Елены Павловны 1862

Наиболее важную историческую заслугу Елены Павловны перед Россией составило ее участие в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости. Уже в начале 1856 года стало известно, что Елена Павловна «горой стоит» за освобождение крестьян. Н.А. Милютин написал для Елены Павловны проект освобождения ее собственных крестьян имения Карловка (имение Карловка насчитывало 12 селений, в которых проживало 7392 души мужского пола и 7625 душ женского пола, обрабатывавших свыше 9 тысяч десятин земли), и в этом проекте было сказано главное - освобождение крестьян надо проводить с землей за выкуп. Это предложение стало основной идеей освобождения крестьян в 1861 г. Неудивительно, что Елена Павловна одной из первых прочитала еще не опубликованный манифест 19 февраля 1861 г. - уж к нему она имела непосредственное отношение.

«Прокрестьянская» деятельность Елены Павловны вызывала «нерасположение» в ближайшем окружении Александра II, и «это нерасположение переносилось на саму великую княгиню». С 1858 года дворец великой княгини «стал центром, в котором приватно разрабатывался план желанной реформы». Противниками же реформы была развязана целая компания по распространению злобных и грязных сплетен, обвинений в политической неблагонадежности великой княгини…

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и другие документы реформы, положившие конец крепостному праву в России. 5 марта манифест был оглашен в Москве и Петербурге, чуть позже - по всей России. За крестьянской реформой последовала целая россыпь либеральных реформ 1860-х годов. Великая княгиня не осталась в стороне от этих нововведений. "Она была высокообразованная женщина и принимала участие во всех разумно свободных явлениях нашего времени ", - писал известный литератор А.В.Никитенко. Кульминационным пунктом общественной деятельности великой княгини, имевшим наибольший политический резонанс, стала крестьянская реформа 1861 года. С тех пор ее роль в государственных делах резко пошла на убыль. После известного выстрела Д.Каракозова, стрелявшего в императора 4 апреля 1866 года, наступила пора реакции, в первую очередь ударившая по либеральным реформаторам. "Защитники реформ , - писал князь Д.А.Оболенский, сам принадлежавший к кругу этих лиц, - уже обнародованных и вошедших в закон, заклейменные названием красных, подвергнуты были или явному гонению, или опале ". Опалу своих друзей и соратников разделила и великая княгиня. Но ее вклад в реформы не был забыт: Александр II удостоил Елену Павловну медали "Деятелю реформ", которую она заслужила по праву... Петербургское общество подарило княгине титул Princesse La Liberte (Княгиня Свобода).

Великая княгиня Елена Павловна в последние годы жизни

Великая княгиня Елена Павловна умерла 9 января 1873 года. «Вряд ли кто ее заменит », - с грустью написал И. С. Тургенев, узнав об этом.

Из дневника министра внутренних дел П.А. Валуева: «Сегодня скончалась почти внезапно после трёхдневной болезни Великая Княгиня Елена Павловна. Последняя представительница предшедшего царственного поколения угасла. В её лице угас блистательный умственный светильник. Вторая половина жизни покойной была ознаменована разнообразными видами деятельности и многочисленными оттенками разных влияний. В её дворце происходил роковой разговор Императора Николая с английским посланником (Гамильтоном-Самуром), который оказался предисловием к Восточной войне. В том же дворце пребывала несколько лет сряду Адулламская пещера известных деятелей Редакционной комиссии по крестьянскому делу Н. Милютина, князя Черкасского, Ю. Самарина… В нём … встречались представители главных стихий петербургского мира – от членов Императорского Дома до приезжих литераторов и артистов… Ни одна из областей человеческих знаний и искусств ей не была чуждою. Она покровительствовала многому и создала многое ».

Первый в России памятник Великой княгине Елене Павловне Романовой в Петербурге.

Язык и ум теряя разом,

Гляжу на вас единым глазом:

Единый глаз в главе моей.

Когда б судьбы того хотели,

Когда б имел я сто очей,

То все бы сто на вас глядели.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта