Главная » Съедобные грибы » Гештальт терапия основные понятия и методы. Гештальт-терапия, основные принципы и методы

Гештальт терапия основные понятия и методы. Гештальт-терапия, основные принципы и методы

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.

В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.

После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.

Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.

Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.

В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Гештальт-терапия и гештальтпсихология является особым направлением в психологии, которое берет свое начало в Германии. Главной идеей в гештальтпсихологии является способность саморегулирования человеческого организма, то есть человек обязан отвечать за свои действия, нести ответственность. Основатели гештальт подхода разработали методику работы с пациентами, что помогло целостно решать вопрос изучения ряда психологических аспектов, происходящих в человеческом организме.

Гештальтпсихология не делит сознание на его составные компоненты. Представители теории считают, что восприятие не может создаваться или формироваться исключительно через человеческие ощущения, а свойства различных фигур, характеризуя только ее отдельные компоненты, описывать нельзя. Сознание из частей своего рода мозаики формирует целостное, создавая гештальт.

Понятие гештальт

Первый вопрос, который интересует многих. Что такое гештальт? Термин гештальт произошел от нем. слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». Гештальтом называют структурные формирования из различных частиц, составляющих единое целое. Именно это понятие лежит в основе практик гештальт-терапии.

Каждый человек должен понимать и осознавать, что же ему в действительности нужно, что он ощущает и чувствует. Гештальтпсихология не заостряет особое внимание на максимально быстром решении незначительных по ее меркам проблем. Простыми словами описать не так просто. Психологический подход подразумевает нечто большее. При работе с психологами, человек сможет совсем иначе взглянуть на свою жизнь, пересмотреть собственные жизненные позиции и полноценно погрузиться в условия реального мира.

Суть гештальт подхода состоит в том, чтобы человек правильно воспринимал окружающий его мир как подчиненную определенным принципам целостную структуру, а не как отдельные компоненты. Понятие гештальт, как и сама гештальтпсихология, является противником, так называемой, структурной психологии. Она не поддерживает принципы разделения, дробления человеческого сознания на отдельные компоненты и создания из них сложных психофеноменов.

Основные идеи

В гештальт-психологии самым главным объектом, с которым ведется работа, является сознание человека. Оно выступает единым динамическим целым, где каждый элемент вступает в тесное взаимодействие друг с другом.

Если говорить простыми словами, то подход в гештальт-психологии к основному объекту работы можно сравнить с человеческим организмом. Он является единым целым, хотя и состоит из разных компонентов. Но каждая система и орган четко и безотказно взаимодействуют между собой долгие годы, создавая единое целое.

Гештальтпсихология включает в себя ряд основных идей, объектов и инструментов, представляющих собой главные аспекты данного психологического направления:

  • Гештальт. Он представляет собой единицу сознания и целостную структуру образа.
  • Предмет данного направления психологии — это человеческое сознание. Построение понимания предмета осуществляется по принципу его целостности.
  • Познавательным методом в гештальт-психологии выступает описание, а также наблюдение собственных восприятий. Начало восприятия человек берет не от собственных ощущений, поскольку в реальном мире они отсутствуют, а от отражений воздушных колебаний и их давления.
  • Зрительное восприятие. Данное восприятие выступает как ведущий или основной психопроцесс, определяющий текущий уровень развития психики человека. К примеру, каждый из нас регулярно получает внушительное количество всевозможной информации, воспринимая и обрабатывая ее с помощью зрительных органов.
  • Мышление. Представляет собой не просто набор навыков, которые были сформированы в сознании человека, а это сложный процесс разрешения задач, который осуществляется с помощью структурирования особых полей — через так называемый инсайт в реальном мире.

Законы и принципы

В основе данного психологического подхода лежат основные законы гештальта.

Первым законом психологического учения является так называемый закон фона и фигур. Любой из нас воспринимает различные фигуры как своего рода замкнутые и целые объекты. Что же касается фона, то это нечто, что постоянно располагается сзади фигуры.

Вторым законом выступает транспозиция. Психика человека реагирует, то есть отвечает не на каждый отдельно взятый раздражитель, а на определенное их соотношение. Суть заключается в следующем — элементы можно объединить, если между ними присутствуют хоть какие-нибудь признаки схожести. Это может быть симметрия, близость, одинаковый цвет и пр.

Еще один важный закон — это закон прегнантности. Среди всевозможных перцептивных альтернатив имеется тенденция воспринимать наиболее простые и стабильные фигуры.

Закон константности или постоянства. Суть или смысл закона базируется на том, что все устремляется к константе.

Закон близости заключается в том, что мозг человека объединяет все окружающие структурные элементы в цельные образы, как в пространстве, так и во времени.

Последним, но не менее значимым законом в гештальтпсихологии является закон замыкания. Он предусматривает заполнение имеющихся в воспринимаемом человеком объекте пробелов. Иногда мы воспринимаем непонятные для нас вещи и образы, которые мозг пытается как-то изменить, трансформировать. То есть осуществляется определенный процесс преобразования непонятного объекта в такой объект, который вполне доступен нашему восприятию или пониманию. В некоторых случаях это представляет потенциальную угрозу. Мы видим то, чего нет.

Такие понятия, как качество, константа, а также фигура и фон, являются неотъемлемыми частями гештальта. Изучив их, вы сможете понять, что же такое гештальт-психология, и в чем заключаются ее главные особенности.

Основные положения и принципы гештальт-терапии

Свойства психологического восприятия, такие как константа, фигуры или фон, вступают во взаимодействие, принося новые определенные свойства воспринимаемым образам и объектам. Именно это и является гештальтом, то есть качеством формы. Чтобы достичь желаемой целостности, а также упорядоченности, используют несколько основные принципы гештальта:

  • Близость. Этот принцип заключается в том, что все располагаемое в непосредственной близости друг от друга воспринимается всегда как нечто единое целое.
  • Принцип схожести основан на понимании и восприятии вместе всего, что похоже по своему цвету, форме, а также размеру или иным признакам.
  • Целостность. У данного принципа восприятие склонно к стремлению упрощать и объединять в единое целое.
  • Смежность представляет собой близость между образами, возникающими в окружающем пространстве и данный момент времени. Примечательно, что смежности могут влиять на человеческие восприятия.
  • Речь идет о ситуациях, когда одно произошедшее событие повлекло за собой другое.
  • Общая зона. Данный принцип формирует повседневное восприятие человека, идущее совместно с ранее приобретенным человеком опытом.

Что такое гештальт терапия?

Широкое использование гештальтпсихологии во многом объясняется тем, что она способна решить ряд человеческих проблем. Задачей гештальтпсихологии является осознание собственных переживаний и выбор оптимального пути их решения.

Не удивительно, что ее активно применяют в практике психотерапевтической деятельности. На основе принципов гештальтпсихологии была разработана одна из самых популярных и эффективных методик современной психологии. Это направление получило вполне справедливое название гештальт терапия. Основы гештальт терапии были разработаны психологом Фридриком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.

Виды

Различают несколько видов терапии, среди которых:

  • групповая гештальт терапия;
  • семейная;
  • парная;
  • детская;
  • индивидуальная.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется групповая гештальт терапия, но специалисты также не исключают пользу гештальт самотерапии. Изучив техники гештальт самотерапии, человек с их помощью может разобраться в себе, собственных проблемах и найти пути их решения.

В семейной, парной, детской и групповой гештальт-терапии основным действующим лицом выступает терапевт. Он проводит сеансы гештальт-терапии с детьми и взрослыми, осуществляет семейную гештальт-терапию, помогает в подборе путей решения проблем зависти, паники, конкуренции, помогает при обиде и в борьбе со стыдом.

Семейные, а также парные занятия полезны для обоих пациентов. Причем один человек может иметь проблемы, а задача остальных участников занятий – помочь ему, оказать поддержку.

Ведь как мужская, так и женская половина пациентов могут оказывать сопротивления в гештальт-терапии, потому групповые сеансы порой лучше заменить на индивидуальные беседы или парные приемы. Так партнер или член семьи послужит стимулом для раскрытия проблемы и поиска ее решения.

Также семейные и парные занятия направлены на решение внутренних проблем, которые негативно влияют на взаимоотношения между мужем и женой, либо родителями и детьми.

Роль гештальт-терапевта

Гештальт консультанты — это специалисты, которые практикуют применение методов гештальт терапии. При работе со сновидениями в гештальт-терапии или других методах терапии с пациентами, терапевт позиционирует себя как часть терапевтического лечения, взаимодействия. В случае применения специалистом методов гештальт-терапии в психологическом консультировании, соблюдая основные положения гештальта, псхотерапевт обязан раскрываться настолько же полноценно перед пациентом, как и пациент раскрывается перед ним. Опираясь на принципы гештальт-терапии, в ходе сеансов индивидуальной или групповой гештальт терапии достигается решение проблем, с которыми столкнулся пациент.

Первое, что следует определить специалисту в области психологии, это суть проблемы. Без этого начинать работы с устранением проблем взрослого человека или ребенка невозможно. К примеру, при панических атаках гештальт терапия готова предложить эффективные и действенные методы борьбы с подобными явлениями.

Различные упражнения данной психотерапии основаны на принципах «здесь и сейчас», «я – ты».

Принцип гештальт терапии «здесь и сейчас» является основополагающей концепцией, ведь мы живем именно здесь и сейчас. И если изменить прошлое мы не может, зачем так много внимания и энергии уделять ему?! Человеку следует думать о настоящем, а также о том, как приступы зависти, необоснованная паника или конкуренция может отразиться на нем в будущем.

Принцип «я – ты» демонстрирует стремление к естественному и открытому контакту личности с окружающим его обществом, подавляя в себе чувства зависти и конкуренции, на принципе основаны занятия групповой гештальт терапии.

Подобные подходы и принципы при работе гештальт терапевта с пациентами и субличностями помогает им иначе взглянуть на происходящее, дать более объективную оценку собственным действиям, ощущениям, переживаниям и восприятиям. Собственно, это и является основной гештальттерапии, которую пациент постигает на приеме у терапевта.

Техника проведения сеансов

Цикл контакта является основным понятием гештальт терапии. Что такое цикл контакта? Это модель, которая описывает вполне естественный процесс удовлетворения человеческих потребностей, процесс формирования и деструкции фигуры. Об этом говорится в теории «Self» одного из сооснователей терапии — П. Гудмана. Появление self в гештальт терапии существенно повлияло на технику сеансов.

Осваивая технику гештальт терапии, терапевту важно выявить и узучить все механизмы прерывания контакта, причем каждый механизм требует определенного подхода. Прерыванием является нарушение естественных обменов человека с окружающей его средой, а также нарушения в процессах сознания.

Самые распространенные механизмы прерывания контакта в гештальт терапии: конфлюэнция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм.

Каждый из данных механизмов возникает в конкретной фазе цикла контакта. Конфлуенция формируется на этапе преконтакта, и проявляется тем, что человек не может осознать свои чувства и ощущения. На этапе контактирования контакт терапевта с пациентом затрудняют интроекция или проекция. На завершающем этапе контактирования, в случае уклонения субличности от прямого способа удовлетворения потребности возникает дефлексия или ретрофлексия, и, как результат, происходит обращение возбуждения пациента на самого себя. Эготизм возникает уже на в фазе постконтакта, в том случае, если опыт, полученный на предшествующих эпапах цикла, не усваивается в self и отвергается пациентом.

Прерывание контакта может в том случае, если у терапевта не достаточно опыта работы с механизмами прерывания, и он сам непроизвольно поддерживает механизмы прерывания контакта клиента.

Индивидуальные сеансы гештальт терапии и занятия в группах являются экспериментальными, экзистециональными подходами в психологии и консультировании, которые, в первую очередь, опираются на опыт.

Цель методики состоит в том, чтобы расширить собственное человеческое сознание путем осмысления жизни, а также улучшить взаимосвязь с миром и окружающими людьми.

Психология — это сложная и многогранная наука, в которой в настоящее время широко используется принцип гештальт терапии. Нужно лишь грамотно подобрать технику терапии, которая эффективно подействует в конкретном случае при работе с пациентом, его проблемами, переживаниями.

Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип "сейчас". "Сейчас" - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".
2. Принцип "я - ты". Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы ("что-то давит в груди") на субъективизированные ("я подавляю себя").
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы "примеряют" различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание ("ага-переживание") - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: "Ага!". По Ф.Перлзу, "ага" - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда "закрывается" гештальт, "звучит" этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.

Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, "нападающим" и "защищающимся". Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент ("горячий стул"), располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: "Я обижен.".
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается "разыграть проекцию", т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: "Я испытываю к тебе жалость", просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами "душечки" предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра "Старый заброшенный магазин". Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.

В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Гештальт терапия - это форма терапии, вобравшая в себя и обобщившая различные психотерапевтические методы лечения. В переводе с немецкого языка слово «gestalt» означает «фигура», «форма». В основе гештальт терапии лежит целостный подход к человеку и его проблеме с учетом телесных, духовных, социальных аспектов. Основное внимание направлено не на поиск причин возникновения проблемы, а на попытке осознать сиюминутные ощущения человека, что он чувствует в данный момент и как можно что-то изменить к лучшему.

Основателем гештальт терапии является немецкий психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз, который окончательно сформулировал принципы терапии в своей работе в 1951 году. Главной целью нового метода лечения Перлз обозначил достижение «здоровой личности» (нем. gute gestalt) – отсюда и появилось название гештальт терапия.

В настоящее время последователи Перлза пытаются и дальше совершенствовать методы гештальт терапии, применяемые для лечения заболеваний психики, например, шизофрении , шизоидного невроза .

Основные положения

Гештальт-терапия базируется на способности психики человека к саморегуляции и адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Человек должен осознавать последствия за собственные поступки, цели, желания. Психотерапевт сосредотачивает внимание пациента на осознании и оценке ощущений, которые чувствует пациент «здесь и сейчас».

Очень важно, чтобы пациент сам осознал свои истинные потребности. Например, при наличии у пациента алкогольной или наркотической зависимости, он должен осознать, что алкоголь или наркотики – это не истинная потребность его организма, есть что-то более значимое. Для такого осознания необходим положительный практический опыт взаимодействия с окружающей средой, например, новое интересное хобби. Основная цель – восприятие чего-то нового, развитие творческого мышления, побуждение к росту, развитию личности. Помогает обозначить истинные потребности пациента экспериментальный анализ.

Суть гештальт терапии заключается в получении пациентом способности концентрироваться на новом положительном опыте, осознавать его значимость на телесном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, понимать, что в жизни существует выбор. Свой стиль жизни можно изменить в соответствии с новыми ощущениями, полученными в результате практического опыта взаимодействия с теми элементами окружающего мира, которым раньше не придавалось должной значимости.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

  • Первый принцип - понимание настоящего. Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего.
  • Второй принцип - «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.
  • Третий принцип - пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».
  • Четвертый принцип - использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.
  • Пятый принцип - пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.
  • Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «...и я буду за это ответственным». Другие игры - «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Упражнения гештальт-терапии

  • Горячий стул – все участники группы располагаются на стульях, стоящих по кругу. В центре круга стоит еще один стул, который называется «горячим». Один из участников группы садится на горячий стул, причем по своему желанию. Сидящий на горячем стуле начинает рассказывать о своих проблемах, остальные задают ему вопросы, на которые должны быть даны откровенные ответы. Человек на горячем стуле должен ощутить теплоту, понять, что его проблемы кого-то волнуют, стать уверенным в себе, осознать, что его проблемы преодолимы.
  • Ассоциации – психотерапевт или один участник группы называет понятие или термин, вызывающий негативные эмоции, например, «страх», а другой подбирает к нему позитивную ассоциацию, например, «преодоленный страх».
  • Незаконченные фразы – скажите другим участникам группы то, что о них думаете. Ваши фразы должны начинаться со слов: мне нравится, что ты…, меня злит, что ты…, я удивлен, что ты… и т.д.
  • Человек, которого не хватает – участник закрывает глаза и представляет человека, которого ему не хватило в прошлом, например, старшего брата или наставника. Затем участник рассказывает группе о том, как этот человек мог бы повлиять или предупредить проблему.
  • Обратные эмоции – участник выражает словами свои чувства и эмоции, которые он испытал при выслушивании проблемы других участников. Затем пытается изобразить противоположную эмоцию и исследует новые ощущения.
  • Реверсия – игра в противоположность. Например, правильной девушке предлагают побыть стервой, а верующему – грешником.
  • За и против – после выслушивания проблемы одного из участников группа делится на тех, кто критикует и тех, кто защищает. Каждая группа приводит свои аргументы, дискуссия и споры приветствуются.
  • Челнок – данное упражнение гештальт терапии можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Потребуется два стула – «горячий» и «пустой». Суть заключается в том, что человек сидит на «горячем» стуле и рассказывает вымышленному собеседнику на пустом стуле о своей проблеме. Затем пересаживается на пустой стул, пытается выслушать сказанное и воспринять со стороны слушателя, дать совет, задать уточняющий вопрос. Затем снова на «горячий» стул, снова на пустой и т.д.

Принимая участие в различных играх, пациент должен понять, что реальная жизнь - это та же игра, в которой принимают участие настоящие люди, и что одни из этих игр для него приемлемы, а другие нет. Терапия должна научить людей менять неудовлетворяющую их игру и не бояться меняться самим, чтобы жизнь стала полноценной. Человек должен избавиться от комплексов и научиться быть свободным от навязываемых обществом предубеждений. Кроме того, во время терапии человек учится принимать своих близких такими, какими они являются, и не пытаться их изменить.

Конспект лекции по базовым техникам гештальт-терапии,интенсив, Коктебель,2016 (записала Л.Мутилина)

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

XIV Коктебельский интенсив «Искусство пребывания в потоке»

Лектор: Леонид Третьяк, психотерапевт,

кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт, тренер МГИ

Преимущество методов феноменологического направления состоит в том, что мы можем работать совершенно без техник, на основании того, что мы создаем контакт (контакт - это встреча двух феноменологий, то есть того, что переживает терапевт и клиент в диалоге и ситуации «здесь и сейчас»). То есть, если мы находимся в диалоге, мы находимся в контакте с клиентом, разделяя переживания, исследуем проблемные зоны, с которыми клиент к нам обратился, и при этом следуем феноменологическому методу (который руководствуется принципом «эпохе» - вынесения за скобки знаний, представлений и исследование опыта переживаний в чистом виде, как они есть).

Когда мы работаем в гештальт-методе, у нас есть три фокуса внимания:

1) Процессы, происходящие с клиентом, в клиенте, так называемая наблюдаемая феноменология.

То есть мы можем описывать переживания клиента, как они разворачиваются в настоящий момент времени и таким образом выполнять для него функцию отражения происходящих процессов, потому что обычно человек находится в слиянии с содержанием того, О ЧЕМ он говорит. А терапевт выделяет фоновые для клиента процессы - то, КАК он говорит, проживая свою непосредственную ситуацию «здесь и сейчас». Этот ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ, проявляется и в терапевтической сессии, и в ситуации жизни клиента.

2) Процессы, происходящие в самом терапевте,переживаемая,рефлексивная и нерефлексивная феноменология.

Сам терапевт является средой, которая тоже реагирует на контекст происходящего, создается совместное интерсубъективное поле ситуации. Сам терапевт, предъявляя свои переживания выступает моделью среды, и, если терапевт достаточно чист от своих искажений (насколько это только возможно), он может дать более точную обратную связь относительно тех процессов, которые возбуждает в нем клиент. Обычно похожая реакция на предъявления опыта клиента присутствует и других людей, но они могут не иметь возможности, да и желания дать полноценную обратную связь относительно поведения. И самораскрытие (адекватное, диалогическое) дает возможность клиенту понять и поисследовать повторяемость собственной реакции на некоторые события, своего собственного способа действия, своего способа поляризовать реакции другого при помощи переноса, проективной идентификации, то есть искажать поле взаимодействия определенным повторяющимся образом.

3) Процессы, происходящие между клиентом и терапевтом. Или другими словами, события на границе контакта терапевта с клиентом.

В фокусе внимания находятся процессы взаимодействия.

Мы наблюдаем за тем, каким образом клиент искажает предъявление собственной потребности во встрече с другим человеком. Допустим, степень вашей искренности может существенно различаться в контакте с враждебно настроенным или дружески расположенным человеком.

Для того, чтобы эта работа была достаточно эффективной существуют некоторые технические приемы, которые не являются специфически гештальтистскими, а относятся к общим гуманистическим техникам:

1) ФОКУСИРОВАНИЕ - если мы фокусируемся на преобладающей эмоциональной энергии, она нас обязательно приведет к актуальному в поле событию жизни клиента и к актуальной потребности

Энергия нового переживания - это основной изменяющий механизм в гештальт-терапии, вследствие того, что происходит воссоединение когнитивной оценки и эмоциональной энергии в беспокоящей ситуации. Как любил отмечать Серж Гингер, гештальт-терапевт работает на уровне эмоционального мозга, на уровне лимбической системы. Происходит процесс переучивания эмоционального мозга, согласование эмоций и мышления. Таким образом наш фокус не на идеях о ситуации, а на непосредственном переживании ситуации.

Основная идея о терапии переживанием была заложена в структуре гештальт-подхода со времени его создания. И когда гештальт только зарождался его предлагали назвать терапией сосредоточения, терапией концентрации.

На основе телесного фокусирования разработан и метод очень близкий по духу к гештальт-терапии, метод телесного фокусирования Юджина Джендлина, в основе которого лежит концентрация на чувствах и ощущениях, которые гораздо быстрее чем какие-то интеллектуальные механизмы и интерпретации приводят к распознаванию нереализуемой, хроническим образом фрустрируемой потребности, переживаемой в теле.

Для исследования контекста возникновения переживаний важна максимальная конкретизация высказываний -на этом основано предписание Перлза: «…рассказывай о ситуации так, как если бы она происходила сейчас».

В процессе рассказа клиентом конкретной ситуации в настоящем времени достигается полнота переживания отношения к ней. Это сопровождается телесным фокусированием: постоянным обращением внимания на жизнь тела и наблюдаемые невербальные компоненты переживания, которые сопровождают рассказ.

2) ОТРАЖЕНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Часто клиент, особенно находясь в ситуации высокой тревоги, не слышит своих собственных слов, они находятся в слиянии с ними, речь носит несколько автоматический компульсивный характер. И, конечно, каждый из нас, когда он высказывается каким-то образом о значимых для себя вещах, переживает некоторые элементы смущения, элементы какого-то колебания, сомнений в своей собственной позиции. Очень многие из нас имеют опыт игнорирования. Чем больше человек нарушен, тем больше он был когда-то не услышан в своей жизни. Очень многие патологии связаны не с тем, что у клиента был какой-то конфликт, а с тем, что у него был дефицит того, чтобы его слышали, чтобы его слова и поведение как-то отражали.

Это старая роджерианская техника - возвращение слов.

Часто в работе приходится наблюдать, как начианющий исследовать процесс клиента терапевт превращается в «какающего терапевта», задавая все время один и тот же вопрос - «а как это у тебя?», «а как ты это делаешь?», «а как ты это переживаешь?» и т.д.

Но вопрос - это интервенция на психологическую территорию клиента. А клиенту иногда нужно просто отражение. То, что он правильно услышан, то, что он понят. Особенно важно отразить те слова, которые вы уже услышали, когда клиент говорит много и находится в тревоге - для того, чтобы сблизить понимание (т.к. если отражение не проведено, существует большая вероятность начать работать через проекцию).

3) ЭМПАТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК - принцип, которой встроен в структуру диалога: как бы я переживал то, что мне рассказывается, если бы я был в сходных обстоятельствах.

4) ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ - иногда это осуществляется при помощи невербального отражения того, что делает и переживает клиент. То есть Вы невербально (например, мимически отразили), клиент это заметил в фоне, не нарушается течение мысли и структура изложения содержания переживаний, но клиент также получил важное сообщение о том, что он услышан, отражен, и получает информацию «фона», неочевидного для него самого, но важного элемента интерсубъективного контекста.

5) ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ФИГУРЫ

Часто так бывает, что терапевт увлекается содержанием сессии, уходит за клиентом куда-то в содержание, в своеобразный межличностный транс, и вследствие этого теряет понимание, с чего клиент начал, в чем собственно состояла структура запроса. Запрос - это не какая-то ригидная формулировка (например, клиент заявляет, что хочет стать увереннее), мы следуем за фокусом внимания клиента и не теряем фокус, а удерживаем и суммируем основные контрапункты речи. Суммируя и фокусируя общую сюжетную линию. Техника челночного связывания в гештальт-подходе - это, в том числе и выслеживание траектории фигуры, то есть с чего человек начал, излагая проблему, на что он перешел и каким образом одно связано с другим. Мы не теряем запрос, мы все время возвращаемся к запросу как к путевому маяку, который изначально был озвучен клиентом. Если же клиент не может сформулировать запрос, то он скорее находится не в клиентской позиции, а в пациентской, он просто пассивно терпит какое-то страдание, сфокусирован на симптомах, и не видит их связь с текущей жизненной ситуацией. Мы ему в процессе работы помогаем этот запрос сформулировать за счет отражения, прояснения, эмпатического отклика, фокусирования, конкретизации.

Перечисленные техники в большей степени нацелены на механизм слияния и являются диалогическими, общегуманистическими.

Пытаясь классифицировать техники гештальт-терапии еще в 70-ом году Клаудио Наранхо издал книгу «Отношение и практика атеоретического эмпиризма», в которой он разделил техники гештальт-терапии на три основных группы:

1) Супрессивные - техники, которые фрустрируют избегание чувственного опыта, не дают клиенту уйти от расфокусировки эмоциональной энергии, уйти от переживания при помощи слов. То есть терапевт обрывает, останавливает привычные невротические манипуляции содержанием, которые являются для клиентов способом избежать собственных переживаний. А путем избегания переживаний избежать принятия собственных решений в проблемной ситуации.

К супрессивным техникам относятся

Отказ от повествовательности, уход от разговора «О…» (уход от эбаутизмов): так как любая повествовательность является абстракцией, которая не привязан к непосредственному опыту переживаний.

Отказ от интерпретации поведения: так как любая интерпретация является оценкой, и чем более человек нечувствителен к внешнему миру, тем большая вероятность иметь более упрощенные интерпретации.

Отказ от долженствования

Фокусирование на настоящем моменте, презентификация;

Перевод вопроса в утверждение: как говорил Перлз, «знак вопроса - крючок запроса».

Экспрессивные техники - техники, которые позволяют выразить трудно выразимый опыт, таким образом взаимодействовать с теми частями своей личности, которые обычно находятся в тени, не распознаются и их сложно разворачивать в межличностном пространстве.

К экспрессивным техникам можно отнести:

- инициализация действия , простое побуждение (работа с дефлексией)

- выявление и передача эмоционального содержания (раскрытие ретрофлексивных механизмов, когда мы делаем себе то, что хотим сделать другому). Терапевт может использовать для этой техники переходные объекты - руку, подушку.

- амплификация (усиление, преувеличение или развитие действия). За счет усиления происходит восстановление осознавания текущего эмоционального опыта в связи с ситуацией жизни: «что именно я делаю, сдерживаю и т.д.», кроме этого становится понятно расщепление между той частью, которая подавляет и той частью, которая переживает. И амплификация всегда усиливает противоположные тенденции, которые развиваются в ситуации настоящего позволяя их распознать и артикулировать, а возможно и прямо выйти на конфликт потребностей.

Человек, который усилит напряжение, столкнется с энергией, которая этому противостоит, и таким образом тот конфликт, который он переживает, станет более очевидным. Сумма импульса и противоимпульса в психодинамической терапии описывается термином компромиссное образование и считается основным механизмом образования симптомов. В гештальт-подходе считается, что подобное суммирование приводит к слиянию и не различению потребностей, потере связи эмоции и вызвавшей ее ситуации, фрагментации гештальта целостной эмоции до уровня ощущений, и в конечном счете, также к соматизации переживаний .

- вербализация эмоций: очень часто, например, на группах говорят - у меня раздражение по поводу тебя, или просто - у меня раздражение. Но это безобъектное послание, потому что любая эмоция, а особенно эмоция раздражения, гнева, агрессии, она имеет некоторый объект, а львиная доля усилий в терапии заключается в восстановлении вытесненной связи между объектом, ситуацией, которая вызвала эмоцию, и эмоцией непосредственно. Соответственно, мы ищем объект в настоящем, на который направлено раздражение, и раздражение «к кому» или «к чему». Например, мне грустно - не может быть просто так грустно, это чувство тоже привязано к каким-то внутренним событиям или внешним, поэтому требуется продолжение - «грустно от того, что…».

Иногда эта вербализация даже не эмоции, а ощущения, то есть это уровень еще ДО собирания целостной эмоции, что делает со мной это ощущение - оно тянет, давит, крутит, ему можно «дать голос» - «что бы сказала твоя головная боль?».

С одной стороны это аппеляция к симптому как к проекции на тело событий на границе контакта(символической функции симптома), а с другой стороны это непосредственно приближение к этой не очень выраженной IDовской зоне ощущений, проприо- и интероцептивной репрезентации опыта переживаний, которые человек испытывает.

Соответственно при помощи экспрессивных техник, мы добиваемся наиболее полной мобилизации энергии Ид в настоящем времени. Именно блокада эмоциональной энергии при помощи обсессивных защит (изоляции аффекта, раздельного мышления, интеллектуализации и рационализации) способствует поддержанию хронической ситуации низкой интенсивности. В жизни мы это формулируем так: «я то все знаю, СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ». Полное переживание отношения к ситуации в настоящем, в контакте с эмоциональной энергией, позволяет разблокировать процесс принятия решений(Эго-функцию).

2) Техники интеграции, или внутриличностного столкновения.

Частично название этой группы техник связано с представлением о внутриличностном конфликте как борьбе противоречий, если в гештальтистском применении - это о том, что любая ситуация, любая потребность существует в некоторой катектированной форме, в форме полярностей (изначально идея полярностей философски-диалектическая, затем психоаналитическая, но потом была переосмыслена в теории дифференциального мышления Фридландера и оттуда включена в теорию гештальта). То есть, когда я выбираю полярность силы, то я теряю те преимущества, которые дает слабость.

В этом смысле мы все находимся в поляризованных выборах, и у нас есть части, в невротическом конфликте - одна часть отождествляется с требованиями, которые мы себе формулируем, а вторая часть отождествляется с нашими желаниями, с нашей частью Ид, которое, как известно побеждает. Отталкиваясь от этой Перлзовской идеи, Наранхо предложил эти техники столкновения.

Например, техники ассимиляция , или присвоения проекций:

когда человек о чем-то говорит «Ты», «Оно», «Это», терапевт предлагает - «Скажи это о себе…». Или так же одна из самых простых техник, когда человек возмущается кем-то или чем-то и описывает чем он возмущается, и мы возвращаем это - «попробуй скажи то же самое о себе». И выяснится, что в некоторых случаях, это на самом деле будет гораздо больше «о себе», чем о другом.

Через проекцию мы выделяем все с чем взаимодействуем, в гештальт-психологии есть похожий концепт - закон прегнантности: мы видим прежде всего то, что каким-то образом отражает наши потребности. Кстати, на использование проекций строятся проективные психодиагностические методики, тот же метод портретных выборов Сонди. Тем не менее, проекция - это часть нашего прошлого опыта привнесенного в настоящее, поэтому его важно ассимилировать, чтобы яснее воспринимать текущую ситуацию и не приписывать ей собственных эмоциональных значений.

Частным случаем возвращения (присвоения) проекции является техника отождествления с симптомом .

Человек (клиент/пациент) говорит - «у меня вот это…» и формулируется запрос таким образом, как «избавьте меня от этого» (от страха, от тревоги, от панической атаки, от депрессии). Как будто бы это не то, что человек конструирует и переживает сам в своем организме, а некая чуждая часть. Соответственно отождествление с симптомом - «Что делает симптом, как он меняет жизнь, как он влияет на самого человека, чему он мешает и чему он способствует?» тоже в каком-то смысле можно считать частным применением техники ассимиляции проекции.

Техники выявления и присвоения интроектов - техники, которые вы можете встретить и в аналитической литературе. Допустим, Нэнси Мак-Вильямс утверждает «… в самообвинении депрессивного пациента мы можем услышать прямо звучающий интроект, и спросить, кто так говорил?...». Наши суждения относящиеся к сфере Я, Я-концепция (по Роджерсу совокупность отраженных самооценок), когда то была Ты-концепцией кого то из наших близких. Интроецировав ее, мы формируем самооценку. Хорошо, если нам повезло с окружением, и мы слышали о себе только хорошее, а если нет? Тогда нам уже в терапии важно начать охоту на интроекты. Выявив их в форме долженствований и запретов, мы приступаем к их совместному критическому анализу на логическую обоснованность. Либо терапевт берет на себя роль интроектора, озвучивает интроецированное суждение,а клиент режиссирует, помогает добиться наиболее полной передачи эмоции, сопровождающей интроекцию, а затем пробует искать контраргументы, опровергающие абсолютизированное предписание.

Аналитические техники в гештальте

Техники проговаривания контрастных чувственных состояний .

По сути мы это используем, когда описываем себя как среду - что с нами делает клиент. Одновременно конфронтируя и отражая процессы расщепления, с которыми клиент к нам приходит.Например,замечаем колебания в настроении,вызванные реакциями на идеализирующее или обесценивающее отношение переноса.

Получение супервизии от клиента - очень часто в случае трудного застревания, клиент очень удачно сопротивляется, терапевт очень настроен затащить его в счастье (что свойственно проективным терапевтам, которые точно знают, как клиенту переживать это счастье). И естественно возникает тупик. Мы возвращаемся к фокусу «между нами» и обращаемся к клиенту (а пограничные клиенты очень любят демонстрировать терапевту их собственную неспособность, их способ действия часто направлен на то, чтоб сделать другого беспомощным, неспособным и т.д., сменив пассивную позицию на активную, и тем самым передать ему на бессознательном уровне собственные переживания детства). Терапевт может выйти из тупика, обратившись к клиенту с вопросом - «а как тебе кажется, куда мы сейчас пойдем?» или «я испытываю растерянность… как я должен поступить в этой ситуации?». И клиент прекрасно подскажет, очень важно вовремя отказаться от своего терапевтического всемогущества и остаться в диалоге. Иногда эта техника работает с погранично-организованными клиентами лучше других.

Ну и конечно, раскрытие материала контрпереноса - то, что мы переживаем по сути дела, мы в диалоге раскрываем. Но только очень важно привязывать событие к конкретному моменту, то, чего мы добиваемся в феноменологической обратной связи. Не просто чувство раздражения, а когда и в какой момент и в ответ на что, потому что тогда это более полное сообщение, и позволяет клиенту связать опыт здесь и сейчас с опытом там и тогда, распознать воспроизводимую структуру объектных отношений в настоящем.

Техники для проработки механизмов прерывания

И, если говорить о техниках применительно к механизмам прерывания,то каждая техника нацелена на преимущественно на конкретный механизм прерывания:

Механизм прерывания «конфлюенция» - он часто проявляется в неспособности выделить что-либо, эмоцию из поля (слияние с эмоцией), слияние с потребностью (непонимание, чего человек хочет). И во многом перевод из «пациентской» позиции в сотрудничество, взаимодействие - это работа с конфлюенцией. Формулировка, чего человек хочет, чего добивается, какие цели перед собой ставит, все это присутствует в начале любого курса терапии и любых терапевтических отношений - какую роль он хочет занимать, как он представляет роль терапевта, как будет устроена работа. Без этого не стоит начинать терапевтический процесс, лечить «без запроса». Альянс будет работать только тогда, когда запрос будет сам сформулирован клиентом на сознательном уровне.

Для работы с конфлюенцией 1-го типа рекомендованы супрессивные техники - это фокусировка «фигуры сессии» через детализацию событий фона, фокусирование, вопросы, направленные на распознание актуальной потребности - что ты чувствуешь? (вопрос, выводящий из слияния с эмоцией, чего хочешь в настоящий момент времени?и

Тут очень важно следить за этим на протяжении сессии, для того чтоб это была взаимной работой. Так же немаловажным является вышеописанная работа по челночному связыванию - мы начали с этого, пришли к этому и так далее, - это то, что помогает клиенту сфокусировать фигуру сессии (что то похожее есть в терапии Л.Люборски-центральная конфликтная тема отношений).

При работе с проекцией мы используем направленное фантазирование (по сути дела любая фантазия является проекцией), мы следуем за ним (фантазированием) и рассматриваем ее до конца, так, чтобы выявить конечное эмоциональное содержание, обращение проекции (смена «ты» на «я», «оно» на «я»), присвоение проекции, отождествление с проекцией. Иногда мы можем делать управляемую проекцию, чтение мыслей, или, например, выделить кого-то из группы, кому приписываются те или иные мысли или чувства (кто здесь больше всего осуждает или чувствует что-то), разыгрывание роли, вопросы - «как ты об этом узнаешь…» и «что случится, если…».

При работе с ретрофлексией - важны два вопроса: 1. Что останавливает человек? и 2. Как останавливает?. Для полного осознавания ретрофлексии в настоящем работают так называемые техники реверса, когда мы усиливаем противоположную роль, амплификации текущих телесных напряжений, эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии.

При работе с интроекцией - это в первую очередь выявление интроектов (идей, проглоченных и неассмилированных), вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения. Необходимо, чтобы долженствование или предписание было сформулировано в довольно простой и ясной форме - на уровне «должен», «нельзя», «необходимо», тогда у человека больше возможностей выйти из слияния с интроецированным убеждением. Иногда полезно спросить историю интроекта - когда и кто так сказал? И проиграть вышеописанным способом, так человеку проще отделиться от интроецированного суждения, и выработать устойчивую защиту от «внутреннего преследующего объекта» в терминологии школы объектных отношений.

При работе с дефлексией - это и побуждение к прямому действию, к прямому посланию, и вопросы, направленные на раскрытие смысла дефлексии - чего избегаешь и как избегаешь? и что чувствуешь перед тем, как сменить тему? Допустим, мы заметили, что человек уходит от основной темы сессии или снижает эмоциональный градус повествования при помощи шутки, либо смены темы, и фокусируем его на моменте, предшествующем уходу.

При работе с девалидизацией(обесцениванием) мы проводим валидизацию результатов и переживаний - особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) - фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось - это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией - никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции.

Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту.

Это только самый беглый обзор техник гештальт-терапии, для более полного ознакомления я рекомендую классическое руководство Клаудио Наранхо,1995 года, нашу методичку в соавторстве с профессором А.П.Федоровым «Базовые техники гештальт-терапии» 2009 года, а также руководство Н.Лебедевой и Е.Ивановой «Путешествие в гештальт»,2004 года издания.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта