Главная » Несъедобные грибы » Инновационные технологии интеллектуального развития дошкольников. Игровые технологии как фактор интеллектуального развития старших дошкольников

Инновационные технологии интеллектуального развития дошкольников. Игровые технологии как фактор интеллектуального развития старших дошкольников

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации.

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации. Все это позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий (ИТ) в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

  • наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т. п.);
  • наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов; аргументации и рассуждения; распознавания и классификации ситуаций; обобщения и понимания и т. п.;
  • способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;
  • способность объяснять выводы и решения, то есть наличие механизма объяснений;
  • способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

На рис. 1 дано схематичное представление интеллектуальной системы.

Уникальная особенность интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) - их «универсальность». Они практически не имеют ограничений по применению в таких областях, как управление, проектирование, машинный перевод, диагностика, распознавание образов, синтез речи и т. д.

ИИТ также находят широкое применение для распределенного решения сложных задач, совместного проектирования изделий, построения виртуальных предприятий, моделирования больших производственных систем и электронной торговли, электронной разработки сложных компьютерных систем, управления системами знаний и информации и т. п. Еще одно эффективное применение - поиск информации в Internet и других глобальных сетях, ее структуризация и доставка заказчику.

Однако средства автоматизации управления и информатизации все еще не стали настоящими помощниками руководителей всех уровней. Более того, там, где эти средства могут принести наибольший эффект (поддержка принятия своевременных и обоснованных решений на высших уровнях управленческой иерархии), они практически не используются.

Проблемы принятия решений управленцем

Первая проблема. Современный руководитель принимает решения в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, он должен учитывать в решениях все большее число факторов и данных, с другой - повышать качество принимаемых решений. При этом факторы различаются по значимости и влиянию на качество решения.

От руководителя требуется четкость и своевременность действий, обоснованность и понимание возможных последствий принимаемых решений. Он должен хорошо разбираться во всех аспектах деятельности вверенного ему объекта, предприятия или компании, а также их «окружения» (внешние организации, административные органы и т. д.). При этом ему нельзя ошибаться, поскольку ошибки руководителя высокого ранга, например отвечающего за развитие отрасли (региона), очень дорого обходятся. Проблема адекватного руководства не так проста, как кажется, и относится к разряду сложнейших. Ясно, что решить ее простым увеличением управленческого аппарата невозможно. Здесь все определяется не количеством, а качеством.

Зачастую руководители вообще не хотят «связываться» с информационными технологиями, поскольку они отнимают много сил, средств и приходится без конца учиться. Некоторые очень опытные руководители действительно принимают достаточно разумные решения не пользуясь огромным штатом экспертов и специалистов по информатике. Это возможно, поскольку такой руководитель мысленно сформировал систематизированную картину своего огромного хозяйства, как хороший врач, долго наблюдающий и лечащий одного и того же пациента. Эта картина складывалась постепенно вместе с развитием его хозяйства и прочно отпечаталась в мозгу в виде системной модели знаний. Она-то и помогает ему вырабатывать верные решения. Такой руководитель строит свои выводы и решения принципиально иначе, чем те, кто такого опыта не имеют, хотя и пользуются информационными технологиями. Располагая информацией о текущем состоянии своего объекта управления и пользуясь своей огромной и хорошо структурированной базой знаний (то есть своей системной моделью), опытный управленец действует методом распознавания ситуаций и их классификации. Автоматически и практически мгновенно на модель накладывается текущая картина и выделяются все ее противоречия, достоинства и недостатки; она соотносится с принципиальными решениями, которые давали хорошие результаты. Если прототипа в его модели базы знаний не оказалось, то ему достаточно несложно сконструировать новое решение, мысленно накладывая его на свою модель, которую он хорошо «видит» и чувствует.

Именно наличием такой базы знаний отличается от всех хороший эксперт - профессионал в своей деятельности. Статистика говорит, что из 100 специалистов качественными экспертами могут быть только трое - пятеро. Только они в состоянии предложить хорошие (отличные и даже гениальные) решения без всяких технических чудес. Но где взять таких специалистов в наше время, когда все быстро устаревает, особенно в области технологий управления. Образцы десятилетней давности сегодня могут принести больше вреда, чем пользы. Подготовка же таких специалистов длится не один десяток лет.

Вторая проблема видится в том, что в сфере управления продолжает доминировать «старая культура» автоматизации, базирующаяся на естественнонаучных и техноцентрических подходах . Она ориентирована на техническое обеспечение административно-командных методов управления. Мешает также старое представление, что любое подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги и прецеденты - это большое ограничение. Необходимо уходить от ориентации на жесткие модели и нормативные процедуры принятия решений. Сегодня актуальна интеллектуальная поддержка управленческой деятельности. С этой точки зрения сейчас созданы условия для настоящего проявления гигантских возможностей искусственного интеллекта и ИИТ.

Третья проблема. Существующие средства автоматизации процесса принятия решений -это «перекос» в сторону анализа ситуаций и систем, а необходима новая «ориентация» - на синтез решений и новых знаний, что и требует применения ИИТ.

Перспективы развития ИИТ

Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. «Узловыми» точками в развитии ИИТ считаются :

  • переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;
  • поиск релевантных знаний и порождение объяснений;
  • понимание и синтез текстов;
  • когнитивная графика, то есть графическое и образное представление знаний;
  • мультиагентные системы;
  • интеллектуальные сетевые модели;
  • вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);
  • проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы . Здесь предполагается, что агент - это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня - МЕТАИНТЕЛЛЕКТОМ. В мультиагентных системах (МАС) моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов - объектов, которые автономны, активны, вступают в различные «социальные» отношения - кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т. п. «Социальный» аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий - виртуальных организаций, виртуального общества.

Тенденции развития ИИТ

Системы связи и коммуникаций

Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания новой модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Internet. Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников.

Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т. п.

Использование ИИТ в военной сфере

С использованием ИИТ в армии существенно изменились стратегии военных действий. Так, руководство вооруженных сил США предполагает за счет внедрения интеллектуальных АСУ поддержки принятия решений командирами и планирования боевых действий сократить временные циклы управления в три-четыре раза.

Образование

Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании. А внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт

Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль за состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т. п. . Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

В итоге...

ИИТ непрерывно развиваются, и от того, насколько активно мы будем использовать их во всех сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений или образование), зависит качество нашей жизни.

МИНИГЛОССАРИЙ по ИИТ

Источники, по которым цитируются определения: [и1] - Юзвишин И. И. Энциклопедия информациологии / Под ред. акад. А. М. Прохорова. М.: Информациология, 2000.

[и2] - Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. (Пер. с англ.). М.: Мир, 1989.

Актуализация - осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В сетевом планировании - отражение в сетевом графике выполненных работ. [и1]

База знаний - информационная база, отражающая опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека. [и2]

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. [и1]

Инженер знаний - человек, который проектирует или создает экспертную систему. Обычно это специалист по информатике, имеющий опыт применения прикладных методов искусственного интеллекта. [и2]

Искусственный интеллект - раздел информатики, связанный с разработкой интеллектуальных программ для компьютеров. [и2]

Метазнания (Метаинтеллект) - знания экспертной системы о том, как эта система работает или рассуждает. В более широком смысле - это знания о знаниях. [и2]

Механизм объяснения (Порождение объяснений - модели аргументации и рассуждения) - часть экспертной системы, которая объясняет, каким образом были получены решения, и обосновывает действия, предпринятые для их получения. [и2]

Мышление - внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. [и1]

Мышления формы (Человеческий интеллект) - способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательного компонента. [и1]

Нечеткая математика (Нечеткая логика - Недоопределенные данные) - раздел математики, связанный с нечеткими объектами, данными, алгоритмами. [и2]

Оптимизация - нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции, выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например оптимизация управления. [и1]

Персептрон (Нейронные сети) - обучаемая система, моделирующая восприятие и распознавание образов. [и1]

Пользователь - человек, использующий экспертную систему, например конечный пользователь, эксперт, инженер знаний, разработчик инструмента или лаборант. [и2]

Представление знаний - процесс структурирования предметных знаний с целью облегчить поиск решения задачи. [и2]

Технология - 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. [и1]

Эвристика (Эвристическое программирование) - эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в предметной области, которая является сложной или недоступной всякому пониманию. [и2]

Эксперт - человек, который за годы обучения и практики научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области. [и2]

Экспертная система - компьютерная программа, использующая экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области. Такие программы, как правило, представляют знания символически, исследуют и объясняют свои процессы рассуждения и предназначены для тех предметных областей, в которых людям для достижения мастерства необходимы годы специального обучения и практики. [и2]

Литература
  1. Лепский В. Е. Субъективный подход - парадигма искусственного интеллекта. АИИ "Новости ИИ". 1999. №1.
  2. Тарасов В. Б., Арсеньев С. В., Егоров С. В. Методика смешанного V-образного проектирования многоагентных систем и виртуальных организаций / Сб. трудов конференции. КИИ" 2000. М.: Физматгиз, 2000.
  3. Шабцев В. А. Человекоцентрический подход в информатизации. / Тез. докладов IV конгресса "Общественное развитие и общественная информация" VI Международного форума по информатизации (МФИ-97). М.: МАИ, 1997.

История интеллектуальных информационных технологий

Обратимся к истории развития ИИТ, которая ведет отсчет с 60-х годов прошлого века и вкючает несколько основных периодов.

  • 60-70-е годы. Это годы осознания возможностей искусственного интеллекта и формирования социального заказа на поддержку процессов принятия решений и управления. Наука отвечает на этот заказ появлением первых персептронов (нейронных сетей), разработкой методов эвристического программирования и ситуационного управления большими системами (последнее было разработано в СССР).
  • 70-80-е годы. На этом этапе происходит осознание важности знаний для формирования адекватных решений; появляются ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, в которых активно используется аппарат нечеткой математики, разрабатываются модели правдоподобного вывода и правдоподобных рассуждений.
  • 80-90-е годы. Появляются интегрированные (гибридные) модели представления знаний, сочетающие в себе интеллекты: поисковый, вычислительный, логический и образный.
Примеры разработанных к настоящему времени систем, использующих ИИТ.
  1. Асанов А. А., Ларичев О. И., Нарыжный Е. В. Экспертная система для диагностики лекарственных отравлений, ЭСТЕР.

    Система работает с 19 группами распространенных препаратов и использует более 60 диагностических признаков. Она имитирует рассуждения врача - эксперта в токсикологии. В настоящее время система проходит испытания в Токсикологическом центре Министерства здравоохранения РФ.

  2. Авдеев П. А., Еремеев А. П., Катович В. Н. Прототип диагностической экспертной системы предстартовой подготовки (ДЭС ПП) и его техническая реализация на основе высокоэффективного инструментального комплекса G2+GDA.

    Предложены базовые принципы по конструированию интеллектуальных систем поддержки принятия решений для операторов, руководителей работ и экипажа при подготовке и эксплуатации сложных ракетно-космических комплексов.

  3. Городецкий В. Н., Котенко И. В., Карсаев О. В. Интеллектуальные агенты для обнаружения атак в компьютерных сетях.

    На основе лицензионных программных продуктов типа G2, GDA, NeurOn-Line, Rethink и др. появляется возможность создания динамических систем для диагностики сложных технических систем.

  4. Тельнов Ю. Ф. Компонентная технология реинжиниринга бизнес-процессов и конфигурации информационной системы предприятия на основе управления знаниями.

    Подход к конфигурации структуры бизнес-процессов и информационной системы основан на применении объектно-ориентированной модели и обобщенных продукционных правилах ограничений целостности модели предприятия. Определенный опыт решения задач интеллектуальной конфигурации объектов, накопленный в экспертных системах (например, XCON, COCOS, VEXED, VT, DIDS и др.), может использоваться при конфигурировании бизнес-процессов.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия. Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников.

1. Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.

1.1. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

2. Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

2.1. В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

3. В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромно количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

3.3. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

    • «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
    • Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
    • В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

3.4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 12%, с высоким уровнем интеллекта – 42%, с возрастной нормой – 46%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств. (Слайдовая презентация - Приложение 1 )

Комплексное занятие по ТРИЗ-РТВ «Вода – удивительное чудо!» в подготовительной к школе группе к окружному семинару руководителей и воспитателей ДОУ СВУ МОиН СО в рамках деятельности опорного образовательного учреждения

Цели :

  1. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
  2. Продолжить развивать системное мышление, творческое воображение, закрепляя владение детьми приёмами и методами ТРИЗ-РТВ: системный оператор, игра «Да-нетка», приём эмпатии и оживления, моделирование маленькими человечками.
  3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: Игрушка «Волшебник Оживлялка», вязаная капелька, 12 бумажных маленьких капелек для детей, 4 карточки-схемы опытов, глобус, сюжетные карточки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твёрдом, газообразном), карточки с изображением «маленьких человечков», яблоко, 12 детских рисунков портретов воды, системный оператор, материал для проведения опытов.

Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание детьми стихов о воде, рисование детьми портретов воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Ход занятия

Педагог обращается к гостям семинара:
Только сегодня и только сейчас,
Только у нас и только Вам
Мы предлагаем с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей. Итак, встречаем детей.

I . Вводная часть.

Под музыку заходят дети.

1 ребёнок: У нас сегодня много гостей!

Все: Здравствуйте!

Музыкальная игра – приветствие.

В этот чудесный день, добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку весёлую посылай. (2 раза).

Дети проходят на стульчики (1мин.)

II . Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, где вы должны показать свои знания.

А кто нас там ждёт, отгадайте:

Загадка: «Есть волшебник такой,
Лишь коснётся рукой,
Стол иль стул, да что хочешь,
Оживит когда захочешь!»
(Волшебник Оживлялка)

Ребята, как вы догадались? (п.ч. он помогает оживить любой предмет)

Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка» (Вода). Правильно.

Давайте попросим его:

Ну, волшебник не зевай,
Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)
Появляется живая капелька (вязаная игрушка)

Что может рассказать о себе она? Давайте от её имени попробуем это сделать.

Я – жидкая;
Я – прозрачная;
Я - без вкуса и запаха.

Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.

А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, п.ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили).

Кто нам попробует повторить всё о воде? (1-2 ребёнка). (1,5-2 мин.)

Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?

Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).

1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.

(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т.д.)

Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2 команда – где может жить капелька воды?

(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т.д.)

Объясните, почему вы решили что капелька есть в облаках? Сосульке? Снежинке?

Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной.

(садятся на стульчики)

Мы послушали о воде,
И она у нас везде!
1 ребёнок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребёнок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
3 ребёнок:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
4 ребёнок:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
5 ребёнок:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. (4-5 мин.)

Ребята, в центре науки у нас с вами есть возможность доказать, что льдинка, пар и капелька воды - родные сёстры. Для этого нужно исследовать свойства воды и провести опыты «Превращение воды»;

Цель: показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Оборудование: Маленькое зеркало, свечка, 1 столовая ложка, кусочек льда, спички, термос с горячей водой.

(садятся вокруг стола)

Можем ли мы сказать, что льдинка, капелька и пар родные сёстры? (Да). Почему?

Вывод: Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. (3-4 мин.)

(Садятся на стульчики возле мольберта)

Ребята, посмотрите, волшебник оживил ещё кого-то.

Кто это? (маленькие человечки). Вы с ними знакомы? (Да).

Расскажите, где их можно встретить и что они делают?

(Твёрдые человечки живут в твёрдых веществах, крепко держась за руки; Жидкие – в жидкостях, где стоят рядом друг с другом; газообразные – бегают в воздухе, паре, тумане).

Правильно, ребята, все предметы и вещества состоят из твёрдых, жидких и газообразных маленьких человечков, которые очень трудно увидеть. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Но мы их называем маленькими человечками.

И сейчас я предлагаю вам стать ими, а поможет мне Оживлялка.

Игра «Маленькие человечки».

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять:
Воды,
Кусочка льда,
Пара,
Пустого стакана,
Воды в стакане,
Горячего чая в стакане,
Горячего супа в тарелке.
Молодцы! (7 мин.)

В центре науки имеются рисунки - портреты воды. Вам, дорогие маленькие человечки, нужно определить, где и в каком состоянии вы находитесь.

Хорошо, все дети справились!

Вывод: Всё зависит от состояния воды. Когда она в виде жидкости, там жидкие человечки, в твёрдом состоянии: снег, лёд – твердые, в парообразном – человечки газа. (3 мин.)

Вот какая вода волшебница, она может быть разной.

Динамическая пауза «Вода, лёд, пар (туман)»

Звучит музыка, дети спокойно двигаются по залу, по сигналу «Вода» («Лёд», «Пар», «Туман») они изображают в каком состоянии МЧ.

Ну-ка, вокруг себя повернитесь, в детей обратно превратитесь. (1 мин.)

Какое сейчас время года? (Осень). (Садятся на стульчики).

Работа по системному оператору

Наступила осень

Капелька воды упала на землю. Она была не одна, их было много.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то? (для того чтобы полить огород, напоить диких животных и т.д.)

Это что-то из чего-то? (Из жидких маленьких человечков).

Это что-то часть чего-то? (Часть тучки).

Какое время года было до осени? (Лето).

С этим что-то было что-то летом? (Они испарялись под лучами яркого солнца).

И это было из чего-то? (Из маленьких человечков пара)

Это было частью чего-то? (Облаков)

За осенью следом идёт какое время года? (Зима)

Что-то будет с капельками зимой? (Они станут снежинками)

Из чего они будут? (В снежинках будут твёрдые маленькие человечки).

А частью чего будут? (Часть снеговых туч)

Ребята, а что будет весной? (Снежинка опять превратится в капельку воды).

Просмотр видеофильма о путешествии капельки летом в сопровождении рассказа детей.

Нас окружает круглый год волшебница наша вода.

1 ребёнок: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
2 ребёнок: То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
3 ребёнок: По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
4 ребёнок: Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода! (6 мин.)

Давайте рассмотрим с вами глобус. (Встают вокруг стола, где стоит глобус).

Какого цвета на глобусе больше? (голубого)

А что голубой цвет обозначает? (океаны, моря, заливы, озёра, реки.)

Значит воды на планете сколько? (Много)

Учёными доказано, что воды на Земле больше, чем суши. Для того чтобы вам проще это представить, возьмём яблоко – это наша планета, разрежем её на 4 части. Вот 1 часть – составляет суша, а 3 части – все водные ресурсы. Кажется, что воды очень много и её должно хватить всем. Но это не так. Человек не может пить солёную воду, которая содержится в морях, океанах. Нам необходима пресная, чистая вода. А её остаётся всё меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своём отношении к ней, неправильно ведут себя во время отдыха на берегу реки, бросая в воду мусор, моют машины, стирают в речках, оставляют на долгое время открытыми краны с водой. (показ табличек с правилами)

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь её, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.

III . Итог занятия.

Время работы в научном центре подошло к концу.

Что нового вы узнали? А что хотите ещё узнать о воде?

Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды. Оживлялка надеется, что вы будете соблюдать правила бережного отношения к воде.

И в заключение хотели бы предложить притчу о мудреце.

«Жил на свете один мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда по справедливости разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик, позавидовав мудрости мудреца, решил его провести.

Сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудрецу. Я спрошу его: « Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрёт, я покажу ему мёртвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мёртвое», я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

Мальчик так и сделал. Предвкушая свою победу, он пришёл к мудрецу и спросил: «О, великий мудрец, как ты думаешь, что у меня в ладошках: живое или неживое?» Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Всё в твоих руках».

Мы воспитатели, как садовники выращиваем цветы.

Ребёнок - это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем;
Ребёнок - это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем,
Мы позаботимся о том,
Чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Светился добротой и счастьем.
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный дождь-проказник;
Расти, цветочек наш расти
И превратись в цветок прекрасный!

Литература

  1. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  4. Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.»
  5. Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
  6. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
  7. Агеева С.И. «Обучение с увлечением»
  8. Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
  9. Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
  10. Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
  11. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
  12. Димитрова Т.В. «Сто фантазий в голове»
  13. Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления детей»
  14. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2-7/1998г, № 2/2006г.
  15. З.А Михайловой «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  16. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  17. С.Н. Карелина «Разные виды занятий с развивающими играми В.В.Воскобовича»
  18. Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
  19. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. В.В.Гербова, А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 1985г.
  20. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. С.Н.Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  21. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко, Воронеж, изд-во «Учитель», 2005г.

Ученые не перестают уверять, что мозг является уникальным, но при этом самым загадочным органом человека. Ведь до конца понять, какими способностями он обладает, и каковы его ресурсы, не могут даже самые выдающиеся умы современности. Учитывая количество мифов о мозге, можно сделать вывод, что на сегодняшний день есть лишь один научно доказанный факт: этот орган функционирует не в полную силу, а всего на 4-8%.

Рис. Методы интеллектуального развития

Как же добиться, чтобы мозг заработал лучше и продуктивней? С этой целью специалисты разработали множество методик и упражнений. Ниже будут описаны наиболее эффективные из них.

Смена основной руки

На протяжении суток выполняйте некоторые дела (прием пищи, написание текста вручную, чистка зубов, нарезка овощей) «непривычной» для Вас рукой. То есть левой, если являетесь правшой, либо правой, если Вы являетесь левшой. Именно это позволит . Специалисты уверены, что регулярное выполнение этого упражнения развивает не только интеллект, но и творческие способности, а также пространственное воображение.

Здесь есть главное условие: Вы должны обязательно иметь желание подвергать свой организм физическим нагрузкам. Если спорт доставляет дискомфорт, не вызывая малейшего интереса, лучше заменить данное упражнение другой техникой. Конечно, заниматься спортом без особой охоты тоже полезно. Однако процессы развития интеллектуальных способностей в данном случае будут протекать крайне вяло. Ученые провели эксперимент на хомяках, бегущих внутри колеса. Выяснилось, что, если физические нагрузки вызывают удовлетворение и не заставляют испытывать дискомфорт, это благотворно сказывается на функциях мозга.

Он оказывает положительное воздействие на здоровье в целом, в том числе и на работу мозга. Дело вот в чем: когда человек смеется, в организме происходят процессы выработки эндорфинов («гормонов счастья»). Это положительно сказывается на работе всех органов и систем. Также данные гормоны , они помогают мозгу настраиваться на работу. Чаще смейтесь. Для этого можно просматривать юмористические передачи, читать соответствующую литературу или просто веселиться и шутить в кругу друзей.

Любознательность

Указанную черту характера можно назвать любопытством. Но речь не идет о чрезмерной и неуместной любознательности, например, о непреодолимом желании знать, как живет и сколько зарабатывает сосед. Важно интересоваться новыми для Вас вещами, явлениями. И лучшим методом проявления любознательности учеными признан регулярный вопрос «Почему?», который нужно задавать самому себе. Пусть это войдет в привычку. Ежедневно спрашивайте себя о чем-либо по 8-12 раз и тут же пытайтесь отыскать аргументированный ответ.

Развивая интеллектуальные способности, Вы получите еще один приятный бонус - автоматически приобретете такой навык, как . Обладая им, Вы сможете не только быстро прочитывать тексты, но и лучше воспринимать их смысл, а также запоминать и при необходимости воспроизводить информацию.

Использование инновационных технологий

в интеллектуальном развитии детей-дошкольников

КГКП №21 «Кішкентай данышпандар»ресурстық орталық

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников:

Основные

    Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова

    Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов

    Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер

    Технология проектного обучения. - Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М.

    Технология исследовательского метода обучения. Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин.

Вспомогательные

    Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

    Проблемное обучение. А.М. Матюшкин, Булгаков В.И.

    Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества».

    Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко).

    Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер.

    Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг.

Частно-предметные

    Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон,

    Блоки Дьенеша.

    Круги Эйлера.

    Развивающие игры В. Воскобовича.

    Таксономия Блума.

    Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

    Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П.Зайцева.

Основные технологии

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова , применяется во всех группах нашего сада.

В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал. Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов. Дети успешно осваивают схемные алгоритмы, легко читают их, с их помощью учатся составлять рассказы, сказки, заполняют классификационные таблицы, кодируют основные моменты содержания информации для дальнейшего воспроизведения. Применяется со 2 младшей группы во всех разделах образовательных областей.

Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер. Почти во всей организованной учебной деятельности, начиная со 2 младшей группы, применяется технология моделированного обучения. Проект «Обучение структурированию информации» помогает педагогам решать эту задачу в системе. К примеру - опора на символическую структуру страны и города поможет увидеть и понять разницу между этими понятиями.

Технология проектного обучения. Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В течении года реализуются: проект исследовательской деятельности, проект экономического образования, проект «Речевой ручеек», проект «Формула успеха», «Экологический марафон», «Быть здоровым». Все проектные мероприятия проводятся с детьми в игровой форме.

Исследовательский метод обучения Д. Т. Левитеса. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов). Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе и самостоятельной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. Применяется со 2 младшей группы.

Вспомогательные технологии

Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Направлена на интеллектуальное «умственное развитие» ребенка, формирование его способностей, развитие творческих качеств личности. Развитие различных видов мыслительной деятельности, психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности). Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Путешествие по Казахстану», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование: «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Казахстане, Экибастузе», «О чем думает уголь…». Создание коллажей, витражей, разгадывание кроссвордов и ребусов об Экибастузе (придумывание своих). Применяется со 2 младшей группы.

Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества». Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Например, дошкольники легко доказывали друг другу, почему одни предметы легче других, пытаясь объяснить противоречия различными способами действия, в конце обсуждая индивидуальные и, коллективные позиции. Применяется в предшкольных группах.

Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко) . Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия.При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.

Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер. В практике работы с детьми педагоги ясли-сада часто используют прием составления синквейна. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, педагог отбирает ту информацию, которая соответствует познавательным запросам детей, чтобы приобрести новые знания осознанно.Кластер – графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику ОУД, стимулирует мыслительную деятельность. Используется в предшкольных группах.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М.Матюшкин. Постановка проблемы помогает каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из факторов выводы, обобщения.При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом. Используется в предшкольных группах.

Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг. Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

    В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и картотека игр ТРИЗ.

    Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

    Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Применяется со средней группы.

Частно-предметные технологии

Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон. Основное внимание уделяется занятиям, направленным на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. В ходе занятий дети постепенно переходят от предметного моделирования объекта - собственно конструирования - к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т.е. наглядному моделированию и обобщенному пониманию математических отношений. В результате дети: моделируют отношения с помощью диаграмм Эйлера-Венна, решают конструкторские задания комбинаторного типа; решают конструкторские задачи, связанные с отработкой функциональных качеств объектов (устойчивость, скрытые детали постройки, пустоты). Используется в предшкольных группах.

Блоки Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Круги Эйлера. Круги Эйлера используются в детском саду в предшкольных группах, как в организованной учебной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Используется в предшкольных группах.

Развивающие игры В. Воскобовича. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

    «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

    Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

    В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

Используется со средней группы.

Таксономия Блума. Каждый уровень таксономии Блума направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания.

Педагогами используется «Ромашка» вопросов , основанная на таксономии Блума.

Детям нравится формировать вопросы по любой теме, записывая их на лепестки ромашки. Используется в предшкольных группах.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина . Технология развивающих игр состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Используется со 2 младшей группы.

Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П. Зайцева. В работе с детьми используется замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. Мы убедились на практике, что эта методика доступна для педагогов и очень интересна дошкольникам. Они с большим удовольствием и интересом стали обучаться чтению и счету. Нам близка методика Зайцева еще потому, что она сохраняет здоровье: не нарушаются зрение, осанка, сохраняется двигательная активность в течение всего дня. Используется в предшкольных группах.

Преимущества педагогических технологий:

    в условиях системы организованной учебной деятельности технологии легко вписываются в учебный процесс;

    позволяют достигать поставленные программами воспитания и обучения цели по конкретной образовательной области и учебному разделу;

    обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;

    обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

    обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу;

    это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Формы работы:

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие гении»;

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие исследователи»;

    интеллектуальные марафоны в группе, в параллели;

    интеллектуальные игры, ринги, викторины;

    конференции по защите исследовательских проектов;

    кружки по интересам;

    творческие конкурсы;

    клуб «Магистр»; для детей с интеллектуальной одаренностью;

    клуб «Знак вопроса» для детей групп предшкольной подготовки;

    математические олимпиады.

Проектная деятельность

Годовые проекты

    Проект «Речевой ручеек». Содержание, формы, вся система проекта «Речевой ручеек» построены на включении детей в различные коммуникативные формы общения и направлены на формирование навыков коммуникативного поведения. Детей вовлекают в нетрадиционные для них формы общения (освоение роли диктора, журналиста, изменение статуса: ребенок – педагог), что дает хорошие результаты в группах

    Проект «Экологический марафон». Проект предполагает совместное участие детей и родителей. Мероприятия его вовлекают детей в активную деятельность: экологические листовки, призывы, выставки, организация птичьих столовых, изготовление экологических знаков

    Проект «Исследовательская деятельность», на основе внедрения инновационной практики педагогики, в частности технологии дифференцированного обучения, применение технологии формирования алгоритмического мышления, технологии ТРИЗ, проектного обучения, технологии проблемного обучения и критического мышления (Джуди А. Браус и Дэвид Вуд)

    Проект «Путешествие в мир». Использование возможностей работать в паре, сотрудничестве в малых группах при решении разнообразных проблем, моделирование определенных коммуникативных умений, создание возможности целенаправленного общения со сверстниками формирует умения коллективного мышления.

    Проект «Принцип Домино». Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс на основе алгоритмов, применения им на практике этих знаний.

    Проект «Формула успеха», формы, содержание которого направлены на выявление у детей творческих способностей и их развитие. Содержание входит в сетку регулярных, расписанных по дням недели мероприятий.

    Образовательный проект «Быть здоровым»

Тренинги по обучению структурированию информации

Результаты, к которым мы стремимся:

Активность мышления, формирование мыслительных умений:

Информационные:

    Умение кодировать, структурировать, моделировать информацию, читать схемы.

    Умение решать задачи с недостающими данными.

Логические

    Умение классифицировать по разным признакам.

    Устанавливать логические закономерности.

    Отличать существенные признаки от несущественных.

    Формировать формы мышления – суждение, умозаключение.

Исследовательские

    Навыки исследовательских умений.

Самостоятельное исследование по схеме-алгоритму

    Давать развернутые определения понятиям.

    Видение, формулировка проблемы, выдвижение, проверка гипотез

Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 15%, с высоким уровнем интеллекта – 46%, с возрастной нормой – 49%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств.

Людмила Маслова
Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик .

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее : его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение , диктуют необходимость использования новых технологий , при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников . Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Для этого можно использовать следующие инновационные методики и технологии : логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); уроки Домана (развивают интеллект детей с помощью физических упражнений); игры А. Зака и А. Столяра (развивают логическое мышление и звуковые навыки) ; игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); система раннего развития М . Монтессори (развивает самостоятельность и инициативу) ; развивающие игры Б . Никитина (развивают память , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности) и т. д.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника .

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества» Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте. Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный.

Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта