Главная » Несъедобные грибы » Интересы и профессиональные склонности человека. Термины и понятия

Интересы и профессиональные склонности человека. Термины и понятия

Цели

  • Учебные: овладеть и научиться оперировать понятиями интересы, склонности, способности; научиться применять изученный материал на практике;
  • Развивающие: формировать навыки работы с изученным материалом, развивать творческое и аналитическое мышление;
  • Воспитательные: расширить кругозор, продолжить формировать стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Задачи

1. Раскрыть особенности развития ребенка в социуме, как индивида.
2. Раскрыть понятия интересы, склонности, способности.
3. Определить роль этих понятий в жизни каждого человека.
4. Закрепить учебный материал с помощью практических упражнений над собою.
5. Почерпнуть интересные факты, касающиеся темы, из видеороликов, представленных в уроке.

Термины и понятия

  • Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
  • Интересы – предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов.
  • Склонности – это потребность личности в определенных видах деятельности.

Ход урока

Актуализация знаний

Найдите правильный ответ:
1. На формирование личности влияет:
А) общение с другими людьми
Б) общественное мнение
В) ничего не влияет
Г) только наследственность
2. Под влиянием внешних факторов на личность формируется:
А) способность;
Б) характер ;
В) талант.
3. Характеристика «искренний, добрый, вежливый, чуткий» относится к:
А) темпераменту
Б) характеру
В) способностям
4. Личность обязательно обладает темпераментов, одним из ….типов:
А) 4
Б) 6
В) 3

Дайте ответ на вопросы

1. Назовите основные периоды развития человека.
2. Охарактеризуйте младший школьный возраст, его физиологические особенности.
3. Дайте определение «онтогенезу» и «развитию».

Изучение нового материала

Каждый человек имеет определенные способности и склонности, к какому либо виду деятельности. Некоторые даже наделены более щедрым даром природы – талантом. Главная задача каждого человека – найти, открыть и развивать в себе заложенные изначально склонности и способности.

Способности человека – это совокупность таких психофизиологических свойств, которые необходимы для успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности и является индивидуальными и свойственными конкретному человеку.

Условием возникновения способностей являются задатки – наследственные особенности строения головного мозга, анализаторов и их функциональные свойства.

Все способности человека можно поделить на 2 типа:
- общие, которые проявляются во многих видах деятельности;
- специальные, проявляются в одном конкретном виде деятельности.
На рисунке 1 отображены способности, проявляющиеся позже в различных видах деятельности

Рис.1. Способности и деятельность

Кроме того, способности разделяют на физические (связанные с особенностями строения тела) и умственные (интеллектуальные). На рисунке 2 отображен пример физических способностей человека


Рис.2. Физические способности

Яркий пример физических способностей Вы увидите в следующем видеоролике

В пределах одной способности могут выделять разные их уровни: низкий, достаточный и высокий. Высокий уровень специальных способностей – это талант.

Склонность же, это лишь желание, стремление к какому-либо виду деятельности. При этом способностей к этому виду деятельности у человека может и не быть. Хотя чаще всего склонности и способности проявляются одновременно и соответствуют друг другу.

Именно склонности и способности помогают человеку выбрать себе профессию по душе. Главное – вовремя заметить эти интересы и заняться их развитием. Ни одна способность не принесет результат, если к ее развитию не приложить хоть немного труда и усердия.

Часто способности проявляются еще в детстве, при проявлении ребенком определенного интереса к чему либо, как показано на рисунке 3.


Рис. 3. Проявление способностей

Кстати, проявиться та или иная склонность может в любом возрасте, не обязательно в детстве. Например, человек, всю жизнь проработавший бухгалтером, может вдруг начать писать стихи, а любитель футбола вдруг обнаружит в себе склонность к изучению иностранных языков. Конечно, чем позже обнаруживается способность, тем тяжелее сделать ее главной в жизни (то есть поставить как профориентир), но не всегда это идет во вред человеку.

На рисунке 5 отображена наиболее оптимальная схема проявления способностей и их реализации в жизни.


Рис.5. Схема реализации способностей в жизни

С помощью следующего видео Вы узнаете как можно определить свои способности и таланты


Задание 1: вспомните известных талантливых людей, назовите их имена и истории (если помните).
Задание 2. Определите свои собственные способности и склонности, совпадают ли они между собою.

Закрепление знаний

1. Что такое интересы?
2. Дайте определение склонностям и способностям человека.
3. Какая роль способностей в жизни человека?
4. Все ли способности и интересы наследственны?
5. Определите какими способностями были наделены: Шопен, Тарас Шевченко, Айвазовский, Байрон, Гюго, Брюллов, В. И Вл. Кличко, Д. Силантьев, Я. Клочкова, Моцарт, Л. Гурченко, Монсерат Кабалье.
6. Определите, какая способность заложена у человека, изображенного на рисунке 5, а какая – на рисунке 6.


Рис.5. Способность человека


Рис. 6. Способность и интерес человека

Домашнее задание

1. Обработайте материал учебника – параграф 64
2. Запишите в тетрадь и выучите термины: интересы, способности, склонности, задатки, талант.
3. Используя дифференциально-диагностический опросчик, разработанный Е. А. Климовым дайте ответы на все вопросы и определите свои склонности к определенному виду деятельности.

Моцарт поразил знатоков своим музыкальным талантом, когда ему исполнилось 3 года. В 8 лет он создал свои первые симфонии.
- Когда ученые обобщили сведения обо всех гениях в политике и общественной жизни, которых дало человечество, то выяснилось, что географически они распределены неравномерно. Африка дала лишь трех. Латинская Америка - одного гения, Азия - 18, США - 7. Остальные 71 родились в Европе. Из них трое - уроженцы России.

Список использованных источников

1. Урок «Развитие ребенка после рождения. Становление личности» Беловерхая Е. Н., учитель биологии ООШ № 13 г. Санкт-Питербург.
2. Урок «Интересы, склонности, способности» Петрова А.А., учитель экологии и биологии ООШ № 87 г. Самара.
3. Урок «способности и склонности человека» Ивова О.С., учитель биологии ООШ № 5 г. Севастополь.
4. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. (3-е изд.) - М.: Дрофа, 2012. - 336 с.
5. Омельковець Я.Б. Біологія. Тестовізавдання. 6-11 кл.- К.: Академия, 2011.- 444с.

Проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление , выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Характер, интересы, склонности и способности

Характер

Под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания, деятельности, общения с другими людьми . Характер обусловливает типичную для данного человека манеру поведения. Зная характер человека, в какой-то степени можно предсказать его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то характер приобретается в процессе жизни и отражает индивидуальное своеобразие личности.

Экстраверты и интроверты. Если у человека общительный характер, он как бы повернут к другим людям, живет интересами других людей, нередко забывая о собственных неудобствах и нуждах, этот человек относится к экстравертам . Такие люди имеют много друзей, быстро приспосабливаются к обстановке, легко входят в любой коллектив и нередко становятся лидерами.

Интроверты сосредоточены на собственных внутренних переживаниях. Они часто эгоистичны, думают только о себе и нередко переоценивают свои возможности. Для них характерны замкнутость, пассивность. Интровертам труднее включиться в новый коллектив, им кажется, что все пристально оценивают их внешность, поступки. Они часто размышляют, что сделали так, а что не так. В результате этого, нередко изнуряющего самоанализа у многих из них теряется уверенность в себе, развивается мнительность.

На характер большое влияние оказывают волевые качества человека. Есть люди, способные добиваться своего любой ценой, правдами и неправдами. Они настырны, неуступчивы, не умеют признавать, а тем более исправлять свои ошибки. Им важно настоять на своем даже вопреки делу и здравому смыслу. Эти люди не отличаются гибкостью, не умеют прислушиваться к чужому мнению и часто попадают впросак.

Другая крайность - мягкий характер, уступчивый, внушаемый, легковерный. Для этих людей мнения других значат больше, чем свое собственное. Они нередко соглашаются на все, что им предлагают, и иногда могут, сами того не желая, стать невольными соучастниками противоправного действия.

Каждый человек живет в обществе, где действуют определенные законы, этические нормы, правила поведения. Если они становятся достоянием личности, возникает система ценностей, которая способна регулировать поведение человека и вызывать душевное беспокойство всякий раз, когда по каким-либо причинам он отступает от своих нравственных убеждений. Главным регулятором поведения в этом случае выступает совесть как интегральное качество личности. Именно совесть побуждает человека к самосовершенствованию и удерживает от плохих поступков.

Интересы, склонности и способности

Каждый из нас по собственному опыту знает, что не ко всем событиям и предметам мы относимся с равным интересом . Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными, третьи вызывают неприязнь. Так, кому-то из вас больше нравится математика, кому-то - гуманитарные предметы или естественные. Этот познавательный интерес - форма проявления потребности в получении важных для человека знаний. Как и любая потребность, познавательный интерес временами обостряется, затем на некоторое время отходит на задний план, обычно после того, как мы получили очередную порцию информации, а потом, через некоторое время, вновь обостряется. При изучении интересной для вас области знаний возникают положительные эмоции. Они обостряют восприятие, память, мысль.

Психологи различают интересы и склонности. Интерес - это потребность в определенной информации. Склонность - это предрасположенность к определенным видам деятельности. Многие люди интересуются медициной, но далеко не все из них обладают склонностью к работе врача и медсестры.

Интересы не всегда совпадают со склонностями, и это нередко оборачивается трагедией. Как часто бывает, увлекательные рассказы о медиках приводят молодых людей в мединституты, но через некоторое время они понимают, что ошиблись дверью, что им не осилить множества сложных терминов, да и самих медицинских обязанностей. Приходится менять профессию. Обычно такие люди говорят, что у них нет способностей к медицине.

Что же такое способности? Способностями называют индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Способности складываются из природных задатков, которые развиваются и совершенствуются в процессе деятельности в избранной области. Поясним это примером.

Для успешной игры на фортепьяно нужно, чтобы у человека были сильные руки, большие кисти, длинные пальцы с крепкими суставами, музыкальный слух, хорошая моторика, чувство ритма. Если человек имеет соответствующие задатки, ему будет легче овладеть музыкальным инструментом, чем тому, у кого этих задатков нет. Возможности неспособного человека будут значительно ограничены, если его пальцы едва-едва дотягиваются до октавы, но и с ними можно научиться играть простые пьесы, не требующие высокой техники. Из способного человека может выйти хороший пианист, если он будет ежедневно заниматься и не пожалеет на это труда. Воспринимать мелодию на слух, читать с листа, бегло играть гаммы без обучения невозможно. И если лентяй с блестящими способностями будет мало работать, то он вскоре превратится в лентяя с весьма сомнительными способностями, потому что все, что не развивается, деградирует. Это биологический закон, равно проявляющийся и в работе мышц, и в работе мозга.

Но чтобы способности к какому-то делу проявились, необходимо, чтобы существовало само это дело. Конечно, и в XVII в. нашлись бы люди, способные заниматься радиотехникой и быть неплохими программистами, но тогда не было ни радио, ни компьютеров, и эти способности никак проявиться не могли.

Абсолютно неспособных людей нет, каждый к чему-то способен, но раскрыться способности могут лишь в том случае, если человек найдет для себя подходящее дело. Тогда он будет счастлив сам и сможет принести наибольшую пользу другим и всему обществу в целом.

Характер

Совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания

Интересы

Форма проявления познавательных потребностей, определённая направленность сознания на получение информации в определённой области знаний

Склонности

Предрасположенность к определённым видам деятельности (идеально, когда интересы и склонности совпадают)

Способности

Индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности

Рано или поздно перед каждым человеком встает задача, кем стать, как найти специальность, которая помимо морального удовлетворения давала бы известный материальный достаток. К сожалению, человек рождается лишь с задатками, не предназначенными для определенного дела. Если пчела генетически приспособлена быть либо маткой, либо рабочей пчелой или трутнем в зависимости от набора генов и последующего вскармливания, то человек такой четко очерченной программы не имеет. Он может приобрести любую специальность, и в этом его большое преимущество, поскольку с развитием техники появляются новые отрасли науки, искусства и промышленности, которых несколько лет назад просто не существовало. Каждая из них требует своего набора способностей. Наличие задатков позволяет в процессе жизни развить именно те, которые помогут овладеть новым делом или компенсировать недостатки, которыми обладали даже великие люди.

При выборе специальности приходится сочетать личные интересы и склонности с теми рабочими местами, которые предоставляет общество. Найти себя - важная и нелегкая задача для каждого человека.

Обычно в молодости человеку хочется получить престижную профессию. Кто из мальчиков не мечтал стать космонавтом, летчиком, знаменитым каскадером или музыкантом? Однако проходит время, и человек выбирает себе более скромную профессию с учетом своих способностей и склонностей, материального достатка, семейных возможностей.

Путь к будущей специальности лежит через школу. Перед каждым школьником открывается широкий выбор возможностей. Можно пойти на работу после окончания девятилетки. Работа, по всей видимости, не будет квалифицированной, зато не потребует длительного обучения и принесет нужный достаток семье. Необходимое среднее, а то и высшее образование при желании можно получить позже, через систему заочного обучения. Можно после школы пойти в институт или в армию и получить специальность там. В любом случае включение человека в общественную жизнь даст ему возможность быть материально независимым, содержать семью, а в будущем иметь обеспеченную старость.

Желаем вам найти свой путь и свое дело в жизни. А для этого нужно одно главное условие, которое выражено в девизе древнегреческого философа Сократа: "Познай себя!".

Под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

Интересы личности - это форма проявления познавательных потребностей, определенная направленность сознания на получение информации в определенной области знаний. Склонность - это предрасположенность к определенным видам деятельности. Интересы и склонности не всегда совпадают.

Под способностями понимают индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности складываются из природных задатков и развиваются в процессе обучения и трудовой деятельности в избранной области.

Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определённый предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создаёт тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него «интерес к театру», то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на всё, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.

Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определённый предмет, под склонностью же - направленность на занятие определённой деятельностью. Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нём. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определённой деятельностью.

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т. е. когда человек голоден, у него возникает «интерес к еде»; его помыслы сосредоточиваются на еде. Но такой «интерес» имеет временный характер и проходит, как только человек насытится; в нём не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.


Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов. Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всём богатстве её проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.

Когда дочери попросили Маркса указать его любимое изречение, он написал старинную латинскую поговорку: «Ничто человеческое мне не чуждо».

А. М. Горький в своих беседах с молодыми литераторами неустанно призывал к расширению круга интересов и знаний. «В мире нашем,- говорил он,- не существует ничего, что не было бы поучительно». «Недавно,- рассказывал Горький,- один начинающий литератор написал мне: «Я вовсе не должен знать всё, да и никто не знает всего». Полагаю, что из этого литератора не выработается ничего путного. Человек, который ещё в молодые годы ставит пределы своим интересам и своей любознательности, который заранее говорит себе: «Я вовсе не должен знать всё»,- такой человек, по мнению Горького, не может достигнуть ничего значительного.

Широта интересов не исключает, однако, наличия какого-либо одного главного, центрального интереса. Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторым основным жизненным стержнем.

В тех же ответах своим дочерям, где Маркс в качестве своего любимого изречения написал призыв к безграничной отзывчивости на все человеческие интересы, он назвал своей отличительной чертой единство цели. И действительно, вся жизнь его была направлена к достижению единой цели - освобождению рабочего класса.

М. И. Калинин, говоря о жизненном пути И.В.Сталина, отмечал единую линию всей жизни и деятельности великого вождя: «Семнадцатилетний юноша поставил задачей своей жизни освобождение угнетённых от цепей капитализма, от всех видов угнетения. И этой идее он отдался без остатка. Вся его дальнейшая жизнь была подчинена этой идее, и только ей». Величайшим образцом сознательной целеустремлённости могут служить слова товарища Сталина: «Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной». Единство жизненной цели, находящее своё выражение в центральном жизненном интересе, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все прочие интересы человека.

Интересоваться надо всем - по крайней мере, многим,- но чем-нибудь одним особенно.

Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, подчинённых, однако, одному резко выраженному центральному интересу. С самых ранних лет обнаружились у него интерес и склонность к военному делу, превратившиеся в подлинную страсть. Подростком, находясь ещё в деревне, в отцовском доме он подчинил всю свою жизнь подготовке к военной деятельности: прочёл все доступные ему книги по военной истории и технике, проводил большую часть времени в решении тактических задач, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. И в течение всей жизни, целиком посвящённой военной работе, Суворов никогда не упускал случая обогатить свои познания в любой из военных специальностей; в 60 лет он специально занялся изучением морского дела и сдал экзамен на мичмана.

Но наряду с этим Суворов интересовался буквально всеми областями знаний, всё свободное время до старости читал и учился и в результате этого был одним из образованнейших людей своего времени. Он хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял он изучению языков. Он знал языки: немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский. Особенно большое место в кругу его интересов занимала художественная литература. Он не только постоянно читал произведения лучших писателей и внимательно следил за текущей литературой, но и сам писал стихи. Исключительная широта интересов и безграничная любознательность принадлежали к числу самых характерчых черт великого русского полководца.

Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропреходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно людьми «увлекающимися». Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.

У интересов имеется ещё одна особенность - это их действенность, или сила.

Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает своё внимание на каком-нибудь предмете, если этот предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того, чтобы ученик внимательно слушал на уроке рассказ, учителя и охотно, даже «с удовольствием» готовил урок по данному предмету, но он не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источников для расширения знаний в данной области. Крайняя степень пассивности интереса выражается в том, что человек по отношению к интересующему его предмету ограничивается одними намерениями заняться им: «обязательно надо будет начать читать исторические книги», «хорошо было бы сходить в музей». У некоторых людей такого рода намерения остаются навсегда нереализованными, несмотря на отсутствие каких бы то ни было внешних препятствий.

В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать ему удовлетворения и становится сильнейшим мотивом деятельности. Движимый таким интересом человек может преодолеть всякие препятствия и идти на любые жертвы.

Интерес к военному делу, достигший у Суворова исключительной действенной силы ещё в детские годы, победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе, и отсутствие какой бы то ни было помощи в изучении военного искусства. Жизнь Ломоносова представляет собой сплошной подвиг, главной движущей силой которого были необычайной силы интерес и любовь к науке.

Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы могут быть очень разнообразными. Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.
Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:

o активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

o большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

o расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

o своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны целенаправленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний важных и необходимых в деятельности личности.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».
Для удачного выбора направления внеурочной деятельности, профиля обучения, а затем и будущей профессии, большое значение имеют не только интересы и склонности личности, но также и ее способности.

Способности такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Если выразить сущность способностей краткой формулой, то она будет звучать, как «я могу», «я имею возможность». Необходимо стремиться к тому, чтобы интересы, склонности и способности личности максимально совпадали.

Формирование и развитие интересов, склонностей и способностей неразрывно связано с деятельностью человека. Поэтому необходимо обеспечить условия для знакомства и освоения учащимися самого широкого спектра видов деятельности. Например, в Японии каждый школьник обязан освоить полтора десятка основных видов деятельности, прежде чем принять решение о выборе профессии.
Выбор профиля обучения в старших классах часто зависит от профессиональных предпочтений и интересов учащихся. Происходит отождествление школьного предмета с областью будущей профессиональной деятельности. Поэтому очень важно на ранних этапах проводить целенаправленную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся. Необходимо также создать условия для формирования профессиональной направленности личности учащихся, развития профессиональных интересов и мотивации.
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Важно направить все усилия на развитие тех способностей учащихся, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Профориентационная работа и сопровождение профессионального самоопределения учащихся является неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки. Очень важно создать такую систему работы, чтобы она охватывала все ступени школьного обучения. Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин и внеурочных занятий до использования различных анкет, опросников. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делается не на оценке актуального уровня способностей, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.
Изучение индивидуальных особенностей школьников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и профессии. При этом необходимо ответить на ряд важных вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, в с какой целью, в каких формах и т.д. При этом необходимо учитывать следующее (по Т.В Орловой).

· в младшем школьном возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления;

· для младшего подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния и самооценки.

· недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Для построения ясной картины структуры интересов и склонностей учащихся удобно и эффективно использовать «Профориентационную карту учащегося», с помощью которой на протяжении практически всего пребывания ребенка в школе возможно отслеживать его предпочтения в урочной и внеурочной деятельности, а также уровень развития отдельных психологических качеств. Ведение данной карты позволяет выявить общую и профессиональную направленность личности учащегося, его индивидуальные особенности, что делает возможным более точный и профессионально оправданный выбор определенного профиля обучения в старших классах.

Г.В.Резапкина

«Методика «Твои способности»
1.Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I II III IV V VI VII VIII IX

После этого зачитываются вопросы, а учащиеся ставят рядом с цифрой ответ («+», « - », « + -»).

Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1. Подолгу играть в подвижные игры.

2. Продумывать игры и верховодить в них.

3. Играть в шашки, шахматы.

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.

6. Разговаривать с незнакомыми людьми или задавать вопросы.

7. Слушать или сочинять музыку.

8. Рисовать самостоятельно или наблюдать.

9. Слушать или сочинять сказки или истории.

Нравится ли вам сейчас:

1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции.

2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела.

3. Помогать ребятам решать математические задачи.

5. Участвовать в художественной самодеятельности.

6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.

8. Заниматься в изостудии, изо кружке.

9. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы особое удовольствие:

1. От участия и борьбы в спортивном соревновании.

2. От своего умения расставить людей, распределить работу.

3. От решения трудных математических задач.

4. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.

5. От игры на сцене.

6. От общения с людьми.

7. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.

8. От посещения художественной выставки.

9. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

1. К длительным физическим упражнениям.

2. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.

3. К разгадыванию математических шарад.

4. К изготовлению каких-либо деталей.

5. Участвовать в постановке спектаклей.

6. Помогать людям, посочувствовать им.

7. Поиграть на музыкальном инструменте.

8. Порисовать красками или карандашами.

9. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

1. Заниматься спортом или физическим трудом.

2. Энергично работать вместе с другими.

3. Заниматься черчением или играть в шахматы.

4. Копаться в механизмах, приборах.

5. Заботиться о младших, слабых и больных людях.

6. Думать над судьбами людей.

7. Исполнять музыкальные пьесы.

8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.

9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Результаты

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

I. Физическое (1,10,19,28,37)
II. Организаторское (2,11,20,29,38)

III.Математические (3, 12, 21, 30, 39).

IV. Конструкторско-техническое (4, 13, 22, 31, 40).

V. Эмоционально-изобразительное (артистическое) – (5, 14, 23, 32, 41).
VI. Коммуникативное (6, 15, 24, 33, 42).
VII. Музыкальное (7, 16, 25, 34, 43).
VIII. Художественно-изобразительное (8, 17, 26, 35, 44).
IX. Филологическое (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта