Главная » Съедобные грибы » Как называется пение горлом. Гортанное пение в наши дни

Как называется пение горлом. Гортанное пение в наши дни

Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.

От Сардинии до Японии

Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).


О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.

Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.

Не женское дело

Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.


Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.

Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.

В поисках гармонии

В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.


Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

Бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

Обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

И унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.


Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.


При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.


Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.


Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.

Технику горлового пения не освоить вот так, просто читая книжки или статьи по теме. Отчасти потому, что жаждущему научиться этому искусству не хватает самих представлений о таком пении, а отчасти, и потому что в практике обучения важен посторонний контроль.

В любом случае предоставленную вам теоретическую информацию нужно использовать скорее как дополнение для обмозгования и понимания практики пения, но учиться пению нужно по крайней мере по видео, если это невозможно вживую.

Прежде чем говорить о технике горлового пения, рассмотрим вопрос о звуках, из которых состоит наш голос. Можно выделить как бы три звуковых этажа, краски которых смешиваются и превращаются в единый голосовой поток:

  • средний этаж – бурдон, звук, получаемый посредством смыкания или вибрации голосовых связок;
  • верхний этаж – обертон («над» тон), получаемый посредством вибрации головных резонаторов;
  • нижний этаж – унтертон, при котором вибрируют мягкие ткани гортани.

Все эти тоны суммируются, затем к ним примешиваются вибрации всего тела, и после того, как звук выходит наружу, он сталкивается с внешней средой, которая имеет свои акустические свойства.

Пение древности

Обертонное горловое пение встречается в культурах многих народов мира; у современного слушателя оно в большей степени ассоциируется с шаманами и тибетскими монахами. Впрочем, для всех вокалистов рекомендуется использовать хотя бы хоомей (один из стилей ) в качестве элементов , так как тембр в результате таких упражнений обогащается обертонами и становится более насыщенным.

Хоомей – подготовка

Итак, техника наиболее простого и базового стиля обертонного горлового пения – хоомея. При его исполнении преимущественно звучит естественный , к которому добавляются обертоновые украшения, извлекаемые с помощью верхних резонаторов.

Для того, чтобы извлекать подобные звуки, для начала нужно разогреть голосовой аппарат с помощью пения простых протяжных гласных: ааа, ооо, ууу, эээ, иии… Старайтесь посылать голос в определенную точку, которая находится далеко от вас. Например, если стоите у окна, выберите дерево или окно дома напротив. И пойте. Не бойтесь громкости, ведь вполголоса вы себя не натренируете.

Техника горлового пения хоомей

Чтобы петь хоомей, нужно научиться расслаблять нижнюю челюсть и раскрывать ее так, чтобы найти нужный угол. При этом происходит сосредоточение внимания не на горле, а на корне языка.

Тут есть хитрость: если вы слишком сильно опустите нижнюю челюсть, то передавите горло, а если слишком мало, то звук будет плоский и зажатый. Нужный угол находится только на практике. И снова начинаем петь гласные звуки, параллельно ищем нужное положение языка.

Важные примечания

Главное, чтобы было удобно! Может чесаться нос, губы – это нормально.

Есть и более низкие по регистру техники горлового пения, но это более сложная и отдельная тема. Хоомей могут петь как мужчины, так и женщины; что касается других стилей – в плане доступности для женского организма они более сложны. Шаманы, живущие в Сибири, не рекомендуют женщинам постоянно практиковать более сложные стили горлового пения, по регистру сравнимые с мужскими, потому что это ведет к изменению гормонального баланса.

Были сведения, что певица Пелагея хотела у них научиться этому, но они отказали ей, объяснив, что пока она не состоялась как мать, лучше не заниматься шаманскими техниками пения. Но в плане отдельных вокальных упражнений использование хоомея очень даже полезно для развития голоса.

Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек. Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов. Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей". Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, "здоровой" частоте больного органа. Таким образом происходил процесс излечения человека. Трансовое состояние помогает шаману понять, какой звук необходим пациенту. Обертоны в голосе усиливают эффект, а также способствуют изменению состояния сознания человека.

Некоторые слушатели после концерта начинают ощущать внутри себя поток энергии, переживают необычные состояния сознания, вплоть до выхода из тела. Обертонное пение вызывает множество положительных эмоций, рождает в человеке желание развиваться духовно.

Горловое пение делает горло более расслабленным. В результате голос становится более глубоким и мощным в повседненвной жизни. Также, благодаря горловому пению, можно избавляться от различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле. Оно помогает снять усталость, избавиться от депрессий.

Занятие горловым пением, равно как и просто его слушание, благоприятно влияет на душевное состояние и здоровье человека.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта