Главная » Несъедобные грибы » Какое из событий произошло раньше других? Городское население Древней Руси называлось. Ордой, и его определением

Какое из событий произошло раньше других? Городское население Древней Руси называлось. Ордой, и его определением

ИСТОРИЯ

Тестовые задания:

1. Установите последовательность деятельности видных дореволюционных историков:

а) В. Ключевский 4

б) С. Соловьев 3

в) М. Карамзин 2

г) В. Татищев 1

2. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I :

б) Татищеву В.В.

3. Перу историка XX в. Л. Гумилёва принадлежит работа:

а) «От Руси к России»

4. Перу историка XX в. Б. Рыбакова принадлежит работа:

в) «Язычество Древней Руси»

5. Великий русский учёный XVIII в., противник норманнской теории:

а) М. Ломоносов

6. Исторический источник это:

а) произведение созданное человеком, продукт культуры

в) сохранившийся документ о событиях прошлого

г) летописные свидетельства о событиях прошлого

7. Создателем формационного подхода был:

а) К. Маркс

8. Метод движения мысли от частного к общему (к выводам) и наоборот получил название

______________________ и ________________________________________

в) индукции

г) дедукции

9. Создателями цивилизационного подхода были:

б) А. Тойнби, Н. Данилевский

10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

в) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

11. Первый социальный конфликт в Киевской Руси произошёл в:

12. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты:

б) 1147, 1327 гг.

13. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:

б) княгини Ольги

14. В Киевской Руси рядовичем называли:

в) наёмного работника

15. Древнерусское государство можно характеризовать как:

в) раннефеодальное

16. «Полюдьем» в Древней Руси называли:

б) сбор князем дани с подвластных ему земель

17. Городское население Древней Руси называлось:

б) посадским

18. Позже других событий произошло:

б) съезд русских князей в Любече

19. Орган феодальной демократии Киевской Руси:

20. Крещение Руси для основной части населения было:

в) насильственным

21. Соотнесите имена князей и земли, в которых они правили:

имена земли

в 1) Александр Невский а) Галицко-Волынское княжество

а 2) Ярослав Осмомысл б) Владимиро-Суздальское княжество

б 3) Всеволод Большое гнездо в) Новгородская боярская республика

г 4) Иван Калита г) Московское княжество

22. Укажите соответствие между именем князя и стратегией его взаимоотношений

с Золотой Ордой

а 1) союз с Ордой а) Александр Невский

б 2) решительная борьба с Ордой б) Иван III

в 3) свержение ига Орды в) Дмитрий Донской

23. Укажите хронологическую последовательность перечисленных событий:

2 а) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольги

4 б) разгром половцев Владимиром Мономахом

3 в) крещение Руси

1 г) поход Олега на Киев

24. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

3 а) образование Золотой орды

2 б) битва на р. Сити

4 в) поход хана Тохтамыша на Москву

1 г) битва на р. Калке

25. Установите хронологическую последовательность правления русских князей:

1 а) Владимир Святой

4 б) Дмитрий Донской

3 в) Иван Калита

2 г) Всеволод Большое Гнездо

26. Расположите имена князей в хронологической последовательности их жизни и деятельности:

1 а) Иван Калита

2 б) Дмитрий Донской

4 в) Иван III

3 г) Василий II

27. Укажите соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его

определением:

а 1) закуп а) крестьянин, взявший ссуду

б 2) вотчина б) наследственное землевладение

в 3) митрополит в) глава Русской православной церкви

28. Установите соответствие:

дата событие

б 1) 988 г. а) восстание в Твери против ордынцев

а 2) 1327 г. б) принятие христианства на Руси

г 3) 1497 г. в) поход хана Тортамыша на Русь

в 4) 1382 г. г) Великокняжеский «Судебник» Ивана III

29. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой

Ордой, и его определением:

А 1) ярлык а) ханская грамота, дававшая право на княжение

В 2) выход б) система господства над русскими землями

Б 3) иго в) ежегодная плата русичей орде

30. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с периодом их

правления:

имена князей события

в 1) Иван III а) 1327

б 2) Дмитрий Донской б) 1380

а 3) Иван Калита в) 1480

г 4) Александр Невский г) 1242

31. С городскими восстаниями связаны даты:

а) 1648 г., 1662 г.

32. Отмена местничества произошла в:

33. Современником Ивана IV является:

а) Алексей Адашев

34. Что из названного относится к последствиям опричнины:

в) разорение центральных районов страны

35. В результате реформ Избранной Рады (в 1549-1560) произошло:

а) образование сословно-представительной монархии

36. Главной задачей реформ Ивана IV было:

а) укрепление центральной власти

37. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады:

а) отмена кормлений

38. Что из названного было одной из причин поражения России в Ливонской войне:

а) опричная политика Ивана Грозного

39. Последним из Рюриковичей, правивших Россией, был:

в) Фёдор Иванович

40. Иван IV начинал преобразования в стране с реформы в сфере:

а) военной

41. Какое из указанных событий произошло позднее других:

а) опричнина

42. Какое событие произошло раньше всех других:

а) правление Елены Глинской

43. Какой из названных документов был принят раньше других:

г) Соборное Уложение

44. Соотнесите событие «Смутного времени» и соответствующую ему дату:

Б 1) власть «семибоярщины» а) 1613 г.

В 2) правление В. Шуйского б) 1610-1613 гг.

А 3) избрание царём М. Романова в) 1606-1610 гг.

45. Соотнесите понятия и термины:

Б 1) интервенция а) клятва, которую дал В. Шуйский

А 2) крестоцеловальная запись б) вооруженное вмешательство, вторжение на территорию

другого государства

Г 3) ополчение в) боярское правительство подписавшее с Сигизмундом III

договор о призвании на престол его сына Владислава

В4) семибоярщина г) военные формирования, которые создаются из

гражданского населения на добровольных началах

46. В правлении Ивана Ш произошло(-ёл)...

а) введение «правила Юрьева дня»

47. Тремя мероприятиями Ивана IV являются:

в) проведение сошной реформы

г) организация стрелецкого войска

д) издание Судебника

48. Земский собор - это

а) собрание представителей сословий

49. В царствование царя Алексея Михайловича Романова

а) произошел церковный раскол

50. Установите хронологическую последовательность событий:

4 а) Великое посольство

1 б) Крымские походы

3 в) взятие Азова Петром I

2 г) свержение царевны Софьи

51. Последний дворцовый переворот в России был совершен в:

52. В каком веке Крым был присоединен к России:

53. Государственный совет был учрежден в:

54. Промышленный переворот в России начался в:

в) 1830-1840 гг.

55. Двумя мероприятиями, свидетельствовавшими об усилении крепостнического гнёта в правление

Петра I явились …

б) введение подушной подати

в) введение рекрутской повинности

56. Следствием дворцовых переворотов середины XVIII в. было:

в) усиление роли гвардии в государственных делах

57. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризуется:

а) расширением привилегий дворянства

58. Петровские реформы первой четверти XVIII в. способствовали:

г) усилению самодержавной власти

59. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II проявился в:

в) созыве Уложенной комиссии

60. Крепостные крестьяне, прикреплённые к мануфактуре, назывались:

б) приписные

61. Негласным комитетом в годы правления Александра I называли:

г) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ

62. Расположите важнейшие события периода правления Александра I в правильной

последовательности

1 а) вступление на престол Александра I

3 б) Бородинское сражение

2 в) учреждение министерств

63. Соотнесите понятия и термины:

Б 1) мелкое производство а) экономические связи между отдельными районами

страны, основанные на общественном разделении труда

В 2) мануфактура б) изготовление изделий для продажи в небольшом

количестве

Г 3) тягло в) промышленное предприятие, основанное на ручном

труде и разделении труда

А 4) всероссийский рынок г) денежные и натуральные повинности крестьян и

посадских людей в пользу государства

64. Двумя мероприятиями, свидетельствующими о складывании абсолютной монархии в России, являлись...

в) отмена патриаршества

г) прекращение созыва Земских соборов

65. Тремя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны являются:

д) учреждение Сената

е) упразднение патриаршества и создание Синода

66. Установите хронологическую последовательность событий:

2 б) учреждение военных поселений в России:

3 в) восстание декабристов в Петербурге

4 г) кружок М.В. Буташевича – Петрашевского

67. Установите хронологическую последовательность событий:

1 а) воцарение Елизаветы Петровны

3 б) созыв Уложенной комиссии

4 в) жалованная грамота дворянству

2 г) манифест о вольности дворянства

68. Установите хронологическую последовательность событий:

3 а) присоединение Крыма к Российской империи

1 б) созыв Уложенной комиссии

2 в) первый раздел Польши

4 г) Жалованная грамота городам

69. Установите хронологическую последовательность событий:

1 а) принятие «Табели о рангах»

2 б) участие России в Семилетней войне

4 в) губернская реформа Екатерины II

3 г) секуляризация церковных земель

70. Установите хронологическую последовательность событий:

4 а) открытие Московского университета

1 б) открытие Славяно-греко-латинской академии

3 в) основание Российской академии наук

2 г) издание первой российской газеты «Ведомости»

71. Когда в России была проведена первая всенародная перепись населения:

72. Лидерами Конституционно-демократической партии (партии кадетов) были:

в) П. Милюков, В. Набоков

73. С понятием «община» в России в XIX в. было связано:

а) круговая порука

б) переделы земли

е) сельские сходы

74. Двумя положениями судебной реформы 1864г. были:

б) состязательность судебного процесса

г) участие в судебном процессе присяжных заседателей

75. К Крестьянской реформе 1861 г. относятся:

а) освобождение крестьян от личной зависимости

в) сохранение помещичьего землевладения

76. Аграрная программа эсеров включала требование:

а) социализация земли

77. Какое из названных событий относится к революции 1905-1907 г.:

78. Политика форсированного разрушения общины связана в первую очередь с:

в) попыткой создать класс мелких и средних собственников

79. Одной из причин отмены крепостного права было...

г) осознание правительством тормозящего влияния крепостного права на экономику страны

80. Один из результатов проведения военной реформы Д.А. Милютина:

в) отменена рекрутская повинность

81. «Хождение в народ» организовали:

в) разночинцы в 1870-е гг. для распространения революционных идей в деревне

82. Прогрессивный блок был создан в:

83. Столыпинская аграрная реформа предусматривала:

г) сохранение помещичьего землевладения

б) созвать законодательную Государственную Думу

85. Соотнесите общественную теорию XIX в. и её основные положения:

86. Отрезки - это

в) часть земли крестьян, перешедшая к помещикам в ходе Крестьянской реформы 1861 г.

87. Соотнесите общественную теорию XIX в. и её основные положения:

Б 1) «Теория официальной народности» а) капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление

А 2) Народничество б) идеальная форма правления для России – абсолютная монархия

В 3) Марксизм в) Россия должна последовательно пройти этап капиталистического развития, а затем перейти к социализму

88. Тремя политическими преобразованиями 1860-1870-х гг. являются:

а) формирование земских органов местного самоуправления из представителей всех сословий

б) введение института адвокатуры

г) создание бессословного и гласного суда

89. Причиной «третьеиюньского» государственного переворота стало недовольство царя позицией

II Государственной думы по вопросу:

б) аграрному

90. Монархическая партия, возникшая в ходе революции 1905-1907 гг.:

а) «Союз русского народа»

91. Когда Россия была провозглашена республикой:

92. Какое из перечисленных событий произошло позже других:

г) принято решение о замене продразверстки продналогом

93. Двумя причинами Февральской революции являлись...

а) резкое ухудшение продовольственного снабжения столицы, введение карточек

б) нарастание национального кризиса, инфляция, безработица

94. Двумя поводами I мировой войны являлись...

а) убийство в г. Сараево жены наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда

в) убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда

95. В каком документе впервые официально провозглашались основы советской власти?

г) в «Декрете о власти», принятом на II съезде советов

96. Первые органы советской власти, сформированные на II съезде Советов, - это

г) Совнарком, ВЦИК

97. Что из названного явилось причиной раскола деревни летом 1918 г.:

в) создание комбедов

98. Установите соответствие между датами и событиями:

даты события

99. Политика большевиков, проводимая ими в 1918-1920 гг., получила название:

б) «военный коммунизм»

100. Политика «военного коммунизма» соответствует проведению мероприятий по:

б) национализации предприятий и банков

101. Укажите особенности гражданской войны в стране:

а) охватила все слои населения

б) слилась с иностранной интервенцией

в) отличилась жестокостью и насилием

102. Гражданская война в России проходила в:

б) 1918-1920 гг.

103. Какая группа событий относится к 1919 году:

а) введение продразверстки, наступление добровольческой армии Деникина на Москву

104. В каком ряду названы военачальники, руководители Белого движения в годы гражданской

войны:

г) А. Деникин, П. Краснов

105. В каком ряду названы военачальники, руководители Красной армии в годы гражданской войны:

б) М. Тухачевский, А. Егоров

106. Советское правительство в годы гражданской войны поощряло…

а) прямой натуральный обмен

107. Установите соответствие между фамилиями политических лидеров и их деятельностью в

1920 – нач. 21 года:

фамилия деятельность

А 1) М. Тухачевский а) лидер крестьянского восстания на Тамбовщине

В 2) А. Антонов б) председатель Совета народных комиссаров

Б 3) В. Ленин в) командующий частями Красной Армии

при подавлении восстания на Тамбовщине

Г 4) М. Калинин г) председатель центрального исполнительного комитета

д) нарком иностранных дел

108. Понятие «двоевластие» связано с деятельностью в 1917 г.:

в) Временного правительства и Советов

109. Установите соответствие между датами и событиями:

даты события

110. Установите соответствие между датами и событиями:

даты события

В 3) 1922 г. в) Генуэзская конференция

111. Что из названного относится к мероприятиям НЭПа:

а) денационализация мелкой и средней промышленности

112. Что из названного относится к результатам индустриализации:

в) формирование командной системы

113. Одной из причин перехода к НЭПу была необходимость:

в) преодолеть кризис, порожденный политикой военного коммунизма

114. Что из названного относится к результатам коллективизации:

в) рост поставок зерна и технических культур государству

115. Об усилении напряжённости на Дальнем Востоке в 1930-е годы свидетельствовал (-о, -и)…

а) вооружённое столкновение на советско-маньчжурской границе в районе оз. Хасан

116. СССР был принят постоянным членом в Лигу Наций в:

в) Севастополь

118. Какая из названных операций относится к начальному этапу Великой Отечественной войны:

в) Московская битва

119. Существовавшие в 1920 - 1930-е гг. в СССР народные комиссариаты - это

а) центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или сферой деятельности

120. «Новую экономическую политику» (НЭП) характеризуют три понятия:

а) продналог

г) золотой червонец

е) хозрасчет

121. Какая из названных конференций представителей, лидеров СССР, Великобритании и США

произошла раньше других:

г) Московская

122. Федеративное устройство России существует, начиная с:

123. В СССР стахановское движение началось в:

124. СССР подписал договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в:

125. США установили дипломатические отношения с СССР в:

126. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

4 а) снятие блокады Ленинграда

1 б) Смоленское сражение

3 в) Курская битва

2 г) битва за Сталинград

127. Двумя основными изменениями, произошедшими в руководстве партии и государства в 1946-

1953 гг., являлись…

в) преобразование СНК в Совет Министров

г) переименование ВКП(б) в КПСС

128. К периоду «холодная война» относится…

а) разделение мира на две противостоящие системы

129. В каком ряду названы битвы и сражения завершающего периода Великой Отечественной войны:

б) операция Багратион, Висло-Одерская операция

130. Непосредственным итогом контрнаступления советских войск под Москвой стало освобождение

городов:

в) Калинина, Калуги

131. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. XX в. СССР

является:

б) начало широкомасштабного жилищного строительства

132. Перестройка в экономике началась с постановки задач ускорения, а в духовной сфере её

лейтмотивом стала:

в) гласность

133. Вывод российских войск из стран Европы был завершен в:

134. Что из названного относилось к политике Н.С. Хрущева в годы его руководства страной:

а) принятие закона о государственных пенсиях

в) широкое жилищное строительство

д) проведение «кукурузной» кампании

135. Какие события в СССР объединяют даты 1957 г. и 1961 г.:

б) испытания атомного и водородного оружия

в) начало и завершение освоения целинных земель

г) достижения в освоении космоса

136. Понятие «разоблачения культа личности» в конце 1950-х – начале 1960-х гг. означало:

а) критику режима, породившего культ личности

137. Какие события, явления были следствием демократизации общества в 1954-1964 гг.:

а) принятие постановлений об ошибочности решений 1940-х гг. с критикой деятелей культуры

138. К особенностям политического развития СССР в 60-70-е гг. XX в. относятся:

а) закостенение партийно-государственных структур

139. Двумя основными политическими противоречиями общественного развития и причинами

«застоя» являлись…

б) существование командно-административной системы

г) отсутствие работы советской бюрократической системы

140. Какие из перечисленных ниже черт характеризуют содержание экономической реформы 1965 г.:

а) сокращение числа плановых показателей доводимых до предприятия

г) создание на предприятиях фондов материального стимулирования

141. Главным на I Съезде народных депутатов РСФСР стал вопрос о:

в) государственном суверенитете России

142. Россия подписала программу НАТО «Партнерство во имя мира» в:

143. Принятие Декларации о суверенитете РСФСР произошло в период:

г) 1990-х гг.

144. Какие из названных мер относятся к политическим реформам периода перестройки:

а) отмена 6-й статьи Конституции СССР

в) формирование многопартийности

д) проведение выборов в Советы на альтернативной основе

145. К итогам политики «нового мышления» в период перестройки в СССР относится:

г) укрепление стабильности на международной арене

146. Что из названного является результатом политических преобразований 1988-1990 гг.:

г) начало разрушения однопартийного режима

147. СССР как государство был ликвидирован решением:

б) Беловежской тройки (Ельцин, Кравчук, Шушкевич)

148. Модель проводившейся в 1992-1993 гг. радикально-либеральной модернизации экономики

России была разработана группой:

а) Е. Гайдара

149. В основе октябрьского политического кризиса 1993 г. лежал конфликт между:

а) системой советов и президентской властью

150. В состав СНГ вошли:

в) 11 республик

Какое событие произошло раньше остальных? Завоевание персами Египта Фермопильское сражение Саламинское

сражение

Марафонское сражение

Какое событие произошло раньше остальных?

Установление единоличной власти Цезаря в Риме

Законы царя Хаммурапи

Законы Солона в Афинах

Первые олимпийские игры в древности

В какой стране первыми научились производить сахар из сахарного тростника?

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) княжение Ольги
2) объединение Новгорода и Киева
3) съезд князей в Любече
4) княжение Ярослава Мудрого
2. Какое из названных событий произошло позже других?
1) призвание Рюрика в Новгород
2) поход Олега на Константинополь
3) княжение Святослава
4) договор Игоря с греками
3. Что из названного относилось к причинам принятия Русью христианства?
1) тесные связи с Византийской империей
2) поиск союзника в борьбе с Хазарским каганатом
3) влияние Западной Европы
4) княжеские усобицы

1. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение патриаршества

3) созыв Земского собора

4) перенос в Москву резиденции митрополита

2.Князь Иван Данилович Калита вошел в историю как
1) победитель монголо-татар

2) «собиратель земли русской»

3.Какое из названных событий произошло раньше других?
1) стояние на реке Угре

2) вступление на престол Ивана III

3) создание стрелецкого войска

4) присоединение Пскова к Москве

4.Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

1) Владимира Мономаха

2) Всеволода Большое Гнездо

3) Ивана Калиты

4) Владимира Красное Солнышко

5.Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIV в.
1) избавляло его княжество от уплаты дани Орде

2) давало ему право на сбор дани с русских земель в пользу Орды

3) закрепляло за князем право назначать русского митрополита

4) позволяло князю формировать общерусское войско

6.Кто из названых правителей первым принял титул «Государя всея Руси»?
1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Василий II Темный

7.Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было
1) введение срока сыска и возвращения беглых крестьян

2) появление новых органов центрального управления - приказов

3) введения единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

4) введение денежного налога - подушной подати

8.Что из названного было следствием события, вошедшего в историю как «стояние на Угре»?
1) установление независимости русского государства от Орды

2) присоединение к Москве Тверского княжества

3) вторжение в русские земли польско-литовских войск

4) разорение ордынским войском Рязани

Какое из данных событийКакое из данных событий произошлоКакое из данных событий произошло раньше других?

1)Создание Союза благодействия
2)Создание организации "Черный передел"
3)Создание организации "Священная дружина"
4)Создание Кирилло-Мефодиевского общества

Какое из указанных событий произошло во время правления Александра III?
1)Создание мировых судов
2)Издание цензурного устава, названного современниками "чугунным"
3)Издание циркуля "о кухаркиных детях"
4)Создание военных поселений

Как назывались исполнительные органы, создание в ходе Земской реформы?
1)Земские участковые начальники
2)Мировые посредники
3)Земские управы
4)Земские собрания

Что явилось последствием Крымской войны?
1)"Нейтрализация" Черного моря
2)Потеря Россией Севастополя
3)Независимость Сербии
4)Присоединение к России части польских земель

Какое положение содержала "Русская правда" П.Пестеля?
1)Сохранение всей земли в руках помещиков
2)Объявление России федерации
3)Провозглашение в России конституционной монархии
4)Провозглашение России республикой

Надо выбрать ответ помогите плиз оч надо!!! 1) Главным противоречием политической системы России в нач. XX века являлось: 1. противоречие между

исполнительной и законодательной властью 2. противоречие между тенденцией к формированию гражданского общества и неограниченной самодержавной властью 3. противоречие между либеральной и консервативной партиями 4. наличие разногласий между царем и патриархом

2) В вопросах государственности для Николая II было характерно: 1. поддержка идеи конституционной монархии 2. приверженность к неограниченной самодержавной власти 3. приверженность к популизму 4. приверженность к либеральным реформам

3) Основным решением Гаагской конференции было: 1. запрещение применения химического оружия 2. создание экономического союза европейских государств 3. создание военного союза против Германии 4. ограничение вмешательства европейский держав в дела балканских территорий Османской империи

4) Определите предмет противоречия России и Японии на Дальнем Востоке: 1. борьба за сферы влияния в Корее и Китае 2. вопрос рыбного промысла в Охотском море 3. вопрос строительства Транссибирской магистрали 4. экономическая экспансия в Среднюю Азию

5) Какое событие произошло раньше других? 1. поражение под Мукденом 2. Цусимское сражение 3. сдача Порт-Артура 4. затопление "Варяга" и "Корейца"

6) По условиям Портсмутского мирного договора: А. Россия признала Корею сферой влияния Японии Б. Россия уступила Японии остров Сахалин 1. верны и А, и Б 2. верно только Б 3. верно только А 4. оба суждения неверны

а) принятие «Соборного уложения»; б) воцарение династии Романовых;

в) присоединение Левобережной Украины к России; г) восстание Степана Разина.

Как называется предприятие, основанное на разделении труда, специализации и применении наемного труда?

а) фабрика; б) монополия; в) мануфактура; г) гильдия.

49. Основным противником церковной реформы патриарха Никона выступил:

а) Сергий Радонежский; б) митрополит Алексий; в) патриарх Иов; г) протопоп Аввакум.

Как называется мирное соглашение, закончившее войну 1654-1667 гг. с Речью Посполитой?

а) Столбовский мир; б) Деулинское перемирие;

в) Андрусовское перемирие; г) Бахчисарайский мир.

51. «Великое посольство» было отправлено в Европу:

а) в 1695-1697 гг.; б) в 1696-1697 гг.; в) в 1697-1698 гг. г) в 1692-1693 гг.

Какое из представленных государственных учреждений не относится к XVIII в.?

а) Сенат; б) Собственная Его Величества канцелярия;

в) Святейший Синод; г) Приказ купецких дел.

53. Указ Петра I о престолонаследии имел следствием…

а) стабилизацию внутриполитического положения России в середине XVIII в.;

б) частую смену монархов на русском престоле, нередко происходившую путем дворцовых переворотов;

в) лишение престола сына Петра I царевича Алексея;

г) ослабление влияния гвардейских полков.

В каком году Россия была провозглашена империей?

а) в 1711 г.; б) в 1721 г.; в) в 1725 г.; г) в 1727 г.

55. Какая страна не была союзницей России в Северной войне?

а) Саксония; б) Англия; в) Речь Посполитая; г) Дания.

Подписанием какого мирного договора завершилась Северная война?

а) Фридрихсгамского; б) Абоского в) Ништадтского; г) Верельского.

Как называется документ, призванный ограничивать власть императора (императрицы) в эпоху дворцовых переворотов?

а) регламент; б) рескрипт; в) кондиции; г) устав.

Какое событие не относится к правлению Елизаветы Петровны?

а) восстановление гетманства на Украине; б) основание Московского университета;

в) Семилетняя война; г) издание Манифеста «О вольности дворянства».

Что такое секуляризация?

а) система наказаний для нижних чинов армии;

б) право помещика на исключительное владение землей и крестьянами;

в) перевод церковных земельных владений в собственность государства;

г) трудовая повинность для городских жителей.

Кто из перечисленных деятелей не являлся фаворитом Екатерины II?

а) Г.А. Потемкин; б) Э.И. Бирон; в) Г.Г. Орлов; г) П.А. Зубов.

61. Отметьте неверное утверждение:

а) одной из причин восстания под предводительством Е.И. Пугачева было недовольство крестьян усилением крепостнической эксплуатации;

б) восстание Е.И. Пугачева называют также крестьянской войной;

в) одной из движущих сил восстания Е.И. Пугачева было казачество;

г) восстание под предводительством Е.И. Пугачева вызвало поражение России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

62.С какой страной Россия заключила Кючук-Кайнарджийский мир?

а) с Австрией; б) с Турцией; в) со Швецией; г) с Польшей.

Какое внешнеполитическое событие произошло в царствование Павла I?

а) Итальянский поход русской армии; б) Семилетняя война;

в) третий раздел Речи Посполитой; г) русско-турецкая война 1787-1791 гг.

64. О каком российском императоре А.С. Пушкин писал: «Правитель слабый и лукавый, нечаянно согретый славой…»?

а) о Николае I; б) о Павле I; в) об Александре I; г) о Петре III.

Какое событие произошло раньше других

а)Учреждение Государственного совета б) создание военных поселений

в) указ о запрете всех тайных организаций г)принятие указа о «вольных хлебопашцах»

Какие части территории Российской империи в первой четверти XIX в. обладали автономией?

а) Польша и Финляндия; б) Украина и Восточная Грузия;

в) Курляндия, Лифляндия и Эстляндия; г) Белоруссия и Литва.

67. К числу полководцев, руководивших русскими войсками в Отечественную войну 1812 г., не относился:

а) П.А. Румянцев; б) Н.Н. Раевский; в) П.И. Багратион; г) А.П. Тормасов.

68. Итоги антинаполеоновских войн были подведены:

а) Гюлистанским мирным договором; б) Бухарестским миром;

в) Генуэзской конференцией; г) Венским конгрессом.

Политический строй в России в XIX в. - это

а) парламентская монархия б) конституционная монархия в) республика

г) самодержавие

Владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от рекрутской повинности, налогов и телесных наказаний являлось привилегией

а)дворянства б) мещанства в) купечества г) казачества

Какие из перечисленных событий произошли в царствование Александра 1

А) Отечественная война Б) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

В) создание военных поселений Г) отмена крепостного гнета

Д) второй и третий разделы Речи Посполитой Е) создание Царскосельского лицея

Укажите верный ответ:

1) ВГЕ 2) БГД 3) АВЕ 4) АГЕ


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Что из нижеперечисленного стало причиной Первой Мировой войны?

Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.

Задания Всемирная История, 9 класс

Укажите имя. После первого отречения Наполеона от престола в 1814 году, этот отпрыск Бурбонов был разбужен гонцом, который принёс долгожданное известие: «Сир, отныне Вы король!» - «Разве я и раньше не был королём?» - с достоинством возразил ………. и отправился спать.

Какое государство в Африке в середине XIX в было организовано из освобожденных в США рабов?

A) Нигерия;

C) Эфиопия;

D) Либерия.

12. Этот американский президент родился в семье лесоруба, был батраком, сплавщиком плотов, почтмейстером. После избрания президентом выступил за ограничение и отмену рабства. Это…

A) Джордж Вашингтон;

B) Джон Браун;

С) Теодор Рузвельт;

D) Авраам Линкольн.

13. Национальный герой Италии. О нем А. И. Герцен писал: «Он с горстью людей победил армию, освободил целую страну и был отпущен из нее, как отпускают ямщика, когда он довез до станции». Это:

A) Джузеппе Гарибальди;

B) Джузеппе Мадзини;

С) Камилло Кавур;

D) Виктор-Эммануил.

14. Движение за отмену рабства в США называлось:

A) чартизм;

B) аболиционизм;

С) импрессионизм;

D) расизм.

A) Людовик XVIII;

B) Людовик XVI;

C) Луи-Филипп Орлеанский;

D) Луи-Наполеон Бонапарт.

ФИО ученика ______________________________________

A) Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда;

B) Стремление Англии уничтожить Францию – своего главного конкурента;

C) Стремление России стать колониальной державой;

D) Стремление Германии начать борьбу за передел колоний.

2. Какие государства вошли в блок Антанты в начале ХХ века:

A) США, Великобритания, Франция;

B) Россия, Великобритания, Франция;

C) Германия, Италия, Япония;

D) Германия, Италия, Австро-Венгрия.

3. Укажите хронологию Второй Мировой войны:

4. В августе 1945 года СССР, выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, объявил войну:

A) Германии;

B) Испании;

C) Японии;

D) Финляндии.

5. Противостояние между СССР и США, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:

A) «холодная война».;

B) «региональный конфликт»;

C) «ядерный диалог»;

D) «необъявленная война».

6. В 60-е годы среди американской молодежи бурное развитие получил пацифизм (антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны.) Это явление получило название:


A) «ближневосточный кризис»;

B) «холодная война»;

C) «вьетнамский синдром»;

D) «Карибский кризис».

7. Советские военные специалисты в 1960-1970-е гг. участвовали в боевых действиях в:

A) Венгрии;

B) Афганистане;

D) Вьетнаме.

A) ввод советских войск в Афганистан;

B) образование государства Израиль;

C) отрешение от власти Президента США Никсона;

D) бойкот США и их союзниками Московской олимпиады.

9. Феминистское движение в ХХ веке выступало:

A) против загрязнения окружающей среды;

B) за равенство белых и черных;

C) за полное равенство женщин и мужчин;

D) за установление 8-часового рабочего дня.

10. Этот президент США был в прошлом известным комедийным актером:

A) Джорж Буш-младший;

B) Рональд Рейган;

C) Джон Кеннеди;

D) Ричард Никсон.

11. Дискриминация – это:

A) массовое истребление людей по расовому и религиозному признаку;

B) высылка из страны иммигрантов;

C) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;

D) предоставление преимущественных политических прав национальным меньшинствам.

12. Укажите хронологию Первой Мировой войны:

A) 1905 - 1907 гг.;

B) 1914 – 1917 гг.;

C) 1914 – 1918 гг.;

D) 1818 - 1920 гг.

13. Какое государство приняло закон о ленд-лизе, согласно которому предоставлялась помощь государствам, сражающимся против фашизма:

B) Великобритания;


14. Какое государство и в каком году участвовало в агрессии против Финляндии, за что было исключено из Лиги Наций:

A) Германия, 1941 г.;

B) СССР, 1939 г.;

C) Япония, 1940 г.;

D) США, 1939 г.

15. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970 – е гг.:

A) Введение войск ОВД в Чехословакию;

B) война во Въетнаме;

C) Подавление венгерской революции;

D) ввод советских войск в Афганистан.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 49 заданий.


Часть 1 состоит из 27 заданий (А1–А27). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из которых верный.


Часть 2 состоит из 15 заданий (В1–В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).


Часть 3 состоит из 7 заданий с развёрнутым ответом (С1–С7).


Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A1 Какое из названных событий произошло раньше других?
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород


A2 Кто из князей вошёл в историю под именем первого «собирателя русских
земель»?
1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) Владимир Мономах
4) Дмитрий Донской


A3 Полюдьем в Древней Руси называли
1) собрание мужчин-общинников
2) военное формирование, находящееся на службе у князя
3) сбор князем дани с подвластных земель
4) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца


A4 Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной Радой в середине XVI в.?
1) создание стрелецкого войска
2) создание регулярной армии
3) создание гвардейских полков
4) формирование полков иноземного строя


A5 Кто из названных лиц был архитектором?
1) Матвей Казаков
2) Симеон Полоцкий
3) Фёдор Волков
4) Михаил Щепкин

A6 Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием
1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича


A7 В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол

A8 Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»
1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке


A9 Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других?
1) петрашевцы
2) народники
3) эсеры
4) декабристы


A10 М.М. Сперанский подготовил «Свод законов Российской империи» в годы царствования
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II

A11 Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
1) классицизм
2) романтизм
3) академизм
4) передвижники


A12 Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II?
1) отмена крепостного права
2) основание военных поселений
3) проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами
4) перевод крестьян на обязательный выкуп


A13 В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино русская армия:
1) получила свежие регулярные части, вооружение
2) разгромила французскую армию на подступах к Смоленску
3) добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим
4) задержала захват Москвы армией Наполеона


A14 Прочтите отрывок из сочинения Н.К. Шильдера и укажите императора, о правлении которого идёт речь.
«Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись… Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев… Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император<…> в течение всей остальной своей жизни».
1) Павел I
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр III


A15 Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

A16 Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?
1) Съезд Советов
2) Учредительное собрание
3) Государственное совещание
4) Государственная Дума


A17 При проведении Столыпинской аграрной реформы
1) поощрялся рост хуторов и отрубов
2) принудительно отчуждались помещичьи земли
3) развивалось общинное землевладение
4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»


A18 Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?
1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры


A19 Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано.
«Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц.суточной добычи шахты».
1) 1918 г.
2) 1926 г.
3) 1935 г.
4) 1941 г.


A20 Операция «Багратион» – это операция советских войск по
1) штурму Кёнигсберга
2) контрнаступлению под Сталинградом
3) освобождению Белоруссии
4) штурму Берлина

A21 Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.


«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович


A22 Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?
1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
2) размещение советских ракет на Кубе
3) начало Корейской войны
4) вступление СССР в войну с Японией


A23 Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?
1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе
2) вывод советских войск из Германии
3) первый визит руководителя СССР в США
4) заключение пакта Молотова – Риббентропа


A24 Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало
1) смягчение цензуры, проведение политики гласности
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным
хозяйством
4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.


A25 Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?
1) исключение СССР из ООН
2) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении
3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира
4) переход к политике «разрядки» в международных отношениях

A26 Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ.


«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления, уплачивают налог на прибыль в размере и порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».
1) 1953 г. 2) 1962 г. 3) 1978 г. 4) 1987 г.


A27 Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены
1) макроэкономической стабилизацией
2) падением объёмов производства
3) ростом доходов государства
4) увеличением доходов большинства населения


Часть 2


Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1 Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
А) Аристотель Фиораванти
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Василий Баженов

В2 Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Г.А. Спиридов
2) М.Д. Скобелев
3) С.И. Дежнёв
4) П.А. Румянцев
5) Ф.Ф. Ушаков
6) М.Б. Шеин


В3 Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.


«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои.
Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

В5 Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены органы власти, в хронологической последовательности в таблицу.
А) III отделение императорской канцелярии
Б) первые министерства
В) Верховная распорядительная комиссия
Г) Государственный совет

В6 Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) создание высших женских курсов
3) основание Александром I Царскосельского лицея
4) первый показ фильмов в России
5) основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ)
6) создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»

В7 Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В8 Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идёт речь.


«Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…> Профессор Вышнеградский – министр финансов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны <…> Адмирал Шестаков, высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван <Императором> в Петербург и назначен морским министром <…> С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…> который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».

В9 Какие три художественных произведения из перечисленных относятся к первой половине XX в.?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»
2) роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
3) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
4) роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»
5) фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»
6) картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»

В10 Установите соответствие между событиями советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В11 Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования <...>
Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав».

В12 Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
2) Карибский кризис
3) разрыв отношений с Югославией
4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)
5) ввод войск в Венгрию
6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)

В13 Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В14 Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.
«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

В15 Расположите следующие события второй половины ХХ в. в хронологической последовательности.
Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ
В) устранение «антипартийной группы» Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова
Г) принятие Декларации о государственном суверенитете России

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3


Для записи ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



<...> <...>
<...> <…> разгромить <...> <...> <...> <...>

C1 Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.


C2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.


Задания C4–C7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.


C4 Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг. Приведите не менее трёх примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.


C5 Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).


Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).

C7 Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.
Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Система оценивания экзаменационной работы по истории


ЧАСТЬ 1


За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

N o задания Ответ N o задания Ответ N o задания Ответ
А1 4 А10 1 А19 3
А2 1 А11 4 А20 3
А3 3 А12 1 А21 4
А4 1 А13 1 А22 1
А5 1 А14 2 А23 3
А6 3 А15 3 А24 2
А7 4 А16 2 А25 3
А8 2 А17 1 А26 4
А9 4 А28 2 А27 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

N o задания Ответ
В1 ВАБГ
В2 145
В3 1235
В4 Годуновы
В5 БГАВ
В6 136
В7 2145
В8 АлександрТретий
В9 146
В10 2145
В11 перваямировая; ПерваяМировая
В12 136
В13 3521
В14 Брежнев; ЛеонидБрежнев; ЛИБрежнев; БрежневЛИ
В15 ВАГБ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ


Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».


ЧАСТЬ 3


Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

Баллы

Может быть указано, что:

Война – Великая Отечественная;
- битва – Московская;
- воспоминания относятся к декабрю 1941 г.

Указаны война, битва и дата воспоминаний. 2
Указаны 2 любых элемента ответа. 1
Указан 1 любой элемент ответа.
ИЛИ
0
Максимальный балл 2
C2

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития:


- антиалкогольная кампания;








Указаны 3 причины. 2
Указаны 1–2 причины. 1
Все элементы ответа названы неверно. 0
Максимальный балл 2
C3
Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения о значении победы под Москвой с точки зрения, выраженной в воспоминаниях:

Это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны;
- враг был отброшен от столицы;
- были освобождены от врага первые населенные пункты;
- враг понёс значительные потери;
- возродилась (укрепилась) надежда на победу в войне.

Приведены 3 положения. 2
Приведены 2 положения. 1
Приведено 1 положение.
ИЛИ
Все элементы ответа названы неверно.
0
Максимальный балл 2
C4

1. Могут быть названы следующие проблемы экономического развития СССР к середине 1980-х гг.:

Снижение темпов экономического роста;
- хронический дефицит продовольствия и товаров народного потребления;
- растущее научно-техническое отставание СССР от западных стран;
- исчерпание возможностей экстенсивной экономики;
- зависимость экономики от экспорта энергоносителей и цен на них на мировом рынке;
- чрезмерная милитаризация экономики;
- низкое качество и дефицит товаров на потребительском рынке;
- низкая производительность труда и слабая трудовая дисциплина;
- чрезмерная централизация экономики;
- отставание ряда важных отраслей (сельское хозяйство и др.);
- рост теневой экономики.

2. Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития:

Провозглашение курса на ускорение;
- антиалкогольная кампания;
- введение государственной приёмки;
- принятие закона «О государственном предприятии»;
- борьба с коррупцией и нетрудовыми доходами;
- борьба за повышение трудовой дисциплины, внимание к материальному стимулированию труда;
- предоставление бόльшей хозяйственной самостоятельности предприятиям;
- принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности;
- поощрение подсобных хозяйств, аренды и т.п.;
- создание совместных предприятий;
- принятие закона «О кооперации в СССР», развитие кооперативного сектора экономики.

Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 проблемы в экономике СССР середины 1980-х гг. и приведены 3 примера действий, предпринятых для решения этих проблем во второй половине 1980-х гг. 4
Названы 2 проблемы и 2 примера.
ИЛИ
Названы 1 проблема и 3 примера.
3
Названы 2 проблемы, приведён 1 пример.
ИЛИ
Названы 1 проблема и 2 примера.
ИЛИ
Проблемы не названы, приведены 3 примера.
2
Названы 2 проблемы, примеры не приведены.
ИЛИ
Названа 1 проблема, приведён 1 пример.
ИЛИ
Проблемы не названы, приведены 2 примера.
1
Назван 1 любой элемент ответа.
ИЛИ
Все элементы названы неверно.
0
Максимальный балл 4

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

В ходе революции было создано народное представительство – Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
- рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день.


При выборе второй точки зрения:

Сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;

В Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
- не произошло значительного расширения прав самоуправления.

1. Может быть указано, что:

Политика называлась «опричнина»;
- переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV;
- отношения монарха и боярской аристократии были очень напряжёнными;
- активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.
Личные мотивы Ивана IV:
- в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время тяжёлой болезни царя в 1553 г.

Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;
- в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашёл он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;
- в 1560 г. произошёл его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем отправлены в ссылку;
- после побега князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.) гонения на бояр были ужесточены.


2. Могут быть названы последствия опричной политики:

Кризис власти, ослабление государства, угроза распада России;
- кризис хозяйственной жизни, гибель массы людей, бегство населения из центра страны на окраины);
- усиление возможностей для установления крепостнических отношений (конец XVI в. – прикрепление крестьян к земле).

Указания к оцениванию Баллы
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку
зрения.
3
Приведены 2 аргумента.
Указания к оцениванию Баллы
Дано определение политики, названы 2 причины и 3 последствия. 4
Дано определение политики, названа 1 причина и 3 последствия
ИЛИ
Название политики не дано, названы 2 причины и 2 последствия.
3
Названы только 2 причины и 1 последствие.
ИЛИ
Названы 1 причина и 2 последствия.
2
Названы только 1 причина и 1 последствие.
ИЛИ


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта