Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»
Классный час
«Международный день
грамотности»
Провела: Колмакова Е.Ю.
с. Нялинское
Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»
Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.
Прививать желание быть грамотным.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа .
Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?
( Через книги, телевизор, компьютер).
Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.
В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.
Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?
Какие из этих правил дошли до наших дней?
Просмотр фильма
«Письменность и книги на Руси»
Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.
8 сентября весь мир празднует День грамотности .
Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.
Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Воспитатель.
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
История возникновения праздника
Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.
Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .
Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).
И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.
3 ученик
Традиции Дня грамотности
8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.
Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.
Интересные факты о грамотности
1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.
Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.
Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить
Сценарий к Международному дню грамотности
для детей младшего школьного возраста.
(для детей с ограниченными физическими возможностями)
Слайд 1 – заставка.
Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
( Ответы детей )
Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется
« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).
Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.
Слайд 3 – заставка.
Ведущий 1 – Следующий конкурс
« Замени первую букву» .
( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).
бочка – дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка
Майка – зайка – гайка – лайка
Игровые упражнения:
1 - «Скажи одним словом»
Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд
с
ручкой
и
носиком
для
кипячения
воды
или
заваривания
чая
- …(
чайник
)2
Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Очень смешной фильм. (комедия)
2 - «Скажи по другому»
Игрушка
для
елки
-…(
елочная
игрушка
)
Герой
сказки
- … (
сказочный
герой
)
Сок
яблока
-… (
яблочный
сок
)
Суп
из
молока
-…(
молочный
суп
)
Варенье
из
клубники
-… (
клубничное
варенье
)
Каша
из
гречки
-… (
гречневая
каша
)
Вода
из
речки
-… (
речная
вода
)
Скважина
в
замке
-…(
замочная
скважина
)
Мука
из
пшеницы
-… (
пшеничная
мука
)
и
т
.
п
.
Конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …
А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
Игра «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
4. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки... (коса)
5. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь)
6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
7. Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (труда).
Следующий конкурс «Найди рифму»
( В презентации, слайды с 4 по 7 )
Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.
4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)
Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?
(ответы детей).
3 класс –
Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как
хорошо
уметь
читать
!
Не
надо
к
маме
приставать
,
Не
надо
к
бабушке
идти
:
-
Прочти
,
пожалуйста
!
Прочти
!
Не
надо
умолять
сестрицу
:
-
Ну
,
почитай
еще
страницу
!
Не
надо
звать
.
Не
надо
ждать
.
А
можно
взять
И
почитать
!
В
.
Берестов
Задание для 3 класса.
Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)
2 класс
Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)
1 класс
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Викторина «Будь грамотным – будь успешным!»
Учение
– не только свет; согласно народной
поговорке, но оно и свобода. Ничто так
не освобождает человека, как знание.
Иван
Тургенев.
Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности .
Немного об истории возникновения этого праздника.
В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Каждый пятый житель Земли старше 15-ти лет не умеет читать и писать. 100 миллионов детей, наших современников, не ходят в школу. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию . Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.
Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .
Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.
Традиции Дня грамотности.
8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка. Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.
И в нашей гимназии сложилась традиция проводить цикл мероприятий, посвященных Дню распространения грамотности.
Сегодня мы проведем викторину «Будь грамотным – будь успешным!».
Ход игры:
Представление команд;
Блиц для 5-х классов;
Блиц для 6-х классов;
Блиц для 7-х классов;
Блиц для 8-х классов;
Блиц для 9-х классов;
Блиц для 10-х классов;
Блиц для 11-х классов;
Конкурс капитанов;
Конкурс «мы – одна команда!»
Оценивать игру будет наше компетентное жюри! (Преставление членов жюри)
А сейчас мы переходим к первой части нашего конкурса – представлению команд. Напоминаю, что представление команд также оценивается жюри. Максимум команда может получить 2 балла. Команды, прошу на сцену!
(Представления команд)
Команды заняли свои места. И я попрошу подойти ко мне двух представителей 5-х классов, от каждой команды – по одному. (Аналогично вызываются представители других параллелей)
Задания зачитываются ведущим и выводятся на экран (презентация).
Блиц для 5 классов.
С предложенными паронимами составьте словосочетания, в которых была бы четко видна разница в значениях этих паронимов. От вас требуется два словосочетания соответственно. За каждое правильное словосочетание вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание вы можете получить 1 балл.
1 команда: одеть – надеть
Ответ: одеть ребенка – надеть шапку.
2 команда: компания - кампания
Ответ: компания друзей – избирательная кампания.
Блиц для 6 классов.
Выберите правильный вариант произношения. Вам будут представлены три слова. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание ваша балловая копилка может пополниться на 1,5 балла.
1 команда:
ЗвОнишь или звонИшь
катАлог или каталОг
жАлюзи или жалюзИ
Ответ: звонИшь, каталОг, жалюзИ.
2 команда:
квАртал или квартАл
красИвее или красивЕе
дОговор или договОр
Ответ: квартАл, красИвее, договОр.
Блиц для 7 классов.
Вам будет дано прилагательное. Ваша задача – составить с этим прилагательным два словосочетания: в одном словосочетании прилагательное должно выступать как притяжательное, в другом – как качественное. За каждое правильно составленное словосочетание вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1 балл.
1 команда: волчий
Ответ: волчий хвост – волчий аппетит.
2 команда: медвежий
Ответ: медвежья берлога – медвежья услуга.
Блиц для 8 классов.
Ответьте на вопрос. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
1 команда: Какой частью речи является слово «неужели»?
Ответ: частица.
2 команда: Какой частью речи является слово «кричащий»
Ответ: действительное причастие настоящего времени.
Блиц для 9 классов.
Продолжите пословицу. Вам будет предложено по три пословицы. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум вы можете принести своей команде 1,5 балла.
1 команда:
Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать –
Ответ:
Труд человека кормит, а лень портит.
глаза страшатся, а руки делают.
хочешь много знать - надо мало спать.
2 команда:
Не спеши языком –
Сам пропадай,
С кем поведешься,
Ответ:
не спеши языком - торопись делом.
сам пропадай, а товарища выручай.
с кем поведешься, от того и наберешься.
Блиц для 10 классов.
Назовите современные русские эквиваленты старославянизмов. Вам будет дано по три старославянизма. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1, 5 балла.
1 команда:
Чело
Ланиты
Десница
Ответ: Лоб, щеки, правая рука.
2 команда:
Перст
Живот
Зеница
Ответ: Палец, жизнь, зрачок (глаз).
Блиц для 11 классов.
Расшифруйте аббревиатуры. Вам будет предложено по две аббревиатуры, по 0,5 балла за каждую. Максимум вы можете получить 1 балл за задание.
1 команда: НИИ, ДНК
2 команда : Корень этого слова находится в слове ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ , суффикс и окончание – в слове Т ЕРПЕЛИВЫЙ . Что это за слово?
Ответ: выносливый.
Замените предложенные фразы известными фразеологизмами. Три фразеологизма по 0,5 балла в сумме принесут вам 1,5 балла. Игроки вашей команды могут давать вам подсказки.
1 команда:
Обычно он много болтает;
Он все умеет делать;
Он главный мой помощник;
Ответ: язык без костей, мастер на все руки(золотые руки), правая рука.
2 команда:
Братья очень похожи друг на друга;
Ему угрожает неприятность с двух сторон;
На него положиться нельзя – он часто меняет свое мнение;
Ответ: как две капли воды, меж двух огней, у него семь пятниц на неделе.
Разгадайте шараду. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
1 команда:
С буквой К бери меня на покос.
А без буквы К ужалю в нос.
Ответ: коса – оса.
2 команда:
Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
Ответ: пи-рог.
Задание-соревнование. Баллы получает та команда, которая первая даст верный ответ. Максимум можно получить 1 балл.
Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И. Фоняковым фраза ТАРТУ ДОРОГ КАК ГОРОД ...
Как называется такая языковая игра?
Ответ: Тарту дорог как город УТРАТ. Палиндром.
Конкурс «Мы – одна команда».
На карточках написано по два предложения. Задание:
В первом предложении заменить все слова (кроме служебных) синонимами.
Во втором предложении заменить все слова (кроме служебных ) антонимами .
За каждое правильно составленное предложение вы получаете 0,5 балла. В сумме – 1 балл. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
1 команда:
2.Наступает летнее утро.
Ответ: 1.Врач назначил больному уколы. 2. Заканчивается зимний вечер.
2 команда:
1.Караульный спрятался под кровлей здания.
2. Юноша бодро шагает по широкой дороге.
Ответ: 1. Сторож укрылся под крышей дома. 2. Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.
«Загадочный круг». В каждом круге написано шесть букв. Ваша задача – найти как можно больше различных имен существительных, которые можно прочесть по ходу часовой стрелки и наоборот, но обязательно подряд.
За каждое слово вы получаете 0,1 балл. Если вы называете все слова, то получаете 1,3 балл. На выполнение вам дается 4 минуты.
1 команда:
Ответ: Сок, кол, село, сокол, лесок, лес, колесо, око, осел (всего – 9 слов).
2 команда:
Ответ: Сок, око, коса, оса, осадок, ад, док, код, ода, сад, ас, садок (всего – 12 слов).
Подберите антонимы к прилагательным в парах словосочетаний. Будьте внимательны! Каждой команде даны три пары словосочетаний. За каждый правильно подобранный антоним вы получаете 0,3 балла. Максимум можно получить 1,8 балла. На выполнение задания дается 4 минуты.
1 команда:
мягкий климат – мягкий хлеб;
Живые цветы – живой человек;
Жидкие тела – жидкий чай – жидкие волосы.
Ответ: суровый климат – черствый хлеб; искусственные цветы – мертвый человек; твердые тела – крепкий чай – густые волосы.
2 команда:
Мелкие деньги – мелкий ручей
Старая женщина – старая история
Кислое яблоко – кислая капуста – кислое настроение.
Ответ: большие деньги – глубокий ручей; молодая женщина – новая история; сладкое яблоко – свежая капуста – радостное настроение.
Сколько фразеологизмов в тексте? На карточках написан текст. Задача команд – найти как можно больше фразеологизмов. За каждый правильный фразеологизм вы получаете 0,1 балла (максимум 1,3) У вас есть 3 минуты.
С ног до головы.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!
Ответ: С ног до головы, на короткой ноге , с левой ноги встал , со всех ног , еле ноги унёс, ни ногой, ноги не будет , из рук вон, взять в руки, дать по рукам, рукам воли не давай , руку даю на отсечение , распускать руки. (13 фразеологизмов)
Творческое задание.
Напишите четверостишие про язык, грамотность и т.п.
1 команда: ямбом.
2 команда: хореем.
Максимум за задание вы можете получить 5 баллов.
На выполнение задания вам дается 7 минут.
А пока команды готовятся, давайте поиграем.
Игра со зрителями.
«Какая буква заблудилась?»
Неизвестно,
как случилось?
Только
буква заблудилась,
Заскочила
в чей – то дом
И
хозяйничает в нём?
Но
едва туда вошла буква – озорница,
Очень
странные дела
Начались
твориться.
Закричал
охотник: «Ой!
Д
вери
гонятся
за мной!»
-
Какая буква заблудилась?
На
виду у детворы,
Кры с у красят маляры.
Посмотрите-ка,
ребятки,
Р
аки
выросли
на грядке!
Куклу
выронив из рук,
Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный л ук С длинными усами.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом
На крючок попался д ом .
Классный час:
«Международный день распространения грамотности».
Цели занятия:
Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
Расширять кругозор учащихся.
Задачи занятия:
Формирование полного ответа на вопрос;
Формирование умения работать в группе.
Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
Побуждать учащихся к самосовершенствованию.
Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.
1.Всупительное слово учителя:
– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!
Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.
Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.
2.История и традиции.
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади , и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».
Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.
Составить к празднованию Международного Дня грамотности сценарий можно и самостоятельно: не все же возлагать на плечи школ! Да и многие уже давно нигде не обучаются, но отпраздновать 8 сентября желают. Помимо краткой исторической справки, включите в сценарий интересные конкурсы и игры — праздник все-таки!
Можно добавить в сценарий и различные игры на литературную тему, написание сложных диктантов или просмотр подходящего фильма (например, короткометражки «Влюбить в себя с помощью негативных эмоций»).
Праздник пройдет не только весело, но и с пользой: кто-то вспомнит правила русского языка или даты истории, а кто-то поймет, что быть грамотным — это действительно здорово, и начнет свой нелегкий путь к знаниям!