Главная » Несъедобные грибы » Когда родился некрасов. Интересные факты из биографии николая алексеевича некрасова

Когда родился некрасов. Интересные факты из биографии николая алексеевича некрасова

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(28 ноября(10 декабря) 1821, местечко Немирове(по другой версии с. Синьки) Подольской губ. — 27 декабря 1877(8 января 1878), С.-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище) — поэт, писатель, редактор-издатель журналов« Современник»(1847−1866) и «Отечественные записки»(с 1868).

11 апреля — цензурное разрешение на второй выпуск« красных книжек» со стихотворениями Некрасова.

Около 10 мая — Некрасов уехал в Карабиху; в приведённой в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны« Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана поэма« Кому на Руси жить хорошо».

Конец сентября — возвращение в Петербург.

8 октября — Некрасов присутствовал на похоронах Н. Г. Помяловского, молодого писателя, умершего 5 октября.

19 января — умер А. В. Дружинин; в «Современнике» Некрасов почтил память приятеля и коллеги задушевным некрологом, присутствовал на его похоронах.

20 февраля — восторженный отзыв на поэму« Мороз Красный нос» в письме к Некрасову М. С. Волконского, сына декабриста.

4 мая — Н. Г. Чернышевскому объявлен приговор Сената — ссылка в каторжные работы на семь лет.

20-е числа мая — август — Некрасов на лечении за границей.

Начало сентября — конец октября — Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Осень — написана поэма« Железная дорога».

Зима — работа над второй частью сатирического цикла« О погоде».

20 февраля — А. Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Некрасову свои права на издание журнала« Современник».

7 апреля — Некрасов отказался стать компаньоном Ф. М. Достоевского по изданию его журнала почвеннической ориентации« Эпоха».

Середина мая — 30 августа — Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — в «Современнике» помещена поэма Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Середина декабря — Некрасов обратился в Главное управление по делам печати с прошением о возвращении« Современника» к условиям предварительной цензуры.

Декабрь — Некрасов известил Главное управление по делам печати о своем желании прекратить издание журнала с 1867 года и просил гарантировать ему возможность продолжения издания« Современника» в течение ближайшего года« единственно с хозяйственной» целью — дать ему срок для погашения долгов журнала, вызванных смертью И. И. Панаева, Н. А. Добролюбова, арестом Н. Г. Чернышевского и неисполненными обязательствами ряда авторов, взявших плату за работу вперед.

Февраль — в «Современнике» напечатана сатира Некрасова« Балет»; Некрасов возобновил знакомство с В. П. Боткиным, рассчитывая на его материальную помощь в случае закрытия правительством журнала.

4 марта — Некрасов получает по почте анонимное стихотворение« Не может быть!»(автор — знакомая Некрасову начинающая поэтесса О.П. Мартынова); вопреки ходившим в обществе слухам об идейном отступничестве поэта стихотворение выражает веру в его нравственное достоинство.

Март — в «Современнике» публикуется единый сатирический цикл« Песни о свободном слове».

4 апреля — радикально настроенный студент Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II; государя« спас», якобы толкнув злоумышленника под руку, костромской мещанин О. И. Комиссаров.

5 апреля — Некрасов нанёс визиты ряду своих великосветских знакомых, чтобы посоветоваться о способах спасения журнала в обстановке предстоящих репрессий.

6 апреля — на заседании Литературного фонда Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II.

9 апреля — в Петербурге на обеде в Английском клубе в честь О. И. Комиссарова Некрасов произнес« приветственные» стихи спасителю государя.

16 апреля — после обеда в Английском клубе в честь графа М. Н. Муравьева, назначенного главой Следственной комиссии по делу о покушении на жизнь государя императора, Некрасов по рекомендации старшины Английского клуба Г. А. Строганова прочёл« душителю польского восстания» 12 двусмысленно-панегирических строк. К перемене решения о судьбе журнала это не приводит, по возвращении поэт пишет стихотворение« Ликует враг…»

27 апреля — арестован Г. 3. Елисеев, публицист журнала« Современник». На следующий день Некрасов навестил семью Елисеева, чтобы узнать о судьбе сотрудника, и попал на жандармский обыск; лишь случайно не был арестован сам.

13 июня — Некрасов договорился с издателем Н. В. Гербелем об удовлетворении подписчиков« Современника» четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира.

15 — 20 июня — Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии« Медвежья охота», обращающейся к характерам и нравственному наследию« людей сороковых годов».

30 октября — вдова П. А. Плетнева подала прошение об оставлении за её семьёй прав собственности на журнал« Современник»; в просьбе отказано.

Начало ноября — возвращение в Петербург и обещание ведущим сотрудникам посильной компенсации в связи с потерей ими работы.

28 ноября — Некрасов поддержал в Литературном фонде просьбу матери И. И. Панаева о назначении ей пенсии.

20 декабря — присутствие на суде над книгой А. С. Суворина «Всякие. Очерки современной жизни», приговоренной к сожжению.

Зима — Некрасов сблизился с членом Главного управления по делам печати В. М. Лазаревским, вместе с ним арендовал охотничью дачу в Чудовской Луке.

Март — работа над циклом« Стихи, посвященные русским детям»; отъезд за границу.

Апрель — май — Некрасов в Париже и во Флоренции: переработаны сцены лирической комедии« Медвежья охота».

Июнь — возвращение в Россию.

Июль — переговоры с Д. И. Писаревым о сотрудничестве.

Июль — сентябрь — Некрасов отклонил предложение А. А. Краевского возглавить в его журнале« Отечественные записки» отдел беллетристики, переговоры с А. А. Краевским об аренде журнала.

8 декабря — подписание договора об аренде журнала« Отечественные записки» с признанием Некрасова« гласно ответственным редактором» издания.

Январь — секретарём в новую редакцию« Отечественных записок» приглашён писатель В. А. Слепцов.

7 апреля — И. А. Арсеньев печатно заявил, что в новых« Отечественных записках» возродился запрещенный« Современник».

9 апреля — А. А. Краевский обратился в Главное управление по делам печати с просьбой о передаче ответственного редакторства по журналу« Отечественные записки» Н. А. Некрасову, прошение отклонено.

Июнь — М. Е. Салтыков вышел в отставку, приехал в Петербург и возглавил отдел беллетристики в «Отечественных записках».

Ноябрь — декабрь — выходит в свет 5-е издание стихотворений Н. А. Некрасова.

Вторая половина года — привлечение к сотрудничеству в «Отечественных записках» молодого критика Н. К. Михайловского.

Январь — февраль — публикация в «Отечественных записках» первых глав поэмы Некрасова« Кому на Руси жить хорошо».

Март — появление в печати брошюры М. А. Антоновича и Ю. Г. Жуковского «Материалы для характеристики современной русской литературы», представляющей политический донос на Некрасова и нравственное шельмование его как человека, журналиста и поэта.

Середина апреля — отъезд Некрасова в Париж.

Начало мая — заказ статей политэмигранту В. А. Зайцеву для« Отечественных записок».

Май — август — Некрасов переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн.

1 октября — Некрасов отклонил предложение В. С. Курочкина войти компаньоном в затеваемый им новый журнал.

Зима — сближение Некрасова с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)

Февраль — арест второго номера« Отечественных записок» за помещение статьи В. А. Зайцева о Ф. Лассале.

12 марта — конфликт с В. М. Лазаревским из-за присылки на его адрес нелегальной почты из Брюсселя.

Около 10 августа — Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю.

Октябрь — ряд статей и сатира Некрасова« Недавнее время», опубликованные в «Отечественных записках», вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве.

Апрель — Некрасов долго« готовил» поэму« Княгиня Трубецкая» к прохождению через цензуру.

Весна — чтение М. С. Волконским Некрасову« Записок» своей матери М. Н. Волконской.

Начало сентября — Некрасов на охоте в Чудове.

24 октября — Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы.

Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов

Январь — Некрасов обдумывает план большой поэмы из 10 глав о декабристах, весной встречался с декабристом М. А. Назимовым.

30 марта — между Некрасовым и А. А. Краевским заключен нотариальный акт на издание« Отечественных записок» в течение 10 лет с 1 января1874 года.

Июль — написаны главы поэмы« Кому на Руси жить хорошо» — «Дёмушка»(в Висбадене), «Бабья притча»(в Дьеппе).

Середина августа — возвращение из-за границы в Петербург, на несколько дней уезжал на охоту в Чудово.

19 декабря — собрание литераторов по поводу выпуска литературного сборника« Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии.

1 января — соглашение с А. А. Краевским о тройственном редакторстве« Отечественных записок»: Н. А. Некрасов — отдел поэзии, М. Е. Салтыков — отдел беллетристики, Г. 3. Елисеев — отдел публицистики и наук.

Февраль — вышли в свет« Стихотворения Н. Некрасова. Часть седьмая».

15 марта — заключение договора между редакторами« Отечественных записок» о распределении обязанностей и о размерах вознаграждения.

Апрель — Некрасов просил у Ф. М. Достоевского его роман« Подросток» для« Отечественных записок»; едва не арестован четвертый номер журнала.

21 мая — решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда — частью на авансированные Некрасовым средства.

Июнь — август — Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой« Уныние»; написан цикл« Ночлеги», поэма« Горе старого Наума».

14 сентября — В. М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н. А. Некрасову, их отношения прервались.

Зима — заметно ухудшилось физическое состояние Некрасова, усилились его душевные переживания.

Апрель — Некрасов пожертвовал в Литературный фонд 800 рублей.

Начало мая — Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы« Современники».

20 мая — Некрасов предлагает включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда.

Конец мая — начало июня — Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Фёдору Алексеевичу в Карабиху.

Осень — знакомство с молодым публицистом С. Н. Кривенко (впоследствии написал воспоминания о Некрасове).

Январь — февраль — выход из печати благотворительного литературного сборника« Братская помощь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», куда Некрасов отдал свое стихотворение« Страшный год…»

11−15 марта — отказ от личного участия в обсуждении вопроса о пособии А. Я. Панаевой в Литературном фонде.

15 марта — сообщение Некрасова А. Н. Пыпину о распоряжении, сделанном им сестре по поводу выдачи части денег от издания сочинений поэта для Н. Г. Чернышевского.

Март, апрель, июнь — публикация в «Новом времени» А. С. Суворина «неудобных» в личном или цензурном смысле стихов Некрасова.

20 апреля — Некрасов безуспешно пытался отстоять в Главном управлении по делам печати роман А. М. Скабичевского «Было — отжило», назначенный в № 4 «Отечественных записок».

Лето — ухудшение здоровья Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С. П. Боткину, отъезд вслед за С. П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту.

Сентябрь — октябрь — Некрасов в Ялте; работает над главой« Пир на весь мир» поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — цензурное запрещение« Пира на весь мир», попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Некрасову петербургских и харьковских студентов.

Декабрь — лечащими врачами Некрасова созван консилиум.

Н.А. Некрасов. Худ. И.Н. Крамской

10 января — председатель петербургского цензурного комитета А. Г. Петров уговаривает Некрасова не печатать« Пир на весь мир».

Начало февраля — Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова.

Середина февраля — в петербургском клубе художников сыщиком украден Адрес Н. А. Некрасову; клуб закрыт.

Февраль — усиленная работа над поэмой« Мать»; диктовка сестре и брату воспоминаний.

Конец февраля — Некрасов послал стихотворение« Смолкли честные, доблестно павшие…» для передачи П. А. Алексееву, лидеру подпольной группы, осуждённой в «процессе пятидесяти».

3 марта — в присутствии А. Н. Пыпина и докторов Белоголового и Богдановского Некрасов прочитал стихотворение« Баюшки-баю»; отказ от дальнейших попыток творчества.

12 апреля — Некрасов прооперирован венским хирургом Билльротом, улучшение самочувствия, возможность вставать и ходить.

Конец мая — Некрасова посетил Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом.

15 ноября — поэта вновь посетил Ф. М. Достоевский, заставший Некрасова и М. Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере« Отечественных записок».

Ноябрь — написано стихотворение« Осень» о поездах, идущих с балканского фронта.

Конец ноября — начало декабря — написано несколько последних стихотворений.

  • Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
  • Отец Некрасова, Алексей Сергеевич был мелкопоместным дворянином, офицером. Выйдя в отставку, он поселился в своем родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии (сейчас село Некрасово). Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Его сын с ранних лет наблюдал за этим, и считается, что данное обстоятельство обусловило становление Некрасова как поэта-революционера.
  • Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она было образована, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.
  • Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе. В возрасте 7 лет будущий поэт уже начал сочинять стихи, а еще через несколько лет – сатиры.
  • 1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.
  • 1838 год – Некрасов, не завершив учебный курс в гимназии (дошел всего лишь до 5 класса), уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк. Отец мечтал, чтобы Николай Алексеевич стал военным. Но в Петербурге Некрасов, вопреки воле отца, пытается поступить в университет. Поэт не выдерживает вступительных экзаменов, и ему приходится определиться вольнослушателем на филологический факультет.
  • 1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
  • В этом же (1838) году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
  • Все трудности первых лет жизни в Петербурге Николай Алексеевич опишет позже в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». 1840 год – на первые сбережения Некрасов решается издать свой первый сборник, что и делает за подписью «Н.Н.», несмотря на то, что В.А. Жуковский его отговаривает. Сборник «Мечты и звуки» не имеет успеха. Расстроенный Некрасов уничтожает часть тиража.
  • 1841 год – Некрасов начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
  • Этот же период – Николай Алексеевич зарабатывает на жизнь, занимаясь журналистикой. Он редактирует «Русскую газету» и ведет в ней рубрики «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности». Сотрудничает в «Отечественных записках», «Русском инвалиде», театральном «Пантеоне». Одновременно под псевдонимом Н.А. Перепельский пишет сказки, азбуки, водевили, мелодраматические пьесы. Последние с успехом ставятся на сцене Александрийского театра в Петербурге.
  • 1843 год – Некрасов знакомится с Белинским. Пробует издательское дело и выпускает альманах «Статейки в стихах…».
  • 1845 год – написано первое реалистическое стихотворение Некрасова «В дороге». Стихотворение получило самую высокую оценку Белинского.
  • Этот же год – Некрасов публикует альманах «Физиология Петербурга».
  • 1846 год – Николай Алексеевич издает альманахи «Петербургский сборник» и «Первое апреля». Во все альманахи поэта вошли произведения Белинского, Тургенева , Достоевского , Даля, Герцена. В полицейских доносах Некрасова за изображение «низменной» жизни Петербурга называют «самым отчаянным коммунистом».
  • 1847 – 1866 годы – Некрасов является редактором журнала «Современник».
  • 1847-1864 годы – Некрасов состоит в гражданском браке с писательницей Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая также сотрудничает в «Современнике».
  • Основными темами творчества поэта в этот период стали лирика (стихотворения, посвященные Панаевой), стихи о городских бедняках, о крестьянской жизни, о народе.
  • Середина 1850-х годов – Некрасов лечится от заболевания горла в Италии.
  • 1856 год – очередной сборник стихов Некрасова имеет оглушительный успех.
  • 1862 год – написана поэма «Рыцарь на час». Произведение стало результатом поездки Николая Алексеевича по родным местам. Этот же год – Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, расположенную недалеко от Ярославля. Начиная с этого года, в Карабихе поэт проводит каждое лето.
  • 1866 год – после крестьянской реформы революционно-демократический журнал «Современник» запрещен цензурой.
  • 1866 – 1876 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
  • 1868 год – Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», которыми совместно с М.Е. Салтыковым руководит до самой своей смерти.
  • 1870 год – написана поэма «Дедушка».
  • 1871 – 1872 годы – Некрасов пишет поэму «Русские женщины».
  • 1875 год – написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел. Оперировать Некрасова из Вены приехал знаменитый в то время хирург Бильрот, но операция не дала результатов.
  • 1877 год – Некрасов издает цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

Биография

Рождение

Принадлежал к дворянской семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

Ранние годы

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

Начало литературной деятельности

Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки». Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н.Н.

Полевой похвалил дебютанта, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

В начале 1840-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

«Современник»

В конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».

Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову справедливо ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».

Поздние годы

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция могла лишь ненамного продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…» Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самих похоронах Некрасова продолжался спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) Некрасова вслед за ними, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества

Все эти точки зрения не односторонние. Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Считается, что ни у кого из больших русских поэтов наших нет большего количества откровенно плохих стихов. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание, часто даже в ущерб художественным качествам. Многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Многие отмечают, что между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике, т.н. Плещеев, Минаев.

Но именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе.

Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Белинский сказал о Некрасове: «Что за талант у этого человека, и что за топор его талант!». Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Некрасов не даёт отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении и антиэстетизме, в конце концов добивается вполне активного впечатления.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет пред нею покорно выю. Он смело вступает в бой с тёмными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, всё содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.

Первая по времени большая поэма Некрасова, «Саша», открывающаяся лирическим вступлением - песнью радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 1840-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, то на душе сверху и ляжет». Написанная раньше Тургеневского «Рудина», Некрасовская «Саша» (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа.

В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные.

Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876).

В ней немало балагурства, но также немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, однако есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшим моментом поэмы считается песня финальная песня Гриши Добросклонова, заканчивающаяся словами «ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка Русь». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов - «Русские женщины» (1871-72), но конец её - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения.

Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта. Зато покаянию и обязан Некрасов своим произведением - «Рыцарь на час». И знаменитый «Влас» тоже вышел из настроения, глубоко прочувствовавшего очищающую силу покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал...», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», - писал Дмитрий Писарев.

Поэзию Некрасова высоко ценил В. И. Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров. О нём ср. «Русская библиотека», изд. М. М. Стасюлевичем (вып. VII, СПб., 1877); «Сборник статей, посвященный памяти Некрасова» (СПб., 1878); Зелинский, «Сборник критических статей о Н.» (М., 1886-1891); Евг. Марков в «Голосе» 1878, № 42-89; К. Арсеньев, «Критические этюды»; А. Голубев, «Н. А. Некрасов» (СПб., 1878); Г. З. Елисеев в «Русском Богатстве» 1893, № 9; Антонович, «Материалы для характеристики русской литературы» (СПб., 1868); его же, в «Слове», 1878, № 2; Скабичевский, в «Отечественных записках», 1878, № 6; Белоголовый, в «Отечественных записках», 1878, № 10; Горленко, в «Отечественных записках», 1878, № 12 («Литературные дебюты Н.»); С. Андреевский, «Литературные Чтения» (СПб., 1893).

Список произведений

Адреса

Санкт-Петербург

  • июль - декабрь 1840 - дом Щанкина - Свечной переулок, 18;
  • декабрь 1840 - начало 1841 - дом Барбазана - Невский проспект, 49;
  • конец 1841 - начало 1842 - доходный дом Головкиной - Гребецкая улица, 28;
  • октябрь 1845 - 1848 - Поварской переулок, 13, кв. 7;
  • 1848 - июнь 1857 - дом княгини Урусовой - набережная реки Фонтанки, 19;
  • июнь 1857 - доходный дом Имзена - Малая Конюшенная улица, 10;
  • конец августа 1857 - 27 декабря 1877 - дом А. А. Краевского - Литейный проспект, 36, кв. 4.

Ярославль

  • 1832-1838 - Ярославская гимназия - Революционная (тогда Воскресенская) улица, 11
  • 1832-1838 - дом, где жил с братом Андреем - Революционная, 8

Память

  • Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлота (б/н VP-BAZ).
  • В честь Некрасова назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли), в районе которого он провёл своё детство.
  • Имя Некрасова носит педагогический колледж в Санкт-Петербурге.
  • В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861-1875 годах устроен музей-заповедник поэта.
  • С 1946 года в Санкт-Петербурге работает Музей-квартира Н. А. Некрасова.
  • В городе Чудово Новгородской области работает Дом-музей Н. А. Некрасова.
  • Имя писателя носит Центральная универсальная научная библиотека (Москва).
  • Именем Некрасова названы улицы в Волгограде, Воронеже, Казани, Калининграде, Липецке (снесена), Лобне, Ломоносове, Минске, Новокузнецке, Одессе, Павловске, Подольске, Перми, Реутове, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Уссурийске, Ярославле, Евпатории, Туле и других населённых пунктах.
  • Писателю установлены памятники в Некрасовском, Немирове, Санкт-Петербурге, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах.

В филателии

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1971 год

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

Родился Николай Некрасов в 1821 году в городе Немиров (Подольская губерния). Семья была зажиточная, большая. Отец был помещик. У Николая было тринадцать братьев и сестер. Детство писателя прошло в "родовом гнезде", с. Грешнево.

В одиннадцать лет Некрасов начал учебу в гимназии, и пять классов прошел именно там, хотя учеба шла не очень успешно. В то время юный поэт уже начал сочинять первые стихи с сатирическим уклоном, которые он записывал в тетради.

Начало творчества

Отец Николая Некрасова был деспотом и часто проявлял жестокость в обращении с другими, что сказалось и на будущей биографии Николая Некрасова. Когда Николай отказался от службы в армии, отец заявил, что больше не будет материально помогать сыну. В 1838 году поэт отправился на учебу в Петербургский университет, где начал учиться на филологическом факультете. Однако материальные трудности поглощали Николая, он жил впроголодь, а средств к существованию взять было неоткуда, поэтому Некрасов нашел подработку - иногда давал уроки и на заказ сочинял.

В то время Николай завел знакомство с Белинским, который был критиком, и в последующие годы оказал на поэта значительное влияние. Когда Некрасову было 26 лет, он и писатель Панаев совместно выкупили "Современник", который вскоре получил большую популярность и имел успех в обществе. Однако в 1826 году правительство запретило издательство.

О чем писал Николай Некрасов

Говоря о биографии Николая Некрасова, стоит отметить, что в основном в произведениях Некрасова прослеживается линия трудной крестьянской жизни, страданий русского люда. Язык писателя очень богат, хотя часто можно встретить простые разговорные выражения, что указывает опять же на богатство русской речи, которая шла от народа. Он один из первых, кто в стихотворной форме сочетал разные жанры, такие как: сатира, лирика, элегические нотки. Можно смело утверждать, что Николай Некрасов внес бесценнный вклад в русскую поэзию и литературу.

В 1840 году, когда писатель накопил достаточно денег, чтобы издать книгу, в свет выходит первый его сборник "Мечты и звуки", правда успеха дебют не принес. Жуковский В. порекомендовал большую часть этой работы опубликовать без указания автора. Тогда Николай Некрасов решил временно оставить стихи и перешел на прозу, посвящая все время повестям и рассказам. Кроме того он издает альманахи, в одном из которых впервые был напечатан Достоевский (читайте краткую биографию Федора Достоевского). Считается, что одним из самых успешных альманахов стал "Петербургский Сборник", который вышел в 1846 году.

Женщины в биографии Николая Некрасова

У Николая в жизни было много романов. Его женщинами были: Авдотья Панаева - хозяйка литературного салона, француженка Селина Лефрен, простая деревенская девушка Фёкла Викторова.

С Авдотьей Панаевой у Некрасова сложились особые отношения. Она была очень красивой женщиной, и многие мужчины общества в Петербурге знали ее и добивались расположения. Законным мужем Авдотьи был писатель Иван Панаев, однако благодаря многочисленным усилиям Николай, все-таки, завоевал ее внимание. Некрасов и Панаева признались друг другу во взаимности и стали жить вместе. Вскоре у них родился сын, который в раннем возрасте умер, что сподвигло Авдотью уйти от Некрасова. Николай в свою очередь сошелся с Селиной Лефрен, которая играла в театре, и они вместе уехали в Париж, правда Некрасов спустя время вернулся. Роман между француженкой и писателем продолжался несмотря на расстояние и до тех пор, пока Николай не познакомился с Фёклой - простой деревенской девушкой. Поэт обвенчался с ней и стал звать по-своему - Зиной.

Многие сходятся во мнении, что на протяжении всей своей жизни Николай Некрасов любил именно Авдотью Панаеву, а не свою законную жену, и именно Авдотья Панаева повлияла на творческую биографию Николая Некрасова в большей степени.

Последние годы

Умер русский поэт и писатель в Петербурге в 1877 году от тяжелой болезни рака кишечника, которую выявили двуми годами ранее. Николай Некрасов успел написать последний сборник стихов "Последние песни", посвященный своей жене Зинаиде Некрасовой.

Если вы уже прочитали краткую биографию Николая Некрасова, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы. А кроме того рекомендуем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о других популярных авторах.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта