Главная » Несъедобные грибы » Конспект занятия «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога

Конспект занятия «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога

Конспект занятия по правилам дорожного движения

В подготовительной группе

"Осторожно Дорога"

Воспитатель: Некрасова Л.В.

Осторожно Дорога.

Программное содержание:
Задачи:
1.Расширить представления детей о правилах дорожного движения.

2. Закрепить знание правил перехода через проезжую часть улицы; воспитывать ответственность за свою безопасность,
3. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
4. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
5. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
6. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
7. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – иллюстрации с изображением транспорта. Макет улицы, шапочки-автомобили, дорожные знаки; загадки.
Раздаточный –разрезные дорожные знаки, для каждого ребенка.
Активизация словаря: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, зебра, светофор, подземный переход.

Ход занятия

Ребята, сейчас вы ходите в детский сад вместе с родителями, а на следующий год вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам и переходитьдорогу самостоятельно.

Давайте проверим, как вы знаете правила дорожного движения,я предлагаю Вам отправиться в путешествие по улицам нашего города, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода и поведения на улице, значение сигналов светофора.
Разминка-игра с мячом.. (Дети становятся в круг) Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто ходит по дороге? (пешеходы)

2. По какой части дороги ходят пешеходы? (по тротуару)

3. Как должны вести себя пешеходы? (идти спокойно, не толкаться, держаться правой стороны)

4. А как называются люди, которые ездят в городском транспорте? (пассажиры)

5. Как должны вести себя пассажиры? (вежливо, не толкаться, не кричать, уступать место)

6. Где люди ждут транспорт? (на остановке) 7. Кто ведет автомобиль? (водитель) 8. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

9. Место пересечения двух дорог? (перекресток)

10. Что на дороге помогает соблюдать правила дорожного движения (светофор) 11. Сколько глаз у светофора? (три)

12. Если красный свет горит, то о чем он говорит? (стой)

13. Если желтый свет горит, то о чем он говорит? (жди, внимание)

14. Если зеленый свет горит, то о чем он говорит? (иди, путь открыт.)

15. Где дети играют в мяч и в прятки? (на детской площадке.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали на вопросы. А сейчас предлагаю погулять по городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. Как мы сейчас называемся? (пешеходы)
Скажите ребята. Как вы думаете правила дорожного движения существуют только для водителей?
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать их обязаны и водители и пешеходы.
А сейчас отгадайте загадку:
У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (светофор)
А зачем нужен светофор на дороге? ….
Светофор – большой помощник
Лучший друг для всех в пути
Он всегда предупреждает цветом
Можно ли идти.

Три глаза есть у светофора .
А ну, запомни их, дружок,
Ходить по улицам, чтоб скоро
Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся!
Когда горит он – нет пути.
Моргает желтый – приготовься!
Зеленый светится – иди!

Ребята, у меня в руках два светофора. Скажите, чем они отличаются?
Можно ли начинать переходить улицу, если начал мигать зеленый свет на светофоре пешеходов? Почему?

Запомните: светофор показывает, когда можно идти, а когда стоять и ждать.
На красный свет светофора, даже если на дороге нет машин, нельзя переходить улицу. Идти следует спокойно и ни в коем случае не перебегать дорогу.
Я дорогу, где машины,
Аккуратно перейду.
Не по кобре, не по пони,
Даже не по какаду!
Я по «зебре» зашагаю
У прохожих на виду.
Что это за зебра такая?
Правильно. Зеброй называют пешеходный переход. Он обычно обозначается на дороге черно- белыми полосками. Ребята, а вы знаете, как надо переходить улицу по пешеходному переходу?
Переходя улицу, сначала посмотри налево. Дойдя до середины улицы (она обычно обозначается белой линией), посмотри направо и, убедившись, что нет поблизости машин, переходи дальше
Давайте с вами поиграем в подвижную игру–“Светофор”.
Подвижная игра
Дети надевают шапочки-автомобили. Воспитатель показывает, жёлтый кружок дети стоят, зелёный – дети побежали, красный - присели.. (Проходит игра.)
Давайте отдохнем и поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте там, где нужно «это я, это я, это все мои друзья ».
Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, …..)
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? (дети молчат.)
На дорогах, где машины кто пинает с другом мяч? (дети молчат.)
Знает кто, что красный свет. Это значит, хода нет? (Это я, …..)
У кого терпенья нет подождать зеленый свет? (дети молчат.)
А кто слушает без спора указанья светофора? (Это я, …..)
- Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (дорожные знаки)
- а какие дорожные знаки вы знаете? (варианты детей)
- а давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.
Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.
Красный круг обозначает обязательно запрет.
Он гласит: «нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет».
А еще бывают знаки – Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно эти знаки говорят.
Синенький прямоугольник,
Вам подскажет, где найти
Остановку и заправку –
Все, что нужно вам в пути!
- Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
- а давайте еще поиграем в игру "Какой это знак?"

Внимание! Слушайте вопрос!

(Дети отгадывают какой нужен знак и показывают картинку)

1. Воспитатель: Я хочу перейти улицу:

Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?

(Пешеходный переход)

2. Воспитатель: Мы поехали отдыхать за город.

Какой знак мы должны взять с собой?

(Осторожно, дети!)

3. Воспитатель: Если мы захотим кушать:

Какой знак нам поможет найти столовую или кафе?

(Пункт питания)

4. Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса)

5. Воспитатель: Если понадобилось срочно позвонить? Какой знак нам поможет найти, телефон?

(Телефон)

Хорошо, молодцы! И закончим разговор заданием:

9. Собери дорожный знак

(На столе лежат дорожные знаки разрезанные на 8 частей- Вам необходимо собрать дорожные знаки, назвать и объяснить значение этого дорожного знака. Вам, всё понятно? Приступайте, к выполнению задания!

Молодцы! Я вижу, что и дорожные знаки вы усвоили хорошо.

Сегодня на занятии мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вам понравилось занятие? Как будем вести себя на улице? Будем строго соблюдать все правила дорожного движения! Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Дорога и я»

(Примечание - презентация к занятию находится в архиве вместе с конспектом, ссылка на который находится внизу страницы).

Цели:

1. Образовательные: формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь.
3. Воспительные: воспитывать уважительное отношение к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте. Тема нашего занятия «Дорога и Я» (слайд 1).

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мышонок Джерри. Послушайте стихотворение и догадайтесь, чему хочет научиться Джерри на занятии (слайд 2):

По городу, по улице
Не ходят просто так
Когда не знаешь правил ты
Легко попасть впросак.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

Кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад?
Кто тебе помогает переходить улицу?
Какие правила вы соблюдаете при переходе улиц?
(Обобщая ответы детей).

Отгадайте загадку:

Загадка про дорогу

Куда бежит – сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога
Что это?
(Дорога)

Что такое дорога?

(Возможные варианты ответов детей).

Дорога – это обустроенная или приспособленная используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Знакомство с элементами дороги

Воспитатель:

Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.
Ребята, мышонок Джерри не может понять, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Послушайте рассказ И. Серякова «Твой друг - тротуар» и попробуйте найти ответ на вопрос: для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?

Рассказ И.Серякова «Твой друг - тротуар»

Это случилось в старой Москве много - много лет назад. Был летний вечер. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю улицу. Развалившиеся на сиденьях купчики колотили кучеров кулаками в спины и кричали:

Гони, на чай получишь!

Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло:

Берегись!

Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала колотить чем попало и пассажиров и кучеров. На мостовой остались пострадавшие. «Как избежать несчастных случаев?» - гадали хозяева города.

Надо переделать улицу между конными экипажами и пешеходами, - предлагали разумные люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога для пешеходов. Тротуар сделан намного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.

В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где почему то не сделали тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.

Воспитатель:

Чтобы ходить, ничего не боясь,
Придумали люди проезжую часть.
И делать там нечего пешим…

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
У пеших своя, пешеходная часть,
Где нету дороги проезжим. (слайд 6)
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.

Физминутка

Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело мы идём вперёд,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно и попрыгать: раз, два, три.

Знакомство с видами переходов

Воспитатель:

Нашему мышонку Джерри тоже захотелось перейти дорогу, но только он не знает, как это сделать. Как перейти с одной стороны улицы на другую? (по пешеходным переходам). Переходить через дорогу можно только в специально предназначенных для этого местах.

Переходы через дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и такие переходы называются «зеброй». Как вы думаете, почему? (Именно так окрашена зебра).
Я хочу предупредить вас о том, что переходить через дорогу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.
На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой – это надземные переходы.
В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.
Места этих переходов указывают дорожными знаками.
Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.

Знакомство с дорожными знаками

Воспитатель:

Ребята, Джерри нашёл дорожные знаки. Но дело в том, что он не может найти те, которые обозначают пешеходный переход.

Какие знаки указывают на пешеходный переход? Почему?

Работа по картинке

Воспитатель:

Наш гость – Джерри внимательно слушал, всё усвоил и решил выйти на улицу, но вдруг он увидел мальчика. Поведение мальчика очень возмутило Джерри.

Почему? Как вы думаете, ребята?
Правильно ли поступает мальчик?
Где нужно перейти дорогу?

Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!

Игра на внимание «Пешеход»

(Дети выполняют за воспитателем движения только тогда, когда слышат слово пешеход).

Воспитатель:

В какие игры вы любите играть на улице?
А можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?

Посмотрите на рисунки и скажите, верно - ли выбрано место для игры. (Ответы детей).

Опасно играть на мостовой! Все игры должны быть лишь в отведенных для них местах (во дворе, на стадионе, детских площадках).

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Ребята, дайте правильный совет мышонку Джерри:

Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись … (переход)

Объяснить надо запросто,
Будь ты мал или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя … (тротуар)

Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там … (дорога)

Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой,
Не цепляйся за трамвай
И другим … (не разрешай)

Воспитатель:

Кого называют пешеходом?
Что такое дорога?
Для чего предназначен тротуар?
Наше занятие подошло к концу. Чему же научился мышонок Джерри?
Какие важные правила дорожного движения мы должны знать?
(Ответы детей).

Ребята, запомните правила пешеходов!

1. Будьте дисциплинированными на улице!
2. Ходите только по тротуару!
3. Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.
4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!

На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

А запомнить эти правила вам поможет памятка «Правила поведения пешеходов».

Правила поведения пешеходов

Ребята, будьте дисциплинированными на улице!

1. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.
2. Переходя улицу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины - направо!
3. Ходите только по тротуару.
4. Идите, придерживаясь правой стороны.
5. Не бегите, идите только шагом.
6. Обходите препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
7. Не останавливайтесь на середине тротуара. Отойдите в сторону ближе к домам.
8. Не играйте и не балуйтесь на тротуаре.
9. Обронив что-либо на проезжую часть, оставайтесь на тротуаре и обратитесь за помощью к взрослым.
10. Не перелезайте через пешеходное ограждение. Не подлезайте под него и не сидите на нём.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Урок № 30.

Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

Цель урока: знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

Тип урока: изучение нового материала.

План изложения:

    Развитие сети автомобильных дорог.

    Классификация автомобильных дорог.

    Элементы автомобильной дороги.

    Обеспечение безопасности движения на дорогах.

Материалы к уроку:

1 Развитие сети автомобильных дорог

Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

2. Классификация автомобильных дорог

Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

Для каждой категории дороги установлены определенные технические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.

3. Элементы автомобильной дороги

Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.

Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

Оборудование дорог для безопасности движения ночью

В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

Дорожные знаки, разметка проезжей части

Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

Оценка безопасности движения

Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

Содержание дорог

На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

Вопросы для закрепления:

    Как проходило развитие автодорог?

    Какие вида дорог вы знаете?

    Назовите основные элементы автомобильной дороги.

    Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

Задание на дом:

1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

Литература:

1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.

2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МИМ», 1998

по теме:

«Дорога и её элементы».

Пояснительная записка к уроку

Актуальность

Какую опасность для детей представляет сегодня дорога, всем известно. Ежегодно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения, и это не просто цифры, это чьи - то невосполнимые потери, страдания и боль.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. Для этого необходимо применять обучение Правилам дорожного движения, как в учебной части, так и воспитательной работе школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – состязание. Опыт показывает, что ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине, состязаниях или слушая сказку.

Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него станет нормой жизни.

Принимая участие в приведении мероприятий по Правилам дорожного движения, каждый ученик получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний. Участвуя в общем деле, школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа сплачивает коллектив , создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий на дороге, является игра. В игре ребенок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки по правилам дорожного движения. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности. В ходе игры у детей формируются такие стороны поведения, от которых впоследствии будет зависеть безопасность их жизнедеятельности, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в разных ситуациях, в том числе и несущих прямую угрозу жизни.

В составлении урока использован дидактический материал в игровой форме. Цель урока не только сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать умения и навыки поведения в той или иной ситуации.

Цель: Задачи:

8. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

1. Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

3. Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода

4. Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых символов (красный - стойте, желтый - ждите, зелёный - идите).

5. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам и светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства движутся не тольков прямом направлении, но и совершают повороты)

6. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

Тема урока: «Дорога и её элементы»

Цель: формировать знания о правилах дорожного движения и культуры пешехода, привычки безопасного поведения на улице, дорогах. Задачи:

1. Закрепить знания и представления о безопасном поведении на улицах и дорогах.

2. Проконтролировать и обобщить, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения.

3. Предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дорогах.

4. Проверить и закрепить знание детьми дорожных знаков.

5. Показать значение соблюдения ПДД;

6. Развивать внимание, ориентировку на местности;

7. Развивать умение предвидеть опасность;

8. Воспитывать наблюдательность, сообразительность

Тип урока: урок – игра.

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов, ситуационные картинки, макет «Пешеходного светофора».

https://pandia.ru/text/78/433/images/image002_41.jpg" alt="http://shkola.net.ua/upload/kvn_2.jpg" width="265" height="180">

Прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пешеход (слоги читать по часовой стрелке, пропуская все время один слог. 1-й слог - *)

2.«Дорога и пешеход»

Учитель: Второе задание командам.

Каждой команде предложены рисунки с изображением пешеходов (Приложение 2) нужно найти:

Какие пешеходы нарушают Правила дорожного движения?

Какие пешеходы знают Правила дорожного движения?

Время для определения – 3 мин.

3. «Мозаика»

Каждой команде предложены части картинок, из которых следует собрать целую картинку по теме «Дети на дороге». Постарайтесь собрать их самостоятельно, но если будут трудности, то обратитесь за подсказкой. Эта подсказка присутствует в оформлении вашего класса.

Время для составления картинки – 2 мин.

Картинка для 1 команды

Картинка для 2 команды

4. «Задачи постового Светофоркина»

(Поочередно задается по одной задаче каждой команде.)

Задача 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы...

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясните.

Задача 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

Задача 3. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД , ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.

Как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

Задача 4. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним... Что может случиться с Федей?

Скажите, где можно играть с мячом.

5.«Доскажи словечко»

https://pandia.ru/text/78/433/images/image006_30.jpg" alt="D:\Документы\документы мама\КАРТИНКИ\светофор\36769.jpg" width="188" height="230">1.Самый строгий – красный свет.

Путь для всех закрыт.

2.Чтоб спокойно перешёл ты.

Слушай наш совет: Жди!

Увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

3. А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он – Препятствий нет,

Смело в путь иди…

6. Игра «Красный, желтый, зеленый»

Сейчас зазвучит музыка. Если загорится красный свет - погрозим друг другу пальцем, если желтый - остановимся и замрем на месте, а если зеленый - зашагаем на месте.

Продолжим игру в виде физкультминутки:

Физкультминутка.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава…

Сперва смотри налево.

Потом смотри направо.

Ты налево повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой:

Раз – два – три,

Покачай головой.

Раз – два – три,

Руки вверх ты подними

И похлопай: раз – два – три.

7. Конкурс «Ключевое слово»

Сейчас вам предстоит командой разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово.

Приложение 3.

8.Ребусы

Каждой команде выданы ребусы, какая команда разгадает быстрее, та и получит жетон.

Приложение 4.

Учитель: Сегодня мы получили еще вот такое письмо:

«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе - Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных

знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь

жителям страны Дорожных знаков?

9. Дорожный знак.

Когда вы идёте по улице и смотрите по сторонам, то видите дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Они подсказывают нам, как поступить в той или иной ситуации. Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направление движения, третьи вводят всякие запреты и ограничения.

Все знаки по своему назначению разделены на 7 групп:

· Предупреждающие

· Запрещающие

· Предписывающие

· Информационно-указательные

· Сервиса

· Приоритета

· Дополнительной информации

Если знаки сообщают нам определённую информацию. Они синего цвета, квадратные или прямоугольные. Они называются информационно-указательные.

Показ знаков

Подземный пешеходный переход Место стоянки

Надземный пешеходный переход

Предупреждающие знаки

Скользкая дорога. Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.

Пешеходный переход Дети Дорожные работы Пересечение с велосипедной дорожкой и т. д

Я вам загадаю загадку, а вы скажите о каком знаке идёт речь. (Показ знака )

Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом,

Здесь ремонт идёт дороги –

Берегите свои ноги!

(Дорожные работы)

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.

(Дети )

С дорожными знаками мы с вами познакомились, а сейчас давайте проверим, как вы запомнили.

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками. Нужно ответить на вопросы: как знак называется.

Карточки для конкурса «Дорожный знак»:

№ вопроса

Ответ

Знак

Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой:
Синий круг, велосипед,
Ничего другого нет.

- Предписывающий знак «Велосипедная дорожка »

- Показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике трамвай,
И у знака красный край.

- Предупреждающий знак «Пересечение с трамвайной линией»

Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

Треугольник. А внутри
Мчатся дети, посмотри!
Красный цвет огнём горит,
О чём нам это говорит?

- Предупреждающий знак «Дети»

Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

Видим знак над головой.
Знак дорожный, голубой.
Здесь и вилка, здесь и нож.
Мимо, явно, не пройдёшь.

- Знак сервиса «Пункт питания»

- Информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить

Шли из цирка мы с тобой.
Снова знак над головой:
В треугольнике – велосипед
По краям же – красный цвет.

- Предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой »

Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

В голубом иду я круге.
Не понятно всей округе:
Для чего, куда иду?
Да и сам я не пойму.

- Предписывающий знак «Пешеходная дорожка »

- Показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам

Учитель: Наш следующий этап игры называется «Дальше, дальше, дальше...» Правила этого этапа: надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, говорите: дальше.

ВОПРОРОСЫ 1 КОМАНДЕ:

Какие сигналы светофора вы знаете?

(Красный, желтый, зеленый)

Что такое перекресток?

(Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)

Кто регулирует движение транспорта и пешеходов?

(Регулировщик.)

Когда можно начинать переходить улицу?

(Когда загорелся зеленый свет светофора, надо убедиться, что все

машины остановились, и тогда можно переходить улицу.)

Где должны ходить пешеходы?

(По тротуару.)

Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

(Белый круг с красной каймой.)

По какому номеру телефона вызывают милицию?

По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

(По правой.)

Что означает этот знак?

(Движение на велосипеде запрещено.)

Правила движения пешехода по загородной дороге?

(Двигаться по обочине навстречу транспорту.)

Где устанавливается знак «Пункт питания»?

(Вблизи столовой, кафе, ресторана.)

Какие части дороги вы знаете?

(Проезжая часть и тротуар.)

Какая часть дороги предназначена для машин?

(Проезжая часть.)

Что означает этот знак?

(Велосипедная дорожка.)

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:

Что означает желтый сигнал светофора?

(Сейчас будет смена сигнала.)

Какая часть дороги предназначена для пешеходов?

(Тротуар.)

Чем регулировщик управляет движением?

Где ожидают автобус?

(На автобусной остановке.)

По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»?

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге?

Какую форму и цвет имеют знаки сервиса?

(Синий прямоугольник с белым квадратом внутри.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора?

(Два: зеленый и красный.)

Где устанавливается знак «Дети»?

(Около школ, детских садов.)

Что означает этот знак?

(Пункт первой медицинской помощи.)

Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»?

(Скорая помощь, милицейская, пожарная.)

Какой перекресток называется регулируемым?

(Где стоит светофор или регулировщик.)

Что означает этот знак?

(Телефон.)

Разрешающий сигнал светофора?

(Зеленый.)

IV. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Учитель: Наша игра подошла к концу. Молодцы ребята, вы отлично поработали сегодня. Команда победитель имеет право включить светофор Давайте подведем итоги, что вы сегодня узнали? Ответы ребят

Давайте повторим основные правила вместе со мной

«Основные правила дорожного движения» (Приложение 5)

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

Источники информации

1. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Кроссворд для 1 команды

Вопросы:

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

5. Человек, идущий пешком.

7. Бокова часть, край дороги.

8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Зебра; 4. Водитель; 5. Пешеход; 6. Асфальт; 7. Обочина; Переход. Ключевое слово: СВЕТОФОР

Кроссворд для 2 команды

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

2. Повреждение машины транспортного средства.

3. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

4. Лицо, управляющее транспортным средством

5. Бокова часть, край дороги.

6. Твёрдое и гладкое покрытие дороги.

7. Человек, идущий пешком.

8. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Переход; 4. Водитель; 5. Обочина; 6. Асфальт; 7. Пешеход; 8. Зебра.

Ключевое слово: СВЕТОФОР

Приложение 4.

Дорога

Дорогу необходимо переходить

в специально установленных местах по пешеходному переходу.


На проезжую часть выходите только после

того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

https://pandia.ru/text/78/433/images/image040_7.jpg" alt="img148.jpg" width="581" height="381 src=">.jpg" alt="img141.jpg" width="575" height="387">.jpg" alt="img176.jpg" width="720 height=460" height="460">

Умейте пользоваться светофором.

Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

https://pandia.ru/text/78/433/images/image047_11.gif" width="625" height="432">

Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо

передвигаться только по тротуару или обочине!

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Категорически запретите ребенку ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

Образовательная область: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период.

Задачи:

Обучающие : закрепить знания детей о работе светофора, познакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года, учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с правилами.

Развивающие : формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора, развивать внимание, совершенствовать координацию движений, развивать речь и активизировать словарь детей.

Воспитательные : воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать у детей культуру поведения на улице.

Оборудование: экран, видеопроектор, макет светофора, жезл, слайды с различными ситуациями на дороге, макет города, CD-проигрыватель, дорожные знаки.

Раздаточный материал : макет светофора, разрезанные дорожные знаки («Пешеходный переход», «Скользкая дорога», «Светофорное регулирование», «Дети»).

Предварительная работа : проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин, наблюдение на прогулке за движением пешеходов по тротуару, изготовление с детьми и родителями макета дороги.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята! Посмотрите под ёлку! Что лежит под нашей лесной красавицей?

Дети : Волшебный мешочек!

Воспитатель : Интересно, что в нём?

Дети : Полицейский жезл.

Коммуникативная игра «Передай жезл по другу».

Воспит атель: Молодцы. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети : О правилах дорожного движения.

II. Основная часть.

1. Беседа по картинкам на экране

Воспитатель : Верно. Поговорим об особенностях правил поведения на дороге в зимнее время.

(На экране слайд №1 «Зима в городе».)

(Слайд №2.Дети катаются на горке, выезжая на проезжую часть.)

Что делают дети? Что вас насторожило?

(Слайд №3. Ребята катаются на санках, закрепив их за автомобиль.)

Что вы заметили?

Почему ребята поступили не правильно?

Зима - самое холодное время в году. Дороги покрыты ледяной коркой, а если идет снег, то и снегом, под которым прячется наледь. Это явление называют гололёдом.

Как автомобилисты готовят к зиме машины?

Дети : - В это время года на колеса машинам надевают зимнюю резину.

2. Практическое задание «Мы пешеходы»

Воспитатель : - Зимняя одежда сковывает движение, капюшоны и меховые воротники закрывает обзор. Подойдем, ребята, к пешеходному переходу. А как вы узнали, что это пешеходный переход?

Дети : Знак «Пешеходный переход» и «зебра».

Воспитатель : Посмотрите, наш знакомый Светофор

Пешеходам объясняет

Как дорогу перейти

Он сигналы зажигает,

Помогает нам в пути.

Вот загорелся зеленый сигнал светофора. Можно переходить через проезжую часть не спеша, смотря по сторонам и под ноги.

Почему нельзя перебегать через дорогу?

Дети : - Можно поскользнуться и упасть.

Воспитатель : - Крепко держите родителей за руку, предварительно снимите перчатку или варежку.

Запомните! Перевозить детей через дорогу в санках нельзя. Ребенка надо взять за руку, а санки везти за собой.

Воспитатель : Ребята, в каком порядке расположены огни светофора? Кто расскажет, почему именно так? Сколько запрещающих цветов у светофора? Какие? А разрешающих?

Молодцы. А теперь поиграем в игру «Светофор»: когда загорается красный цвет- вы стоите, зеленый- весело шагаете, а желтый- хлопаете в ладоши.

3. Работа с макетом

Воспитатель: - Для вас Светофорик приготовил сюрприз. Подойдите в «Уголок безопасности».

Что вы видите?

Дети: Макет города.

Воспитатель: - Какое время года показано на макете? По каким признакам определили, что зима? Кого вы видите?

Дети: - Время года зима. Лежит снег на деревьях. Дети слепили снеговика, катаются на санках, лыжах и коньках.

Звучит аудиозапись:

Кролик: «Палками я оттолкнусь

И с крутой горы помчусь».

Крыс: «Быстро я лечу вперед

Серебристый режу лед».

Бульдог: «На коньках качусь я быстро

Уверено и скоро

И чертят серебристые

На льду они узоры».

Воспитатель: - Где нужно кататься на лыжах?

Дети: - На стадионе, в парке.

Воспитатель: - А где играть в хоккей?

Дети: - На катке, спортивных площадках.

Воспитатель: - Какие советы дадите нашим героям? Как вы думаете, они будут следовать вашим советам?

III. Подведение итога:

1. Какие опасности подстерегают пешехода зимой?

2. Что такое гололед?

3. Каковы особенности перехода через дорогу зимой?

4. Почему нельзя выскакивать на проезжую часть из- за сугроба?

5. Почему нельзя кататься на тротуарах и на проезжей части?

Задание:

Рассказать родителям о нашем путешествии, нарисовать картину «Я и зимняя дорога».

Звучит «Песня Светофорика», дети прощаются со Светофориком.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта