Главная » Несъедобные грибы » Краткая биография клюева. Николай клюев

Краткая биография клюева. Николай клюев

Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937) – русский поэт, происходящий из народной среды. Его творчество не было похоже на работы других поэтов «от сохи». Оно наполнено символизмом и религиозными образами.

Детство и юность

Родился будущий поэт 10 октября 1884 года в Олонецкой губернии. Отец его был урядником. Мать будущего поэта оказала большое влияние на его развитие.

Сказительница и плачея, она научила мальчика любить песенный слог и видеть окружающую красоту. Женщина владела грамотой и передала свои знания сыну.

Родители были убеждены в необходимости образования для их ребенка. Поэтому Николай закончил церковно-приходскую школу и городское училище. Отец отправил его и в фельдшерскую школу, но из-за болезни Клюев не смог пройти обучение в ней.

В 1904 году впервые были опубликованы стихи молодого поэта. Публика приняла их благосклонно. Стихи были мелодичны, полны символов, что вызывало любопытство и желание разгадать загадку. Кроме того, Клюев не скрывал свою религиозность, вовсю использовал в творчестве библейские темы. Все шло к тому, что скоро должен был появиться первый сборник поэта, но события сложились иначе.

Первая революция

Николай Клюев увлекся идеями революции. Он принялся активно агитировать крестьян, продвигать в их среде новые взгляды. Несколько раз его арестовывали и вскоре отпускали.

Интересно, что религиозные убеждения Клюева прекрасно уживались в его восприятии с революцией. В ней он видел борьбу за приход Царства Божия. Об этом он неустанно сообщал в своих произведениях.

В 1907 году поэт все-таки попал за решетку из-за отказа проходить военную службу. Впрочем, и на этот раз ему не пришлось долго там находиться. Молодого человека признали негодным по состоянию здоровья и отправили в деревню. Находясь вдалеке от Петербурга и основных событий, поэт начал активно переписываться со знакомыми поэтами и писателями. Среди них был Александр Блок, который оказал на Клюева огромное влияние.

Мистификации

Николай Клюев среди своих знакомых всегда представал личностью загадочной. Во многом этому способствовал тот факт, что о жизни поэта никто ничего не знал. Сам Клюев этим активно пользовался и рассказывал интереснейшие истории, которые с ним происходили. В частности, по его словам, он очень много путешествовал, изъездил Россию вдоль и поперек.

Истовая религиозность поэта окутывала его мистическим ореолом. Он часто упоминал о своем происхождении из среды староверов. Это было правдой, но родители, да и деды Клюева, уже давно отошли от старой религии. Поэт якобы послушничал в далеких монастырях, в том числе и на Соловках, был знаком с самим Распутиным и Толстым.

Творчество

Блок стал не просто другом Клюева. Именно благодаря ему стихи поэта начали печататься в литературных журналах.

В 1911 году вышел сборник «Сосен перезвон». Критики в один голос заявили о появлении нового гениального поэта. Это привлекло к Клюеву повышенное внимание. Он стал желанным гостем во многих литературных объединениях.

Следующие сборники «Братские песни» и «Лесные были» закрепили славу поэта.

В 1915 году состоялось знакомство Клюева с Есениным. Последний увидел в нем своего учителя и в дальнейшем неоднократно заявлял об этом. Оба пришлись друг другу по душе. Они даже неоднократно организовывали совместные выступления. Но отношения их были неровными, с частыми ссорами и разногласиями.

Жизнь после революции

События 1917 года привели Клюева в восторг. Он полагал, что наконец-то сбывается его мечта о духовном обновлении России.

Однако его постигло жестокое разочарование. Новые сборники «Медный кит» и «Львиный хлеб» отражают растерянность Клюева, его попытки увидеть в происходящем страдания во имя искупления. Он понимает, что любимая земля оказалась во власти не тех людей, что она разрушена и растоптана, деревня гибнет, как и вся Русь.

Постепенно Клюев начал клеймить новые порядки. Его стихи практически не печатались, но это не мешало им распространяться нелегально.

Смерть

В 1937 году поэт был арестован. Его признали виновным в участии в повстанческой организации «Союз спасения России». Несмотря на то, что на самом деле такого объединения никогда не существовало, Клюев был приговорен к расстрелу.

(1884-1937), русский поэт.

Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-95 учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассном городском училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. Начинаются странствия Клюева по старообрядческим скитам, монастырям.

В начале 1900-х начинает писать стихи: в 1904 в петербургском альманахе "Новые поэты" появляются его стихотворения ("Не сбылись радужные грезы...", "Широко необъятное поле..." и др.); в 1905 - в сборниках "Волны" и "Прибой".

В 1905-07 принимал активное участие в революционном движении крестьян и в 1906 в течение шести месяцев находился за это в тюрьме, после чего за ним был установлен негласный надзор полиции.

К 1907 относится начало переписки Клюева с А. Блоком, имевшей большое значение для обоих (сохранилось 37 писем Клюева к Блоку). Блок использовал эти письма в своих статьях, считая их "документом огромной важности - о современной России - народной, конечно" ("Слова его письма кажутся мне золотыми словами"). При содействии А. Блока стихи Н.Клюева печатаются в журналах "Золотое руно", "Новая земля" и др. В 1912 вышли две поэтические книги Клюева - "Сосен перезвон" (с предисловием В. Брюсова) и "Братские песни". До революции вышло еще два сборника - "Лесные были" (1913) и "Мирские д:"мы" (1916). Не только блок и брюсов заметили этого самобытного, большого поэта, но и Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам и др. В 1915 Клюев знакомится с С. Есениным, и вокруг них группируются поэты новокрестьянского направления (С. Клычков, П. Орешин, А. Ширяевец и др.).

Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и вдохновенно работает. В 1919 выходит сборник "Медный Кит", куда вошли такие революционные стихи, как "Красная песня" (1917), "Из подвалов, из темных углов..." глубоким в народе".

Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати. Клеймо "кулацкого поэта" сопровождает его на протяжении целого десятилетия. Поэт остро нуждается, он обращается в Союз поэтов с просьбами о помощи, пишет М. Горькому: "...Нищета, скитание по чужим обедам разрушает меня как художника". Продолжает работать, создает несколько очень значительных произведений: "Плач о Сергее Есенине" и поэму "Погорельщина".

С 1931 Клюев живет в Москве, но путь в литературу для него закрыт: все, что он пишет, отклоняется редакциями.

В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. "Я сослан за поэму "Погорельщина", ничего другого за мной нет", - писал он из ссылки.

К середине 1934 Клюева переводят в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: "Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце".

5 июня 1937 Клюев был арестован в Томске "за контрреволюционную повстанческую деятельность" (сибирское НКВД сфабриковало дело о "Союзе спасения России", готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву). В октябре 1937 в Томске Николай Клюев был расстрелян. Посмертно реабилитирован.


"Есенин, Белый, Блок и Клюев…Россия, Русь, о Русь моя!"
(Павло Тычина)
Николая Клюева казнили в 37-м, реабилитировали в 60-м, за границей переиздали в 69-м, у нас в 77-м. Первая книга о нём вышла в 90-м.

Кто же он такой Николай Клюев?
Николай Клюев - это олонецкий крестьянин и известный русский поэт серебряного века, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века. Наибольшую известность получили его произведения «Плач о Есенине» и поэмы «Погорельщина» и «Деревня». Был современником Ахматовой, Александра Блока, Гумилева, Есенина, Брюсова. Поддерживал с ними отношения и переписку. «Таинственный деревенский Клюев» называла его Ахматова и еще его называли "Олонецкий старец".

Клюев и Есенин

Поэму «Плач о Есенине» поэт Николай Клюев написал на смерь своего друга Сергея Есенина, оказывается их связывали очень сложные и даже близкие отношения. Любовь двух поэтов была настолько сильной, что вечный странник Клюев даже обзавелся постоянной квартирой в Петербурге. И примерно два года (1915-1917) Клюев и Есенин жили вместе. Используя свои связи, Клюев также спас Есенина от мобилизации в действующую армию.

Современники их говорят, что они жили вместе, как любовники, и в стихах рассказывали о своей любви. «Смиренный Миколай» и "изограф", называл Клюева Сергей Есенин.

Клюев в воспоминаниях современников

«Коренастый, - вспоминала Клюева жена писателя Н.Г. Гарина. - Ниже среднего роста. Бесцветный. С лицом ничего не выражающим, я бы сказала, даже тупым. С длинной, назад зачесанной прилизанной шевелюрой, речью медленной и бесконечно переплетаемой буквой «о», с явным и сильным ударением на букве этой, и резко отчеканиваемой буквой «г», что и придавало всей его речи специфический и оригинальный и отпечаток, и оттенок. Зимой - в стареньком полушубке, меховой потертой шапке, несмазанных сапогах, летом - в несменяемом, также сильно потертом армячке и таких же несмазанных сапогах. Но все четыре времени года, так же неизменно, сам он - весь обросший и заросший, как дремучий его Олонецкий лес...» .

Выдающийся дирижер Н.С.Голованов под впечатлением от чтения Клюевым своих стихов в письме к А.В. Неждановой сообщает: "Я давно не получал такого удовольствия. Этот поэт 55 лет с иконописным русским лицом, окладистой бородой, в вышитой северной рубашке и поддевке - изумительное, по-моему, явление в русской жизни"

В иконном ключе видел Клюева и литературовед, друг поэта П.Н.Медведев, писавший о его внешности: "Общий вид - благообразный, благолепный, тихий, скромный, прислушивающийся". Медведев отмечает там же даже "богомольные руки" поэта.

Николай Клюев, Сергей Есенин, Всеволод Иванов. Ленинград, 1924 г.

Несколько иначе запомнил Клюева поэт Г. Иванов: «Приехав в Петроград, Клюев попал тотчас же под влияние Городецкого и твердо усвоил приемы мужичка-травести. «Ну, Николай Алексеевич, как устроились вы в Петербурге» - «Слава тебе Господи, не оставляет Заступница нас, грешных. Сыскал клетушку, - много ли нам надо Заходи, сынок, осчастливь. На Морской за углом живу». - Клетушка была номером Отель де Франс с цельным ковром и широкой турецкой тахтой. Клюев сидел на тахте, при воротничке и галстуке, и читал Гейне в подлиннике. «Маракую малость по басурманскому, - заметил он мой удивленный взгляд. - Маракую малость. Только не лежит душа. Наши соловьи голосистей, ох, голосистей. Да что ж это я, - взволновался он, - дорогого гостя как принимаю. Садись, сынок, садись, голубь. Чем угощать прикажешь Чаю не пью, не курю, пряника медового не припас. А то, - он подмигнул, - если не торопишься, пополудничаем вместе. Есть тут один трактирчик. Хозяин хороший человек, хоть и француз. Тут, за углом. Альбертом зовут». - Я не торопился. - «Ну, вот и ладно, ну, вот и чудесно, - сейчас обряжусь». - «Зачем же вам переодеваться» - «Что ты, что ты - разве можно? Ребята засмеют. Обожди минутку - я духом». - Из-за ширмы он вышел в поддевке, смазных сапогах и малиновой рубашке «Ну вот, так-то лучше». - «Да ведь в ресторан в таком виде как раз не пустят». - «В общую и не просимся. Куда нам, мужичкам, промеж господ Знай, сверчок, свой шесток. А мы не в общем, мы в клетушку-комнатушку, отдельный то есть. Туда и нам можно».

Томская ссылка и казнь Клюева

Клюев у Советской власти вызывал раздражение своим негативным отношением к политике компартии ю В поэме «Погорельщина» и цикле «Разруха» он упоминает Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа раскулаченных и заключённых:
"... То Беломорский смерть-канал, Его Акимушка копал, С Ветлуги Пров да тётка Фёкла. Великороссия промокла Под красным ливнем до костей И слёзы скрыла от людей, От глаз чужих в глухие топи..."
Лев Троцкий написал о нём в те годы критическую статью и навесил опасный ярлык - «кулацкий поэт». Его по доносу Гронского (главный редактор «Известий», называвший Клюева «юродивым») Ягоде арестовывают в 2 феврале 1934 года и как «активного антисоветчика» и на пять лет из Москвы ссылают в Сибирь.
Сначала он живет в поселке Колпашево в Нарыме, потом по ходатайству Горького его переводят в Томск, где он поселяется по адресу переулок Красного Пожарника, 12.
Про свою жизнь в Томске он так писал друзьям:
«В Томске глубокая зима, - писал поэт, - мороз под 40 градусов. Я без валенок, и в базарные дни мне реже удается выходить за милостыней. Подают картошку, очень редко хлеб. Деньгами - от двух до трех рублей - в продолжение почти целого дня - от 6 утра до 4-х дня, когда базар разъезжается. Но это не каждое воскресенье, когда бывает мой выход за пропитанием. Из поданного варю иногда похлебку, куда полагаю все хлебные крошки, дикий чеснок, картошку, брюкву, даже немножко клеверного сена, если оно попадет в крестьянских возах. Пью кипяток с брусникой, но хлеба мало, сахар великая редкость. Впереди морозы до 60 градусов, мне страшно умереть на улице. Ах, если бы в тепле у печки!.. Где мое сердце, где мои песни..»

Икона Николая Клюева

Николай Чудотворец.

Есенин, которого с Клюевым связывали очень сложные отношения называл его "изографом" за его увлечение иконописью. Несмотря на лишения и необходимость просить милостыню он имел большую коллекцию икон, которые собирал на протяжении всей своей жизни. По описи 1935 года у Клюева было три старинных медных креста, 34 иконы на дереве и пять медных икон. Как считал сам поэт, среди них было три складня и 15 икон XVI-XVII вв., а одна (свт. Николай Чудотворец со свт. Григорием Богословом) даже XV века. В трудные годы, когда поэту приходилось перебиваться случайными заработками, он долгое время не хотел расставаться с древними иконами своего домашнего кивота, лишь в тридцатых годах, находясь в болезни и "большой нужде", как писал сам поэт, он продал несколько икон. При этом поэт заботился чтобы его иконы попали в хорошие руки: часть он предложил в музей, другую часть известному дирижеру и музыкально-общественному деятелю Н.С.Голованову.

Казнь Клюева


Бывшее здание НКВД в Томске, в подвалах которого ныне помещается Музей современной политической истории.
"На часах у стен тюремных,
У окованных ворот,
Скучно в думах неизбежных
Ночь унылая идёт.
Вдалеке волшебный город,
Весь сияющий в огнях,
Здесь же плит гранитных холод
Да засовы на дверях... "
(Николай Клюев)

В 1936 году, уже в Томске, Клюева вновь арестовали по спровоцированному органами НКВД делу контрреволюционного «Союза спасения России». На какое-то время его освобождают даже тогда из-под стражи только из-за болезни - «паралича левой половины тела и старческого слабоумия».


Но и это была лишь временная отсрочка. В мае 1937 года Клюева вновь арестовывают. Благодаря доносам «подельников» о том, что он и в камере пишет стихи и поэму о зверствах и тирании большевиков, следствие пришло к выводу, что Клюев Николай Алексеевич является руководителем и идейным вдохновителем существующей в г. Томске контрреволюционной, монархической организации «Союз спасения России.


Протокол допроса Клюева, в котором можно увидеть его данные и постановление тройки Управления НКВД Новосибирской области о том, что «Клюева Николая Алексеевича расстрелять, а лично принадлежащее ему имущество конфисковать" хранится в литературном музее. 23-25 октября 1937 года (так указано в выписке из дела) постановление тройки было приведено в исполнение.

Дома, где жил Николай Клюев в Томске
В Томске сохранилось два дома (пер. Красного Пожарника, 12 и Мариинский переулок, 38 (ныне 40)), в которых в разное время жил поэт.


Дом в Томске (ул. Красного пожарника, 12), где жил Клюев в 1934-1937 гг.
Последний дом поэта по ул. Ачинская, 15, был снесен.


Эта доска находится сейчас в литературном музее дома Шишкова.

Ее открыли в сентябре 1999 г. в доме по переулку Ачинскому, 15, но когда дом сносили ее передали в музей.


Место массовых захоронений жертв политических репрессий на Каштаке в Томске.

Фото и информация о жизни и творчестве Клюева отсюда:

, РСФСР , СССР

Никола́й Алексе́евич Клю́ев (10 (22) октября , деревня Коштуги , Олонецкая губерния - между 23 и 25 октября , Томск) - русский поэт , представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века .

Биография

Отец, Алексей Тимофеевич Клюев (1842-1918) - урядник , сиделец в винной лавке. Мать, Прасковья Дмитриевна (1851-1913), была сказительницей и плачеёй. Клюев учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска . Среди предков были староверы , хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества.

В автобиографических заметках Клюева «Гагарья судьбина» упоминается, что в молодости он много путешествовал по России. Конкретные рассказы не могут быть подтверждены источниками, и такие многочисленные автобиографические мифы - часть его литературного образа .

Клюев рассказывает как послушничал в монастырях на Соловках ; как был «царём Давидом… белых голубей - христов » , но сбежал, когда его хотели оскопить ; как на Кавказе познакомился с красавцем Али, который, по словам Клюева, «полюбил меня так, как учит Кадра-ночь , которая стоит больше, чем тысячи месяцев. Это скрытное восточное учение о браке с ангелом, что в русском белом христовстве обозначается словами: обретение Адама …» , затем же Али покончил с собой от безнадёжной любви к нему; как в Ясной Поляне беседовал с Толстым ; как встречался с Распутиным ; как трижды сидел в тюрьме; как стал известным поэтом, и «литературные собрания, вечера, художественные пирушки, палаты московской знати две зимы подряд мололи меня пёстрыми жерновами моды, любопытства и сытой скуки» .

Литературная известность

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной минорной поэзии в духе И. З. Сурикова , а смело использует приёмы символизма , насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник - «Сосен перезвон» - вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок (в переписке с ним в 1907 году; оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв .

Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным , который считал его своим учителем. В 1915-1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Религиозность Клюева

Как указывает А. И. Михайлов, Александр Блок неоднократно упоминает Клюева в своих стихах, записных книжках и письмах и воспринимает его как символ загадочной народной веры . В одном из писем Блок даже заявил: «Христос среди нас», и С. М. Городецкий отнёс эти слова к Николаю Клюеву .

В своей записи 1922 года Клюев говорит:

…для меня Христос - вечная неиссякаемая удойная сила, член, рассекающий миры во влагалище, и в нашем мире прорезавшийся залупкой - вещественным солнцем, золотым семенем непрерывно оплодотворяющий корову и бабу, пихту и пчелу, мир воздушный и преисподний - огненный.

Семя Христово - пища верных. Про это и сказано: «Приимите, ядите…» и «Кто ест плоть мою, тот не умрет…»

Богословам нашим не открылось, что под плотью Христос разумел не тело, а семя, которое и в народе зовется плотью.

Вот это и должно прорезаться в сознании человеческом, особенно в наши времена, в век потрясенного сердца, и стать новым законом нравственности…

Клюев после революции

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину (хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы». В берлинском издательстве «Скифы» в 1920-1922 годах вышли три сборника стихов Клюева.

После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.

С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 1930-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).

Вскоре Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После гибели Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят из свободной продажи [ ] . В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле».

В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко , к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени (насчитается 42 письма Клюева ). Преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подробно исследовано филологом А. И. Михайловым .

На этой вершине человеческого чувства, подобно облакам, задевающим двуединый Арарат, небесное клубится над дольним, земным . И этот закон неизбежен. Только теперь, в крестные дни мои, он, как никогда, становится для меня ясно ощутимым. Вот почему вредно и ошибочно говорить тебе, что ты живешь во мне только как пол и что с полом уходит любовь и разрушается дружба. Неотразимым доказательством того, что ангельская сторона твоего существа всегда заслоняла пол, - являются мои стихи, - пролитые к ногам твоим. Оглянись на них - много ли там пола? Не связаны ли все чувствования этих необычайных и никогда не повторимых рун, - с тобой как с подснежником, чайкой или лучом, ставшими человеком-юношей?

Аресты, ссылка и расстрел

2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений» (статья 58, часть 10 УК РСФСР). Следствие по делу вел Н. Х. Шиваров . 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский край , в Колпашево . Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой , С. А. Клычкова и, возможно, Горького переведён в Томск .

5 июня 1937 года в Томске Клюев был снова арестован и 13 октября того же года на заседании тройки управления НКВД Новосибирской области приговорён к расстрелу по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“». В конце октября был расстрелян. Как сказано в справке о посмертной реабилитации Клюева, он был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года. Размытая дата расстрела, возможно, объясняется тем, что с 01:00 23 октября до 08:00 25 октября в Томске не было света ввиду ремонта местной ТЭЦ. В подобных случаях сотрудники НКВД, приводившие приговоры в исполнение в течение двух ночей (23 и 24 октября) с использованием фонаря «летучая мышь», могли оформить документы задним числом для всей партии только после того, как в городе появился электрический свет (25 октября). Вероятно, местом расстрела и братской могилы, где упокоился поэт, стал один из пустырей в овраге (так называемом Страшном рве) между Каштачной горой , и пересыльной тюрьмой (ныне - СИЗО-1 по улице Пушкина , 48) (См. Каштак (Томск)#Массовые расстрелы) .

Следователем по делу Клюева был оперуполномоченный 3-го отдела Томского горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Георгий Иванович Горбенко ).

Посмертная реабилитация

Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году .

Редкостно крупный литературный талант Клюева, которого часто ставят вы­ше Есенина, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьян­ства и искавшая поэтического выражения, соединялась у него поначалу с инстинктив­ным, а позднее - с политически осознанным отри­цанием городской цивилизации и большеви­стской технократии. При этом и форма его стихов развивалась от близости к народным - через влияние символизма - к более осоз­нанным самостоятельным структурам. <…> Стихи в духе народных плачей перемежаются со стихами, созвучными библейским псалмам, стиль очень часто орнаментален. В богатстве образов проявляется полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир.

Адреса проживания

Петроград - Ленинград

  • 1915-1923 годы - квартира К. А. Расщепиной в доходном доме - набережная реки Фонтанки , 149, кв. 9;
  • 1923-1932 годы - дворовый флигель - улица Герцена , 45, кв. 7.

Томск

В Томске сохранилось два дома - пер. Красного Пожарника , 12 и Мариинский переулок, 38 (ныне 40), в которых в разное время жил поэт .

Последнее пристанище поэта - д. 13 по ул. Ачинская. Поэт сам описывал своё жилище (после освобождения из-под ареста 5 июля 1936 года) так:

Привезли и вынесли на руках из телеги в мою конуру. Я лежу… лежу. […] За косым оконцем моей комнатушки - серый сибирский ливень со свистящим ветром. Здесь уже осень, холодно, грязь по хомут, за дощатой заборкой ревут ребята, рыжая баба клянёт их, от страшной общей лохани под рукомойником несёт тошным смрадом…

Впоследствии дом был снесён. Установленная в 1999 году на доме мемориальная доска передана в литературный музей дома Шишкова (ул. Шишкова , д. 10), там же хранятся копии документов по делу Клюева, прижизненные издания, статьи из периодики о его жизни и творчестве . 21 октября 2016 года на здании, построенном на месте дома по ул. Ачинская, д. 13 установлена мемориальная табличка проекта «Последний адрес» в память о репрессированном поэте.

Библиография

Прижизненные издания

  • Братские песни. (Песни голгофских христиан). - М.: К новой земле, 1912. 16 с.
  • Братские песни. (Книга вторая) / Вступ. ст. В. Свенцицкого. - М.: Новая земля, 1912. XIV, 61 с.
  • Лесные были. - М.: 1912.
  • Лесные были. (Стихотворения. Кн. 3-я). - М.: 1913. 76 с.
  • Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. - М.: 1912. 79 с.; 2-е изд. - М.: Изд. Некрасова, 1913. 72 с.
  • Мирские думы. - Пг.: изд. Аверьянова, 1916. 71 с.
  • Песнослов. Кн. 1-2. - Пг.: 1919.
  • Медный кит. (Стихи). - Пг.: Изд. Петросовета, 1919. 116 с.; репринтное переиздание: М.: Столица, 1990.
  • Неувядаемый цвет: Песенник. - Вытегра: 1920. 63 с.
  • Избяные песни. - Берлин: Скифы, 1920. 30 с.
  • Песнь солнценосца. Земля и железо. - Берлин: Скифы, 1920. 20 с.
  • Львиный хлеб. - М.: 1922. 102 с.
  • Мать Суббота. (Поэма). - Пг: Полярная звезда, 1922. 36 с.
  • Четвёртый Рим. - Пг.: Эпоха, 1922. 23 с.
  • Ленин. Стихи. - М.-Пг.: 1924. 49 с. (3 издания)
  • Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. (Стихи о нём и очерк его творчества). - Л.: Прибой, 1927. 85 с. (включена поэма Клюева «Плач о Сергее Есенине»).
  • Изба и поле. Избранные стихотворения. - Л.: Прибой, 1928. 107 с.

Основные посмертные издания

  • Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания Л. К. Швецовой. Вступ. ст. В. Г. Базанова. - Л.: Советский писатель, 1977. - 560 с. 2-е изд.: Л.: Советский писатель, 1982.
  • Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы / Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. - СПб. : Изд-во РХГИ, 1999. - 1072 с. - ISBN 5-88812-079-0 .
  • Клюев Н. А. Словесное древо: Проза / Вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. - СПб. : Росток , 2003. - 688 с. - ISBN 5-94668-012-9 .
  • Николай Клюев. Письма к Александру Блоку: 1907-1915 / Публ., ввод. ст. и комм.

Биография

Николай Алексеевич Клюев (1884−1937) родился в Олонецкой губернии в деревне на реке Вытегра; мать обучила его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости». Учился в Вытегре в церковно-приходской школе, затем в городском училище, фельдшерскую школу не закончил по болезни.

Печататься начал с 1904 г., в 1905 стихи появляются в московских коллективных сборниках «Прибой» и «Волна». В начале 1906 г. был арестован за «подстрекательство» крестьян и «агитацию противозаконных идей». Полгода сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской тюрьмах. Бунтарские идеи Клюева имели под собой религиозную (близкую к сектантству) основу: революция представлялась ему наступлением Царства Божьего, и эта тема - лейтмотив его раннего творчества.

После освобождения продолжал нелегальную деятельность, сблизился с революционной народнической интеллигенцией (в том числе познакомился с сестрой поэта А. Добролюбова - Марией Добролюбовой, «мадонной эсеров», и поэтом Л. Д. Семеновым). Новые знакомства привели его на страницы столичного журнала «Трудовой путь», вскоре запрещенного за антиправительственную направленность.

Осенью 1907 г. Клюев был призван на военную службу, но, следуя своим религиозным убеждениям, отказался брать в руки оружие; под арестом его привозят в Петербург и помещают в госпиталь, где врачи находят его негодным к военной службе, и он уезжает в деревню. В это время он завязывает переписку с А. Блоком (проблема отношений интеллигенции и народа - с разных полюсов - занимала обоих, и это общение было обоюдно важным и значимым).

Блок способствовал появлению стихотворений Клюева в журнале «Золотое руно», позже Клюев стал сотрудничать с другими изданиями - «Современником», «Нивой», «Заветами» и пр. Особенно часто в 1910−12 гг. печатается Клюев в журнале «Новая земля», где ему пытаются навязать роль выразителя «нового народного сознания», проповедника и пророка, чуть ли не мессии.

Осенью 1911 г. в Москве вышел первый сборник стихов Клюева «Сосен перезвон», на который откликнулись практически все влиятельные критики, единодушно расценивая книгу как событие в литературной жизни. В это время Клюев становится известен в писательских (и даже богемных) кругах, участвует в заседаниях «Цеха поэтов» и в изданиях акмеистов, посещает литературно-артистическое кафе «Бродячая собака»; вокруг его имени складывается атмосфера повышенного любопытства, ажиотажного интереса, и знакомства с ним ищут самые разные люди.

После выхода двух сборников - «Братские песни», 1912 (религиозные стихотворения, навеянные подлинными «братскими песнями» хлыстов), и «Лесные были» (стилизации фольклорных песен) Клюев возвращается в Олонецкую губернию. Его стихи продолжают появляться в столичных журналах и газетах, наездами он бывает в столице.

В 1915 Клюев знакомится с Есениным, и между ними возникают близкие отношения: в течение полутора лет они выступают совместно и в прессе, и на чтениях, Клюев становится духовным наставником молодого поэта, всячески ему протежирует. Вокруг них собирается кружок «новокрестьянских» писателей, но попытки организационно закрепить содружество не приводят к созданию долговечного и прочного объединения (общества «Краса» и «Страда» просуществовали лишь несколько месяцев).

В 1916 выходит сборник Клюева «Мирские думы», на тематику которого наложили свой отпечаток военные события. Революцию Клюев приветствовал восторженно (это отразилось в многочисленных стихотворениях 1917−1918 гг.), расценивая все происходящее прежде всего как религиозно-мистическое событие, долженствующее привести к духовному обновлению России.

В 1919 г. выходят книги «Медный кит», двухтомник «Песнеслов» (избранное за прежние годы и новые стихи) и в 1922 его лучший прижизненный сборник - «Львиный хлеб».

В лирике тех лет отражены сложные переживания поэта - мучительная вера в то, что все страдания искупятся наступлением «братства», «мужицкого рая», тоска по гибнущей Руси, плач по исчезающей, убитой деревне.

В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба в поле», составленный из уже печатавшихся стихов, все, что было написано им в 30-е гг., в печать не попадало.

В 1934 г. Клюев был арестован в Москве, выслан в Томск; в июне 1937 г. вторично арестован, заключен в Томскую тюрьму и расстрелян.

Николай Алексеевич Клюев (1884−1937 гг.) появился на свет в Олонецкой губернии, в деревне, что стояла на речке Вытегра. Учился поэт в церковно-приходской школе, потом поступил в городское училище, затем в фельдшерскую школу, диплома которой из-за болезни так и не получил. Литературный путь начинает в 1904 году, а с 1905 года стихи печатают московские сборники «Волна» и «Прибой». За антиполитические взгляды и «подстрекательство» крестьян, арестован и полгода сидит в тюрьмах Вытегорска, а потом и в Петрозаводске.

Раннее творчество Клюева пронизано религиозной идеей, революция в его понимании – это приход на землю Царства Божьего, без которого жизнь граждан не будет полноценной и правильной.

В 1907 году Николая Алексеевича призывают на военную службу, но будучи глубоко верующим человеком, брать в руки оружие он категорически отказался. Снова арест, и на этот раз Петербуржский госпиталь, где его признают негодным к службе и отправят домой в деревню. Клюев ведет активную переписку с Александром Блоком, который впоследствии поспособствует появлению произведений Клюева в «Современнике», «Ниве», «Заветах» и др.

После выхода первого сборника стихов «Сосен перезвон» на него незамедлительно следует реакция авторитетных критиков, считающих это важным событием в развитии литературы, при этом, не только отечественной, но и мировой. Это был настоящий пик популярности поэта Клюева, многие хотели лично познакомиться с ним и пообщаться.

После знакомства с Есениным в 1915 году Клюев становится наставником неопытного поэта. Полтора года совместной работы на чтениях, выступлений перед прессой послужили хорошим толчком для автора. Есенин становится протеже Николая Алексеевича, а Клюев помогает ему во всех его творческих порывах. Были созданы такие общества как «Краса» и «Страда», но им не было суждено просуществовать больше пары-тройки месяцев.

В силу своих религиозных взглядов, революцию 1917 года Клюев воспринимает с радостью, как мистическое событие, которое должно было духовно изменить Россию.

В 1922 году увидит свет его лучшее детище сборник «Львиный хлеб». В произведениях того времени читается тоска по умирающей деревне, погибающей России.

1934 год Клюева арестовали в городе Москва, пересылают в Томск. После постоянных пыток и заточения в июне 1937 года Николая Алексеевича расстреливают.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта