Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи. — И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
— Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
— Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего
не говорил.
— Да ты кто?
Филипок молчал.
— Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
— Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя.
Филипок сказал;
— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
Год написания: 1875
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Филиппок – мальчик.
Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.
Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.
Рецензия на рассказ Льва Толстого «Филипок», написанный в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Халявина Полина (8 лет), Халявина Анастасия (14 лет).
«Филипок» — это исключительный рассказ о маленьком мальчике, которым руководила тяга к знаниям. С моей точки зрения, Филипок необыкновенный ребенок. Несмотря на то, что герой немного младше, чем я, он смог меня многому научить. Он показал мне, что надо ставить перед собой цель, идти к ней и добиваться исполнения мечты, невзирая на все маленькие и большие трудности. На примере его истории, я поняла, что отступать нельзя ни в коем случае, что надо бороться до конца.
«Если задумал что-то, то отступать - это почти то же самое, что повесить себе на грудь табличку с надписью «неудачник». © Олег Рой.
После прочтения этой книги во второй раз я осознала, что Филипок стал для меня образцом для подражания. Мне приятна его смелость, целеустремленность. Я считаю, что именно таким и должен быть человек — «воин», борец за свое счастье!
Для этого маленького мальчика высшей целью является учеба. «Ученье свет, а не ученье – тьма». Так считали наши предки, так считал Филипок, так мыслю и я! Некоторые скажут, что цель Филипка незначительна. С одной стороны да, он не мечтал покорить мир, страну или хотя бы свою деревню, не для этого он пошел в школу, преодолевая все огромные для такого маленького мальчика преграды. Но учеба – порождает науку, а наука приносит пользу не только самому человеку, но и государству.
«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» ©Леонардо да Винчи.
Как известно, начинать надо с малого, так как все великие ученые, изменившие ход истории, тоже просто однажды пришли в школу/университет!
Я считаю, что чем дальше идет ход истории, тем более уникальным становится этот необычный мальчик – Филипок. Например, сейчас уже очень сложно встретить человека, который стремился бы к учению, хотел ходить в школу. Сейчас другие ценности, знания не играют никакой роли, когда мы оцениваем человека, как личность. Сейчас мы смотрим на наружную красоту, забывая о том, что иногда обложка книги не соответствует ее содержанию. По моему мнению, знания – это интеллект, а именно он отражает настоящую внутреннюю душевную красоту человека!
Возможно, поэтому для меня Филипок – это нечто большее, чем просто маленький мальчик, который посредством больших трудов пришел к своей цели!
«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» © Конфуций.
Халявина Полина (8 лет)
Халявина Анастасия (14 лет)
Город Серов, Свердловская область
В рассказе "Филипок" перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок "Быль". Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Учитель оставил его в классе "Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу". Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем.
Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика, зато под рукой. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал "говорить Богородицу", чтобы показать, что он и молитвы знает; но "всякое слово говорил неправильно". Учитель остановил его: "Ты погоди хвалиться, а поучись".
Год: 1875 Жанр: рассказ
Главные герои: мальчик Филиппок.
Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок.
Писатель повествует о большом желании мальчика посещать школьные занятия, однако в силу возраста Филипку еще не позволяют ходить в школу с другими ребятами.
В один из дней, оставшись дома под присмотром старенькой бабушки, мальчик решает осуществить свою мечту и, дождавшись, когда бабуля задремлет, Филипок одевается и направляется к зданию школы. Правда, мальчику приходится надеть большую отцовскую шапку, поскольку своей он не смог обнаружить.
По пути к школе Филипок сталкивается с препятствиями в виде злых собак, пытающихся укусить незнакомого мальчишку, и чужих людей, искренне не понимающих появление на улице малыша без родителей.
Дойдя до школы, Филипок со страхом переступает ее порог, предварительно обнажив голову. Преодолевая стеснение, он входит в класс, в котором учится его старший брат Костя. Учитель с раздражением прерывает урок, не понимая причины появления ребенка, а растерянный Филипок только молча плачет. Дети объясняют учителю, что мальчик сильно хочет получать знания. Понимающий педагог решает оставить Филипка на занятиях, усадив его за парту рядом с братом.
Пример малыша, тянущегося к познанию нового и интересного, - главный смысл рассказа писателя.
Главным персонажем произведения является осиротевшая девочка. Её мама, предчувствующая свою скорую смерть, позаботилась о судьбе дочки. Она попросила кузена, живущего в Петербурге, помочь девочке.
Ученику второго класса подарили перочинный нож. Он был очень красивый. У ножа было два зеркальных лезвия и костяная ручка. Подарок мальчику привезли из самой столицы.
Беззубый старик и молодой парень стерегут отару овец в степи. В сумерках появляется всадник. В нем они узнают мужчину средних лет, Пантелея. Пожилой пастух завязывает разговор и сообщает новость о смерти Ефима Жменя, кузнеца.
В 1901 году на прилавках магазинов появилась книга, тогда еще молодого врача, который по совместительству являлся писателем, под названием Записки врача. Звали автора данной книги Викентий Вересаев.
Героиню произведения зовут Дуся. Проживает она в Столице вместе с супругом. Повествование начинается первого января. Пьяный муж отворил дверь и обнаружил телеграмму с посланием о том, что мать его жены скончалась.