Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик.
OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.lib.ru [email protected]
Учебное издание
Сластенин Виталий Александрович
Исаев Илья Федорович
Шиянов Евгений Николаевич
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно - деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии....(с.7)
§ 2. Особенности педагогической профессии….(с.9)
§ 3. Перспективы развития педагогической профессии…..(с.14)
§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы….(с.15)
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога.
§ 1. Сущность педагогической деятельности…..(с.18)
§ 2. Основные виды педагогической деятельности…..(с.19)
§ 3. Структура педагогической деятельности……(с.21)
§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности….(с.22)
§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога…..(с.23)
Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя.
§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической
культуры….(с.28)
§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.30)
§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.32)
§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической
культуры…..(с.34)
Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога.
§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической
деятельности…(с.38)
§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования…..(с.39)
§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя…….(с.42)
§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей…..(с.45)
Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке.
§ 1. Общее представление о педагогике как науке…..(с.47)
§ 2. Объект, предмет и функции педагогики…..(с.48)
§ 3. Образование как социальный феномен……(с.50)
§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат
педагогики…..(с.56)
§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура…….(с.59)
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований.
§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре
педагога…(с.63)
§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики…..(с.65)
§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований…..(с.66)
§ 4. Организация педагогического исследования……(с.70)
§ 5. Система методов и методика педагогического исследования…..(с.72)
Глава 7. Аксиологические основы педагогики.
§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики……(с.78)
§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация……(с.80)
§ 3. Образование как общечеловеческая ценность…..(с.83)
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности.
§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема…..(с.87)
§ 2. Сущность социализации и ее стадии……(с.88)
§ 3. Воспитание и формирование личности……(с.90)
§ 4. Роль обучения в развитии личности…….(с.92)
§ 5. Факторы социализации и формирования личности…..(с.93)
§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…..(с.97)
Глава 9. Целостный педагогический процесс.
§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного
явления…..(с.100)
§ 2. Педагогическая система и ее виды…..(с.101)
§ 3. Общая характеристика системы образования….(с.103)
§ 4. Сущность педагогического процесса…..(с.106)
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление…..(с.108)
§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса……(с.110)
Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе.
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса…..(с.112)
§ 2. Функции обучения……(с.113)
§ 3. Методологические основы обучения…..(с.114)
§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения…..(с.117)
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения….(с.120)
§ 6. Виды обучения и их характеристика…..(с.122)
Глава 11. Закономерности и принципы обучения.
§ 1. Закономерности обучения….(с.125)
§ 2. Принципы обучения…..(с.127)
Глава 12. Современные дидактические концепции.
§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения…..(с.140)
§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего
обучения…..(с.154)
Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности.
§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер…..(с.161)
§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования….(с.163)
§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования….(с.167)
§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции….(с.171)
§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего
образования…..(с.174)
§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-
летней общеобразовательной школы….(с.182)
Глава 14. Формы и методы обучения.
§ 1. Организационные формы и системы обучения….(с.187)
§ 2. Виды современных организационных форм обучения…..(с.191)
§ 3. Методы обучения…..(с.199)
§ 4. Дидактические средства…..(с.203)
§ 5. Контроль в процессе обучения……(с.204)
Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.
Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей
образования…..(с.208)
§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания…..(с.210)
§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания….(с.211)
§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания…..(с.213)
Глава 16. Воспитание базовой культуры личности.
§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников…..(с.221)
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры
личности…(с.225)
§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности…..(с.227)
§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников…..(с.231)
§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся……(с.235)
§ 6. Воспитание физической культуры личности…..(с.238)
Глава 17. Общие методы воспитания.
§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация…..(с.242)
§ 2. Методы формирования сознания личности……(с.243)
§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности…..(с.247)
§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности….(с.249)
§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании…..(с.252)
§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов
воспитания…(с.253)
Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания.
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности…..(с.255)
§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической
педагогике…(с.255)
§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского
коллектива…..(с.259)
§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива….(с.260)
§ 5. Основные условия развития детского коллектива…..(с.264)
Глава 19. Воспитательные системы.
§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы…..(с.267)
§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы…..(с.271)
§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы …..(с.282)
§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы…..(с.290)
Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя.
§ 1. Сущность педагогической технологии…..(с.296)
§ 2. Структура педагогического мастерства…..(с.298)
§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи….(с.301)
§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика…..(с.302)
§ 5. Этапы решения педагогической задачи……(с.304)
§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических
задач…..(с.306)
Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса.
§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса….(с.308)
§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка
педагогического диагноза…..(с.308)
§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога….(с.310)
§ 4. Планирование работы классного руководителя…..(с.311)
§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника…..(с.315)
Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса.
§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса….(с.319)
§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности……(с.319)
§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их
организации….(с.321)
§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации….(с.324)
§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей
деятельности……(с.327)
§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников…..(с.329)
§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности…..(с.331)
Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя….(с.333)
§ 2. Понятие о технологии педагогического общения …..(с.334)
§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи…..(с.336)
§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации…..(с.337)
§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика….(с.340)
§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений…..(с.343)
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.
Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.
§ 1. Государственно-общественная система управления образованием….(с.350)
§ 2. Общие принципы управления образовательными системами….(с.354)
§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления….(с.357)
Глава 25. Основные функции внутришкольного управления.
§ 1. Управленческая культура руководителя школы….(с.361)
§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении…..(с.363)
§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой…..(с.367)
§ 4. Функция организации в управлении школой…..(с.370)
§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении…….(с.373)
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и
общественности……(с.379)
§ 2. Педагогический коллектив школы…..(с.380)
§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи…….(с.387)
§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей
школьника…..(с.390)
§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями
учащихся….(с.392)
Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.
§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности….(с.394)
§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их
аттестация…..(с.399)
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена". (Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351).
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284).
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения". (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32).
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей". (Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178).
Глава I. ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Воспитание как культурно-исторический феномен Воспитание - категория педагогической науки Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме Воспитательный процесс, его цель и сущность
1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспитание-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, микро- и макросреде.
2. ВОСПИТАНИЕ – КАТЕГОРИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.
Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.
Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное - как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.
Теория воспитания - раздел
Педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы,
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);
- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:
Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.
Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы,
нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Яркое противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как альтернатива гербартианской «педагогике управления»,
в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагогической культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.
Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам
6
Гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект – объектные отношения
).
Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма.
Ребенок рассматривается как центральная фигура в учение «новом воспитании», породившем свои педагогические теории педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф. Гансбе гом, М. Паулем; в России - К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым; Италии - М. Монтессори; во Франции - С. Френе.
Гуманистическая идея свободного выбора субъекта развивала и в теоцентрической педагогике. Принцип самосовершенствования и свободного выбора души перед Богом мы находим в работах С.А. Рачевского, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева.
Гуманистические идеи субъектности ребенка, свободы выбора и ответственности человека за свое самосовершенствование находят своеобразное развитие в антропософской теории Р. Штейне (1919), раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственно опыта духа, души и тела.
В отечественной педагогике 20 -30-х гг. XX в. гуманистические принципы субъектности воспитанника и сотрудничества взрослого и ребенка обоснованы в трудах Л. С. Выготского, П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.
С середины XX в. основные гуманистические идеи мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, продолжавшего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Я.Корчака.
В 50 - 60-е гг. появляется гуманистическая психология (А. Маслоу К. Роджерс), которая с экзистенциальных позиций рассматривала принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника. Эти принципы продолжают развиваться в работах Р.Бернса, В. Франкла, С.Л.Франка, Э.Фрома, Э. Эриксона.
Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л.И.Божо
Вич, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков), дает методологические основания для развития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке.
Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно-ориентированного обучения и образования М. Н. Берулавы, Е. В.Бонда-ревской, С.Л.Братченко, О.С.Газмана, В.В.Горшковой, Э.Н.Гусинского, Л.М.Лузиной, В.В.Серикова, Ю.И.Турчаниновой, И.С.Якиманской являются развитием идей, выдвинутых отечественными и зарубежными учеными.
Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.
В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.
Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.
Потенциальные возможности развития человека заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе физиологического развития под влиянием стихийных социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания. Положительная Я-концепция личности, по Р. Бернсу, также является важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания.
Я-концепция – эти динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. По своему содержанию Я-концепция включает описательную составляющую (образ Я, или картина Я) и составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным качествам, - самооценку, или принятие себя. Я-концепция представляет совокупность установок, направленных на самого себя, Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я-концеп-ция формируется под влиянием социализации, воспитания, не имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и о ее освоении - активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка.
В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслимо духовное развитие человека. Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом, как отмечает О. С. Газман, культура личности -это гармония культур знания, чувств и творческого действия.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и
Осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.
Итак, перечислим основные закономерности воспитания:
Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности. Универсальная структура педагогической системы представлена на рис. 1.
В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный процесс, обучение, деятельность каждого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), дея-
тельность любого образовательного учреждения и других субъектовпедагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.
Представленная на рис. 2 теоретическая модель воспитания как системы отражает его основные закономерности (детерминированность культурой общества, взаимосвязь с самовоспитанием и активностью воспитанника).
Самовоспитание
-
целенаправленный процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих, по выражению Ю.М.Орлова, телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для достижения индивидуальных целей, осознания смысла собственной жизни, выполнения своего предназначения, как он его понимает.
Цель воспитания
в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.
Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.
Методика воспитательной ра боты - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспитания на главном принципе - любви и уважении к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.
Классификации методов воспитания в традиционной педагогике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».
Так, метод определяется как «путь», «способ». В книге И. П. Ра-ченко «НОТ учителя» (М., 1989) мы находим следующее опре-
12
Деление: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».
«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) определяет методы воспитания как «совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность классификации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.
Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.
Т.А.Ильина, И.Т.Огородников в учебнике «Педагогика» (М., 1984) определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).
В учебнике «Педагогика школы» (М., 1977) Г.И.Щукина объединяет методы в три следующие группы: разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, метод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, коррекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, оценка).
В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование само-
Оценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.
Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.
В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их последовательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное окружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.
4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ЦЕЛЬ И СУЩНОСТЬ
Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития ребенка в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в оп-
Ределенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс -целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе.
Педагогический процесс - это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания. В этом процессе необходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии.
В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает прежде всего как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитательный» считаются близкими по значению, часто употребляется термин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.
Как отмечает Е. В.Бондаревская, в теории воспитания это требование выражается через личностно-ориентированный подход,
При котором воспитанник признается полноправным партнером в условиях взаимодействия-сотрудничества. Этот подход позволяет реализовать идеи гуманистической педагогики при организации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.
Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.
Воспитательная (педагогическая) ситуация - это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса (см. рис. 3).
Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики - сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
Рекомендуемая литература
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
Антология педагогической мысли: В 3 т. - М.,1989.
Арнольдов А. И. Введение в культурологию. - М., 1993.
Ахматов А. Ф. Педагогика гуманизма. - М., 1992.
Байкова Л. А., Орлова Е.А. Гуманизация школы: Теория и опыт. - Рязань, 1999. - Ч. 1.
Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. - Самара, 1992.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Берулава М. Н. Общепедагогические основы гуманизации образования // Педагогика. - 1994. - № 5.
Берулава М. Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. - 2001. - № 1.
Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов н/Д, 1991.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4.
Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: Опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. - Казань, 1996.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. - М., 1990.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л.Селивановой. - М., 1998.
Гуманистические традиции русской философии / Сост. В.А.Алексеев, В.Н. Лысенко. - М., 1991.
Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.
Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1993.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1996.
Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. - Псков, 1995.
Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М.,1999.
Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988.
Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1995.
Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. - М., 1978.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.АСластенина. - М., 2002.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1998.
Сластенин Виталий Александрович
Исаев Илья Федорович
Шиянов Евгений Николаевич
Педагогика
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
Рецензенты:
доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков;
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1. Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» - обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи ее!» - восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
Рецензенты:
доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков;
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…».
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.
Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.
С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету - 27,2 %;
желание обучать данному предмету - 16,2 %;
По прошествии длительного времени индивидуально-творческий подход к формированию личности учителя, предложенный академиком , на практике доказал свою эффективность и перспективность. Для современного руководителя идеальной моделью должна стать личность, обладающая профессиональной компетентностью, наделенная особым типом профессионального сознания, ориентированная в своей педагогической деятельности на развитие ученика как личности, индивидуальности, субъекта познания, общения и труда.
В учебном пособии раскрывается сущность и структура педагогической технологии, в основе которой лежит идея полного контроля над педагогическим процессом, его планирование, проектирование, а также возможность детального анализа при помощи поэтапного воспроизведения. Педагогическая технология основана на том, чтобы посредством постоянной обратной связи гарантировать достижение определенных целей. Из этого следует, что постановка целей является важнейшим этапом педагогической технологии.
Педагогические технологии имеют свои отраслевые особенности, определяемые методами и средствами, которыми они оперируют, а также тем, с каким исходным материалом работают. Специфика методов и средств педагогических технологий проявляется и наличием определенного воспитательного компонента, и необходимостью учета философского, психологического, антропологического и экологического аспектов.
В качестве примера того, как рассматривают проблему педагогических технологий другие специалисты в данной области, следует привести работы Т.А. Стефановской, В.А. Сластенина и Г.К. Селевко . В работах Г.К. Селевко педагогическая технология представляется тесно связанной с учебным процессом, взаимодействием между учеником и учителем. Структура педагогической технологии, согласно его теории, состоит из следующих компонентов. Во-первых, это концептуальная основа, во-вторых, содержательная часть, в-третьих, процессуальная часть.
В учебном пособии сущность педагогической технологии раскрывается несколько в другом аспекте. Решающим условием успешности педагогического процесса автор считает планирование и конструирование, включающие анализ, диагностику, прогнозирование и разработка проекта деятельности. По теории педагогическая технология включает в себя три основных компонента. Первое это анализ с постановкой диагноза. Второе это прогнозирование и проектирование. И третье это идея о том, что анализ, прогноз и проект являются неразрывной триадой для решения любой педагогической задачи.
По мнению Т.А. Стефановской технология обучения педагогики должна базироваться на следующих идеях. Прежде всего, это интеграция педагогических дисциплин. На втором месте стоит интенсификация процесса обучения посредством использования мнемосхем. И, наконец, диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. В качестве главных компонентов педагогической технологии Т.А. Стефановская выделяет целевую установку, содержательный компонент, собственно технологический компонент и экспертно-оценочный компонент.
На практике реализация педагогической технологии осуществляется путем сложения всех компонентов, ее составляющих. По мнению Н.Е. Щурковой , стержневым компонентом педагогической технологии является педагогическая техника, то есть владение педагогом собственным психофизическим аппаратом и способность понимания отношения ученика по его психофизическому аппарату, который включает мимику, жесты и речь. Основным способом коррекции поведения ученика для учителя является педагогическая оценка.
В современной педагогической практике наиболее востребованными являются такие личностные качества педагога как открытость и искренность, доброжелательность, искусство общения, эрудиция, кругозор, обаяние, артистизм, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях и реакциях.
Как считают В.А. Сластенин и Н.Е. Щуркова , в современном воспитательном процессе происходит настоящий переворот, заключающийся в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена. Этот самый переворот, по их мнению, породил совершенно новые характеристики воспитательного процесса, которые являются производными от новейших принципов, таких как принцип ценностных ориентаций, субъективности и данности.
Принцип ценностных ориентаций требует от педагога наполнения взаимодействия с учениками определенным ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие общечеловеческие ценности, какими являются человек, жизнь, природа, труд, общение и познание. Принцип субъективности направляет деятельность педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий. Принцип данности предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности и данности, уважительного отношения к истории его жизни, специфике развития и становления его личности.