Главная » Съедобные грибы » Нельзя выходить за рамки границ. Как выйти за рамки своего мышления и избавиться от стереотипов

Нельзя выходить за рамки границ. Как выйти за рамки своего мышления и избавиться от стереотипов

Теоретическая часть

Зона комфорта

У каждого существует область жизненного пространства, в пределах которой он чувствует себя в безопасности - это зона нашего комфорта. Зона комфорта ограниченапривычными шаблонами мышления и поведения: к чему мы привыкаем - то для нас и комфортно . И когда мы сталкиваемся с ситуациями, в которых нам нужно сделать что-то новое, непривычное, то нам мешает действовать страх перед неизвестным.

Решение любых творческих задач связано с выходом за пределы зоны комфорта.

Рамки, которые нас ограничивают

Внутри вас живут страхи, программы и установки ваших предков (родителей, воспитателей, учителей и т.д.). Вы получили их по наследству и часто даже не осознаёте их. Когда-то возможно эти программы и установки были необходимы, но мир вокруг ежесекундно меняется и вполне вероятно, что навязанные вам в детстве установки и программы теперь не нужны и только ограничивают вас. Поэтому сознательно раздвигайте границы своих возможностей и выходите из зоны комфорта .

Обычно люди привыкают к сложившемуся годами образу жизни и не желают ничего менять. В том числе это касается и методов, с помощью которых они решают задачи. Творческие же люди, напротив, придерживаются иного подхода к решению задач. Они постоянно задаются вопросами:

Почему?

Почему нет?

Почему именно так, а не иначе?

Почему бы не попробовать по-другому?

А что будет, если...?

Не привязывайтесь к какому-то одному однажды найденному решению или идее, - это будет тормозить вашу творческую активность. Наоборот, постоянно ищите новые и новые способы решения возникшей проблемы . Сохраняйте гибкость ума и открытость для новых идей, даже если уже найденное решение всем вокруг кажется отличным. Избегайте тенденции довольствоваться более-менее приемлемым решением, пока не исчерпаете все свои возможности по поиску новых, более продвинутых и интересных решений.

Блохи в банке

Учёные взяли банку и посадили туда сотню блох. Сначала блохи легко выпрыгивали из банки и тогда учёные закрыли банку крышкой. Прошло несколько дней, учёные открыли крышку и увидели такую картину: блохи больше не могли выпрыгнуть из банки, хотя крышка их больше не сдерживала. Они просто поверили в то, что не могут выпрыгнуть из банки и больше не делали нужных усилий. Самое интересное в том, что все последующие поколения этих блох тоже уже не могли выпрыгнуть из банки, поскольку унаследовали от предков это ограничение.

Вывод: раздвиньте рамки и не ограничивайте себя воображаемыми преградами !

Вы можете найти в интернете видеоролики с данным экспериментом, если наберёте в поисковике "блохи в банке" или "эксперимент с блохами в банке".

Выход за пределы зоны комфорта

Чтобы выйти за ограничивающие рамки привычного мышления, первым делом нужно признать, что границы мышления существуют, и они ограничивают зону нашего комфорта . Признав что границы существуют, необходимо сознательно начать действовать, чтобы выйти за пределы зоны комфорта !

Для этого существует нехитрый алгоритм:

1. Ставим перед собой высокие цели, сложные задачи

2. Формулируем желаемый результат

3. Намечаем план и действуем по плану

4. Осваиваем новые территории

Допустим, нас ограничивает страх перед новыми людьми . Наша цель - научиться знакомиться с людьми, преодолеть страх быть брошенным или ненужным. Какой нам нужен результат? В результате мы должны стать уверенными в себе, способными познакомиться с кем захотим, когда захотим и как захотим. Намечаем план, как нам этого достичь и начинаем действовать согласно плану, постепенно осваивая всё новые и новые территории : если вчера вы могли познакомиться только на вечеринке со случайным человеком, то сегодня мы стремимся к тому, чтобы познакомиться с понравившимся человеком прямо на улице или в транспорте, а завтра - выбираем такого человека, к которому раньше вообще боялись подходить ближе чем на 5 метров из-за его ослепительной красоты или несметного богатства, и заводим с ним знакомство.

Помимо знакомств, выйти из зоны комфорта помогают :

Изменение привычного режима дня

Новая книга необычного для вас жанра

Незапланированная поездка

Новые, добровольно взятые на себя, обязанности по работе

Изменение физических нагрузок (добавление новых упражнений, увеличение времени для практики привычных упражнений и т.д.)

Новые кулинарные блюда, которые вы никогда не готовили

Новые увлечения

Если говорить исключительно о мышлении, то выйти из зоны комфорта помогают любые новые и необычные методы (внутренняя беседа с мудрецами, "шесть шляп мышления", метод Диснея и т.д.), а также йога и нейрогимнастика.

Вопросы для самопроверки

Что такое зона комфорта?

Откуда берутся ограничивающие рамки?

Какие вопросы помогают преодолеть ограничивающие рамки?

Как выйти за пределы зоны комфорта?

Практическая часть

Упражнение 1. Нестандартные поступки

Одно из лучших упражнений, которое поможет вам расшатать границы своей зоны комфорта, является выполнение нестандартных поступков . Поступайте нестандартно и так, как вам несвойственно. Чем более странными и непонятными для окружающих людей будут ваши поступки, тем лучше будет эффект от выполнения упражнения.

Упражнение 2. Возьмите на себя новые обязанности на работе

Возьмитесь за новый долговременный проект на работе или в бизнесе. Или возьмите на себя дополнительные обязанности по старым проектам. Если вы руководитель, начните проявлять чуть больше ответственности по отношению к подчинённым, чем обычно. Если вы подчинённый, начните делать больше чем обычно (например, начните раньше других приходить на работу и позднее других уходить).

Упражнение 3. Йога

Займитесь йогой и нейрогимнастикой. Это самые лучшие методы не только для выхода из зоны комфорта, но и для поддержания своего тела и разума в хорошей форме.

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте.

​​​​​​​В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда нужно что-то изменить или даже просто сделать что-то непривычное и новое, но страх перед неизвестным часто мешает нам действовать. Наш внутренний голос начинает убеждать нас в том, что все не так уж и плохо, а кто знает, будет ли хорошо, если мы начнем менять свою жизнь. Существуют внутренние границы, в пределах которых мы чувствуем себя в безопасности только потому, что там нам все знакомо и привычно. Именно эти внутренние рамки заставляют нас держаться за отношения, которые себя изжили, за работу, которая не приносит нам удовлетворения и даже за привычный образ мыслей. Эти внутренние рамки и образуют нашу зону комфорта .

Зона комфорта – область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта и безопасности. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения, к чему привык, то и комфортно. Устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо.

​​​​​​​Проще говоря, это состояние, в котором вы себя чувствуете «в своей тарелке». Казалось бы, что плохого в комфорте и безопасности? Ничего, за исключением того, что они сильно затрудняют развитие и освоение нового.

Любое научение и обучение связано с выходом за границы зоны комфорта.

За пределами зоны комфорта находится зона риска. Разумный выход за пределы зоны комфорта в зону риска – необходимое условие развития личности.

Как правило, чем моложе человек, тем проще и охотнее он расширяет зону комфорта. Когда здоровый человек надолго задерживается в зоне комфорта и не предпринимает никаких усилий, чтобы выходить из этой зоны и расширять ее границы, то его развитие прекращается, переходя в деградацию личности.

​​​​​​​Такая формулировка очень ясно дает нам почувствовать неизбежность преодоления границ, если нас интересует собственное развитие.

Для начала следует разобраться с тем, как именно мы можем понять, что застряли в зоне комфорта. Понять это можно по своей реакции на любую новую ситуацию, с которой мы столкнулись или даже просто подумали о ней. Первой реакцией, скорее всего, будет страх. Хотим подчеркнуть, что реакция на новое может быть абсолютно разной (ажиотаж, любопытство, интерес, беспокойство), но именно страх является деструктивным чувством и показателем того, что выходить из зоны комфорта не хочется. Далее, исходя из этого страха, застрявший в зоне комфорта может выбрать несколько вариантов поведения: «убежать и спрятаться», игнорировать, протестовать, сопротивляться и стараться не допустить перемен, тогда как путь, ведущий к расширению зоны комфорта, подразумевает принятие и адаптацию.

Осознание

Самым важным условием выхода из зоны комфорта можно считать осознание того, что мы в ней зависли. Не признаваясь себе, что мы зависли в зоне комфорта, мы не можем сдвинуться с мертвой точки. Очень важно принять для себя мысль, что мы здесь застряли и что нам необходимо вырваться за пределы сложившейся ситуации, определив область зоны комфорта. Это наша работа, наш бизнес, устоявшиеся, но не устраивающие нас отношения, город, квартира, где мы живем – все это может быть нашей зоной комфорта, которые нас уже никак не устраивают, но мы боимся перемен и ничего не предпринимаем для того, чтобы изменить свою жизнь.

Медведь в тесной клетке

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать 4 шага в одну сторону, повернуться и сделать 4 шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе». Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные 4 шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый… А потом повернулся и снова сделал 4 шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: 4 шага туда и 4 шага обратно.

Вот почему так важен этап осознания того, что границы существуют.

Осознав то, что мы застряли в зоне комфорта, необходимо действовать.

Программу действий по выходу из зоны комфорта в мы условно поделили на пять шагов и обозначили их аббревиатурой ЗОРРО.

ЗОРРО


1. Задача . Первым шагом для преодоления внутренних границ будет постановка Задачи. То есть мы будем определяться, к чему мы хотим прийти, какого результата хотим достичь.

Предположим, мы поняли, что нам некомфортно или страшно знакомиться с новыми людьми. Соответственно, нашей задачей будет знакомиться как можно больше и чаще, с тем, чтобы сделать этот процесс привычным, а значит, и комфортным.

2. ОЗР . Следующий этап - формулирование Объема запланированного результата. Объем запланированного результата (ОЗР) - конкретика, сколько и чего к определенному сроку я планирую получить по итогам работы над упражнениями Дистанции или других обязательств в работе над собой. Как правило, это цифры, факты или экспертная оценка. Формулирование ОЗР способствует более четкому и результативному выполнению работы (в том числе и работы над собой), дают критерии выполнения упражнения и ответ на вопрос: "Как я узнаю, что упражнение выполнено?". (ОЗР) и прописывание конкретных шагов по его достижению.

Как мы узнаем, что расширили зону комфорта? Понятно, что критерием будет спокойствие при завязывании знакомств, но это состояние не поддается «взвешиванию». Поэтому ОЗР мы определим в нашем случае, как конкретное число знакомств за месяц работы по выходу из зоны комфорта. И наметим, какое конкретное количество человек, мы предполагаем включить в план на каждый день. Стоит заметить, что необходимо постепенно увеличивать их количество в разумных пределах. Приведет ли запланированное количество знакомств к комфортному состоянию? Даже если не совсем, то в любом случае, прогресс будет налицо.

Основная хитрость в данном случае в том, что переключая фокус внимания с состояния на конкретную работу по выходу из зоны комфорта, мы наработаем нужное состояние. Состояние комфорта не придет само по себе, оно требует конкретной работы. Ей и займемся.

3. Работа . Работа включает в себя планомерное прохождение намеченных шагов. Мы запланировали определенные действия на каждый день, и теперь наша задача, выполнять их. Оптимальным будет писать ежедневные отчеты о проделанной работе, анализируя результаты и прогресс.

4. Работа . Повторение пункта это не просто оправдывание двойного РР в аббревиатуре.

Нам хотелось подчеркнуть два аспекта.

  • Во-первых, то, что Работа это основное, что требуется для расширения зоны комфорта и соответственно основную часть времени мы уделяем именно ей.
  • Во-вторых, то, что эта Работа должна вестись последовательно и наращивание объемов должно быть постепенным. И это очень важно.

Проблема с выходом из зоны комфорта заключается в том, что люди часто пытаются сразу перепрыгнуть на тот уровень, которого они хотят достичь. У некоторых людей это может сработать, но для большинства такая попытка лишь заставит их остаться в своей зоне комфорта даже просто из-за беспокойства, возникшего в результате попытки «откусить больше, чем смогут прожевать». Именно постепенное освоение и наращивание сможет привести к адаптации новой зоны. И нужно понимать, что прохождение этапов займет определенное время. Невозможно моментально освоиться в новой расширенной зоне. Мы помним, что закрепление новой привычки занимает 21 день. Фактически, освоение новой привычки - это тоже расширение зоны комфорта.

Если мы не убедимся, что чувствуем себя комфортно при все более возрастающем объеме, то у нас возникает высокий риск уничтожить результаты всей нашей работы. Поэтому каждый этап и каждый шаг на этом этапе должен стать комфортным.

5. Освоение . И наконец, пятый шаг – полное Освоение на новой территории. Достижение ОЗР. Это уже фактически наша новая зона комфорта.

Упражнения

"Мой страх перед чем-то обычно означает, что я должна это сделать" - Мадонна.


Помимо того, чтобы расширять зону комфорта в конкретной области, в которой мы осознали необходимость этого, мы считаем очень важным выработать у себя привычку выходить из зоны комфорта в любой ситуации. Для этого необходимо научиться снимать страх при встрече с новым. Предлагаем «тренажеры» для выработки такой привычки.

  1. Измените привычные мелочи. Можно попробовать поехать на работу другой дорогой, изменить привычный распорядок дня или зайти не в тот магазин, который по пути, а в тот, что другой улице, купить непривычные продукты питания.
  2. Познакомьтесь с кем-нибудь. Это очень хороший способ выйти из зоны комфорта. Не имеет значения, где и как, главное, чтобы человек был для вас новым.
  3. Найдите курсы или тренинги, клубы, которые вас интересовали, но вы по какой-то причине (а мы уже знаем, по какой) отказывались от идеи пойти туда.
  4. Научитесь тому, что когда-то хотели уметь. Играть на балалайке, делать роллы, вышивать крестиком – все это отличные тренажеры для расширения зоны комфорта.
  5. Прочитайте книгу, посмотрите фильм или послушайте музыку в непривычном для вас жанре. Любите рок, послушайте джаз. Любите мелодрамы, посмотрите триллер. Любите прозу, почитайте стихи.
  6. Отправляйтесь в незапланированную поездку. Ничего не планируйте, решайте все на ходу. Сможете получить массу впечатлений и точно расширить зону комфорта.
  7. Сходите в новое непривычное место. В незнакомый ресторан и лучше незнакомой до сих пор кухни.
  8. Оденьтесь непривычно. Если вы девушка, непривыкшая носить платья, купите и носите. Непривычные цвета, фасоны и новые марки – все это тоже в нашу копилку тренажеров. Если ты парень, который ходил только в футболках и джинсах, оденься в классику (красивые туфли, дорогие брюки, стильный светлый пиджак с ярким галстуком или шарфом). Ну, одень хотя бы рубашку вместо футболки - для начала и это хорошо.
  9. Переставьте мебель. Взгляните на свою комнату свежим взглядом и попробуйте устроить хотя бы небольшую перестановку.
  10. Сядьте в автобус с незнакомым номером маршрута.
  11. Составьте свой список ситуаций-тренажеров.

В заключение - прекрасная метафора от Геннадия Павленко, вполне иллюстрирующая наше поведение, когда мы цепляемся за свою зону комфорта или, как в данном случае, за привычное мировосприятие.

«Представьте, что вы в танке. Едете вперед по жизни, наблюдая все происходящее в узкую смотровую щель. Сам факт того, что вы танкист, уже говорит о том, что жизнь для вас - война. При этом в щель ведь видно, что вокруг ходят люди. Просто ходят. Не воюют. Влюбляются, ссорятся, работают, ленятся, отдыхают, читают... Как из танка эти люди выглядят? Как глупцы, верно? А если снайпер с крыши? Или пехота в атаку? Что они сделают в своих рубашечках цветами разрисованными?! Поэтому лучше уж в танке. Да, жарко. Да, трясет. Да, тесновато, но зато никакой снайпер не достанет! А то, что их нет, так это лишь вопрос времени. А время, кстати, проходит, и танкист заканчивает свой жизненный путь, так и не успев его начать. Правда? некоторые, под конец жизни, когда уже нечего терять, из люка все же набираются храбрости выглянуть, но так как времени все равно нет, ныряют обратно в свой танк. Там привычнее...

А ведь сколько всего там, за надежной броней! Да, непривычно. Да, страшно. Да, все внутри кричит - нельзя! Но надо. Зачем надо? Почему надо? Затем, что... ну, как-то жалко такую классную жизнь в танке проводить. Почему надо? Потому что там, за броней - ИНТЕРЕСНО!»

«Воображение важнее знания»
Альберт Эйнштейн

Так же, как все мы, Эйнштейн вырос в трехмерном мире. Но к счастью, он не был скован ограничениями этого мира. Эйнштейн использовал свое воображение, чтобы выйти за рамки своего опыта в ту Вселенную, где царствует множество измерений. Человеку трудно это представить, но, тем не менее, физики пришли к выводу, что такая концепция точнее отражает реальную структуру Вселенной. Осознать этот факт можно, только если выйти за рамки привычных представлений.

Следующим шагом на пути к эйнштейновскому типу мышления должно стать умение выходить за рамки правил, ограничивающих наш образ мыслей. То, что мы знаем, гораздо сильнее препятствует нашему прогрессу, чем то, чего мы не знаем. Очистить наш разум от предвзятости так же трудно, как выкачать весь воздух из комнаты. Разум, как природа, не терпит пустоты. Что-то должно заменить устаревшие правила.

80
Грэйс Мюррэй, изобретательница компьютерного компилятора, установила в своем кабинете часы, которые шли в обратную сторону. Они напоминали ей и ее гостям, что прецедент не является причиной для сохранения статус-кво. Такие часы оказались прекрасной идеей. Наши пристрастия способны незаметно подавить даже сознательные попытки нарушить правила и вернуть нас к прежнему образу мысли. Для того чтобы выбраться из «колеи» правил и больше в нее не попадать, нам нужна помощь.

Стимулирующие идеи

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к заключению, что дар фантазии значил для больше, чем мой талант к впитыванию
позитивных знаний».
Альберт Эйнштейн

Так же как вы не в силах вытащить себя из глубокой физической колеи без помощи какой нибудь опоры, вы не сумеете вытащить себя из «колеи» правил без помощи какой-нибудь идеи со стороны. Выйти за рамки правил нам помогут семена идей, которые мы будем называть стимулирующими. Стимулирующие идеи указывают нам цели, которые располагаются далеко в стороне от изживших себя решений стоящих перед вами задач. Обдумывание ситуации с точки зрения стимулирующей идеи позволяет увидеть перспективу возможных решений в совершенно другом ракурсе.

Хорошая стимулирующая идея имеет мало общего с задачей, которую вы хотите решить. Она кажется нелепой. Если желаете избавить мир от голода, то очень хорошей стимулирующей идеей может стать обыкновенный гвоздь. Внешне он не имеет ничего общего с голодом. Если между стимулирующей идеей и задачей просматривается

81
явная связь, это значит, что такая идея сама находится в «колее» правил и не может вытянуть вас из нее. Но идея, располагающаяся за границами зоны действия существующих правил, может стать катализатором множества новых ракурсов рассмотрения проблемы, вроде «Каким образом удалось увеличить производство и сбыт гвоздей в сто раз?», «Что может заменить гвозди?» или «Могут ли люди питаться гвоздями?» Объединив идею борьбы с голодом с идеей гвоздей, вы сможете спокойно приступить к обдумыванию возможности питаться насекомыми или генетического снижения скорости обмена веществ. Но без стимулирующей идеи, которая не позволяет дверям вашего разума захлопнуться, вы непременно скатитесь назад, к старому и привычному образу мыслей.

Использование стимулирующих идей может показаться несерьезным. Но тяга к абсурду заложена в нас природой. Если вы попытаетесь следовать логике, ваше мышление быстро вернется в «колею» старых правил. Эйнштейн сумел совершить переворот в физике, представив, как он путешествует верхом на луче света и наблюдает, что творится вокруг, - причудливая мысль, нечего сказать. ,Не менее фантастические мысли понадобятся и вам.

Взрослому человеку трудно воспринимать нелепые идеи всерьез. Кажется, глупо пытаться избавить мир от голода, думая о гвоздях. Поэтому вам, возможно, понадобится помощь в выборе полезной стимулирующей идеи. В противном случае, вы выберете идею, которая как-то связана с поставленной задачей и потому бесполезна. Стимулирующие идеи следует выбирать наугад, Легче всего работать с бредовой идеей, которая навязана вам со стороны, поэтому в следующей главе вам будет предложен целый набор стимулирующих идей и возможность выбрать любую с помощью игральных костей. Не пытайтесь отсеивать их, пока не найдете наиболее приемлемую. Вы должны ощущать неудобство. Разрушение шаблонов противо-

82
речит интуиции. Чем нелепее, тем лучше. Если стимулирующая идея кажется вам разумной, значит, она слишком близка к вашему старому образу мыслей.

«Главное вызвать в себе детскую жажду признания и направить активность пробудившегося в вас ребенка в области, имеющие первоочередное значение для общества».
Альберт Эйнштейн

Сама по себе стимулирующая идея не приведет вас к решению. Это всего лишь отправная точка создания полезных идей. Это просто странная, но отнюдь не лучшая мысль. И все же советую рассмотреть ее по ходу исследования задачи и выяснить, способна ли она вызвать у вас интерес или привести к озарению. Стимулирующие идеи высвобождают ваш природный блестящий талант поиска решений. Это я называю синтезом идеи.

Процесс синтеза идей напоминает вопросы, которые Эйнштейн задавал себе, представляя, что мчится, оседлав луч света.. Исчезнет ли его отражение, если он, двигаясь верхом на луче света, посмотрит в зеркало? Это был глупый вопрос, основанный на абсурдной предпосылке, но он привел к блестящему решению.

Синтез идей перерабатывает мысль в идеи, которые могут оказаться решениями. Благодаря тому, что стимулирующая идея находится вне вашей «колеи», выращенные из нее концепции тоже, скорее всего, окажутся за пределами этой «колеи». В процессе синтеза идеи очищаются, расширяются и трансформируются в ключевые поло-

83
жения нестандартных решений. Непременное условие успешного синтеза - это тщательно продуманная формулировка задачи, которая не даст вам сбиться с курса на получение подходящего ответа. После того как вы выбрались из «колеи», формулировка задачи укажет вам направление поиска верного решения.

Для синтеза хорошей идеи из абсурдных предположении лично я использую шесть способов. Это не единственные технологии работы с новыми концепциями, но вы можете выбрать- любую из них с помощью игральной кости. Если у вас есть другие эффективные методики, используйте их.

Применяя методики синтеза идей, можно выработать ряд полезных привычек. Привычки - это та же «колея» правил, но преимущество правил в том, что их легче ис- -пользовать. Вы можете использовать привычку к синтезу идей для доводки любых новых мыслей, помогая себе увидеть новые возможности ваших идей. А теперь перейдем к рассмотрению моих приемов синтеза идей.

«Самым возбуждающим восклицанием, которое можно услышать в науке, восклицанием, возвещающим о новых открытиях, является не «Эврика», а «Забавно...».
Айзек Азимов

Если вы хотите серьезно подойти к решению трудной задачи, используйте юмор. Любая попытка рассмотреть задачу под совершенно новым углом требует хорошо развитого чувства юмора.

Мозг - это механизм, который является умственным эквивалентом иммунной системы, - он отторгает инородные идеи. Юмор подавляет вашу умственную иммунную

84
систему. Если вы отнесетесь к новой идее с юмором, то сможете глубже проанализировать ее, потому что не отвергнете ее с ходу. Ваш разум.сможет свободно устанавливать другие абсурдные связи со стимулирующе й идеей, вырабатывая больше концепций, необходимых для поиска решений.
Для разрушения шаблонов глубокие идеи не нужны. Нужны идеи, отличные от существующих. Превратите новые идеи в развлечение, чтобы не позволить вашей иммунной системе и системам других людей отвергать их, не рассматривая. Чтобы серьезно проанализировать идею, к ней нужно отнестись, как к шутке. В этом предложении можно усмотреть противоречие, но противоречивость является основой оригинального мышления.

Чтобы создать настроение, подходящее, для работы со стимулирующей идеей, превратите ее в шутку. Попробуйте мысленно нарисовать самую нелепую картину, связывающую вашу задачу с этой идеей. Если вам удалось посмеяться над подобным сочетанием, по меньшей мере, два раза, значит, вы, скорее всего, выбрались из «колеи» и готовы к анализу. Запишите свои мысли и используйте процесс синтеза идей применительно к вашей стимулирующей идее.

86
УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ КАК ЭЙНШТЕЙН
Представьте задачу, которую вы пытаетесь решить, в виде картины, а еще лучше трех картин. Задачи лучше всего рассматривать под несколькими углами. Эти картины можно держать в голове, нарисовать на бумаге или построить из кубиков. Но в любом случае они должны обеспечивать яркое восприятие образов.

Первым делом нарисуйте картину проблемы с ее собственной точки зрения. Представьте, на что она может быть похожа. Какова она на ощупь и на вкус? Что с ней произойдет дальше? Если ваша проблема возникла в результате борьбы двух отделов за право разработки новой технологии, представьте этот спор с точки зрения самой технологии. Вам необходимо воплотиться на практике. Кто сделает это лучше? Что вы дадите в утешение проигравшему?

Затем рассмотрите задачу с точки зрения стимулирующей идеи. Вообразите ее отношение к задаче, даже если для этого вам придется поставить себя на место какого-нибудь камня или глагола. Это даст вам поистине уникальный ракурс. Представьте, что вашей стимулирующей идеей является Жанна д"Арк, присутствующая при споре отделов за право разработки новой технологии. Она знает, что работа должна быть выполнена. Она сделает для этого все. Даже если здравый смысл подсказывает ей, что это не ее забота, она все равно обеспечит успех своей команды. Вы можете сделать то же самое.

И, наконец, рассмотрите основную и стимулирующую задачи с точки зрения ребенка. Детей отличает ясность ума при почти полном отсутствии предвзятости как результата взрослого опыта. Подумайте, какие связи между стимулирующей идеей и основной задачей мог бы заметить ребенок. Как ребенок описал бы их? Как он их нарисовал бы? В данной ситуации весьма полезно обратиться к реальному ребенку.

В нашем случае со спором, кому разрабатывать технологию, ребенок может сказать, что всем хорошим нужно

87
делиться. Даже Жанна д"Арк поделилась бы. Возможно, что новая, составленная из представителей обоих отделов команда лучше всего сумеет позаботиться о том, чтобы технология оказалась максимально выгодной для всех аспектов вашего бизнеса.

После создания каждой картины уделите время поиску новых решений. Они могут оказаться частью вашей мысленной картины. Чем бы вы могли дополнить картину чтобы решить задачу? На что будет похоже это решение? Откуда оно появится?

«Что может быть предметом наблюдения,
решает теория».
Альберт Эйнштейн

У каждой стимулирующей идеи есть характерные черты, которые могут привести вас к десяткам новых идей.

88
Если вашей стимулирующей идеей был гвоздь, используйте характеристики гвоздя для решения задачи.

Разложите вашу стимулирующую идею на составляющие. Из каких частей состоит гвоздь? Каковы характеристики каждой из них? Каким образом связаны эти части? Являются ли функции разных частей различными или похожими?

Подумайте, как можно видоизменить стимулирующую идею. Чем отличается один гвоздь от другого? Сфокусируйтесь на тех характеристиках вашей идеи, которые выставляют приоритетную задачу в новом свете.

Кандидо Джакузи заметил, что водяные насосы, использовавшиеся для гидротерапевтического лечения его сына, были похожи на насосы меньших размеров, выпускавшиеся его фирмой для промышленных нужд. Внеся несколько незначительных изменений в конструкцию, Джакузи спроектировал насос, который позволил оборудовать гидромас-

89
сажные устройства в обычной квартире. Вскоре он понял, что успокаивающие струи воды можно использовать не только для лечения, и ванны с гидромассажем перешли в разряд стандартных бытовых удобств.

Применения

«Люди видят только то, что они готовы увидеть».
Ралф Уолдо Эмерсон

Попробуйте использовать стимулирующую идею в качестве решения. Не обращайте внимания на то, что она не имеет ничего общего с поставленной задачей. Сделайте эту идею частью ответа, даже если придется применить силу.

Такой стиль мышления используется повсеместно в условиях ограниченного количества вариантов. У кочевых племен, странствовавших по Великим равнинам Америки, универсальным решением всех -проблем был бизон. Кроме этих животных, природных ресурсов почти не было. Независимо от рода проблемы, ответ был всегда один - бизон. Как нам перевозить воду? Сделать мешки из бизоньих желудков. Что нам есть? Бизонье мясо. Во что нам одеться? В бизоньи шкуры. На чем нам готовить еду? Жечь сухие бизоньи лепешки. Бизону находили тысячи оригинальных применений, потому что другого выбора не было.

90
Ограничивая число вариантов, вы вынуждаете себя заняться творчеством за границами вашей привычной «колеи». Сами вы никогда не додумались бы предложить стимулирующую идею в качестве решения. Поэтому вы получаете возможность разработать новые, уникальные подходы к решению задачи. Они воплотятся в новые идеи и перспективы, которые могут вырасти в решение. Возможно, вы даже обнаружите, что стимулирующая идея содержит в себе действительно эффективное решение.

Уильям Коулмэн наткнулся на такое решение в одном захолустном городишке, куда его занесла судьба коммивояжера, которым он подрабатывал, чтобы заплатить за обучение в юридическом колледже. Стимулом явилась керосиновая лампа, которая горела ярче и работала дольше, чем любые другие типы ламп на рынке. Коулмэн сделал лампу своим решением. Он активно занялся продажей этих ламп и заработал достаточно денег, чтобы выкупить права на их производство. Вскоре его бизнес стал приносить неплохую прибыль. Когда в связи с электрификацией сельской местности рынок керосиновых ламп закрылся, Коулмэн продолжил развивать свой бизнес, применив технологию ламп для производства обогревателей. Во время второй мировой войны его карманные обогреватели марки «GI» получили всеобщее признание, а выдающийся американский журналист Эрни Пайл поставил их в списке полезных вещей сразу за армейскими «джипами». После войны рост благосостояния и центральное отопление снова «подрубили под корень» бизнес Коулмэна. Но его наследники не изменили блестящему решению, найденному их отцом, и еще больше приумножили свое состояние, переключившись на туристское снаряжение.

Для того чтобы «пришпорить» мысли об использовании стимулирующей идеи в качестве решения, задайте себе следующие вопросы:

■ При каких условиях она сможет решить мою задачу?

91
■ Как нужно изменить задачу, чтобы стимулирующая идея могла стать ее решением?
■ Как можно модифицировать стимулирующую идею, чтобы она могла стать эффективным решением?

Метафоры

«Без этой игры с фантазиями не родилась еще ни одна творческая работа. Сколько мы должны игре воображения, подсчитать невозможно».
Карл Юнг

Языковые приемы метафоры и сравнения мы используем для связи далеких друг от друга вещей и идей. Они приводят нас к еще одной концепции, соединяя ее с чем-то, что мы уже понимаем. Способность метафор соединять идеи можно использовать для выжимания из стимулирующих идей новых интересных соображений. С помощью метафор удается связать совершенно разнородные концепции. Эти связи можно использовать для создания новых моделей мышления, соединяя идеи в цепочку, пока не сформируется новая концепция. Например, карманные аудиоплейеры - это те же автомагнитолы, только для людей, путешествующих пешком.

Чтобы использовать вашу стимулирующую идею в качестве метафоры, свяжите ее с задачей. Что может связать стимул с задачей? Для этого могут потребоваться не-

92
сколько промежуточных звеньев, но таким способом вашу задачу можно связать практически с чем угодно. Если бы ваша задача состояла в том, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки, а вашей стимулирующей идеей являлась Жанна д"Арк, какую метафору вы могли бы придумать? Возможно, так же, как Жанне, вам придется поставить себя в непривычные и необычные условия. Или вам так же, как Жанне, понадобится простодушная и твердая решимость. Вы можете даже отправиться к самому влиятельному музыкальному авторитету на земле и заявить ему, что будущее музыки - это вы.

Выжмите как можно больше концепций из стимулирующей идеи, соединяя ее с третьими идеями. На что похожа стимулирующая идея? Скрепку для бумаг можно сравнить с металлическим кренделем, со скобкой для скрепления промежуточных решений, со смертельным оружием бюрократии. Используйте метафоры для расширения круга рассматриваемых идей, возникающих в результате привязывания стимулирующей идеи к чему угодно. В конце концов, любая вещь приводит вас к чему-нибудь другому, а это другое - к третьему, и так далее до бесконечности.

93
Комбинации

«Все, что вы можете вообразить, реально».
Пабло Пикассо

Бесчисленное множество.разных вещей в нашем мире, от гуся до гранита, состоит из относительно небольшого набора атомов, скомбинированных различными способами. Атомы отличаются друг от друга числом субатомных частиц, которых всего три. В результате все неистощимое разнообразие Вселенной - это, по сути, электроны, протоны и нейтроны, скомбинированные в различных пропорциях.

В мире постоянно происходит комбинирование разных концепций с целью создания великих идей. Первый самолет был тем же планером, только с мотором. Виндсерфер - это та же доска для серфинга, только с парусом. Жирафы - это те же коровы, только с длинными шеями. Кейт Глизон, создательница первого предприятия по производству сборных домиков, использовала технологию массового производства, с которой ознакомилась, работая поставщиком для автомобильных заводов Форда. Соединение идей в различных комбинациях может породить практически бесчисленное множество новых вещей.

Попробуйте скомбинировать вашу стимулирующую идею с другими концепциями. Начните с наилучших существующих решений вашей задачи. Как могла бы ваша

94
стимулирующая идея дополнить эти решения? Или попытайтесь соединить стимулирующую идею с антирешением, той концепцией, которая, на ваш взгляд, осложняет вашу задачу. Кислород и водород по отдельности взрывоопасны. Вместе они образуют безвредную воду. Никто не знает, как изменятся характеристики отдельных концепций, если их соединить.

Скомбинируйте вашу стимулирующую идею с одной из «концепций Криса» из вашего списка идей. Используйте ресурс идей для производства их дополнительного количества. Или скомбинируйте вашу стимулирующую идею с другой, выбранной наугад стимулирующей идеей. Уж в этом случае результат обязательно окажется вне вашей «колеи». Какие, к примеру идеи вы можете получить, соединив Жанну д"Арк со старой идеей плавающих автомобилей? Если ваша задача - получить повышение по службе, то в результате соединения этих двух идей вам в голову может прийти мысль, что и Жанна д"Арк, и плавающие автомобили имели успех в специфических, необычных обстоятельствах. Какие необычные обстоятельства могут способствовать росту вашего благосостояния и привести к продвижению по карьерной лестнице? Или если вы пытались склонить вашу драгоценную половину к участию вместе с вами в каком-то общественном мероприятии, то попробуйте вообразить вечеринку, на которой Жанна д"Арк, автомобиль-амфибия и она (он) смотрелись бы одинаково уместно. Затем уберите Жанну и автомобиль.

«Гениальный человек не делает ошибок. Его промахи совершены намеренно и играют роль дверей в мир открытий».
Джеймс Джойс

Упражнения, на разрушение шаблонов принесут успех, если вы измените привьгчный образ мыслей. Конечно, вам по-прежнему необходимо находить решения. Все эти идей окажутся полезными. Плохих идей не бывает, есть только «концепции Криса». Даже самая бесперспективная из созданных вами идей может принести пользу при решении сложной задачи, и использованием таких идей мы займемся в следующей главе.

Если вы нашли идею, которая кажется многообещающей, запишите ее как ключ к решению. Из этих идей вы сможете выращивать жизнеспособные решения. Такие ключи необязательно открывают путь к осуществимым решениям, но они вам нравятся, и в них скрыт значительный потенциал. Чем необычнее идея, тем лучше.

Ключи к решениям

Убедить людей из богатых стран переехать в бедные страны к взаимной выгоде- Убрать стоящие перед населением бедных регионов барьеры на пути к улучшению их положения.

Таблица 5. Таблица идей

Владимир Герасичев,
Основатель Business Relations

Вы, можно сказать, специалист по выходу за рамки. Ведь тренинги — они преимущественно про это, да?

Выход за рамки сам по себе не является какой-то понятной и достойной целью. Это способ. Одна девушка сказала мне: «Хочу переплыть Босфор, потому что не умею плавать и хочу научиться». Я пытался осторожно планку понизить — может, какую-то более простую цель для начала поставить? Нет, говорит, переплыву Босфор. Это было в апреле. В июне или июле следующего года состоялся традиционный ежегодный заплыв, и она сделала то, что обещала мне и себе. Столь мощный выход за рамки в данном случае тоже не самоцель. У девушки было желание доказать, что она может преодолевать себя, что она на что-то способна: «Я уже несколько лет не работаю, сижу дома, всем рулит муж, я хочу ему доказать». Это было для нее не про Босфор и плавание, а про новую себя.

Насколько в действительности люди готовы к изменениям? В какой степени они идут к ним сами, насколько приходится их подталкивать?

Как правило, не готовы. У них есть иллюзия, что они могут вести себя как обычно, а тренинг что-то волшебным образом в их жизни изменит. И первое, что мы им говорим: если ты хочешь изменений, то ты должен осознать свои привычки. Еще лучше (и это следующий шаг), когда начинают вырабатываться новые привычки. Изменение привычек не может проходить комфортно. Необходим commitment, то есть обязательство — прежде всего перед самим собой. Мы первым делом пытаемся это донести. И на тренингах порой день уходит только на то, чтобы люди действительно стали слушать, точнее слышать, что мы говорим. Ведь у нас, можно сказать, образование для взрослых, а взрослые старательно слушают, но позволяют себе воспринимать только то, что уже соответствует их взглядам. Если не соответствует, значит, «надо найти другого, нормального, тренера». Разрушить этот барьер тяжело.

Нужно сделать так, чтобы не привычки управляли тобой,
а наоборот

Как определить, какая именно привычка мешает вам жить? Есть ведь совсем неочевидные случаи.

Во-первых, привычки делятся на внешние и внутренние. Внутренние — это то, что основано на личном убеждении, на личном опыте. Когда мозг нам уверенно говорит: надо делать вот так. С ними тяжелей всего. Люди всегда упираются, когда мы пытаемся коснуться этих внутренних привычек. Кто-то агрессивно, кто-то молча, но сопротивляются все. А то же курение или, например, увлеченность соцсетями — это внешние привычки. С ними проще, потому что людям легче взглянуть на них со стороны и анализировать. В терминах «правильная привычка» или «вредная привычка» мы не работаем. То, что ты имеешь сейчас, чего ты добился, — это полностью результат твоих привычек. И чтобы что-то изменить, нужно сделать так, чтобы не привычки управляли тобой, а наоборот. Если привычки работают на достижение цели, используй их. Не работают — не используй.

На Олимпиаде в Пекине во время заплыва на 200 метров очки для плавания Майкла Фелпса наполнились водой, и он плыл вслепую, зная, сколько и каких движений надо сделать до противоположного бортика. Он побил мировой рекорд и стал олимпийским чемпионом. Вот что такое сила привычки, когда ее правильно используют.

Как понять, что из привычек отбрасывать? Бывает ведь, что и считающиеся дурными привычки помогают.

На последнем тренинге была женщина, которая спросила меня: «А вот человек, который опоздал на «Титаник», он достиг своей цели? Хорошо это или плохо?» Ну да, прокрастинация может теоретически привести к тому, что жизнь ваша будет спасена. Значит ли это, что идти к целям и работать над привычками не стоит?

У этой женщины, как впоследствии выяснилось, была одна закоренелая внутренняя привычка: она постоянно откладывала принятие решений. Это было определено ее детским опытом, очень болезненным. Мы не психоаналитики, но и такие вещи на тренингах порой всплывают. История про «Титаник» полностью продиктована ее страхом решительных действий.

Все отговорки про сложные условия, про относительность хорошего и плохого — это все уловки, которые мозг старается использовать в борьбе за внутренние привычки. Часть того естественного сопротивления, о котором я говорил. Нужно понять, что пора меняться, и определиться с целями. Тогда и с привычками все станет ясно.

Хорошо. Итак, главное — цель. Вы помогаете с целеполаганием? Или все это должно созреть у человека в голове?

Мы не можем кому-то сказать, какие цели у него должны быть. Мы можем помочь ему понять, почему он не ставит себе цели, как в случае с этой женщиной. Взгляните в окно: там дорогие машины, красивые люди, интересные события, далекие страны. Множество достойных целей. Надо понять, в какую игру вы играете, в каком контексте живете. И почему этот контекст не дает вам идти за целями. Тогда сила будет на вашей стороне. Вы будете понимать истоки своих действий. Это инструмент. Как этим инструментом пользоваться — дело самого человека.

Переплыть Босфор или пробежать 250 километров по Сахаре, как сделал еще один парень с тренинга, мне бы никогда в голову не пришло такое советовать. А для людей это стало важным. Стало тем самым выходом за рамки, который позволяет превратиться в нового человека.

Бывает и так: человек считает что-то своей целью, но никак не может заставить себя к ней двигаться. Понимание своей мотивации, контекста, расстановка приоритетов позволяют ему понять, что в действительности цель эта ему не важна. И тогда он перестает страдать из-за того, что она не приближается. Это расчищает путь для других, на самом деле более важных для него, целей.

А как начать осознавать, что что-то не так? И, если нет возможности посещать тренинги, как понять, что именно не так? В путешествие поехать, еще что-то?

Суть тренинга в том, что он оказывается безопасным способом смоделировать твою жизнь. Мы создаем нужную среду. Можно годами путешествовать, но не попасть в такую среду. Начать можно с составления списка привычек. Так вы вообще задумаетесь над собой. Из них можно выделить те, которые явно пользы не приносят. Это будут, скорее всего, классические внешние привычки вроде курения или ночного просмотра телевизора. И попробуйте отказаться для начала от одной из них. Любой. Дайте себе обязательство: прожить без нее месяц. Не смотрите телевизор на ночь. Не курите. Никто от этого еще не умирал. Пейте алкоголь не чаще раза в неделю. Выходите из дома заранее, чтобы не опаздывать. Что угодно. Но продержитесь так месяц. По прошествии этого времени, а можно и одновременно, если чувствуете силы, добавьте одну нужную вам привычку. Смотреть один фильм на английском в неделю, заниматься спортом два раза в неделю, ложиться спать в одно и то же время и так далее. Это будет стартом к осознанию и изменению себя.

С внутренними привычками все сложнее. Там необходимо посмотреть на себя со стороны. Мы добиваемся того, чтобы человек пусть не принял, но хотя бы рассмотрел альтернативную точку зрения. По тому, насколько сильное сопротивление это часто вызывает, я могу сказать, что в одиночку справиться здесь очень трудно. Если не тренинг, то квалифицированный взгляд со стороны и готовность человека этот взгляд рассмотреть — необходимые вещи.

Изменение — это потрясение. Как понять, какой уровень стресса допустим? Не бывает ли так, что стресс от изменений сводит на нет всю пользу от них?

Конечно, во всем важен баланс. Изменения всегда сопровождаются дискомфортом, но он не должен переходить в стресс (под которым я подразумеваю очень сильный уровень психологического или физического давления). В стрессе вы Босфор не переплывете. Тело и психика должны быть подготовлены так, чтобы до стресса дело не доводить. Одна из важнейших вещей здесь — настрой. Без положительного настроя изменения действительно станут мучениями. А настрой, в свою очередь, зависит от того, правильное ли вообще направление выбрано. У нас весь офис бегает. Одна девушка тоже занялась бегом, дошла аж до полумарафона, но признала: не мое. Теперь другим спортом занимается, где не испытывает стресса. И я сам тоже не бегаю, я велосипед больше люблю. У нас есть две основные эмоции: радость и страх. В изменениях должно быть больше первого, чем второго.

Вы часто упоминаете бег. Это какой-то специальный волшебный способ, которым все пользуются?

Нет. Но я наблюдаю рождение какого-то культа личных достижений в противоположность культу общественных достижений, существовавшему в нашей стране прежде. Бег — сравнительно удобный, доступный и показательный способ продемонстрировать личные достижения себе и окружающим. В этом смысле он полезен для выхода за рамки, хотя, как я уже говорил, полезен далеко не всем, и я никогда не рекомендую его как какое-то специальное упражнение. Бег точно не стоит использовать как средство самоутверждения. Постановка цели «я должен пробежать марафон» — это выход за рамки ради выхода за рамки. Нет никаких универсальных рецептов, позволяющих стать гармоничной личностью. И бегом стоит заниматься, только если он приносит радость, если качество твоей жизни повышается.

Советуете ли вы людям, которые хотят изменений в бизнесе, изменить для этого что-то в частной жизни?

Привычки, которые люди проявляют в бизнесе, связаны с привычками в частной жизни. Я недавно летел из Екатеринбурга, и рядом со мной уселся пассажир, который громко говорил по телефону, убеждая одного своего сотрудника не хамить другому сотруднику. При этом половина слов, которые он использовал, были матерными. А до этого он успел поскандалить с другими пассажирами, заняв не свое место. Здесь можно выделить целый ворох неприятных внешних привычек, но я бы сосредоточился на одной внутренней: его действия постоянно противоречат словам. Думаю, если устранить это противоречие, лучше стало бы и ему лично, и всем сотрудникам, и его бедной жене, и бизнесу.

Но я не рискую смешивать советы про бизнес и про частную жизнь. Я вообще не люблю «советы про жизнь». На корпоративных тренингах меня спрашивают, увольняться или не увольняться, на открытых — разводиться или не разводиться. Моя задача не сказать, надо ли бежать марафон или разводиться. Я помогаю людям создать условия, в которых они сами смогут принять решения, сделать то, чего не сделали бы без тренинга. Сделать что-то, чего не делал никогда раньше, — это прекрасно, и это в силах каждого.

Вчера моя дочь, которая учится во втором классе, попросила меня помочь ей решить задачу по математике. Эта задача натолкнула меня на размышления. Предлагаю вам тоже попробовать ее решить 🙂

Как ломаную линию, состоящую из 4 отрезков, не отрывая карандаш от бумаги, провести через 9 точек, которые размещены так, как показано на рисунке:


Когда решение было найдено, у меня появилась еще одна проблема. Как подтолкнуть ребенка к самостоятельному решению этой задачи. Проще всего сказать – задача решается так, но это не выход.

Я вспомнила, что год назад, когда она училась в первом классе, у нас была похожая ситуация с задачей про корову.

На рисунке изображена корова, которую составили из спичек. Как переставить 2 спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону?

Эту задачу я предложила решить всем своим коллегам, но никто не смог найти решения, хотя очень долго пытался. Больше всего людей, наверное, задевало то, что это задача для первого класса. А они все с высшим образованием, кто с математическим, кто с филологическим, но… не получилось. Я тогда долго думала, почему же так происходит? Возможно, потому что многие из нас привыкли мыслить несколько стандартно? Тогда я пошла к дизайнерам – очень и очень творческим натурам, которые мыслят совсем нестандартно. Но они хоть и имели сильнейшее желание найти решение этой задачи, но так и не смогли.

Для решения такого рода задач нужно выйти за рамки привычного. Самое интересное, что когда ты уже знаешь, что все не банально и нужно немного перевернуть свое сознание, тогда решение задачи найти проще, чем в первый момент. И это мне напомнило тест Карла Данкера про свечку и коробку с кнопками, который очень любят давать на различных тренингах.

Все задачи такого рода преследуют одну цель: дать понять, что иногда, чтобы найти решение, нужно выйти за рамки привычного мышления.

P.S. Я намеренно не даю ответы сразу, а вдруг вам захочется поломать голову 🙂 И тем не менее для самых нетерпеливых решения задач можно посмотреть здесь:

Выйти за рамки



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта