Главная » Несъедобные грибы » Образование славян. Презентация на тему "образование славянских государств"

Образование славян. Презентация на тему "образование славянских государств"

Киевская Русь

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную , племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную .

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере возникла Киевская Русь . О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет" , в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь. По мнению, Нестора, само слово "русь" имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым , который связывает термин "Русь" с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев .

Карта 8. Киевская Русь в IX веке.

Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов . До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен . Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси . В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь ». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.
До нашего времени дошло мало свидетельств о жизни восточных славян в дохристианский период. Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливались предметы быта, изображения богов и богинь, жилые и хозяйственные постройки, было дерево – очень податливый и удобный для обработки, прочный, но в то же время легко уничтожаемый огнем и сыростью материал. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х годов XX века был известен всего один целый памятник древнерусской каменной скульптуры - Збручский идол. Памятник Х века, он был найден в 1848 году в реке Збруч (приток Днестра) у села Гусятин. После принятия христианства он, подобно идолу Перуна в Киеве, был, вероятно, сброшен в воду. Идол с реки Збруч представляет собой высокий (2,67 м) четырехгранный столб с тремя ярусами рельефов. В нижнем ярусе изображены подземные божества, которые держат на себе землю и людей (средний ярус), в верхнем – боги с их главными атрибутами – мечом и конем. Такое разделение изображений символизирует представление славян о строении вселенной. В верхней части идола одной княжеской шапкой увенчаны четыре бога, изображенных в рост. На главной лицевой стороне – богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Збручский идол хранится сейчас в Краковском музее; копия в натуральную величину - в Историческом музее в Москве.

О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году. Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных.

Рис. 84. Киевское капище. VIII – X вв.

В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.

Рис.85. Перынское капище. IX – X вв.

Кроме этих капищ, в разное время были обнаружены святилища в Северной Буковине (Ржавинское капище, VIII – X вв.), в урочище Гнилой Кут в Подолии (Гнилокутское капище, V – VII вв.), в Смоленской области (Красногорское святилище, VIII – X вв.), близ Житомира (Шумское святилище, VIII – IX вв.). В святилищах и близ них находят кострища, обожженные кости домашних животных и птиц, черепки сосудов, наконечники стрел, оружие. В единичных случаях археологи обнаруживают и обгоревшие фрагменты человеческих черепов. Таково, например, капище Головно (Волынская обл., Украина).

Археологическое исследование содержимого капищ и располагающихся около них древних поселений показывает, что дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, вышивку, владела тонким искусством эмалей. Древнерусские мастера делали искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны, осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир

Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры.

Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. Несмотря на запрет изображать на стенах храмов что-либо, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Ярким примером такого искусства является церковь Покрова на Нерли , построенная близ г. Владимира в 1165 году. На стенах церкви можно увидеть не только пилястры и аркатуру, характерные для византийских храмов, в закомарах сделаны и лепные украшения, изображающие человеческую фигуру с музыкальным инструментом, по бокам которой располагаются львы, грифоны, ниже - загадочные женские маски. Похожая, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь как олицетворение природных сил можно обнаружить и старые божества – фантастические твари, которые встречались на дохристианских украшениях «звериного стиля». Они и потом, спустя столетия, вплетаются в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Соборы новгородские отличаются от владимирских и Киевских своей приземистостью, скупостью на украшения. В Новгородской земле большее развитие получила фреска, располагающаяся не снаружи, а внутри храма. Сохранилась незначительная часть фресок храма Спаса на Нередице (XII в.), погибшего во время Великой Отечественной войны. Они представляют собой своеобразную галерею новгородцев в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники.

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.

1. Расселение славян. С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. Во времена Великого переселения народов они продвинулись далеко на запад и на юг. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге. С VII века они стали продвигаться и на восток. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западных, южных и восточных.

Западные славяне - это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и другие.

Восточные славяне - это предки трех родственных народов: русского, украинского и белорусского.

2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремеслами.

В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание - вече (от слова «вещать» - говорить со знанием дела).

Во главе племен стояли военные вожди - князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают

ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных ими славян, переняли их язык, но дали им свое имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.


Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893-927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя.их своими сторонниками.

Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

В 863 году братья были направлены в Вели-коморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Ве-ликоморавская держава распалась.

5. Образование Чехии и Польши. В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мёшко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Меш-ко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Образование славянских государств»

Цели: (сл. 2) - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни

Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

Охарактеризовать правление славянских князей;

Развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию

Оборудование : компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Культура Византии»

1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

А) римский

Б) греческий

В) латинской

2. В государственных и частных школах обучали:

А) чтению, письму, счёту, церковному пению

Б) счёту, музицированию, письму

В) чтению, письму, танцам, счёту

3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

А) Лев Математик

Б) Пифагор

В) Аристотель

4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

А) введена медицинская практика

Б) создано первое медицинское училище

В) созданы пособия для обучающихся

5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

А) порохом

Б) зажигательной смесью

В) « греческим огнём»

6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

А) отсутствии декоративного украшения

Б) проведения службы вне помещения

В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

7. Притвор – это

А) помещение у западного, главного входа

Б) вытянутая, основная часть храма

В) место, куда могли входить только священнослужители

8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

А) храм в Афинах

Б) храм Святой Софии

В) храм Пантеон

9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

А) мозаикой

Б) фресками

В) иконой

10. Канон – это…

А) сборник законов

Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

А) « Троица»

Б) « Владимирская Богоматерь»

В) « Мадонна»

12. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?

А) славяне

Б) хорваты

В) болгары

Ключ:

1- б, 2 – а, 3- а, 4 – б, 5 –в, 6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в, 11- б. 12 – а.

3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 3)

План урока.

    Расселение славян.

    Занятия и образ жизни славян.

    Болгарское государство.

    Великоморавская держава.

    Образование Чехии и Польши

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

(сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили . В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Запишем :

На западе – от реки Эльбы

На востоке – до среднего течения реки Днепр

На севере – от Балтийского моря

На юге – от Дуная и Чёрного моря

(сл.5) В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

    Поляки

    Словаки

    полабские племена, жившие к востоку от Лабы,

    поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

    Болгары

    Сербы

    Хорваты

    и другие.

    заселившие часть Балканского полуострова

    предки трех родственных народов:

    Русского

    Украинского

    Белорусского.

Территория расселения какой группы славян самая большая?

Занятие и образ жизни славян .

Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

германцы

норманны

Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло

Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только долинах рек.

А чем занимались славяне?

(сл. 6) Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

(сл. 7) В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание - вече (от слова «вещать» - говорить со знанием дела).

(сл. 8) Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…

Болгарское государство .

(сл. 9 ) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.

Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

(сл. 10)

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

(сл. 11) Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

(сл. 12) Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.

(сл. 13 ) В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

(сл. 14) Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

Великоморавская держава .

(сл. 15) В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

(сл. 16) Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками

(сл. 17) Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

(сл. 18 ) Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

(сл. 19) В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.

(сл. 20 ) После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.

Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

(сл. 21) Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась..

2) работа по учебнику:

Стр. 72 – 73 – Образование Чехии и Польши.

(сл. 22) В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

(сл. 23 ) Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

(сл. 24) Во второй половине X века польский князь Мешко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

(сл. 25)

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти

(сл. 26) Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Давайте сделаем вывод и запишем его в таблицу:

Болгарское государство

Чехия

Польша

    • к VII веку образовалось болгарское государство

      князь Борис в 865 г. принимает христианство

      князь Симеон в начале X века принял титул « царя болгар и греков»

      в начале XI века Византия

подчинила себе Болгарию

    • к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство

      зависимость от германского короля

      в 1085 г. чешский князь принял титул короля

    • в 10 веке образовалось древнепольское государство

      в 960-992 гг. правил Мешко I – первый польский князь, проводивший политику объединения

      966 г. – принятие католичества

      Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель

      К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 73

6. Домашнее задание:

Параграф 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь

Вопросы и задания.

1. Изучите первую карту параграфа и назовите славянские племена, вошедшие в первые славянские государства. Названия каких племен вы можете объяснить?

В состав Болгарского государства вошли: болгары, сербы, валахи.
В состав Великой Моравии вошли: лужицкие сербы, чехи, моравы, словаки.
В состав Руси вошли: дреговичи, тиверцы, волыняне.
Поморяне – те, кто живут у моря. Поляки – те, кто живет в полях.

2. Почему государства славян образовались позже, чем государства германцев?

Германские государства образовались раньше, потому что этому способствовало объединение всех германских земель под властью Карла Великого. После распада его империи территории, населявшиеся германцами, образовали Восточно-Франкское королевство. А на территории Руси племенные союзы славян достаточно долго сохраняли независимость, и каждому новому киевскому князю приходилось заново покорять их.

3. Заполните таблицу «Образование славянских государств».

Таблица «Образование славянских государств»

Название государства Век образования государства Правитель, при котором наступил расцвет государства Причины ослабления государства
Болгарское царство VII век князь Борис внутренние раздоры, нападения венгров, кочевников-печенегов, византийской армии
княжество Само VII век князь Само союз нескольких западнославянских племен оказался непрочным, и государство вскоре распалось на отдельные княжества
Великая моравия IX век Святополк после смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями, затем кочевники-венгры захватили большую часть территории государства и оно прекратило свое существование
княжество Чехия IX век Вацлав I Чехия признала власть германского императора и стала частью Римской империи
Польша X век Болеслав I Храбрый сын Болеслава Мешко II, вынужденный воевать одновременно с Германией, Чехией и Русью, потерял почти все завоевания своего отца, включая и королевский титул, от которого он отказался в 1033 году

4. Очень важным источником по истории Чехии является письменный источник «Чешская хроника» Козьмы Пражского. Он собирал предания, легенды, грамоты и составил хронику Чехии. Хроника записана на латыни. Объясните, почему чех записал историю своей страны на чужом языке.

В 11 веке Чехия официально приняла христианство по западнохристианскому, католическому, образцу и вошла в состав Священной Римской империи, где основным языком был латинский. Кроме того, все письменные документы в Западной Европе составлялись на латинском языке, который был общеупотребительным.

Вопрос 1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране?

Ответ. Ветви:

1) южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары и др. славяне Балканского полуострова);

2) западные славяне (поляки и чехи);

3) восточные славяне (русские, белорусы и украинцы) – в основном они, именно русские, живут в России.

Вопрос 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры?

Ответ. Кирилл и Мефодий крестили Великую Моравию. Но главное, они создали славянскую азбуку перевели первые книги на славянский язык, а также научили грамоте и богословию первых славян, их ученики понесли знания за пределы Великой Моравии (они были просто оттуда изгнаны).

Вопрос 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств?

Ответ. Первым по-настоящему славянским государством была Великая Моравия (Аварское и Болгарские государства появились раньше, но это были государства кочевников, которым славяне подчинялись). А больше всего славянских государств возникло в IX веке (Приморская Хорватия, Древняя Русь, Великая Моравия).

Вопрос 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив Вопросы, которые необходимо изложить.

Ответ. В рассказе нужно выделить: место и время жизни деятеля и то, почему его запомнили потомки.

1) Симеон жил в Болгарии в конце IX и в начале Х веков. Он был самым великим правителем первого Болгарского государства, успешно воевал с Византией, не раз осаждал её столицу. Подчинил себе многие славянские племена.

2) Мешко I – правитель Польского государства Х века. Он принял христианство и крестил свой народ.

3) Болеслав I Храбрый правил Польшей после своего отца Мешко I в конце Х и в XI веках, он объединил больше польских земель, нежели его отец.

Вопрос 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами?

Ответ. Связи:

1) болгары нападали на Византию и в итоге были ею на некоторое время покорены;

2) другие южные славяне долго находились под властью Византии;

3) хорваты долго находились под властью франков;

4) Великая Моравия и другие западные славяне конфликтовали с германцами;

5) Древнерусское государство имело тесные контакты со Скандинавией, возможно, даже было создано скандинавами;

6) дружины Древнерусского государства ходили походами на Византию;

7) Древнерусское государство активно торговало с арабами.

Вопрос 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите её.

Ответ. Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план:

1) расселение славян

а) разделение славян на ветви

б) западные славяне

в) южные славяне

г) восточные славяне

2) занятия и образ жизни славян

а) основные занятия славян в мирное время

б) система управления славянских племён

в) набеги на соседей

г) роль добычи в жизни славян

3) Болгарское государство

а) завоевание славян болгарами

б) создание Болгарского государства

в) князь Симеон

г) взаимоотношения с Византией

д) уничтожение Болгарского государства

4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности

а) создание Великоморавской державы

б) крещение Великой Моравии

в) деятельность Кирилла и Мефодия

г) особенности славянского алфавита

д) судьба наследия Кирилла и Мефодия

5) Образование славянских государств

а) образование Древнерусского государства

б) образование Чешского государства

в) образование Польского государства

г) окончательное объединение Польши



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта