Главная » Несъедобные грибы » Отличие наречия от краткого причастия. Отличие наречий от кратких прилагательных и кратких причастий

Отличие наречия от краткого причастия. Отличие наречий от кратких прилагательных и кратких причастий

Дёмина Алевтина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы (стаж 39 лет),
МБОУ СОШ №52 г. Краснодара.

Н - НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

I. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика работают на обратной стороне доски
Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить
Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая (не)моще(н,нн)ая улица.
Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н - НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).
2. Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски
1 ученик:
Местность пустынна
Поступил бесчувственно
Бешеный хищник
Нежданный гость
ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)
2 ученик
Упражнение не сделано
Утро туманно
Раненый адъютант
Подлинный автограф (словарная работа - на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)
Прошёл организованно.
3. Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.
Проверим, как расставили знаки препинания - читаю текст упражнения сама.
Вопросы?
4. Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

II. Новая тема.

1. Сегодня нас интересует более сложный случай.
Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:
Море взволнова(н,нн)о
Море взволнова(н,нн)о шумело
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.
Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:
Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.
Море шумело (как?) - по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное - полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.
Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.
2. Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).
3. Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники
наречие краткое прилагат краткое причастие
как? относится к глаголу каково? но имеет переносное значение, можно заменить синонимом- прил. или полным прилагат. каково? но можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос ЧТО СДЕЛАНО?
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) Всегда одна Н
Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось)
4. Итак, самое главное - не ошибиться в определении части речи.

III. Закрепление знаний.

1. Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.
(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)
2. Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.
Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.
Вариант 2
Отметить те случаи, когда пишется НН
1. Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
2. Ребята играли увлечё…о.
3. Звено увлече…о игрой в шахматы.
4. Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
5. Шумело взволнова…о море.
6. Командир был взволнова….
7. Море было взволнова…о.
8. Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
9. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
10. Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

IV. Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:
Работа (не)продума(н,нн)а
(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о
Изл…гает мысли пута(н,нн)о
Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей
Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о
Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется - попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

Учитель в это время проверяет перфокарты.

V. Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?
Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.
Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

VI. Результат работы по перфокарте - оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

VII. Домашнее задание: по Справочнику упр.206.

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.

Вам понадобится

  • Текст с причастиями и прилагательными;
  • Знание правил образования причастий;
  • Знание сходств и различий у обеих частей речи;
  • Знание образований адъективных прилагательных;
  • Знание исключений из правил.

Инструкция

Часть речи, обозначающая свойство, принадлежность или признак другой части речи - имени существительного, но не связано с ним каким-либо процессом. Прилагательное есть зависимая от существительного часть речи, поэтому оно наследует все его признаки. Это значит, что имеет три рода: мужской, женский и средний, числа: единственное и множественное, и также изменяется по в соответствии с существительным, к которому оно относится. Прилагательное отвечает на вопрос «какой?» или «чей?».

«Масляной краски» (Р.п.)

«Промасленным блином» (Тв.п.)
4. Также причастие может иметь краткую форму как и прилагательное. Например: «сделан» (от «сделанный») –причастие, «светел» от «светлый».
5. Как члены предложения причастие и прилагательное являются .

Различия между причастиями и прилагательными
Теперь на примере рассмотрим причастий от прилагательных, которые характеризуют наличие у них (причастий) признаков глагола:
1. Совершенный вид – «пробежавший», «бегущий» – несовершенный вид.
2. Возвратная форма – «вращающийся», «вращающий» – невозвратная форма.
3. Время – «бегущий» (наст.вр.), «бежавший» (прош.вр.).
4. Действительное или страдательное значение разрывающий рубаху, разрываемая рубаха.
5. Переходность: читающий человек, читающий книгу.
Существуют в прилагательные, образованные из причастий. Их называют отглагольными прилагательными или прилагательными, адъективно образованными.

Образуются такие прилагательные по следующим причинам:
Возникновение у предмета действия нового значения, например «движущая сила»;

Возникновение у слова, являющегося причастием переносного значения, например «блестящее выступление»;

Если причастие обозначало предназначенность для выполнения какого-либо действия и стало постоянным сопутствующим словом для существительного, например «сгущеное молоко». Обратите внимние, в данном примере меняется даже написание слова, т.к. в случае причастия правильно было бы написать «сгущенное»;

Если причастие способность предмета подвергаться какому-либо воздействию, например «несклоняемое прилагательное».

Отличить причастие от прилагательного можно довольно простым способом. Попробуйте вставить в предложении слово после предполагаемого причастия или прилагательного, подходящее ему по смыслу. Например, в предложении «Мы увидели летящих птиц» можно вставить подходящее по смыслу слово «по небу». «Мы увидели летящих по небу птиц». Слово «летящих» в данном случае является причастием.
В предложении «Она подошла к нам летящей походкой» мы не можем вставить подходящего слова к слову «летящая», т.к. это – прилагательное и находится в прямой зависимости от существительного «походка»

Второй способ отличить прилагательное от причастия довольно непрост, т.к. основывается на знаниях по образованию причастий и прилагательных. В большинстве случаев причастия имеют в суффиксе двойное «н» в отличие от прилагательных, но в обоих этих правилах имеются исключения, которые необходимо знать.

Видео по теме

Полезный совет

В настоящее время существует много программных продуктов в виде грамматических словарей, позволяющих проверить свое правописание, а также разобрать предложение по частям речи и выявить как причастия, так и прилагательные.

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.

Вам понадобится

  • 1. Слова
  • 2. Причастия

Инструкция

Посмотрите, какой имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.

Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.

Источники:

  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Причастия и деепричастия , равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.

Инструкция

Причастие ( оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и , имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о ).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.

Причастие и функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся бесшумно и покорно роняли желтые .
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).

Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия , являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на . Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-(-ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида: -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

Существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными : -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».

«Причастие 7 класс» - Развеш…нные на стенах ковры. – Развеш…нные в магазине товары. Причастие. Замеш…нное тесто. – Замеш…нный в преступлении. Н и НН в суффиксах страдательных причастий. Так же, как и глаголы, причастия бывают I и II спряжения. Не с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Фактологический диктант «Лови ошибку!».

«Причастие» - Прошедшее время. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Причастный оборот. Страдательные причастия прошедшего времени. Искры,|ярко пылающие|, были похожи на звёзды. Настоящие время. Действительное причастие. Несовершенный вид. Причастие – самостоятельная часть речи. Действительные причастия настоящего времени.

«Правописание наречий» - Правописание наречий. Вспомним: наречие, как часть речи. Совет хорош вовремя. Направ.. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. Классная работа. Тезис. Дай срок, будет и прок. Всякий познается у дела своего. Налев.. От дела не бегай. Словарная работа. Издавн..., занов..., запрост…, начист…, сначал….

«Наречие 6 класс» - Близко. ЕХАТЬ - ласково, глупо, Верхом, Специально. Наречия заблудились. Спокойно, Здесь, рядом, впереди. Изречение. Сама не глотает, другим не даёт. Окончания. Говорить -. С перепугу, со страха. Наречие никогда. Говорить спокойно, вежливо, внятно, вслух. Петь замечательно, втроём, вместе. Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

«Урок 7 класс Причастие» - Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие». Вот и закончилось повторение темы. Тишина осени А.К. Толстого. Урок русского языка в 7 классе. По вертикали: Прилагательное (м.р., п.п.) из названия сказки А.С. Пушкина. В сказке четверо школьников, не дороживших своим временем, стали стариками и старухами.

«Причастие 10 класс» - Страдательные. Действительные. Укажите правильную характеристику слова ЗАЛИТАЯ из предложения Б. 10 класс. Урок русского языка. Словарный диктант задание: вставить пропущенные буквы. Задания по тексту. Образование причастий. ПРИЧАСТИЕ –особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

Предпринимаю попытку создать нечто вроде опорного конспекта для тех, кто затрудняется определить часть речи и, соответственно, путается в правописании причастий и отглагольных прилагательных.

Вопросы, уточнения и попытки округлить будут только приветствоваться.

Причастия отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола, но и своим значением.

Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия - признаки, развивающиеся во времени .

Например: красный (вообще красный) - краснеющий, покрасневший (становящийся, ставший за какое-то время красным); старый (вообще старый) - стареющий, постаревший (становящийся старым за какой-то промежуток времени).

Оффтопик

Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ.

Например: Нравился ему и Тит Никоныч… всеми любимый (причастие) и всех любящий. (И. Гончаров)

Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное) пьесы… я с удовольствием слушал. (А. Чехов).

Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия: сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

Причастия употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорно-бытовой.

Чтобы разграничить причастие и прилагательное для начала достаточно запомнить одну простую вещь:

причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано.

Например, построенный дом – дом, который построен;

Оффтопик

У причастия может иметься зависимое слово.

Например: блестящие (от чего?) от радости глаза – причастие.

а прилагательное можно заменить другим прилагательным.

Например:

блестящие (причастие) от радости глаза - заменяем: глаза, которые блестят + есть зависимое слово «от радости»

блестящие (прилагательное) выступления - заменяем: изумительные выступления, прекрасные выступления, отличные выступления.

Оффтопик

Термины всегда являются прилагательными (пишущая машинка);

Частица НЕ снижает глагольность, поэтому слово употребляется уже в роли прилагательного (неподходящие условия – прилагательное);

Причастия на –ший часто переходят в прилагательные (истекший год – прилагательное).

Как отличить не любимый от нелюбимый?

Причастие - если есть зависимое слово + форма образована от глагола несовершенного вида, т.е. отвечающего на вопрос «что делать?»

Например:

не любимые (образовано от глагола - «что делать?» - «любить», несов. вид) ребенком (< - это зависимое слово) игрушки.

Повторим и уточним:

Если слово можно заменить глаголом, не изменив сути словосочетания, и подставить зависимое слово в творительном падеже, то это причастие

(изысканные резервы - изыскать резервы, изысканные (кем?) начальником резервы) ;

Если можно заменить другим прилагательным , применить степени сравнения или образовать от слово наречие на –О, то это прилагательное

(изысканные манеры – благородные манеры, крайне изысканные манеры, изысканно) ;

В каждом сомнительном случае экспериментируйте с синонимами или попыткой образовать глагольную форму, добавить зависимое слово и со временем разграничивать станет легче.

Буквы Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Одна буква H пишется в прилагательных с суффиксами -н-, -ен-, образованных от глаголов несовершенного вида без приставки:

Например: гружёная (одна «н», потому что образовано слово от глагола «грузить» без приставки, глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос «что делать?») машина, вязаный (одна «н», потому что образовано от глагола «вязать» без приставки) свитер.

Прилагательные тут не имеют зависимых слов. Если никак зависимое слово не присобачено, перед вами прилагательное.

Две буквы HH пишутся :

а) в причастиях , а также отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками и без приставок :

подсоленное масло, сломанные вещи (причастия);

рассеянный человек (прилагательное, образованное от глагола «рассеять» совершенного вида, отвечающего на вопрос «что сделать?»), отчаянный шаг (прилагательное, образованное от глагола «отчаяться» совершенного вида, отвечающего на вопрос «что сделать?»)

Исключения : смышлёный мальчик, названый брат;

б) в причастиях с зависимым словом :

гружённая (чем?) кирпичом, вязанный (чем?) крючком;

А если усидчивая Дж. своими словами объяснит мне в комментариях, почему «груженая машина» пишется с одной «н», а «груженная кирпичом машина» с двумя, то она получит плюшку.

в) Заучиваем (чит. зубрим, чтоб на веки вечные) прилагательные-исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный, медленный ;

г) в прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный, -ёванный : рифмованный, квалифицированный, корчёванный (исключения: кованый, жёваный).

Увидели «ованный, ёванный» - написали две «н»

3. В кратких причастиях пишется одна буква Н,

в кратких отглагольных прилагательных пишется две буквы Н.

Чтобы отличить в предложении краткую форму причастия от краткой формы прилагательного, можно воспользоваться теми же принципами, что и для различения полной формы.

а) если возможно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме, перед вами прилагательное.

Их взгляды, очень ограниченны (т. е. узки, недалёки - краткое прилагательное) ;

б) если мы видим зависимое слово, перед нами причастие.

Интересы обломовцев были ограничены узким кругом повседневных забот (ограничены (чем?) узким кругом забот - краткое причастие).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта